Как быть человеком чести. Какой поступок можно назвать бесчестным сочинение Сочинения по темам

Честь. Сколько всего в этом слове! Честь – это проявление таких качеств, как благородство, достоинство, порядочность. Также данное понятие означает сохранение доброго имени, репутации, причём и своих, и чужих. Не зря же несколько веков назад в порядке вещей были дуэли, пусть чаще всего и не одобряемые или даже запрещаемые властью. Дуэлянты защищали как собственную честь, так и достоинство, например, их возлюбленных. Кроме того, честь проявляется наряду с любовью к Родине и народу. Люди уважают тех, кто мужественно и героически защищал своё Отечество. Таким образом, у данного слова есть множество определений. Но вот кого можно назвать человеком чести?

«Береги платье снову, а честь смолоду», - данную пословицу в наставление произносит отец главного героя в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр Гринёв следует этому наказу. Он проигрывает деньги Зурину и отдаёт долг, несмотря на протесты Савельича и его заявления о возможности выкрутиться от выплаты. Позже Гринёв даёт присягу и остаётся верным ей даже в тот момент, когда может лишиться жизни. Герой не пытается обмануть других и спасти себя. Кроме того, Пётр Андреевич идёт на дуэль, чтобы защитить честь Маши Мироновой. А вот Швабрин поступает иначе: он оскорбляет свою «возлюбленную» и всех жителей крепости вообще, уходит на сторону врага, чтобы выжить, пытается оклеветать Гринёва. Таким образом, А.С.Пушкин в своём произведении представил читателям героев, поведение которых является ярким примером либо чести, либо бесчестия.

Вспомним роман Бориса Васильева «В списках не значился». Главный герой прибывает в Брестскую крепость как раз накануне войны. Его ещё не успели занести в списки части. У него была возможность уйти оттуда и воевать где-то за пределами. Но Николай Плужников не сделал этого и, кроме того, стал одним из последних защитников крепости. Он терпел неудачи, терял товарищей, но не сдавался окончательно. Лейтенант убивает своего бывшего товарища, который добровольно сдаётся немцам в плен. Когда выжившие в крепости солдаты хотят сбежать, Плужников не бросает свою возлюбленную, хотя его долго уговаривают, ведь Мирра - калека. В конце романа Николай остаётся вдвоём со старшиной. После того, как тот умирает, к герою переходит полковое знамя, которое он прячет. На десятом месяце войны враги находят лейтенанта. Он сдаётся лишь тогда, когда узнаёт, что фашисты были разбиты под Москвой. Немцы отдают выходящему из катакомб Плужникову высшие воинские почести. Они были поражены его мужеством и патриотизмом. Николай уходит из жизни с достоинством, так как он – настоящий человек чести.

Таким образом, хочу сделать вывод. Быть человеком чести – значит жить по законам совести и справедливости, выполняя свой моральный и народный долг.

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего... " Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Человек чести - это тот, кто в своей жизни ни разу не сделал ничего плохого. Он уверенно следует правилам и морали, чтобы сохранить чистым имя. Таких людей очень любят, ведь им можно поручить любое дело и быть абсолютно спокойным. Человек чести не способен сделать что-то ужасное. Он всегда стремится выполнить поручение, сохранить тайну или стать хорошим советчиком.

Таким людям легко живётся, ведь они всегда находят поддержку в обществе. Многие готовы помочь таким личностям, предложить им что-то интересное. Если бы только можно было всегда выбирать правильные поступки, то людей чести стало бы больше. Но не все готовы к таким жертвам, многие ставят богатство и желания выше имени. Это плохо не только для самого человека, но и для окружающих.

Заработать такую репутацию очень сложно. Для этого нужно постоянно думать и никогда не поступать наобум. Только правильное решение может быть логичным. Только оно ведёт к хорошим отношениям и взаимопомощи. Человек чести способен на многое, но он всегда смотри на своё чистое имя и старается его поддерживать, чтобы никогда не столкнуться с недоверием и презрением.

Ещё сочинения:

Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести человек принципов…

Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем,

И которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? Мне вспоминается случай, связанный с именем А. П. Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признает это.

“Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почетного академика”. А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Почему-то многие современные эстрадные “звезды” с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными прическами… (З)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших “звезд”: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

Но больше всего беспокоит реакция подростков. У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (б)Они-то все принимают за чистую монету. Они далеко не всегда понимают, что рассказы о “безбашенном” детстве, когда будущая “звезда” поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, – это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. Подросток не просто воспринимает информацию, он ее активным образом преобразовывает. Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? Посмотрите: я “свой”, такой же, как все. Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ерничанье: “Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак”, и надменное самолюбование. Но вот передача закончилась. Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? Какис семена он посеял в доверчивых сердцах? Кого он сделал лучше? Кого он направил на путь творческого созидания? Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого… И в этом недоуменном возмущении “поп-звезды” проявляется ее гражданская незрелость, ее человеческая “недообразованность”. А человек, который еще не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, ее вкусов и потребностей. Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поет.

Если искусство не зовет к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в “приятный полумрак”, если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое “искусство” обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

Сочинения по темам:

  1. Проблема чести, долга и человеческого достоинства тра-диционна для произведений русской литературы XIX века. Повесть “Капитанская дочка” – итог долгих размышлений...

Честь во все времена была неотъемлемой частью порядочного человека. Вспомним времена Российской империи, когда за малейшее слово, которое чисто теоретически могло омрачить честь мужчины, его оппонента ждала смертельная дуэль, из которой лишь один мог выйти победителем. И сразу на ум приходит Александр Сергеевич Пушкин. Великий русский писатель, будучи сильно обиженным на Дантеса, вызвал того на дуэль с целью защитить свою честь перед обществом. Но, увы, конец истории мы все знаем – Пушкина ранили и в скором времени он трагически скончался в своей постели от тяжелого пулевого ранения. А сложись ситуация иначе, сколько бы замечательных произведений оставил для потомков писатель и сколько радостных событий случилось бы в его жизни.

Человека без чести уже трудно назвать человеком в полном смысле этого слова. Лишившись этой черты своего характера, он навсегда остается непорядочным человеком в глазах окружающих его людей. С ним прерывают всякие контакты, уже никто не позовет его в гости, в конце концов, он остается наедине с самим с собой. Возможно, ему и удастся выбраться из этой ямы своими добропорядочными поступками, но случается такое не часто.

Человек чести - это тот, кто без раздумий бросится на помощь каждому, кто оказался в беде. Человек чести – это тот, кто не позволит плохо обходиться с собой и со своими близкими. Быть таким человеком почетно, такого человека везде примут и будут рады видеть в своем доме. Однако стоит понимать, что на плечи такого человека опускается еще и большая ответственность. Человеку чести ни на секунду нельзя проявлять слабость и малодушие. Стоит лишь оступиться, как злые языки тут же хватятся его всячески осуждать и саркастически смеяться.

В настоящее время молодые люди часто стали забывать об этом понятии. Нравы и нормы морали уже совсем не те, чтобы были раньше. Понятие чести для каждого свое. В жизни для всего должен быть некий баланс. Нельзя пользоваться одними лишь эмоциями, необходимо уважительно относится к людям и их рассуждениям. Но, вместе с тем, также нужно уметь отстаивать свои позиции, защищать принципы и стремления.

Человек чести ни за что не отступится от своих моральных принципов ради богатства и славы. Это человек непоколебимый с четкой и выстроенной жизненной позицией. Такой человек всегда готов ответить за свои слова и закончить любое начатое дело до самого конца.

Быть человеком чести трудно, но каждому из нас следует стремиться к этому, чтобы быть примером для своих детей и близких.

Сочинение 2

Человеком чести является тот, кто действует, исходя из высоких идеалов. Как правило, честь считается прерогативой людей военных и аристократии, для которых всегда особенно значимым было не утратить собственного достоинства. Тем не менее, эти сословия не обладают какой-либо монополией на честь и достоинство, эти качества доступны всем, но иметь и хранить их невероятно трудно, порой труднее, чем заработать и сохранить богатство.

Честь представляет собой понимание мира и отношение к нему согласно благородным воззрениям. Слово честь связано со словом честность, то есть отсутствие лжи, выражение правды. Пожалуй, в русском языке относительно слова честь следует даже использовать не слово правда, но говорить об истине.

Ведь нередко мы можем слышать: «у каждого своя правда», «у меня своя правда, у тебя - своя» или «пусть каждый останется при своем». Безусловно, не бывает чей-то правды, либо оба, либо кто-то один лжет. Тем не менее, бесчестные люди могут себе позволить подобные выражения, они считают возможным плюрализм мнений только для того чтобы обезопасить и уберечь себя от порицания, они позволяют существовать другим, в том числе и ложным взглядам, только чтобы иметь возможность на собственные безнаказанные ошибки или даже сознательную ложь и бесчестное поведение.

Конечно, человек чести никогда не станет подобным образом извращаться и выкрутасничать относительно собственных и чужих воззрение. Бесчестие во многом означает запутанность, человека который погряз в собственной лжи, заблуждениях или просто поисках собственной выгоды. В свою очередь честность является предельной ясностью.

Человеку чести многое понятно и ясно, так как он придерживается истины и все его действия и взгляды согласованы с истиной. Именно поэтому он не может поступить лживо, именно поэтому он в какой-то степени не имеет выбора, но выбирает всегда поступок по чести. При этом для него не всегда такое поведение выгодно или приносит почет, если он видит за собой неверные действия, то сам стремится порицать себя и никогда не будет врать о себе, чтобы избежать каких-то неприятностей.

Такое поведение может казаться трудным или даже неразумным для простых бесчестных людей. Однако, ведь такие люди, быть может, и проживут в комфорте, но никогда не узнают о том как действовать по чести.

Самой любимой и долгожданной порой для всех является весна. В это время все вокруг словно оживает после долгой зимней спячки. Солнышко появляется все чаще, а солнечные лучи светят ярче.


Top