Биография чаплиной веры васильевны. "Друг чабана" и "Случайные встречи"

В потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте .

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. - Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало» . Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель . Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Вера Чаплина принимала участие в первой студийной записи Московского телецентра: «…Первая студийная передача состоялась 4 апреля 1938 года. В программе, продолжавшейся более двух часов, выступили артисты И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев, шахматисты Н. Рюмин и В. Алаторцев и др. Зрители увидели также звуковой кинофильм „Кинули“ (о воспитании львенка) и питомцев сотрудницы Московского зоопарка В. Чаплиной: сову, белку, собаку динго и волка, которых она привезла в студию…» .

В 1937 году её назначили заведующей секцией хищников . В мае 1941 года Вере Чаплиной объявляют благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка». В начале войны Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк (Уралзоопарк) . «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями» . В тяжелейших условиях войны Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора (зав. зоочастью) Уралзоопарка, а весной 1943 года возвращают в Москву и назначают директором производственных предприятий Московского зоопарка . В марте 1944 Исполнительный Комитет Московского Городского Совета депутатов трудящихся награждает Веру Чаплину нагрудным знаком «Отличник городского хозяйства Москвы» .

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в СП СССР , то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий . В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники » (1951) и «В лесной чаще » (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949) . И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка » (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго , тигры Раджи и Сиротка , медведи Борец и Марьям , кондор Кузя , слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов , Георгий Никольский , Алексей Комаров , Вадим Трофимов , Евгений Чарушин , Вениамин Белышев, Евгений Рачёв , Владимир Конашевич . Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы, среди них - Марк Марков-Гринберг , Эммануил Евзерихин , Самарий Гурарий , Анатолий Анжанов, Виктор Ахломов.

В 1950-1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках» , расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках.

В сборнике «Друг чабана» (1961) и в цикле поздних рассказов «Случайные встречи» (1976) появляются новые черты творчества Веры Чаплиной. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров ). И хотя первые рассказы Чаплиной о питомцах Московского зоопарка появились в уже далеких 1930-х годах, и давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Память

Основные произведения

  • «Малыши с зеленой площадки» - сборник рассказов (1935)
  • «Кинули» - повесть (1937, окончательная редакция 1955)
  • «Мои воспитанники» - сборник рассказов (1937)
  • «Четвероногие друзья» - сборник рассказов (1947)
  • «В Беловежской пуще» - книга очерков (в соавторстве с Георгием Скребицким (1949)
  • «Орлик» - сборник рассказов (1954)
  • «Питомцы зоопарка» - цикл рассказов (1955, окончательная версия - 1965)
  • «Друг чабана» - сборник рассказов (1961)
  • «Несносный питомец» - сборник рассказов (1963)
  • «Крылатый будильник» - сборник рассказов (1966)
  • «Случайные встречи» - сборник рассказов (1976)

Переводы на иностранные языки

Произведения Веры Чаплиной многократно переводились на языки народов мира. Большой успех имел ее послевоенный сборник «Четвероногие друзья», только в 1949-1950 годах переведенный на немецкий, белорусский, венгерский, польский, болгарский, чешский и словацкий языки. Особенно популярны книги Чаплиной были у немецких читателей: берлинское детское издательство «Der Kinderbuchverlag» свыше десяти раз переиздавало «Четвероногих друзей» (после 1955 г. дополненное рассказами из сборника «Питомцы зоопарка»), а с учетом изданий 1970-х и 1980-х гг. оно выпустило в переводе на немецкий язык практически все основные произведения Чаплиной. В 1956 году по инициативе и в переводе французской писательницы и переводчика Мари Лахи-Холлебек парижское издательство «Les Éditions La Farandole» выпускает сборник рассказов Веры Чаплиной «Mes amis à quatrepattes». В том же году в Токио выходит двухтомное издание «Питомцев зоопарка» с предисловием директора УЭНО–Зоопарка Тадамити Кога (издательство «Hakuyosha»).

В 1965 году повесть «Кинули» публикуется в Нью-Йорке издательством «Henry Z. Walck, Inc» в переводе Айви Литвиновой , которая не стала искать соответствия необычному имени львицы в английском языке, в отличие от Стивена Гэрри, переводчика лондонского издания 1939 г., давшего Кинули не вполне точное имя «Foundling» – «Найденыш». Не нашли английского аналога имени Кинули и переводчики другой американской книги Чаплиной, «True Stories from the Moscow Zoo» («Рассказы из Московского зоопарка»), выпущенной в 1970 г. издательством «Prentice-Hall, Inc», Englewood Cliffs, Нью-Джерси. Одна из переводчиц, профессор-славист Мичиганского университета Лидия Наумовна Паргмент стала инициатором этого издания. В общей же сложности произведения Веры Чаплиной опубликованы в переводах на 40 языков (в более чем 130 изданиях) .

Фильмография

  • Потомок араба - игровой фильм, киностудия Госкино, 1926, режиссёр Яков Морин, оператор Александр Гринберг
  • Господа Скотинины - игровой фильм, киностудия Совкино , 1926, режиссёр Григорий Рошаль , операторы Николай Козловский и Давид Шлюглейт , в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной
  • Такая женщина (другое название: Чужая) - игровой фильм, кинокомпания Межрабпом-Русь , 1927, режиссёр Константин Эггерт , оператор Луи Форестье , в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной, она же снималась дублершей героини в эпизоде нападения волка
  • Кинули - научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм , 1935, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина , оператор Андрей Глазов, музыкальное оформление Г. Березовский
  • «Кинули дома у Чаплиной» - фрагмент сборника «Совкиножурнал» № 16, 1936 г., режиссёр Л. И. Степанова (съемки начала марта 1936 г. в комнате коммунальной квартиры, где львица Кинули жила в семье Чаплиной)
  • Похождения медвежонка - детский короткометражный игровой фильм, кинофабрика Рот-Фронт, 1936, режиссёр Таиса Арусинская, сценарист Вера Чаплина, оператор Георгий Рейсгоф , композитор Михаил Раухвергер
  • Исследование инстинктов у хищников и млекопитающих - научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм , 1939, режиссёр Борис Павлов, оператор Г. Трояновский, научный консультант Вера Чаплина
  • Инстинкт в поведении животных - научно-популярный фильм, 2 части. Мостехфильм , 1940, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина , оператор Г. Трояновский
  • Хищники - научно-популярный фильм, Мостехфильм , 1940, режиссёр Борис Светозаров , оператор Борис Фильшин, научный консультант Вера Чаплина
  • Лесные путешественники - мультфильм, Союзмультфильм , 1951, режиссёр Мстислав Пащенко , сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий , оператор Михаил Друян
  • В лесной чаще - мультфильм, Союзмультфильм , 1954, режиссёр Александр Иванов , сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий, оператор Николай Воинов

Диафильмы

См. также

Примечания

  1. В. В. Чаплина. Автобиографические записи. РГАЛИ, фонд № 3460 (Чаплина Вера Васильевна)
  2. Очерки по истории советского радиовещания и телевидения // Телевидение и радиовещание в СССР (под общ. редакцией А. П. Болгарева). М., 1979. С. 31.
  3. Приказ № 141 по Московскому зоопарку от 10 ноября 1937 (Трудовая книжка В. В. Чаплиной // РГАЛИ, фонд № 3460)

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Вера Васильевна Чаплина
Орлик

Вера Васильевна Чаплина родилась в 1908 году в городе Москве, в семье служащего. Она рано осталась без отца и несколько лет воспитывалась в детском доме. С детства она любила животных и с пятнадцати лет поступила в кружок юных биологов Зоопарка. В этом кружке она училась, проводила наблюдения за животными, изучала их повадки.

Болезнь матери и нужда в семье заставили Веру Васильевну с шестнадцати лет идти работать. Поступила она в Зоопарк рабочей по уходу за животными, а всё свободное время отдавала пополнению своих знании.

В 1927 году она окончила курсы при Зоопарке и начала работать лаборантом. В 1932 году В. Чаплина уже была экскурсоводом, одновременно продолжая работать со зверями.

В 1933 году В. В, Чаплина организовала первую опытную площадку молодняка, где совместно воспитывались самые разнообразные звери.

В 1937 году Веру Васильевну перевели на работу заведующей секцией хищников, куда, помимо площадки молодняка, входили все хищные звери Зоопарка.

За время работы в Зоопарке В. В. Чаплина воспитала много животных. У неё накопился интересный матерная по наблюдению и воспитанию диких животных, и она стала писать рассказы. В 1937 году вышла сё первая книжка, под названием «Малыши с зелёной площадки», затем были изданы книги: «Мой воспитанники», «Четвероногие друзья», «Медвежонок Рычик и его товарищи», «Ная», «Орлик» и многие другие. Неоднократно издавался рассказ «Кинули», в котором говорится о том, как В. В. Чаплина взяла маленького, беспомощного львёнка, воспитывала у себя дома и как из него выросла огромная львица, которая по прежнему любила и помнила свою воспитательницу.

С 1946 года В. В. Чаплина целиком перешла на литературную работу. Она много ездила но стране, особенно часто бывала в Карелин и в районе Кандалакши, где изучала обитающих там животных.

В 1941 году В. В. Чаплина вступила в ряды членов Коммунистической партии; она – член Союза писателей и принимает активное участие в его работе.


ОРЛИК

Я сидела на маленькой деревянной пристани и ждала парохода.

В последний раз любовалась я на Онежское озеро, на места, где провела это лето. Вон вдали, на той стороне залива, видна и деревенька, в которой я жила, а ближе сюда – острова.

Как красиво раскинулись они по заливу! И я смотрела на них, стараясь запомнить их дикую красоту. Но тут моё внимание привлекла лодка. Она показалась из-за небольшого островка, и в ней как вкопанная, слегка повернув голову, стояла лошадь. Человека я даже сразу не заметила. Он сидел немного впереди и не спеша загребал вёслами.

Меня удивило такое спокойное поведение лошади. «Наверно, привязанная», – подумала я и стала наблюдать за приближением лодки.

Вот она подошла уже совсем близко. Сидевший в ней старик затормозил вёслами и тихо подвёл лодку к берегу. Потом вылез и, поддерживая борт, сказал, обращаясь к лошади:

– Но, но, Орлик, пошёл!

И тут я увидела, что Орлик вовсе не привязан. Услышав приказание хозяина, он послушно переступил через борт, вышел на берег и, пока старик вытаскивал на сушу лодку, терпеливо его дожидался. Я подошла к старику и спросила, как он не боялся везти в таком шатком судёнышке лошадь, да ещё без привязи.

– Была б другая, может и побоялся, – сказал он. – А наш Орлик ко всему привычен. Ведь он к нам с фронта попал. После войны, по распределению, нашему колхозу достался. Как приехал я лошадей выбирать, мне сразу он приглянулся. И боец тоже мне взять его посоветовал. «Бери, – говорит, – отец, нашего Орлика – хорошая лошадь, не пожалеешь. Да береги его, он своего хозяина от смерти спас».

– А как же он его спас? – заинтересовалась я.

Старик закурил трубку, уселся на камень и не спеша рассказал мне всё, что знал сам.

* * *

Это было на Карельском фронте. Антонов служил там связным. Лошадь была у него красивая, статная и на ходу быстрая.

К тому же лошадь оказалась очень умной. Как собака, ходила она за своим хозяином: он на кухню – и она следом идёт, он к командиру – и она у блиндажа стоит дожидается.

Потом она ещё умела снимать шапку. Наверно, её ребятишки в колхозе воспитывали и этому научили.С первого же дня полюбилась она ему.

Бывало подойдёт к бойцу, снимет зубами шапку и ждёт, когда угощение за это получит. Тут, конечно, смех, веселье, кто ей сахару даст, кто хлеба. Так и привыкла. Скажет ей Антонов: «Шапку сними, шапку!» – она только гривой махнёт и галопом к бойцам скачет. Подбежит, снимет с кого-нибудь ушанку и к хозяину несёт.

И ведь какая понятливая была: по дороге не уронит и сама в чужие руки не дастся. Принесёт и около Антонова положит.

– Ну и умница! – говорили про неё бойцы. – С такой лошадью не пропадёшь.

Действительно, вскоре их слова оправдались.

Однажды зимой нужно было срочно доставить в штаб донесение. Через тайгу проехать было невозможно: кругом непролазные заросли, бурелом. Пешему идти слишком долго, а единственная дорога второй день обстреливалась врагами.

– Надо проскочить и срочно доставить в штаб донесение, – сказал командир, передавая Антонову пакет.

– Есть проскочить и срочно доставить в штаб донесение! – повторил Антонов, спрятал на груди пакет, вскочил на коня и помчался.

Много раз приходилось ему ездить по этой фронтовой дороге, но теперь, за эти два дня, она сильно изменилась: всюду виднелись глубокие воронки от снарядов, поваленные деревья.

Всё чаще и чаще слышались глухие звуки разрывов. Антонов торопился скорее добраться до узкой лесной тропинки, которая шла стороной от дороги, и торопливо подгонял лошадь.

Но умное животное спешило и так. Можно было подумать, что она понимает и торопится сама проскочить опасное место.

Уже виднелось поваленное дерево и поворот на тропинку. Вот она совсем близко. Послушный поводу конь перепрыгнул через дорожную канаву и, сбивая с веток снег, поскакал по тропинке.

Шальной снаряд разорвался где-то совсем рядом, но взрыва Антонов уже не слышал. Раненный осколком в грудь, он некоторое время ещё держался в седле, потом качнулся и мягко сполз в снег.

Очнулся Антонов оттого, что кто-то слегка его тронул. Он открыл глаза. Рядом с ним стояла его лошадь и, нагнув голову, тихонько прихватывала ему губами щёку.

Антонов хотел приподняться, но резкая боль заставила его со стоном опуститься.

Лошадь насторожилась и, нетерпеливо переступая ногами, заржала. Она никак не могла понять, почему её хозяин лежит и не хочет встать.

Несколько раз терял Антонов сознание и снова приходил в себя. Но каждый раз, открывая глаза, видел стоявшую рядом лошадь.

Ему было приятно видеть около себя своего четвероногого друга, но лучше бы конь ушёл. Он, наверно, вернулся бы в часть; увидев лошадь, там сразу бы догадались, что со связным что-то случилось, и пошли бы его искать. А главное, что мучило Антонова, – это не переданное донесение.

Он лежал, не в силах даже повернуться. И мысль о том, как отогнать от себя лошадь и заставить её уйти, не покидала его.

Обстрел дороги, по видимому, кончился, и, как всегда после обстрела, кругом стояла какая-то необыкновенная тишина.

Но что это? Почему его конь внезапно встрепенулся и, вскинув голову, тихонько заржал? Так он вёл себя, если чувствовал лошадей. Антонов прислушался. Где-то в стороне от дороги послышался скрип полозьев и голоса.

Антонов знал, что враг здесь быть не мог, значит это свой. Надо им крикнуть, позвать… И, пересиливая боль, он поднялся на локти, но вместо крика у него вырвался стон.

Осталась одна надежда – на лошадь, на его преданную лошадь. Но как заставить её уйти?

– Шапку, шапку принеси, шапку! – шепчет через силу Антонов знакомые ей слова.

Она поняла, насторожилась, сделала несколько шагов в сторону дороги и нерешительно остановилась. Потом встряхнула гривой, заржала и, всё больше и больше прибавляя шаг, скрылась за поворотом тропинки.

Вернулась она обратно с шапкой. А через несколько минут послышался говор людей, и над Антоновым склонились три бойца, из которых один был без шапки. Они бережно подняли раненого связиста и осторожно понесли его.

– Вот так и спас своего хозяина Орлик, – закончил старик свой рассказ и ласково потрепал Орлика по крутой шее.

В это время раздался гудок уже подошедшего парохода. Началась посадка. Я попрощалась с дедом и поспешила за другими пассажирами на пароход.

ДЖУЛЬБАРС

Джульбарса подарили Коле ещё совсем маленьким щенком. Коля очень обрадовался такому подарку: он давно мечтал завести себе хорошую, породистую овчарку.

Много положил трудов Коля, пока вырастил Джульбарса. Ведь немало возни было с таким маленьким щенком. Надо было несколько раз в день его покормить, почистить, вывести погулять.

А сколько он изгрыз Колиных игрушек, вещей!.. Всё тащил, до чего мог добраться.

Особенно он любил грызть ботинки. Однажды Коля забыл спрятать на ночь свой башмаки, а когда утром встал, то от них остались одни лохмотья.

Но это было только до тех пор, пока Джульбарс был маленьким. Зато, когда он вырос, Коле завидовали многие мальчики – такая у него была красивая и умная собака.

Утром Джульбарс будил Колю: лаял, тащил с него одеяло, а когда Коля открывал глаза, спешил ему принести одежду. Правда, иногда Джульбарс ошибался и вместо Колиной одежды приносил папины калоши или бабушкину юбку, но он так забавно торопился, так старался скорей всё собрать, что никто на него за это не сердился.

Потом Джульбарс провожал Колю в школу. Важно, не спеша, шёл он около своего юного хозяина и нёс ему ранец с книгами. Иногда случалось, что ребята, балуясь, кидали в Колю снежками. Тогда Джульбарс загораживал его собой и скалил зубы. А зубы у него были такие большие, что при виде их мальчики сразу переставали бросаться.

По выходным дням Коля брал с собой Джульбарса и вместе с товарищами отправлялся кататься на лыжах. Но катался он не так, как все ребята. Коля одевал на Джульбарса шлейку, привязывал к ней верёвку, а другой конец брал в руки и командовал Джульбарсу: «Вперёд!» Джульбарс бежал вперёд и вёз за собой своего юного хозяина.

РАЗЛУКА

Джульбарс никогда не расставался с Колей. Они были всегда вместе, а если Коля уходил один, Джульбарс ложился около двери, прислушивался к каждому шороху и скулил.

Все знакомые называли их «неразлучниками», и никто не мог даже подумать, что Коля когда-нибудь добровольно расстанется со своим любимцем. Однако это случилось на второй день после объявления войны.

Долго не мог уснуть в ту ночь Коля, ворочался с боку на бок, несколько раз зажигал свет и всё смотрел иа лежавшую рядом с его постелью собаку.

Утром Коля встал раньше обычного. Он старательно вычистил Джульбарса, потом надел ему новый ошейник и вышел с ним из дому. Обратно Коля вернулся один. В комнате было как-то пусто, неуютно, а на коврике, где всегда спал Джульбарс, валялся старый ошейник. Коля взял ошейник, и слёзы навернулись ему на глаза. Ему было очень жалко Джульбарса, но вместе с тем так хотелось сделать что-нибудь для Красной Армии большое, хорошее…

НА НОВОМ МЕСТЕ

Когда Коля оставил Джульбарса и ушёл, тот даже не понял, что навсегда расстался со своим хозяином. Сначала он с любопытством разглядывал сидящих рядом с ним собак. Потом стал смотреть, не идёт ли Коля. Но Коля не шёл. Кругом ходили незнакомые люди, что-то делали, говорили, приводили новых собак, но Джульбарс, казалось, никого и ничего не замечал. Он даже не притронулся к пище, которую перед ним поставили, и всё смотрел и смотрел в ту сторону, где скрылся за поворотом Коля.

Прошло несколько дней.

За это время собак осмотрели и отправили на распределительный пункт. Там их ещё раз проверили, посадили в клетки, а на другой день около них ходили бойцы и каждый выбирал себе подходящую. Один Иванов никак не мог выбрать собаку. Несколько раз он обходил их с первой до последней, и каждый раз его взгляд невольно задерживался на Джульбарсе. Эта собака выглядела очень угрюмой среди других.

Но Иванову она почему-то понравилась, и он пошёл брать на неё паспорт. На паспорте стоял номер собаки, её возраст, кличка, а в самом низу нетвёрдой детской рукой сделана приписка– «Дорогой товарищ боец! Очень Вас прошу написать мне про Джульбарса…» Там было написано что-то ещё, по что именно, Иванов никак не мог разобрать. Он вынул чистый листок бумаги, переписал адрес, аккуратно его сложил и убрал в то отделение бумажника, где у него хранились фотографии жены и детишек. Потом Иванов подошёл к собаке, надел поводок и громко, решительно произнёс: «Джульбарс, пошли!»

Джульбарс вздрогнул, вскочил и тихо, совсем тихо заскулил. Первый раз со дня разлуки с Колей он услышал свою кличку.

Много трудов стоило бойцу Иванову приучить к себе собаку. А сколько терпения приложил он, чтобы её обучить! Нужно было научить Джульбарса найти мину, около неё сесть и этим показать дрессировщику, где она находится. Не каждая собака годится для такого дела. Тут нужны хорошее чутьё, послушание и старательность – как раз то, что было у Джульбарса.

Сначала собак приучали находить специально зарытые мины, которые не могли взорваться, а за каждую найденную давали кусочек мяса. Но Джульбарс работал не за мясо. Бывало найдёт мину, сядет возле неё, а сам так умильно на Иванова поглядывает, хвостом машет и ждёт, пока тот его похвалит.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ

Все удивлялись чутью и понятливости Джульбарса. Не было случая, чтобы он ошибся или пропустил мину. И куда её только не прятали: зарывали в землю, подвешивали, клали в комнате среди вещей, а сверху в несколько рядов закрывали одеялами, и всё равно Джульбарс находил. Иванов очень гордился своим учеником. И не зря. Скоро Джульбарс стал гордостью не только Иванова, но и всей части. А случилось это так.

В их подразделение пришёл приказ: «Срочно выделить лучшую собаку-миноискателя и перебросить её на самолёте к месту назначения».

Иванов совсем недавно закончил обучение Джульбарса, и всё-таки командир подразделения послал именно его.

Как только самолёт приземлился и Иванов вылез из кабины, ему сразу дали распоряжение идти с собакой на аэродром.

Никогда не волновался так Иванов, как выполняя это первое боевое задание.

Задание было очень ответственное. Отступая, враги заминировали аэродром. Перед этим шли дожди, потом сразу ударил мороз, и аэродром покрылся толстой ледяной коркой; под этой коркой и находились мины. Специальные приборы для нахождения мин не могли помочь. Щупы не входили в мерзлую землю, а миноискатели не действовали, потому что мины были зарыты в деревянных оболочках.

Вместе с сопровождавшими его минёрами Иванов подошёл к небольшому, торчавшему из земли колышку. На колышке была прибита дощечка с короткой чёрной надписью: «Заминировано».

Иванов остановился, окликнул Джульбарса и громко, внятно сказал: «Ищи!»

Джульбарс натянул повод и повёл за собой Иванова. Джульбарс шёл медленно, не спеша, вынюхивая каждый сантиметр земли этого огромного поля. Он шёл и вёл за собой хозяина метр… два… три… десять, нигде не останавливаясь, не задерживаясь.

Сначала Иванов шёл спокойно, потом его вдруг охватило сомнение: «А что, если… что, если Джульбарс пропускает мины?» От этой мысли ему стало жутко. Иванов остановился.

– Ищи, ищи! – почти закричал он, показывая на землю. – Ищи!

Джульбарс удивлённо посмотрел на хозяина и опять потянул дальше.

Вот они уже совсем далеко от той маленькой до-щёчки с чёрной надписью. Сзади издали им машут и что-то крича г оставшиеся около неё люди. Но что именно, Иванов не может понять. Одна назойливая мысль не оставляет его: «Неужели Джульбарс пропускает мины?»

Вдруг Джульбарс резко изменил направление и сел. Он сидел так же, как это делал во время учёбы, когда находил зарытую мину. Он смотрел то на еле приметный холмик около своих лап, то на хозяина. А Иванов? Иванов обхватил голову Джульбарса и крепко прижал его к себе. Потом над местом, где была зарыта мина, он воткнул красный флажок и пошёл дальше.

Словно красные цветы, распускались флажки то в одном, то в другом месте, и скоро ими было усеяно всё поле. А через несколько часов около них уже хлопотали минёры. Они вытаскивали и обезвреживали мины.

ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ

Прошло несколько лет. За это время Джульбарс нашёл тысячи мин. Отступая, фашисты минировали всё: дома, вещи, посуду, кушанье – одним словом, всё, до чего мог дотронуться человек. Но Джульбарс своим чутьём разгадывал самые хитрые уловки врага и этим спасал жизнь многим людям. Не раз спасал он жизнь и своему хозяину.

Однажды, освобождая от мин дома, Иванов зашёл в брошенную квартиру. Комнатка, в которую он вошёл, была маленькая и уютная, а остатки еды на столе показывали на то, что её владельцы ушли очень поспешно. Этот мирный вид комнаты и обманул Иванова.

Забыв осторожность, он хотел пройти в соседнюю комнату и уже подошли к двери. Но вдруг Джульбарс опередил хозяина. Он сел на самом пороге и загородил проход. Иванов не понял собаку. Он взял Джульбарса за ошейник и хотел отстранить. И тут всегда послушный Джульбарс неожиданно огрызнулся, вывернулся из рук хозяина и вновь загородил ему дорогу.

Такого поступка Иванов не ожидал. Чтобы Джульбарс огрызнулся, не послушался?.. «Нет, здесь что-то не то», – подумал Иванов.

И верно: под порогом двери, в которую он хотел войти, оказалась спрятанная мина.

Всю войну Иванов не расставался с Джульбарсом: побывал с ним в Смоленске, Белоруссии, Польше. Конец войны застал их в Берлине.

Домой Иванов возвращался не один. Рядом с ним в поезде сидел его верный помощник, Джульбарс.

Когда Иванов приехал в Москву, он послал письмо Коле. Он написал Коле о том, как хорошо работал его воспитанник, как много раз спасал ему жизнь и что ему, Иванову, очень жаль расставаться со своим четвероногим другом.

И Коля не взял Джульбарса. Он ответил, что хотя и очень любит Джульбарса, но всё же решил его оставить Иванову. А себе Коля заведёт ещё собаку, назовёт её тоже Джульбарсом и, когда она подрастёт, обязательно опять подарит Советской Армии.

ДРУЖБА

В то лето я поселилась у одного лесника. Изба у него была большая, просторная. Стояла она прямо в лесу, на полянке, и через усадьбу, огороженную плетнём, журча по камешкам, бежал узкий ручеёк.

Сам лесник Иван Петрович был охотник. В свободное от работы время он брал собаку, ружьё и отправлялся в лес.

Собака у него была большая, рыжая, с тёмной, почти чёрной спиной. Звали её Дагон. Во всём округе не было гончей собаки лучше Дагона. И уж если возьмёт он след лисы, то на какие бы она хитрости ни пускалась, от Дагона ей не убежать.

Охотился Иван Петрович с Дагоном поздней осенью и зимой. А весной и летом Дагон сидел больше дома, потому что в это время охотиться за лисицами запрещено и Иван Петрович сажал его на цепь.

– А то набалуется, – говорил лесник.

Сидеть на цепи Дагону не нравилось. Как только его спускали, он старался незаметно улизнуть, а если его звали, делал вид, будто не слышит.

Правда, иногда вместе с сыном лесника Петей мы брали Дагона с собой в лес, но это случалось лишь в те редкие дни, когда его хозяин уезжал в город.

Зато как радовался Дагон этим прогулкам! Он мчался всегда впереди, ко всему принюхивался, что-то искал. Из-под его ног то, испуганно квохча, взлетала тетёрка, то с шумом поднимался глухарь. Кончалась такая прогулка обычно тем, что Дагон от нас удирал. Он находил след лисицы или зайца и мгновенно исчезал. Его громкий, заливистый лай раздавался далеко по лесу, и сколько бы мы ни звали Дагона, он никогда не приходил.

Возвращался Дагон уже к вечеру, усталый, со впавшими боками. Входил, как-то виновато виляя хвостом, и тут же залезает в свою конуру.

НАХОДКА

Однажды, во время прогулки, не успел Дагон от нас отбежать, как мы услышали его громкий лай. Он лаял где-то совсем близко, и мы с Петей побежали посмотреть, кого он поймал.

Увидели мы Дагона на лужайке. Он лаял и прыгал около большого, старого пня, старался что-то достать из-под корней и даже от злости грыз зубами кору.

– Наверно, ёжика нашёл! – крикнул мне Петя.– Вот сейчас мы его достанем.

Я схватила Дагона за ошейник и оттащила в сторону, а Петя взял палку и сунул под пень, чтобы вытащить ёжика.

Но не успел он засунуть палку, как оттуда выскочил небольшой серенький зверёк и бросился через лужайку.

Лисёнок был ещё маленький и неопытный. Он метался под самыми ногами у Пети, но Петя никак не мог его поймать. Я тоже не могла ему помочь, так как еле-еле удерживала Дагона, который рвался к зверьку.

Наконец Пете удалось загнать лисёнка в кусты и прижать его кепкой. Пойманный зверёк уже не сопротивлялся. Петя посадил его в кузовочек от ягод, а сверху, чтобы не выскочил, завязал платком, и мы отправились домой.

Дома Петина мать не очень-то обрадовалась нашей находке. Она даже пробовала против неё возражать, но Петя так упрашивал разрешить ему оставить лисёнка, что Прасковья Дмитриевна наконец согласилась:

– Ладно уж, держи! Только отец всё равно не позволит, – в заключение сказала она.

Но отец разрешил тоже, и лисёнок остался.

Первым делом мы принялись за устройство ему помещения. Петя притащил из сарая ящик, и мы начали мастерить из него клетку. Одну сторону ящика затянули проволокой, а в другой – прорезали дверцу. Когда клетка была совсем готова, постелили туда солому и пустили лисёнка.

Но не успели мы его выпустить, как зверёк тут же забился в самый угол ящика и спрятался в солому. Он даже не стал есть положенное ему мясо, а когда Петя пододвинул кусочек палочкой, сердито заворчал и схватил её зубами.

Весь остаток дня лисёнок сидел в своём углу. Зато, как только наступила ночь и все легли спать, он начал скулить, тявкать и так царапал лапами сетку, что даже сорвал себе палец.

Петя очень огорчился, когда увидел утром раненую лапку лисёнка, но мы его утешили, сказав, что зато лисёнок теперь меченый и если даже уйдёт, то мы его сразу узнаем по следу.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Чаплиной Веры Васильевны

Происхождение

Вера Васильевна Чаплина (настоящая фамилия Кутырина-Михайлова), детская писательница-анималист, родилась 24-го числа в апреле месяце 1908 года в Москве. Отец Чаплиной был юристом, его имя – Василий Михайлович Кутырин, мать – Чаплина Лидия Владимировна, по образованию музыкант, окончила Московскую консерваторию. Дед писательницы по матери был дворянином, он был очень знаменит. Его звали Владимир Михайлович Чаплин. Он был профессором-теплотехником, крупным инженером. Дед был известным меценатом и воспитал архитектора Константина Мельникова. В семье Кутыриных было трое детей, у Веры был брат Вася и сестра Валя.

Детский дом

В хаосе гражданской войны Вера Чаплина потерялась и оказалась в детском доме. Это большое горе ей удалось пережить. Она разыскала мать в 1923 году. Затем они приехали в Москву. В детском доме Вера спасалась тем, что ухаживала тайком от воспитателей за домашними животными, которых находила в огромном саду. Она спасала также птенцов.

Зоопарк

Вера в Москве ходила в зоопарк и в кружок юных биологов. Кружком руководил профессор Мантейфель. Вера вела научную работу, выкармливала животных и организовала площадку для молодняка. Это было новаторством, эксперимент воспитания на одной площадке детёнышей разных животных вызывал огромный интерес зрителей. Чаплина отдала работе в зоопарке более 30 лет. В 1937 году она стала заведующей секцией хищников. В 1941 году она получила благодарность как ударница зоопарка. В эвакуации сотрудники зоопарка самоотверженно сражались за жизнь питомцев.

Литературные труды

Чаплина постоянно писала о животных повести и рассказы, начиная с 1935 года. Они стали широко известны, так как печатались в газетах. Постоянные занятия литературным трудом начались в 1946 году. Вера Чаплина выпустила в 1947 году новый сборник повестей и рассказов "Четвероногие друзья". В 1950 году Чаплина стала членом Союза писателей. Её произведения издавались не только в СССР, но и в Праге, Варшаве, Берлине, Софии, Братиславе. Писательница 10 лет трудилась над книгой "Питомцы зоопарка", сборник был издан в 1965 году. С героями её книг познакомились во всём мире: в Японии, Франции, США и других странах. Её издавали на всех языках: испанском, хинди, арабском и многих других. Новые черты творчества появились в циклах позднейших рассказов. Она рассказывала о комических ситуациях, в которые попадали люди при более близком, тесном знакомстве с очаровательными животными. Остроумно и без насмешки над животными она рассказывала о зверятах, способных быстро вывести даже самого спокойного человека из себя. Общий тираж произведений Чаплиной превысил 17 миллионов экземпляров. С конца 1940 годов соавтором Чаплиной был писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Они вместе создавали сценарии к мультфильмам, книги очерков. На книгах Чаплиной выросло не одно поколение советских читателей, они оставались любимыми книгами и переиздавались вновь и вновь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Фильмография

По книгам Чаплиной было создано множество научно-популярных фильмов, художественных фильмов, мультфильмов, короткометражных фильмов и диафильмов для маленьких детей.

Награды

Чаплина получила медаль "За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов", ещё медаль "За трудовое отличие", а также медаль "Ветеран труда".

Смерть

Писательница умерла в 1994 году в декабре месяце 19-го числа.

Наверное, очень немногие люди могут сказать о себе что-то подобное. А Вера Васильевна сказала это с полным правом, потому что почти всю жизнь – с шестнадцати лет – работала в Московском зоопарке. А в Зоопарке – так уж получалось – ей постоянно приходилось иметь дело со зверёнышами, которые либо осиротели, либо матери почему-то отказались их кормить. И наверное, многие из них погибли бы, если б не добрые руки и неиссякаемое терпение, а главное – если бы не огромная любовь к животным Веры Васильевны Чаплиной.

Конечно, она не только выкармливала соской детёнышей и заботилась о них – она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтоб звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Постоянно наблюдая за малышами, Вера Васильевна предложила организовать площадку молодняка – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом такие разные звери. Но Вера Васильевна была уверена: уживутся, ведь они ещё не звери, а зверята, все они весёлые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детёныши. И вот в Московском зоопарке появилась такая площадка. Сколько интересного материала для изучения дал этот эксперимент зоологам! Сколько радости и весёлых минут доставила эта «площадка» посетителям Зоопарка! Но ребята, видевшие, как играют, бегают, гоняются друг за другом зверята, не знали, что не все они сразу начали дружить, да и потом были всякие непредвиденные случаи.

Вера Васильевна замечала в поведении животных всё, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка. Так появилась первая её книга «Малыши с зелёной площадки». Из неё ребята узнали, что каждый зверёныш, так же как и всякий взрослый зверь, имеет свой характер и свой нрав, что зверя можно воспитать и злым и добрым.

Потом Вера Васильевна написала книги «Мои воспитанники» и «Четвероногие друзья». Ребята познакомились с львицей Кинули, выросшей не в клетке, а в городской квартире, с лосёнком Лоськой, выкормленным соской, с умным слоном Шанго, с обезьянкой Малышкой, с лисёнком Куцым, с выдрой Наей, с собакой, воспитанной волчицей, и со многими другими животными. Ребята узнали и о тех людях, которые работают в Зоопарке – ухаживают за животными, лечат, изучают и кормят их.

Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина: «Кинули», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Медвежонок Фомка», «Случайные встречи» и другие. Книги эти многократно переиздавались, переводились на разные языки и в нашей стране, и за её пределами, и ребята во многих странах полюбили их, полюбили не только потому, что книги Веры Васильевны интересные, но ещё и потому, что они написаны очень добрым человеком, человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты. А доброта, одно из самых важных и нужных качеств человеческого характера, начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку.

По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше. И встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, – это тоже большая радость.

И вот такую книгу – интересную и умную, которая поможет тебе многое понять, которая заставит тебя задуматься, а возможно, и на кое-что взглянуть иными глазами, – ты сейчас держишь в руках.

Юрий Дмитриев

Обращение к читателям

Дорогие ребята!

Всю жизнь я очень любила животных, и сколько себя помню, всегда у меня воспитывались какие-нибудь птенцы, щенята, зайчата…

Мне нравилось, когда меня дома встречали раскрытые рты галчат, сорок, когда серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ко мне на колени.

С шестнадцати лет я поступила в кружок юных биологов Зоопарка. Руководил этим кружком известный натуралист и большой любитель природы Пётр Александрович Мантейфель. Он учил нас любить животных, беречь и изучать природу… Кружок наш был небольшой и очень дружный. Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц, научным сотрудникам – наблюдать животных, записывали в дневники их поведение, взвешивали звериных малышей и следили за их ростом…

Помню, сколько нового и интересного узнала я в Зоопарке: какими рождаются барсучата, соболята, дикобразы, как растёт весь этот молодняк, как изменяются повадки животных… И каких только у меня не было звериных малышей, начиная от маленького, чуть больше напёрстка, бельчонка и кончая львятами, росомахами!

А как обрадовалась я, когда в 1933 году меня назначили заведующей молодняком Зоопарка! Вот тогда мне пришла мысль устроить в Зоопарке специальную площадку, где можно было бы не только воспитать здоровый и крепкий молодняк, но и сделать так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом.

У меня осталось много приятных и дорогих воспоминаний о тех звериных малышах, которым я отдала много тепла, любви и заботы. И мне, ребята, очень хочется, чтобы и вы познакомились с моими воспитанниками и полюбили их.

В. Чаплина

Мои питомцы

Самая смышлёная

Долгое время я работала в Зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник.

Очень не хотелось мне там оставаться. Обезьян я совсем не знала и не любила. Стою перед клеткой с обезьянами-резусами; их там целая стая – штук сорок – бегает. Смотрю и думаю: «Как же я их различать буду? Уж очень они друг на друга похожи. Одинаковые глаза, мордочки, руки, и даже роста как будто одного». Но это мне только вначале так казалось, а как пригляделась к ним – вижу, что хоть и одной они породы, а друг на друга не похожи. У того, которого звали Вовкой, голова гладкая, словно причёсанная, не то что у Бобрика. У Бобрика вихры во все стороны торчат, ну совсем как у Стёпки-растрёпки.

Но больше всех отличалась Малышка. Из всех обезьян она была самая маленькая, оттого её так и прозвали. Мордочка у Малышки остренькая, а сама она ловкая, шустрая. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на моё решето, в котором я приносила фрукты.

Вот эту-то Малышку и решила я приручить. Нелёгкое это было дело.

Долго не решалась ко мне подойти трусишка. Стоило только к ней протянуть руку, как она быстро отскакивала и убегала. Но я терпеливо просиживала в клетке часами и время от времени бросала ей самые вкусные кусочки.

С каждым днём Малышка привыкала ко мне всё больше и больше. Не убегала, когда я подходила, а однажды так расхрабрилась, что чуть не вырвала у меня печенье, которое я хотела дать другой обезьяне. Как-то даже пыталась залезть ко мне в карман. Уже протянула руку, но тут же сама испугалась своей храбрости и удрала. С тех пор я стала нарочно класть сладости в карман. И делала это так, чтобы Малышка видела. Я уже знала, что она большая сластёна.

Обезьянка внимательно наблюдала, как я кладу в карман грушу или кусочек сахару, а потом вытягивала трубочкой ротик и жалобно кричала. И всё-таки в карман она залезть решилась. Чтобы не испугать воришку, я нарочно отвернулась, как будто ничего не замечаю. А Малышка быстро вытащила у меня из кармана кусочек сахару и, воровато оглядываясь, на всякий случай уселась подальше.


Долгое время я работала в Зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Читать...


Попал Фомка в Москву не поездом, не пароходом, а прилетел на самолёте. Маршрут его: остров Котельный - Москва. Читать...


В одной клетке сидела волчица, а в соседней - собака из породы овчарок. Читать...


Ная - это выдрёнок. Туловище у Наи длинное и гибкое, словно без костей; головка приплюснутая, похожа на змеиную, и маленькие, как бусинки, глаза. Читать...


С самого утра не ладилось дело. Скисло молоко, не привезли вовремя мяса. Голодный молодняк пищал на разные голоса, а тут ещё принесли лосёнка. Читать...


Когда я вошла в клетку, волчонок забился в угол и испуганно скосил глаза. С рыжеватой шерстью, круглолобый, он мне понравился сразу. Читать...


Этого медвежонка назвали Копушей, потому что она вечно копалась: последней выходила на прогулку, последней съедала свой обед. Читать...


Это случилось как раз в то время весны, когда у лисицы уже пищали в норе лисята, а по лесу со своими медвежатами бродила медведица и отовсюду слышался многоголосый птичий хор. Читать...


Я не хочу называть издательство, где произошёл этот случай, скажу лишь одно: в нём рождались книжки, которые очень любят ребята. Читать...


Слава с мамой совсем недавно переехали в один из новых районов города. Их квартира была на самом последнем - двенадцатом - этаже. Славе нравилось, что они живут так высоко. Читать...


Его звали Мухтар. Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. Читать...


Вот уже третьи сутки моросил въедливый, холодный дождь. Резкий ветер давно сорвал с деревьев последние листья, и теперь они лежали бурые, поблёкшие, словно приклеенные дождём к земле. Читать...


Марина пришла из школы гордая и счастливая. Ещё бы, у неё в дневнике почти одни пятёрки. Читать...


Скворечник у нас новый и красивый. Со всех сторон мы обили его корой от берёзы, и он стал похож на настоящее дупло. Читать...


Небольшой рыболовецкий колхоз раскинулся у самого берега Белого моря. Так близко, что во время прилива вода подбегала почти к самым домам, а когда уходила, то за нею по камням тянулись тёмно-зелёные скользкие водоросли. Читать...


В то лето я поселилась у одного лесника. Изба у него стояла на полянке, окружённая лесом, и через усадьбу, журча по камешкам, бежал узкий ручеёк. Сам лесник Иван Петрович был ещё и охотник. Читать...


Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Читать...


О том, что две маленькие серые птахи избрали для своего гнезда самый дальний уголок сада, София Петровна догадалась сразу. Впрочем, догадаться было совсем не трудно, наблюдая, как птицы старательно тащили туда какие-то пушинки, пёрышки, пучки тонких сухих травинок. Читать...

После возвращения в Москву Чаплина с раннего утра до позднего вечера находилась в зоопарке. Молодость стремительно сменилась самостоятельной и взрослой жизнью, и из добровольного помощника Чаплина вскоре превратилась в организатора и смотрителя площадки, на которой содержались животные-одногодки.

Прошли годы, и Вера Чаплина стала описывать свой опыт в книге «Малыши с зелёной площадки». Эта книга имела ошеломительный успех, а через несколько лет свет увидели рассказы Веры Чаплиной о животных, собранные в книге «Мои воспитанники». В этом сборнике писательница впервые с грустью и добротой рассказала читателям о львице по имени Кинули, которую воспитывали в городской квартире.

Рассказы о животных «Пуська», «Испорченный отпуск», «Как хорошо!» наполнены комическими ситуациями, возникающими при более тесном знакомстве с четвероногими друзьями. Порой создаётся впечатление, что Вера Чаплина ставила своей целью не поведать нам о каких-то животных, а помочь заметить их и разглядеть.


Top