Логопедическое занятие на тему слова признаки. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.

2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.

3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед - Загадывает детям загадки:

Сам алый, сахарный,

Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).

Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.

Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Логопед - Сравните два текста.

Наступила зима Наступила холодная зима

Выпал снег Выпал пушистый снег

Ударили морозы Ударили сильные морозы

Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река

Логопед - Какой текст удачнее?

Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.

Логопед - Для чего нужны эти слова?

Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.

2. Сообщение темы.

Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.

Сердце Золотая

Руки Золотое

Кольцо Золотой

Лист Золотые

Пшеница Золотое

Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?

Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»

Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).

Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Поставьте слова в нужную форму:

Добрый (утро, день, ночь)

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?

Круглое, сочное, румяное (яблоко)

Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)

Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)

Белоствольная, кудрявая (березка)

Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.

Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним и сломаем!

4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.

К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?

Дом Шуба Платье Дни

Аквариум Книга Солнце Морозы

С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:

черствый хлеб - (несвежий)

легкая задача - (простая)

Подберите слова противоположные по смыслу:

черствый хлеб - (свежий)

легкая задача - (трудная)

5. Грамота.

Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».

Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.

Медведь (какой?) Лиса (какая?)

Заяц (какой?) Ворона (какая?)

Волк (какой?) Сорока (какая?)

Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.

Дождь, дождливый, дождит.

Слеза, слезный, прослезился.

Мороз, морозный, морозит.

Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?

Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.

6. Итог занятия.

Над какой темой работали?

Что запомнили?

Ещё по данной теме:

План-конспект логопедического занятия.
Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"
Цели:
1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.
Оборудование и материалы: средства обратной связи, картинки, зеркала, компьютер.
Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
1. Организационный момент.
Логопед - Загадывает детям загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).
Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.
Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Логопед - Сравните два текста.
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река
Логопед - Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.
Логопед - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
2. Сообщение темы.
Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).
Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Запись на доске и в тетрадях
Поставьте слова в нужную форму:
Звонкий (голос, пение, песня)
Добрый (утро, день, ночь)

Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Белоствольная, кудрявая (березка)
Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая? Запись на доске и в тетрадях.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дом Шуба Платье Дни
Аквариум Книга Солнце Морозы
С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Подберите к словам, слова близкие по смыслу:
черствый хлеб – (несвежий)
легкая задача – (простая)

Подберите слова противоположные по смыслу:
черствый хлеб – (свежий)
легкая задача – (трудная) Запись на доске и в тетрадях.
5. Грамота.
Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».
Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.
Медведь (какой?) Лиса (какая?)
Заяц (какой?) Ворона (какая?)
Волк (какой?) Сорока (какая?)
Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.

Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.
Дождь, дождливый, дождит.
Слеза, слезный, прослезился.
Мороз, морозный, морозит. Запись на доске и в тетрадях.
Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?
Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.
6. Итог занятия.
- Над какой темой работали?
- Что запомнили?


Приложенные файлы

Тема: Слова, обозначающие признак предмета

Цели : учить находить в устной и письменной речи, слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых животных; продолжать работу по развитию и речи, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, любознательность

Ход урока:

1.Организация класса.

Психологический настрой: (слайд 1) Дети стоят.

Солнце яркое с утра

За окном пришла весна.

Мы начнем урок с улыбок,

Выполним всё без ошибок!

Работа над числом, временем года.

2. Формулировка темы и цели урока.

На какой вопрос отвечает слово яркое ? Что оно обозначает? (признаки предметов)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)

Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета.

3. Гимнастика для кистей рук. (слайд 2) Логоритмика «Домашние птицы»

4. Минутка чистописания. (слайд 3)

Запишите в тетради сегодняшнее число и день недели.

Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.

Какая буква вторая по счёту в слове яр кое?

Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы р: буквы р, ро,ра,ру.

На какой вопрос отвечает слово яркое? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.

5. Определение актуальности и практического применения учебного материала.

Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?

Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (слайд 4) (Устно)

В лесу живёт. . . зверь. Это. . . , . . . , _______ .

Вам понятно, о каком звере идёт речь?

В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________.

Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.

Что вы знаете о жизни медведей? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.

6. Составление и запись словосочетаний.

А это что за зверь?

Загадка.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит . (слайд 6).

Что вы знаете о жизни ежей?

Зимой ёж спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны. С наступлением весны ёж просыпается. Он питается мышами, мелкими насекомыми.

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?

Ёж (какой?) колючий. (Письмо под диктовку Драганов Д.) Списывание с доски. Подчеркнуть предмет и признак.

Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово?

А это кто вышел на тропинку?

И зверушек стережёт.

Знают рыжую в лесу - очень хитрую …. (лису)

Что вы знаете о жизни лисы?

Лиса очень хитрая. У неё длинный, пушистый хвост. Сама она охотится на зайцев и мышей.

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая? (на доске карточки со словами: хитрая, рыжая, неуклюжая)

Какое лишнее слово? Кто неуклюжий?

Ибрагим Ц.и Нальгиев пишет у доски, остальные в тетради. (списывание с печатного текста)

Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.

А это кто?

Загадка.

По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - уши торчком. (слайд 8)

Чем питается заяц? (травой)

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?

7. Физминутка «Зайчики» (под музыку)

А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.

8. Работа по учебнику. (стр.171,упр.25)

Учитель читает текст. Кто герои этой сказки? (заяц и лиса)

Что спрашивает лиса у зайца? Какие у зайца уши? Ноги?

Гимнастика для глаз . По классу развешаны геометрические фигуры- круги красные и квадраты зелёные. Найти их и сосчитать.

Списывание из учебника 1-го предложения (Драганов, Цечоев)

Остальные списывают последние 2 слова Длинные уши. (подчеркнуть признак предмета)

9. Заключение. Игра «Волшебный сундучок»

В коробке спрятаны различные предметы. Найти их наощупь и отгадать. Подобрать к ним признаки. (мягкая игрушка, карандаш, стакан, линейка, кукла)

10. Итог урока. Какие слова мы учились находить и писать? На какие вопросы они отвечают? Выставление оценок.

Дом. Задание. Упр. 25, списать 2-е предложение, подчеркнуть признаки предметов.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Слова -признаки».

Составил: учитель - логопед Дятко Т.Н.
Цель: познакомить со словами - признаками и вопросом, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»
- закрепить навык составления простого предложения;
- учить распространять предложение введением в него однородных членов (признаков предмета).
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.

Оборудование: фрукты (на выбор педагога), раскраски: яблоко и лимон, цветные карандаши, картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.

Содержание организованной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Логопед: Посмотри, что лежит на столе? (Фрукты). Все они разные и не похожи друг на друга. Про каждый фрукт мы можем сказать, какой он по цвету, форме, величине, весу т.д. Выбери любой фрукт. Какой он?
II. Основная часть.
1. Рассказ о словах – признаках.
Логопед: красный, круглый, большой …. – это признаки предмета. Чтобы назвать признак предмета, мы должны задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Когда мы называем признак предмета – мы произносим слово.
Например: большой – это одно слово; большой, красный – два слова; большой, красный, круглый – это сколько слов?
Слова – признаки мы будем обозначать треугольником.
Чтобы назвать слова – признаки, нам помогут картинки – символы: глаз, рука, нос, рот. (Предъявляются ребенку картинки – модели)
Что мы можем увидеть глазами? (цвет, форма, величина, материал)
Что мы можем почувствовать на ощупь руками? (гладки – шершавый, твердый – мягкий, тяжелый – легкий)
Что можно ощутить, положив предмет в рот на язык? (вкус)
Что мы можем почувствовать с помощью носа? (запах)
2. Дыхательная гимнастика «Какой фрукт?»
Логопед: А ты умеешь различать запахи фруктов? Сейчас я это проверю.
Ребенку завязываются глаза, предъявляются разные фрукты. Напоминаем ребенку, что вдох мы делаем через нос.
3. Пальчиковая игра «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
4. Подбор признаков к картинкам.
Логопед: У меня для тебя 2 картинки (раскраска – яблоко, лимон)
Раскрась ее. Ответь на вопрос: «Какое оно?», «Какой он?» Подбери слова – признаки и под картинками нарисуй треугольник. Посчитай, сколько слов – признаков (треугольников) ты произнес?
5. Физ.минутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно –

Руку протяните, Яблоко сорвите (протягивают руки вперед).
Ветер ветку стал качать (поднимают руки вверх, качают руками)
Трудно яблоко достать (подтягиваются)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают)
И быстро яблоко сорву! (хлопают в ладоши над головой)
Вот так яблоко! Оно-
Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).
6. Составление схем предложений.
Логопед: Придумай и нарисуй схемы предложения с названием фруктов, которые ты раскрасил. А чтобы получилось длинное предложение, тебе снова помогут символы: глаз, рука, рот, нос.
III. Итог занятия.
Логопед: Какие слова отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (слова – признаки). Каким символом обозначаются слова – признаки? (треугольником) Произнеси слова – признаки к вопросу: «Какой?» (Большой.) «Какая?» (Красная.) «Какое?» (Круглое.) С помощью каких органов чувств мы определяем признаки предметов? Что больше всего тебе понравилось на нашем занятии? Что тебе показалось трудным?

Занятие № 10

Тема . Слово. Значение предметности, действия, признака.

Цель.

1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,

признака.

2. Учить различать значения слов по этим признакам.

3. Развивать сознательное восприятие речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».

    Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».

Коррекционно-развивающие задачи:

    Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.

    Развитие сознательного восприятия речи.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Формирование динамической организации двигательного акта.

    Коррекция проявления СДВГ.

    Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.

    Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.

    Воспитание навыков культуры поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.

I. Орг. момент.

Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.

II. Постановка цели занятия.

1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.

2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.

III. Повторение слов со значением предметности.

1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.

2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?

Бабочка, петух, мяч , сова

Как мы спросим об этом предмете? – Что это?

Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?

3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?

Кот, дом , собака, воробей

Парта, доска, учитель , мел

4. Соревнование на флажок.

Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».

Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».

IV. Повторение слов со значением действия.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.

    Летом по лесу гуляет ,

Зимой в берлоге отдыхает .

(Медведь)

    На чужих звонко лает

И хозяйку охраняет .

    Не моторы, а шумят ,

Не пилоты, а летят ,

Не змеи, а жалят .

    Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нём;

Там пишут и считают ,

Рисуют и читают .

2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»

Шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…

3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.

Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.

Дети задают ему вопрос «что делает?».

Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.

Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.

Рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…

4. Определение количества и последовательности слов.

Бежит, летит, скачет

Чирикает, каркает, стрекочет

5. Придумать два слова-действия.

IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.

    змея – шипит мышка – пищит воробей – чирикает

корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает

лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает

собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает

    рыба – плавает птица – летает лягушка – прыгает

змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.

V. Повторение слов со значением признака.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.

    Сам алый , сахарный ,

Кафтан зелёный , бархатный .

Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?

Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?

    Рыжая , пушистая

По деревьям скачет,

Потом орешки прячет.

Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.

Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»

о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...

Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.

    Вафельное и полосатое ,

Гладкое и мохнатое .

Всегда под рукою –

Что это такое?

(Полотенце)

2. Посмотреть на картинки.

Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).

3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).

Помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.

Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.

Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.

VI. Графический диктант.

1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на

фланелеграфе.

Колючий, волк, крадётся, лес

Кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый

Большой, спелый, покупает, арбуз, мама

2. Подбор слов к графической цепочке.

VII. Итог занятия.

Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

Оценка работы детей.


Top