Лирические отступления в поэме "мертвые души" гоголя. Роль лирических отступлений в поэме Н

Лирические отступления и их роль . «Мертвые души» - произведение загадочное и удивитель­ное. Впервые, пожалуй, осознаешь это, когда берешь в руки со­лидное прозаическое произведение издания 1842 года, а на об­ложке читаешь: «Похождения Чичикова. Мертвые души. Поэма Н. В. Гоголя». Да и сам Гоголь воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом», однако же он обозначил жанр своего произведения именно так. И это, конечно, не случайно. Поэма во времена Гоголя была своеобразным знаком качества. К произве­дениям подобного рода предъявлялись определенные требова­ния: должны были присутствовать возвышенные мотивы. В по­эмах должен был звучать авторский голос, должна была быть четко определена авторская позиция. У Гоголя вся проза окра­шена лиризмом, ведь писатель считал более действенным для себя непосредственное обращение со словом истины и любви. В «Мертвых душах» его голос прозвучал ясно и пронзительно, в них исповедальные мотивы приобрели особую значимость. По­этому в поэме одни из лучших страниц - это страницы лириче­ских отступлений. Причем они различаются по эмоциональной окраске, по своей тематике, помогая читателю глубже понять со­держание произведения, подробнее изучить обстановку происхо­дящих событий.

Одно из самых значительных лирических отступлений - размышления Гоголя о судьбах писателей, выводящих в своих произведениях положительного или же отрицательного героя. Автор «Мертвых душ» с горечью говорит о том, что современная публика остается равнодушной к слезам «сквозь… смех». Гоголь защищает литературу критического реализма, то есть ту литера­туру, которая не боится показать обществу все дурные стороны его жизни. Он защищает и сатиру, так как считает, что она зиж­дется на гуманистических принципах, что в основе сатирическо­го изображения лежит любовь к людям, желание исправить их душу. Как бы продолжая начатую тему, Гоголь рассказывает ис­торию Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича и касается вопроса об истинном и ложном патриотизме. По мнению писателя, ис­тинные патриоты не те, кто думает не о том, «чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дур­ное», а те, кто говорит «святую правду» и не боится устремить на что-нибудь глубокий взор.

Но если размышления Гоголя о судьбах писателей или о пат­риотизме исполнены и сожаления, и горечи, то в рассуждениях о чиновниках в полной мере проявляется его сатирический та­лант. Язвительная критика чиновников и помещиков содержит­ся в знаменитом повествовании о толстых и тонких. «Увы! - за­мечает Гоголь, - толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие». Блестящие характеристики чи­новников даны писателем при описании поведения помещиков в разговоре с Чичиковым. Манилов, услышав предложение Чи­чикова о продаже мертвых душ, ничего не понял, но сделал ум­ное лицо. В лирических отступлениях-миниатюрах Гоголь срав­нивает своих героев с петербургскими сановниками. Так, напри­мер, Гоголь говорит о выражении лица Манилова, какое можно увидеть «только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головокружительного дела». Такие отступ­ления помогают представить читателю наиболее полные портре­ты героев произведения.

Есть в «Мертвых душах» и отступления нравственного характе­ра. Так, в рассказе о встрече Чичикова и Плюшкина есть обраще­ния Гоголя к юношеству. Писатель призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», которые позволяют че­ловеку и сохранить себя, и избежать деградации, которые не да­дут возможности превратиться в Плюшкина и ему подобных.

Но самые проникновенные отступления «Мертвых душ» посвя­тил Гоголь русскому народу. Безграничная любовь писателя к русскому человеку проявляется, например, в характеристиках крепостных умельцев (Михеева, Телятникова). Но Гоголь пони­мает, что назревает конфликт двух миров: мира крепостных и мира помещиков, и о предстоящем столкновении он предуп­реждает на протяжении всей книги. И автор «Мертвых душ» на­деется, что у русского народа впереди расцвет культуры, основой которой должен стать язык. Гоголь говорит об этом, размышляя о меткости русского слова. Автор считает, что нет слова, которое было бы «так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под само­го сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Завершается же поэма лирическими раздумьями о судьбе Рос­сии. Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом дви­жении Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на по­явление настоящих «добродетельных людей», способных спасти страну: «Эх, кони, кони, что за кони!.. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, по­чти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху; и мчится вся вдохновенная Бо­гом!..» Большой эмоциональной силой проникнута авторская ве­ра в будущее страны.

В «Мертвых душах», особенно в лирических отступлениях, от­разилась вся страдающая душа великого русского писателя, все его мысли и чувства. Сегодня стоит чаще обращаться к этому произведению, чаще прислушиваться к голосу Н. В. Гоголя. В. Г. Белин­ский заметил: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мысля­щих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не ви­данное произведение. «Мертвые души» требуют изучения».

Существует две точки зрения, высказанных современниками писателя, на роль и место лирических отступлений в поэме «Мертвые души».
Вскоре после смерти Гоголя Н.А.Некрасов писал в одном из своих критических обзоров (в «Заметках о журналах за октябрь 1855 года»): «Всё неотразимое влияние его творений заключается в лиризме... Что без этого были бы его книги! Они были бы только книгами. Гоголь неоспоримо представляет нечто совершенно новое среди личностей, обладавших силою творчества». В.Г.Белинский: «Важные же недостатки романа «Мёртвые души» находим почти везде, где из поэта, из художника силится автор стать каким-то пророком и впадает в несколько надутый и напыщенный лиризм... К счастью, число таких лирических мест незначительно к объёму всего романа, и их можно пропускать при чтении, ничего не теряя от наслаждения, доставляемого самим романом».
Попробую привести аргументы о важности лирических отступлений.
Во-первых, их требует жанровая природа «Мёртвых душ». Не будем забывать, что поэма – один из жанров лироэпических произведений, в ней соединяются сюжетность, событийность («похождения Чичикова») и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств. Своеобразие поэмы как жанра во многом основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, с одной стороны, и раскрытии их характеров через восприятие и оценку лирического героя, играющего в поэме активную роль, – с другой.
Во-вторых, соотношение лирического и эпического начал в поэме выступает как средство выражения авторской позиции.
Лирические отступления, раскрывая авторское отношение к персонажам, напрямую соотносятся с сюжетной линией. Например, отступления первой и десятой глав, которые своеобразно обрамляют изображение чиновничества, отступления второй и середины шестой главы, обрамляющие галерею помещиков, и два отступления о подлеце одиннадцатой главы, обрамляющие экспозицию Чичикова.
Лирические отступления, раскрывающие образ автора, мы находим в начале шестой и середине одиннадцатой глав. А в начале седьмой и конце одиннадцатой глав лирические отступления раскрывают творческие задачи автора, его судьбу как писателя. Они связаны с отступлениями, содержащими характеристику персонажей, например, финал отступления «Счастлив путник...» в начале седьмой главы.
Одним из самых важных является лирическое отступление о России, помещенное в середине одиннадцатой главы. Лирические отступления, раскрывающие образ России, мы также встречаем в конце пятой и финале одиннадцатой глав).
Кульминационным становится отступление середины десятой главы о путях человечества. По месту расположения оно соответствует кульминационному «пику» сюжетного плана – смерти прокурора.
Кроме того, с помощью лирических отступлений Гоголь не только создаёт широкую панораму жизни России («Вся Русь явится в нём!»), но и композиционно связывает первый том с последующими.

Не жизнеописание одного или даже нескольких героев, а широкая панорама жизни России того времени. Здесь не являются главными похождения , его удачи и поражения. Сам Гоголь писал В. А. Жуковскому о сюжете поэмы: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Изображая «всю Русь» в своем произведении, Гоголь ясно дает читателю почувствовать в нем голос автора.

Именно постоянное присутствие автора дает возможность считать поэму лироэпическим произведением. Значительное место в структуре произведения занимают лирические отступления, что характерно для поэмы как литературного жанра. Лирические отступления в «Мертвых душах» носят разнообразный характер: иногда это комментарий какого-то поступка героя, иногда - мелкое замечание автора по какому-либо поводу, иногда - самостоятельное рассуждение. Взволнованные монологи автора посвящены характеру русского человека, образам крепостных.

Если помещики или чиновники в поэме, да и сам Чичиков - герои, мертвые духовно, то образы людей из народа, крестьян, несут в себе живое начало. В этом и заключается парадокс художника: о купленных героем мертвых душах говорит как о живых. Внутренний монолог Чичикова, размышляющего над списками умерших, переходит в лирическое рассуждение автора о народной душе. Богатырь-плотник Степан Пробка, что исходил все губернии в поисках хорошего заработка, пьющий сапожник Максим Телятников, обвиняющий немцев в том, что «нет житья русскому человеку», ямщик Григорий Доезжай-не-доедешь - все эти образы, о которых размышляет автор, воплощают в себе истинно живую душу русского народа.

А беглый дворовый Попов, скитающийся по тюрьмам за неимением паспорта! А гуляющие бурлаки, которые тянут лямку «под одну, бесконечную, как Русь, песню»! Так выражается у Гоголя противостояние живых и мертвых душ: физически живые герои мертвы духовно, а купленные Чичиковым мертвые души - нравственно живое воплощение народной души. За страшным миром помещиков и чиновников Гоголь видит трудовую, народную Россию. Лирический пафос достигает наивысшего подъема, когда речь идет о судьбах родины и искусства.

В начале седьмой главы автор рисует нам два типа писателей. Один - счастливец, говорящий о возвышенных предметах, показавший людям «прекрасного человека», таким образом им «чудно польстив». Он находится на вершине славы, его называют «великим всемирным поэтом».

Как не вспомнить посвященное Гоголю Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый …»: И современники ему При жизни готовят. Не таков удел другого писателя, «дерзнувшего вызвать наружу…

всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу », выставить на всеобщее обозрение горькую и скучную правду жизни. Сурово поприще этого писателя, «и горько почувствует он свое одиночество». Конечно, Гоголь имеет в виду свою собственную писательскую судьбу и те обвинения в отсутствии патриотизма и очернении действительности, которые многократно слышал в свой адрес. Проблема истинного и ложного патриотизма вызвала страстные споры: сложно было согласиться критикам, что любовь к родине состоит не в приукрашивании жизни, а в стремлении изменить ее к лучшему. Безусловно, посвящая Гоголю свое стихотворение, Н. А. Некрасов имел в виду, что автор «Мертвых душ» выбрал тернистый путь писателя-сатирика, беспощадного обличителя и косности.

И для Гоголя является неоспоримым как право на изображение пороков общества, так и выбор грозного оружия - смеха. Гоголь - истинный патриот. В лирических отступлениях он восторгается бескрайними степями и полями, деревнями и селами. В поэме очень важен мотив дороги: весь сюжет представляет собою скитания по просторам родины.

Дороги эти то ровные, то ухабистые, то грязь непролазная, а то они «расползались во все стороны, как пойманные раки». Символическое значение получает этот мотив в последней главе поэмы, когда дорога с бричкой Чичикова превращается в путь, по которому несется птица-тройка. Здесь и ставшая крылатой фраза: «И какой же русский не любит быстрой езды?». Здесь и рассуждения о свойствах национального русского характера и о дальнейшей судьбе России. Как и «бойкая необгонимая тройка», несется Русь, и, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

«Русь, куда ж несешься ты? дай Алл С о ч. Р У ответ. Не дает ответа». Неведомы дальнейшие пути птицы-тройки, как неведомы пути России, неизвестна ее судьба. Но одно точно: судьба такой страны, как Россия, будет необыкновенна. Самое главное, о чем говорит взволнованный голос автора в строчках лирических отступлений - любовь к своей великой и многострадальной Родине.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» . Литературные сочинения!

Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской литературы. Вершиной его творчества является поэма “Мертвые души”. В ней нашли свое отражение все основные особенности таланта автора.
Важнейшую роль в композиционной структуре “Мертвых душ” играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам

Русской жизни.
В начале поэмы лирические отступления носят характер высказываний автора о его героях, но по мере развертывания действия их внутренняя тема становится все более широкой и многогранной.
Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, для того чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение с ее “сестрой” из аристократического общества, которая, несмотря на иной внешний облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
После посещения Ноздрева Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: “Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь.” Но то, что свойственно множеству людей, что появляется “поперек” каким бы то ни было печалям,- все это совершенно чуждо Чичикову, холодная осмотрительность которого сопоставляется здесь с непосредственным проявлением чувств.
Совсем иной характер носит лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это лирическое отступление как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: настоящая Россия – это не собакевичи, ноздревы и коробочки, а народ, народная стихия.
В тесном соприкосновении с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере находится и то авторское отступление, которое открывает шестую главу.
Повествование о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!”
Немалое значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя в современном Гоголю обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего “возвеличенные образы”, и писателя-реалиста, сатирика. В этом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений, отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к господствующим верхам общества, к народу. Оно определяет и идейный путь писателя и оценку им основных общественных сил.
В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о крайней раздраженности чинов и сословий – ” теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположены в воздухе.” Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории,- “но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки.”
Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в лирическом отступлении – “Русь, Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.” Как и лирический монолог начала седьмой главы, это лирическое отступление составляет отчетливую грань между двумя крупными звеньями повествования – городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже в широком плане предстает тема России, в которой было “бедно, разбросанно и неприютно”, но где не могут не родиться богатыри. Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой житейской прозы. “И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!
– Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану.
– Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.- Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! – И, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.”
Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев “Мертвых душ”.
Непосредственно вслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в нем мчащаяся тройка, далекая дорога. “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! и как чудна она сама, эта дорога.” Одну за другой Гоголь набрасывает здесь картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова.
Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, изображающая “дурное”, “презренное”.
Высоким чувством патриотизма овеян образ России, завершающий первый том поэмы, образ, воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображении мелкой, пошлой жизни.
Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в них выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличать, но и утверждать свой нравственный идеал, и высказал его в своих замечательных лирических отступлениях, где отразились все его мысли и чувства, и прежде всего огромное чувство любви к своему народу и отечеству, вера в то, что родина вырвется из власти “болотных огней” и вернется на истинный путь: путь живой души.

Ви зараз читаєте: Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1)

Жанровое своеобразие и роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

    Воспитывать умение правильно определять духовные ценности;

    Воспитывать у учащихся чувство гордости за Родину, патриотизм;

    формировать умения выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения и его жанровое своеобразие;

    углубить навык анализа прозаического произведения;

    закрепить литературоведческие понятия жанр, род литературы, лирические отступления.

Ход урока.

  1. < > - Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и поговорим о жанре данного произведения и роли лирических отступлений. На следующем уроке мы пишем классное сочинение, этот урок поможет накопить материал. Для этого мы вспомним эти понятия, поработаем с текстом.

    Жанр литературы (от фр. genre род, вид) - исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных форм. Жанры литературы делятся на эпические, лирические и драматические. Но существует еще один жанр лиро-эпический. К какому же жанру относится поэма? (к лиро-эпическому). Какие ещё поэмы вам известны? (знакомство с книжной выставкой). Но это всё поэтические произведения. А «Мертвые души» написаны в прозе. Что же такое поэма? (произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах). Что же позволило автору назвать свое произведение поэмой?

    Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее авторское отношение к изображаемому.

    Итак, в основе сюжета поэмы лежит покупка г-ном Чичиковым «мертвых душ» с целью заложить их в опекунский совет и получить некую сумму. Вся эта авантюра связана с несколькими помещиками.

    2. Проверка домашнего задания.

    Что было задано на дом? (Составить таблицу «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и приготовить презентации)

    Работа за компьютерами в сети. Все скидывают свои работы в папку «Литература». Отдельные учащиеся отвечают д/задание.

    ВЫВОД: Гоголевскую Россию населяют бездуховные люди, то есть «мертвые души». А каков же тогда положительный герой данного произведения? (Народ, Россия). Какова же сама Россия?

    Одной из задач нашего урока является через лирические отступления понять, над какими проблемами России, родины задумывался Гоголь.

    3. Письмо по кругу. РОДИНА - ЭТО…

    Зачитывание получившихся сочинений.(1-2).

    Это ваше понимание этого слова, а Гоголь, для того, чтобы показать нам свои размышления о РОДИНЕ, использовал лирические отступления и жанр поэмы.

    4. Работа над новым материалом.

    Давайте вспомним, при работе над каким произведением мы уже анализировали лирические отступления? («Евгений Онегин» А.С.Пушкин) Как мы оформили выводы? (таблицей)

    Сегодня мы вновь работаем с образовательными ресурсами, которые позволят нам ответить на вопросы урока.

    Пересядьте за компьютеры по парам, откройте в папке «Литература» документ ТАБЛИЦА и текст поэмы «Мертвые души». Вы уже достаточно хорошо знаете текст поэмы, чтобы ориентироваться в нем. Я предлагаю вам таблицу, с которой вы уже работали. Тематика лирических отступлений прописана. Работаем по группам за компьютерами. Копируем текст и вставляем в таблицу. На работу вам даю 5 минут.

    Такова тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине». А сейчас перейдем к «Мертвым душам». Вы работали с текстом поэмы на протяжении нескольких уроков, вы знаете содержание, попробуйте сами найти размышления автора, не относящиеся к основной сюжетной линии. В таблице вам даны задания по группам. 1ая группа - «Юность, молодость», 2ая группа - «Размышления о писателе», 3ья группа - «Отношение к читателю», 4ая группа - «Дорога (символ)». Работайте с текстом, копируйте цитаты в таблицу.

    Готовые ответы сводятся на головной компьютер и оформляются в единую таблицу.

    ФИЗМИНУТКА «КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ».

    Ответы по группам.

    1ая группа. Себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути, путешествующего по России через года (во времени) и переосмысляющего своё мировосприятие с годами. «Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!» Автор показывает себя как веселого молодого человека и как умудренного опытом зрелого мужчину, которому горько смотреть на настоящую Россию.

    2ая группа. Гоголь рассуждает о разных типах писателей. «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных…не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы…Нет равного ему в силе - он Бог! Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи… Ибо не признает современный суд, что равно чудны стекла, озирающие движенье незамеченных насекомых… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество». На мой взгляд, Гоголь причисляет себя именно ко второму типу писателей. В конце поэмы автор включил притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, обвиняя «думающих не о том, чтобы не делать дурного, а том, чтобы не говорили, что они делают дурное».

    (Патриотизм писателя, по мнению Гоголя, не только, чтобы воспевать, а чтобы сказать правду и тем самым помочь!)

    3ья группа - Гоголь говорит о «ценителях литературы», у которых свое представление о цели писательского труда. «Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное». Автор заранее разочарован в своих читателях. «Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем… были бы довольны читатели».

    «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы…но как только появится какая-нибудь книга, в которой скажется горькая правда, они выбегут из углов и подымут вдруг крики: «Да хорошо ли выводить на свет это? Провозглашать это?»

    4ая группа - В поэме очень много лирических дорожных зарисовок. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…» Гоголь передает свои ощущения как путешественника: «Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» На протяжении всего повествования автор показывает тройку Чичикова. В конце поэмы появляется образ несущейся Руси - птицы-тройки. Это лирическое отступление завершает первый том поэмы. «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись. Дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик:борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

    Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».

    (читается наизусть вместе с эпизодом из фильма)

    ВЫВОД: Все эти лирические отступления уводят читателя в мир духовного поиска Гоголя о судьбе России. Вот поэтому автор избрал для своего гениального произведения жанр поэмы. Поэма? Да, поэма. И поэт! Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «Я» в ход повествования.

    (-Молодцы, хорошая шпаргалка получилась для написания сочинения, сейчас сбросьте эту таблицу себе на флешкарты)

    5. Итог урока.

    В. Г. Белинский в своей статье «Похождения Чичикова или мертвые души» утверждает, что Гоголь стал «русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова».

    Мы достигли цели урока?

    Что вам непонятно? Какие вопросы остались?

    Что понравилось на уроке? О чем хотели бы поговорить еще?

    6. Домашнее задание. С. 171 учебника, темы сочинений. Подготовить материал для классного сочинения.


Top