Прохождение квеста "бестия из туссента". Бестия из Туссента Ведьмак 3 первый слог мой в тепле

1. Одолеть великана .
Нужно помочь рыцарю Гильому одолеть Голиафа. Раньше это чудище тоже было рыцарем, но он нарушил свои обеты, и за это Владычица Озера обратила его в дикого гиганта, и изгнала на гору Горгону. Пару раз в год голод выгонял его в долину. Голиаф убил множество пастухов.

2. Следовать за Мильтоном к месту, где найдено тело .
Скачем с Мильтоном на то место, где было найдено тело последней жертвы Бестии.

4. Обыскать берег, используя ведьмачье чутье .
Прискакав на нужное место обнаруживаем, что солдаты уже забрали тело. Нам остается только обыскать берег и дно реки с помочью ведьмачьего чутья. Здесь на нас нападут несколько монстров - Паршивцев 35 уровня. Разбираемся с ними и продолжаем наши поиски улик. На дне реки обнаружим запутывавшуюся в рыболовных сетях салфетку с монограммой "Д.Л.К.".

5. Поговорить с Мильтоном о находках .
Сообщаем рыцарю о находках. Он предложит нам дойти до ближайшей корчмы и спросить местных жителей не знают ли они куда солдаты отвезли тело жертвы.

6. Следовать за Мильтоном к корчме и узнать, куда забрали тело .
Завсегдатаи корчмы скажут, что тело погрузили на телегу и отвезли в подвал Корво Бьянко.

7. Отправиться в Корво Бьянко и осмотреть оставленное в подвале тело .
Бежим к поместью, до него буквально 250 шагов.

8. Используя ведьмачье чутье, определите, что за чудовище убило стражников .
Возле поместья повсюду будет трупы. С помощью ведьмачьего чутья Геральт изучит их и придет к следующему выводу - это брукса убила всех этих людей.

9. [Дополнительно] Прочить в бестиарии сведения о бруксе, чтобы подготовиться к бою .
Чтобы пройти это задание на 100% откройте бестиарий и прочитайте статью и бруксе.

10. Отыскать тело жертвы Бестии в подвале Корво Бьянко .
Спустившись в погреб увидим бруксу стоящую у тела. Геральт захочет выяснить у нее зачем она убила этих несчастных, но она решит не отвечать на этот вопрос.

11. Одолеть бруксу .
Теперь нам предстоит убить ее. Т.к. брукса умеет быть невидимой. в сражении с ней вам поможет магическая ловушка. Убив ее - собирайте лут. Мне из нее выпало кровь, клык и слюна вампира, глаз чудовища и большой синий мутаген.

14. Изучить тело жертвы Бестии .
Теперь можно спокойно изучить тело. И здесь нас ждет небольшой сюрприз - рядом с трупом лежит чья-то отрубленная или оторванная кисть, которая еще немного шевелится. Из характера повреждений Геральт делает следующий вывод - убийца - скорее всего чудовище, не брукса.

15. Найти Пальмерина и попросить его отвести вас к княгине .
По мнению Геральта настало время встретиться с княгиней Туссента. Для этого нужно найти Пальмерина. На его поиски отправляемся в долину сансретур на турнирные поля. Там окажется, что уже начался поединок - рыцарь против шарлея. Но.. битва выходит из-под контроля рыцаря и нам придется вмешаться.


Сражение с шарлеем смотрите в видео выше.

16. Следовать за княгиней во дворцовые сады .
После окончания боя идем за княгиней к капитану гвардии Туссента Дамьену де ла Туру. Он расскажет про предыдущие убийства.. все жертвы раньше были рыцарями и умерли при странных обстоятельствах. Например, первым был убил Креспи. Его нашли ночью стоявшим на четвереньках и позорного столба с собственным мечом на шее. Еще одного рыцаря Рамона дю Лака нашли в канаве одетым в ночную рубашку и колпак. Под головой у него была подушка, а вместо меча - грелка для постели. Из этого рассказа Геральт сделал вывод, что Бестия хочет указать на то, что эти люди перестали быть образцом добродетели, нарушили свою клятву чести, мудрости, щедрости, доблести и сочувствия. Княгиня догадывается кто будет следующий жертвой - Мильтон, который сейчас сидит где-то одевшись зайцем(это у них такие ежегодные игры). Чтобы его найти нужно собрать три подсказки. Одну из них заберет сама княгиня, а другие две нужно найти Геральту.

17. Выловить из пруда золотую рыбку .
Ныряем в озеро и с помощью ведьмачьего чутья ищем там золотую рыбку, в ней будет первая подсказка.

18. Найти единорога на поляне во дворцовых садах .
Чтобы единорог не убежал от Геральта нужно угостить его спелым яблоком, которое можно найти в одной из бочек неподалеку.

22. Встретиться с княгиней, чтобы соединить подсказки и понять, где спрятался Мильтон .
Соединив три подсказки вместе княгиня и Геральт догадаются, что Мильтона следует искать в теплице. Бегом бежим туда, но к сожалению, окажется слишком поздно.. мы застанем вампира над уже убитым Мильтоном. Геральт погонится за этим вампиром, но это уже совсем другая история..

Следующее задание.


Как только становится известно о новом убийстве, Геральт пришпоривает лошадь и отправляется в компании с рыцарем Мильтоном к берегу реки у корчмы Куролиск чтобы поскорее осмотреть место происшествия.


У самого берега рядом с рыбацкой хатой можно найти множество обломков и мусора, который прибивает к берегу. Там же с помощью ведьмачьего чутья можно наткнутся на следы гвардейцев. Внимательно обследуйте обломки. Так же будьте готовы дать отпор местным трупоедам, которые довольно сильны. После обследуйте разорванные сети у берега.


Затем ныряйте в воду, там вы найдете платок с инициалами жертвы. Там же на берегу необходимо найти след от лодки. После короткой беседы следуйте за рыцарем в корчму.


Там нас пригласят к столу, где вы узнаете куда собственно отвезли труп, а так же послушаете рассказы о том, что рыцари позабыли о благодетелях и поэтому Боги наслали на людей Бестию. Так же рыцарь Мильтон похвастает о своей будущей роли трусливого зайца в забавах господ...


Отправляемся в поместье Корво Бьянко к юго-западу от корчмы, по дорожке. При приближении к месту назначению Геральт услышат звуки бойни. Пройдя ближе к имению там вы найдете умирающих солдат, которые вылазят из подвала. Спускаемся в подвал!


Там застаем бруксу, которая следила за Геральтом еще в корчме. На всевозможные предложения окончить дело миром - девушка с торчащими сосками отказывается. Завязывается драка. Необходимо использовать бомбу , чтобы сделать бруксу видимой. Так же не попадайтесь на пути ее крика.


После вам следует осмотреть труп жертвы. Среди прочего вы найдете мешочек с монетами, а а так же руку, которая регенерирует и отдает теплом. Геральт решает отправиться побыстрее к Анне Генретте.


На арене мы становимся свидетелем того, как бедолаге-шарлею привязали колокольчики к хвосту, чтобы он шугался сам себя и не представлял опасности, однако, ему удается высвободиться и протаранить рыцаря Гиольна, который решил сразить монстра во славу прекрасной дамы. Геральту приходиться вмешаться.


Даже на самом сложном уровне, Шарлей не представляет никакой опасности. Быстро рубим его на капусту. После того, как шарлей падет вам предстоит выбор - добить его или пощадить. Выбор за вами (я лично не стал добивать существо), однако стража знает свое дело.


Отправляемся за анной Генреттой к капитану Дамьену, который введет вас в курс дела относительно двух предыдущих жертв. Так же вам даруют в имение поместье Корво бьянко, в котором вы сможете осесть и пусть корни водить девок. Выяснится, что все 5ро служили в одном гарнизоне, и все убитые нарушили по одной благодетели. Следующим на очереди оказывается "трус" Мильтон. Которого Бестия вот-вот настигнет.


Анна Генретта сбрасывает подол и в одних подштаниках прыгает на коня, скачем вместе с ней к садам, где собственно и спрятался в форме трусливого зайца бедняга рыцарь.


Уже в садах, княгиня вам расскажет, чтобы найти трусливого зайца, необходимо достать 3 подсказки - это яйцо фениска (им займется лично златовласая женщина), Геральту же предстоит обуздать единорога и поймать золотую рыбку. Отправляемся к единорогу, Геральт его спугнет. Недалеко от дерева вы найдете две корзины с хлебом и морквой. Вам нужна так, которая с морковкой. Берите ее и несите "единорогу", он сам подойдет, забирайте подсказку.


Прыгайте на единорога и скачите к озеру.

Добро пожаловать в Туссент - край вина и любви!

Выполнение заказов для важных "шишек" зачастую вылезало седоволосому ведьмаку из школы Волка боком: то убить попытаются, то попытку дворцового переворота пришьют, то и вовсе убийцей короля провозгласят. Отправляясь в Туссент , Геральт из Ривии обнадёживал себя мыслью, что уже имел дело с княгиней Анной-Генриеттой и ничего плохого произойти не может - он просто быстренько выполнит её поручение, схватит мешки с золотом и вернётся восвояси. Но проще сказать, чем сделать, ведь впереди ведьмака ждёт интригующее расследование жестоких убийств, прокатившихся по княжеству, и поиски виновника...

Прибытие в Туссент

Как по мне, Боклер всегда был такой... Сказкой. Рыцари, эльфские дворцы...

Ах, Туссент! Хоть причина прибытия Геральта из Ривии в это княжество мрачна, к самому "Винному краю" такое описание уж точно не подходит. Туссент объединяет в себе элементы Франции и Италии в период позднего Средневековья - раннего Нового времени, которые находят своё отражение в культуре, инфраструктуре и архитектуре подвластных Анне-Генриетте земель. Цитируя слова из внутриигровой книги "Туссент, герцогство из мира сказок и чудес ", когда путник из Северных Королевств впервые попадает в Туссент, ему кажется, что оказался он в стране, сошедшей со страниц книжки волшебных сказок. И действительно, благодаря тёплому климату и удачному географическому расположению, гарантирующему цветущие сады, зелёные луга и прекрасное южное небо практически круглый год, Туссент может похвастаться воистину сказочными пейзажами. Кроме того, многие города, в том числе и столичный Боклер, были возведены на эльфских руинах, что также внесло свою лепту в фэнтезийный образ княжества. К сожалению, в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя, и Туссент не стал исключением - несмотря на относительную самостоятельность и мнимую независимость, это красочное герцогство освещается не только ярким небесным светилом, но и лучами Нильфгаардского Солнца.

Голиаф


Школа убегания от падающих объектов имени "Прометея"

Не успеет ведьмак и сопровождающие его достопочтенные господа Мильтон де Пейрак-Пейран и Пальмерин де Лонфаль налюбоваться чарующими видами Туссента, как вдалеке заметят бравого рыцаря верхом на скакуне, устремившегося в сторону ветряной мельницы. Очевидно, что такая постановка сцены - отсылка к литературному персонажу Дон Кихоту из романа Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ", также огласившему войну ветряным мельницам. Однако, если Дон Кихот видел в этих строениях угрозу лишь в своём воображении, представляя их опасными великанами, то его подражателя ожидал неприятный сюрприз - на встречу рыцарю выскочил настоящий разъярённый гигант, желающий отобедать изысканной отбивной из бедняги. Само собой, неравнодушный Геральт тут же кинется на помощь незадачливому воителю, обнажая свой меч.


Голиаф, я твой Давид!

Итак, что же можно сказать о данном противнике? Во-первых, его зовут Голиаф и он первый босс дополнения "Кровь и вино ". Да-да, не удивляйтесь, тут действительно придётся сражаться с боссом уже через минуту после прибытия в Туссент. Во-вторых, в качестве оружия он использует мельничный жернов, заменяющий дубину и значительно превосходящий обычное вооружение гигантов. Наконец, Голиаф - это великан, а значит, он уязвим для масла против огров, нанесённого на серебряный меч, неповоротлив и очень силён. С самого начала боя у Голиафа будет отсутствовать примерно девятая часть шкалы здоровья, но менее опасным противником он из-за этого не становится. Как бы странно это не звучало, но лучше всего подбежать к великану вплотную и рубить его мечом, откатываясь в сторону от его атак. Не помешает также наложить на себя защитный знак Квен, для большей уверенности в своей неприкосновенности. Он не отличается умом и сообразительностью, особой тактики против него использовать не стоит... Или стоит?


Последовательность действий для быстрого убийства Голиафа

Посетителям нашего сайта, знакомым с моим предыдущим руководством по прохождению задания "Посольство из Винного края ", я посоветовал перед отправлением в Туссент обзавестись арбалетом и улучшенной бомбой "Северный ветер". Теперь же пришла пора этим обмундированием воспользоваться. Бросьте бомбу в Голиафа, это должно на несколько секунд заморозить великана. Учтите, что он может и не замёрзнуть с первого раза, поэтому не паникуйте, если у вас не получилось сковать противника ледяными оковами и просто повторите попытку. Теперь доставайте арбалет, аккуратно цельтесь в глаз Голиафу и стреляйте. Сделав всё правильно, вы моментально опустошите шкалу здоровья гиганта. Такой способ умерщвления отсылается к библейской притче о Давиде и Голиафе, в которой будущий иудейский царь Давид убил великана, запустив пращой камень в глаз последнего.


Геральт и туссентские рыцари над поверженным Голиафом

После победы над великаном выясниться, что молодой рыцарь, которому ведьмак со своими товарищами пришёл на помощь, это Гильом де Лонфаль, племянник Пальмерина. Окажется, что он поклялся прекраснейшей из всех дам добыть голову чудовища, но признавая, что без вмешательства Геральта не управился бы, добровольно передаст все лавры профессионалу своего дела. Во время разговора ведьмак узнает, что согласно легенде Голиаф - это рыцарь, нарушивший данный им обет и наказанный за это Дамой Озера. Обращённый в великана, Голиаф бежал в горы, и лишь несколько раз в году, изнемогая от голода, спускался в долину и воровал овец, не брезгуя захватить с собой закуску в виде пастуха. Если задуматься, то сказка вполне может быть явью: во-первых, на теле Голиафа есть несколько татуировок с рыцарской тематикой и не только, которые он не смог бы нанести самостоятельно; во-вторых, если посетить мельницу Дульсинеи, расположенной между таверной "Куролиск" и винодельней Короната, то там можно обнаружить книгу "Как Луи Альберни стал Голиафом ", в подробностях и очень даже правдоподобно описывающую весь процесс обращения.


Трофей Голиафа на фоне своего предыдущего владельца

Отданный Гильомом трофей Голиафа, если поместить его в слот трофея, начнёт приносить дополнительный опыт за убийство любого чудовища в размере 5%. Ну а если у вас есть более "выгодные" трофеи, то некоторые торговцы готовы отдать за голову великана 250 новиградских крон. А вот непосредственно с тела поверженного гиганта можно подобрать большой красный мутаген, случайное количество нильфгаардских флоренов и новиградских крон, а также уникальный меч Далия. Он относится к магическим предметам и является серебряным мечом, повышающим пробивание брони на 150 единиц, шанс критического удара на 10%, а сам урон от таких ударов на 50%.

Новая жертва Бестии


Геральт и Мильтон на пути к корчме "Куролиск"

На прощание Гильом сообщит, что если ведьмак хочет заняться Бестией, то ему стоит знать, что чудовище напало снова. В излучине рядом с таверной "Куролиск" река выбросила на берег тело, и как раз в эту минуту там работают солдаты боклерской гвардии. Геральт, опасаясь того, что гвардейцы затопчут все следы, предложит поскорее отправиться к "Куролиску". Пальмерин скажет, что не сможет поехать с ними, так как должен оповестить княгиню о прибытии седоволосого убийцы чудовищ. Хорошо хоть, что Мильтон де Пейрак-Пейран не откажется составить Геральту компанию. Заскакивайте на Плотвичку и в путь! На берегу, к счастью или сожалению, солдат не окажется, ровно как и трупа. Что же, осмотреться вокруг всё равно не помешает...


Падальщики - это как гнильцы, только ещё более мерзкие и опасные

А вот кто и сможет помешать, так это стая падальщиков, обосновавшаяся на интересующем ведьмака месте. Падальщики - это разновидность трупоедов, а если быть точнее - гнильцов. Как и свои собратья, они обитают в местах недавних сражений, питаясь останками павших в бою рыцарей, солдат, разбойников и так далее. В бою они полностью повторяют поведение и набор атак гнильцов, но наибольшую угрозу для Геральта представляет их предсмертное состояние: газы и ферменты, скопившиеся в теле трупоеда, разрывают его и с большой скоростью разбрасывают в приличном радиусе костяные отростки. От этих своеобразных снарядов ведьмака хорошо защитит знак Квен. При этом стоит помнить, что осколки могут задеть соседних падальщиков и спровоцировать и их взрыв. В таких ситуациях либо уносите ноги, либо используйте альтернативный режим защитного знака.


Ты затронул чувствительную струну, Геральт...

Так-с, с падальщиками разобрались, теперь можно и к делам насущным вернуться. На берегу нас интересуют три вещи: окровавленные сети, из которых, вероятно, и выловили тело; следы от лодки, недавно погружённую в реку; шёлковый платок с монограммой Д.Л.К., за которым придётся нырнуть. Итак, что мы узнали исходя из этих находок? Прежде всего, тела жертвы здесь нет. Скорее всего, труп выловили гвардейцы и куда-то отвезли, но вот куда - неизвестно. А вот платок с монограммой внесёт немного ясности. Мильтон опознает в ней фамилию "Де ла Круа", своего старого друга, пути с которым, увы, давным-давно разошлись. Не желая давить на больной мозоль, ведьмак предложит зайти в таверну "Куролиск" и расспросить местных зевак, не знают ли они, куда солдаты забрали тело? Единственное, что насторожит Геральта - таинственная дама в багровой накидке, наблюдающая за действиями убийцы чудовищ с ближайшего моста. Однако, Пейрак-Пейран поспешит успокоить своего приятеля - немудрено, что на расследование столь громкого дела кто-то хочет посмотреть.


Одна история уморительней другой просто!

На постоялом дворе Мильтона сразу же узнают два дворянина и пригласят подсесть к ним за стол. Пейрак-Пейран представит Геральта, раскрывая также и цель его визита в Туссент. Как по заказу, рядом с господами будет ошиваться местный рыбак, обнаруживший утром труп в сетях на раков. Он примется рассказывать о том, как это произошло, чем явно заставит нетерпеливого Мильтона морально страдать. Медленно но верно, ведьмаку всё же удастся выудить из мужчины информацию о том, куда увезли тело - его перевезли на лодку на другой берег реки, погрузили в телегу и отвезли в подвал в Корво Бьянко, чтобы держать на холоде. Мильтона такая весть возмутит, ведь Корво Бьянко - это вотчина барона Росселя, и если он узнает, что из его подвала сделали мертвецкую, то затравит гвардейцев собаками... Вот только Пейрак-Пейран не знал, что за время его отсутствия в Туссенте карточные долги вынудили Росселя выставить винодельню на продажу, и впоследствии Корво Бьянко была продана на аукционе княжеской канцелярией. В это время из таверны выйдет та же самая девушка, которая наблюдала за Геральтом с моста, но Мильтон вновь попытается вправить на место расшатанные нервишки ведьмака, говоря, что это, должно быть, дочь кабатчика Линка. Рыбак добавит, что Бестия - это кара богов, насланная на "Винный край" из-за того, что рыцари начали отступать от древних традиций, превращаясь из защитников княжества в крохоборов. Версия интересная, но время не ждёт, а седоволосому ведьмаку ещё нужно осмотреть относительно свежий труп Де ла Круа в Корво Бьянко.


Увидишь меня в костюме - просто лопнешь со смеху!

Увы, теперь нас покинет и Мильтон де Пейрак-Пейран. Дело в том, что ещё до отъезда в Велен княгиня Анна-Генриетта торжественно обязала "рыцаря бычьей головы" исполнить роль Зайца в ежегодной охоте на, собственно, прыгучую животину. Геральт язвительно подшутит над Мильтоном, предполагая, что подобной действо явно уходит корнями в древние туссентские традиции. На самом деле, так и есть. По легенде, Заяц натворил разных пакостей: забрал рог единорога , пока тот спал; украл яйцо феникса , пока птицы не было в гнезде; выловил золотую рыбку из пруда короля Баклана. Узнав, что "Зверский суд" призывает Зайца к ответу за свои поступки, тот, убегая, растерял все перечисленные предметы, и участникам охоты необходимо их найти. В роге, яйце и рыбки скрыты подсказки к местоположению пакостливого воришки, и тот, кто первым отыщет Зайца, победит.

Бойня в Корво Бьянко


Ожидал увидеть один труп, а обнаружил кровавую баню

Винодельня Корво Бьянко расположена неподалёку от турнирных полей. Приближаясь к бывшим владениям барона Росселя, Геральт услышит отзвуки боя. Как окажется, винодельня стала местом кровавой расправы над гвардейцами. Но что же могло вырезать целый отряд? Внимательно осмотрите ещё не успевшие остыть трупы. У одного из солдат будет разорвано горло, при чём строение челюсти сопоставимо с человеческой, только клыки гораздо длиннее. Второго же убили одним ударом, а местному работяге досталось так сильно, что аж кровь из ушей пошла. Ещё один мертвец обзавёлся стильными ранами от когтей, нанесёнными небольшой рукой, а телега, на которой привезли останки Де ла Круа, была с лёгкостью перевёрнута убийцей. Ведьмак придёт к выводу, что убивал вампир, но не экимма и не фледер... Должно быть, это была брукса. Вот только что же здесь делает плащ той девушки, которая так активно подсматривала за Геральтом на постоялом дворе "Куролиск"? Единственный способ узнать - спуститься в подвал и встретиться с чудовищем лицом к лицу.


Ты?.. Ты была на постоялом дворе!

В самом дальнем помещении подвала над трупом Де ла Круа склонится обнажённая женщина, вся в крови. Ведьмак сразу же узнает в ней свою тайную "поклонницу". Геральт скажет бруксе, что её настоящая сущность ему известна, в отличие от мотивов, заставивших вампирицу убить всех этих людей. Дело ведь явно не в жажде крови, хоть обычно бруксы охотятся именно из-за голода. Она многозначительно промолчит, демонстративно ложа на стол обрубок кисти. Не получив ответа, убийца чудовищ попытается избежать драки, но жаждущая человеческой крови брукса не может отпустить его отсюда живым.


Истинный облик девушки в красном плаще

Бруксы хоть и не относятся к высшим вампирам, но с низшими у них мало общего. Обычно вампириц принято считать связующим звеном между этими видами, что сказывается как на уровне их интеллекта, так и на представляемой в бою опасности. Одна из главных особенностей брукс - способность становиться полностью невидимыми. В таком состоянии попасть по вампирице из Корво Бьянко невозможно, поэтому придётся заставить её материализоваться с помощью ведьмачьего знака-ловушки Ирден или бомбы "Лунная пыль". Знак Аард может оттолкнуть девушку и повалить её на землю, но если Геральт решит воспользоваться моментом и нанести удар, то брукса ловко отскочит назад. Игни, в свою очередь, нанесёт кровососущей твари положенный урон, но поджечь её не получится. А вот к воздействию знака Аксий брукса абсолютно невосприимчива. Ещё одна способность вампирицы - создание звуковой волны, наносящей урон и сносящей ведьмака с ног. От пагубного воздействия Геральта спасут защитный знак Квен и перекаты в сторону. Также, если на это есть достаточно времени, попытку закричать можно прервать выстрелом из арбалета или ударом меча. Потеряв часть шкалы здоровья, брукса набросится на Геральта и вопьётся клыками ему в шею, восстанавливая при этом своё здоровье. Чтобы не допустить этого, выпейте эликсир "Чёрная кровь", отравляющий и ослабляющий вампиров. В целом, постарайтесь не затягивать этот поединок не на жизнь, а на смерть, ведь чем дольше он будет длиться, тем меньше шансов на победу останется у ведьмака.


Нильфгаардские флорены, раны Де ла Круа и странная рука

Неспроста столько крови было пролито из-за одного единственного трупа. Подойдите к столу и изучите тело жертвы Бестии. Тело разбухло от воды, руки отсечены... Как и думал Геральт, его четвертовали. Обследуйте голову покойника и достаньте из его глотки кошель, набитый нильфгаардскими флоренами. Наверняка это не было блюдом на последней трапезе Де ла Круа, но что же это должно значить? Торс мертвеца, судя по хирургически точным следам от когтей, разрубили одним ударом, но уже после смерти. Скорее всего, первым делом убийца пронзил своими длинными когтями сердце дворянина. Но самое интересное - это та самая рука , которую держала брукса... Она не принадлежит Де ла Круа. Более того, даже провалявшись неизвестно сколько времени она всё ещё остаётся тёплой и кровоточит. И чья же она? Как много вопросов и как мало ответов. Единственное, что выяснил ведьмак наверняка - его точно убила не брукса, и Бестия всё ещё на свободе. Геральт решит, что стоит расспросить Анну-Генриетту о предыдущих жертвах, а для этого необходимо отравиться на турнирные поля и попросить Пальмерина де Лонфаля устроить приватную аудиенцию.

Турнирные поля


Ну вот и конец истории, дети. Возвращайтесь к родителям

Турнирные поля находятся в сотне-другой шагов от Корво Бьянко, в долине Сансретур. На месте проведения грядущего рыцарского турнира вовсю царит подготовительная суматоха: рыцари посвящают свои будущие свержения прекрасным дамам, ковали во всю изготавливают доспехи и оружие, а обычные зрители требуют хлеба и зрелищ! Пальмерин де Лонфаль же настраивает себя на участие по-своему, радуя детишек сказками. И правда, чего же ему волноваться, если это уже шестой турнир на его счету? Барон с радостью представит детворе Геральта из Ривии - мастера ведьмачьего цеха, от меча которого пал великан Голиаф. Дети начнут расспрашивать седоволосого убийцу чудовищ о важности добродетелей, но Пальмерин их быстро разгонит, отправляя к родителям. Он сообщит ведьмаку, что её сиятельство прибыла на турнирные поля и соизволит наблюдать за сражением на арене, и если они поспешат, то успеют встретиться с княгиней до начала зрелища.


Кто-то собирается сражаться с шарлеем?

По дороге к Анне-Генриетте Геральт заметит, как несколько крестьян пытаются прицепить к хвосту шарлея связку колокольчиков. По идее, подобный аксессуар должен ослабить чудовище, поскольку совершенно слепые шарлеи ориентируются в пространстве с помощью эхолокации, а звон колокольчиков собьёт их с толку. С другой же стороны, это может взбесить монстра, а учитывая, сколько на трибунах собралось зевак, лиха не миновать. Разумеется, точно так же подумает и ведьмак и поделится своими опасениями с Пальмерином. Стоит также отметить, что шарлей - это подарок императора Эмгыра вар Эмрейса своей кузине Аннариетте, а сражаться с чудовищем собирается Гильом, оплошавший с Голиафом и желающий добыть новый трофей для своей дамы сердца. К сожалению, хоть начнётся все за здравие, но закончится за упокой - из-за оплошности Гильома, шарлей освободится от связки колокольчиков. Геральту вместе с Пальмерином придётся вмешаться в гладиаторский бой, спасая не только самодовольного юнца, но и всех зрителей.


Побеждённый шарлей

Итак, что же стоит знать о шарлее и как его победить? Представьте себе гигантского крота, скрещённого с броненосцем, покрытым крепким каменным панцирем, способного в порыве ярости снести небольшое здание. Представили? Значит, поверхностное представление об этом реликтовом чудовище у вас уже есть. Как я уже упоминал ранее, подарочек императора Нильфгаарда слеп, но обладает острейшим слухом, поэтому если Геральт не будет двигаться, то и шарлей не станет его атаковать. Однако, бездействовать также не стоит, ведь в любом случае Пальмерин привлечёт внимание монстра и ведьмак может случайно попасть под особую атаку шарлея, при которой он сворачивается калачиком и подобно колесу начнёт носиться по всей арене. В такие моменты старайтесь как можно скорее сбежать с траектории движения чудовища, так как катится он очень быстро, а урона наносит немало. Если не уверены в своих рефлексах и быстроте реакции, почаще накладывайте защитный знак Квен. В то же время, подобная атака не позволяет шарлею остановиться при возникновении такой потребности, и он может врезаться в трибуны, на несколько секунд оглушая самого себя и открывая для атак серебряного ведьмачьего меча своё незащищённое брюхо. Быстрее подбегайте к шарлею и одарите его градом ударов, при этом смазав клинок маслом против реликтов. Учтите, что идти в лобовую атаку против шарлея бессмысленно - его броня не только отразит все удары, но и с определённой вероятностью оглушат Геральта. Также нильфгаардский "гладиатор" легко опрокидывается знаком Аард и бомбой "Самум", хоть и обладает иммунитетом к ошеломлению. Пальмерин в бою с шарлеем может "выйти из строя", но переживать за судьбу странствующего рыцаря и загружать раннее сохранение не нужно, так как он лишь потеряет сознание и придёт в себя сразу после победы Геральта.

Приняв поражение от ведьмачьего меча, шарлей от императора Нильфгаарда не умрёт, но будет сильно ослаблен и больше не сможет противиться своей незавидной участи. Княгиня Анна-Генриетта, наблюдавшая за происходящим со своей ложи, восторженно окликнет Геральта и прикажет тому добить чудовище. Как поступить с шарлеем - решать только вам:

  • Добить шарлея . Геральт смиренно повинуется желанию Анны-Генриетты и одним ловким движением оборвёт жизнь чудовища.
  • Пощадить шарлея . Ведьмак проигнорирует требование княгини и демонстративно спрячет свой серебряный меч в ножны. Шарлея уволокут с арены крестьяне.

Данный выбор никаких фактических последствий за собой не повлечёт, разве что в том случае, если Геральт решит пощадить шарлея, он проявит добродетель милосердия для второстепенного задания "Пути предназначения ". И всё же, очень сомнительно, чтобы, казалось бы, добрый поступок ведьмака действительно был положительным, ведь скорее всего шарлея продолжат эксплуатировать в качестве развлечения для туссентских зевак.


Геральт, Пальмерин и Гильом после выступления на арене

Пальмерин поможет Гильому подняться, ведь не годится рыцарю встречать княгиню и её свиту, состоящую из придворных дам, распластавшись на земле. Молодой парень скажет Геральту, что им нужно поговорить, но сделать это в присутствии правительницы Туссента и девушек, в том числе и Вивиенны де Табрис, к которой Гильом явно неровно дышит, не получится. Если после выполнения задания "Бестия из Туссента " вернуться на турнирные поля и отыскать племянника Пальмерина в лазарете, то появится возможность лично принять участие в ежегодном рыцарском состязании по заданию "Песнь рыцарского сердца ".

Разговор с Анной-Генриеттой


Туссентская княжна Анна-Генриетта собственной персоной

В конце концов, Геральту всё же удастся обмолвиться парой слов с Аннариеттой. Ведьмак попытается объяснить княгине, что подобные развлечения с шарлеем - затея опасная, но та даже не захочет слушать седоволосого, считая, что забава вышла славная, да и Гильом отделался лишь парой ушибов. Когда же речь зайдёт о Бестии, Аннариетта предложит немного пройтись и найти Дамьена де ла Тура, капитана боклерской гвардии. Во время прогулки Анна-Генриетта поинтересуется у Геральта, прибыл ли они в Туссент один? Как вы помните из предыдущего прохождения, речь идёт о том, не увязался ли вслед за ведьмаком бард Лютик, который однажды крутил с княжной роман, но был застукан с другой и навеки изгнан из "Винного края". Аннариентта также добавит, что сильно жалеет о своём решении отменить смертную князь песнотворца Юлиана Альфреда Панкраца .


Жадность вместо щедрости, трусость вместо храбрости...

Княгиня представит ведьмака Дамьену. Тот решит сходу проявить своё холодное, и даже отрицательное мнение о Геральте. Тур считает, что его гвардейцы справились бы и сами, а появление убийцы чудовищ лишь сулит лишние проблемы. Но ослушаться Аннариетту Дамьен не смеет, посему смиренно расскажет ведьмаку о жертвах Бестии. Первым от её лап пострадал граф Владимир Креспи. Свидетели утверждают, что он, как и обычно, сидел на пиру и в ус не дул, но потом внезапно исчез. Его тело нашли в ту же ночь на городской площади, привязанное к позорному столбу. Вторым же погиб Рамон лю Лак, о кончине которого гвардейцам сообщили местные разбойники - так уж повелось, что даже отъявленные мерзавцы страшатся Бестии и желают поскорее от неё избавиться. На голову Рамона была натянута шутовская шляпа, но сам Дамьен де ла Тур сомневается, что это работа убийцы. А вот Луи де ла Круа при жизни был очень жадным, хоть это и противоречит пяти добродетелям. Секундочку! Позор вместо чести, шутовство вместо мудрости, жадность вместо щедрости... Всё сходится! По всей видимости, Бестия убивает бывших рыцарей, коими и были Креспи, дю Лак и де ла Круа, отошедших от каноничных добродетелей. Остаются только храбрость и милосердие... А Мильтон, когда-то состоявший в одной дружине с нынче покойными, как раз сейчас находится в замке и примеряет на себе костюм Зайца.


Это мой замок и я не допущу, чтобы в нём кого-то убивали

Анна-Генриетта согласится с ведьмаком - Мильтон должен стать следующей жертвой Бестии из Туссента, став примером для рыцарей, желающих отступить от добродетели храбрости. Княгиня заявит, что не допустит смерти одного из поданных, да ещё и в своих садах, и, оседлав удачно подвернувшуюся под руку лошадь, устремится в сторону замка.


Ключ от винодельни Корво Бьянко

Но попридержите коней. Думаю, стоит упомянуть о том, что ещё до начала формального расследования Геральта Анна-Генриетта спросит у ведьмака, правда ли это, что они требуют у своих клиентов в качестве "то, о чём не знаешь, но дома застанешь "? Независимо от ответа, выбранного игроком, княгиня дарует седоволосому ключ от винодельни Корво Бьянко, которая с этого момента переходит в собственность ведьмака. Геральт, удивится тому, что ему пытаются всучить мертвецкую, но Аннариетта скажет, что не знала об этом и, скорее всего, такая оплошность возникла в результате бардака в канцелярии. Кажется, у человека без дома впервые в жизни появилась достойная обитель.

Охота на Зайца


Не будем поднимать шумиху. Паника может вынудить Бестию напасть

Добравшись к княжеским садам, Аннариетта и Геральт подоспеют к самому разгару ежегодной охоты на Зайца . Княгиня постарается сохранить хладнокровие, не желая сеять между веселящимися дворянами панику, ведь это может вынудить убийцу напасть раньше положенного времени. К сожалению, даже Аннариетта не знает, где может прятаться Мильтон де Пейрак-Пейран, а чтобы выяснить его местоположение, придётся сперва найти три фанта: рог единорога , золотую рыбку короля Баклана и яйцо феникса . Туссентская княгиня предложит Геральту разделиться и отправится за яйцом, ну а представителю ведьмачьего ремесла придётся поохотиться за двумя другими трофеями.


Первый фант - рог единорога

Хоть сюжет задания обставлен так, что время не ждёт, можете не торопиться и прогуляться по садам. Когда же ваш Геральт насытится боклерским воздухом, отправляйтесь на небольшую полянку, на которой участники охоты пытаются снять рог с ряженной под единорога белой лошади. Увы, это не Плотвичка, привыкшая к физиономии Геральта, посему кобылка бросится в бега, не желая подпускать к себе незнакомца. Чтобы приманить её, подберите из соответствующей корзинки яблоко или морковку; на хлеб же лже-единорог не поведётся. Достаньте лакомство и медленно подходите к лошадке - голодная зверушка позволит вам приблизиться и снять искомый рог. С другой же стороны, Геральт может схитрить и воспользоваться ведьмачьим знаком Аксий. Это также утихомирит кобылу, но и возмутит других участников. Если не желаете с ними драться, то очаруйте их знаком Аксий, прокачанным хотя бы до второго уровня. Иначе всё таки придётся намять бока троим дворянам в кулачном бою, но это не должно стать для набившего руку Геральта проблемой.


Второй фант - золотая рыбка

А вот за вторым фантом придётся нырять в воду. Спускайтесь на берег пристани влюблённых своим ходом или же оседлав уже ставшего податливым единорога и погружайтесь в воду. Золотая рыбка очень хорошо видна из-за особенного окраса, особенно ночью, но если у вас возникли проблемы при её обнаружении, просто ищите самую крайнюю справа относительно берега фигурку и достаньте из неё ключ. Учтите, что если вы проведёте слишком много времени под водой, то золотую рыбку умыкнёт просто из-под носа Геральта парочка влюблённых и поспешат отнести её королю Баклану. В таком случае, ведьмак в отместку вырвет фигурку из рук дворянина, разобьёт её и достанет из обломков ключ.


Геральт и Аннариетта пытаются решить загадку

Ну а последний фант, яйцо феникса, в свойственном ей приказном тоне Анна-Генриетта попросит отдать одну дворянку, уже успевшую найти данный предмет. Теперь у наших героев есть все три подсказки и они могут наконец-то узнать, где же прячется Мильтон? Но сначала им придётся разгадать загадку, звучащую следующим образом: "первый слог мой в теп ле, скрыт второй у ли сицы, а последний хранят все придворные лица ". Как вы уже могли догадаться, я не просто так выделил некоторые слога - правильным ответом является "теплица", и именно туда стоит отправиться Геральту, чтобы спасти Мильтона де Пейрак-Пейрана от лап кровожадного чудовища... Но это уже совсем другая история, продолжение которой смотрите в материале «Прохождение квеста "По Следу" », а вот задание "Бестия из Туссента " подошло к своему завершению.

Надеюсь, что данное руководство по прохождению задания "Бестия из Туссента" оказалось столь же интересным, сколь и полезным, уважаемые читатели. Приятной вам игры и удачи на Пути, юные ведьмаки и ведьмачки!

Где найти (на карте):

Данный заказ вы сможете выполнить взяв его с доски с объявлениями в деревне Ларвик, на острове Хиндерсфьяль или же у жителя деревни по имени Торлейф. В объявлении будет сказано, что какое-то чудовище завелось поблизости с деревней Ларвик, и любой смельчак, который хочет подзаработать или прославиться должен обратиться с вопросом о заказе к местному старейшине.

Для начала вам необходимо найти Торлейфа, он сидит на лавочке в деревне, неподалеку от своего дома. Он сразу признает в вас ведьмака. Расспросив поподробней о чудовище, которое беспокоит жителей деревни, Торлейф не сможет дать внятного ответа, так как сам не видел его. Один из жителей деревни, решил сам расправиться с чудовищем и собрал небольшую команду, несмотря на предупреждения об опасности. Всего четыре человека вернулись из того похода, остальные же стали жертвами монстра.

Согласившись помочь жителям деревни, для начала вам нужно будет расспросить выживших о том, что они видели в своем походе на чудовище. Двое из них сидят у забора неподалеку. Они расскажут вам о том, что это чудовище обладает интеллектом, так как перегородило дорогу телегой и устроило засаду. У них вы узнаете про место, где на них напал монстр, а так же примерное описание существа - морда в крови.

Информации конечно не так уж много, поэтому нужно будет самому выяснить о том, что произошло, отправившись на место, где на воинов напало чудовище. Рядом с телегой вы найдете половину трупа и красную глину (очень напоминающую кровь, именно об этом говорил один из выживших, когда упомянул, что все лицо чудовища было покрыто кровью).

На другой стороне дороги вы найдете большую лужу крови, чудовище умудрилось в ней измазаться, что позволит ведьмаку разглядеть его следы.

Они приведут вас к пещере с облаками ядовитого газа и накерами. С накерами расправиться не составит труда, а вот ядовитый газ может стать проблемой, чтобы от него избавиться необходимо воспользоваться знаком Аард, который развеет туман, или же Игни, но будьте осторожны, огонь спровоцирует взрыв.

Продвигаясь вглубь пещеры, вы окажетесь в главном гнезде монстра, убив нескольких накеров, он незамедлительно выйдет для того чтобы расправиться с напавшим на его логово ведьмаком.

Как убить Хагубмана :

Чудовище не очень сильное, но каждую четверть отнятого здоровья прячется под землю, одновременно вызывая толпу накеров. В сражении вам пригодится масло против огров а так же знак Игни.

Убив чудовище не забудьте взять с него трофей, после чего вам останется только получить обещанную награду у Торлейфа.

Под названием «Ведьмак 3: Кровь и вино» скрывается масштабное дополнение к третьей части об известном убийце монстров Геральте из Ривии. Пользователи имеют возможность отправиться в край под названием Туссент, где производится почти все вино, имеющееся в сказочном мире. Геймеры могут пройти основную сюжетную линию, дополнительные квесты и добыть для себя новые комплекты брони и оружие.

Начало

В игре «Ведьмак 3» «Кровь и вино» и «Каменные сердца» являются дополнениями, которые начинаются с доски объявлений. Находясь в Велене, достаточно подойти и взять задание для начала прохождения. После этого игрока отправят в деревню Дебря, где он встретит двух рыцарей. Им можно помочь убить бандитов или убедить не вмешиваться в дела селян. Шайка довольно слабая, потому их легко перебить за минуту. Эти же персонажи сообщат, что княгиня края поручает герою убить Бестию из Туссента, которая охотится за знатными гражданами и убивает их. После этого отправляйтесь на новую территорию.

Приезд и расследование

В игре «Ведьмак 3: Кровь и вино» начинается сюжет с приезда и драки с великаном Голиафом. Используйте обычную стратегию боя с циклопами и уворачивайтесь от ударов. За помощь в борьбе рыцарь Мильтон расскажет о новой жертве Бестии, которую выловили около ближайшей таверны. На месте игрок обнаружит, что тело уже унесли куда-то. В корчме рыцари скажут, что отвезли труп в подвал Корво Бьянко, где устроили морг на время действий монстра. Все это время на глаза Геральту будет попадаться таинственная женщина в капюшоне, о которой никто ничего не слышал. Возле дома обнаружится место, где на гвардейцев напали и отобрали тело жертвы. С помощью ведьмачьего чутья герой обнаружит, что на охрану напала брукса и она же поселилась среди трупов в подвале. Ее нужно одолеть, осмотреть тело, а после этого можно направляться на прием к герцогине. В дополнении «Ведьмак 3: Кровь и вино» квесты по сюжету приведут Геральта на арену, где вместе с рыцарем из гвардии необходимо убить монстра под названием Шарлей.

Встреча со старым другом

После победы на арене княгиня пригласит Геральта в сады, где подарит ему винодельню в качестве аванса за убийство монстра и расскажет о связи между жертвами. Из ее рассказа напрашивается вывод о том, что следующей жертвой будет Мильтон. Рассказать о его местоположении отказываются, так как в это время проходит празднование Пасхального кролика, и Ведьмак должен сам отыскать рыцаря с помощью подсказок. Первая из них в дополнении «Ведьмак 3: Кровь и вино» находится на искусственном роге лошади, которая пасется возле дворца. Дальше придется ловить нужную рыбу в водоеме. Для этого стоит воспользоваться чутьем. После получения ключа бегите к княгине, она скажет, что Милтон находится в теплицах. Герой не успеет спасти рыцаря, так как тот уже убит высшим вампиром. Этот сильный монстр является другом Геральта, и они договариваются о встрече на кладбище, но произойдет все только после драки, когда здоровье одного из них приблизится к нулю.

Поиски Региса и совместное путешествие

Пробиваемся в дополнении «Ведьмак 3: Кровь и вино» на юго-восток к кладбищу Мер-Лашез через толпы разных монстров. На входе откроется туннель, сквозь который необходимо пройти. В конце него будет укрытие высшего вампира. Регис расскажет, как зовут Бестию из Туссента и как они связаны между собой. Чтобы выманить ее, необходимо собрать слюну Вихта - очень редкий ингредиент. По карте смотрим на точку и отправляемся в нужный дом. Монстром окажется проклятая хозяйка дома, которую можно расколдовать. Подождите в шкафу прихода монстра, заберите слюну из котла и попутно снимите с нее проклятие. Для этого начните разговор и выберите «кушать без ложек».

После этого можно отправляться к Регису. Он скажет, что еще одним необходимым компонентом для приманки является кровь высшего вампира в открытой форме. Он не узнает Геральта и может его убить. Для сбора ресурса друзья отправятся в замок Тесхам Мутна. Именно в этой локации дополнения «Ведьмак 3: Кровь и вино» доспехи нового образца может найти всякий пользователь. Они разбросаны по сундукам подвала.

Борьба в замке и поиски Бестии

После прибытия в локацию следует пройти в центральный зал за Регисом и приманить всех обитателей замка. Придется драться до того момента, пока друг не превратится, дабы собрать кровь. Самыми опасными из монстров на этом этапе дополнения «Ведьмак 3: Кровь и вино» будут фледеры, которые будут постоянно оглушать главного героя. По окончании миссии возвращаемся в город и узнаём, что в деле замешан чистильщик обуви. Направляйтесь к нему и освободите от трех хулиганов, которые хотят его побить. Он расскажет, куда именно относит обувь для своего столь странного заказчика. Парень направит вас в старый дом игрушек, и там герои отыщут следы бестии по имени Детлафф. С помощью чутья находим доказательства того, что высшим вампиром управляют и указывают на жертвы, которых необходимо убивать, из числа высокородных граждан Туссента. После краткой беседы с Регисом направляйтесь к княгине и не забудьте взять записку с именами и пятном от вина. Поначалу владычица будет недовольна, но переменит мнение после всего рассказа и вызовет специалиста для выяснения марки вина, от которого осталось пятно на бумаге.

Продолжение расследования

Вызванный княгиней специалист скажет, что вино называется "Сангреаль" 1269 года, и подают его исключительно на стол владычицы. Она считает, что его украли, а потому ведьмаку придется отправиться в хранилище вин с Анной-Генриеттой. По пути помогите справиться с пантерами, которые напали на карету людей. После прибытия управляющий скажет, что о краже никто не слышал, а потому придется расследовать все самостоятельно. В аддоне «Ведьмак 3: Кровь и вино» квесты часто будут заставлять использовать чутье, и на этот раз без него не обойтись. Княгиня потребует вскрыть бочки, дабы опробовать напиток. Во второй окажется другая марка вина. Винодел Фабрицио сознается в продаже после допроса и расскажет о покупателе. Геральту придется отправиться на сделку вместо парня, который должен был продать и вторую бочку. На месте встречи известного убийцу чудовищ сразу узнают, а потому начинается драка с дюжиной бандитов.

Новый след

Одного бандита удастся захватить живым, и он расскажет о цинтрийце, который часто проводит время в обществе известной певицы Сесилии Белланте. Она должна выступать в заведении под названием «Мандрагора», туда должны проникнуть Геральт с княгиней. В условленное время приходите в переулок. В это время Анна уже войдет внутрь, останется только последовать на ней. Сесилия, на первый взгляд, будет в ложе с левой стороны, путь к ней идет через длинный коридор. На самом деле это обычная девушка, которая подобрала ее орхидею и вплела себе в волосы. Она скажет, что актриса направилась к столу с закусками в главном зале вместе с цинтрийцем, который подарил ей духи в виде сердечка. Обследуйте с помощью чутья обстановку, найдите след и проследуйте за ним. Вы обнаружите певицу мертвой, но на этом след не потеряется. Дальнейшее прохождение проходит по аналогичному сценарию. Расследования чередуются с битвами.

Лучшие доспехи

В дополнении «Ведьмак 3: Кровь и вино» доспехи не все были взяты из оригинальной игры. Есть возможность у игроков получить новые уникальные комплекты. Первый из них можно выиграть на побочном задании под названием «Песнь рыцарского сердца». Геральт выступит вместо одного участника, и в зависимости от названного на турнире имени ему выдадут броню с соответствующей геральдикой. Еще один комплект можно добыть в Стране иллюзий, куда в ходе основного квеста «Долгая ночь» есть возможность отправиться. Выберите пункт "Искать Сианну", а когда попадете в сказку, просто обыщите труп возле озера. Если же в этом задании обратиться за помощью к Скрытому, то герою достанется в игре-дополнении «Ведьмак 3: Кровь и вино» броня другого образца. Ею станет вампирский комплект из Хен Гайдт.

Оружие

В рамках квеста «Долгая ночь» пользователь может получить в аддоне «Ведьмак 3: Кровь и вино» лучшие мечи. Первый их них, под названием Витис, будет возле трупа около озера. Его можно просто поднять и сразу же экипироваться. Второй - Гешефт - можно получить после битвы с Великаном в сказочной стране. Ведущий героя огонек скользнет влево с моста, там окажется спуск. Игрок может спрыгнуть под сооружение и обнаружить там пещеру. В ней будут камень и воткнутый в него меч. Герой подойдет к костру, преклонит колено, сохранится. После этого оружие можно будет забрать себе. Еще одним ценным мечом является Арондит - оружие из первой части серии «Ведьмак», которое Владычица озера подарила главному герою. Его можно получить, только пройдя задание «Вызов на Испытание Добродетели».


Top