Основная мысль шинель гоголь. Анализ «Шинель» Гоголь

“Шинель” стала ярким примером критического реализма, который активно использовал Гоголь. На ее страницах он правдиво отразил многие социальные проблемы, такие как бедность, отношения между представителями разных социальных прослоек, мораль “маленького человека”. Также это произведение относят к более узкому направлению - фантастическому реализму. Описав реальную жизнь, автор дополняет ее выдумкой - призраком Акакия Акакиевича. Этот прием в дальнейшем активно используют многие писатели, например, . Этот жанр дал возможность очень лаконично и ярко раскрыть сразу несколько линий сюжета.

Герои и образы повести “Шинель”

Главный герой произведения - Акакий Акакиевич Башмачкин. Он уже родился с несчастным выражением лица. Это “маленький человек”, который, однако, в сложной ситуации развивается и совершает нехарактерные для него поступки. Гоголь использует образ шинели в символическом значении. Она оказывает большое влияние на героя, раскрывая его настойчивость и делая активным человеком, чего прежде за всю его жизнь не случалось. Этот образ развивается вместе с главным героем:
  • старая шинель - скромный человек без амбиций;
  • новая - счастливый и инициативный человек;
  • генеральская - яростный, ужасный, властный дух.
Важно! Также в повести раскрывается образ Петербурга. Гоголь описывает его здесь как холодный, жестокий, грязный, опасный и темный город.

Композиция произведения

В этом произведении Гоголь использует линейную композицию, в которой можно выделить вступление и эпилог. “Шинель” начинается с рассуждений автора о Петербурге (что характерно для всех повестей цикла). После - он рассказывает историю жизни своего героя - Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живет скромно, все свои силы и время посвящая канцелярской монотонной работе. Тут начались сильные морозы и Башмачкину пришлось думать, как бы купить новую шинель. Он вынужден сильно экономить, но все же успевает накопить необходимую сумму в срок.

Акакий невероятно рад ей, даже решил отметить эту покупку с коллегами. Он возвращается домой в полном воодушевлении, как будто первый раз увидев прекрасный город, в котором он живет уже много лет. Но по дороге его грабят и забирают новую шинель. Башмачкин решил не сдаваться и проходит множество чиновников, чтобы вернуть свою вещь. Он доходит даже до некоего “значительного лица”. Но никого не волнует его беда. После визита к генералу Башмачкин заболевает горячкой и быстро умирает. После его кончины в Петербурге появился призрак, который забирает у людей их верхнюю одежду . Он долго не успокаивается, разыскивая генерала. Однажды ему это удается и он отправляется в мир иной. Акакий добивается своего - генерал становится менее высокомерным.

Темы

В этом произведении Н. Гоголь раскрыл множество тем:
  • Маленький человек - ведущая тема, в которой описан простой человек без особых талантов и претензий, интересы и беды которого никого не волнуют.
  • Реальное и фантастическое - п олучив после смерти мистические силы, Башмачкин хоть как-то смог за себя постоять.
  • Безнравственность - раскрыта через образы вышестоящих чиновников, которым нет дела ни до кого, в том числе до своей семьи. Они хотят развлекаться на стороне и заставляют своих подчиненных пресмыкаться.
  • Абсурдность государственного устроя - раскрывается через поиски шинели. Никто не собирается искать украденную одежду, но зато призрака велено поймать всем силам полиции.

Проблематика

Несмотря на малый объем произведения, Гоголю удалось поднять и раскрыть множество острых проблем:
  • Отсутствие гуманизма . Все описанные герои эгоистичны и малодушны, совершенно не сопереживают коллеге. Тот же Акакий Акакиевич не имеет никакой цели в жизни, он не интересовался искусством, не стремился к получению новых знаний. Все они заинтересованы только в материальных ценностях.
  • Равнодушие . Все остаются безучастны к проблеме героя, а генерал изо всех сил душит в себе проблески сопереживания.
  • Социальное неравенство . Огромный разрыв между титулярным советником и генералом ставит их в разное положение: подчиненный теряет дар речи от страха, а руководитель, не стесняясь, унижает его.
В “Шинели” Николай Гоголь раскрыл острые проблемы социума России. Он показал, насколько бессилен “маленький человек” в этом мире, что он может добиться справедливости только с помощью сверхъестественных сил. Проблематика этого произведения остается актуальной и сегодня. Анализ с пересказом произведения также есть и в аудиоверсии, которую вы найдете в видео ниже.

В повести «Шинель», принадлежащей перу выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя, рассказывается о трагической судьбе мелкого чиновника, Акакия Акакиевича Башмачкина.

Акакий Акакиевич – тихий, застенчивый, неприметный человечек, всего себя отдающий работе, которая заключается в переписывании текстов. Он получает очень скромное жалованье, на которое очень трудно прожить. Поэтому приобрести новую шинель, когда старая совершенно износилась, – такая задача кажется Акакию Акакиевичу совершенно невыполнимой. Тем не менее, деваться некуда (в Петербурге слишком холодные зимы) – Акакий Акакиевич принимает вызов. Ограничивая себя во всем, вплоть до еды, он собирает нужную сумму денег и шьет себе новую шинель у знакомого портного.

Конечно же, он рад новой шинели, но долго радоваться ему не суждено: коллеги Акакия Акакиевича организовывают вечеринку по случаю приобретения им новой шинели, и вот как раз после этой вечеринки, поздно ночью, когда Акакий Акакиевич, возвращаясь домой, идет по темным улицам, на него нападают грабители.

Все. Шинели больше нет. Акакий Акакиевич пытается, насколько это в его силах, предпринять хоть какие-то шаги, чтобы найти грабителей и вернуть свое сокровище, приобретение которого в его сознании уже успело сравняться с целью и смыслом жизни. Только может он немногое. И вот, следуя рекомендациям коллег, он обращается к одному значительному лицу .

Стремясь подчеркнуть, что значительное лицо – на самом деле никакое не значительное лицо, а попросту много возомнившее о себе пустое место, Гоголь не дает этому герою никакого имени, пусть хотя бы такого же нелепого, как у Акакия Акакиевича. Автор ограничивается тем, что выделяет выражение значительное лицо в тексте курсивом и настойчиво именует этого человека только таким образом. Уничижительный эффект от этого подкрепляется еще и тем, что слово лицо в русском языке является существительным среднего рода, а значит герой, которого называют значительное лицо, во всех смыслах автоматически стирается, полностью обезличивается.

Естественно, значительное лицо не собирается помогать несчастному Акакию Акакиевичу, зато оно ведет себя настолько грубо и бесцеремонно, что нервы Акакия Акакиевича не выдерживают. Акакий Акакиевич заболевает горячкой и умирает. Через некоторое время по Петербургу начинают ползти слухи, что призрак Акакия Акакиевича по ночам снимает шинели с прохожих. Таков сюжет.

Гоголь подробно описывает внешность Акакия Акакиевича, дает его психологический портрет, рассказывает о том, как получилось, что Акакий Акакиевич был крещен под таким именем. Рассказывает Гоголь и о том, как над его героем любили смеяться, подтрунивать и даже издеваться на службе. Но все же ключевые слова, в которых, если еще не раскрывается смысл всего произведения, то хотя бы уже содержится намек на него, Гоголь приводит в самом начале, еще до того как начинает знакомить читателя с главным героем. «В департаменте… Но лучше не называть, в каком департаменте», – как бы издалека начинает он. Департаменты, полки, канцелярии… – общий знаменатель для всего этого, по мнению Гоголя, один – это должностные сословия. А главный герой, Башмачкин, – это лишь образчик того, что делает с людьми система, в которой все зиждется на выслуживании, на принадлежности к сословиям, на чинах.

Надо заметить, что проблема бесчеловечности сословной системы, бюрократической системы, проблема маленького человека, проблема лишнего человека поднималась практически всеми передовыми русскими писателями на протяжении всего XIX столетия.

Таких людей, как Акакий Акакиевич, на самом деле, было и есть много (ведь «Шинель», к сожалению, не потеряла своей актуальности). Поэтому никто не замечает отсутствия Акакия Акакиевича на работе после его смерти. Один чиновник помер – другой сразу заменяет его. Словно был чиновник, а человека никогда и не было. Человек в системе – это не человек, а винтик.

Но значительных лиц , если следовать логике Гоголя, гораздо больше, и на их фоне любой Акакий Акакиевич может показаться ярчайшей индивидуальностью. Ведь невозможно не привязаться к Акакию Акакиевичу за время чтения повести, не начать ему сопереживать. Что же губит, пусть малозначительного, но безобидного, и, в сущности, вызывающего жалость и сочувствие, Акакия Акакиевича? Получается, что система.

И вот в раскрытии несовершенства и несправедливости общественного устройства, уродующего человеческую психику, состоит, возможно, смысл гоголевского произведения. Хотя, скорее, смысл его состоит в обратном. Понимание смысла больше зависит от читателя, но бесспорно одно: Гоголь явно стремится навести читателя на очень грустные мысли. Ведь, по прочтении «Шинели», начинает казаться, что до тех пор, пока большинству людей нравится угодничать, заискивать и лебезить перед вышестоящими и унижать нижестоящих, другой системы и не будет.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Описание бала (рассказ После бала Толстого)

    Жизнь – весьма забавная вещь. Сколько всего интересного происходит с человеком. Человек каждый день то и делает, что узнают окружающий его мир: он влюбляется, знакомится с другими людьми, разочаровывается в них или связывает с ними свою жизнь

    Степан Богданович Лиходеев – один из многочисленных второстепенных персонажей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», оказавшийся в числе «жертв» непредвиденного визита Сатаны в Москву.

Анализ повести "Шинель"

Часто мыслители и литературоведы сходятся во мнении, что Николай Васильевич Гоголь стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести "Шинель" Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер

Повесть "Шинель" - это повествование об одном "маленьком человеке" по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести "Шинель".

Главный герой "Шинель" Итак, главный герой Акакий Башм ачкин был "маленьким человеком". Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: "Пожалуйста, оставьте меня в покое". Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно? Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: "Зачем так?"

Делая анализ этой стороны "Шинели", становится видна проблема социальной напряженности .

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы. Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

смысл жизни человека в работе - это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли. Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало.

Смыслом жизни этого чиновника, который был "маленьким человеком", и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать - аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась. Другие детали анализа повести "Шинель" У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима - подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника. Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один - приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) - восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни. Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот "маленький человек" идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь... Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель.

Гоголь пытается побудить читателя подумать , что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Мы вкратце рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести "Шинель". Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели. Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок. Здесь во время анализа видна цель Гоголя - показать суровую правду того времени. "Маленьким людям" суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь. Вы прочитали краткий анализ повести "Шинель" Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.
Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели» .

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Рассуждение
Что такое равнодушие?

Пример равнодушия из произведения Н. В. Гоголя «Шинель» (ЕГЭ по русскому)

Что такое равнодушие? Попробую над этим поразмышлять. Я считаю,что равнодушие - это одно из самых низких и подлых чувств, характеризующиеся полным отсутствием сострадания и понимания к другим людям. Мне кажется, что равнодушие можно отнести к основным признакам отсутствия гуманизма.

В подтверждение приведу пример из повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Над главным героем произведения, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, который работает титулярным советником, постоянно издеваются его коллеги, ради смеха. Робкий и причудливый, Акакий Акакиевич все это терпит и может дать отпор лишь в том случае, если ему мешают работать. Чиновники не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление они причиняют человеку, тем самым проявляется их равнодушие и бессердечность.

Пример равнодушия можно найти и в современном обществе. Все чаще в новостях, Интернете и социальных сетях появляются видео-ролики, на которых прохожие просто проходят мимо человека, которому стало плохо на улице, стараясь не обращать на него никакого внимания. Вся эта ситуация невероятно ужасна!!! Ведь человек может умереть, так как люди не предпринимают никаких мер для оказания помощи. И страшно то, что многие не осознают всей ответственности в такие сложные минуты. Увы, с течением времени безразличие все больше проникает в сердца людей, не понимающих или, скорее, не желающих понять, что оно их же и погубит. Не зря Горький говорил: "Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека".

Итак, можно сказать, что равнодушие – один их самых главных пороков человечества. Хочется верить, что в будущем люди станут добрее и отзывчивее друг к другу. Я уверена, что только в таком обществе, где царят уважение и сострадание, человек может чувствовать себя счастливым.

Равнодушие

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель .

Над Акакием Акакиевичем Башмачкиным постоянно ради смеха издеваются его коллеги. Они не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление причиняют человеку, проявляя равнодушие и бессердечность.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1806.

Николай Васильевич Гоголь , оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником критического реализма . Не случайно стала крылатой фраза Федора Михайловича Достоевского в интервью с французским журналистом: «Все мы вышли их гоголевской шинели». Писатель подразумевал отношение к «маленькому человеку», проявившееся в повести очень наглядно. Позже такой тип героя станет основным в русской литературе.

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту. Гоголь, по воспоминаниям П. В. Анненкова, «прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам … и, случалось, пользовался ими».

Однажды он услышал канцелярский анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло. Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице. Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести «Шинель», начиная с рождения, когда мать его, отвергнув все имена в календаре как слишком экзотические, дала ему имя отца, а при крещении он заплакал и скорчил такую гримасу, «как будто бы чувствовал, что будет титулярный советник» , и всю жизнь, покорно снося холодно-деспотическое обращение начальников, издевательства сослуживцев и нищету, «умел быть довольным своим жребием» . Никакие перемены в его жизненном порядке были уже невозможны.

Как вдруг судьба дает шанс изменить свою жизнь - сшить новую шинель. Так центральным событием повести становится обретение и утрата шинели. Поначалу разговор с сердитым портным, утверждающим, что починить старую шинель нельзя, повергает Акакия Акакиевича в полную растерянность. Чтобы собрать деньги на новое пальто, Башмачкину приходится не пить чай вечерами, не зажигать свечи, ходить почти на цыпочках, чтобы сохранить подметки. Все эти ограничения вызывают сначала ужасные неудобства.

Но стоило герою представить себе новую шинель, он становился другим человеком. Перемены разительны: Башмачкин «сделался живее, тверже характером, как человек, который поставил себе цель» . Ирония автора объяснима: слишком ничтожна цель, из-за которой изменился чиновник.

Появление долгожданной шинели - «день самый торжественнейший» в жизни героя. Башмачкин смущен всеобщим вниманием сослуживцев, но все-таки принимает предложение отпраздновать обновку. Привычный уклад жизни нарушен, меняется поведение героя. Оказывается, он способен весело смеяться и после обеда не писать никаких бумаг.

Поскольку Башмачкин уже давно не выходил из дому по вечерам, Петербург кажется ему прекрасным. Этот город фантастичен уже потому, что появился «из тьмы лесов, из топи блат» , но именно Гоголь превратил его в город фантасмагорический - место, где возможно нечто из ряда вон выходящее. Герой «Шинели», заблудившись в ночном Петербурге, становится жертвой грабежа. Потрясением для него является обращение к полицейским властям, попытки сослуживцев устроить складчину, но самым серьезным испытанием оказывается встреча со «значительным лицом» , после которой Башмачкин умирает.

Автор подчеркивает, насколько страшна и трагична беспомощность «маленького человека» в Петербурге. Таким же страшным становится и возмездие, усиленное вмешательством нечистой силы. Появившийся после смерти Башмачкина на пустыре призрак, напоминавший бывшего титулярного советника, срывал «со всех плеч, не разбирая чина и звания всякие шинели» . Продолжалось это до того момента, пока «значительное лицо» не оказался на злосчастном пустыре и его не схватил мертвец. Вот тогда и произнес призрак: «… твоей шинели мне и нужно! … Не похлопотал об моей - отдавай теперь свою!»

Это происшествие изменило важного прежде чиновника: он сделался не таким высокомерным. А появление чиновника-мертвеца прекратилось: «Видно, генеральская шинель пришлась ему по плечам» . Для Гоголя фантастичным становится не появление призрака, а проявление совести даже в таком человеке, как «значительное лицо» .

«Шинель» развивает тему «маленького человека» , намеченную Карамзиным в «Бедной Лизе» и раскрытую Пушкиным в . Но Гоголь видит причину зла не в людях, а в устройстве жизни, где привилегии есть не у всех.

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

Top