Галерея отличным видом центр города французский собор. Собор парижской богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа.

В Собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари я попал самостоятельно на второй день пребывания в . После того как прошелся с гидом по чреву Парижа и залез на башню Монпарнас.

Знаменитый Нотр дам де Пари находится на острове Сите, недалеко от самого центра города. Самый центр – это площадь Согласия, Лувр и парк Тюильри. Башни Собора Парижской богоматери хорошо просматриваются, стоит лишь выйти из парка в направлении Сены и перейти на другую сторону реки, поэтому прогуляться до него не заблудившись, не представляет никакой трудности.

Встретил меня облачным небом над собой и огромным количеством туристов, как возле собора, так и в нем самом. Перед Собором Парижской богоматери находится небольшая мощеная площадь, на которой можно присесть и полюбоваться легендарной достопримечательностью города.

Перед входом в французы придумали развлекательный аттракцион для туристов. В цементных плитах на земле находится медный диск, став, в центре которого нужно обернуться вокруг своей оси, загадать желание и оставить монетку. Парижане говорят, что оно обязательно сбудется, что до моего мнения так это всего лишь один из честных способов отъема денег как говорил незабвенный О. Бендер.

Главным католическим храмом во все времена и поныне считается и по сей день. В нем проходили коронации, свадьбы и похороны королевских особ. Его воспел в своем бессмертном произведении В.Гюго. И именно в нем хранятся подлинные христианские реликвии. Там же самый большой колокол и самый большой орган Франции.

Собор – действующий храм, в нем идут службы и совершаются обряды. Купив билет, можно зайти внутрь собора, сделать фотографии и послушать мессу. Снаружи гораздо интереснее, чем внутри. Внутри он скромен, как и все католические храмы. Но снаружи обилие элементов архитектурного декора и статуй библейской тематики делает это место достаточно любопытным.

Лично на меня он не произвел колоссального впечатления после архитектурных изысков Италии. И на мой взгляд ежедневное обилие туристов превращает этот романо-готический собор в бездуховное вместилище для страждущих взглянуть на историческую реликвию города. Но побывать в нем, сделать фотографии и погулять по красивым улочкам острова Сите бесспорно стоит.

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи


Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.


По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.


Горгульи Нотр-Дама

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.


Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама

Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.


Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения


Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.


Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой

В Париже несколько сотен церквей, но есть такие, которые мы знаем чуть-ди не с детства. Про Собор Парижской богоматери нам рассказал Виктор Гюго, про церковь Святой Женевьевы мы читали у Александра Дюма, а Сен-Сюльпис стал центром действий в ромене «Код да Винчи». Мы выбрали для вас 10 самых известных и самых красивых церквей Парижа, которые стоит посетить.

Cобор Парижской Богоматери

Базилика Сакре-Кёр

Собор Святого Людовика (Собор Дома инвалидов)

Cathédrale Saint-Louis-des-Invalides – часть большого архитектурного памятника, изначально построенного как пансионат для ветеранов войны. В 1676 году военный министр Франции предложил добавить собор к этому комплексу. Храм был открыт в 1679 году. В нем на ежедневной мессе обязывались присутствовать все солдаты, содержащиеся в .

Собор Святого Людовика – единственный из всех французских храмов, постоянно украшенный национальными флагами. По древней традиции, сюда также привозили знамена поверженных врагов.

Адрес: 129 Rue de Grenelle, 75007.

Станция метро: Varenne, La Tour-Maubourg, École Militaire, Saint-François-Xavier.

В любой стране можно насчитать несколько знаменитых и известных на весь мир зданий и сооружений, являющихся ее визитной карточкой. И, конечно, Франция, не исключение: французские замки, прекрасные мосты, прекрасные памятники и величайшие храмы – все это о ней. Сегодня, мы расскажем об самых красивых соборах и церквях Франции.

Или «Sainte Chapelle» в Париже . Эта изумительная французская часовня стоит на острове Сите. Величественное сооружение всегда вызвало восторг и восхищение любого, кто его когда-либо видел, а в период средневековья капеллу называли - «врата в рай». Века спустя, великий французский писатель Андре Моруа назвал Сент-Шапель - «подлинным чудом готического искусства». Не изменилось мнение о ней и сегодня, туристы приходят в изумление, увидев красоту этого сооружения. Даже несмотря на то, что часовня окружена не совсем позитивными, с точки зрения энергетики, зданиями: рядом стоит Дворец Правосудия и тюрьма «Консьержери», которые тоже монументальны и величественны, лишь часовня – пробуждает приятные эмоции. Часовня Сент-Шапель строилась по приказу французского короля Людовика Девятого, он, по политическим соображениям, нуждался в том, чтобы все французы убедились в его исключительности и в том, что он достоин стать Божьим избранником на престоле. Людовик приобрел уникальные реликвии христианства в Константинополе, они стоили баснословных денег, поэтому понадобилась достойная капелла для их хранения. Этими реликвиями стали: терновый венец Иисуса Христа и несколько щепок от его креста. Получилось так, что реликвии обошлись королю в три раза дороже, чем было потрачено денег на строительство Сент-Шапель. Это было в 1248 году. Узнать о тех событиях можно, посетив часовню, и рассмотрев ее изумительные витражи, на которых прописана тема перенесения христианских святынь, и этот сюжет центральный, как и сцена «Тайной вечери» и некоторые другие сюжеты из Библии. Эти темы прослеживаются в сотне малых элементов «готической розы». В давние времена верхняя часовня была местом молитв членов французской королевской семьи, в нижней – молились слуги и простолюдины, но сегодня, туристы могут изучить все уголки капеллы. Здание часовни было сильно повреждено в период Французской революции, но его восстановили, по чудом уцелевшим, старинным чертежам. Только вот священные реликвии тут теперь отсутствуют, о давнем нахождении здесь тернового венца сегодня напоминают только каменные шипы, украшающие колокольни. Чтобы прочувствовать средневековую атмосферу этой часовни, рекомендуем прийти сюда на концерт классической органной музыки, тут они периодически проводятся.

Или «Basilique Notre-Dame de Fourvière» в Лионе . Здание лионской базилики Нотр-Дам де Фурвьер, многие назовут вычурным или эклектичным, что немудрено из-за смешения нескольких стилей: классицизма, неоготики, неовизантийского. Но по словам архитектора, создававшего базилику, Пьера Боссана: разве что-то в этом мире может быть слишком хорошо Царицы Небесной!? Базилика расположилась на высоком холме Фурвьер, а окружают ее, древнеримские театры. Величественное здание базилики, украшенное ажурными башенками, зубчатыми кружевными стенами, было построено в конце девятнадцатого века. Его видно почти из любой точки города Лиона. Особенно оно выигрышно смотрится, когда освещенная ярким солнцем позолоченная статуя Богородицы, на башне-капелле, начинает светиться, словно посылая благословение всем жителям и гостям Лиона. Благодаря своим четырем башням, церковь похожа на крепость, и этот архитектурный прием был придуман Боссаном неспроста: он считал, что вера в Бога должна защищать любого человека не хуже цитадели. Строительство базилики Нотр-Дам де Фурвьер на холме Фурвьер, который с давних пор был известен, как место силы, было вызвано порывом благодарных жителей Лиона. На этом холме они возносили молитвы к Деве Марии в 1643 году, об избавлении города от чумы, молились в 1870 году о божественной защите города от вторжения грозной армии Бисмарка. И молитвы помогли! За это, лионцы и возвели красивейшую церковь, вобравшую все самое лучшее из достижений мировой архитектуры. Интерьеры базилики Нотр-Дам де Фурвьер не менее великолепны, ведь входя сюда, думаешь, что попал в какой-то иллюзорный мир: солнце, пробиваясь сквозь многочисленные витражи, отражается миллионами разноцветных лучиков, освещая великолепные мозаики, изящную лепнину, изумительную роспись, прекрасные скульптуры. Подняться на этот холм, можно на фуникулере.

Или «Cathédrale Notre-Dame des Doms d"Av» в Авиньоне . Французский город Авиньон, стоящий на скале над Роной, издавна известный, как «Город пап», из-за того, что семьдесят лет в нем проживали Папы Римские, еще известен и как «Город-крепость», из-за своих неприступных фортификаций, окружающих поселение. На территории Авиньона, раньше было расположено двадцать мужских и пятнадцать женских монастырей, закрепивших за городом еще одно звание – французский «Город колоколов и церквей». Конечно, многие из них давно превратились в руины или стерты с лица земли, другие – используют в иных целях, но прекрасный собор Нотр-Дам-де-Дом, так же, как и восемьсот лет назад, гордо высится над городом, восхищая своей красотой всех проходящих мимо. Авиньонский кафедральный собор входит в единый ансамбль с Папским дворцом и древнейшим мостом Сен-Бенезе, обрывающимся посредине реки. Монументальность старинной церкви, которую венчает интересный купол в романском стиле, на котором вместо креста находится громадная статуя Девы Марии, покрытая позолотой. Этот католический храм больше похож на вавилонский зиккурат, тем не менее, в свое время, он нес функции римского Собора Святого Петра, представляя из себя кафедру Верховного понтифика. Вообще, название Кафедрального собора Нотр-Дам-де-Дом, можно перевести «Дом епископа». Собор возводили не на пустом месте: раньше, уже в четвертом веке, тут стояла древняя базилика, где и размещался епископ, но ее в восьмом веке разрушили сарацины. А к жизни она возродилась лишь в середине двенадцатого столетия. Статую Девы Марии, весящую четыре с половиной тонны, водрузили на здание в 1859 году.

Или «Église Saint-Michel» в Дижоне . Это эклектичное здание, построенное из светло-серого песчаника, впечатляющее днем, но становящееся неотразимым на закате солнца, когда стены его начинают излучать необычное розовое свечение, величественное и в то же время утонченное, привлекает туристов своим сказочным внешним видом. Оно похоже на сказочный замок, с высокими неприступными башнями и каменными куполами. Церковь стоит неподалеку от роскошного Дворца герцогов. Ее возвели в 889 году. Сначала это была скромная деревянная часовенка, которая с ростом числа прихожан, уже не могла вмещать всех желающих, и тогда, в 1020 году, настоятелем было принято решение о возведении большой каменной церкви. Нынешнее здание церкви Сен-Мишель, с великолепными резными порталами, изображающими сцены из Библии, знаменитых мифических героев, строилось в период с 1497 по 1529 годы. А возникла подобная необходимость из-за такого случая, произошедшего в 1430 году: одна женщина, живущая в Монако, купила у торговца реликвиями из разграбленных старинных храмов и гробниц, старинную дароносицу. Вернувшись домой, женщина начала рассматривать свою покупку и обратила внимание, что на дне дароносицы, имеются остатки «гостии» - это постный хлеб, используемый при причастии. Она решила соскрести его ножом, но лишь дотронувшись до хлеба, увидела, что оттуда потекла кровь, которая потом высохла, но оставила след в виде изображения Иисуса Христа на троне. Удивленная дама, отправилась за консультацией к священнику, он взял эту «гостию» и послал Папе Римскому Евгению Четвертому, а тот подарил реликвию герцогу Бургундскому. Таким образом, «гостия» оказалась во французском городе Дижоне. А чтобы эту бесценную вещь было где хранить, начали возводить величественный собор, на деньги богатых жителей города. Это было в 1497 году. Здание воплотило черты стиля ренессанс и «пламенеющей» готики. В 1529 году, эту церковь освятили. К сожалению, три столетия спустя «гостия» исчезла с лица земли, став еще одной жертвой Великой французской революции, а собор утратил сакральное значение. Но память о великой христианской реликвии, осталась в средневековой литературе и на витражах католических соборов Бургундии. Но, утратив сакральную ценность, церковь Сен-Мишель не утратила своего величия, до сих пор восхищая всех, кто ее видит впервые.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Reims» в городе Реймсе . Реймсcкий собор – прекрасное и величественное здание, сумел при своих монументальных размерах остаться изящным и утонченным. В этом католическом храме Реймса все грандиозно, но, тем не менее, тонко. Нотр-Дам начали возводить еще в 401 году, а в 1210 году, он сгорел в страшном пожаре. Уже через несколько месяцев храм начали строить заново, ведь иначе было нельзя, так как в одиннадцатом веке появилась традиция короновать там на правление королей Франции. В соборе Реймса были коронованы практически все французские монархи. Потрясающе красивый собор радует своей прелестью туристов и по сей день: его ажурная и изящная внешность – эталон готической архитектуры, подчеркнутый интересным скульптурным убранством, модным в ту эпоху. Лишь одно здание фасада Реймсского собора начитывает две тысячи триста фигур, из них выделяется величественная галерея из пятидесяти шести фигур французских королей. Средневековый шедевр не так уж и далек от эстетики современного искусства: если вы зайдете в центральную часовню, то обратите внимание на интересный витраж, его в двадцатом веке разработал известный художник Марк Шагал. Тут изображено распятие Иисуса Христа и жертвоприношение Исаака.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Chartres» в городе Шартре . Французский провинциальный город Шартр, расположен в восьмидесяти километрах от Парижа, именно там и находится французская «Библия в камне» и одна из красивейших церквей мира - Собор Нотр-Дам. Этот готический монументальный храм, был построен всего за тридцать лет и прошел процедуру освящения в 1260 году, с тех пор, он практически не видоизменялся, чем объясняется его мировая архитектурная значимость и ценность. Но, как всегда бывает, этот собор вырос не на пустом месте: самая первая церковь была построена на этом месте еще в четвертом веке, но свою знаменитость он особо ощутил в 876 году, с момента размещения там бесценной христианской святыни – «Покрова Девы Марии», представляющего отрез шелка бежевого цвета, который носила Богородица во время принесения ей «благой вести». С этой реликвией связана масса чудес, и одно из них то, что полотно чудесным образом уцелело в мощном пожаре 1194 года, длившемся три дня и уничтожившим старое здание собора, который был построен в романском стиле, и почти весь город. Не поддающееся логическому объяснению спасение реликвии, иначе как чудом быть не могло, народ Шартра понял, что это было знамение, и начал строить новый храм, уже в прекрасном готическом стиле. Уникальной особенностью этого французского храма является наличие разных башен на западной стороне фасада: дело в том, что было принято решение о сохранении уцелевшей в пожаре пирамидальной колокольни, ее включили в ансамбль в неизменном виде. На другой башне, вы увидите очень красивый шатер, в стиле пламенеющей готики. Шартрский собор Нотр-Дам может гордиться изумительными витражами, площадь которых достигает две тысячи шестьсот квадратных метров. Витражи создавали с двенадцатого по тринадцатый века, но к сожалению, секрет их создания был утрачен в тех далеких временах, тем не менее нам досталась честь видеть самое лучшее собрание европейского витражного искусства. А еще, собор привлекает своими удивительными окнами-розами: которые преломляя лучи солнца, мечут по интерьеру собора разноцветные молнии, лишь дополняя пышность его убранства. На полу Шартрского собора вы увидите лабиринт – символ скитания человеческой души по пути к Богу. Его протяженность двести шестьдесят два метра. По сей день существует традиция: если вы хотите покаяться и попросить у высших сил прощения за свои грехи, то как средневековый пилигрим, преодолейте этот путь на коленях, и Бог смилостивится над вами.

Или «Notre Dame de Amiens» в Амьене . В столице французской области Пикардии – городе Амьене, находится удивительный и весьма впечатляющий собор Нотр-Дам. Строить его начали в далеком 1220 году в честь Святого Жана Батиста: дело в том, что его голова была привезена рыцарями-крестоносцами из четвертого Крестового похода в 1206 году. Удивительно, но мощи христианского Святого до сих пор хранятся здесь, привлекая в Амьен сотни тысяч паломников со всего мира. Собор Нотр-Дам в Амьене – это не просто одна их красивейших французских церквей, но и истинное воплощение совершенной красоты, а также средневековый шедевр инженерного искусства. Здание возведено в классическом готическом стиле, но некоторые элементы оформления, все же склоняются к стилю пламенеющей готики. Потрясающий фасад Амьенского собора нисколько не уступает по великолепию Парижскому Нотр-Даму: он тоже имеет грандиозные размеры, ажурное окно-розу, три высокие портала, Галерею королей, состоящую из двадцати двух гигантских статуй, являющихся французскими королями, но символизирующими царей Иудеи. Собор примечателен и внутри, он грандиозен и величествен: очень высокий, длинный, зал, со ста двадцатью шестью тонкими колоннами, на которые опирается центральный неф, словно возвышает и приближает к Богу любого в него входящего. Идеальные пропорции и безупречность прослеживаются во всех деталях. Внутри собора вы увидите фигуру «Плачущего ангела», который печально склонившись над человеческим черепом, оплакивает глупость людского рода. Эту скульптурную композицию создал Николя Блассе. В Амьенском соборе вы сможете увидеть потрясающие резные скамьи, с изображениями более чем четырех тысяч мифических, библейских, реальных персонажей, которые были созданы резчиками по дереву в шестнадцатом веке. Считается, что Амьенский собор – это величайшее создание искусства зодчества, и далеко не каждый собор, сможет затмить его красоту.

Или «Sacre Coeur», в Париже . Издавна на холме Монмартр в пригороде Парижа, селились бедные представители французской богемы: художники, музыканты, писатели. И, в первую очередь, это место привлекало их своей дешевизной. Но именно эти люди смогли в корне изменить наши представления об искусстве. На сегодняшний день, холм Монмартр, расположенный в восемнадцатом округе Парижа, является не только самой высокой его точкой, но и местом, где стоит неподражаемая и великолепная Базилика Святого Сердца - Сакре-Кер, и откуда открываются умопомрачительные виды на город. Название данного холма переводится, как «Гора мучеников»: оно уносит нас в давнюю историю христианства, но продолжает оставаться актуальным и в двадцать первом веке: два века подряд, на Монмартре селятся гениальные мастера, часто умирающие в голоде и нищете, становясь признанными гениями и творцами лишь после смерти. Несмотря на то, что сегодня Монмартр – престижный район Парижа, тут сохранился дух провинциальности: нищие художники, рисующие на улице, бедные уличные музыканты, бары и кабаре и масса туристов, которые стремятся своими глазами увидеть удивительную архитектурную доминанту Монмартра - Базилику Сакре-Кер, которая была возведена в честь Святого Сердца Христова. Эта огромная по размерам церковь, отливающая молочно-розовым цветом, видна со всех концов Парижа. Она, наряду с Эйфелевой башней и Лувром, - настоящий символ города. К базилике Сакре-Кер можно подняться пешком, преодолев несколько сотен ступенек или же проехать на фуникулере. Эта французская церковь вобрала в себя элементы двух стилей - романского и византийского. Особенно прекрасна она по ночам, когда загораются огни подсветки: Сакре-Кер становится схожей с одним из фантастических дворцов древней Византии. Вечерами на многочисленных ступенях церкви встречаются многочисленные компании туристов, местных жителей, музыканты, они пьют, поют, веселятся, а сверху на них строго взирает статуя Иисуса Христа, с центрального фасада базилики.

Или «Notre Dame de Paris» в Париже . Этот собор, расположенный на острове Сите, посреди реки Сены, – сердце Парижа. Нотр-Дам де Пари - монументальное здание, славящееся фантастической красотой. Собор вырос на месте самой первой христианской базилики Парижа, а она, в свою очередь, была построена на руинах древне-римского храма. Собор Парижской Богоматери заложили в 1163 году, и он строился и увеличивался в размерах до девятнадцатого века, становясь безмолвным свидетелем всех великих и ужасных событий французской истории: Варфоломеевская ночь, Великой французской революции, приход к власти императора Наполеона Бонапарта и так далее. Это готический собор, с элементами романского стиля. Здание, хотя и огромно, но пропорционально. Кстати, собор достигает почти семидесяти метров в высоту, но рядом с ним не чувствуешь себя мелким, а, наоборот, словно духовно вырастаешь, ободренной мощью божественной силы и невероятной энергетикой этого места. Знакомясь с западным фасадом собора, который являет «Библию в камне», поражаешься размаху и фантазии архитекторов: изумительное окно-розетка, грандиозная галерея с двадцатью восемью фигурами библейских царей, сценка Страшного суда, начертанная на центральном портале, знаменитые фигурки химер и горгулий, изображения святых, мифических существ, простых людей. В соборе хранится важная христианская святыня – терновый венец Христа. Знаменитый писатель Виктор Гюго создал об этом величественном храме целый роман, но даже ему не удалось в полной мере передать те чувства, которые овладевают человеком, стоящим перед собором Парижской Богоматери.

Или «Cathedrale Notre-Dame de Rouen» в Руане . Этот старинный католический собор, являющийся самым высоким храмом Франции, считается великим национальным памятником страны и настоящим шедевром готики. Французский город Руан, издавна зовут «Городом сотни Шпилей», ведь в нем много высоких зданий со шпилями, но Руанский собор по своей красоте превосходит их. Его даже увековечил художник Клод Моне в своих картинах. Высота Руанского кафедрального собора – сто пятьдесят один метр. Массивные стены этого собора тянутся вдоль улицы Сан-Романо, которая в средние века считалась самой престижной в Руане. Возник этот собор на месте древней христианской базилики четвертого века, которая возникла тут после того, как в эти края приехал епископ Меллон, начавший проповедовать христианство среди местных жителей. К девятому веку, тут образовалось довольно крупное епископское подворье, включавшее две церкви, Кафедральный собор, в честь Богоматери, баптистерий, но все это сровняли с землей, напавшие на город Руан в 841 году орды викингов. После себя они оставили лишь пепелище. И тогда, правящий в те годы Францией король Карл Третий Простоватый, в 911 году, пойдя на уступки завоевателям, дал согласие на то, чтобы Нормандия стала герцогством и выдал свою дочь Гизелу за вождя викингов Роллана Пешехода, а тот, в свою очередь, принял крещение, взяв имя Роберт. Так появилась династия герцогов Нормандских, а Франция обезопасила себя от нового нападения грозных северных покорителей морей. Герцог Роберт, в 1020 году, начал строительство величественного католического собора в романском стиле, его дело продолжили наследники. К сожалению, до наших дней от того сооружения достояла лишь одна крипта. Самой старой башней Раунского собора является башня Сан-Ромен, которой уже восемь веков, она возводилась в 1145 году. Собор часто разрушался из-за природных катаклизмов, человеческой неосторожности, например, один неф, сгорел в средние века при пожаре, в восемнадцатом веке здание собора пострадало от сильнейшего урагана, и конечно же, одной из наиболее печальных страниц истории собора, является бомбардировка 1944 года, длившаяся на протяжении целой ночи, при которой была повреждена боковая башня, она, завалившись на бок, повредила несколько несущих колонн. Но, к счастью, собор не рассыпался, а чудом простоял до того времени, как началась его реставрация и восстановление, что длилось около двенадцати лет. В наше время, а именно, в 1999 году, Руанский собор пострадал в результате сильной бури, когда стихия повредила его колокола, а в 2000 году обрушилась еще одна башня, но так как это случилось в пять утра, никто не пострадал. Эта древняя конструкция, созданная словно из каменного кружева, с изумительными витражами, высоким шпилем, привлекает тысячи туристов. Кстати, внутри храма находится гробница первого герцога Нормандии Роллана Пешехода, а также саркофаг короля Ричарда Первого или Ричарда Львиное Сердце, но в саркофаге находится не все тело английского короля, бывшего еще и герцогом Нормандским, в период с 1189 по 1199 годы, а лишь его сердце.

– страна, где сконцентрированы самые красивые и удивительные базилики, соборы, церкви, часовни и храмы. Вы, наверное, обратили внимание, что каждый более или менее значительный город этой страны, обязательно имеет свой собор Нотр-Дам, и в этом нет ничего необычного, потому как французы – католики, а у них Божья Матерь почитается даже больше Иисуса Христа, вот и возводят они масштабные религиозные сооружения, посвящая их Деве Марии. Несмотря на то, кому посвящен храм или собор, каждый из них потрясающий и великолепный, а мы рассказали лишь о малой части самых красивых соборов Франции.

NOTRE DAME (Собор парижской Богоматери)

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление.
Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.
До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.
Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.

St.de la MADLEINE

Парижская церковь Мадлен (фр. l"église de la Madeleine) - это церковь Святой Марии Магдалины; находится в 8-м округе французской столицы, на одноимённой площади; яркий образец неоклассицизма в архитектуре.
Освещается храм через свод, - в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.
История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первоначальный проект уподоблялся Дому инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. Наполеон пожелал, чтобы храм был посвящён победам его армии; проект был пересмотрен архитектором Виньоном, но поражение в войне в Россией 1812 года стоило храму трансформации в железнодорожный вокзал - первый в Париже - в 1837 году, и возвращения к первоначальному предназначению лишь в 1845 году.


Одна из самых красивых церквей Парижа – Сакре Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова). В каком бы месте города Вы ни находились, Ваш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма.В ее архитектурном облике явственно ощутимо подражание собору Сан Фро в Периге на юго-западе Франции.
Расположенная на вершине Монмартра базилика Сакре-Кёр была построена по проекту архитектора Абади. Храм сооружен в память о жертвах франко-прусской войны, средства на его строительство собирались по общественной подписке.
Архитекторы решили построить церковь Сакре Кер в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики 12 в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот - подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д’Арк. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона.
Внутри церковь богато украшена мозаиками; оригинальные витражи во время второй мировой войны были уничтожены. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову. Крипта под храмом открыта для посетителей и служит выставочным помещением для произведений сакрального искусства.

На холме Св. Женевьевы, возвышающемся на 60 м над уровнем Сены (т.е. 84 м над уровнем моря), стоит Пантеон – один из ориентиров Парижа, видный из разных концов города.
История Пантеона – это по сути дела история людского тщеславия, выразившегося тут прежде всего в нашем неумении отличить вечное от сиюминутного: само название Пантеона менялось не раз на протяжении его сравнительно недолгой истории.
На входе Пантеона - надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»).
В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то построит церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. Только в 1764 году брат мадам Помпадур нанял архитектора Суффло, чтобы разработать дизайн церкви в виде греческого креста с куполом, напоминающим купол собора Святого Павла в Лондоне. В дни революции 1789 г. Первый Конвент решил похоронить в этой новой церкви «первого из великих сынов Франции гражданина Мирабо».
А затем решено было хоронить тут всех великих людей.
Колокольни, стоившие жизни архитектору, были снесены, крест снят, а на барельефе фронтона над главным входом Св. Женевьева была заменена аллегорической фигурой Родины-Матери, которую коронует древнегреческая богиня Истина. Под барельефом появилась надпись: «Великим людям – благодарное отечество». На месте креста поставили фигуру Славы. И церковь переименовали в Пантеон.
После похорон Мирабо сюда перенесли прах Вольтера.
После реставрации Бурбонов Пантеон стал снова церковью, и надпись снова упоминала не «благодарное отечество», а Св. Женевьеву. Все скульптуры на фронтоне опять сменили на соответственные и начали снова переселять покойников: убрали Вольтера и Руссо в крипт под перистилем, чтоб не слишком мозолили глаза новой власти. Но всё же хоть из Пантеона на сей раз не вынесли…
После революции 1830 года, новый «буржуазный король» Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон и поместил на прежние места Вольтера и Руссо, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтонах. На сей раз Родина-Мать раздавала венки, а История записывала, кому и за что. На барельефах появились Мирабо, Мальзерб, Фенелон, Бертоле, Лаплас, Лафайет, Вольтер… Появился среди них и Наполеон, но не император – нет, просто генерал Бонапарт, словно он так и был всегда знаменитым военачальником и не более того… Появился и памятник Пьеру Корнелю.
А в 1847 году от площади Пантеона и до Люксембургского сада (до нынешней площади Эдмона Ростана) была пробита широкая улица, названная улицей Суффло. На том самом месте, где когда-то находился форум римского города Верхняя Лютеция.
В 1851 г. принц-президент (впоследствии Наполеон III) снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест. Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест.
Когда в 1885 году умер великий изгнанник Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила «виконта Гюго» рядом с Вольтером.
Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на куполе. Потом сюда перенесли прах великого врача Кабаниса и маршала Ланна. Позднее тут похоронили Эмиля Золя и вождя французских социалистов Жана Жореса, и уже сравнительно недавно сюда перенесли прах Пьера и единственную женщину - Марию Кюри. Вскоре после них похоронили тут знаменитого философа нашего времени, писателя, одного из руководителей Сопротивления, а позднее министра культуры в нескольких деголлевских правительствах, Андрэ Мальро. И уже в ХХ! веке перехоронили тут Александа Дюма.



Ее строительство началось в 1646 г.; за время возведения церкви сменилось 6 архитекторов. Последний, флорентиец Сервандони, украсил фасад двухъярусной колоннадой. Интерьер церкви освещается дневным светом сквозь многочисленные витражи, что придает ему несколько таинственный вид. Первую капеллу справа от входа расписал Э. Делакруа. Над входом - один из лучших органов Франции, выполненный в 1776 г.
Эта церковь, видимо, имеет некую магическую ауру. Неспроста во многих беллетристических произведениях XX в. именно в ней происходят таинственные события, обнаруживаются тайные и загадочные послания. Исследователи оккультных обществ считают, что Сен-Сюльпис связана с могущественным масонским обществом, скрыто влияющим на европейскую жизнь в течение, как минимум, 10 веков.



Собор был построен на месте галло-римского кладбища, где был погребен первый епископ Парижа, принявший мученическую смерть около 250 г. Когда-то здесь был знаменитый монастырь
История собора тесно связана с монархией. Здесь находятся усыпальницы французских королей, здесь короновались многие королевы.
На каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен.
Это один из самых загадочных и удивительных Соборов Парижа.

Царственно-величавая, созданная в стили зрелой готики, по приказу Людовика Святого, часовня Сент-Шапель возводилась, как королевская церковь и должна была стать символом священной власти французских монархов. Здесь хранятся частицы Креста Иисуса Христа. Верхняя и нижняя часовни поражают красотой и великолепием. Стены Сент-Шапель, как бы растворяются, выдвигая на первый план ажурный орнамент, сотканный из разноцветной мозаики, сюжеты которой включают сотни сцен и охватывают всю историю от сотворения до прибытия в Париж процессии со священной реликвией. Солнечный свет, отражаясь в окнах, расцвечивает яркими бликами все внутреннее пространство. Тонкие пилястры, уходящие под самые арки свода, разделяют витражи, одновременно являясь элементом готического декора. Стоит увидеть божественные витражи: «Тайная вечеря», «Перенесение святынь», прекрасное окно-розу, где показаны сцены из Апокалипсиса, статуи апостолов, представляющих собой, удивительный образец резьбы по дереву. За пределами Франции часовня Сент-Шапель стала образцом для готических сооружений.

Церковь Сент-Эсташ (Sаint-Eustache) по своим размерам сопоставима с собором Парижской Богоматери, а высота ее свода даже на несколько метров превышает высоту Норт-Дам.
В архитектурном плане она удивительна тем, что сочетает средневековую готику с образцами итальянского Возрождения. А добавив современной скульптуры, мы, вообще, получаем сногсшибательный коктейль.


Top