Кирилл мартынов новая. Фсб берет под контроль внутреннюю политику рф

Взрослые скучные. Мир быстро меняется, а мы не хотим в этом участвовать. В социальном смысле слова мы уже умерли. И наше желание запрещать связано лишь с тем, чтобы как можно скорее превратить живых и юных в таких же унылых хрычей, как мы.

В конце прошлого года я, как представитель Высшей школы экономики, имел просветительскую беседу со школьниками из подмосковного поселка Московский, в семи километрах от МКАД по Киевскому шоссе.

Вообще с учащимися средних учебных заведений я по долгу службы сталкиваюсь достаточно часто, но это, в основном, совершенно особенные дети, достаточно целеустремленные и амбициозные. Как правило, из хороших семей, ведь если двадцать лет назад считалось, что учиться - удел нищих, а остальным все купит папа, то теперь приоритеты несколько поменялись.

В Московском, однако, публика была другой. В молодом поселке, выстроенном на бывших землях совхоза с одноименным названием, учатся дети, приехавшие из разных городов, создается новый культурный слой. Передо мной были девятиклассники, которых учителя политкорректно называют «спортсменами». В хлопковых спортивных штанах, уставившиеся в телефон, многие имеют опыт привода в полицию. Разговор закономерно зашел о том, как устроиться в жизни.

Девятиклассники поведали мне, что учеба - это напрасная трата времени. Важно иметь правильные знакомства. Вот папа одного из них уже устроил своего старшего сына в институт нефти и газа, за взятку и по знакомству. Среди удачных жизненных стратегий рассматривалось также поступление в Академию ФСБ. У меня настойчиво пытались узнать, как можно добиться этой заветной цели.

Служба в органах дает богатые перспективы для личного обогащения и, в конце концов, связана с покупкой «Мерседеса». Даже армейская карьера нравится «спортсменам» при условии, что это «контракт на службу на Новой земле за 5 млн рублей» - апокрифическое предание, которое передается школьниками друг другу. Но лучше все-таки знать правильных людей, освоить мастерство взятки и отката и устроиться.

На ваш взгляд

16 августа 2015, 18:31

Речь идет о «Новгородском деле» – нашумевшем уголовном деле над Антониной Федоровой (Мартыновой), 21-летней девушкой из Великого Новгорода, которую обвинили в покушении на убийство своего ребенка. История очень странная и туманная, в Интернете масса обсуждений, которые, правда, обрываются в 2012-м году, какова судьба Антонины и ее дочери сейчас – неизвестно. В посте я приведу пересказ событий из Википедии и некоторых других источников (ЖЖ, блог мужа Антонины) и собственные рассуждения.

В центре данной истории семья, состоящая из трех человек, – Антонина, молодая девушка из Великого Новгорода, ее дочь от первого брака Алиса (2,7 месяцев) и муж Антонины, Кирилл Мартынов, преподаватель московского ВУЗа. В начале февраля 2007 года Антонина вместе с дочерью поехали в родной город в гости к маме девушки.

26 февраля мама Антонины, Нинель Булатовна, пошла на работу, и дверь на лестничную клетку решили не закрывать, так как дети соседей громко ею стучат (женщина живет в общежитии секционного типа).

Когда Антонина отошла в ванную, Алиса выбежала на лестничную площадку и пролезла через перила. Антонина, выбежав на площадку, не успела ее схватить, и девочка упала вниз на два лестничных пролета. К счастью, Алиса отделалась несильными травмами (которые квалифицировались позднее как «легкая степень травмированности»). Антонина сбежала вниз и вызвала скорую.

В то же время на лестничной клетке находился 11-летний мальчик Егор К., который побежал к соседям и сказал, что видел, как «одна девочка толкнула другую девочку». Соседи вызвали милицию. Милиция приехала в больницу и взяла там с Антонины какие-то показания – какие именно, девушка вспомнить не могла, т.к. находилась в шоковом состоянии и не помнила вопросов, которые ей задавали. Через три дня девушке с дочерью пришлось покинуть больницу по причине нехватки мест. Девушка решила не возвращаться какое-то время в Москву, т.к. у Алисы был новгородский полис. Чтобы не возвращаться на место трагичного происшествия, они сняли квартиру в пригороде Новгорода.
Прошел почти месяц, Антонина и Алиса собирались возвращаться домой в Москву, когда к девушке пришел оперативный работник милиции и передал ей повестку в прокуратуру со словами, что все уверены в неслучайности падения Алисы, и молодая мать будет привлечена по 105 статье УК РФ («Убийство»).

Девушка дала показания следователю, после этого она приехала в Москву и прошла независимое полиграфическое исследование (детектор лжи), которое показало, что никаких злых умыслов девушка не имела. (Позднее следствие отказывалось признать результаты этого исследования, однако собственной экспертизы на детекторе лжи не проводили).

22 марта 2007 году было возбуждено уголовное дело по статье 30 ч.3, ст. 105, ч.1 УК РФ.
19 апреля девушка была арестована. Вечером этого дня Кирилл Мартынов публикует в своем блоге сообщение об этом уголовном деле. Дело получает широкую огласку в Интернете, в ЖЖ создается сообщество в поддержку Антонины и ее семьи.
По версии следствия, основным мотивом для преступления было то, что маленькая дочь якобы мешает построению личной жизни. Многим было очевидно, что такой мотив не более чем выдумка – Антонина и Кирилл состояли в отношениях с 2005 года, начали совместную жизнь в 2006 г., Алиса называла отчима папой.

Во время следствия на молодую девушку оказывалось всяческое давление, в том числе угрозы переквалификации на другую, «расстрельную», статью, была взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

7 мая 2007 года Антонину выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. Во время своего заключения состояние здоровья девушки значительно ухудшилось, она похудела до 36 кг.

Что касается основного свидетеля, чьи показания легли в основу уголовного дела, то в своих интервью мальчик путается в свидетельствах. По одной его версии, Антонина пропихнула свою дочь сквозь перила и отпустила, при этом что-то крича, по другой версии, все происходило в полнейшей тишине (странно, что почти трехлетняя дочь при этом не издавала ни звука, в то время как мать насильственно тащила ее к проему). По третьей же версии, очевидцем попытки убийства также был его друг Артем. В силу возраста свидетель к расспросу на полиграфе не привлекался.

Я не стану пересказывать ход следствия и версии обвинения детально, вся информация есть в Интернете, в том числе есть очень подробная статья со всеми ссылками в Википедии. Также много информации можно найти в специальном сообществе в ЖЖ и в блоге Кирилла Мартынова.

Известно, что следствие носило очень субъективный характер – привлекались свидетельства соседей по общежитию, которые давали Антонине выдуманные, поверхностные характеристики. Эти характеристики служили для создания определенного образа молодой девушки – мол, безработная мать-одиночка, которая стремится во что бы то ни стало выйти замуж за своего московского сожителя. Единственная преграда на пути к этой цели – малолетняя дочь от предыдущего брака. Объективные данные, подтверждающие отношения пары, любовь друг к другу и к дочери, которая стала для Кирилла родной, отсутствие материальных проблем, рассмотрены не были.
В конце июля 2008 года коллегия присяжных признала девушку виновной и не заслуживающей снисхождения.

Кирилл Мартынов уверяет, что он не знает ничего об их местонахождении. Мать и дочь объявлены в федеральный розыск. Был это побег или похищение – неизвестно.

В октябре 2008 года некий Олег публикует скан письма Антонины, в котором она пишет, что с ней и дочерью все в порядке, и просит пересылать материальную помощь через этого самого Олега, который создал специальное сообщество для координации сбора средств. Кирилл признал почерк Антонины, но заметил, что стиль письма не характерен для Антонины. Он уверен, что жена писала это письмо под принуждением. Странно и то, что в своем письме девушка не упоминает Кирилла.
Про Олега известно только то, что он проживает в Израиле и, возможно, состоит в исламистской организации. Кирилл убежден, что жена и дочь были похищены с целью получения ежемесячных выплат.

Это письмо – последнее сообщение от Антонины. В ЖЖ я видела сообщения Олега, датированные 2010-м годом, в которых он напоминает о материальной нужде Антонины и Алисы, но на них он уже не получил никакого отклика. Кирилл Мартынов перестал комментировать эту ситуацию в конце 2008 - начале 2009 годах.

Настоящее время:

Кирилл Мартынов продолжает вести активную социальную жизнь – у него тысячи подписчиков в твиттере, ЖЖ и фейсбуке. Я подписалась на него после того, как он начал читать лекции на моем курсе (пару лет назад), но ни одного упоминания того дела не видела.
Личное впечатление он производит в целом положительное – интересный, очень образованный, пусть и немного высокомерный. Жизнерадостность бьет ключом – и никакого намека на трагическое прошлое.

Вчера мне стало интересно, действительно ли Тоня была такой, какой ее пыталось изобразить обвинение – расчетливой и алчной – и я заглянула в ее ЖЖ (последнее обновление – в 2008 г.). Записи мне понравились – с юмором, трогательные (особенно про дочь и мужа), не лишены изящества. Верю в то, что никакого расчета с ее стороны не было – они с Кириллом действительно казались влюбленными и во многом похожими. Вслед за Кириллом Тоня хотела стать философом и в год тех страшных событий готовилась к поступлению в МГУ.

В целом я не сомневаюсь в ее невиновности, одно лишь мне неясно в этой дикой и мрачной истории – так куда делись Тоня и Алиса? Какую роль в их побеге сыграл Кирилл? И что за Олег такой возник на горизонте –шантажист или действительно добрый парень, пожелавший спасти двух беззащитных девочек?

В одном из своих комментариев в ЖЖ Кирилл высказал сомнения относительно того, живы ли его жена с дочерью. Действительно – возможно ли такое, чтобы в нашем мире, где легко отследить все денежные переводы и звонки, могли так запросто испариться люди? Неужели Антонина оборвала связь не только с мужем, но и с матерью, и другими родственниками?

Да и не было ли это безрассудством - писать письмо, раскрывая свое местонахождение, будучи в розыске? А Антонина, судя по всему, глупой девушкой не была...

Вопросы есть и к следствию: представители обвинения так рьяно взялись за дело, что даже не позволили девушке съездить в Москву на экзамены (хотя она еще не была признана виновной), отправили ее на психиатрическое обследование, продержали в камере...А стоило матери и дочке исчезнуть, как всё тут же спустили на тормозах. Словно вычеркнули, выбросили папку в мусор и решили больше не возиться. Что это было, товарищи? Погасла вспышка энтузиазма? Или что?...

Думаю, что в этой странной и мутной истории так и будут стоять одни лишь вопросительные знаки.

Кирилл Мартынов родился 25 апреля 1981 года в городе Кемерово. В 1988-1998 годах учился в средней школе № 28 Кемерово. В 2003 году окончил философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова по кафедре онтологии и теории познания по специальности «Философия».

В 2003-2007 годах - ассистент кафедры философии и психологии Московский государственного технического университета «МАМИ». С 2007 года - старший преподаватель, затем доцент кафедры онтологии, логики и теории познания Факультета гуманитарных наук / Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Был старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В 2007 году в МГУ имени М.В.Ломоносова под научным руководством доктора философских наук, профессора 3. А.Сокулер защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Интенциональность как единое проблемное поле аналитической философии сознания и феноменологии». Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор В.В.Васильев и кандидат философских наук, доцент С.В.Данько. Ведущая организация - Российский университет дружбы народов. В работе было проведено исследование посвященное тому, что развивающаяся в пространстве аналитической философии философия сознания довольно часто обращается к такому понятию, как интенциональность, которое выступает в качестве отличительного признака сознания, как, например, у Дэниела Деннета. Отсюда возникает общее поле поставленной проблемы и возможность взаимного обмена идеями и взаимовлияния феноменологии и аналитической философии.

Автор статей в журналах «Отечественные записки» и «Русский журнал», газетах «Московские новости» и «Новая газета», на интернет-портале РБК и колумнист интернет-издания «Взгляд.ру». Участвовал в разработке интернет-портала Liberty.ru. Был главным редактором интернет-издания «Мнения.ру».

Работал в Фонде эффективной политики, пресс-секретарем Федерального агентства по делам молодежи, а также был координатором либерального клуба «Единой России». Был редактором отдела политики «Русского журнала». В настоящее время - редактор отдела политики «Новой газеты».

Эксперт Школы эффективных коммуникаций «Репное», эксперт Центра политического анализа., эксперт сетевого издания «Актуальные комментарии» Центра политической конъюнктуры России.

В круг профессиональных интересов входят такие области научного знания, как политическая философия, социология, философия сознания и философия языка. Владеет английским и немецким языками.

Агрессивный антигуманизм РПЦ — идеология, удобная для власти.

Патриарх Кирилл выступил с проповедью, в которой фактически призвал к демонтажу светского государства в России. Прав Борис Вишневский, по горячим следам написавший в своем блоге: речь идет о прямой атаке на Конституцию. В частности, на первую главу Основного Закона, в котором закреплен приоритет прав человека — права на жизнь, свободу слова и свободу совести.

Глава РПЦ назвал соответствующие тезисы Конституции «ересью человекопоклонничества» и призвал православных христиан решительно бороться против такой ереси — ради торжества собственной веры.

Если раньше отдельные представители церкви ставили под сомнение только 14 статью Конституции, в которой закреплен светский характер нашего государства, то теперь верующим предписано вовсе считать гуманизм своим врагом. Гуманизм объявлен синонимом богоборчества.

Задача, поставленная Кириллом, не из легких: нужно перечеркнуть всю новейшую историю человечества, начиная как минимум с Французской революции, и вернуться в «правильный», то есть средневековый мир, — туда, где в центре человеческой жизни находились Бог и церковная обрядность.

У патриарха есть свои, тактические резоны для того, чтобы делать подобные заявления. Заключительная часть его проповеди была посвящена оправданиям за недавнюю встречу с Папой Римским в Гаване, которая была резко негативно воспринята ортодоксами-консерваторами внутри РПЦ. Кирилл утверждает, что христианство существует сегодня в предельно враждебной среде, и в интересах выживания верующие, будь то православные или католики, должны объединить свои усилия в борьбе против безбожных «человекопоклонников».

Здесь он совершает примечательную подмену. По мнению патриарха, «самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан», которые идут в Сирии, Нигерии, Индии и Пакистане. Однако ни в одной из этих стран атаки на христиан не связаны с «ересью человекопоклонничества», на которую обрушивается глава РПЦ. Скорее напротив, «человекопоклонники» в большинстве из этих регионов стараются остановить религиозных фанатиков, уничтожающих «еретиков» — в данном случае еретиками, поклоняющимися ложному богу, считаются сами христиане. В тех регионах мира, где светские режимы недостаточно сильны, идут, по сути, новые религиозные войны, но патриарх Кирилл по каким-то причинам считает, что виноват в этом светский гуманизм.

Очень удобная позиция, особенно с учетом того, что если бы Кирилл с кафедры обвинил в гонениях на христианство ислам, был бы страшный скандал. А вот атаковать светскую Конституцию у нас сейчас может каждый — за это ничего не будет.

Вторая деталь, касающаяся этой же фразы про «самую страшную проблему», наглядно демонстрирует, как работает мышление человека, отказавшегося от «человекопоклонничества». Предметом исключительной заботы патриарха становятся страдания христиан, которые к тому же так удобно использовать в собственной политической демагогии, а это значит, что все прочие проблемы можно считать «менее страшными». Это вполне последовательный вывод из речи патриарха 20 марта: не все люди одинаково ценны и не все страдания одинаково заслуживают нашего внимания, коль скоро мы больше не гуманисты. Например, менее страшной проблемой по сравнению с событиями в далекой Нигерии будет война между православными народами на Украине. Терроризм, если он касается безбожников во Франции и Бельгии, тоже не так страшен. Наконец, если в первую очередь нужно заботиться о спасении души, о Божьем законе, то не такая уж страшная проблема и растущая российская бедность.

В этом ключевая этическая проблема с патриаршей проповедью. Если бы Кирилл был отшельником, живущим в скиту, если бы он, словно сербский патриарх Павел, ездил к своей пастве на общественном транспорте, его критика современного мира звучала бы убедительно. Но глава РПЦ богатый человек и гедонист. Изысканные яства, представительские автомобили, дворцы, штат слуг и охрана, предоставленная государством, плохо совместимы с критикой человекопоклонничества.

Вряд ли кто-то поверит в историю о том, что ваша собственная роскошная жизнь на земле — это всего лишь специфическая форма служения Богу. Глядя на знаменитую фотографию патриарха Кирилла, где ему неаккуратно отретушировали дорогие наручные часы, ловишь себя на мысли: вот он, главный человекопоклонник, беспокоящийся о своем комфорте и имидже любитель роскоши.

Один старый анекдот о «благе человека» получает тут новую жизнь. Очень плохо беспокоиться о счастье человека, забыв о Боге, если только этот человек не церковный иерарх.

Агрессивный антигуманизм Кирилла не встречает сопротивления со стороны российских чиновников. И понятно почему: борьба против прав человека на уровне идеологии полностью соответствует реальным практикам нашего нынешнего государства. Что делать, если вам нужно объяснить и без того небогатым гражданам, почему государство все чаще лезет к ним в карман с новыми поборами и налогами? Говорить, что главное — не забывать о Боге.

Кирилл Мартынов
редактор отдела политики и экономики
Фото: РИА Новости

дословно

Сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь…

До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые он создал, и обществом человеческим — на основе нравственного закона, который он открыл в слове своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности».

Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом — разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого — Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников.

Поскольку я говорю сегодня о своей личной жизни, скажу также, что моими первыми учителями были исповедники — мои дед и отец, прошедшие тюрьмы и лагеря, пострадавшие не потому, что нарушали государственные законы, а потому, что отказались предать Господа и Церковь Православную. И народ наш, как известно, прошел через все испытания и выстоял.

Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни.

Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли…

Наверное, самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до недавнего времени она не вызывала горячего отклика. Приведу данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе. А мы живем так, будто ничего не происходит, — нас же не гонят. В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.

Кирилл Константинович Мартынов (род. 25 апреля 1981, Кемерово, СССР) - российский философ, специалист в области современных политических теорий, аналитической философии и социологии; журналист, публицист, переводчик и блогер. Кандидат философских наук, доцент.

Биография

В 1988–1998 годах учился в средней школе № 28 Кемерово.

В 2003 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре онтологии и теории познания по специальности «Философия».

В 2003-2007 годах - ассистент кафедры философии и психологии Московский государственного технического университета «МАМИ». С 2007 года - старший преподаватель, затем доцент кафедры онтологии, логики и теории познания Факультета гуманитарных наук / Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Был старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В 2007 году в МГУ имени М. В. Ломоносова под научным руководством доктора философских наук, профессора 3. А. Сокулер защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Интенциональность как единое проблемное поле аналитической философии сознания и феноменологии» (специальность 09.00.01 - онтология и теория познания). Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор В. В. Васильев и кандидат философских наук, доцент С. В. Данько. Ведущая организация - Российский университет дружбы народов. В работе было проведено исследование посвящённое тому, что развивающаяся в пространстве аналитической философии философия сознания довольно часто обращается к такому понятию, как интенциональность, которое выступает в качестве отличительного признака сознания, как, например, у Дэниела Деннета). Отсюда возникает общее поле поставленной проблемы и возможность взаимного обмена идеями и взаимовлияния феноменологии и аналитической философии.

Автор статей в журналах «Отечественные записки» и «Русский журнал», газетах «Московские новости» и «Новая газета», на интернет-портале РБК и колумнист интернет-издания «Взгляд.ру». Участвовал в разработке интернет-портала Liberty.ru. Был главным редактором интернет-издания «Мнения.ру».

Работал в Фонде эффективной политики, пресс-секретарём Федерального агентства по делам молодёжи, а также был координатором либерального клуба «Единой России». Был редактором отдела политики «Русского журнала». В настоящее время - редактор отдела политики «Новой газеты».

Эксперт Школы эффективных коммуникаций «Репное», эксперт Центра политического анализа., эксперт сетевого издания «Актуальные комментарии» Центра политической конъюнктуры России.

В круг профессиональных интересов входят такие области научного знания, как политическая философия, социология, философия сознания и философия языка.

Владеет английским и немецким языками.

Личная жизнь

Состоял в фактическом браке с Антониной Мартыновой (Фёдоровой), получившей широкую известность в связи с «Новгородским делом», в рамках которого обвинялась в покушении на убийство Алисы - своей трёхлетней дочери от первого брака. С июля 2008 года Антонина и Алиса находятся в федеральном розыске, которому предшествовала неявка на судебное заседание, где коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт. Сам Мартынов связал неожиданное исчезновение в том числе с похищением неизвестными людьми.

Награды

  • Лучший преподаватель ВШЭ 2011 года
  • Лучший преподаватель ВШЭ 2013 года
  • Лучший преподаватель ВШЭ 2014 года

Отзывы и критика

В июле 2014 года во время отдыха в Крыму (Коктебель, Севастополь и Алушта) в своём блоге в Twitter Мартынов резко отозвался о месте своего пребывания написав, что «полуостров оккупирован быдлом», и полагая, что единственным спасением указанной территории будет её передача Д. А. Жуковой «под имение, чтобы она сделала тут центр современной культуры „Гараж“ на весь остров». Мартынов расценил состояние курорта, как «жлобство, ненависть к своему делу, желание надуть лоха, бездеятельность, страх начальника». В свою очередь с критикой высказываний Мартынова выступил депутат Государственной думы В. В. Бурматов, который по просьбе журналистов о комментарии в эфире радиостанции «Говорит Москва» отметил, что руководство Высшей школы экономики должно в обязательном порядке дать официальную оценку реплик, посчитав, что несмотря на то, что они были озвучены «в социальных сетях, но при этом они являются публичными и влияют на репутацию учебного заведения». Сам Мартынов в беседе с журналистами радиостанции пояснил, что говорил о южном береге полуострова имеющем достаточно узкую прибрежную полоса, где неизбежно можно столкнуться «с самым примитивным шансоном, самыми примитивными воплями, какими-то чудовищными шоу, торговцами, которые торгуют не нужными вам товарами», особо отметив, что в вечернее время обстановка ещё хуже. И поэтому Мартынов считает, что сферу обслуживания в Крыму следует развивать и недавно выстроенная инфраструктура ухудшает привлекательность полуострова для туристов, а «людям здесь никто не объяснял, как надо отдыхать» и во время его пребывания на набережной окружающие «решали свои вопросы матом». А касаясь критики со стороны Бурматова указал на то, что никого обижать не желает, но в связи с изложенным не считает, что должен приносить перед кем-то извинения. В интервью газете «Московский комсомолец» Мартынов рассказал, что намеренно приехал именно в эти места, чтобы увидеть Крым после его присоединения к России. Ему понравилась природа и местные жители, но он осознанно выразил свои впечатления в блоге, поскольку в Алуште «вся прибрежная полоса превратилась в какое-то большое караоке» и «в какой-то момент находиться ночью на набережной стало очень неприятно». Комментируя заявление Бурматова (с которым Мартынов неоднократно участвовал в дебатам по теме будущего российского образования и здоровался за руку) посчитал, что оно противоречит конституционному праву на свободу слова, и высказал точку зрения, что «личное мнение людей о чём бы то ни было - не повод для комментария депутата Госдумы», поскольку «этим просто стыдно заниматься». Он сравнил подобные действия с воображаемой ситуацией, где против приехавшего в Европу туриста, который критически оценил гостиницу в социальной сети, выступает некий депутат Европарламента с требованием уволить критика с работы. Призывы Бурматова руководству ВШЭ Мартынов посчитал неосуществимыми, поскольку, по его словам, «наше руководство всегда подчеркивало, что мнения, высказываемые преподавателями в соцсетях, это их лично дело».


Top