Шарль эдуард ле корбюзье архитектура. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере-Гри)

Провокационный писатель, одарённый живописец, новатор в современной архитектуре, автор градостроительных теорий и непревзойдённый полемист 20 века - Ле Корбюзье, работы которого можно увидеть практически в любом городе мира.

Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры


Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947

1887

Шарль Эдуард Жаннере-Гри родился в городе Шо-Де-Фоне (Швейцария) . Позже взял псевдоним Ле Корбюзье.

1904

Корбюзье окончил школу искусств и выполнил свой первый архитектурный проект для одного из членов совета школы. На тот момент ему было 17 с половиной лет.

«В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.»


Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария. 1905

1907

На заработанные деньги Корбюзье покинул провинциальный городок и отправился в образовательную поездку по Италии, Австрии, Венгрии, завершив путешествие во Франции.

1908 - 1909

В Париже он работал стажёром-чертёжником у Огюста и Гюстова Перре (Auguste and Gustave Perret) , которые были новаторами в своём деле и пропагандировали использование недавно открытого железобетона. Впоследствии они отказывались называть Корбюзье своим учеником за его «слишком крайние идеи».

1910

В течение 2 лет работы в Париже Корбюзье выучил немецкий язык и переехал под Берлин для стажировки у мастера архитектуры Петера Бернеса (Peter Behrens) , которого часто упоминают как первого в мире промышленного дизайнера.


Портреты Ле Корбюзье

1911

Шарль отправился в ещё одну образовательную поездку, на этот раз на восток - по Греции, Балканам и Малой Азии. Там он изучал древние памятники и традиционное народное строительство Средиземноморья.

1912 - 1916

После путешествия он вернулся в родной город и на протяжении 4 лет преподавал в школе, где учился сам.

В этот же период Корбюзье спроектировал и запатентовал проект Дом - Ино (Dom-Ino: dumos - дом, ino - инновация). Он основывается на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. В то время это был значимый новаторский шаг в архитектуре. Концепцию Дом - Ино архитектор реализовал позже во многих своих постройках.

1917 - 1920

Шарль никогда не скрывал своей неприязни к родному городу, поэтому, когда появилась возможность, он сразу переехал в Париж. Там он встретил Амеде Озанфана (Amede Ozenfant) , который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину.

«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи.»

Вместе с Озанфаном они устраивали совместные выставки картин, называя их выставками «пуристов» - сторонников лаконизма, борцов с эклектикой и декором. И создали философско-художественный журнал-обозрение «L’esprit Nouveau» (Новый дух) .


Номера журнала «L’esprit Nouveau»

1925

«В доме всё должно быть белого цвета. Каждый гражданин теперь обязан заменить шторы, постельное бельё, обои и всё остальное на вещи белого цвета. Очищая свой дом, вы очищаете себя.»

В этом же году Шарль создал «План вуазен» (Plan Voisin) или «Современный город на 3 млн жителей» - план по радикальной модернизации Парижа, который он считал «построенным на перекрестках дорог и протоптанным копытами ослов».

Архитектор планировал разрушить половину зданий, увеличить высоту новых (до 20 этажей), создать современную систему дорог и разбить город «на квадраты», тем самым повысить комфорт проживания в городе.

«Моя задача, моё стремление - вытащить современного человека из хаоса и катастроф, поместив его в счастливую атмосферу и гармонию.»

1928

В этот год Шарль построил здание Центросоюза в Москве. Оно стало новым, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.

1929

В своём журнале «L’esprit Nouveau» Корбюзье опубликовал «Пять отправных точек современной архитектуры» - свод правил новейшей архитектуры.

1. Дом должен стоять на опорах. За счёт этого помещения избавляются от сырости, имеют достаточно света и воздуха, строительный участок становится садом, который проходит под домом.

2. Внутренние стены располагаются в любых местах: планировка одного этажа не зависит от другого. Капитальных стен нет, вместо них - мембраны любой крепости.

3. Фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, он теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания.

4. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы - обязательно. За счёт этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.

5. Наверху дома должна быть плоская крыша-терраса с садом, «возвращающая» городу зелень, которую забирает объём здания. Сточные трубы размещаются внутри дома.

Корбюзье не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.


Портреты Ле Корбюзье

Для многих молодых архитекторов «нового движения» свод правил стал «отправным пунктом» в творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо.

Вилла Ла Рош (Villa La Roche) и вилла Савой (Villa Savoye) , которые спроектировал Корбюзье, являются яркими иллюстрациями этих правил.

В Вилле Ла Рош с 1968 года располагается Фонд Ле Корбюзье, который занимается сохранением и популяризацией наследия архитектора.

Виллу Савой владельцы покинули 75 лет назад, измученные борьбой с протеч­ками. Сейчас вилла является памятником архитектуры.

1940

Во Франции начались восстановительные работы, и власти пригласили Корбюзье как проектировщика-градостроителя. Он создал планы по реконструкции французских городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, в которых следовал своей идее «зелёного города».

1946

Ле Корбюзье возвёл здание мануфактуры Клод и Дюваль - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.

При строительстве были применены «солнцерезы» (rise-soleil) - особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей, которые изобрёл сам Шарль. С этого момента солнцерезы становятся фирменным знаком построек Корбюзье. Они выполняют одновременно служебную и декоративную роль.

1948

Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При разработке системы Шарль взял три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

Сам архитектор описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».


«Модулор» Ле Корбюзье

1950

Индийские власти штата Пенджаб пригласили Корбюзье и других архитекторов спроектировать новую столицу штата. Этот проект стал самым масштабным в его жизни.

К наиболее целостным и оригинальным работам относят Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука».

Дворец Ассамблеи

«Открытая рука»

Дворец Юстиции

1952

Начало нового периода Корбюзье: он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

«Марсельский блок» стал одним из известнейших проектов в новом стиле. Это многоквартирный жилой дом в Марселе, который распологается на просторном озеленённом участке.

Большинство общественных мест спроектированы на крыше. На ней есть сад, беговая дорожка, клуб, детский сад, спортзал и небольшой бассейн. Магазины, медицинские учреждения и небольшая гостиница расположены внутри самого здания. Этот дом, который Корбюзье называл «город внутри города», пространственно и функционально оптимизирован для его обитателей.

Проект был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна).

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства.»

1950 - 1960

Корбюзье проектирует ряд зданий, которые закрепляют его славу европейского архитектора-авангардиста № 1.

Главные из них:

Капелла Роншан

Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.

Комплекс монастыря Ля Туретт

Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, которое разделено крытыми галереями.

Здание Музея западного искусства в Токио

Через 19 лет после завершения строительства ученик Ле Корбюзье Кунио Макаева пристроил к музею несколько дополнительных помещений.

1965

Корбюзье скончался в возрасте 77 лет. Он утонул во время заплыва предположительно из-за сердечного приступа. Это произошло у мысау Рокебрюн, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon площадью 15 кв/м. Le Cabanon - крошечная резиденция, которая построена как образец минимального жилища по Корбюзье.

«Юность и здоровье гарантируют возможность много производить, но требуются десятки лет опыта, чтобы производить хорошо.»

2003 - 2006

Жозе Убрери - ученик Ле Корбузье закончил строительство церкви Сен-Пьер де Фирмини, план которой великий архитектор разработал ещё в 1963 году. Тогда нехватка денег стала причиной заморозки проекта. Жозе не терял надежду на завершение работы и в начале 1990-х он создал фонд для сбора средств. В 2003 году строительство было начато вновь.

Ещё больше работ Ле Корбюзье

Швейцарский павильон, Франция, 1932

Дом культуры, Франция, 1965

Дом Guiette, Бельгия, 1926

Здание Объединённых Наций, США, 1952

Дом доктора Куручет, Аргентина, 1949

Вилла Сарабхаи, Индия, 1951

Дом в поселке Вейссенгоф, Германия, 1927

Здание Секретариата, Индия, 1958 (Tomo Yasu) , официальный сайт

Уловить параллели между работами Корбюзье и отечественным архитектором Александром Жуком можно в нашей статье про в Санкт-Петербурге.

А также, вам могут быть интересны биографии о:
- - легенде уличной фотографии

Одной из самых известных современных архитекторов

Промышленном дизайнере Braun

Выдающийся архитектор конца ХIХ – начала ХХ века Шарль Эдуар Жаннере, более известный как Ле Корбюзье, родился в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон. Шарль изначально выбрал для себя профессию часовщика-гравёра, которая была больше семейной традицией, но вскоре его увлекла архитектура. Волей случая яркий зодчий XX века специального образования по своему увлечению получить не смог, и его школами архитектуры были лишь музеи, библиотеки, путешествия, а также творческое общение со светилами того времени.

Вилла Савой 1929-1931

1910-11 годы для Ле Корбюзье прошли в Берлине за работой в мастерской П. Беренса, где он и познакомился с самим Вальтером Гропиусом. К началу 1916 года 29-летний архитектор прибыл в Париж работать на заводе стройматериалов. В дни отдыха или по вечерам Корбюзье изучал теорию искусства и живопись, после чего в 1918 году им и его другом А. Озанфаном был опубликован манифест «После кубизма».

Вилла Савой. Планы.

Данное литературное обращение выявляло формулировку главных положений пуризма – нового веяния в привычной живописи. После друзья издавали журнал «Эспри Нуво» (новый дух), именно на его страницах Шарль впервые подписался псевдонимом «Ле Корбюзье», фамилией родственника своей матери.

1922 год для молодого архитектора подготовил перемены. Ле Корбюзье покинул завод и совместно с кузеном Пьером Жаннере в Париже открыл собственную проектную мастерскую.

Основная тема его творчества заключалась в разработке тезисов строительства современных городов и жилищ. Ещё в 1914 году Шарлем была выдвинута идея «Дом с ячейками» (проект «Дом-Ино»). План данного здания напоминал выстроенные цепочки, как в игре Домино, с колоннами в виде очков на костяшках. В сущности это был самый первый проект дома каркасного типа для серийного строительства.

Благодаря его знаменитым пяти архитектурным пунктам, сформулированным в 1926 году, современный человек может изучать такие постройки, как:

  • Швейцарская вилла Фале 1905 года
  • Парижский Дом-ателье Озанфана 1922 год
  • Парижский выставочный Павильон «ЭСПРИ НУВО» 1924 года
  • Парижский дом-убежище Армии Спасения (1926 год)
  • Московский дом Центросоюза (1928-33)
  • Вилла Савой в Пуасси, Франция (1929-1931)
  • Дом Куручет в провинциальном аргентинском городке Ла-Плате(1949)
  • Пенджабский Дворец Юстиции в Индии (1951-55)
  • Художественный музей в Японии, Токио (1957-59)
  • Последняя постройка Бостонский Карпентер-Центр Визуальных Искусств 1962 года

Павильон "Эспри Нуво" 1924г.

Дом Армии Спасения 1926г.

Здание Ассамблеи. Чандигарх - новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962

Основные пять архитектурных качеств в работах Ле Корбюзье заключались в свободной планировке здания, чтобы имелась возможность расположить внутренние перегородки на любой лад. Кроме того, здание должно было стоять на опорах на территории зеленого покрова, свободный фасад (не несущий) оформлялся в зависимости от планировки. Здания должны были венчаться плоскими крышами в виде террасы с садом для восстановления зелени, отобранной постройкой. И наконец, оконные проёмы сливались в одно ленточное окно для создания особого фасадного рисунка и улучшенного освещения помещений.

Пост почитания Ле Корбюзье
6 октября 1887 года родился Ле Корбюзье – архитектор, художник, автор градостроительных теорий, символ модернизма в архитектуре XX века

Ле Корбюзье создал свой первый архитектурный проект в 17 лет под началом опытного учителя. Это был жилой дом для Луи Фалле, члена совета Школы искусств, в которой тогда еще Шарль-Эдуард Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) обучался декоративно-прикладному искусству. Далее в серии: и ещё о


Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) и его творения


В 1914 году архитектор открывает собственную мастерскую в родном швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а уже в 1922 году создает свое бюро в Париже и обосновывается там. Особое место в жизни Ле Корбюзье занимала живопись. С его приятелем, художником Амеде Озанфаном, они утвердили в художественном мире термин «пуризм», принципы которого Ле Корбюзье переносил и в свои архитектурные проекты. Пуризм отвергает декоративность, присущую своему предшественнику – кубизму, и провозглашает изображение «очищенной» действительности. В 1920 году они создали журнал «Эспри Нуво» (L`Esprit Nouveau – «Новый дух»), который просуществовал до 1925 года. Издание стало площадкой для дискуссий об искусстве и архитектуре, и именно там Шарль-Эдуард Жаннере под псевдонимом Ле Корбюзье публиковал самые важные для своего творчества статьи, объединенные затем в сборники «К архитектуре», «Планировка города» и другие.


Ле Корбюзье, как и многие его коллеги, стал широко известен благодаря проектам частных вилл. В 20-е годы он построил несколько зданий в модернистском стиле, новом и вызывающем для своего времени – виллу Ла Роша/Жаннере, виллу Штейн в Гарше, виллу Савой в Пуасси. О Ле Корбюзье стали говорить как о представителе архитектурного авангарда, потому как он использовал принципиально новые приемы в проектировании. Отличительными чертами его проектов были белые гладкие фасады, простые геометрические формы, парящие в воздухе объемы, горизонтальное остекление, конструкции из железобетона.

В 1925 году Ле Корбюзье построил на Международной выставке в Париже павильон под знакомым названием «Эспри нуво» как своего рода манифест архитектурного авангарда. Французский павильон был во многом похож на павильон СССР, выполненный нашим соотечественником Константином Мельниковым.

К крупным заказам Ле Корбюзье приступает в начале 30-х годов. В это же время он участвует в конкурсе на постройку здания Центросоюза в Москве и посещает СССР. После Второй мировой войны архитектор проявляет себя как градостроитель и создает планы реконструкции французских городов Сан-Дье и Рошаль. Именно здесь Ле Корбюзье последовательно проводит свою знаменитую идею «Лучезарного города», которая по сей день обсуждается урбанистами и частично находит свое применение в мегаполисах. В его Лучезарном городе все идеально: симметрия в планировке, множество парков и зеленых зон, развитая транспортная система и удобное зонирование. Жилые районы архитектор предлагал застроить многоквартирными домами не выше 50 метров и расселить в них до 2000 людей. Эти идеи частично воплотились в знаменитой Марсельской единице, а затем и в самом крупном проекте архитектора – планировании города Чандигарх в Индии.

1. Вилла Ла Роша/Жаннере в Париже

В 1923 году архитектор строит сдвоенный дом для банкира Рауля Ла Роша и своего старшего брата Альбера Жаннере. В этом проекте впервые проявились основные черты авторского стиля архитектора, по которым мы узнаем его работы: белый цвет, большие вертикальные плоскости, призматические формы. Сейчас в здании виллы Ла Роша функционирует Фонд Ле Корбюзье.

2. Вилла Савой в Пуасси

Совсем недавно вилла Савой и московский Дом Мельникова стали памятниками-побратимами в рамках Российско-французского года культурного туризма 2016–2017. Они оба заслуженно являются символами модернизма в архитектуре. В проекте виллы Савой Ле Корбюзье воплотил все свои новаторские идеи, которые называют также «пять отправных точек архитектуры»: сваи вместо привычного фундамента, белые гладкие фасады, горизонтальное ленточное остекление, плоская крыша, на которой может быть устроен сад, свободная планировка помещений.

3. Здание Центросоюза в Москве

К счастью для нас, по проекту Ле Корбюзье построили здание и в Москве. Центросоюз строился с 1928 года по 1935-й, и за это время архитектор не раз приезжал в Москву, где познакомился с основными фигурами советского авангарда – братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом. Центросоюз является совершенно не типичным офисным зданием и образцом архитектурного модерна. Для российской строительной практики использование железобетонных конструкций было абсолютно новым опытом. С помощью передовых строительных технологий Ле Корбюзье смог применить свой любимый принцип свободной планировки, а также обеспечить внутреннюю систему кондиционирования для создания комфортной рабочей среды. Бесконечные лестницы-пандусы формируют уникальный внутренний облик здания. 15 октября 2015 года перед фасадом здания на Мясницкой улице был открыт памятник Ле Корбюзье.

4. Капелла в Роншане

Заказ на постройку капеллы в Роншане архитектор получил в 1950 году. Здесь он создает удивительную архитектурную форму здания, не похожую на его прежние геометрически правильные объемы. Ле Корбюзье, вдохновляясь природными образами, сделал крышу похожей на панцирь краба или морскую раковину. Внутренне пространство капеллы освещается разноцветными бликами от витражей в южной стене здания.



5. Жилая единица в Марселе

В этом проекте архитектор воплотил свою мечту о «городе-саде». Послевоенный Марсель остро нуждался в жилой площади, и Ле Корбюзье смог вместить в каркас из железобетона 337 квартир, при этом создав комфортные условия для жизни. Дом был вознесен на мощные опоры, внутри которых были размещены трубы коммуникаций. Жилое пространство разделялось на несколько уровней, соединенных «воздушными улицами». На одной из улиц были организованы общие службы снабжения и гостиница, а верхний этаж обзавелся спортивным залом и детским садом.

В облицовке здания Ле Корбюзье впервые использовал «необработанный» бетон (béton brut), который затем применил в строительстве Дворца Ассамблеи в Чандигархе.

6. Монастырь Ла Туретт в Лионе

Уединенный монастырь выполнен полностью в характерном для Ле Корбюзье стиле. Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, разделенным крытыми галереями. Аскетичный внешний вид монастыря сочетается с удивительной функциональностью, позаимствованной архитектором у проектов многоквартирных домов.

Пространство монастыря вмещает в себя кельи для 100 монахов, церковь, общественную зону с трапезными, библиотекой и залами для собраний. Как и в других своих проектах, архитектор непременно разбавляет серый цвет цветными пятнами. Здесь он раскрашивает капеллу, пристроенную к церкви в синий, красный и желтый цвета.

7. Проект индийского города Чандигарх

Для Ле Корбюзье Чандигарх был первой исключительной возможностью построить полностью новый город. В итоге получилось так, что ему достались разбивка плана ансамбля и сооружение зданий Капитолия – политического центра города. Строительство остальных объектов было поручено британским и индийским архитекторам. Один из самых важных проектов, созданных Ле Корбюзье в Чандигархе, – Дворец Ассамблеи. Он признан наиболее оригинальным и целостным в функциональном плане. В огромный внутренний холл архитектор вместил несколько объемов – зал Верхней палаты с остекленным верхом в виде пирамиды и зал заседаний в форме гиперболоида. Внешне здание выделяется своим причудливым фасадом с изогнутым портиком, обращенным к Капитолию.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (1887-1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее имя - Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Изучал архитектуру у Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908-1910), П.Беренса в Берлине (1910-1911). В 1922 году со своим двоюродным братом Пьером Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую; они продолжали работать вместе до 1940 года. В 1920 году Ле Корбюзье и поэт П.Дермэ создали авангардный полемический журнал "Эспри нуво" (издавался в 1920-1925 годах), со страниц которого звучала пропаганда идей функционализма. В книгах "К архитектуре" (1923), "Урбанизм" (1925) и в ряде статей, напечатанных в "Эспри нуво", Ле Корбюзье сформулировал свои знаменитые Пять принципов современной архитектуры (здание на свободно стоящих опорах, свободная композиция фасада, ленточные окна, плоская крыша с террасой-садом, свободная внутренняя планировка). Эти принципы нашли свое воплощение при создании виллы "Савой" в Пуасси близ Парижа (1929), а затем общежития швейцарских студентов в университетском городке в Париже (1930-1932).

Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей (план "Вуазен" для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928-1933, при участии архитектора Н.Д.Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х - начала 1940-х годов - здания Центра Армии спасения в Париже (1932-1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937-1943, совместно с рядом других архитекторов).

В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название "модулор". В 1948-1952 годах он построил в Марселе "жилую единицу" - 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950-1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950-1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957-1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже в США (1964); больница в Венеции (1965).

Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов - "К архитектуре" ("Vers une architecture", 1923); "Урбанизм" (Urbanisme, 1925); "Когда соборы были белыми" (Quand les cathedrales etaient blanches, 1937); "Три человеческих установления" (Les Trois Etablissements humains, 1945). В 1918 году вместе с Озанфаном он стал одним из основоположников движения пуризма в живописи.

От редакции

К архитектуре. Перевод В.Н. Зайцева
Тезисы

Градостроительство. Перевод В.Н. Зайцева
Общие положения
Порядок
Современный город
Современный город с трехмиллионным населением
План города
Центр Парижа
«План Вуазен» и история Парижа

Декоративное искусство сегодня. Перевод В.Н. Зайцева

Новый дух в архитектуре. Перевод В.В. Фрязинова

Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства. Перевод В.Н. Зайцева
«План Вуазен» для Парижа. Может ли Буэнос-Айрес стать одним из самых достойных городов мира?
Московская атмосфера

Лучезарный город. Перевод В.Н. Зайцева
Воздух городов
Как решить проблему Парижа?
«Лучезарная ферма»
«Лучезарная деревня», или кооперативная деревня

Пушки, снаряды? Увольте! Жилища? Пожалуйста! Предпочитаешь ли ты воевать? Перевод В.Н. Зайцева

Афинская хартия. Перевод В.В. Фрязинова
Общие положения. Город и его район
Современное состояние городов. Критика и лечебные средства
Историческое наследие городов
Заключение. Основные положения доктрины
Заметки о международных конгрессах современной архитектуры

Жилой комплекс в Марселе. Перевод В.Н. Зайцева
Поношения
Взгляд сверху
Тема
Двадцать четыре часа солнечного цикла
Элементарные условия индивидуальной свободы
Жизнь семьи
Техника
Общение
Осуществление
Заключение
Выводы
От карты Европы через человеческое жилище к новому техническому и социальному балансу
Марсель, бутылка и ящик для бутылок
О долгом пути 1907-1950 годов и о программе па будущее
Программа па будущее

Три человеческих установления. Перевод В.Н. Зайцева
«Зеленый завод»
Жилые строения
Промышленные объекты

Модулёр. Перевод В.В. Фрязинова
Среда, сфера, условия и развитие исследования
Хронология

Письма, заметки и т, п. Перевод В. Н. Зайцева
Пять отправных точек современной архитектуры
На одном из приемов у министра строительства г-на Сюдро
Открытое письмо г-ну префекту
Размышления
Объявление в мастерской Ле Корбюзье
Заявление Ле Корбюзье 27 января 1959 года
Письмо Ле Корбюзье мэру Венеции
Письмо Ле Корбюзье группе архитекторов Иоганнесбурга

Работы Ле Корбюзье
Осуществленные постройки
Неосуществленные проекты
Литературные труды

Послесловие. К.Т. Топуридзе

От редакции

Имя Ле Корбюзье, смелого новатора в архитектуре, теоретика современного зодчества и градостроительного искусства, широко известно во всем мире.

Ле Корбюзье оставил огромное литературное наследство, которое неотделимо от его творчества.

В течение полувека Ле Корбюзье выступал за создание новой архитектуры, нового градостроительства, за то, чтобы обеспечить всех и каждого достойным человека жилищем. Им опубликованы научные исследования, полемические выступления, книги по теории архитектуры и искусства.

Его первая книга «Развитие декоративного искусства в Германии» вышла в свет в 1911 году, когда автору было 24 года. С тех пор Ле Корбюзье до конца своей жизни (1965 г.) не выпускал из рук пера, отстаивая свои идеи.

В книге «К архитектуре», изданной в 1923 году, Ле Корбюзье изложил основы своего понимания задач архитектуры. Из нее мы публикуем лишь часть остро изложенных тезисов, дающих ясное представление о творческом кредо мастера, и несколько других отрывков, развивающих эти тезисы.

Из изданного в Париже в 1925 году капитального труда «Градостроительство» в сборник вошли разделы, в которых Ле Корбюзье обосновал свой проект современного города на 3 млн. жителей и проект реконструкции центра Парижа (так называемый «План Вуазен»).

В сборник включены также отрывки из книг: «Декоративное искусство сегодня» (1925), «Альманах современной архитектуры» (1926), «Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства» (1930), «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945).

Из книги «Модулёр» (1950) переведен отрывок, в котором изложены основные принципы системы композиционного построения и пропорционирования, созданной Ле Корбюзье.

Книги Ле Корбюзье «Афинская хартия» (1943), «Жилой комплекс в Марселе» (1950) взяты полностью. Кроме того, в сборник вошли некоторые из писем и заметок Ле Корбюзье, собранных Софи Дариа в ее книге «Ле Корбюзье» (1964).

В своих книгах и статьях по теории градостроительства и архитектуры Ле Корбюзье выходил за рамки узкопрофессиональных задач, поднимал глубокие социальные проблемы.

Особый интерес представляет его острая, беспощадная критика условий жизни в городах капиталистического мира. Конечно, этот большой гуманист не понимал, что в условиях частной земельной собственности выдвигаемые им смелые градостроительные решения не могут быть осуществлены без серьезных политических сдвигов. Не владея философией марксизма-ленинизма, Ле Корбюзье часто пытался примирить непримиримое.

Но как человек цельный и правдивый, он всегда был на стороне прогресса, свободы и справедливости. В 1938 году Ле Корбюзье резко выступил против тех, кто готовил вторую мировую войну. В 1950 году вместе с другими прогрессивными людьми он поставил свою подпись под Стокгольмским воззванием в защиту мира.

Ле Корбюзье - яркий публицист с очень своеобразным стилем изложения. Форма его литературных произведений полностью подчинена содержанию, поставленной цели. Он часто прибегает к гиперболам, парадоксам, нарочитым повторам. Главное для него - это довести свою мысль до читателя кратчайшим путем. Он всегда стремится к ясности изложения и доходчивости. Он взывает, он требует, он резко критикует. Даже когда Ле Корбюзье высказывает идеи спорные, читатель как бы включается в этот спор, обогащаясь логическим ходом его мыслей и делая собственные выводы.

Снимки с важнейших, построенных по проектам Ле Корбюзье зданий, проекты, эскизы, схемы, рисунки, чертежи и репродукции его живописных и скульптурных работ, помещенные в сборнике (подобрал и подготовил К. Т. Топуридзе), зрительно представят читателю идеи мастера в их замыслах и воплощении и помогут получить представление о творческой лаборатории крупнейшего зодчего современности.


Top