Логопедическое занятие на тему слова признаки. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова
Разработала учитель-логопед:
Шишмакова Марина Анатольевна
МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь
Цели:
1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед - Загадывает детям загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).
Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.
Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Логопед - Сравните два текста.
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река
Логопед - Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.
Логопед - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
2. Сообщение темы.
Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).
Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Поставьте слова в нужную форму:
Добрый (утро, день, ночь)
Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Белоствольная, кудрявая (березка)
Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним и сломаем!
4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дом Шуба Платье Дни
Аквариум Книга Солнце Морозы
С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Подберите к словам, слова близкие по смыслу:
черствый хлеб - (несвежий)
легкая задача - (простая)
Подберите слова противоположные по смыслу:
черствый хлеб - (свежий)
легкая задача - (трудная)
5. Грамота.
Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».
Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.
Медведь (какой?) Лиса (какая?)
Заяц (какой?) Ворона (какая?)
Волк (какой?) Сорока (какая?)
Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.
Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.
Дождь, дождливый, дождит.
Слеза, слезный, прослезился.
Мороз, морозный, морозит.
Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?
Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.
6. Итог занятия.
Над какой темой работали?
Что запомнили?
Ещё по данной теме:
План-конспект логопедического занятия.
Тема: "Слова, обозначающие признаки предметов"
Цели:
1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.
Оборудование и материалы: средства обратной связи, картинки, зеркала, компьютер.
Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
1. Организационный момент.
Логопед - Загадывает детям загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).
Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.
Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Логопед - Сравните два текста.
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река
Логопед - Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова: холодная, пушистый, сильные, широкая.
Логопед - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
2. Сообщение темы.
Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).
Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Запись на доске и в тетрадях
Поставьте слова в нужную форму:
Звонкий (голос, пение, песня)
Добрый (утро, день, ночь)
Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Белоствольная, кудрявая (березка)
Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая? Запись на доске и в тетрадях.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дом Шуба Платье Дни
Аквариум Книга Солнце Морозы
С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Подберите к словам, слова близкие по смыслу:
черствый хлеб – (несвежий)
легкая задача – (простая)
Подберите слова противоположные по смыслу:
черствый хлеб – (свежий)
легкая задача – (трудная) Запись на доске и в тетрадях.
5. Грамота.
Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».
Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.
Медведь (какой?) Лиса (какая?)
Заяц (какой?) Ворона (какая?)
Волк (какой?) Сорока (какая?)
Слова для справок: трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.
Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.
Дождь, дождливый, дождит.
Слеза, слезный, прослезился.
Мороз, морозный, морозит. Запись на доске и в тетрадях.
Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?
Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.
6. Итог занятия.
- Над какой темой работали?
- Что запомнили?
Приложенные файлы
Тема: Слова, обозначающие признак предмета
Цели : учить находить в устной и письменной речи, слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых животных; продолжать работу по развитию и речи, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, любознательность
Ход урока:
1.Организация класса.
Психологический настрой: (слайд 1) Дети стоят.
Солнце яркое с утра
За окном пришла весна.
Мы начнем урок с улыбок,
Выполним всё без ошибок!
Работа над числом, временем года.
2. Формулировка темы и цели урока.
На какой вопрос отвечает слово яркое ? Что оно обозначает? (признаки предметов)
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)
Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета.
3. Гимнастика для кистей рук. (слайд 2) Логоритмика «Домашние птицы»
4. Минутка чистописания. (слайд 3)
Запишите в тетради сегодняшнее число и день недели.
Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.
Какая буква вторая по счёту в слове яр кое?
Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы р: буквы р, ро,ра,ру.
На какой вопрос отвечает слово яркое? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.
5. Определение актуальности и практического применения учебного материала.
Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?
Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (слайд 4) (Устно)
В лесу живёт. . . зверь. Это. . . , . . . , _______ .
Вам понятно, о каком звере идёт речь?
В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________.
Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.
Что вы знаете о жизни медведей? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.
6. Составление и запись словосочетаний.
А это что за зверь?
Загадка.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит . (слайд 6).
Что вы знаете о жизни ежей?
Зимой ёж спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны. С наступлением весны ёж просыпается. Он питается мышами, мелкими насекомыми.
Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?
Ёж (какой?) колючий. (Письмо под диктовку Драганов Д.) Списывание с доски. Подчеркнуть предмет и признак.
Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово?
А это кто вышел на тропинку?
И зверушек стережёт.
Знают рыжую в лесу - очень хитрую …. (лису)
Что вы знаете о жизни лисы?
Лиса очень хитрая. У неё длинный, пушистый хвост. Сама она охотится на зайцев и мышей.
Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая? (на доске карточки со словами: хитрая, рыжая, неуклюжая)
Какое лишнее слово? Кто неуклюжий?
Ибрагим Ц.и Нальгиев пишет у доски, остальные в тетради. (списывание с печатного текста)
Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
А это кто?
Загадка.
По полю скачет - ушки прячет.
Встанет столбом - уши торчком. (слайд 8)
Чем питается заяц? (травой)
Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?
7. Физминутка «Зайчики» (под музыку)
А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.
8. Работа по учебнику. (стр.171,упр.25)
Учитель читает текст. Кто герои этой сказки? (заяц и лиса)
Что спрашивает лиса у зайца? Какие у зайца уши? Ноги?
Гимнастика для глаз . По классу развешаны геометрические фигуры- круги красные и квадраты зелёные. Найти их и сосчитать.
Списывание из учебника 1-го предложения (Драганов, Цечоев)
Остальные списывают последние 2 слова Длинные уши. (подчеркнуть признак предмета)
9. Заключение. Игра «Волшебный сундучок»
В коробке спрятаны различные предметы. Найти их наощупь и отгадать. Подобрать к ним признаки. (мягкая игрушка, карандаш, стакан, линейка, кукла)
10. Итог урока. Какие слова мы учились находить и писать? На какие вопросы они отвечают? Выставление оценок.
Дом. Задание. Упр. 25, списать 2-е предложение, подчеркнуть признаки предметов.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Слова -признаки».
Составил: учитель - логопед Дятко Т.Н.
Цель:
познакомить со словами - признаками и вопросом, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»
- закрепить навык составления простого предложения;
- учить распространять предложение введением в него однородных членов (признаков предмета).
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.
Оборудование: фрукты (на выбор педагога), раскраски: яблоко и лимон, цветные карандаши, картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.
Содержание организованной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Логопед: Посмотри, что лежит на столе? (Фрукты). Все они разные и не похожи друг на друга. Про каждый фрукт мы можем сказать, какой он по цвету, форме, величине, весу т.д. Выбери любой фрукт. Какой он?
II. Основная часть.
1. Рассказ о словах – признаках.
Логопед: красный, круглый, большой …. – это признаки предмета. Чтобы назвать признак предмета, мы должны задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Когда мы называем признак предмета – мы произносим слово.
Например: большой – это одно слово; большой, красный – два слова; большой, красный, круглый – это сколько слов?
Слова – признаки мы будем обозначать треугольником.
Чтобы назвать слова – признаки, нам помогут картинки – символы: глаз, рука, нос, рот. (Предъявляются ребенку картинки – модели)
Что мы можем увидеть глазами? (цвет, форма, величина, материал)
Что мы можем почувствовать на ощупь руками? (гладки – шершавый, твердый – мягкий, тяжелый – легкий)
Что можно ощутить, положив предмет в рот на язык? (вкус)
Что мы можем почувствовать с помощью носа? (запах)
2. Дыхательная гимнастика «Какой фрукт?»
Логопед: А ты умеешь различать запахи фруктов? Сейчас я это проверю.
Ребенку завязываются глаза, предъявляются разные фрукты. Напоминаем ребенку, что вдох мы делаем через нос.
3. Пальчиковая игра «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
4. Подбор признаков к картинкам.
Логопед: У меня для тебя 2 картинки (раскраска – яблоко, лимон)
Раскрась ее. Ответь на вопрос: «Какое оно?», «Какой он?» Подбери слова – признаки и под картинками нарисуй треугольник. Посчитай, сколько слов – признаков (треугольников) ты произнес?
5. Физ.минутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно –
Руку протяните, Яблоко сорвите (протягивают руки вперед).
Ветер ветку стал качать (поднимают руки вверх, качают руками)
Трудно яблоко достать (подтягиваются)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают)
И быстро яблоко сорву! (хлопают в ладоши над головой)
Вот так яблоко! Оно-
Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).
6. Составление схем предложений.
Логопед: Придумай и нарисуй схемы предложения с названием фруктов, которые ты раскрасил. А чтобы получилось длинное предложение, тебе снова помогут символы: глаз, рука, рот, нос.
III. Итог занятия.
Логопед: Какие слова отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (слова – признаки). Каким символом обозначаются слова – признаки? (треугольником) Произнеси слова – признаки к вопросу: «Какой?» (Большой.) «Какая?» (Красная.) «Какое?» (Круглое.) С помощью каких органов чувств мы определяем признаки предметов? Что больше всего тебе понравилось на нашем занятии? Что тебе показалось трудным?
Занятие № 10
Тема . Слово. Значение предметности, действия, признака.
Цель.
1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,
признака.
2. Учить различать значения слов по этим признакам.
3. Развивать сознательное восприятие речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».
Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».
Коррекционно-развивающие задачи:
Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Развитие сознательного восприятия речи.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование динамической организации двигательного акта.
Коррекция проявления СДВГ.
Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.
Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.
Воспитание навыков культуры поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.
I. Орг. момент.
Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.
II. Постановка цели занятия.
1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.
2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.
III. Повторение слов со значением предметности.
1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.
2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?
Бабочка, петух, мяч , сова
Как мы спросим об этом предмете? – Что это?
Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?
3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?
Кот, дом , собака, воробей
Парта, доска, учитель , мел
4. Соревнование на флажок.
Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».
Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».
IV. Повторение слов со значением действия.
1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.
Летом по лесу гуляет ,
Зимой в берлоге отдыхает .
(Медведь)
На чужих звонко лает
И хозяйку охраняет .
Не моторы, а шумят ,
Не пилоты, а летят ,
Не змеи, а жалят .
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём;
Там пишут и считают ,
Рисуют и читают .
2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»
Шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…
3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.
Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.
Дети задают ему вопрос «что делает?».
Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.
Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.
Рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…
4. Определение количества и последовательности слов.
Бежит, летит, скачет
Чирикает, каркает, стрекочет
5. Придумать два слова-действия.
IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.
змея – шипит мышка – пищит воробей – чирикает
корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает
лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает
собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает
рыба – плавает птица – летает лягушка – прыгает
змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.
V. Повторение слов со значением признака.
1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.
Сам алый , сахарный ,
Кафтан зелёный , бархатный .
Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?
Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?
Рыжая , пушистая
По деревьям скачет,
Потом орешки прячет.
Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.
Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»
о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...
Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.
Вафельное и полосатое ,
Гладкое и мохнатое .
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце)
2. Посмотреть на картинки.
Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).
3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).
Помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.
Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.
Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.
VI. Графический диктант.
1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на
фланелеграфе.
Колючий, волк, крадётся, лес
Кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый
Большой, спелый, покупает, арбуз, мама
2. Подбор слов к графической цепочке.
VII. Итог занятия.
Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.
Оценка работы детей.