К причинам появления науки логики относится. История формирования логики

Введение

Логика - это наука о законах и операциях правильного мышления. Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика является одной из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но всегда вынуждены следовать им.

Объекты и проблемы, рассматриваемые в логике, являются своеобразными и абстрактными. У них нет эмоционального оттенка, и они должны быть схвачены разумом. Многие положения, гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются, как скажем, описания раннего утра или картинки из жизни народов. Чтобы уяснить тот или иной логический парадокс или закон, одно и то же место, оставшееся непонятным при первом чтении, нужно прочесть дважды и лишь, потом продвигаться дальше. Только понимание каждого шага проводимого рассуждения может дать понимание рассуждения в целом, а с ним и интеллектуальное удовлетворение от познания.

Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи:

  • - изучить историю появления логики;
  • - рассмотреть индуктивную, дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. логика индуктивный дедуктивный диалектический

История возникновения логики

В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее учредителем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 до н.э.).. В своих логических трудах, известных под названием «Органон» (с греч. «орудие, инструмент»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: личность, противоречия и исключенного третьего, описал важные логические операции, разработал теорию понятия и суждения, тщательно исследовал дедуктивные (силлогистические) выводы. Учение Аристотеля о силлогизме легло в основу одного из направлений современной математической логики - логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля была логика древних стоиков (Зенон, Хрисипп и т.д.), описание в дополнение к аристотелевской теории силлогизма комплексного мышления. Логика стоиков - основана на других областях математической логики - логики высказывания.

Среди других античных мыслителей, которые разработали и комментировали логику Аристотеля, следует назвать Галена, чьим именем называется 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного тем, что он разработал визуальную схему, показывающую взаимосвязь между понятиями подчинения («дерево Порфирия»); Боэций, разработки которого служили в течение длительного времени и были в качестве основных логических пособий.

Логика разрабатывалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, адаптируя ее для оправдания религиозной догмы.

Значительны успехи логической науки и в современную эпоху. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике витую средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Этот метод должен быть индукцией, принципы которой изложены в его эссе «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка индуктивного метода - огромное достижение Бэкона, однако он неправомерно противопоставил свой метод дедукции; в действительности, эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные позже английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806-1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона - Милля легли в основу комплексной дисциплины, которая в течение длительного времени была элементом европейской системы образования и является основой логики образования в настоящее время.

Эта логика называется формальной, потому что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называют традиционной или логикой Аристотеля.

Дальнейшее развитие логики связанно с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Декарт, Лейбниц, Кант и др.

Французский философ Декарт (1569-1650) подверг критике средневековую схоластику, он разработал идею дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, содержащиеся в книге «Правил для руководства ума». В 1662 году в Париже вышла книга «Логика или художественное мышление», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, также известная как «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на последующую историю развития логики.

Основной вклад в изучение логических задач внес немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), который сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая была разработана только в XIX-XX вв; немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), и многие другие западноевропейские философы и ученые.

Существенные достижения в развитии логики русских философов и ученых. Большое количество оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711- 1765), А. Н. Радищев (1749-1802), Н. Чернышевский (1828- L889). Известны своими инновационными идеями в теории рассуждений российские логики М. И. Карийский (1840-1917) и Л. В. Рутковский (1859-1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С. И. Поварнин (1870-1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко использоваться, разработанные в математике методы расчета. Эта тенденция развита в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных методов рассуждений расчета с использованием формального языка называется математической или символической логикой.

Символическая логика - интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество секций, или, как их обычно называют, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется развитию многозначной логики, которая в дополнение к традиционной логике, принятой в двух значениях истинности - «правда» и «ложь» - может быть много значений истинности. Таким образом, в развитой польским логиком Лукасевичем (1878-1956) трехзначной логике вводится третье значение - «возможно» («нейтрально»). Он также построил систему модальной логики со значениями, «может», «невозможно», «необходимо» и т.п., а также четырехзначную и бесконечнозначную логику.

Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия -- от 0 до 1; временная логика и многие другие.

Особое значение для юриспруденции имеет раздел модальной логики, называемой деонтическая логика, которая изучает структуру языковых требований, т.е. высказываний со значением «должен», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Тем не менее, символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может заменить последнюю. Эти две области, два шага в развитии формальной логики.

Особенностью формальной логики является то, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их внешнего вида, изменения и развития. Этот аспект изучения диалектической логики мышления впервые представлен на валовой основе в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770-1831), и пересмотренный с материалистической позиции в философии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы человеческого мышления и методологических принципов и требований, которые формируются на их основе. К ним относится объективный и всеобъемлющий обзор предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект -- человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Когда и почему возникла логика и что она собою представляет?

Исторические предпосылки и условия возникновения логики

Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия, которые породили человеческую, общественную, культурную потребность в данной системе знания.

YIII - III вв. до нашей эры. Совершенно удивительное время в истории человечества. В этот период почти одновременно и независимо друг от друга в ряде регионов планеты (Греция, Индия, Китай) происходят своего рода интеллектуальные революции, в ходе которых возникают масштабные и яркие философские системы, во многом определившие характер развития ведущих культур современности.

Существует немало версий относительно причин такого яркого интеллектуального всплеска.

В курсе философии или культурологии Вы можете познакомиться с концепцией «осевого времени» Карла Ясперса, с теорией «вызовов-ответов» Арнольда Тойнби, с пассионарной моделью истории Льва Николаевича Гумилёва, с формационным учением Карла Маркса, в которых даются различные оригинальные объяснения данного периода.

Одним из ярких последствий интеллектуальных революций рассматриваемого нами периода было создание в Китае, Индии и Греции стройных систем логического знания. Наиболее совершенной из них оказалась логика, разработанная эллинами.

Обратимся теперь к истории Древней Греции или Эллады. При изучении самых разных дисциплин Вы часто будете обращаться к культуре этого региона, который принято считать «колыбелью современной цивилизации».

Итак, общепризнанно, что логика как наука появилась примерно 2300 лет назад в древней Греции. Отцом её является Аристотель.

Для народов Древней Греции это был сложный период перехода от одного типа культуры и форм общественной и государственной жизни в рамках Микенской монархии к качественно иному способу их социально-культурного, политического и духовного бытия.

Монархия рухнула. Старые формы регламентации общественной жизни больше не удовлетворяли людей. Традиционная мифология, авторитетом олимпийских богов освящавшая социальные формы земной жизни людей, не соответствовала интересам развития Эллады.

Новые, очень динамичные социальные группы населения (купцы, ремесленники, земледельцы, мореплаватели) всё больше испытывали потребность в научных знаниях, в новой системе образования, в новой философии и идеологии, в новых политической и правовой системах, в новой морали. Образ жизни тех новых слоёв населения, от деятельности которых зависело в полной мере будущее греческих городов-полисов и всей греческой цивилизации, нуждался в оправдании, объяснении, освящении, понимании.

Духовное и интеллектуальное поле для новых знаний и ценностей «расчистили» греческие софисты - учителя «мудрости», всеми возможными способами разрушавшие господствовавшие в то время системы ценностей. Историческая миссия софистов заключалась в максимальном раскрепощении творческого потенциала греческого общества. Они её выполнили, насколько им позволяли уровень культуры, науки и экономики того периода.

Но софисты очень преуспели и в своей разрушительной работе. Их скептицизм и релятивизм всё больше вырождался в крайне неприятный и опасный для существования общества голый субъективизм и цинизм. Вы это прекрасно можете почувствовать по тем исходным принципам, которыми руководствовались многие софисты: «всё истинно, что ты считаешь истинным», «всё ложно, что ты считаешь ложным», «всё дозволено».

Когда греческое общество начало осознавать, что уничтожается не только то в его культуре, что мешает дальнейшему поступательному развитию, но и сами глубинные основы нравственного и интеллектуального бытия, оно выдвинуло из своих недр выдающихся мыслителей, которые не только смогли защитить эллинскую культуру и науку, но и обеспечить ей динамичное развитие на многие века, а также всемирно-историческое признание в будущем.

В первом ряду этих мыслителей стоят, безусловно, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Именно им принадлежит огромная заслуга в изучении языка и мышления, в определении основ, законов и основных приемлемых правил нормального мышления и языковых средств его выражения, в выявлении и критике многочисленных ошибок и сознательных нарушений правил грамотного человеческого мышления.

Разумеется, потребность в борьбе с софистами, весьма произвольно использовавшими речевые средства для достижения своих целей, была пусть и важной, но далеко не единственной предпосылкой создания логики как науки о правильном мышлении.

Второй такой предпосылкой была, безусловно, объективная и субъективная потребность многих эллинов в овладении «божественным даром» - красноречием, настоящим ораторским искусством, крайне необходимым для открытой и активной политической и парламентской деятельности свободных граждан. Тем искусством, о владельце которого величайший римский оратор и учёный Цицерон (106-43 гг. до н.э.) скажет впоследствии: «Он может безопасно пребывать даже среди вооружённых врагов, ограждённый не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

Третья предпосылка: помимо политических и торжественных речей развитию красноречия способствовало множество, разнообразие и значительность судебных дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей, понять, в чём заключается её источник, на чём она основывается.

Четвёртой такой предпосылкой было бурное развитие различных наук и прежде всего математических дисциплин. Научное познание предполагает наличие строгого, максимально формализованного языка, построенного по устоявшимся, проверенным, испытанным правилам.

Логика возникла и как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Пятой (а по значимости, может быть, и главной) предпосылкой была острая потребность в выработке новых норм нравственности и права, посредством которых можно было бы организовать на новых принципах жизнь населения как внутри греческих полисов (городов-государств), так и на межгосударственном уровне.

Осуществляется это обычно так: разрабатываются и обосновываются высшие или основополагающие ценности, а затем из них по определённым правилам выводятся иерархически построенные системы норм, предписаний, запретов.

Разработку фундаментальных идей и ценностей осуществляет философия. А разработку и шлифовку правил вывода призвана была выполнить новая наука - логика.

Логика, по существу, и является наукой о выводном знании или, точнее, наукой о формах и правилах выведения нового знания.

1.2.2 Что представляет собою логика?

Логика прошла длительный путь своего развития. Её выводы (формы, законы и правила мышления) многократно проверены на материале самых различных наук, в разнообразных национальных культурах и религиях, в различной языковой среде.

Логика продемонстрировала за две тысячи лет всеобщность и универсальность выработанных ею норм мышления.

Поэтому так важно каждому, желающему получить настоящее высшее образование, освоить курс логики. Что он собою представляет?

Наш курс называется классической логикой.

Почему?

Потому, что над созданием системы научного знания о правилах мышления трудились выдающиеся мыслители, учёные, мудрецы античности: Демокрит, Парменид, Зенон, десятки представителей легендарной пифагорейской школы, Сократ, Платон и Аристотель.

Потому, что в течение почти 2 с половиной тысяч лет над разработкой и утверждением в мировой культуре законов и правил строгого и корректного мышления работали титаны мысли сирийцы Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, армянин Давид Непобедимый и таджик Авиценна (ибн-Сина), азербайджанец Бахманяр и испанец Аверроэс (ибн-Рошд), французы и англичане Росцеллин, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Томас Аквинат, Дунс Скотт, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Рене Декарт и многие философы, богословы, учёные, логики, каждый из которых являет собою целую эпоху в истории мировой культуры.

Наш курс называется формальной логикой.

Почему?

Потому, что это наука о формах мышления. Об устоявшихся, многократно проверенных, отшлифованных формах правильного мышления. Пусть Вас не пугает слово «формальный». За ним, конечно, закрепилось немало негативных оттенков, выраженных такими словами и выражениями, как «формально правильно, а по сути неверно», «формалист» и другими.

Вы должны прекрасно понимать, что развитие всей человеческой культуры в значительной мере обусловливается тем, насколько человечество успешно создаёт лаконичные, ёмкие, продуктивные формы для выражения своих мыслей, ценностей, норм поведения.

Нравственная культура не может быть осуществлена без усвоения людьми общих ценностей и стандартных форм нравственного поведения.

Правовая культура предполагает наличие в обществе устойчивых форм права или форм гражданского поведения.

Политическая культура отсутствует в обществе, где нет устойчивых форм организации людей: партий, общественно-политических движений, профессиональных и экономических организаций и т.д. Политическая культура предполагает также наличие цивилизованных форм отношений между различными слоями населения и их политическими организациями.

Без оформления в соответствующие институты не существует государства, как одного из основных способов консолидации и выражения общественных, территориальных, национальных или классовых потребностей и интересов больших групп населения.

Без формализации знаний не могла возникнуть ни одна наука.

Наконец, всё современное производство насквозь технологично, то есть «упаковано» в организационно - экономические, технические, производственные формы.

Без формализации языка невозможно было бы программирование, не было бы компьютерной техники и её программного обеспечения.

Далеко не случайно Аристотель, выстраивая свою философскую картину мира и объясняя всё сущее действием четырёх основных и необходимых причин: материальной, целевой, формальной, действующей; - всё же главной считал причину формальную. А бог, по Аристотелю, есть не что иное, как форма всех форм.

Наш курс называется традиционной логикой.

Почему?

Потому, что выработанные ею формы правильного мышления освящены многовековым опытом и закреплены прочно тысячелетними традициями многих европейских народов.

Наш курс называется аристотелевской логикой.

Потому, что общепризнанным считается именно выдающийся вклад Аристотеля в создание этой одной из древнейших систем знания.

Данный курс предполагает изучение только основ современной логики, так сказать её арифметики. Но сама логика не сводится только к классической. В XYIII веке родилась неклассическая логика, которая впоследствии получит разные названия: математическая, символическая. Это будет уже своего рода алгебра логики. От традиционной она отличается ещё более глубоким постижением языка и форм мышления, а также широким применением математического языка и методов математического анализа.

В ХХ веке логика получит новый импульс к развитию. На основе математической логики возникнут интуиционистская логика, модальная логика, логика трехзначна я и многозначная , конструктивистская логика, комплексная логика, топологическая логика и ряд других научных дисциплин.

Высшим достижением в развитии наших представлений о мышлении является разработанная немецкими философами И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, К. Марксом в XYIII - XIX веке диалектическая логика. Если формальная логика исследует формы мышления как фиксированные, постоянные в своей основе и поэтому поддающиеся формализации, то диалектическая изучает процесс развития мышления, процесс образования знаний и раскрывает его законы.

Тот из Вас, кто пожелает овладеть самыми современными науками о мышлении, должен иметь всё же ввиду, что в их основе лежит богатство знаний о мышлении, выработанных традиционной или классической логикой.

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет


Контрольная работа

Учебная дисциплина: логика

Тема: Возникновение логики как науки и основные этапы её развития.


Студента 3 курса юридического факультета

Группы № Ю-335 специальность юриспруденция

Белоконь Николая Андреевича

Преподаватель

Иванов Николай Иванович



1. Зарождение и сущность логики как науки


Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом.

Возникновению логики как теории, предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепенное совершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его формами и законами.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад - сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более или менее стройная система логических знаний, оформляется самостоятельная наука.

Основных причин развития логики две. Одна из них - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как средства познания.

Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить и обосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106-43 гг. до н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» - красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

Помимо политических и торжественных речей развитию красноречия особенно способствовали множество, разнообразие и значительность судейских дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы.

Логика и возникла как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей, понять, в чем же именно заключается ее источник, на чем она основывается, и наконец, показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слушателей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась...». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин «логика» - древнегреческого происхождения.

Основателем логики - или, как иногда говорят, «отцом логики» - принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных позднее под названием «Органон» (от греч. organon - орудие, инструмент).

B фокусе всех его логических размышлений - теория выводного знания - дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разработана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь толщу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней. Аристотель дал такжеклассификацию категорий - наиболее общих понятий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления - закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в зародыше оно содержит, по существу, все позднейшие разделы, направления и типы логики -индуктивной, символической, диалектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он объединил и искусство мыслить - диалектику, и искусство рассуждать - риторику. Лишь с прогрессом научных знаний этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные отрасли знания.

Логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, с одной стороны, непрерывным совершенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой - все более глубоким проникновением в сущность мыслительных процессов. А проявлялось оно не только во все более полном и точном истолковании сложившегося круга проблем, но и в последовательном расширении предмета логики за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это выразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теории дедукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простых суждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода - из сложных суждений.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с XVII в. Этот этап органически связан с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегося эмпирического материала. Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561-1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики. «... Логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний», - вынес он свой суровый приговор. Поэтому как бы в противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон написал «Новый Органон...», где и изложил индуктивную логику. Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктивных методов определения причинной зависимости явлений. В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданное им учение об индукции по иронии судьбы оказалось не отрицанием предшествующей логики, а ее дальнейшим обогащением и развитием. Оно способствовало созданию обобщенной теории умозаключений. И это естественно, ибо, как будет показано ниже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся в органическом единстве.

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806-1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной». Она существенно повлияла на дальнейшее развитие научного познания, способствовала достижению им новых высот.

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650). В своем главном труде «Рассуждение о методе...», основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивал значение рациональной дедукции как основного метода научного познания. Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля» и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы вышли далеко за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Логика рассматривалась ими как познавательное орудие всех наук. Создание подобных «расширенных логик» стало характерным в XIX-XX вв.


2. Основные исторические этапы развития логики


2.1 Становление символической (математической) логики


Подлинную революцию в логических исследованиях вызвало создание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила еще название символической и обозначила новый, современный этап в развитии логики

Зачатки этой логики прослеживаются уже у Аристотеля, а также у его последователей, в виде элементов логики предикатов и теории модальных выводов, а также логики высказываний. Однако систематическая разработка ее проблем относится к гораздо более позднему времени.

Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой - математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую и плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1416) Тем самым он стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики. Лейбниц мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением с карандашом в руках. Он стремился изобрести для этого универсальный символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом логической калькуляции - исчисления.

Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в.К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальныепроблемы ее обоснования. Английский ученый, математик и логик Дж. Буль (1815-1864) в своих работах, прежде всего, применял математику к логике. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление («Булева алгебра»). Немецкий логик и математик Г. Фреге (1848-1925) применил логику для исследования математики. Посредством расширенного исчисления предикатов он построил формализованную систему арифметики. Английский философ, логик и математик Б. Рассел (1872-1970) совместно с А. Уайтхедом (18б 1-1947) в трехтомном фундаментальном труде «Принципы математики» в целях ее логического обоснования попытался осуществить в систематической форме дедуктивно-аксиоматическое построение логики.

Так открылся новый, современный этап в развитии логических исследований. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенность этого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение искусственного, так называемого формализованного языка - языка символов, т.е. буквенных и других знаков (отсюда и наиболее общее наименование современной логики - «символическая»).


2.2 Становление индуктивной логики


Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если, используя любимый Бэконом пример, кто-то хочет найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но которые не обладают теплом. Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так как "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода. Привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно найти в них, - это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются за круговые, что необоснованно. Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум".


2.3 Становление диалектической логики


Если и традиционная (аристотелевская) и символическая (математическая) логика - это качественно различные ступени в развитии одной и той же формальной логики, то диалектическая логика - другая важнейшая составная часть современной логики как науки о мышлении. Обращаясь снова к истории логики, мы находим, что уже Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики - проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т. д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница. Однако как относительно самостоятельная логическая наука, качественно отличная от формальной логики своим подходом к мышлению, диалектическая логика стала оформляться лишь в конце XVIII - начале XIX в. И это также связано, прежде всего, с прогрессом наук. В их развитии все более четко обозначивался новый этап: из наук о сложившихся, «готовых» предметах они все более превращались в науки о процессах, о происхождении и развитии этих предметов, а также о той связи, которая объединяла их в одно великое целое.

Господствовавший до этого метафизический метод исследования и мышления, связанный с изолированным рассмотрением предметов и явлений действительности, вне их связи, изменения и развития, вступал во все более глубокое противоречие с достижениями наук. Велением времени становился новый, более высокий, диалектический метод, основанный на принципах всеобщей связи, изменения и развития. Этому способствовало также все более динамичное развитие общества, все рельефнее демонстрировавшее взаимосвязь и взаимодействие всех сторон общественной жизни, реальные противоречия между ними (вспомним в этой связи надвигавшуюся Великую французскую буржуазную революцию 1789 г.).

В таких условиях во весь рост вставал вопрос о закономерностях диалектического мышления. Первым, кто попытался сознательно ввести диалектику в логику, был немецкий философ И. Кант (1724- 1804). Обозревая многовековую историю развития логики, начиная с Аристотеля, он прежде всего подвел итоги этого развития. В отличие от некоторых своих предшественников Кант не отрицал ее достижений. Наоборот, считал философ, логика добилась известных успехов, и этими успехами она обязана «определенности своих границ», а сами ее границы обусловлены тем, что она есть «наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления...».

Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил и ее основной недостаток - ограниченные возможности как средства действительного познания и проверки его результатов. Поэтому наряду с «общей логикой», которую Кант впервые в ее истории назвал также «формальной логикой» (и это название закрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или «трансцендентальная» логика (от лат. transcendens - выходящий за пределы чего-либо, в данном случае за пределы опыта). Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как категории, т. е. предельно общие понятия. «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий...».

Они служат условием всякого опыта, поэтому носят априорный, доопытный характер. Таковы категории пространства и времени, количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности и другие диалектические категории, применение которых якобы не подчиняется требованиям законов тождества и противоречия. Кант впервые обнажил действительно противоречивый, глубоко диалектический характер человеческого мышления. В этой связи он стремился выработатьсоответствующие рекомендации ученым. Заложив, таким образом, принципы новой логики, центральной проблемой которой становилась проблема диалектического противоречия, Кант, однако, не дал ее систематического изложения. Он не раскрыл также ее действительного соотношения с формальной логикой, более того, попытался противопоставить одну другой.

Грандиозную попытку выработать целостную систему новой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ - Г. Гегель (1770-1831). В своем основополагающем труде «Наука логики» он, прежде всего, раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им - правда, в своеобразной, религиозно-мистической форме - системы новой логики. В фокусе ее - диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости. Гегель заново подверг исследованию природу мышления, его законы и формы. В этой связи он пришел к выводу, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в, качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие». Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы найти способ разрешения этих противоречий. Гегель подверг жесточайшей критике прежнюю, обычную логику за ее связь с метафизическим методом познания. Но в этой своей критике зашел так далеко, что отверг ее принципы, основанные на законе тождества и законе противоречия. Извратив действительное соотношение формальной логики и логики диалектической, он тем самым нанес первой тяжелый удар, существенно затормозил ее последующее развитие.


3. Особенности современного этапа развития формальной логики


Современная эпоха уже давно и многими учёными характеризуется как эпоха диалога. Люди, если они хотят жить в мире, должны научиться договариваться. Умение публично выступать, вести переговоры, разрешать возникающие конфликты - всё это крайне редко даётся человеку от рождения. Все мы в настоящее время болезненно ощущаем недостаток культуры спора, полемики, общения вообще.

Логика, с её традиционным вниманием к аргументации, помогает человеку стать грамотным и культурным в этой области. Несомненно, следует отметить и роль логики в усиливающемся процессе компьютеризации практически всех областей познания и практической деятельности человека, и связанным с этим ростом потока информации, что требует соответствующего программного, теоретического и логико-лингвистического обеспечения компьютерной науки и техники. Известно, что само возникновение кибернетики и информатики было бы невозможно без логики.

Позитивизм, а затем и логический неопозитивизм ХХ столетия осознал проблемы и задачи логики в контексте решения проблем обоснования научного знания. Именно в этом плане, собственно говоря, логика выглядит “полезной”. Неопозитивисты сумели достаточно подробно проанализировать вопрос о структуре научного знания, проблему объяснения и предсказания в науке, вопрос о гипотетичности научного знания, т.д.

Иными словами, сложившиеся в науке приемы и способы исследования получали описания в логике как некоторые регулятивные процедуры, и обратно, с точки зрения этих нормативных процедур подвергались анализу и оценке конкретные научные теории.

В настоящее время логика представляет собой весьма широкую область знания, богатую содержанием, разнообразием направлений и методов исследования, результаты которых активно используются во многих областях теоретического познания и практической деятельности. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др.

Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. Логика справедливо трактуется как некоторая грамматика мышления.

Современная логика - одно из имен для обозначения нынешнего этапа в развитии (формальной) логики, начавшегося во второй половине XIX в. - начале XX в. В качестве других имен этого этапа в развитии логики используются также термины математическая логика или символической логики.

Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной. Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

Определение «математическая» подчеркивает сходство современной логики по используемым методам с математикой. Определение «символическая» указывает на употребление в современной логике специально созданных для целей логического анализа языков формализованных, являющихся, так сказать, «насквозь символическими».

Определением «современная» новый этап противопоставляется традиционной логике, отличительной чертой которой было то, что она пользовалась при описании правильных способов рассуждения обычным, или естественным, языком, дополненным немногими специальными символами. Традиционная логика и современная логика не являются разными научными дисциплинами, а представляют собой два последовательных периода в развитии одной и той же науки.

Основное содержание традиционной логики вошло в современную логику, хотя многое при этом оказалось переосмысленным. Современная логика с особой наглядностью показала, что развитие логики тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, логическим законом и т. п. Теории логической правильности оказываются в конечном счете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.

Современная логика активно реагирует на изменения в стиле и способе научного мышления, на осмысление его особенностей в методологии науки. Сфера приложений современной логики в изучении систем научного знания непрерывно расширяется. Современная логика явилась основой для формирования широкой концепции логики научного познания (логики науки), занимающейся применением идей, методов и аппарата логики к анализу не только дедуктивных, но и всех иных систем научного знания.

В 20-е годы XX в. предмет логических исследований существенно расширился. Начали складываться символическая логика, включающая множество разделов: логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.); модальная логика, рассматривающая понятия необходимо, возможно, случайно и т.п.; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных высказываний; диалектическая логика, изучающая законы развития человеческого мышления, и др. Некоторые эти новые разделы не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки.

В 30-40-е годы логика науки интенсивно разрабатывалась в рамках философии неопозитивизма, сделавшей логический анализ языка науки основным средством борьбы с «дурной метафизикой» и порождаемыми ею «псевдопроблемами». Неопозитивизм принял идею о безоговорочной применимости современной логики не только к математике, но и к опытному знанию и резко противопоставил свою логику науки традиционному философскому и методологическому исследованию познания. С точки зрения неопозитивизма, научное знание беспредпосылочно, полностью сводимо к непосредственному опыту и не зависит ни от «метафизики», ни от того социокультурного контекста, в котором существует; научная теория рассматривается только в статике, анализ ее возникновения и развития выносится за рамки методологии; факты считаются независимыми от теории и в совокупности составляющими тот безусловный фундамент, к которому должны сводиться теоретические положения.

Все эти особенности неопозитивистской методологии науки - изоляционизм, отказ от исследования научного знания в динамике, наивный индукционизм, эмпирический фундаментализм и редукционизм - сказались не только на самой этой методологии, но и на направляемом ею логическом анализе научного знания. Претенциозная программа сведения философии науки к логическому анализу ее языка потерпела крах. Причина этого краха не в принципиальной неприменимости современной логики к опытному знанию, а в порочных философско-методологических установках, связанных с фетишизацией формальных аспектов познания, абсолютизацией языка и формальной логики.

Неопозитивистское расширительное истолкование возможностей современной логики в исследовании науки было преодолено только в конце 50-х - начале 60-х годов, когда стало очевидно, что задачи, которые выдвигались перед современной логикой неопозитивизмом, плохо поставлены и не имеют решения. Сейчас логический анализ научного знания с использованием современной логики активно ведется в целом ряде как давно освоенных, так и новых областей.

Самым общим образом их можно обозначить так. Этот раздел достаточно глубоко разработан, многие результаты, полученные здесь (например, Гёделя теорема о неполноте достаточно богатых формализованных языков и др.) имеют принципиальное философское и методологическое значение.

К этой сфере относятся изучение логической структуры научных теорий, способов их эмпирического обоснования, исследование различного рода индуктивных процедур (индуктивный вывод, аналогия, моделирование, методы установления причинных связей на основе наблюдения и эксперимента и т. п.), трудностей применения теорий на практике и т. д. Особое место занимают проблемы, связанные с изучением смыслов и значений теоретических и эмпирических терминов, с анализом семантики таких ключевых терминов, как закон, факт, теория, система, измерение, вероятность, необходимость и т. д.

В последнее время существенное внимание уделяется логическому исследованию процессов формирования, роста и развития знания. Они имеют общенаучный характер, но пока изучаются преимущественно на материале естественнонаучных теорий. Были предприняты, в частности, попытки построения особой диахронической логики для описания развития знания.

Сюда относятся вопросы семантики оценочных и нормативных понятий, изучение структуры и логических связей высказываний о ценностях, способов их обоснования, анализ моральных, правовых и др. кодексов и т. д. К ним относятся объяснение, понимание, предвидение, определение, обобщение, классификация, типологизация, абстрагирование, идеализация, сравнение, экстраполяция, редукция и т. д.

Этот перечень областей и проблем логического исследования научного знания, опирающегося на современную логику не является исчерпывающим. Он показывает как широту интересов современной логики так и сложность стоящих перед нею задач.

Логика науки, не является ни «ветвью», ни «разделом» символической логики, в отличие от таких разделов последней, как, напр., многозначная логика или логика времени. Логика науки не является и особой «дисциплиной», существующей наряду с современной логикой, а есть лишь особый аспект логики, связанный с приложением логических систем к практике научного теоретизирования и выделяемый только по контрасту с чистым исследованием формальных построений (исчислений).

В современной логике нет разделов, как-то по-особому связанных с наукой; вместе с тем все разделы символической логики включая и центральный - теорию логического следования, так или иначе, связаны с логическим анализом научного познания. Современная логика взаимодействует с наукой прежде всего через методологию научного познания, поэтому обычно говорят не просто о «логике науки» («логике научного познания»), а о «логике и методологии науки» или о «логико-методологическом анализе науки».

В рамках такого анализа символическая логика сама по себе не решает каких-либо конкретных проблем методологии науки, но логическое исследование представляет собой, как правило, необходимую предпосылку, рассмотрения таких проблем. Современная логика не только используется в методологическом анализе, но и сама получает важные импульсы в результате обратного воздействия своих приложений.

Имеет место взаимодействие логики и методологии в анализе научных теорий, а не простое применение готового аппарата к некоторому внешнему для него материалу. Особенно заметным это стало в последние годы, когда смещение центра интересов методологии науки, от анализа готового знания к исследованию роста и развития знания, постепенно ведет к соответствующему изменению проблематики как логики науки, так и современной логики.

Математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательная функция и методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.

Символическая логика находит все более широкое применение в других науках - не только в математике, но и в физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике. Она приводит к возникновению новых отраслей знаний (метаматематика). Особенно впечатляюща и наглядна роль современной логики в сфере производства. Открывая возможность как бы автоматизировать процесс рассуждений, она позволяет передать некоторые функции мышления техническим устройствам. Ее результаты находят все более широкое применение в технике: при создании релейно-контактных схем, вычислительных машин, информационно-логических систем и т. д. По образному выражению одного из ученых, современная логика - это не только «инструмент» точной мысли, но и «мысль» точного инструмента, электронного автомата. Специально отметим, что достижения современной логики используются и в правовой сфере. Так, в криминалистике на разных этапах исследования производится логико-математическая обработка собранной информации.

Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее интенсивное развитие современной логики.



В каком веке сформировалась логика в качестве самостоятельной науки?

Логика сформировалась в качестве самостоятельной науки в IV веке до н.э..

Кто является основателем науки логики?

Основателем науки логики является философ и учёный Аристотель.

В каком трактате английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон разработал проблемы индуктивной логики?

Френсис Бэкон разработал проблемы индуктивной логики в трактате «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» («Novum Organum»).

Кто из русских логиков написал работу «О частных суждениях,о треугольнике противоположностей и о законе исключенного четвертого»?

Работу «О частных суждениях, о треугольнике противоположностей и о законе исключенного четвертого» написал Н.А. Васильев.

Кто является основоположником логики как науки, Вы узнаете из этой статьи.

Кто является основоположником логики?

Основателем логики как науки считается Аристотель. Он в IV столетии до новой эры занялся систематизацией и обобщением сведений касательно закономерностей и принципов и человеческого познания и мышления. До него риторика и софистика, существовавшие до появления логики, стимулировали ее появление и вызывали интерес к вопросам науки.

Основатель логики был первым, кто осознал специфику новой науки как специфической области философии и широко изложил и рассмотрел ее вопросы. утвердил логику в статусе науки, которая занималась доказательством истинных суждений. Новая наука стала органоном философского знания, орудием ее мысли.

Логическое учение Аристотель назвал аналитикой. Но главной заслугой философа является отделение логической формы мышления от его источника и то, что предметом новой науки он назвал логические структуры мышления.

Главные труды Аристотеля по логике — «Аналитика», «Топика», «Об истолковании», «Категории», «О софистических опровержениях»

Что такое логика?

Логика являет собой комплексную науку о законах, методах и принципах идеализированных рассуждений, которые являются результатом рациональной деятельности человека. Также логика изучает язык как средство мыслительной деятельности.

Логика как наука зародилась в Древней Греции как часть философии. История развития науки охватывает 2,5 тысячелетия и ее можно поделить на 2 периода:

Формальная традиционная логика – развивалась в период с IV века до новой эры - середине XIX века. Традиционная логика в свою очередь делится на этапы.

1. Предмет формальной логики и ее значение. Понятие логической формы.

2. Исторические этапы развития логической науки.

3. Взаимосвязь логики и философии. Логика формальная и диалектическая.

1. Одной из важнейших и существеннейших характеристик человека является та, что он обладает сознанием, а основой, сердцевиной сознания выступает мышление, заключающееся в способности человека отображать мир в логических формах, таких как понятия, суждения и умозаключения. Мышление принадлежит к тем сложнейшим явлениям, для изучения которых требуется целый спектр различных подходов, методов и приемов, в силу чего оно стало предметом исследования большой группы наук: философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности и др. Логика, а точнее сказать – формальная логика, к изучению которой мы приступаем, занимает в этом ряду одно из центральных мест.

Само название «логика» произошло от греческого слова «логос», принимавшего у древнегреческих мыслителей в зависимости от контекста различные значения: «мысль», «слово», «учение», «закон» и др. Это обстоятельство не могло не сказаться и на смысловом значении термина «логика», который до сих пор используется не только для обозначения науки о формах и правилах мышления, но и для характеристики самого процесса мышления (когда говорят, к примеру, о логичности тех или иных мыслительных выводов или отсутствии логики в тех или других высказываниях). Слово «логика» зачастую также употребляют для выражения закономерностей развития тех или иных событий и процессов (когда говорят о «логике развития ситуации», «логике вещей» и т.д.).

В отличие от других наук о мышлении формальная логика исследует его, прежде всего, со стороны тех форм, в которых оно существует и реализуется в языке. При этом содержательный аспект мышления, хотя и учитывается, но не является предметом специального анализа. Иначе говоря, изучаемая нами научная дисциплина в первую очередь изучает формальные условия надежного и доказательного мысленного вывода, обеспечивающие результативность мышления как средства познания окружающего мира.

Конечно, было бы наивно утверждать, что способность правильно, т.е. логично, мыслить появляется только в результате изучения логики. Напротив, сама логика возникла в результате внимательного изучения мыслительной и, соответственно, речевой деятельности людей. В то же время изучение логики, законов и приемов мыслительной деятельности значительно повышает культуру мышления, способствует развитию четкости, стройности, последовательности и доказательности рассуждений, аргументированности и убедительности выводов. Минимум логических знаний, приобретаемый студентами в учебном курсе логики, делает их интеллектуальную деятельность не только более основательной, но и более экономной, так как помогает выйти за пределы конкретного материала, частных случаев и увидеть в них общее и закономерное. У человека, стремящегося к совершенствованию своих знаний и умений, к повышению уровня своей профессиональной деятельности, возникает потребность размышления о сущности того дела, которым он занимается. Не является исключением и интеллектуальная деятельность, которая составляет основу профессиональной деятельности не только ученого, писателя, но и юриста, экономиста, инженера и других специалистов. И здесь не обойтись без знания законов и правил мышления, обеспечивающих его истинность, т.е. логики.

Наконец, знание логики позволяет человеку обезопасить себя, а также часто и других людей от попыток ввести их в заблуждение путем различных логических уловок – софизмов. Такие попытки предпринимались еще в глубокой древности и имеют место до сих пор, причем часто носят корыстный характер. Уметь увидеть и раскрыть логическую несостоятельность таких попыток и тем самым предупредить серьезные ошибки, которые могут привести к отрицательным последствиям, помогает изучение логики как науки о мышлении, ведущем к истине.

Как уже отмечалось выше, формальная логика имеет дело, прежде всего, с логическими формами и законами их связей. Логические формы представляет собой исторически сложившиеся устойчивые способы выражения мыслей и связей между ними. В каждом мыслительном акте можно вычленить предмет мысли и то, что мыслится об этом предмете – его свойствах, состоянии, действиях, отношениях с другими предметами. Мысль о предмете, выраженная в такой логической форме, как понятие, вступает в логические связи с другими мыслями в логических формах суждения и умозаключения. На их основе в свою очередь строятся гипотезы, доказательства, опровержения и другие логические рассуждения.

Связь элементов (форм) мысли носит устойчивый характер, обусловленный исторически сложившейся внутренней структурой мыслительного процесса. При этом важно подчеркнуть, что свои формальные операции и законы логика как наука не изобретает произвольно, а лишь отражает и формулирует в них объективно закономерные отношения между структурными элементами мысли. Эти отношения, в конечном счете, определяются наиболее общими свойствами реальной действительности. «...Логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира».

Между тем свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности (существовании в уме до всякого опыта), а указывает лишь на то, что она отражает простейшие, наиболее массовидные свойства и отношения реального мира, общие для всех его вещей и явлений. Поэтому и отражающая эти свойства и отношения логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не подрывает, а еще больше подтверждает ее объективное содержание.

Человеческие знания, выраженные посредством мыслей, представляют собой отражение внешнего мира, своеобразную «копию» объективного оригинала. Однако в самом внешнем мире логической формы нет, она существует только в мышлении, выражает его внутреннюю структуру. Поэтому неправомерно стремиться обязательно найти для каждой специфической «фигуры», выражающей логическую форму ее аналог во внешнем мире, ибо это приводит к стиранию качественного различия между внутренним строением мысли и объективным ходом вещей.

Логика действительно абстрагируется от предметного содержания мысли, она лишь стоит на страже формальной правильности нашего мышления. Однако такая правильность, в конечном счете, определяется объективным содержанием мыслей и потому в свою очередь обусловливает объективную истинность наших знаний о мире. Иллюзия формальной правильности при ложном содержании получается только в результате отрыва логической формы от фактического обоснования мысли.

Логика призвана изучать исторически сложившуюся, проверенную практикой логическую форму, в которой выражено истинное знание. Правда, формальная логика не исследует всех условий достижения истины, но она неизменно предполагает эту истинность, ибо ложное содержание мысли, как правило, нарушает логическую форму, и наоборот – нарушение логической формы ведет к ложному выводу.

2. Формальная логика – одна из древнейших наук. Изучением логических форм занимались философы еще в XI–V веках до н.э. Они разрабатывали некоторые вопросы структуры мышления и языковых грамматических форм, в которых оно реализуется. Это было связано прежде всего с запросами развития ораторского искусства и ведения дискуссий по различным вопросам жизни государства, этики и эстетики. Наиболее распространены были такие дискуссии на родине античной демократии – в Древней Греции, где выдающиеся ораторы пользовались большим уважением. Другим важным стимулом развития логики были запросы становящегося научного знания, особенно математики.

В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), Сократ (469 - 399 до н.э.), Платон (427- 347 до н.э.). Однако основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - Аристотель (384–322 до н.э.). Он впервые обстоятельно и всесторонне исследовал основные для науки логики вопросы: систематизировал формы мышления − понятие, суждение, умозаключение, сформулировал логические законы − закон тождества, противоречия, исключенного третьего, вывел логические правила дедуктивного умозаключения и доказательства. Ему принадлежат шесть логических трактатов, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон» (орудие, метод исследования).

Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, по его мнению, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира. Логику он рассматривал как науку об утверждении истины и опровержении ложных суждений, искажающих действительное положение вещей.

В средние века, когда философию превратили в служанку теологии (богословия), логика Аристотеля была оторвана от объективной основы и подчинена интересам богословия. Однако логические исследования, отстаивающие материалистические основы учения о мышлении и познании, продолжались. В работах, например, таджикского философа Ибн-Сины (Авиценна) (980–1037) развиваются основные принципы логики Аристотеля.

Зарождение капитализма, развитие промышленности, мореплавания и торговли в Новое время (XVI–XVII вв.) поставили новые задачи научного познания природы и самого мышления. Аналитический подход к окружающему миру определил развитие индуктивной логики как метода выведения из опытного знания об единичных общих положений для целых классов явлений. Это способствовало массовому открытию законов науки. Разработка этого нового направления в логике связана с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561–1626).

В дальнейшем логика разрабатывалась многими мыслителями, среди которых необходимо отметить французского философа и математика Рене Декарта (1596–1650), углубившего аристотелевское учение о дедукции, немецкого философа и математика Готфрида Лейбница (1646–1716), сформулировавшего четвертый логический закон – закон достаточного основания. Ему же принадлежит идея перевода логики на язык математики с целью облегчения проверки истинности результатов мышления. Он, в частности, писал, что единственное средство улучшить наши умозаключения это сделать их, как у математиков, наглядными, так, чтобы свои ошибки находить глазами, и, если среди людей возникнет спор, нужно просто сказать: «Посчитаемся, тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав». Идея Лейбница о возможности и продуктивности сведения логических рассуждений к вычислениям в течение многих лет не находила развития и применения.

Успехи опытного естествознания XVI–XVII веков характеризовались прежде всего развитием математики и механики земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался и на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, то есть распространили их действие не только на мышление, но и на внешний объективный мир. Логическая форма рассматривалась в качестве принципа бытия.

Исходным принципом метафизики был объявлен формально-логический закон непротиворечия. Недопустимость логического противоречия в нашем мышлении толковалась как доказательство отсутствия реальных противоречий в самой действительности. Все явления природы представлялись тождественными себе и непротиворечивыми внутри себя. Метафизика извращала тем самым предмет и характер законов формальной логики.

Против абсолютизации законов логики выступили с идеалистических позиций немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Так, И. Кант обычную логику трактовал сугубо формалистически, в полном отрыве от содержания мысли. Он выдвинул иной тип логики (трансцендентальной), в которой логические формы рассматриваются как априорные (существующие до всякого опыта, т.е. врожденные) свойства рассудка, обусловливающие возможность всеобщего и необходимого знания явлений опыта (сущность вещей, по Канту, непознаваема). Помимо трансцендентальной логики Кант признавал и существование «чисто формальной» логики, которая имеет дело с «чистыми формами мышления».

Обстоятельную критику кантовского априоризма (и агностицизма) дал Г. Гегель В то же время он критически относился вообще к формальной логике как «метафизической». Свое отношение к формальной логике он строил исходя из объективно-идеалистически понятого положения о тождестве законов мышления и бытия. Законы мышления, по мнению Гегеля, носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности, определяя ее развитие. Но такой универсальной логикой должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития абсолютной Идеи (мировой Мысли), «инобытием» которой является внешний мир.

К. Маркс и Ф. Энгельс стремились очистить гегелевскую диалектику от мистической оболочки, органически соединить ее с материализмом. С этих диалектико-материалистических позиций К. Маркс и Ф. Энгельс установили подлинный смысл формальной логики, ее место и роль в системе научного знания. Отбрасывая метафизику, они не отрицали формальную логику; напротив, подчеркивали ее большое познавательное значение как метода движения мысли от известного к познанию неизвестного.

С конца XIX века формальная логика шагнула далеко вперед. В XX веке возникла математическая логика, которая, опираясь на указанную выше идею Г. Лейбница, широко применила метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций (Б. Рассел, Д. Гильберт, В. Аккерман и др.). Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и проч. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли отечественные математики А. П. Колмогоров, А. А. Марков, П. С. Новиков и другие.

Однако математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. За формальной логикой остаются свои познавательные функции и весьма важная методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины. Изучение естественной логики мыслительного процесса, знание логических форм, выраженных в обычном словесном языке, и логических законов, ими управляющих, сохраняют свое значение для формирования логической культуры всякого образованного человека.

3. Формальную логику часто называют элементарной, и это название в целом правильно выражает ее природу и познавательную роль. Однако элементарное в нашем сознании нельзя представлять как нечто примитивное. Элементарное − это более или менее простое, исходное, но именно потому оно является обязательным, непременным моментом в системе человеческих знаний. Так и правила формальной, или элементарной, логики составляют начальный и совершенно необходимый момент в структуре познающего мышления.

Вместе с тем анализ одной лишь формальной правильности мышления свидетельствует об ограниченности задач формальной логики по сравнению с логикой диалектической, исследующей условия соответствия наших мыслей объективной действительности не только формально, но и содержательно.

Обеспечивая логическую правильность нашей мысли, формальная логика вносит свой вклад в научную теорию познания, хотя она не охватывает всех сторон познавательного процесса. Одно следование законам формальной логики не обеспечивает познания истины. Соблюдение этих законов необходимо, но оно не решает всех задач научного познания, не анализирует всей полноты условий достижения объективной истины. Требования формальной логики нельзя игнорировать, потому что без них невозможно выводное знание, но было бы ошибочным и абсолютизировать их (считать не только необходимыми, но и достаточными), впадая тем самым в метафизику.

Материалистическая диалектика преодолевает ограниченность формальной логики, логическую форму она рассматривает в единстве с конкретным содержанием наших мыслей и только в этой неразрывной связи решает вопрос о соответствии их объективному ходу вещей. Преодолевая «узкий горизонт» формальной логики, диалектическая логика дает ей теоретико-познавательную основу, определяет место среди других наук, ее познавательное значение, природу основных логических положений и границы их применения. Диалектика не устраняет формальной логики, а только лишает ее законы абсолютного значения.

Она поднимает наше мышление на более высокую ступень. Но и здесь в процессе познания противоречивой сущности вещей требование логической стройности мысли остается правомерным и необходимым. На каждом уровне научного познания диалектика не только «уживается» с формальной логикой, но подчеркивает ее необходимость, показывает, что без изучения формальной логики нельзя овладеть диалектическим способом мышления. Для усвоения диалектического метода необходимо в качестве предпосылки научиться элементарно правильному мышлению без нарушения законов и правил формальной логики. «...Кто не умеет мыслить логически последовательно и непротиворечиво, тот не сумеет мыслить и диалектически», – писал известный отечественный философ Б.М.Кедров.


Top