Я пришел с тобой договориться. «Я пришел договориться» («Доктор Стрэндж»)

Для очередного конвейерного проекта «кинематографической вселенной Marvel», «Доктор Стрэндж» начинается как самый настоящий мистический триллер по типу «Багровых рек». Но недолго будет длиться образованный в вашем сознании иллюзорный обман, быстро превращающийся в визуальной красоты экшен. Начальная боевая сцена с участием главного антагониста Кецилия в исполнении блистательного Мадса Миккельсена, не только задаёт новый тон, разительно отличающийся от прошлых фильмов «вселенной», но и дабы приготовиться к дальнейшим сюрпризам, позволяет взглянуть на происходящее с другой стороны. Продемонстрировав затравку в виде чудного сюрреализма и необычной магии, авторы знакомят нас с доктором - Доктором Стивеном Стрэнджем.

Как несложно догадаться, протагонист профессиональный врач, способный принять на себя практически любую трудоёмкую операцию. История персонажа одна из интереснейших у Marvel. За максимально короткий период времени, основные сценаристы Джон Спэйтс («Прометей»), С. Роберт Каргилл («Синистер») и режиссёр Скотт Дерриксон («День, когда Земля остановилась»), успевают показать детальный характер Стрэнджа, который выделяется высокомерием, самолюбием, внушительной самооценкой, хамоватостью, вспыльчивостью и, судя по всему, исключительной верой - верой в себя. Да, возможно Стрэндж атеист. Также он не лишён музыкального вкуса и знает многих исполнителей, начиная от классики, заканчивая рэпом и RnB, что очень удачно отображается в весьма забавных и неглупых шутках, подкреплённых бестактным чувством юмора героя. Про такого персонажа как Стивен Стрэндж, во многих моментах хочется сказать, что он свой парень - человечный и делающий ошибки.

После аварии, в которую на личном спорткаре угодил Стивен, его отношение к жизни остаётся таким же - одухотворяющим, в меру саркастичным, и нисколько не меняющимся, местами положение лишь усугубляется вполне заслуженной злобой на мир... мир, в котором он уже не может быть профессиональным нейрохирургом в связи с полученными травмами. Стрэндж, по наводке другого врача находит человека, - Джонатана, которого он когда-то отказался оперировать, думая, что тот безнадёжен. Джонатан указывает на одно духовно-магическое место - Камар-Тадж, предлагающее безграничные возможности и открывающее тайны разума. С этого начинаются судьбоносные события. Бенедикт Камбербэтч превосходно справился со своей ролью, не настоять на том, что это его лучшее перевоплощение, и что играет он на исходе сил и таланта, но ему веришь.

Конечно, никуда не делась тема любви, ведь Marvel иначе не могут. Рэйчел МакАдамс в этом плане, отлично подошла на роль возлюбленной Стрэнджа. Любовная линия в кои-то веки не выглядит отчасти нелепой или наигранной, она походит на искренность, а не на мимолётный интерес. Персонажи давно друг друга знают, когда-то они уже встречались, но с произошедшими событиями, их чувства пробуждаются снова. Всё хорошо и не искусственно, а главное, ничего не отвлекает от центровой сюжетной тропинки.

Картинка, оформление и графика, могут показаться самыми красивыми из фильмов «кинематографической вселенной Marvel». Преображающиеся потусторонние миры, работа с выдумкой и воображением, носят по-настоящему гипнотизирующий эффект. Прям сказка! А вот с магией и её применением всё не так восторженно, хотя она тоже смотрится замечательно. Обучение Стивена довольно стандартно, а некоторые вещи порой, сделаны немного абсурдно, из разряда - «брось не умеющего плавать в воду и он поплывёт». К сожалению, подобный подход не слишком уместен. Но если не думать о различных глупостях или таких условностях, то придирок к сценарной основе и поступкам персонажей нет. Не обошлось в «Докторе Стрэндже» и без драматичных эпизодов, тот случай, когда драмой от Marvel проникаешься ввиду хорошо проработанных и не раздражающих действующих лиц.

Музыкальная часть от Майкла Джаккино вроде добротна, но добротна она потому что у прошлых картин, даже при наличии именитых композиторов, не было запоминающихся треков, тут их тоже нет, просто в этот раз они лучше, чем ранее. Боевые сцены бодрые - всё сочно. Оператор Бен Дэвис («Пипец», «Стражи Галактики», «Мстители: Эра Альтрона») словно сам обладает магическими способностями - экшен под управлением его камеры в разы преображается.

«Галлюциногенная магия с психотропным воздействием» - именно так можно описать весь беспредел, что творится в «Докторе Стрэндже». Кажется, будто бы в лучшие минуты хронометража, создатели демонстрируют нам чей-то сон - нереальный и триповый. К сожалению, не вся лента пропитана трипом, но для первого захода сойдёт - всё равно аналогов нет.

В фильме по комиксам Marvel, который вышел на экраны в октябре, у Камбербэтча роль супергероя. Доктор Стрэндж – нейрохирург, который после страшной аварии утратил возможность заниматься любимым делом. Отправившись в путешествие в поисках исцеления, он обнаруживает в себе чудо-способности к трансформации пространства и времени. И становится связующим звеном между параллельными измерениями и борцом со злом…

По сюжету доктор Стрэндж приходит к злодею Дормамму, чтобы убедить его оставить нашу планету в покое. И произносит фразу: «Я пришел договориться». Она-то и стала главной шуткой интернета.

Сеть наводнили рисунки, фото и видео, в которых самым разнообразным образом обыгрывается эта реплика. Чаще всего ее используют в контексте переговоров с родителями и учителями. И, по отзывам пользователей, эффект от этого конструктивного посыла просто потрясающий!

«Ничего ты не знаешь, Джон Сноу!» («Игра престолов»)

Об этом постоянно напоминала герою его возлюбленная Игритт, каждый раз вкладывая в эту фразу новый смысл в зависимости от контекста. Чем породила волну самых неимоверных издевательств над героем в интернете. «Ну, по крайней мере, я красавчик…» – парирует Джон на одном из фото. И с этим трудно не согласиться!

«Нельзя просто так взять и…» («Властелин колец»)

В фильме эта фраза вложена в уста Боромира. Когда собирается совет, чтобы решить судьбу кольца всевластия, тот говорит, что нельзя просто так взять и отнести кольцо в Мордор – дескать, это очень опасная и вообще провальная затея. Оказывается, в нашей нефэнтезийной реальности тоже полно дел, которые сопоставимы с этой авантюрой по трудновыполнимости. А главное, «Нельзя просто так взять и просто так взять», вот в чем штука!

«Я тоже люблю рисковать» («Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»)

В одной из сцен знаменитой комедии суперагент Остин Пауэрс садится играть в карты со злодеем. Тот говорит, что любит рисковать, на что Пауэрс отвечает, что тоже не может жить без риска. И тут же проигрывает. Когда фильм вышел на экраны, реплика осталось без должного внимания, но спустя 15 лет в сети появился скриншот с ухмыляющимся Пауэрсом и фразой «Я тоже люблю рисковать» и тут же стал хитом, породив множество вариаций. Этот мем до сих пор используют, чтобы указать кому-нибудь на чрезмерную самоуверенность.

«А теперь ты приходишь и говоришь…» («Крестный отец»)

В фильме есть сцена: Вито Корлеоне отчитывает могильщика, который пришел к нему с просьбой покарать оправданных судом людей, обидевших его дочь. На свою просьбу тот получает ответ: «Ты нашел в Америке рай: у тебя хорошо шел бизнес, тебя защищала полиция, и тебе не нужны были такие друзья, как я. А теперь ты приходишь и говоришь: «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость”. Но ты не просишь с уважением, не предлагаешь дружбы. Тебе и в голову не пришло назвать меня крестным. Нет, ты приходишь в мой дом в день свадьбы моей дочери и просишь меня об убийстве за деньги». Фраза «А теперь ты приходишь и говоришь…» приобрела у интеренет-юмористов огромную популярность: ею сопровождаются, например, просьбы вынести мусор или сообщить, который час. Этот мем лишний раз напоминает: если просишь о том, чего тебе не должны, делать это нужно вежливо и с уважением, о какой бы ерунде ни шла речь.

Для очередного конвейерного проекта «кинематографической вселенной Marvel», «Доктор Стрэндж» начинается как самый настоящий мистический триллер по типу «Багровых рек». Но недолго будет длиться образованный в вашем сознании иллюзорный обман, быстро превращающийся в визуальной красоты экшен. Начальная боевая сцена с участием главного антагониста Кецилия в исполнении блистательного Мадса Миккельсена, не только задаёт новый тон, разительно отличающийся от прошлых фильмов «вселенной», но и дабы приготовиться к дальнейшим сюрпризам, позволяет взглянуть на происходящее с другой стороны. Продемонстрировав затравку в виде чудного сюрреализма и необычной магии, авторы знакомят нас с доктором - Доктором Стивеном Стрэнджем.

Как несложно догадаться, протагонист профессиональный врач, способный принять на себя практически любую трудоёмкую операцию. История персонажа одна из интереснейших у Marvel. За максимально короткий период времени, основные сценаристы Джон Спэйтс («Прометей»), С. Роберт Каргилл («Синистер») и режиссёр Скотт Дерриксон («День, когда Земля остановилась»), успевают показать детальный характер Стрэнджа, который выделяется высокомерием, самолюбием, внушительной самооценкой, хамоватостью, вспыльчивостью и, судя по всему, исключительной верой - верой в себя. Да, возможно Стрэндж атеист. Также он не лишён музыкального вкуса и знает многих исполнителей, начиная от классики, заканчивая рэпом и RnB, что очень удачно отображается в весьма забавных и неглупых шутках, подкреплённых бестактным чувством юмора героя. Про такого персонажа как Стивен Стрэндж, во многих моментах хочется сказать, что он свой парень - человечный и делающий ошибки.

После аварии, в которую на личном спорткаре угодил Стивен, его отношение к жизни остаётся таким же - одухотворяющим, в меру саркастичным, и нисколько не меняющимся, местами положение лишь усугубляется вполне заслуженной злобой на мир... мир, в котором он уже не может быть профессиональным нейрохирургом в связи с полученными травмами. Стрэндж, по наводке другого врача находит человека, - Джонатана, которого он когда-то отказался оперировать, думая, что тот безнадёжен. Джонатан указывает на одно духовно-магическое место - Камар-Тадж, предлагающее безграничные возможности и открывающее тайны разума. С этого начинаются судьбоносные события. Бенедикт Камбербэтч превосходно справился со своей ролью, не настоять на том, что это его лучшее перевоплощение, и что играет он на исходе сил и таланта, но ему веришь.

Конечно, никуда не делась тема любви, ведь Marvel иначе не могут. Рэйчел МакАдамс в этом плане, отлично подошла на роль возлюбленной Стрэнджа. Любовная линия в кои-то веки не выглядит отчасти нелепой или наигранной, она походит на искренность, а не на мимолётный интерес. Персонажи давно друг друга знают, когда-то они уже встречались, но с произошедшими событиями, их чувства пробуждаются снова. Всё хорошо и не искусственно, а главное, ничего не отвлекает от центровой сюжетной тропинки.

Картинка, оформление и графика, могут показаться самыми красивыми из фильмов «кинематографической вселенной Marvel». Преображающиеся потусторонние миры, работа с выдумкой и воображением, носят по-настоящему гипнотизирующий эффект. Прям сказка! А вот с магией и её применением всё не так восторженно, хотя она тоже смотрится замечательно. Обучение Стивена довольно стандартно, а некоторые вещи порой, сделаны немного абсурдно, из разряда - «брось не умеющего плавать в воду и он поплывёт». К сожалению, подобный подход не слишком уместен. Но если не думать о различных глупостях или таких условностях, то придирок к сценарной основе и поступкам персонажей нет. Не обошлось в «Докторе Стрэндже» и без драматичных эпизодов, тот случай, когда драмой от Marvel проникаешься ввиду хорошо проработанных и не раздражающих действующих лиц.

Музыкальная часть от Майкла Джаккино вроде добротна, но добротна она потому что у прошлых картин, даже при наличии именитых композиторов, не было запоминающихся треков, тут их тоже нет, просто в этот раз они лучше, чем ранее. Боевые сцены бодрые - всё сочно. Оператор Бен Дэвис («Пипец», «Стражи Галактики», «Мстители: Эра Альтрона») словно сам обладает магическими способностями - экшен под управлением его камеры в разы преображается.

«Галлюциногенная магия с психотропным воздействием» - именно так можно описать весь беспредел, что творится в «Докторе Стрэндже». Кажется, будто бы в лучшие минуты хронометража, создатели демонстрируют нам чей-то сон - нереальный и триповый. К сожалению, не вся лента пропитана трипом, но для первого захода сойдёт - всё равно аналогов нет.


Top