Cочинение «Система образов в пьесе «Бесприданница. Образ и характеристика кнурова в бесприданнице островского сочинение Образ Ларисы Огудаловой

1. Жизненные приоритеты купцов.
2. Маска и внутренняя сущность Паратова.
3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса.
4. Карандышев и его жизненные приоритеты.

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи.

В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод. Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию. Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой.

Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее. Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий. С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости. Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение.

Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания.

Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель. Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой. Но если Кнуров честно признается, что он женат то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «...Еще несколько таких минут... Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».

Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения. Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «...Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно. И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть. Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей. Однако ее начинаниям не сопутствует успех. Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработать мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить, сладко ли им жить-то».

Таким образом, жизненным приоритетом Хариты Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса. «...Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рассудительно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.

Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихими радостями семейной жизни, однако вскоре разбитыми оказываются и эти надежды. Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством. Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть свое исключительное право на Ларису. «Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь».

Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал. Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него.

В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева небольшое.

В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако не все определяется средой. Двуличие Паратова, то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях. Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.

Кнуров

В "Бесприданнице" Островский изображает людей пустых, черствых, злых и бездушных, например Кнурова. Кнуров из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием, как характеризует его Островский. Этот человек «с громадным состоянием» очень высокого о себе мнения. Он не общается с людьми из простого общества, он общается с очень богатыми представителями, с миллионерами. Простой человек для него ничего не значит, даже если тот обладает прекрасными человеческими чертами характера. Он считает это недостойным себя. Островский показал Кнурова как человека умного, а точнее, изобразил только. Говорит он правильно, благопристойно. Держится как-то гордо, человек женатый, но ради своих прихотей и удовольствий он собирается взять с собой в Париж Ларису. Кнуров даже не задумывается о том, что этим он очень унизит и оскорбит молодую девушку. Он делает это ради своих развлечений. Это говорит об отсутствии в Кнурове человеческих черт, которыми должен обладать каждый человек.

Вожеватов

Такой фамилией А. Н. Островский наградил одного из героев пьесы «Бесприданница» неслучайно. Слово это прежде было общепонятным. "Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата" - так характеризует сват невесту в стихотворении Некрасова "Сват и жених ". Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец. Вожеватов является типичным представителем купеческого сословия XIX века. Им руководит холодный расчет, и главное в его жизни это деньги. Отношение к людям определяется его материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение и это доходит даже до открытых издевательств. Вожеватов был молод и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя близость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственности заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у Вожеватова, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас, и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Кнуров Мокий Парменыч – один из персонажей драмы Островского «Бесприданница», пожилой и состоятельный человек, крупный делец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как отмечает буфетчик Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки. Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы нагулять аппетит. Он частый посетитель кофейной, но предпочитает общаться только с людьми своего положения. В поисках достойного собеседника он ездит в Москву, Петербург и даже за границу. Окружающие почтительно относятся к этому герою. Вожеватов при встрече кланяется, Огудалова уважительно и взволновано встречает его, всем видом показывая, что для нее честь принимать такого «высокого» гостя.

Кнуров ценит красоту и считает, что все можно купить, вплоть до любви. Ларису Дмитриевну он считает «дорогим бриллиантом», а себя – художником-ювелиром. Он готов немало потратиться, чтобы сделать эту бедную, но красивую девушку своей содержанкой. Именно Мокий Парменыч дает Харите Игнатьевне денег на подвенечное платье и приданое Ларисы. При этом он намекает, что если девушка передумает выходить замуж, он не прочь предложить свою «дружбу» и пожизненное содержание. По-своему Кнуров действительно желает девушке счастья. Он искренне жалеет, что она выходит замуж за такого глупого и мелкого чиновника как Карандышев . По его мнению, Ларисе быстро наскучит полумещанская жизнь с бедняком. Поэтому он предлагает ей уехать с ним в Париж на выставку и бросить затею с замужеством.

Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из «Гро­зы». Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает своим разговором. Поэтому при­езд Паратова так обрадовал его: «Все-таки будет с кем хоть слово за обедом молвить».

Кнурова называют идолом; он и есть идол, осо­знающий свою несокрушимую силу, открыто прези­рающий почти всех окружающих. Но Лариса его поражает - очевидно, по контрасту. Он, меряющий все на деньги, вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат. С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет». Лариса ему действительно очень нравится. Так проявляется значительность его натуры. Это не мелкий и ничтожный пакостник, в нем ощущается сильный характер. Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова «любовь» в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви.

Как показательно, что и в решающем разговоре с Ларисой он бессердечен даже по стилю разговора. Создается впечатление, что он заводит речь о ка­ком-то коммерческом предприятии и старается угово­рить будущего компаньона. Ни слова о чувствах, только четкие деловые предложения: «Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку?» Он обнаруживает циническое презрение и к общест­венному мнению, и к общепринятым нормам.

Характерная черта другого дельца, Вожеватова,- равнодушие. Равнодушен он и к человеческому стра­данию, и к человеческому горю. Его смешит бедный Карандышев, он с великим удовольствием издевает­ся над беззащитным Робинзоном. Что же касается отношения Вожеватова к Ларисе, то здесь трудно подобрать другое слово, кроме «предательства». Они с детства знакомы, почти родные, но это не мешает Вожеватову развращать «понемножку» молодую девуш­ку. Отвечая на замечание Кнурова, он небрежно бро­сает: «Да мне что! Я ведь насильно не навязываю... Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я ей - не опекун». И в самую тяжелую минуту в жизни Ларисы Вожеватов предательски отказывает ей не только в помощи, но и в элементарной жалости.Предательство окружает Ларису со всех сторон. Предает (продает) ее родная мать, друг детства (Вожеватов), любимый человек (Паратов).

В перечне действующих лиц Паратов охаракте­ризован как «блестящий барин, из судохозяев». Великолепная формулировка, ранее совершенно не­мыслимая. Блестящий барин - это одна поведен­ческая модель, судохозяин - совершенно другая. Но в Паратове обе эти линии соединяются, при­давая его облику сугубо индивидуальные, неповто­римые черты, связанные, однако, с определенной исторической эпохой. Это человек своеобразный, яркий, неординарный. Не случайно его идеали­зирует Лариса, чем-то он привлекает цыган, ям­щиков, трактирных слуг. Надо думать, дело не только в его щедрости. Чувствуется в нем некий размах, удаль - но в то же самое время и опас­ное хладнокровие, нередко граничащее с жесто­костью, страсть к сильным ощущениям.

Паратов очень умело и продуманно играет свою роль. Драматург же постоянно подсказывает (очень тонко и осторожно), что верить ему ни в коем случае нельзя. Реальные дела Паратова разительным образом противоречат его же напыщенным речам, на которые он большой мастер. «Я, Лариса Дмитриев­на, - говорит он, - человек с правилами, брак для меня - дело святое. Я этого вольнодумства терпеть не могу». Тем не менее он же делает все, чтобы раз­рушить предстоящий брак Ларисы с Карандашевым.

Паратов не упускает случая внушить окружаю­щим представление о себе как о человеке без со­словных предрассудков (спор с Карандашевым о русском языке), о своем презрении к мелочным расчетам. С явным удовольствием рассказывает он о столкновении с пароходным механиком, который цифры какие-то на бумажке выводил, давление рас­считывал: «Иностранец, голландец он, душа корот­ка; у них арифметика вместо души-то!». Любопытно, что демонстративное пренебрежение к «арифметике» декларирует тот самый Паратов, который чуть даль­ше откровенно заявит: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно»,- сравниваясь этим с Кнуровым, Воже­ватовым и им подобными. Выгода, а не «широкая натура» - вот что, в конечном счете, определяет суть Паратова, хотя роль свою он играет настолько талантливо, что начинаешь понимать, почему Лари­са им увлечена.

    «Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте». Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами...

    Такой фамилией А. Н. Островский наградил одного из героев пьесы "Бесприданница" неслучайно. Слово это прежде было общепонятным. "Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата" - так характеризует сват невесту в стихотворении Некрасова...

  1. Новое!

    Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа - Ларисы - и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» - более драматична. Это проявляется, в частности,...

  2. Новое!

    В народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко па­дает», но, видно, на всякое правило бывает исключе­ние. Таким исключением являются мать и дочь Огу­даловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем ярче выступает перед читателем харак­тер...

Островского

План

1. Введение

2.Кнуров в жизни

3.Кнуров и Лариса

4.Заключение

Мокий Парменыч Кнуров - собирательный образ человека новой эпохи со сказочным капиталом. Это представитель той неумолимой силы, которая медленно, но неуклонно подминает все под себя. "Владелец заводов, газет, пароходов" чувствует себя полным хозяином в этой жизни. Единственная власть, которую он признает - деньги.

Кнуров ведет обеспеченную размеренную жизнь. Любая его прихоть может быть моментально исполнена. Мокий Парменыч привык к всеобщему почитанию. Он четко делит людей на два класса: имеющих и не имеющих деньги. С точки зрения наличия капитала он оценивает возможности и пользу окружающих.

Круг общения Кнурова невелик. В пьесе в него входят лишь Вожеватов, Паратов и семья Огудаловых. С первыми его связывают деловые отношения. Мокий Парменыч прекрасно понимает, насколько важно поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Вряд ли это общение можно назвать дружбой. В любом случае, в провинциальном городке более близких, а тем более равных ему людей, все равно нет.

Мокий Парменыч по-своему добр, но его расположение к людям опять же зависит от возможной выгоды. Он может высказать искреннее сочувствие чужому горю, но окажет помощь лишь в том случае, если это принесет ему какую-нибудь пользу. Высокое мнение Кнурова о себе ярче всего проявляется в его отношении к Карандышеву. Капиталист откровенно презирает мелкого чиновника, который не смог добиться более высокого положения.

Мокий Парменыч уже давно отметил для себя красоту дочери Хариты Игнатьевны. Главная проблема заключается в том, что делец женат. Он не прочь взять Ларису "на содержание", но девушка еще ничем не запятнала своей репутации. Кнуров честно признается Вожеватову, что ему уже поздно открыто соперничать с многочисленными поклонниками Ларисы. Он предпочитает действовать обходными путями. Понятие любви совершенно незнакомо Кнурову. Он даже хвалит Вожеватова за отсутствие этого чувства, бесполезного в торговых делах.

Любовь для Мокия Парменыча - тот же самый товар, а Лариса - "дорогой бриллиант", требующий "дорогой оправы". Кнуров точно так же презирает Хариту Игнатьевну, но поддерживает с ней хорошие отношения и дает деньги с целью завладеть Ларисой. К этой цели он идет долго и настойчиво. Предстоящая свадьба девушки представляется ему удобным шансом. Карандашев не сможет достойно обеспечить Ларису. Вот тогда-то Кнуров и надеется использовать свой шанс.

Вся низость и бессердечность Мокия Парменыча и Вожеватова проявляется в сцене розыгрыша Ларисы в орлянку. Таким образом они решают судьбу живой девушки, даже не спросив ее мнения. Лариса представляется им простой, но невероятно красивой вещью, у которой обязательно появится хозяин. "Победивший" Кнуров, отбросив всякий стыд, прямо обращается к Ларисе с предложением стать его содержанкой. Свои слова он подкрепляет значительной фразой: "Для меня невозможного мало".

Мокий Парменыч - не просто всесильный, невероятно богатый делец. Деньги извратили его мышление. Для Кнурова все окружающее (даже люди) - объект купли-продажи. Его отношение к Ларисе, как к вещи, лежит в основе трагедии всей пьесы.


Top