Методические рекомендации по проведению подвижных игр для глухих и слабослышащих детей. Дидактические игры по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

  • Игры в слова
  • Игры с движениями
  • Игры на площадке
  • Игры в лесу и на поляне
  • Аттракционы
  • Игры на воде

ИГРЫ В СЛОВА

АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Ведущий предлагает играющим написать в алфавитном порядке в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в комнате. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным.

СОБЕРИ СТРОЧКУ

В конвертах - карточки из плотной бумаги. На них написаны слоги, из которых можно составить строчку песни или стихотворения (самый первый слог пишется с большой буквы). Все слоги перемешаны. Какие именно песни и стихотворения и в каких конвертах - неизвестно.

ПО АЛФАВИТУ

На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту. Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.

"ЛЕСТНИЦА"

Играющим предлагается буква, например, У. Под ней надо написать слово из двух букв, начинающееся на У, ниже - слово из трех, четырех букв и т.д. Выигрывает тот, кто в установленное время построит самую длинную "лестницу". Например:

У Ум Уха Узор Улица Упадок Удилище Упаковка Усталость Упражнение

СМОТРИ В КОРЕНЬ!

Придумать как можно больше слов с одним и тем же корнем за определенное время.

ГОРОДА-ГОРОДА

На листочке напишите название города так, чтобы буквы располагались в столбик. К каждой букве приписываем название города, в котором она стоит первой. Кто первым запишет города на все буквы, поднимает руку, и игра прекращается. По очереди читаем свои списки и зачеркиваем повторяющиеся города. Выигрывает тот, у кого в списке остается наибольшее количество городов. Например, вы записали название: Саратов. Далее можно выстроить такой ряд:

Сызрань Архангельск Рига Ашхабад Таллинн Оренбург Владивосток

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

ВСЕ РАВНО СОБЬЕТЕСЬ!

Сидя на стуле, надо делать круги рукой и ногой одновременно, но в разные стороны. Скорость постепенно увеличивается.

ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ

Старинная народная игра. Играющие становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга - водящий. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10-15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся их ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры.

Одного из играющих назначают "охотником". Все остальные - "белки". "Охотник" ловит "белок". Ловит он их только тогда, когда они находятся на земле. Если "белка" взбирается на дерево, т.е. на любой деревянный предмет (ветку, скамейку, щепку), то ловить ее нельзя. "Белка", которую поймает "охотник", сменяет его.

САЛКИ В ДВА КРУГА

Участники игры образуют два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу водящего они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются задеть игроков внешнего круга таким образом, чтобы последние не успели присесть раньше, чем их заденут. Те игроки, которых задели, встают во внутренний круг, игра возобновляется. Игра заканчивается, когда во внешнем круге остается 2-3 игрока.

"ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ"

Взяв в обе руки по мячу, участник одновременно ударяет ими о землю так, чтобы мяч, брошенный левой рукой, поймать правой и наоборот.

КОМИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ

Два стула, ножки которых служат воротами, ставят на расстоянии 5-8 метров. Играют два человека. Их задача: со связанными ногами загнать в ворота противника волейбольный мяч.

"МУШКА" Старинная русская народная игра

В землю вбивают кол, на него вешают "мушку". Играющие с определенного расстояния бросают биту, стараясь ударить по колу так, чтобы "мушка" улетела возможно дальше. Побеждает тот, у кого "мушка" улетела дальше всех.

ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ

Участники делятся на команды по 6-8 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу ведущего первый играющий каждой команды поворачивается кругом, после чего второй игрок берет его за пояс и они повторяют поворот вдвоем, затем поворачиваются втроем и т.д. Игра заканчивается, когда последний игрок одной из команд выполнит поворот. Эта команда объявляется победительницей.

ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Расположившись на поляне, участники игры рассчитываются на первый-второй и делятся на пары. Ведущий, вручив первым номерам какой-нибудь предмет: мячик, кусок коры, отмеченную краской шишку, - уводит их с поляны на 200-300 метров. Там они прячут свои предметы и вместе с ведущим возвращаются на поляну, заметив путь по лесным ориентирам. Первый номер сообщает своему напарнику (второму номеру) место расположения предмета и путь следования до него. По общей команде вторые номера отправляются на поиск спрятанных предметов. Выигрывает та пара игрокой, второй номер которой быстрее остальных найдет спрятанный предмет и принесет его. Можно повторить игру, поменяв игроков в парах ролями.

"СЛЕДОПЫТЫ"

Двое водящих уходят в глубь леса, оставляя за собой условные знаки: стрелки, кусочки бумаги и т.п. Пока один ставит знаки, другой следит, чтобы они были достаточно заметными. Отойдя от остальных на 100-150 метров, они прячутся. Оставшиеся игроки устремляются на поиски. Они должны обнаружить расставленные знаки (собрать их, чтобы не сорить в лесу). Знаки приводят к месту, где надо найти и поймать спрятавшихся (они не должны убегать от своего последнего знака дальше чем на 20 шагов).

"КОЛОБОК" (БОЛГАРИЯ)

Игроки делятся на две команды и строятся в колонны. Приседают, обхватывают руками колени - это и есть "колобок". Перед каждой командой на расстоянии 10 шагов - воткнутый в землю флажок. После сигнала "Вперед!" первые в колонне "колобки" начинают "катиться" к флажкам, огибают их и возвращаются каждый в конец своей колонны. После возвращения первого в путь отправляется второй "колобок", потом - третий и т.д. Выигрывает та команда, которая первой закончит соревнование.

НАЙТИ ФЛАЖКИ

Ребята, собравшись на поляне, садятся в кружок лицом друг к другу, а руководитель уходит в лес и прячет в радиусе ста метров 10 флажков. Вернувшись на поляну, руководитель подает сигнал, по которому ребята разбегаются искать флажки. Через 5 минут руководитель свистит в свисток. По этому сигналу участники снова собираются вместе. Выигрывает тот, кто оказался лучшим следопытом и обнаружил больше всего флажков.

АТТРАКЦИОНЫ

ПОДВИЖНАЯ МИШЕНЬ

Доска длиной 2-3 метра кладется одним концом на стул или скамейку, другим концом - на землю. Играющий получает мяч и становится в 5-8 шагах от доски. Ведущий пускает по доске кольцо. В это времы нужно бросить мяч так, чтобы он успел пролететь через движущееся кольцо. Каждому играющему разрешается делать три попытки.

БЛИЗКО, А ВЗЯТЬ НЕЛЕГКО!

На стул кладут яблоко или конфету - это приз тому, кто сумеет его взять. А взять нелегко: помощники ведущего держат за концы шнур с петлей посередине. Петля большая, но ее могут затянуть, как только кто-нибудьсунет в нее руку. При этом условии далеко не всякий сумеет взять приз и успеет вынуть руку из петли, пока она не затянулась.

Играть могут от двух до десяти человек. Ведущий предлагает игрокам взять правой рукой нос, а левой рукой - правое ухо; затем левой рукой - нос, а правой - левое ухо. Делать это надо все быстрее и быстрее. Побеждает тот, кто меньше допустит ошибок.

"ТРОПА АЛЬПИНИСТОВ"

В руке игрока - ракетка с шариком на ней. Задача: подняться на стол с помощью табуретки и сойти без посторонней помощи, пройти по лежащемум бревну или планке. На всем пути шарик ронять нельзя.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Двое игроков (это могут быть ребенок и взрослый) в воде по пояс становятся друг за другом на расстоянии 0,7-0,8 м, ноги - на ширине плеч. Один из игроков, взяв в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом мяч передается в обратном направлении.

Ребята становятся парами, лицом друг к другу, на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 4-5 раз. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.

"ЗЕРКАЛЬЦЕ"

Держась за руки, ребята стоят в кругу. Ведущий внутри круга выполняет какое-либо движение (присесть, встать на одну ногу, выдохнуть в воду и т.д.). Опустив руки, дети должны повторить это движение за ведущим.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

МЯЧ-САЛКА

Перед началом игры ребята встают по кругу на глубине по пояс или по грудь, а водящий с волейбольным мячом выходит на середину. По команде руководителя водящий старается осалить игроков мячом. Тот, в кого летит мяч, быстро погружается в воду. Игрок, не успевший это сделать и осаленный мячом, сменяет водящего. Если играют больше десяти человек, можно выбрать двух влдящих.

"ПОЕЗД В ТУННЕЛЕ"

Играющие изображают "поезд": они становятся друг за другом, положив руки на пояс впередистоящему. "Поезд" медленно двигается вперед. Двое ребят, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют "туннель". Чтобы "проехать через туннель", играющие поочередно погружаются с головой в воду. После того как "поезд" пройдет через "туннель", игроки, изображающие "туннель", пристраиваются к концу "поезда". Двое играющих, стоящих первыми, отделяются от "поезда" и образуют новый "туннель".

ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

"ВСАДНИКИ"

Ребята разбиваются на пары. Один в паре изображает коня, а другой - всадника. "Всадники" садятся на плечи "коней" и выстраиваются друг против друга по грудь в воде. Затем по сигналу судьи сближаются и начинают "бой", во время которого "всадники" стараются сбросить друг друга с "коней". После этого участники меняются ролями и игра продолжается. ("Кони" участия в борьбе не принимают.) Для борьбы можно применить веревку - "всадники" берутся за ее концы. В этом случае каждый "всадник" тянет веревку на себя и пытается сбросить соперника в воду.

"ОХОТНИКИ" И "УТКИ"

Играющие делятся на две команды. Они образуют на воде два круга на глубине выше плеч. Игроки внешнего круга называются "охотниками", а внутреннего - "утками". "Охотники", перебрасывая мяч друг другу, стараются при удобном случае осалить им "уток". Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания "утка" покидает круг. Через некоторое время ребята меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая за определенное время осалить большее количество игроков.

ЗАЩИТИ ТОВАРИЩА

Все игроки входят в воду и встают в круг, в центре которого друг за другом стоят два игрока. Задача состоит в том, чтобы, отбивая мяч руками и головой, постараться "подстрелить" игрока, который прячется за спиной товарища, защищающего его. Игрок, сумевший послать мяч точно в цель, сменяет стоящего впереди защитника. Тот занимает место сзади. "Выбитый" занимает место в общем кругу. Победа в игре - на стороне того, кому удалось дольше продержаться в центре круга.

ПЕРЕПРАВА ДУНОВЕНИЯ

Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздает всем по чистому сухому листу бумаги. По сигналу играющие входят в воду и плывут к лодке или флажку, являющемуся ориентиром (20-30 м от берега), а затем возвращаются обратно. Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой лист. По правилам игры нельзя мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего.

БОРЬБА ЗА МЯЧ

Играющие выстраиваются в две шеренги и входят в воду. Ведущий бросает мяч, а участники игры стараются овладеть им и передать игроку своей команды; другая же команда старается перехватить мяч. Побеждают те игроки, которые дольше владели мячом. Держать мяч в руках можно не более трех секунд.

Не всегда люди вовремя обращают внимание на такую проблему как снижение слуха. Такое явление в основном происходит безболезненно. Поэтому оно не вызывает никаких действий со стороны человека. А зря. Ведь часто это приводит к необратимым последствиям.

Полная потеря слуха называется глухотой, частичная – тугоухостью. Много курсовых работ посвящены этой проблеме и методам лечения. Лучше всего постараться предотвратить болезнь, чем потом её лечить. Как известно лечение требует больших затрат сил, времени и денег. Профилактика нарушения слуха должна начаться при начальных этапах выявления признаков нарастающей болезни. Причиной могут быть врожденные или приобретенные факторы. В первом случае будущая мама должна следить за своим здоровьем еще тщательнее.

Профилактика нарушений слуха должна быть постоянной. К ней следует приступать как можно раньше. Для профилактики врожденного нарушения слуха будущей матери нужно:

  • следить за состоянием своего здоровья;
  • регулярно ходить на осмотры и посещать доктора;
  • избегать переохлаждений, вовремя лечится;
  • не допускать чрезмерных нагрузок;
  • не следует прибегать к самолечению;
  • следить за личной гигиеной, при необходимости использовать ватные палочки для очистки серы.
  • вести здоровый образ жизни (зож).

Здоровый образ жизни очень важен. Организм привыкает к правильным привычкам и может лучше бороться с попавшей в него инфекцией. Для будущей мамы и её ребенка это особенно актуально.

Для профилактики приобретенного нарушения слуха следует:

  • предупреждать инфекционные заболевания. При их возникновении незамедлительно обращаться к доктору и сразу их лечить;
  • соблюдать режим дня;
  • проходить плановую вакцинацию;
  • повышение иммунитета организма;
  • после выздоровления некоторое время дать возможность организму восстановится. Чередовать нагрузки с отдыхом;
  • проводить воспитательные работы с ребенком. Следить за тем, чтобы он не дрался с другими детьми;
  • по возможности предупреждать большие звуковые нагрузки, избегать шума;
  • регулярно посещать лора, а также невропатолога;
  • следить за личной гигиеной с раннего возраста;
  • осторожно принимать лекарственные препараты и таблетки.

Следить за ребенком в первую очередь должны родители. Кроме того, это могут делать воспитатели или учителя. С детства ребенка нужно прививать к здоровому образу жизни, гигиене, походу в поликлинику. Состояние ушей и глаз нужно проверять в клинике.

Следует следить за состоянием и здоровьем ребенка. Большую угрозу составляют заболевания носа и горла. При обнаружении аденоидов и полипов их необходимо вовремя удалять, так как они приводят к заболеванию слухового аппарата.

Ребёнку с нарушенным слухом сложнее выполнять обычные движения, соблюдать определенную ритмичность. Кроме того, ему довольно сложно в психологическом плане. Жизнь не кажется ему такой простой и легкой уже с детских лет. Часто у дошкольников развивается такой синдром как вербализм.

Слабослышащий ребенок должен компенсировать свои недостатки за счет развития других органов чувств.

Социальная адаптация детей с нарушением слуха происходит с помощью их общения в коллективе. Она чрезвычайно важна. Воспитатели и родители должны следить, чтобы ребенок не чувствовал себя обособленным или неполноценным.

Немаловажную роль в этом процессе играют развивающие игры. При правильном их проведении ребенку проще освоиться в коллективе, он быстрее развивается, играя со сверстниками. При этом важно, чтобы во время развивающих игр дети хорошо видели инструктора. Дети должны следить за его мимикой и жестами. Правила игр должны быть понятны всем без исключения. Об этом должен позаботиться сопровождающий.

Развивающие игры

Игры чрезвычайно важны. В таком интересном процессе дети узнают о значениях различных предметов и вещей. Их развитие происходит быстрее. С помощью тактильных ощущений происходит их знакомство с внешним миром.

В естественной обстановке дети дошкольного возраста учат новые слова, тем саамы улучшают уровень речи.

Существуют разные игры для детей с нарушением слуха. Они могут быть как подвижными, так и сидячими. Основной их целью есть развитие внимания, быстроты реакции. Физкультурно-спортивный комплекс упражнений укрепляет физическое здоровье дошкольников. При этом, важно помнить, о технике безопасности.

Подвижные игры для детей

Командная игра: Ведущий предлагает детям слова. Игроки должны составить из его букв новое. Побеждает так команда, которая придумает большее количество новых слов. Игра способствует развитию словарного запаса.

Игра со скакалкой: Детям раздается инвентарь в виде скакалки. По заданию ведущего они должны изобразить любой предмет, например ёлку, колобка, речку. Выигрывает тот, кто лучше всех справится с этой задачей.

Мячик: Игроки должны образовать круг. Ведущий должен находиться в центре и бросать вверх мяч, называя любое имя. Ребенок с названным именем должен словить мячик. Если этого не произошло — он становится ведущим. Игра на внимание и память.

Игра с баскетбольными мячами: Присутствуют две команды игроков. Они должны стать по кругу. При этом игроки каждой команды чередуются. Два мяча находятся в разных концах у двух игроков, противоположно друг другу. По команде мячи передаются из рук в руки по кругу. Суть заключается в том, чтобы один мяч догнал второй. В игре также присутствует зрительный контакт между участниками.

Фломастеры: Эта игра развивает восприятия цветов, командные качества, творческие способности. В середине помещения должны находиться фломастеры или карандаши разных цветов. Дети должны по очереди собрать каждый цвет. После чего может быть дано дополнительное задание, такое как, нарисовать рисунок или сложить фигурку.

Важно помнить о технике безопасности.

Чтобы вербализм не развивался у дошкольников играть в игры нужно постоянно. Во-первых, это помогает развитию координации, внимания, памяти ребенка. Во-вторых, социализация проходит гораздо быстрее. Кроме быстрых и подвижных игр, существуют более размеренные и спокойные. Они нацелены на развитие внимания, памяти, на улучшение слуха и зрения. Ведущий сопровождает детей и помогает им.

Настольные игры для детей с нарушениями слуха


При проведении любых подобных мероприятий необходимо поощрять инициативу маленьких воспитанников. Занятия должны проходить в приятной и расслабляющей обстановке. Важно, чтобы все участники чувствовали себя задействованными. Необходимо уделять должное внимание всем.

Со временем дети могут сами выбирать наиболее понравившуюся им игру. Для достижения наилучшего результата занятия должны проводиться регулярно.

Основные причины

Существует множество причин, которые могут привести к ухудшению слуха. К основным можно отнести:


Обычно симптомы длятся длительное время до того момента, когда слух начинает падать. Сначала человек начинает включать музыку и телевизор немного громче, часто просит своего собеседника повторить сказанное. После этого он может сам громче говорить. Ему может казаться, что вокруг все шепчутся и говорят непонятные вещи.

Часто возбудителями болезни являются вирусы, инфекции и вредные микроорганизмы. При болезнях верхних дыхательных путей не стоит заниматься самолечением. Необходимо сразу обращаться к опытному доктору. При подобных симптомах следует обратиться к грамотному отоларингологу. Врач при комплексной проверке поставит четкий диагноз и назначит лечение.

Реабилитация детей с нарушением слуха должна проходить под присмотром опытного специалиста.

Поэтому главное не затягивать с визитом к врачу. Предупреждение болезней подарит легкость и спокойствие. А своевременное лечение способно предотвратить множество нежелательных последствий. Чтобы в будущем никогда не носить слуховой аппарат нужно заботиться о здоровье с ранних лет.

Очень важно, пробудить интерес дошкольников. Для этого нужно подумать о том, как сделать игру действительно интересной и увлекательной для всех. Игровой процесс должен проходить незаметно, но результативно. В ребятах должно проснуться желание, приходить ещё.

Дидактические игры на развитие мышления

Дидактические игры на развитие мышления дошкольников с нарушенным слухом


Развитие наглядно – действенного мышления

Помоги кукле

Цель.

Анализировать условия практической задачи; использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается. Учить называть игрушки, подбирать к игрушкам соответствующую табличку.

Оборудование. Игрушки: юла, мяч, машина, кукла, стул, палка, значки с изображением игрушек: юла, мяч, машина.

Речевой материал. Привет, игрушки, кукла, юла, мяч, машина, стул, палка, что там? Где игрушки? Упали, как достать мяч? Машина – далеко, как её достать? Думали хорошо, молодцы!

Ход игры . В гости к детям приходит кукла. Она приветствует детей и подаёт рюкзачок. Педагог спрашивает: ""Что там?"" Кукла отвечает: ""Игрушки""

Педагог открывает рюкзачок и достаёт из него таблички. Дети вместе с педагогом читают таблички ""Юла, мяч, машина"". Педагог спрашивает куклу: ""Где игрушки?" Кукла показывает жестом ""Упали! "" Педагог предлагает детям найти игрушки. Малыши находят на столе юлу. Кукла, помогая детям, показывает на полку, где лежит мяч. Педагог спрашивает детей: "" Как достать мяч? "". Подпрыгивая, дети пытаются достать мяч.

Чтобы малыши догадались использовать стул, педагог, показывая жестом, даёт детям понять, что нужно встать повыше. Дети достают мяч с помощью стула. Машину находят под шкафом. Педагог помогает проанализировать условия игры. ""Машина – далеко. Как достать? "" (показывает жестом длинный предмет). Дети достают машину с помощью длинной палки.

Кукла хвалит детей: ""Думали хорошо. Молодцы! c и дарит детям значки с изображением игрушек.

Собери фрукты

Цель игры . Учить решать двухфазовые задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; Называть фрукты, подбирая соответствующую табличку, сопряжённо проговаривать названия фруктов; понимать слово с обобщающим значением ""Фрукты""

Оборудование . Корзинка, муляжи фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, банан, палка, стул, таблички с названиями фруктов, игрушка-ёж.

Речевой материал. Привет, ёж, стул, палка, фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан.

Ход игры. К детям приходит ёж и приносит корзинку с фруктами. После приветствия, ёж подаёт педагогу корзинку, и она как бы ""случайно"" падает на пол. Все фрукты из корзинки рассыпаются под шкаф. Педагог предлагает детям собрать фрукты. Чтобы достать фрукты, дети должны снять со шкафа палки, используя для этого стул. Педагог следит за тем, чтобы малыши не забыли о конечном результате и достали фрукты палкой.

Когда все фрукты собраны, детям предлагают назвать их. Затем педагог объясняет значение обобщающего слова ""Фрукты"" и даёт оценку действиям детей.

Достань, что лежит в трубке

Цель. Продолжать развивать умение решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; узнавать овощи в силуэтном изображении и называть их, подкладывая к табличкам; понимать слово с обобщающим значением ""Овощи ""

Оборудование. Воздушный шар (надутый), бумажная трубка, силуэты

овощей (вырезанные из бумаги), стул, палка.

Речевой материал. Шар, трубка, стул, бумага, овощи, лук, морковь, свёкла, картофель, капуста, помидор.

Ход занятия. На стене висит воздушный шар (так, что, стоя на полу, ребёнок не может достать его). К шарику привязана бумажная трубка (в трубке лежат скомканные силуэты овощей). Чтобы достать шарик с трубкой, дети должны использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание детей на конечной цели, показывая жестами (что нужно сделать, чтобы достать шарик рукой). Педагог помогает детям осознать промежуточную цель – освободить стул и снять ящик со строительным материалом. После того, как дети с помощью стула достают шарик с трубкой, педагог предлагает выдуть из трубки бумагу, скомканную в комочки. Дети выдувают комочки бумаги, разворачивают и рассматривают.

Каждый ребёнок должен узнать овощ, глядя на силуэт, найти табличку, соответствующую этому овощу и назвать его. Затем педагог, показывая на овощи, делает обобщение: ""Это овощи"" и даёт оценку действиям детей.

Надуем шары

Цель. Вызвать у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждать к поиску причины нарушения; создавать интерес к устранению причины; закрепить название основных цветов: синий, жёлтый, красный, зелёный, обозначая их табличкой.

Оборудование. Семь воздушных шаров разных по цвету (один шар – с дырочкой), верёвочки.

Речевой материал. Шар, дырочка, почему? Какой по цвету шар? Верно.

Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и дети будут с ними играть. Надувает шар полностью, завязывает и кладёт на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у детей, почему шар спускается, побуждая их найти причину. Вызывает ребёнка и подставляет его руку к тому месту шара, откуда выходит воздух, помогает найти дырочку. Педагог предлагает каждому ребёнку удостовериться откуда выходит воздух. Открывается дверь и младший воспитатель вносит связку надутых шаров. Педагог раздаёт детям шары, предварительно спрашивая: «Какой по цвету шар?» Затем даёт оценку деятельности детей.

Привези машину

Цель. Продолжать учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи; закрепить название мебели; называть предметы мебели по обобщающему слову.

Оборудование . Машина с петлёй, экран, мелкие игрушки (мебель), тесьма.

Речевой материал. Машина, привези, мебель, стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло.

Ход игры . На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребёнка находится машина с петлёй. Через неё свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребёнок может легко достать их. Для подтягивания машины надо использовать оба конца одновременно. На машине лежат маленькие игрушки (мебель). Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и потянуть к себе машину. Если ребёнок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и машина останется на месте. Педагог предлагает нескольким детям привезти машину. Если тесьма вытягивается за один конец, то педагог продевает её в петлю за экраном. Важно, чтобы дети убедились, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить детям возможность несколько раз пытаться достичь цели. Когда дети не могут выполнить задание, то педагог медленно показывает им. После того, когда дети усвоили способ решения задачи, педагог предлагает выгрузить из машины ""мебель"" и назвать все предметы мебели. Даётся оценка деятельности детей.

Наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть предмет путём подкладывания таблички с его названием.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением игрушек из 2-6 частей, игрушки (кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида, будем собирать картинку.

Ход игры. Перед ребёнком на столе лежит картинка с изображением игрушки, например куклы, которая называется словом и предъявлением таблички с её названием, разрезная картинка с изображением этой же игрушки. Педагог предлагает ребёнку по образцу сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка будет сложена, педагог выкладывает перед ребёнком две таблички, одна из которых обозначает название сложенной картинки-куклы, и просит её найти и подложить к картинке. В случае затруднения педагог оказывает ребёнку помощь в нахождении парной таблички.

«Сделай целое»

Цель. Продолжать формировать у детей представление о предмете в целом. Учить соотносить образ представления с образом реального предмета. Действовать путём примеривания. Обогащать словарный запас детей названиями одежды.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением одежды с разной конфигурацией разреза, предметы одежды, соответствующие изображению на картинках (майка, платье, рубашка, шорты, шапка, юбка), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, майка, платье, рубашка, шорты, юбка, что это?

Ход игры. 1 вариант. Перед ребёнком на столе лежит разрезная картинка с изображением хорошо знакомого предмета одежды, например платья. Ему предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка сложена, педагог выкладывает перед ребёнком 2-3 предмета одежды: один, изображённый на разрезной картинке, а другие посторонние. Ребёнок должен выбрать тот предмет, который сложил. Предмет называется словом и с предъявлением таблички.

2 вариант. Перед ребёнком раскладывают 3-4 части одной картинки, например, рубашки, и одну часть другой картинки, например майки, и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (рубашку и майку), которые он сравнивает с изображением, находит нужный и называет при помощи таблички, которую находит сам или самостоятельно.

«Нарисуй целое»

Цель. Продолжать учить детей разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т.е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета. Формировать потребность использовать в речи знакомый словарь.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем рисовать, что ты нарисовал?, я нарисовал

Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми разрезные картинки, и просит нарисовать целую картинку, не складывая её. Дети рисуют, а затем называют предмет, который нарисовали. После этого педагог просит сложить картинку, снова её нарисовать и назвать самостоятельно.

«Достань самолёт»

Цель. Учить детей решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации. Уметь понимать слово с обобщающим значением «транспорт».

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нём самолёт. На некотором расстоянии от шкафа стоит стул, возле него лежат игрушки, отображающие транспорт (машина, поезд, автобус, пароход). В центре мальчик, у него удивлённый вид, он не знает, как достать самолёт. Таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Это картина, что это?, шкаф, стул, самолёт, машина, поезд, автобус, пароход, кто это?, мальчик, это транспорт.

Ход игры. Педагог вносит картинку и предлагает детям её рассмотреть, побуждая называть изображённые предметы. Затем обращает внимание на мальчика и просит показать, как он может достать самолёт. Если дети затрудняются показать, педагог говорит и показывает соответствующими жестами: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он самолёт не достанет. Что ему поможет достать самолёт?» При необходимости можно создать реальную ситуацию, отображающую сюжет картинки, и попросить одного из детей достать самолёт и положить возле других игрушек, отображающих транспорт. После выполненного действия показать картинку и предложить другому ребёнку показать и сказать, как мальчик достанет самолёт. По окончании рассказа, педагог обводящим движением руки обращает внимание детей на предметы на полу, вносит табличку с обобщающим значением «транспорт» и знакомит с ней детей (дети прочитывают её хором и индивидуально).

«Угадай, о чём я рассказала»

Цель. Узнавать овощи и фрукты по словесному (или письменному) описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Расширять словарный запас детей названиями признаков и свойств предметов.

Оборудование. Мешочек из плотной ткани, муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, яблоко), схемы (пиктограммы), отображающие признаки и свойства овощей и фруктов, таблички с описанием элементов пиктограммы.

Речевой материал. Там овощи и фрукты, что это?, огурец, помидор, лимон, яблоко, будем отгадывать загадку, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он достаёт из мешочка овощи и фрукты, дети называют их. Педагог говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о каком овоще или фрукте в ней говорится. После этого вносит текст загадки (таблички с описанием признаков и свойств овоща или фрукта) и нарисованные схемы (пиктограммы), читает её, привлекая к прочитыванию и детей. Например: «Жёлтый, овальный, кислый, растёт в саду, с ним пьют чай». Текст читается медленно, делая паузу на каждом свойстве предмета и обращая внимание на схемы. Когда загадка будет отгадана, детям можно предложить попробовать фрукт или чай с лимоном. Затем педагог переставляет предметы на столе и даёт описание другого предмета. Например: «Красный, круглый, сладкий, растёт в огороде, его кладут в борщ, салат» и т.д.

Логическое мышление

«Найди в мешочке то, о чём говорится в загадке»

Цель. Описывать предмет самостоятельно (или с помощью табличек), используя опорные схемы (пиктограммы). Отгадывать закодированный предмет путём тактильно-двигательного восприятия. Уметь классифицировать предметы на основе выделения обобщающего слова. Обогащать словарный запас самостоятельной речи по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование. Мешочек с разными предметами, среди которых огурец и слива, схемы (пиктограммы), таблички с описанием элементов пиктограммы (загадки).

Речевой материал. Будем играть, будем думать, будем читать, что это?, найди, огурец, слива, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Педагог вносит мешочек с предметами и говорит, что надо найти в нём то, о чём говорится в загадке. Приглашает ребёнка к столу и выставляет на наборное полотно схему (пиктограмму). Затем указывает на каждый элемент пиктограммы, ребёнок называет признак самостоятельно (или находит табличку с описанием этого признака на другом наборном полотне, например, «Зелёный, овальный, растёт в огороде, его кладут в салат»). Когда весь текст будет найден, читает загадку, думает, о чём в ней говорится, подходит к мешочку и, ощупывая каждый предмет, находит тот, о котором говорится в загадке, достаёт его и называет. Игра повторяется с другими пиктограммами и другими детьми.

Игра-кроссворд «Где живут животные?»

Цель. Развивать воображение, соединяя части в представлении в целостный образ животного. Развивать элементы логического мышления умением соотносить цифру на карточке с номером вертикальной строки в кроссворде. Работать по развитию самостоятельной речи в пределах данной темы. Обучать грамоте.

Оборудование. Таблица кроссворда, карточки с изображением частей животного (например, образ белки изображён ушками, лапками, хвостом), набор букв, соответствующих названиям животных, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем отгадывать кроссворд, зебра, попугай, жираф, волк, слон, лиса, белка, дикие животные, зоопарк.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на таблицу кроссворда и предлагает прочитать название игры «Где живут животные?». Затем раздаёт детям карточки с изображением частей животного и объясняет правила игры.

Узнать животное и назвать его;

Составить название животного из букв у себя на планшете;

Соотнести цифру на карточке с номером вертикальной строки на кроссворде;

Вписать название животного в таблицу кроссворда.

Когда все слова с названием животных будут вписаны детьми в таблицу кроссворда, педагог обращает внимание детей на ключевое слово под номером 8 и читает вместе с детьми «зоопарк». Подводится итог игры: «Дикие животные живут в зоопарке».

«Кто дома?».

Цель. Развивать элементы логического мышления, внимание умением соотносить буквы с различными значками, составляя слова. Закрепить название членов семьи.

Оборудование. Наборное полотно в виде дома, картинки с изображением членов семьи, карточки с закодированными словами, таблица со значками, обозначающими буквы, ручки, бумага, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Что это?, дом, кто это?, бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, семья.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на наборное полотно в виде дома, где в одном из окон дети видят бабушку (картинка). В остальных окнах находятся карточки с закодированными словами. Педагог раздаёт детям карточки и просит отгадать закодированное слово, обращая при этом внимание на таблицу со значками. Когда дети отгадают слова и напишут их на бумаге, то находят соответствующие картинки с изображением членов семьи, называют и помещают в свободные окна. В конце педагог задаёт вопрос: «Кто дома?». Дети отвечают на вопрос, называя всех членов семьи.

Какой по цвету?

Цель. Развивать элементы логического мышления. Активизировать фразовую речь детей.

Оборудование. Муляжи овощей и фруктов, карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов, набор цветных вкладок, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Красный помидор, зелёный огурец, коричневый картофель, жёлтый лимон, оранжевый апельсин, будем играть.

Ход игры. На доске закреплены картонные карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов (помидор, огурец, картофель, лимон, апельсин), на столе педагога лежат цветные вкладки (красного, зелёного, жёлтого, оранжевого, коричневого цвета). Педагог достаёт яркую коробку, в которой находятся муляжи овощей и фруктов.

Педагог: Там овощи и фрукты. Будем играть в игру «Какой по цвету?»

Вызывается один ребёнок. Педагог завязывает ему глаза, достаёт из коробки помидор и предлагает его ребёнку для ощупывания. Задача ребёнка состоит в том, чтобы на ощупь определить предмет, выделить в качестве его основного признака цвет и назвать его (не называя сам предмет).

После ощупывания педагог прячет предмет в мешочек. Снимает повязку с глаз ребёнка и спрашивает: Какой по цвету?

Ребёнок: Красный.

Педагог: Возьми красный цвет.

Ребёнок берёт со стола вкладку красного цвета, находит среди силуэтов овощей и фруктов, закреплённых на доске, тот овощ или фрукт, который, по его мнению, имеет красный цвет (в данном случае это помидор). Затем вставляет вкладку в карман, «раскрашивая» предмет.

Педагог: Что это? И предлагает ребёнку составить с помощью табличек фразу: «Это красный помидор», и прочитать её. Затем просит ребёнка достать из мешочка спрятанный предмет и сравнит его с «раскрашенным» овощем. В конце даёт оценку работе ребёнка: «Верно. Одинаково. Ты думал хорошо».

Это задание педагог предлагает выполнить каждому ребёнку с другими предметами.

Угадай животное

Цель. Развивать элементы логического мышления через умение задавать вопросы, отвечать на них. Закрепить навыки владения фразовой речью.

Оборудование. Шапочки-наголовники с изображением: утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа. Он вызывает одного ребёнка и предлагает ему закрыть глаза. На голову ребёнка надевается наголовник с изображением одного из животных. Ребёнок не знает кто он. С помощью наводящих вопросов, обращённых к детям, он пытается выяснить кто он.

Первым в игру вступает воспитатель. На нём наголовник утки. Он задаёт детям вопросы.

Воспитатель: Где живёт?

Первый ребёнок: Живёт около дома.

Воспитатель: Где спит?

Второй ребёнок: спит в сарае.

Воспитатель: Что ест?

Третий ребёнок: Ест зерно.

Педагог: Хорошо плавает.

Воспитатель: Я знаю. Я утка.

Дети: Да, да.

Воспитатель демонстрирует, как ходит утка. Таким же образом каждый из детей должен угадать, кто он и изобразить животное.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарат, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухoгo или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на ею здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться и частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требую особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать, эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два мо­мента:

Дети должны хорошо видеть движения губ. мимику, жесты

говорящего.

Припоказе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевою общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Игры

Игра: «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания. Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится па три юны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие, бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Игра: «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот. кто «напечатает» больше слов.

Игра: «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, пря­моугольники).

Инструкция. Поигровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты:

1. Собрать только круги (цент не имеет точения).

2. Собрать треугольники красного цвета..

3.Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указании

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а за тем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Игра: «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

Играющие должны воспроизвести несколько движений в
заданной последовательности.

Ведущий называет животное, пишу, насекомое или рыбу,
а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Игра: «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков - 10-12. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1.5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

Игра: «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются, но кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую. победительнице присуждают очко.

Методические указания

Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
очков.

Игра: «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его. то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно
представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя. а
вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Игра: «Цветные палочки»

Цель: распитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят липом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданною цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты:

1.Собираются пеночки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2.Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3.Командное исполнение заданного или самостоятельно при­думанного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

Игра: «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12. что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например I I часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим цифр - заданий.


Варианты игры

Играющие рассчитываются на 1 -12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, цифру «пять» игрок или
игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят
название месяца:

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки,
соответствующие номеру «6». хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1 -7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

Игра: «Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок - слева правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания, ведущим игроков.

Игра: «В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.). обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты:

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в
шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по
перетягиванию каната.

2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют (физические
упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» - сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. Взале устанавливаются скамейки в наклонном положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Екатерина Юрьевна МУКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected] © Александр Владимирович КАРВАЦКИЙ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры,

e-mail: [email protected]

Представлены особенности двигательной сферы глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста, показана взаимосвязь между состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора, выявлено влияние подвижных игр на глухих слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста; двигательная активность; тестирование координационных способностей; подвижные игры.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости.

Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития детей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих детей:

Недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

Относительная замедленность овладения двигательными навыками;

Трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

Относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

Замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

Отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, пе-реключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

Отставание в развитии жизненно важных физических способностей - скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков .

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, т. к. они реализуются на дефектной ос-

нове сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам .

При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений.

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз (0,9 %), языка (2,7 %), акта жевания (0,3 %), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства неслышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций .

Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигательные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом движений, скоростными качествами.

В игровой деятельности, где требуется комплексное проявление скоростных качеств, самое большое отставание от слышащих школьников по уровню развития быстроты наблюдается в младшем и частично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгучесть, мышечная сила у них на 20-60 % ниже. Поэтому именно эти качества и координационные способности нужно развивать в младшем и среднем школьном возрасте .

В жизни ребенка с нарушенным слухом огромную роль отводится подвижным играм, т. к. они являются основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время .

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.

Игра как ведущая линия развития ребенка с нарушением слуха обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности, - в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение, в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети младшего школьного возраста с нарушением слуха вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение .

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, пре-

имущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, т. к. слово длительное время было закреплено за одним предметом.

Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на специальных занятиях, где предусмотрено обучение подвижной игре.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слабослышащих и глухих детей.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слабослышащего ребенка. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слабослышащего ребенка .

Потеря слуха на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со слуховой патологией ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма .

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изме-

нениям. Отмечено, что при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности детей и подростков, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе с использованием основных спортивных движений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект.

Целью исследования явилось изучение влияния подвижных игр на глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:

Изучить отечественный и зарубежный опыт, использования подвижных игр в реабилитации глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Выявить влияние подвижных игр на развитие и совершенствование движений глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе ТОГБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Рассказова» в период с сентября 2011 г. по апрель 2012 г. В эксперименте принимали участие 6 детей (2 девочки и 4 мальчика) в возрасте 7-8 лет.

На первом этапе (сентябрь 2011 г.) определялось общее направление исследова-

ния, выделялась и уточнялась проблема. Проводился анализ данных научно-методической литературы по вопросам использования подвижных игр в реабилитации глухих и слабослышащих детей 7-8 лет.

Второй этап исследования (сентябрь

2011 г. - март 2012 г.) подбирались игры для глухих и слабослышащих детей 7-8 лет, а также непосредственное проведение занятий. Определялось влияние подвижных игр на глухих и слабослышащих детей.

2012 г.) выражался в обработке и интерпретации результатов исследования.

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе: на поляне, игровой площадке, в лесу, на пляже, в воде и т. п. .

Игровой метод широко используется в физическом воспитании глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста. При этом подвижные игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности глухих и слабослышащих детей. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, т. е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей .

Естественно, что в группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двига-

тельным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами. Тем не менее, все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим формам двигательной активности, т. к. она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения .

По количественному составу участников подвижные игры могут быть индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый ребенок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию.

Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Так, дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Салки», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам» и др.) .

Младший школьный возраст - это и период совершенствования речевого аппарата. Многие дети с нарушениями в развитии -глухие и слабослышащие, имеют серьезные речевые нарушения: неверные звукопроиз-ношение и фонематическое восприятие, малый словарный запас, неумение передавать свои мысли, что приводит к затруднению в общении, снижению интеллектуальных возможностей. Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т. п. полезно для коррекции речи.

Для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Отсутствие нормальных контактов со сверстниками, вызванное дефектом, незрелость эмоциональной и волевой сфер, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизнен-

ных ситуациях, нереализованная потребность в признании и самоутверждении - все это отчетливые признаки социально-психической дезадаптации. Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развивать у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество внимания, зву-копроговаривания, они помогают также освоению элементарных математических представлений и т. п., т. е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей .

Организация подвижных игр глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях летнего оздоровительного лагеря имеет свои особенности, которые, прежде всего, обусловлены составом отдыхающих, характеризующимся:

Большим возрастным диапазоном;

Разными формами патологии и, следовательно, разными медицинскими показаниями и противопоказаниями к тем или иным физическим упражнениям;

Разным состоянием сохранных функций;

Разным уровнем двигательного опыта, развития физических и психомоторных качеств;

Разным отношением к двигательной активности, в т. ч. к подвижным играм;

Наличием здоровых детей, родителей, помощников.

Указанные особенности должны учитываться при организации и проведении подвижных игр для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста .

Наши исследования показали, что игра создает благоприятные условия для развития и совершенствования движений глухих и слабослышащих детей, а также в ходе игры совершенствуется моторное развитие ребенка.

В ходе исследования применялись тесты для оценки координационных способностей; тесты для определения способности к комплексной реакции; тесты для оценки статического равновесия.

В результате исследований был получен материал, характеризующий в численном вы-

ражении результаты эксперимента (табл. 1). Таким образом, можно проследить динамику тестирования.

До эксперимента (сентябрь 2011 г.) результаты теста метания теннисного мяча на дальность ведущей рукой (из положения сидя ноги врозь) составлял в среднем 7,5 м и

5.3 м неведущей рукой у мальчиков и 4,7 м ведущей рукой и 4 м неведущей рукой у девочек, что соответствует неудовлетворительной оценке.

После эксперимента (апрель 2012 г.) средние показатели результата теста метания теннисного мяча на дальность (из положения сидя) для мальчиков составлял 8,9 м ведущей рукой и 6,3 м - неведущей рукой. Для девочек аналогичные показатели составили 5,8 и 5,1 м соответственно. Средняя разница между результатами после и до эксперимента у мальчиков составила: для ведущей руки -

1.4 м и для неведущей руки - 1 м, у девочек и для ведущей, и для неведущей руки разница составила 1,1 м.

Средний результат теста «Падение палки» и для мальчиков, и для девочек составил 150 см, что соответствует неудовлетворительной оценке. Данные результаты характеризуют низкую реакцию. После эксперимента средний результат для мальчиков составил 170 см. Результат является удовлетворительным, но оценивается как низкий. Для девочек - 155 см. Данные результаты характеризуют улучшение реакции. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила - 20 см, а у девочек -10 см.

Результат теста «Отпускание палки» для мальчиков до эксперимента (сентябрь 2011 г.) в среднем составлял 43,6 см. После эксперимента (апрель 2012 г.) - 25,2 см. У девочек средние результаты составляли до эксперимента (сентябрь 2011 г.) 47,5 см, после эксперимента (апрель 2012 г.) 37,1 см. Как видно из динамики экспериментальных данных произошло улучшение реакции как у мальчиков, так и у девочек. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила 18,3 см, у девочек -

Таблица 1

Динамика показателей тестов оценки координационных способностей глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста

Пол Возраст До эксперимента (сентябрь 2011 г.) После эксперимента (апрель 2012 г.) Д, м До эксперимента (сентябрь 2011 г.) После эксперимента (апрель 2012 г.) Д, м

Метание теннисного мяча на дальность ведущей рукой (из положения сидя ноги врозь), м Метание теннисного мяча на дальность неведущей рукой (из положения сидя ноги врозь), м

Д 7 4,2 5,3 1,1 3,8 4,8 1

Д 8 5,1 6,2 1,1 4,2 5,4 1,2

М 7 7 8,3 1,3 4,7 5,5 0,8

М 7 5,2 6,2 1 4,4 5,3 0,9

М 8 9,6 11,1 1,5 6,1 7,1 1

М 8 8,3 10 1,7 5,9 7,3 1,4

Падение палки, см Опускание палки, см

Д 7 - 150 53,3 45 8,3

Д 8 150 160 10 41,7 29,2 12,5

М 7 150 160 10 36,7 10,8 25,9

М 7 150 150 0 45 27,5 17,5

М 8 150 160 10 39,2 22,5 16,7

М 8 150 170 20 53,3 40 13,3

Стойка на одной ноге, с Стойка на одной ноге на планке, с

Д 7 0,34 0,55 0,21 1,56 2,11 0,21

Д 8 0,71 0,97 0,26 3,09 5,8 0,26

М 7 1,07 1,26 0,19 6,56 8,59 0,19

М 7 0,51 0,97 0,46 1,69 2,06 0,46

М 8 1,42 1,58 0,16 6,34 11,82 0,16

М 8 0,85 1,08 0,23 3,85 8,45 0,23

Средние результаты теста «Стойка на одной ноге» для мальчиков до эксперимента составляли (сентябрь 2011 г.) 0,96 с. После эксперимента (апрель 2012 г.) 1,22 с. Для девочек до эксперимента (сентябрь 2011 г.) результаты составляли 0,53 с, после эксперимента (апрель 2012 г.) - 0,76 с. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила 0,26 с, у девочек - 0,24 с. Результаты пробы характеризуются положительной динамикой, что указывает на улучшение статического равновесия.

До эксперимента (сентябрь 2011 г.) средние результаты «Стойка на одной ноге на планке» для мальчиков составляли 4,61 с, после эксперимента (апрель 2012 г.) - 7,73 с. До эксперимента для девочек средние результаты составили 2,33 с, после эксперимента 3,96 с. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила - 3,12, у девочек - 1,63 с. Улучшение результатов «Стойка на одной ноге на планке» свидетельствует об улучшении статического равновесия.

Подводя итог по результатам тестов, можно сказать, что все тесты имели положительную динамику. Таким образом, подвижные игры удовлетворяют естественную потребность в эмоциях, движении и являются прекрасным средством самовыражения детей с нарушением слуха.

Целенаправленное применение подвижных игр способно развивать у глухих и слабослышащих детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество внимания, стимулирует развитие физических и психомоторных способностей детей с проблемами слуха. Кроме того, подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции глухих и слабослышащих детей в общество здоровых сверстников.

1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. Л.В. Шапковой. М., 2002.

3. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. М., 2009.

4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001.

5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М., 1998.

6. Репринцева Г. И. Играют младшие школьники. Ярославль, 1991.

7. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Развитие и воспитание в играх. М., 2010.

8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. М., 1994.

9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2003.

10. Матвеев В.Ф. Коллективные творческие игры и их классификация // Начальная школа. 1984. № 1.

11. Игры - обучение, тренинг, досуг... / под ред. В.В. Петрусинского // Книги 1-7. М., 1998.

12. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2001.

Поступила в редакцию 5.10.2012 г.

MOVEMENT GAMES AS MEANS OF DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE INTEGRATION

Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

Aleksander Vladimirovich KARVATSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

The features of motor areas of the deaf and hard of hearing children of primary school age the relationship between the state of the motor analyzer, the degree of functional activity of the vestibular apparatus is shown, impact of mobile games in the back of hearing children of primary school age revealed.

Key words: deaf and hard of hearing children of primary school age; physical activity; testing of coordination abilities; outdoor games.


Top