Онегин и Ленский: сравнительная характеристика. Любовь в понимании Онегина и Татьяны (по А.С

В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин», помимо самого Онегина, существует еще один главный герой. Таковым является сам автор романа в стихах. На протяжении всей линии повествования Пушкин находится в свободной беседе с читателем, то и дело прерывая ту или иную сюжетную зарисовку своими комментариями.

Может показаться, что Пушкин присутствует везде, где есть Онегин; будто свысока наблюдает за своим героем. Поэтому, говоря о Пушкине и Онегине, одни литературоведы ставят между ними знак равенства, а другие утверждают, что эти фигуры абсолютно противоположны.

Итак, из романа в стихах о Пушкине мы узнаем почти столько же, сколько и об Онегине. Когда автор в начале произведения рассказывает о своем герое, читатель понимает, что эти две личности во многом похожи. Оба дворянского происхождения, они разочаровались в нынешней действительности, потеряли интерес к жизни:
«Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...»
На этом их сходства заканчиваются. Гораздо больше можно сказать о различиях между личностями Пушкина и Онегина.
Пушкин воспитывался в семье, а летом был в гостях у своей бабушки, Марии Ганнибал. У поэта было хорошее, светлое детство. Онегин же рос без матери, а его отец, легкомысленный чиновник, не обращал никакого внимания на сына, поручив его воспитание французским учителям, которые почти ничему не научили юного Онегина. Вполне возможно, что именно детство заложило в герое фундамент для развития таких качеств, как презрение ко всему окружающему, злоба, резкость и хладнокровие.

Пушкин, в свою очередь, получил качественное образование, развил в себе поэтические начала. Для Пушкина поэзия являлась предназначением, долгом человека искусства, он называл ее «высокой страстью». Онегин изначально же не был приобщен ни к чему высокому, поэтому «не мог ямба от хорея отличить», и к поэзии относился весьма равнодушно.

Если говорить о театре, как о разновидности высокого, то Пушкин посещал концерты с целью духовного обогащения внутреннего мира и саморазвития, чего не скажешь об Онегине: «Входит,...идет по ногам...лорнет наводит на дам...потом, едва взглянув на сцену,...отвернулся и зевнул». Для Евгения такое мероприятие - не более чем лишний способ взаимодействия с дворянским обществом.

У двух сопоставляемых фигур различается также в корне отношение к труду и любой целенаправленной деятельности. Если А.С. Пушкин мог днями и ночами сидеть, подбирая наиболее четкое и подходящее слово, позволяющее создать яркий, запоминающийся образ в стихотворении или ином произведении, то Евгений Онегин, которому с детства доставалось все готовенькое, на блюдечке с голубой каемочкой, не хотел и не умел трудиться: «Упорный труд ему был тошен». Он был способен лишь потреблять жизнь, людей, а также чувства.

Чувства, еще один аспект в сравнении А.С. Пушкина и его героя Евгения Онегина. Значение любви для Пушкина невозможно выразить словами, хотя ему это удавалось. Под властью любви Пушкиным написаны множество замечательных стихотворений, составивших любовную лирику поэта. Пушкин говорит о любви как о вещи небесной, всемогущей, которая способна заставить людей совершать невероятные, порой импульсивные поступки.

У Онегина же отношение к любви, как и ко всему, - потребительское. Он крутит романы на один день и не способен отличать истинную любовь от любви для людей и на людях. Для Онегина любовь - «наука страсти нежной» . Ключевое слово здесь -наука. Для Пушкина, да и по общепринятым неписанным нормам, любовь не терпит научного подхода, и точные законы к ней не применимы. В любви все сложнее, чем кажется. Но у Онегина изначально сформировано неверное представление о любви и чувствах в общем. Так, даже дружеские отношения Онегин не воспринимает всерьез и убежден, что друзья для хорошей жизни не нужны. Когда Евгением овладевает хандра, ему «надоедают друзья». У Пушкина такое выражение вызвало бы недоумение и сожаление, ведь кто, как не Пушкин умеет ценить своих друзей! «К Каверину», « К Чаадаеву», «Пущину», «19 октября», - все эти стихотворения были написаны в честь тех, без кого Пушкин не стал бы тем, кем он стал.

Итак, сравнивая Пушкина и Онегина, можно увидеть, что,несмотря на то, что они оба дворяне, образ жизни Пушкина соответствует его личности - он развивается духовно, творит бескорыстно, и не идет на поводу у толпы. Наоборот, личность Онегина разительно отличается от того «меню» жизни, по которому она живет. Онегин не знает, куда податься, что бы такое сделать. А ведь он ощущает, что в нем есть потенциал, но только читателям романа известны истинные его масштабы. Это видит сам автор, однако относится к герою иронически, не желаю как - либо навязывать свою точку зрения.

Наконец, мы подошли к вопросу о свободе. Кто же из героев по-настоящему свободен? Ответ очевиден.

Онегин обладает внешней свободой - он сам себе хозяин, никому ничего не должен, идет туда, куда ему вздумается. Но у него нет главного - внутренней свободы, понимания себя, гармонии с собой. Он пытается найти свое место в этой жизни, а внутри его переполняют противоречия. А когда Онегин начинает анализировать свои поступки в прошлом, он испытывает не что иное, как разочарование, сожаление и приходит к осознанию бессмысленности своих действий. Это и делает Онегина несчастным.

Пушкин же, наоборот, хоть и стеснен физически (постоянные ссылки, угрозы цензуры), но духовно - свободен. Он осознал свое предназначение, разобрался в себе и, самое главное, научился быть независимым. Пушкин так и называл такое состояние - внутренняя свобода. Жаль, он Евгению Онегину ее постичь не дано.

1. История создания

Роман был написан в течение 7 лет (1823-1830 гг.)

Главы появлялись в следующем порядке:

1 глава - отдельная книжка - 1825 г.

2 глава - 1826 г.

3 глава - 1827 г,

4 и 5 главы - в начале1828 г.

6 глава - в марте1828 г.

7 глава - в марте 1830 г.

8 глава - в1832 г.

В 1833 г. в первое полное издание романа Пушкин включает кроме 8 глав «Отрывки из путешествия Онегина».

В 1830 г. в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы, и до нашего времени дошли только отдельные отрывки из черновиков. Поэтому в современные издания романа 10 глава не включается.

2. Главные герои

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Образование и воспитание

Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее.

Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.

Состояние души, отношение к человеческим ценностям

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей-он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.

Нет: рано чувства в нем остыли

Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Жизнь в деревне, отношения с соседями

Приехав в деревню, Онегин ищет прило­жения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя рез­кой чертой от окрестных помещиков.

А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разоча­рование.

Ленского отличает восторженно-мечтатель­ное отношение к жизни, душевная простота и наивность.

Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».

Представление о цели и смысле жизни

Не верит ни в какую высокую цель.

Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.

Поэтическое творчество и отношение к нему героев

Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией.

Ленский - поэт.

Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немец­ких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туман­на даль, и романтические розы...»

История любви

Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви.

Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль . Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля. Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня , которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна . Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою... », и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:

Что отличает Татьяну от представительниц своего круга

Татьяна в сравнении с Онегиным

Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.

Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.

Основа мира Татьяны - народная культура.

Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.

В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.

Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.

Татьяна чем-то похожа на Онегина:

Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.

Интуиция, проницательность, природный ум.

3. Сюжет и композиция

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.

Давайте понаблюдаем вместе:

«Первый виток» - Онегин

«Второй виток» - Татьяна

знакомство читателя с Онегиным: происхожде­ние и детство героя, воспитание, образование,об­раз жизни;

отъезд Онегина из деревни;

описание кабинета Онегина в Петербурге;

описание кабинета Онегина в его дере­венском доме, который посещает Татьяна;

переезд в деревню, что связано с двумя при­чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге);

болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;

«реформаторская» деятельность в деревне;

замужество Татьяны;

знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной;

встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;

письмо Татьяны к Онегину;

письмо Онегина к Татьяне;

объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?);

объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).

сон Татьяны;

именины Татьяны;

дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в раз­витии событий в романе. Далее события как бы по­вторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»).

Обратите внимание, что некоторые эпизо­ды полностью повторяются. Это неслу­чайно. Такой прием позволяет автору по­казать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.

Два письма

Обратим внимание, что:

Оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.

Каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.

Проведем сравнение текста писем:

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразил.

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть...вот блаженство!

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Но так быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Два объяснения

В саду - Онегин :

В гостиной - Татьяна:

И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства.

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена.

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я поймет;

К беде неопытность ведет.

А нынче! - что к моим ногам

Вас привело? Какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

4. Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)

Две столицы в романе

Санкт-Петербург

Москва

Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность.

Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет».

Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые...

Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...»

Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою».

Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки...

Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.

Провинциальное дворянство

Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.

Дядя Онегина

«Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».

Ларины

«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».

Мать Татьяны

«Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».

Гости на именинах Татьяны

Глава 5 строфа 25, 26

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков».

«Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов».

«Уездный франтик Петушков».

«И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».

«На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...»

«.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»

Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.

5. Почему герои не находят счастье?

Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна - «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Онегин - «Нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут «ни общих мнений,ни страстей».

Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы

Невозможность бороться за свое счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято.

Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идет на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что его ославят как труса сплетники.

Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга.

Все эти причины мешают счастью героев.

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского позволяет глубже понять сущность обоих персонажей и раскрыть образы героев максимально полно.

Две разные натуры

Автор знакомит нас с Евгением, детально описывает события из его детства, даёт представление о тех ценностях, чертах характера, которые могли сформироваться у человека, окружённого чрезмерной заботой, неограниченной роскошью и воспитанием учителя, которому чужда русская культура. Он родился в Петербурге, был изнежен и избалован гувернанткой и учителем-французом, но не знал родительской любви, не был близок с отцом.

Взросление Ленского прошло под влиянием немецкой культуры, либерализма, вольнодумства. Он получил отличное серьёзное образование, применяет на практике все свои знания, полон задумок, планов, надежд и мечтаний.

Оба персонажа живут в достатке: Евгений наследник всех своих родственников (он единственный ребёнок в семье), Ленский управляет имением, которое – плод многолетней работы его семьи.

“Они сошлись…”

Точный портрет Онегина автор не даёт, основное внимание он уделяет натуре молодого дворянина, его внутреннему миру. Мы знаем, что он привлекателен, ужасный модник, много времени проводит перед зеркалом, похититель женских сердец, соблазнитель (а значит – внешность у героя более чем приятная).

Внешность Ленского описывается более детально: у него длинные чёрные волосы до плеч, он очень красив и романтичен. К тому же – Владимиру всего 18 лет, он горяч, страстен, эмоционален (в нём “играла жизнь, кипела кровь”), что делает его образ особенно притягательным.

В Евгении нет жизни, нет жажды познаний, впечатлений, отсутствуют всякие чувства; Ленский, напротив, – полон чувств, он тончайший романтик, поэт, ранимая душа.

Онегин склонен к публичности (хотя светская жизнь ему стала неинтересна), а Ленский – тихий домосед, светские развлечения он считает пустой тратой времени.

Онегин – циник, умелец “язвительно злословить”, он не имеет друзей, ему чужды тёплые отношения с кем бы то ни было. Ленский верит в дружбу, полон высоких идеалов из романтической литературы. Образование Ленского и Онегина открывало им любую сферу для своего будущего: службу, науку, творчество, но первый выбрал управление имением, а второй – полную бездеятельность, праздное времяпрепровождение.

Сопоставительная характеристика

Цитатная и содержательная характеристика героев по плану позволяет более наглядно сравнить двух персонажей. Она представлена в таблице:

Евгений Онегин Владимир Ленский
образование Получал домашнее образование, вполне сносное по тем временам: отлично владел французским, поверхностно разбирался в латыни, читал книги по экономике. Выучился в престижном университете в Германии, склонен к литературному творчеству, к философствованию, пишет стихи.
характер Онегин – равнодушный, спокойный, циничный, высокомерный, холодный, ленивый, беспринципный. Владимир – умный, честный, немного вспыльчивый, активный, чувствительный, эмоциональный, романтичный и немного наивный.
отношение к любви Онегин видит любовь как ненужное чувство, простое и низменное, оно связано с предательством и изменой. Он сердцеед и ловелас, не верит в настоящую любовь.”…рано чувства в нём остыли”. Ленский воспитанный на германском романтизме искренне верит в любовь, в судьбу, полон эмоциональности и романтичности.
отношение к дружбе Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка.(“друзья и дружбы надоели”) Верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеализирует эту сферу.(“Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы…”)
чтение и литература Ни в чтении, ни на писательском поприще Евгений не нашёл себя, ему “тошно” от стихосложения, а романтические книги повергают в скуку. Читает книги по экономике, чтобы понимать государственное устройство. Поэзия – его любимое ремесло, в нём он выражает свою тонкую натуру. Много читает, “поклонник Канта”.
отношение к работе Евгений не состоит на службе, не занимается управлением, хозяйством. Он расточителен, не интересуется совершенно ничем. Положение позволяет жить в полном безделье, это значительно влияет на его образ жизни. Опытный хозяин, отлично справляется с большим именьем, везде успевает. Активен и неутомим: ищет себя.

Любовь в понимании Онегина и Татьяны.

(по А.С. Пушкину «Евгений Онегин»)

В своем сочинении я хочу разобраться и понять, что значит любовь для Онегина и Татьяны. Хочется понять, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

Евгений Онегин – неординарная фигура. Он имеет успех в обществе, популярность у дам, но, тем не менее, почувствовал скуку и уехал в деревню. В этом сложном духовном явлении, именуемым Евгением Онегиным, есть два главных центра. Один из них – равнодушие, охлажденность, другой центр описан в первой главе «но в чем он истинный был гений» - и далее следует характеристика Евгения, как «гения любви». В начале ее можно принять за иронию, усмешку, донжуанство героя. Мы видим свободного, модного, пылкого повесу, отступника модных наслаждений, врага и расточителя порядка.

Он не видит ни в чем смысла, равнодушен ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости. Ему чуждо чувство любви, знакома лишь «наука страсти нежной». Трудно предположить, что через несколько лет этот черствый персонаж постигнет самозабвенное, непосредственное, поэтическое чувство. Ну, а пока он видит в девушках только потенциальных невест, планирующих, как после свадьбы потратить его состояние. Ольгу и Татьяну он воспринял точно также. Он удивился, узнав, что его друг (Ленский) влюблен в Ольгу:

Когда б я был, как ты, поэт

В чертах у Ольги жизни нет

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Он признался, что если бы был поэтом, выбрал бы Татьяну. Он не поэт, но замечает индивидуальность, необычность героини. Она привлекла его интерес своей таинственностью, малоуловимостью, одухотворенностью, глубиной. Нот он только выделил ее из двух сестер, ничего более. Другого интереса девушка у него не вызвала. Но его душу, не способную к глубоким чувствам, задело письмо Татьяны:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил.

Прочитав письмо, Онегин почувствовал волнение души, он давно, а, возможно, и никогда не знал настоящего глубокого чувства, которое бы так волновало его. «Быть может чувствий пыл старинный им на минуту овладел», но Евгений вернулся с облаков на землю, переборов чувства, решил, что они не подходят друг другу, не решился испытать судьбу. Герой наделен умом, поэтому действует разумно, осознанно, но любовь и разум – разные вещи. Бывают моменты, когда нужно «отбросить в сторону» расчет, голову, а жить сердцем. Сердце же Евгения «заковано цепями» и разбить их очень сложно.

После смерти Ленского мы не видим героя, он уезжает, а возвращается совершенно другой, противоположный. Мы не знаем, что произошло с героем о время его путешествия, о чем он думал, что понял, почему «снял оковы с сердца», но мы видим другого человека, способного чувствовать и любить, переживать и страдать. Возможно, он понял, что неправильно поступил, отвергнув Татьяну, что зря решил не пробовать жить сказочной, воздушной жизнью, которой так восхищался Ленский, но вернуть ничего нельзя, и образ Тани «тает» в памяти Онегина.

Его встреча с Татьяной в Петербурге была для него неожиданностью:

«Ужели, - думает Евгений: - ужель она?..» оба героя изменились за эти 2 года. Татьяна следует совету Евгения:

«Учитесь властвовать собою,

не всякий вас, как я, поймет,

к беде неопытность ведет».

Евгений же становится чувственным и ранимым. Он влюбляется: считает часы до встречи с Таней, увидев ее, теряет дар речи. Героя переполняют чувства, он угрюм, неловок, но это не трогает душу Татьяны:

Неловкий он едва-едва

Ей отвечает голова

Его полна угрюмой думой.

Угрюмо смотрит он. Она

сидит, покойна и вольна.

Во всех поступках Евгения видна неопытность, он никогда не любил так, как это было сейчас. Свою юность – пору любви – он прожил жизнью взрослого, строгого равнодушного мужчины. Теперь же, когда эта пора прошла, и пришло время настоящей взрослой жизни, любовь делает его мальчишкой, неопытным и безумным.

В тоске любовных помышлений

И день, и ночь проводит он.

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснется горячо

Ее руки, или раздвинет

Пред нею пестрый полк ливрей,

Или платок подымет ей.

Онегин радуется каждой минуте жизни, проведенной рядом с Татьяной. Не обращает внимания на свой облик, болезненное состояние:

Бледнеть Онегин начинает:

Ей иль не видно, иль не жаль,

Онегин сохнет – и едва ль

Уж не чахоткою болеет.

Каждым своим поступком Евгений хочет заслужить внимание, нежный взгляд Татьяны, но она бесчувственна и холодна. Все свои чувства она спрятала далеко-далеко, она «заковала сердце цепями», как это когда – то делал Онегин. Нынешняя жизнь Тани – это маскарад. На ее лице маска, которая выглядит вполне естественно, но не для Евгения. Он видел ее такой, какой никто из окружающих ныне людей. Он знает нежную и романтичную, наивную и влюбленную, чувствительную и ранимую Таню. Герой надеется, что все это не могло бесследно исчезнуть, что под этой маской скрывается настоящее лицо девушки – деревенской Татьяны, выросшей на французских романах и мечтающей о большой и чистой любви. Для Евгения все это было очень важно, но постепенно надежда таяла, и герой решил уехать. На последнее объяснение с Татьяной он «идет на мертвеца похожий». Страсть его подобна страданиям Тани в 4 главе. Когда молодой человек пришел к ней в дом, то увидел настоящую Таню без маски и притворства:

…Простая дева

с мечтами, сердцем прежних дней,

теперь опять воскресла в ней.

Мы все видим, что деревенская Таня жива, и ее поведение лишь образ, жестокая роль. Теперь перенесемся в деревню и попытаемся понять, что значит любовь для Тани в начале и в конце романа.

Татьяна, как и Онегин, была чужой в семье. Она не любила шумные игры, застолья, никогда не ласкалась к родителям. Таня жила в другом, параллельном мире, мире книг и мечтаний.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Татьяны любовь более властной. В Онегине она увидела все лучшие стороны литературных героев, она влюбилась в образ, созданный писателями, обществом и самой Татьяной. Она живет мечтой, верит в счастливый конец романа, именуемого жизнью. Но мечты рассеиваются, когда Евгений отвечает на ее письмо, флиртует с Ольгой, убивает друга. Тогда Татьяна понимает, что мечты и реальность – разные вещи. Герой ее мечтаний далек от человечности. Мир книг и мир людей не могут существовать воедино, их нужно разделять. После всех этих событий Татьяна не страдает, не старается забыть возлюбленного, она хочет его понять. Для этого девушка посещает дом Евгения, в котором она узнает другие, тайные стороны Онегина. Только сейчас Таня начинает понимать, осмысливать поступки героя. Но она поняла его слишком поздно, он уехал, и неизвестно увидятся ли они еще. Возможно, девушка так бы и жила мечтами о встрече, изучением его души, проводя время в его доме. Но произошло событие, изменившее жизнь Тани. Ее увезли в Петербург, выдали замуж, разлучили с родной природой, книгами, деревенским миром с рассказами и сказками няни, с ее теплотой, наивностью, сердечностью. Все то, с чем ее разлучили, составляло любимый круг жизни героини. В Петербурге она никому не нужна, ее провинциальные взгляды кажутся там странными и наивно смешными. Поэтому Таня решает, что лучшим в данном случае будет спрятаться под маской. Она прячет свои привязанности, становится образцом «безупречного вкуса», верным снимком благородства, изысканности. Но, я уверена, что Таня постоянно вспоминает ту безмятежную жизнь, полную надежд и мечтаний. Она помнит любимую тихую природу, помнит Евгения. Она не старается «похоронить» деревенскую Таню, а просто не показывает ее окружающим. Мы видим, что внутренне Таня ничуть не изменилась, но теперь у нее есть муж, и она не может безрассудно отдаться любви.

Размышляя над тем, что значит любовь для Татьяны в конце романа, (так как мы уже поняли, что в начале любовь играла большую роль в жизни героини) я пришла к такому выводу. Таня осталась той же, поэтому иногда позволяет себе задуматься, помечтать о другой жизни, полной любви и нежности. Но она, выросшая в духе патриархального дворянства, не может разорвать брачные узы, не может строить свое счастья на несчастье своего мужа. Поэтому она предается воле судьбы, отвергает любовь и живет в мире, полном лжи и притворства.

В начале романа, когда счастье героев кажется таким близким, Онегин отвергает Татьяну. Почему? Просто потому, что он не только жесток, но и благороден. Он понимает, что счастье будет недолгим и решает отвергнуть Таню сразу, чем постепенно мучить ее. Он видит безнадежность их отношений, поэтому решает расстаться, не начав от ношений. В конце романа ситуация меняется, герой живет своей любовью, она значит для него очень много. Но теперь решающее слово за героиней. Но и она отказывается от отношений. Опять же, почему? Девушка воспитана по старинным обычаям. Изменить мужу, уйти от него для нее невозможно. За этот поступок ее бы осудили все: семья, общество, а, в первую очередь, она сама. Мы видим разные характеры героев, воспитание, мировоззрение, различное отношение к любви. Чтобы их соединить, нужно изменить все эти качества, все эти данные, но тогда мы увидим не Евгения Онегина и Татьяну Ларину, а совершенно других героев, с другими качествами. Но кто может поручиться, что этих людей потянет друг к другу, как наших героев?

Испытания в дружбе Онегин не выдержал. А в любви? Из I главы романа видно, что в юности Онегин еще не любил — он только забавлялся искусной игрой. Но может быть, его любили? Трудно сказать. Почти наверняка, любовь Татьяны, при всей ее романтичности, — это первая истинная любовь, которая встретилась Онегину в жизни. Понял ли это Онегин? На этот вопрос нельзя ответить ни «да», ни «нет».

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

Из этих строк ясно, что многое Онегин понял. Ведь он с первого взгляда заметил, что Татьяна — недюжинный человек, почувствовал к ней интерес и несомненную симпатию. Но Евгений был слишком опустошен, слишком ленив духовно, слишком слеп, при всей своей проницательности, чтобы понять, что такая драгоценность, как любовь Татьяны, не будет попадаться на дороге ежедневно. И, что особенно важно, растеряв в юности свежесть первого чувства, он еще не выстрадал права на настоящую любовь. Недаром автор в I главе не употребляет слова «любовь», а заменяет его фразой «чувствий пыл старинный». Необычайно отчетливо облик Онегина раскрывается в сцене объяснения с Татьяной (IV гп.). Сам Онегин называет этот монолог «исповедью», автор — «проповедью» (так проповедовал Евгений»). Татьяна восприняла эту «исповедь» как «урок»: более того, в своем последнем монологе она вспоминает «колкость … брани» Онегина. Очевидно, справедливы в равной мере все эти оценки. Исповедью монолог Онегина является потому, что герой романа честно, искренне раскрывает в нем свою душу — охлажденную, опустошенную, очерствевшую «в мертвящем упоенье света». Но вместе с тем это и проповедь, ибо Онегин становится в позу ментора и читает мораль влюбленной в него девушке. А выражение Татьяны «колкость вашей брани» скорее всего связано с воспоминанием о последних назидательных словах Евгения:

Полюбите вы снова: но…

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет».

Сам Онегин ощущал, насколько обидны для бедной Тани эти слова,
поэтому прежде чем их произнести, он обращался к ней:
Послушайте ж меня без гнева …
Говоря Татьяне: «Полюбите вы снова», — Онегин основывается на своем личном опыте. Он не встречал еще женщины, которая могла на всю жизнь полюбить одного человека.
Предположение Онегина, что Татьяна способна еще к кому-то обратиться с таким же пылким, доверчивым признанием, без сомнения, обидно и оскорбительно для нее.
Сам Онегин не умел глубоко любить и никогда не испытывал страданий, связанных с чувством любви (коткажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть»), поэтому не представлял себе, как сильно можно страдать от неразделенной любви. Вот почему монолог Онегина отличался блеском, изяществом, красноречием. Эти черты изысканной, свободно льющейся речи показывают высокий ум и благородство, но усиливают впечатление холода и безразличия.
Любопытно, что сразу же вслед за изображением свидания Татьяны с Онегиным Пушкин начинает говорить о дружбе, родстве, верности и неожиданно заключает:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Разумеется, это не убеждение поэта, а тонкая насмешка над эгоизмом, пустившим такие глубокие корни в людях типа Онегина. Онегин не смог выйти из эгоистического мира своего разочарования, своей скуки и откликнуться на живой, искренний призыв Татьяны. Любовь настоящая, первая и, очевидно, единственная явилась позже, когда Онегин прошел тяжкие испытания: трагическая гибель Ленского, горестные странствия по Руси многому его научили. Сложная эволюция героя раскрывается в VIII главе. После трагической гибели Ленского мы надолго расстаемся с Онегиным.

Новое появление Онегина на страницах романа сопровождается спором, в котором выявляется авторская точка зрения в отношении к Онегину его светских недругов. Автору важно высказать свое суждение о герое, изменившемся, ставшем ближе и дороже ему.

Но это кто в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

Мелькают лица перед ним…

Эта цепь вопросов — свидетельство того, как изменился Евгений и как он трагически одинок. В самом тоне нельзя не почувствовать окрашенного горечью, печалью сочувствия к Евгению. Так, точно он, — говорит с волнением поэт. Но тут же раздается совсем другой голос — кого-то из светской толпы:

Давно ли к нам он занесен?
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом.
Слова «занесен», «усмирился», «корчит», «щегольнет» выражают злобную насмешку и недоброжелательность. И Пушкин дает беспощадную, уничтожающую отповедь пошляку — «доброму малому», горячо защищает Онегина от нападок «самолюбивой ничтожности». И далее поэт ясно дает понять, что это удел целого поколения:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

Таким образом, было бы справедливо в VIII главе увидеть в Онегине человека, если не созревшего, то созревающего для деятельности более высокой, чем возня с самим собой и своей тоской. Его ускорила новая встреча с Татьяной. Пушкин передает глубокое волнение Онегина, вглядывающегося в незнакомую даму, так непохожую на всех остальных:

«Ужели», — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно … Нет …»
Показывая, как постепенно зарождается увлечение Онегина этой новой Татьяной, Пушкин подчеркивает: Евгения поражает и восхищает именно то новое, что появилось в ней.

Спазм перехватил горло Онегина. Куда девалась его светскость, его неизменное красноречие! И автор спрашивает: Что с ним? в каком он странном сне! Досада? суетность?. Несомненно, чувство, овладевшее Онегиным, — искреннее и сильное. Пушкиным впервые употреблено слова «любовь» применительно к Онегину. В этой внезапно вспыхнувшей любви нет ни игры, ни расчета, ни притворства. И все же новое чувство Онегина к Татьяне при всей его силе, напряженности — это еще не та большая, подлинная любовь, которая очищает и облагораживает человека. Всем сердцем симпатизируя своему герою, показывая его искренние сердечные муки, Пушкин, однако, показывает нам и эгоизм, и тщеславие Онегина. Как изменилася Татьяна! Не простота, безыскусственность, не ум и сердце Татьяны поражают его, а умение играть роль. Его мучит мысль о том, что он не увидел когда-то в простой девочке возможности превращения ее в блестящую аристократку. И он не понимает, насколько слеп и сейчас, не видя в «равнодушной княгине» все еще «влюбленной, бедной и простой» Татьяны.

Сложно, противоречиво, многогранно новое чувство Онегина: в этом чувстве, как и в личности героя, сплелось и дурное и хорошее, и подлинно человеческое и наносное, привычное, недостойное человека.

Эта двойственность находит отражение и в письме Онегина. Письмо Онегина с поразительной ясностью раскрывает диалектику его больной, страдающей души. С чего он начинает? С оскорбительных подозрений и ложных оправданий. Ведь надо и теперь еще остаться слепым, чтобы писать Татьяне:

Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю …

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел …
Начало письма напоминает «холодную» проповедь Онегина, где чувства скрываются под красивыми фразами. Так, вместо «любовь» Онегин говорит «искра нежности», вместо «был убит» — «несчастной жертвой Ленский пал». Однако далее в письме нарастает живая правда нестерпимого сердечного страдания, без всякой фальши:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Евгений перестал подбирать слова для выражения своих чувств; он говорит просто, сильно. С уст Онегина срывается и просторечие, грубоватое, но точно передающее то, что он хотел выразить:
… для вас
Тащусь повсюду наудачу …
Горечь, усталость, унижение выражены в одном этом слове «тащусь». Многозначительна и концовка письма. Она перекликается с письмом Татьяны, словно Онегин хочет ей напомнить прошлое, пробудить прежние чувства и вместе с тем показать, что он чувствует теперь то же, что раньше чувствовала она:

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле,

И предаюсь моей судьбе.

Неискренние, жалкие оправдания Онегина глубоко уязвили Татьяну. Она теперь гораздо яснее понимает Онегина; с ее мечтаний спал романтический налет. Евгений более не окружен для нее ореолом блестящей таинственности; но она любит его, любит и то лучшее, что видит в нем, и свою весну, и юные мечты о счастье … Как же горько ей видеть
светские ухаживания Онегина! И даже искренняя страсть его, сказавшаяся в письме, обидна. Чего он хочет от нее? Что ей предлагает? Грязь светской связи, ложь, пошлые увертки перед обманутым мужем? ..

Только теперь Онегин начинает понимать, что он не знал Татьяны и недостоин ее. Опыт прежних лет не помог ему: с такой женщиной он встретился впервые. Теперь наступает новый этап его духовного развития. «От света вновь отрекся он», вновь стал читать, размышлять над жизнью, над своей судьбой. Тяжкая зима, проведенная в одиночестве, в тоске, в раздумьях — завершение духовного перелома Онегина. Перед мысленным взором Евгения — самое тяжкое, мучительное из всех его воспоминаний — страшный крах его дружбы. Голос 3арецкого навсегда врезался в память Онегина. Чувство вины и глубокого раскаяния, образ погибшего друга вызывает воспоминание и о косвенных виновниках его смерти:

То видит он врагов забвенных,
Клеветников и трусов злых …
Это воспоминание о светской черни, о 3арецких, в угоду которым был убит Ленский. В его памяти мелькают и светские лжедрузья — «круг товарищей презренных», и «предметы» его лживой, пустой юношеской игры в любовь — «рой изменниц молодых». Круг воспоминаний завершает единственно дорогое, что еще осталось в жизни, — Татьяна:

То сельский дом — и у окна
Сидит она … и все она! ..
Но это уже не «княгиня», не «законодательница зал». Это прежняя Таня. Так наступило прозрение. Рассказ об отречении Онегина от света Пушкин завершает строфами шутливыми, дружески-ироничными:

Он так привык теряться в этом,

Что чуть с ума не своротил

Или не сделался поэтом.

Признаться: то-то б одолжил!

Говоря об Онегине простыми, грубоватыми словами, часто употребляя просторечие, поэт сдержанно передает свою радость в связи с его возрождением и глубокое сочувствие его горю. Очищенный страданием, Онегин стал человечней, душевнее, проще и смог, наконец, понять и полюбить Татьяну со всей чистотой, силой и нежностью, на которые только способен человек. Ощущение обновления, пробуждения к новой жизни создается с помощью весеннего пейзажа:

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он как сурок,

Двойные окна, камелек…

Но следы пережитых страданий запечатлелись на его лице: «Идет, на мертвеца похожий». И вот, наконец, то новое понимание Татьяны, которое родилось в душе Онегина в эту долгую зиму. В тоне Пушкина нежность и глубокое сострадание к Онегину и Татьяне. Им нет счастья. Трагизм этой сцены усиливается еще и тем, что Онегин теперь поднялся до истинной любви, стал вровень с Татьяной, но должен молча выслушать ее горькие, оскорбительные слова, понимая, что они исторгнуты душевной болью, непереносимым горем. Потрясенный Евгений «как будто громом поражен». Рисуя возникновение любви Онегина, Пушкин говорил о «буре осени холодной». Но теперь «буря ощущений», в которую Онегин «сердцем погружен», — это все-таки благодатная буря, буря обновления.

2 / 5. 1


Top