Школьная энциклопедия. Искусство этрусков

Слайд 2

Более 2500 лет тому назад на территории между Римом и Флоренцией и Средней и Нижней Италией жил загадочный народ. Греки называли этот народ тирренами, а римляне – тусками, или этрусками. Этруски пришли на Апенинский полуостров в 8 веке до н.э. одновременно с греками Наиболее ранние следы их цивилизации найдены в долине рек Арно и Тибр. Эта область получила название Этрурии, а сейчас называется Тосканой.

Слайд 3

1.Происхождение этрусков Геродот считал их выходцами из малоазиатского города Лидия. Другие считают, что этот народ возник в процессе слияния пришельцев с Балкан- пеластов, переселенцев из Малой Азии- тирренов, и местного древнеитальянского племени. Загадки этрусков

Слайд 4

2.Язык этрусков Язык этрусков, забытый еще в 1 веке до н.э. до сих пор еще не расшифрован. Трудность состоит в том, что дошедшие до нас этруские погребальные тексты очень кратки и довольно однообразны по содержанию.

Слайд 5

Письменные памятники этрусков по буквам читаются, так как они пользовались алфавитом, близким к греческому. Ученые сейчас понимают около 500 отдельных этруских слов. Близких родственников этого языка не обнаружено.

Слайд 6

Этруски занимались торговлей и земледелием, осушали болота, выращивали виноград и оливки, обрабатывали камень и металлы, строили прекрасные дороги и города. Они были отважными мореходами, которые осмеливались выходить даже в Атлантику. Этруским пиратам приписывают такие изобретения как Якорь, абордажный крюк, металлический таран на носу корабля -ростра

Слайд 7

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов с каменными стенами и зданиями, с четкой планировкой улиц, которые пересекаются под прямым углом и ориентированных по странам света Города делились на кварталы.

Слайд 8

Фундаменты домов в этруском городе Мариаботто

Слайд 9

Древнейшая этруская хижина из тростника, обмазанного глиной, 9 век до н.э. Жилые дома не сохранились. Представление о них мы имеем из археологических раскопок на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, повторяющих форму дома. Центром городского дома был внутренний дворик – атриум, вокруг которого располагались другие помещения. В выходивших на улицу помещениях располагались лавки и мастерские. В крыше дома располагалось отверстие – комплювиум, через которое освещались жилые комнаты. А под отверстием в атриуме размещался бассейн- имплювиум, в который стекала дождевая вода.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Гробницы были двух типов: скальные и отдельно стоящие объемы. Интересны гробницы в виде круглого каменного цоколя, в котором были входы в погребальные помещения, а на цоколе насыпался земляной холм конусообразной формы – тумулус.

Слайд 13

Тема: Искусство этрусков

Цель: сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

    знакомство с культурой этрусков.

    формирование осознанного отношения к искусству этрусков.

    развитие художественного вкуса, речи, памяти, мышления.

Ход урока:

    Организационный момент

    Беседа по теме урока

Слайд 1

Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.

Слайд 2

Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) - таковы социальные признаки Этрусского государства. Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н.э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Многие из них погибли в период ожесточенных войн, и в особенности в период союзнической войны в 1 в. до н.э., когда этрусские города были сравнены с землей. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Слайд 3

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Слайд 4-5

Древнейшим типом построек были, по видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Слайд 6

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых.

Слайд 7

Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.

Слайд 8

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, по видимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.

Слайд 9

Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6 - 5 вв. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий.

Слайд 10

Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (акротерий (от греческого-вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.),с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление.

Слайд 11-12

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, повидимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Слайд 13-14

Скульптура Этрурии не только служила для декорации зданий, но имела и самостоятельное значение.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н.э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта.

Слайд 15

Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших.

Слайд 16

Саркофаг из Черветри 6 в. до н.э. представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

Слайд 17

В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры.

Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии.

Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3 - 2 вв. примыкают к эллинистическим образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков - попрежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

    Подведение итогов

    Домашнее задание

Искусство этрусков Древний Рим Этруски – народ Этрурии, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Культура возникла в VIII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски забыли свой язык Искусство этрусков Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Фибула из гробницы РеголиниГаласси. VII в. до н. э. Золото. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза Архитектура этрусков Города Город «Живых» Город «Мертвых» Дерево, глина Камень Живопись Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города. Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Скульптура В этрусских гробницах не находят тел усопших. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Саркофаги служили памятником усопшему. В них хранился прах умерших Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э. Терракота. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э Химера. V в. до н. э. Бронза Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. В III-I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и
Древний Рим - соседи и ровесники: обе культуры
возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и
на Сицилии греки начали строить свои первые
города. Все три народа, не считая многочисленных
местных племѐн, укоренились на Апеннинах
одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии.
Они были умелыми строителями и инженерами.
В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в
религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия.
Ими руководили лукумоны - правители, наделѐнные светской
и религиозной властью.
Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от
названия этрусского города Цере происходит слово «церемония»
(древние римляне называли так некоторые религиозные
обряды). Существовали специальные священные книги под
названием «Этрусская дисциплина», которые устанавливали
правила поведения людей.

Народ этрусков создал самый могучий флот в
Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э.
известно несколько царей Рима, происходивших из
этрусского рода.
Корабль этруссков.
Реконструкция

Этруски имели необычную судьбу. Она интересовала уже
древнегреческих историков. Как появились этруски в Италии?
Откуда они при-шли? Знаменитый историк Геродот, живший в V
в. до н. э., считал, чтопереселенцы-этруски прибыли на Апеннины
из Малой Азии: они бежали от голода. Другие думали, что этруски
переселились на Апеннины с севера. Современные учѐные
склоняются к мысли, что этруски жили на этой территории
изначально.

Искусство этрусков поражает своей необычностью и
глубинной посвящѐнностью смерти. Этрусские города
плохо сохранились, поскольку дома в них возводили из
непрочного материала - дерева или глины, и их
место заняли поселения средневековой, а затем
ренессансной Италии. Нередко этрусские города
строили на высоких скалистых плато. Ближайшим
соседом каждого из них являлся некрополь - город
мѐртвых.
Реконструкция некрополя

Оба города были связаны представлением о
неразрывности жизни и смерти в едином цикле
бытия. И если город живых сооружали из
подверженного тлену материала, то город мѐртвых был
из камня, с высеченными в скале или сложенными на
земле гробницами.
Этрусские гробницы. Реконструкция.

В древности идея
Гробница Флабеллиев. VI в. до н. э.
вечности передавалась
формой круга, сферы.
Полусферическими
насыпями покрыты
многие этрусские
гробницы, в том числе
знаменитая Гробница
Флабелли в Популонии
(около пяти метров в
диаметре). Чтобы
насыпь сохранила форму,
еѐ укрепили каменным
цоколем с выступающим
карнизом наверху.

Форму тумулусов - гробниц с круглым цоколем и
полусферической насыпью - имели и погребения в
Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский некрополь,
принадлежавший древнему городу Цере. Вход в
гробницы оформлен в виде прямоугольного проѐма со
ступенчатой вершиной.
Некрополь
Бандитачча - IV до
н.э.

Внутри гробницы воспроизводили жилой дом. Иногда
к покоям вѐл длинный коридор - дро"мос,
постепенно заглублявшийся в землю. От него отходили
прямоугольные комнаты - одна, две, иногда
несколько взаимосвязанных помещений. В комнатах
стояли ложа, сиденья, троны и подставки для ног.
Некрополь
Бандитачча - IV до
н.э.

В комнатах стояли ложа, сиденья, троны и подставки
для ног. В Гробнице щитов и тронов некрополя
Бандитачча кресла, ложа и скамейки неподвижны. Они
высечены из камня. Над ними по стенам «развешаны»
круглые щиты -метафорическое воплощение вечности.
Плоский потолок тоже сделан, как в жилом доме. По форме
и устройству комнат можно изучать несохранившуюся
архитектуру жилищ этрусков.
Гробница с рельефами
(Некрополь Бандитачча IV до н.э.)

В гробницах вместе с
телами помещали
погребальные дары:
золотые ювелирные
изделия, прекрасные чаши
и блюда из серебра,
бронзовые котлы.
В числе даров было
зеркало. Знаменитые
этрусские зеркала из
бронзы с одной стороны
отполированы до блеска, а
с другой украшены
великолепной
гравировкой.

Одно из самых знаменитых
зеркал представляет
прорицателя Калханта: его
имя начертано перед
фигурой. Калхант
занимается гаруспицией:
он гадает по печени
жертвенной овцы. Держа
печень в левой руке,
бородатый и крылатый
провидец пристально
всматривается в еѐ форму.
По краю зеркала идѐт
ветвь цветущего плюща, а
за спиной Калханта стоит
кувшин. Прекрасный
точный рисунок пронизан
внутренней динамикой.
Этрусское зеркало. IV в. до н. э.

Гробницы могли быть символическими - кенотафами (от греч. «кенотафион»
- «пустая гробница»).
Однако чаще «хозяева» в гробницах всѐ-таки присутствуют. Иногда их
представляют большие терракотовые саркофаги, подобные знаменитому
Саркофа1у супругов из Цере. Памятник изображает возлежащих на ложе
мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми
глазами и радостными «архаическими улыбками» . Одной рукой мужчина
обнимает прислонившуюся к нему жену. Они оживлѐнно беседуют, устремив
взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем
для пепла.
Саркофаг супругов из Цере. VI в. до н. э.

Обряд кремации
Канопа из Сартеано. VI в. до н. э.
господствовал в Этрурии
с самой ранней поры
вплоть до римского
времени. Наиболее ярким
видом искусства,
связанным с кремацией,
стали канопы -
изготовленные из глины
сосуды с крышкой для
хранения пепла усопших,
найденные в окрестностях
города Кьюзи.
Одни представляют собой
сосуд в виде тела человека.
Другие -
человекоподобную урну на
троне. Третьи изображают
фигуру человека, стоящую
на сосуде. Четвѐртые -
человека за ритуальным
пиром.

История фресковой живописи - росписи по сырой штукатурке - в
Этрурии длилась с VII по III в. до н. э.
Переход в новый мир - это вечный пир. Так представляли себе
возвращение от смерти к новой жизни многие народы древности.
Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи
многих гробниц.
Сцена пира.Гробница Леопардов в Тарквиниях. Фреска.
V в. до н. э. Музей Виллы Джулиа, Рим.

В росписях Гробницы львиц представлена стремительная, бешеная
пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в
белых одеждах. Этруски, подобно египтянам, критянам и другим
восточным народам, различали в живописи мужское и женское тела
по цвечу. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг
другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищѐлкивают пальцами.
Тарквинии, Гробница Львиц.

Этруски не
разделяли
греческого идеала
красоты. Им
казались
привлекательными в
людях не некие
общие черты, а,
напротив,
неповторимые.
Погребальная урна со сценой
битвы Этеокла и Полиника.
Терракота. II в. до н. э.

Высшие достижения загадочного народа, культура которого
до сих пор в должной мере не понята, наследовали
практичные римляне: инженерное искусство, умение
строить дороги и города. Однако им не удалось
унаследовать их душу. Она хранилась глубоко в памяти
народов, населявших эту древнюю землю, возродившись
столетия спустя в гении Данте и Микеланджело
Химера. Бронзовая
статуя. V в. до н. э.

Примерно в V-III вв. до н. э. воинственный
Рим покорил долго и ожесточѐнно
сопротивлявшиеся этрусские города, и в них
расселились римские воины-ветераны. Этруски
понемногу до такой степени слились с римлянами,
что забыли свой язык.

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Презентация к уроку истории искусства п реподавателя Косяченко Н.С. Санкт-Петербург 2018

Этруски – древние европейские племена, жившие в III тысячелетии до нашей эры на территории Аппенинского полуострова. Они явились создателями цивилизации, на основании которой возникла римская государственность и культура.

Роспись центральной стены погребальной камеры в "Гробнице Охоты и рыбалки" в Тарквинии, (ок. 510 до н.э.) Уже в 8 веке до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и торговцы

Этруски строили города, среди которых порт Спина, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и другие. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки. Эту форму в последствии позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом. Города соединялись дорогами и мостами.

Ворота в Вольтерре. 3-2 в.в. до н.э.

Арка в Перудже. 3-2 в.в. д о н.э.

Этруски были язычниками, многобожниками. Но их религия мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти. Тиния. 250-300 до н.э. Бог неба, отождествлялся с Зевсом у древних греков и Юпитером у римлян

Туран - олицетворение любви и здоровья, отождествляется с греческой богиней Афродитой и римской Венерой - прародительницей

Турмс - этрусский Гермес – бог, связанный с погребальными ритуалами. Он сопровождал души мертвых в Аид.

Архитектура этрусков близка к греческой

Н о этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича

Этрусский храм стоит на подиуме (высоком постаменте), к колонаде портика ведет лестница

Этруски украшали храм раскрашенными терракотовыми рельефами и статуями

Аполлон Вейский. 550-520гг до н. э Автором статуи, вероятно, являлся скульптор Вулка - единственный из этрусских скульпторов, чьё имя известно на настоящий момент. Статуя являлась частью композиции, изображавшую Аполлона и Геракла, боровшихся за Керинейскую лань. Данная композиция располагалось на высоте 12 м на святилище Минервы в Портоначчо

Жилища этрусков имели осевую композицию, но были самой разнообразной планировки – от прямоугольных до круглых

Черветери. Италия. 500-600 гг. до н. э. Представление о жилищах этрусков дают сохранившиеся до наших дней гробницы.

Гробница Рельефов (4-3 в.в. до н.э.)– гробница семьи Матунас. Это одна из самых важных и известных гробниц, найденных в Этрурии. Рельефы гробницы окрашены в разные цвета, стены оштукатурены, а колонны облицованы. На стенах изображены предметы быта семьи.

Гробница Леопардов. 5 в. до н.э. Тарквинии Из росписей гробниц можно узнать многое из быта этрусков: костюм, утварь, мебель, традиции охот, пиров и состязаний, мифологические представления

Урна. V II в до н. э. Урна. V I в. до н. э. У этрусков рано развивается скульптура. Уже в V II – VI в.в. до н.э. имеют крышки с портретным изображением бюста покойного.

Погребальная урна. II в. до н. э. Погребальная урна. II в. до н. э.

II в. до н.э. Саркофаг из некрополя Бандитачча. VI в. до. н. э. Фигурами людей украшались и крышки саркофагов.

Этруски обжигали сосуды до черноты, поэтому они получили название « буккеронеро » - «черная земля». Эти сосуды полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц

Фигурный глиняный сосуд для туалетного масла в виде сфинкса из Фанагории. IV в до н. э Государственный Эрмитаж

Сосуд «Афродита». Конец V – начало IV века до н.э. Государственный Эрмитаж

Капитолийская волчица. V в. до н.э. Этруски преуспели в ювелирном деле, знали скань и филигрань, но особенно славились их бронзовое литье.

Этрусская женщина. Конец IV – начало III в. до н. э. Луций Юний Брут. 98-117 г.г. до н.э. Традиции этрусского искусства сказались на формировании и скусства Древнего Рима, под власть которого этруски попадают в IV в. до н.э.


Top