В человеке порядочном патриотизм есть не что иное.docx - Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся. Формирование гражданской идентичности учащихся восьмых классов Формирование гражданской идентичности в российском обществе

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории,
философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск

В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н. Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим .

По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.

К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) .

Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:

  • когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
  • ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
  • эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
  • деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.

Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране.

Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.

Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:

  • цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
  • содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
  • эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
  • возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).

Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.

Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:

  • индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
  • уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
  • семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
  • возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).

Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника .

Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:

  • компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
  • готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
  • создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).

Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
  3. Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
  4. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.

Внеклассное воспитательное мероприятие (ВМ)

Класс: 10 А

Ф.И.О. студента: Зеленова Валерия Юрьевна

Тема: Формирование гражданской идентичности современного школьника в условиях реализации ФГОС.

Цель: Дать осознание своей уникальности и одновременно общности с другими, своей принадлежности к различным социальным группам, своей гражданской идентичности.

Задачи:

1. Образовательная задача.

Формировать у школьников правовую культуру, активную жизненную позицию.

2. Развивающая задача.

Прививать чувство патриотизма личности учеников и коллектива в целом.

3. Воспитательная задача.

Способствовать воспитанию культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Использованная литература и источники:

1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : kubstu.ru

2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : nsportal.ru

3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : school24.edummr.ru

Ход мероприятия:

I . Организационный этап.

Время 1-2 мин.

отметить отсутствующих на ВМ, обеспечить внешнюю обстановку для работы на ВМ.

Учитель приветствует класс, отмечает отсутствующих на ВМ.

Приветствуют учителя, садятся.

II . Подготовка к овладению новым материалом.

Время 5 мин.

Учебно-воспитательная задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

Ролик: «Гражданская идентичность – Национальная идея»

Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности. Если даже допустить, что за идеей формирования российской идентичности стоит, всего лишь, желание новой элиты заставить всех остальных принять их версию России, невозможно отказаться от самой идеи. Это равносильно тому, чтобы перестать верить в Родину. Любить Родину подчас очень трудно, почти невозможно, но не верить в нее – невозможно совсем.

Ученики смотрят видеоролик, слушают учителя.

III . Этап овладения новыми знаниями.

Время 25 мин.

Учебно-воспитательная задача этапа: Вместе с учениками дать понятие слову гражданин, патриот, понять, что такое идентичность и зачем она нужна.

Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

Школа – это первое место в жизни ребенка, где он по-настоящему выходит за пределы кровнородственных связей и отношений, начинает жить среди других, разных людей, в обществе. Именно в школе ребенок превращается из семейного человека в человека общественного.

Какую роль в вашей жизни играет школа?

Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным общностям.

В привычном прочтении ребенок в школе выступает как ученик, друг, гражданин и т.д. В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг своих одноклассников», «гражданин школьной общности», и т.д. То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе. И оценить качество тех мест и людей в школе, которые порождают у ребенка причастность.

Кто такой гражданин?

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть жителя города, горожанина (от последнего слова и произошло само слово «гражданин»). Слово также употреблялось и в современном смысле; введение этого значения приписывается Радищеву.

В СССР.

Основной официальной формой устного и

письменного обращения в СССР было слово « товарищ ». Обращения сударь/сударыня, господин/госпожа были советской

властью отменены и считались

антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду

со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане» ,

«гражданка» , «гражданочка» . Обращение «гражданин» - в отличие от «товарищ» - применялось в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть правовую дистанцию между людьми (так должны были обращаться друг к другу следователь и подследственный, судья и обвиняемый, заключенный и охранник).

Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

Патриот, кто он?

Патриот - патриотичный человек - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

В чем проявляется патриотизм?

Выгодно ли быть патриотом в наше время?

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин «Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа».

Школа создана для обучения человека.
В моей жизни школа меня обучает не только разным наукам. В первую очередь она учит мастерству общения со сверстниками. Здесь я научился решать большинство конфликтов, которые могут возникнуть во взрослой жизни.

В школе нашел первых настоящих друзей, с которыми, возможно, буду дружить всю жизнь. Здесь я учился прощению, гордости и справедливости. В школе появляется жажда помочь другим при выборе будущей профессии.

Школа - это та площадка с которой может начаться полет длиною в жизнь.

Это тот человек, который постоянно проживает на территории определенного государства. Он имеет права и свободы, но в тоже время наделен обязанностями. Каждый человек, который официально с рождения проживает в стране считается ее гражданином и имеет гражданство.

Гражданин - лицо, имеющее тесную политико-правовую связь с государством, наделённый определёнными правами и обязанностями.

Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

Готов стать на защиту Отечества

Отстаивает престиж свой страны

Знает государственную символику

Готов отдать своей родине все силы и способности

Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому
патриотом быть выгодно .
Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

IV . Этап рефлексии.

Время 30 мин.

Учебно-воспитательная задача этапа: обобщить полученные знания.

Анкета «Школьная идентичность»

1 Чувствуешь ли ты себя в школе сыном (дочерью) своих родителей?

    Нет

2 Чувствуешь ли ты себя в школе другом (подругой) своих школьных товарищей?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

3 Чувствуешь ли ты себя в школе учеником (ученицей) своих учителей?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

4 Чувствуешь ли ты себя в школе «гражданином своего класса» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь твоего класса)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в классе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

5 Чувствуешь ли ты себя в школе «гражданином школы» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь твоей школы)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

6 Чувствуешь ли ты себя в школе «гражданином общества» (человеком, делающим нечто, пусть даже самое простое, что затрагивает жизнь микрорайона, района, города, страны)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

7 Чувствуешь ли ты себя в школе членом своей этнической группы (человеком той или иной национальности)?

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

8 Чувствуешь ли ты себя в школе членом своей религиозной группы (человеком того или иного вероисповедания)? (Имей в виду, что атеисты тоже составляют общую по вероисповеданию группу населения)

    Нет

Если «да», то объясни, пожалуйста, где и когда, в каких ситуациях в школе это происходит?

Если «нет», то попробуй объяснить, почему?

Анкета является инструментом качественного анализа.

Переживается

(% учащихся)

Не переживается

(% учащихся)

позитивно

негативно

Сын (дочь)

своих родителей

Друг своих школьных товарищей

Ученик своих учителей

Гражданин класса

Гражданин школы

Гражданин общества

Член своей этнической группы

Член своей религиозной группы

V . Этап подведения итогов.

О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?

Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

1

В статье раскрывается методологический потенциал аксиологического и субъектного подходов в исследовании проблемы формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе. Идентичность определена авторами как ценностная доминанта российского общества, что актуализирует обращение к вопросу аксиологизации системы образования. Гражданская идентичность обучающихся рассматривается как значимая часть аксиологической базы их личностного развития, что предполагает внедрение в образовательный процесс современной школы ценностно-ориентированных технологий. Представлен анализ классификации ценностей в контексте изучения проблемы формирования гражданской идентичности. Авторы показывают, что ориентация старшеклассников на ценности гражданственности осложняется тем, что социализация подростков происходит под разнонаправленными воздействиями основных социальных институтов и теряется перед выбором значимых ценностей в условиях информационного общества. Субъектную позицию авторы рассматривают как основу формирования деятельностного компонента гражданской идентичности личности.

гражданская идентичность

ценность

субъектность

аксиология

базовые национальные ценности

1. Амирханова С.В. Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С.В. Амирханова. – Казань, 2009. – 24 с.

2. Анисимов Р.И. Трансформация гражданской идентичности в России: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Р.И. Анисимов. – М., 2011. – 25 с.

3. Берстенева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности / С.В. Берстенева // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. статей/ сост. Ю.В. Братчикова/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – С.7-11.

4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.

5. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова //Вестник ОГУ. – 1999. – № 1. – С. 13-19.

6. Кравченко Н.Ю. Методологические аспекты исследования гражданской идентичности / Н.Ю. Кравченко // Известия Саратовского университета. Нов. сер. – 2012. – Т.12. Сер. Социология Политология, вып.4. – С.3-7.

7. Кравчук П.Ф. Специфика социального развития и основные факторы ценностных ориентаций выпускников средних школ / П.Ф. Кравчук, А.В. Ноздря // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 43–45.

8. Ковров В.В., Кожухарь Г.С. Теоретические подходы и организация исследования российской идентичности подростков в образовательных организациях / В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь // АРТЕК – СО-БЫТИЕ. – 2016. – № 1 (13). – С.25-32.

9. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-2. – С. 202- 212.

10. Морунова Л.В. Факторы, условия и механизмы формирования субъектности студента вуза / Л.В. Морунова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2011. – № 1. – С. 79-81.

11. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России / С.А. Панкратов, Н.А. Тельнова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. – 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 4. – С. 13-17.

12. Реализация ценностного подхода в педагогике школы [Текст] : монография / под ред. А. В. Кирьяковой; Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2000. – 240 с.

13. Савельев В.А. Субъектный подход как методологическая база организации тьюторского сопровождения в педагогическом образовании // http://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/2_149019.doc.htm (дата обращения 04.01.2017).

14. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: дис. … канд. психол. наук /А.Ю. Стойлик. – М., 2004. – 175 с.

15. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований /М.В. Циулина. – Челябинск, 2015. – 239 с.

В условиях резкой трансформации современной политической обстановки в мире особую актуальность приобретает проблема развития гражданской идентичности подрастающего поколения, решение которой следует рассматривать не только как социальную и политическую, но и как педагогическую задачу. Гражданское воспитание школьников - одна из основных целей современной системы образования, выступающей особым механизмом, обеспечивающим подготовку социально адаптированных, коммуникабельных, грамотных, активных граждан, готовых жить и работать в информационном обществе. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, несовершенство системы гражданского воспитания может привести к серьёзным проблемам в государстве.

Целью данной работы является определение методологических основ изучения проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников, нуждающейся в полном подробном анализе, поскольку в научном сообществе отсутствует единая позиция по поводу содержания понятия гражданской идентичности. Предлагая понимать под гражданской идентичностью осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающее наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе, в качестве методологической базы исследования мы опираемся на аксиологический подход, получивший обоснование в трудах М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.С. Ломакиной, З.И. Равкина, В.А. Сластёнина, В.П. Тугаринова. Тем более существует мнение о том, что «через анализ ценностей можно отчётливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены» , которое подтверждает необходимость исследования возможностей реализации ценностного подхода в нашей работе.

Аксиологический подход основывается на ключевом понятии «ценность», под которой понимают «специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества» , что делает его универсальным для использования в научных изысканиях различной тематики. Аксиологический подход применительно к системе образования вдвойне рационален, так как позволяет изучать явления с позиции осознания их ценности для воспитания и развития личности, а также анализировать результаты педагогической деятельности, сущность самого образовательного процесса, выполняя важные функции (коммуникативную, интегративную, информативную, ориентировочную, рефлексивную, гностическую). Ценности играют значимую роль в формировании личности: являются основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку; мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Традиционно деление ценностей на материальные и духовные: первые напрямую связаны с производством, предметным миром, развитием техники), вторые - с моралью, искусством, наукой). Согласно выводам философской науки, допустимо говорить об объективных, субъективных и абсолютных ценностях , причём первая группа идентична материальным ценностям, вторая - духовным, а третья отражает те категории, которые имеют безусловную ценность: жизнь, здоровье, знания, прогресс, справедливость, гуманность и т.п. А.В. Кирьякова, обобщая многочисленные классификации видов ценностей, приходит к выводу о своеобразном характере процесса выработки ценностей каждой личностью независимо от основания их выделения в определённые группы, имея в виду больше так называемые «социально-значимые ценности», которые «преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации её поведения» , и могут рассматриваться в контексте изучения гражданской идентичности.

А.В. Кирьякова полагает, что «сущность ценностного подхода состоит в рассмотрении педагогических явлений и фактов, целей, технологий и результатов образования во взаимодействии "человек и мир", в особом внимании к формированию внутреннего мира личности, его стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности перспектив» . Подобная установка обращает нас к вопросу развития гражданской идентичности как одному из ценностных ориентиров человека. Тем более известно, что «как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определённой деятельности по удовлетворению потребностей и интересов...» , в свою очередь способствуя её самоопределению и самоидентификации, в то числе и как гражданина своей страны. Понятно, что невозможно быть гражданином, не будучи личностью, в составе характеристик которой особую роль играют нравственные ценности, принятые как непререкаемые установки, определяющие как полёт мысли, так и ход действия каждого из нас.

В научном сообществе утвердилась мысль о том, что «необходима разработка современных программ сохранения самобытности гражданских ценностей и патриотических чувств...» . Какие ценности следует называть гражданскими, чтобы не ошибиться в применении методов их формирования? Жители современной России, являющейся правовым государством, должны признавать таковыми свободу, равенство, патриотизм, социальную справедливость, толерантность, плюрализм и т.п. Однако в сознании старшеклассников зачастую не сформированы сами обозначенные выше понятия, даже на уровне понимания их смысла, не говоря уже о статусе личностных моральных установок. Реализация задачи воспитания гражданских ценностей осложняется тем, что подростки социализируются под разнонаправленным воздействием основных социальных институтов и теряются перед выбором значимых ценностей в условиях информационного общества. Зная о разделении ценностных показателей развития личности на ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные), мы полагаем, что в исследовании проблемы формирования гражданской идентичности выпускников образовательных учреждений следует обратить внимание на интернализацию ими обеих групп ценностей с указанием нравственных приоритетов в этом направлении. Группу гражданских ценностей следует дополнить «осознанием человеком себя как гражданина..., уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; гражданским патриотизмом (а бывает ли он другим?); установкой на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры "малой родины"; готовностью к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; уважением иного мнения, позиции, взгляда на мир; осознанием своей сопричастности к судьбам мира и человечества; направленностью на активное овладение универсальными способами познания мира, развитие рефлексии личностных качеств критического мышления» , список которых напоминает набор универсальных учебных действий, на формирование которых согласно федеральным образовательным стандартам второго поколения должен быть нацелен образовательный процесс.

Аксиологический подход в исследовательской деятельности позволяет акцентировать внимание на способности гражданской идентичности как личностного образования помогать активному освоению образцов и стереотипов поведения в обществе, принятию групповых целей и социальных установок, подчёркивая его актуальность для формирования именно российской идентичности, «слабый растущий организм» которой нуждается в ценностной (внутренней) поддержке. Поэтому сегодня имеет смысл поощрять развитие ценностей, востребованных конъюнктурой, несущих заряд глобализации и демократизации общественных отношений. Одной из них можно считать ценность правового государства, безусловно, вписывающуюся в модель формирования гражданской идентичности подростка, поскольку её восприятие начинается для ребёнка в возрасте двенадцати лет при изучении разделов по политологии и правоведению в курсе обществознания. Понятно, что прежде чем принять для себя эту или другую ценность как значимое явление или отношение, школьник должен узнать, в чём её суть, содержание, «наполнение», тем самым связать когнитивный и ценностный компоненты гражданской идентичности. Поэтому логично полагать, что первый уровень гражданской идентичности связан с освоением групповых или (общностных) норм и ценностей поведения, с которыми индивида знакомит референтная группа.

Итак, для населения России актуальны базовые национальные ценности, под которыми следует понимать «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» , а именно: систему значимых для каждого жителя страны идей и взглядов, связанных не только с его личными интересами, но и с ведущими тенденциями развития государства. Эту связь как нельзя лучше отражает понятие «гражданская идентичность», включающее «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни другого человека; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений» .

Достаточно высокий уровень развития гражданской идентичности личности, гармоничность сочетания элементов структуры которой позволяет его оценить, характеризует моральную зрелость старшеклассников. Однако критерием подобной оценки должно выступать «принятие выпускником школы нравственных норм и ценностей» , что снова подчёркивает необходимость реализации аксиологического подхода в учебном процессе. Ценностная база исследования проблемы становления гражданской идентичности подрастающего поколения очевидна и для выявления рисков этого процесса в подростковой среде, ведь «деформированная система ценностей и ориентиров, кризис идентичности, наличие различных стратегий адаптации к социальным изменениям определяют травматическую последовательность, которая деформирует процесс социального развития молодёжи...» , осложняют её социализацию.

Особое место в изучении гражданской идентичности и трудностей её формирования занимает вопрос влияния возрастных характеристик на процесс становления ценностных ориентаций подростков. Вывод А.Ю. Стойлик о слабой значимости среди терминальных ценностей эстетических и альтруистических аналогов заставляет задуматься и о статусе гражданской идентичности как ценности в сознании подростков, которые скорее всего чужды бескорыстного восприятия своей принадлежности к своей стране и не готовы сделать её для себя ценностью-целью, ценностью-ориентиром в жизни.

По мнению С.И. Маслова, следует избегать сведения категории гражданских ценностей только к патриотизму, поскольку хотя он и «...олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине» , но не заменяет гражданской идентичности. Патриотизм выступает её эмоциональным элементом, побуждающим человека проявлять свою гражданскую активность, а также чувством и сформировавшейся позицией верности своей стране и солидарности с ее народом. Его можно рассматривать как аксиологическую аксиому в контексте формирования гражданской идентичности в современной образовательной системе. Впрочем, не стоит забывать и об иных аспектах гражданской идентичности.

Анализ результатов опроса, проведённого среди учащихся 9-11 классов МОАУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга (рисунок), показывает, что к числу гражданских ценностей школьники относят патриотизм (в 32 % случаев), мораль (25 %), толерантность (25 %), свободу (18 %). Подобная статистика заставляет задуматься о расширении исследовательского поля проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников, так как их представления о гражданских ценностях ограничены наборов традиционных характеристик гражданственности, общепринятых в условиях существующего в большинстве стран демократического политического режима.

Какие гражданские ценности, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми в современном обществе?

Мнение о том, что «целесообразно изучение гражданской идентичности через символы и диспозиции, которые позволяют выявить именно латентную идентичность: что индивид думает, к какому действию у него созрела установка и... что он чувствует» , безусловно, рационально, однако можно предложить ещё и целесообразное сочетание различных научных подходов при разрешении проблемы формирования гражданской идентичности учащихся современной школы.

Также в качестве методологической базы изучения гражданской идентичности мы рассматриваем субъектный подход. Утверждение А.В. Кирьяковой о том, что «ценностное сознание тесно связано с субъектно-творческим отношением к миру, с его практическим преобразованием, оно видит мир сквозь призму субъекта-творца» , наводит на мысль о возможности обращения в нашем исследовании к субъектному подходу, сравнительно недавно обозначенному в педагогической науке. Уникальность субъектности как личностного образования подчёркнута в трудах Н.М. Борытко, Е.Н. Волкова, Е.И. Казакова, Ф.Г. Мухаметязянова, Т.А. Ольховой, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова.

Мы рассматриваем субъектность как педагогический феномен, который представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Данное определение может быть трансформировано в контекст характеристики гражданской идентичности как одного из качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Видя в целом в гражданской идентичности осознание человеком своей принадлежности к определённой общности, в том числе к государству, и признавая, что любой «субъект живёт, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включён» , мы берём на себя смелость утверждать, что формирование гражданской идентичности старшеклассников на уровне полного общего образования будет успешным, если актуализируется их субъектная позиция. Нашим выводам сопутствуют также мнения современных учёных: «...идентификация предполагает активность самосозидания: не просто уподобление человека определённой символической структуре, а работу по конструированию и себя, и структуры, относительно которой происходит это уподобление» и др.

Одно из положений субъектного подхода сводится к пониманию того, что «обладающий врожденной способностью к выделению и противопоставлению себя окружающему миру, человек развивается как социальное существо, но в социальной деятельности он выбирает способ самоопределения, формирует собственную позицию в отношении с миром» , заявляя себя субъектом деятельности. Во взаимодействии с государством в качестве гражданина он проявляет свою субъектность, участвуя в выборах, общественных мероприятиях, выплачивая налоги, соблюдая законы и т.п., причём делает это осознанно, целенаправленно. Можно утверждать, что осознанность выступает одной из важнейших характеристик субъектности, поскольку для личности нетипично предпринимать какие-либо действия, не осознав их последствия для неё и общества в целом. Особенно её нужно отслеживать в поведении подрастающего поколения: «выходя из стен школы, молодые люди вступают в трудовые отношения, становятся субъектами гражданских прав и обязанностей, вступают во взаимоотношения с людьми в новом коллективе, становятся на новую ступень нравственности» , когда подростки обретают полную дееспособность и становятся полноправными членами социальной среды. Так, обладание субъектностью подчёркивает значимость когнитивного компонента гражданской идентичности современных выпускников, который включает в себя знания о своей принадлежности к государству.

Субъектность школьника как гражданина начинается с его идентификационной компетентности, которая характерна для личности, обладающей высокой работоспособностью, гармонично развитыми волей, интеллектом, эмоциями и здоровьем, социальной и внутренней ответственностью (совестью), креативностью, целостностью мировосприятия, развитой рефлексией, а значит, не представляется возможным говорить о ярко выраженной гражданской идентичности при отсутствии у него подобных качеств. К этому списку следует добавить основные процессуальные категории становления субъектности, а именно: «инициативность, самостоятельность, целенаправленность, ответственность в выборе, принятии и реализации решения, ... конструктивность, способность и готовность к сотрудничеству» , с которыми должен быть знаком каждый человек, начиная с подросткового возраста. Тем более важно подчеркнуть, что этот набор индивидуальных свойств в первую очередь должен быть присущ педагогу, формирующему гражданскую идентичность своих учеников. Неслучайно большинство научных изысканий по теме субъектности касаются этого понятия как необходимого элемента процесса профессионального становления будущих учителей. Наставник, который подавляет своего воспитанника в рамках школьного обучения, не сможет вырастить из него достойного гражданина, поскольку тот будет вынужден занимать позицию объекта внешнего воздействия и манипуляций педагога. Поэтому показателем субъектности школьного учителя являются прежде всего осознание и принятие педагогом целевых установок формирования гражданской идентичности личности ребёнка как цели и результата своей профессиональной деятельности, систематическое обеспечение субъект-субъектных отношений с обучающимися в урочной и внеклассной работе, основанных на обоюдном осознании себя гражданами своей страны.

Таким образом, при всём многообразии методов и приёмов изучения педагогических явлений применение аксиологического и субъектного подходов в нашем исследовании проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников обосновано во многом тем, что ценности задают вектор субъектности и придают ей смысловую окраску, а это даёт возможность рассматривать гражданскую идентичность с позиций аксиологизации и субъектности. Гражданская идентичность обучающихся должна стать значимой частью аксиологической базы их личностного развития, что возможно за счёт внедрения в образовательный процесс в учебных заведениях ценностно-ориентированных технологий, знание которых отличает педагогов будущего. Движущей силой процесса формирования гражданской идентичности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения школьником смысла собственного существования в обществе и государстве в качестве субъекта социальной деятельности.

Библиографическая ссылка

Ольховая Т.А., Каратаева Т.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26403 (дата обращения: 02.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика Российской Федерации отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

С 2006 г. в российском образовании (прежде всего в Москве) наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, т.е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания, проходившими в 1990-е годы. В этих программах воспроизводились традиционные для советского периода формы культивирования чувства гордости за страну, ее исторические свершения и мощь - праздники, музейное дело, встречи с ветеранами и т. д., - неадекватные сложившимся в уже очень индивидуализированном российском обществе формам жизни и мировоззрения, не принимавшиеся ни родителями, ни детьми .

В этот же период в борьбу за нравственное воспитание молодого поколения очень интенсивно включились официальные религии, и прежде всего русская православная церковь. Высвечивая проблему нравственной деградации и потери традиционных ориентиров жизни российского общества, религиозные деятели предлагали отдать им функцию воспитания в школе. Это предложение вызвало жесткую критику со стороны светских ученых и образовательной общественности.

С 2006 по 2008 г. на разных экспериментальных площадках Москвы, в научных институтах и РАО, в средствах массовой информации шло активное обсуждение проблем воспитания: какой должна быть концепция воспитания в новой российской школе, какие принципы должны быть положены в основу воспитания, чтобы, с одной стороны, преодолеть межпоколенческий разрыв и кризис - идентичности, а с другой избежать ошибок советской школы.

С 2008 г. при подготовке коллективом разработчиков во главе с Н. Никандровым, А. Кондаковым и Л. Кезиной стандартов второго поколения идея формирования российской идентичности была положена в основу воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности – этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаниевому, ценностному и деятельностному. Собственно российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащегося с Россией (в то время как другие составляющие устанавливают связь с “малой родиной” и всем человечеством соответственно). Сформированность этой идентичности должна проверяться наличием у ребенка знаний о золотом фонде русской культуры и истории, о современной социополитической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию. У специалистов НИИ инновационных стратегий развития общего образования, занимающихся вопросами воспитания, в 2007 г. в рамках программы “Строим школу будущего” возникла идея формирования российской идентичности .

Для решения этой задачи, по мнению исследователей, российской школе необходимо осуществить целый комплекс разработок:

  • во-первых, реформировать теоретические представления о процессах самоидентификации подростка со своей страной и культурой народа;
  • во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
  • в-третьих, предложить технологии педагогического воздействия на эти процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности” (п. 3); “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность” (п. 7) .

На формирование настроя на Россию нацелены школьные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Ведущими учеными АПН РФ формирование гражданской идентичности определяется как миссия общего образования, ключевая инновационная задача, поставленная нашим временем перед педагогическим сообществом, связанная с его способностью обеспечить культурное наследование в демократическом мультикультурном многонациональном социуме .

Для претворения в жизнь этой миссии, решения этой ключевой задачи школе, школьному учителю на наш взгляд в первую очередь необходимы:

  1. Технологии педагогического воздействия на эти процессы;
  2. Толерантная образовательная среда учебного заведения;
  3. Решение на новом уровне вопросов организации школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания.

Кратко рассмотрим некоторые пути решения этих проблем.

1) Понятие “педагогические технологии” получило распространение с начала 60-х гг. прошлого века. Причиной его появления послужили попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения. Однако сегодня педагогическая технология - это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существуют множество различных позиций:

  1. Педагогические технологии как средство (разработка и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО) для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер).
  2. Педагогическая технология как система коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанная на определенном алгоритме взаимодействия участников образовательного процесса (В.П. Беслалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сахамото).
  3. Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, ВВ. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д Эли, С. Ведемейер).
  4. Педагогические технологии как многомерный процесс (MB Кларин, ВВ. Давыдов, Г.К. Селевко, Д Финн, К.М. Силбер, П Митчел, Р. Томас) и тд.

В зарубежной педагогической науке также нет единого подхода в определении данного явления. Так, в документах ЮНЕСКО в 1986 г. педагогическая технология означала использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и др. В более поздней трактовке – как системный метод создания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

Разнообразие подходов в определении сущности данного явления говорит о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

В качестве базового определения педагогической (образовательной) технологии примем следующее.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам .

Любая педагогическая технология охватывает определенную область образовательной деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой - сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня, что позволяет, говорить о вертикальной и горизонтальной структуре педагогических технологий.

Технологий формирования социокультурной идентичности пока нет . Разработка, опробование и применение их – дело ближайшего будущего школы. Пока эта проблема может решаться на основе имеющегося опыта применения следующих технологий:

  • личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технологии обучения в сотрудничестве;
  • групповых технологий;
  • технологий коллективного взаимодействия;
  • технология исследовательского (проблемного) обучения;
  • технологии творческой деятельности и др.

В ходе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть с успехом использованы интерактивные формы и методы обучения: эвристические беседы, презентации, дискуссии, “мозговые атаки”, метод “круглого стола”, метод “деловой игры”, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей.

Методологической основой разработки технологий формирования социокультурной идентичности на современном этапе развития средней школы становятся такие документы как:

  • “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”;
  • “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;
  • “Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;
  • “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, "долг перед" Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труди творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) .

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: “Мы - российский народ”. Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом .

2. Толерантная образовательная среда школы может быть представлена в виде схемы .

3. Проблема школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания сегодня приобретает новое качество.

1 июня 2012 года указом Президента Российской Федерации утверждена “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.

Национальная стратегия действий в интересах детей – это государственная политика, пронизывающая все сферы их жизнеобеспечения.

1) Семью как первую ячейку детствосбережения.
2) Институт общедоступного качественного обучения и воспитания, культуру и безопасные СМИ.
3) Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
4) Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
5) Систему защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
6) И, наконец, деятельность самих детей в реализации Национальной стратегии.

Национальная стратегия действий в интересах детей – это отечественный концепт детства в новой России, инновационный взгляд на ребенка, знаменующий принятие его статуса как равноправного члена гражданского общества в условиях нового мира и нового тысячелетия. Это своего рода социальное открытие для нашей станы .

В “Российской газете” помещено интервью журналиста А.Михайлова, взятое им у заместителя председателя Государственной Думы России Л. Шевцовой: “Людмила Ивановна, все направления стратегии понятны, кроме, может быть, шестого: как вас самой видится участие детей в решении обозначенных в ней серьезных, “взрослых” задач?” Ответ Людмилы Швецовой: “Суть задуманного в том, что самим детям доверяется участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве. Такое для подавляющего числа взрослых нашей страны может показаться неожиданным, нереальным. Непонятным. И надо честно признать, сегодня многие не готовы это принять. Первый и, пожалуй, наиболее сложный барьер – психологический. Здесь все против освоения новой задачи: и российская ментальность, и непросвещенность старшего поколения, и недоверие к детям, и отсутствие личного опыта в своем детстве” .

Уровень ученического самоуправления представляет собой один из уровней иерархической вертикали управления школой, включающей уровни стратегического (государственно-общественного), тактического (административного) и оперативного методического управления. Практика деятельности управления учащимися в единстве решения задач анализа, целеполагания, планирования, принятия управленческих решений, организации их исполнения, контроля, коррекции и оценки результатов управления, выступает основой формирования гражданской идентичности личности и ее социальной компетентности. Уровень ученического самоуправления предполагает создание управленческих структур в форме ученического совета, научного общества, клубных объединений по направлениям, проектно-творческих мастерских и пр. Отношение с более высокими уровнями школьного управления должны строиться как взаимно-обусловленные и направленные. С одной стороны необходимо руководство и курирование ученических органов самоуправления со стороны педагогического руководства и коллектива другой стороны, ученические органы самоуправления должны оказывать реальное влияние на управленческую деятельность школы. Условиями, обеспечивающими такое влияние, могут стать:

  • включение представителей (индивидуальных и коллективных субъектов управления) в структуры управления более высоких уровней. Примером может служить модель расширенного педагогического совета, где в обсуждении актуальных проблем жизнедеятельности и развития школы на постоянной и временной основе могут принимать участие представители учащихся.
  • выделение зоны компетентности принятия решений ученическими органами управления, включая свободу и ответственность в принятии и реализации решений, связанных со школьной и внешкольной жизнью (например, установление порядка дежурства, регламента и содержания проведения школьных праздников и пр.).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования российской государственной идентичности на ступени общего (полного) образования является комплексной и трудоемкой. Однако решать ее придется. Это хорошо осознают учителя-практики, работающие в школе.

Использованная литература:

  1. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
  3. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  6. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
  7. Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.
  8. Шевцова Л.И. Детствосбережение //Литературная газета. – 2012. – 1 – 7 августа.

Григорьев Дмитрий Васильевич, к.пед.н., доцент,

директор ГБОУ Центр образования №825 г.Москвы,

вед.н.с. лаборатории теории воспитания ИТИП РАО

Формирование гражданской идентичности современного школьника

1. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности. Если даже допустить, как считают многие критики, что за идеей формирования российской идентичности стоит, всего лишь, желание новой элиты заставить всех остальных принять ее (элиты) версию России, невозможно отказаться от самой идеи. Это равносильно тому, чтобы перестать верить в Родину. Любить Родину подчас очень трудно, почти невозможно, но не верить в нее – невозможно совсем.

2. Некоторые отечественные авторы в своих текстах пишут идентичность как identity , подразумевая непереводимость и непереносимость последнего в русский язык и контекст. На мой взгляд, это не так. У нас есть русское слово, которое весьма точно передает смысл английского identity , восходящего к позднелатинскому identicus – причастность . Быть при-частным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины, Вселенной, Бога. Вне идентичности, причастности (разумеется, свободной, а не навязанной) человека захлестывает его «самость», он погружается в самомнение и самодовольство. Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других».

Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком. Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то:

В гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

В воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами, проектами и «прожектами»;

Педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью (модным трендом секулярного общества потребления), а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете;

Формируя историческое и политическое сознание школьников, педагог погружает их в диалог консервативного, либерального и социал-демократического мировоззрений, который является неотъемлемой частью русской культуры как культуры европейской;

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с воспитанниками; живой русский язык становится универсалией школьной жизни;

Педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде класса и школы, но выводит их во внешкольную общественную среду. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

Уже это перечисление показывает, что задача формирования российской идентичности вполне обоснованно претендует на ключевую, поворотную в нашей воспитательной политике. Я постараюсь привести еще более весомое подтверждение этому.

3. Начну с трюизма: любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.

Предмет особой ответственности школы – школьная идентичность ребенка. Что это такое? Это переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе. Зачем это нужно? Школа – это первое место в жизни ребенка, где он по-настоящему выходит за пределы кровнородственных связей и отношений, начинает жить среди других, разных людей, в обществе. Именно в школе ребенок превращается из семейного человека в человека общественного.

Что дает введение понятия «школьная идентичность ребенка»? В привычном ролевом прочтении ребенок в школе выступает как ученик, мальчик (девочка), друг, гражданин и т.д . В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг своих одноклассников», «гражданин (или обыватель) школьной общности», «сын (дочь) своих родителей» и т.д. То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе. И оценить, диагностировать качество тех мест и людей в школе , которые порождают у ребенка причастность.

Вот наше видение этих мест и людей:

Идентификационная позиция ребенка в школе

Место формирования этой позиции

Сын (дочь) своих родителей

Специально созданные или стихийные ситуации в школе, где ребенок ощущает себя представителем своей семьи (дисциплинарная запись в дневник, угроза учителя позвонить родителям, поощрение за успех и т.д.)

Свободное, внешне нерегламентированное, непосредственное общение с одноклассниками и сверстниками

Ученик своих учителей

Все учебные ситуации как на уроках, так и во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, спортивные секции и т.д.); учебное общение с учителями

Гражданин класса

Внутриклассные события, дела, мероприятия; самоуправление в классе

Гражданин школы

Школьные события, детские объединения дополнительного образования в школе, детско-взрослое соуправление, школьное самоуправление, школьные клубы, музеи и т.п.; внеучебное общение с учителями.

Гражданин общества

Социальные проекты в школе; акции и дела, направленные на внешкольную социальную среду; детские общественные объединения и организации. Инициированное школой общение с другими социальными субъектами.

Член своей этнической группы

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство национальной принадлежности

Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка чувство религиозной принадлежности

Школьная идентичность позволяет увидеть, связывает ли школьник свои успехи, достижения (так же, как и неудачи) со школой; является ли школа значимым для него местом, или нет.

Низкие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа не значима или мало значима для ребенка. И даже если объективно он как ученик успешен, то источник этой успешности – не в школе (а, например, в семье, репетиторах, внешкольном дополнительном образовании и т.п.).

Высокие показатели идентичности будут свидетельствовать о том, что школа занимает важное место в жизни ребенка, значима для него. И даже если объективно он не слишком успешен как ученик, то его личное достоинство, его самоуважение проистекают из его школьной жизни.

Поскольку мы предположили, что каждая из указанных выше идентичностей формируется в школе в определенных «местах» (процессах, деятельностях, ситуациях), то низкие показатели по той или иной идентификационной позиции могут показать нам «больные места» школьной жизни, а высокие показатели – «зоны успеха». Это может стать началом «перезагрузки» школьной жизни, запуском процесса развития.

4. Для выявления школьной идентичности ребенка может быть использован разный инструментарий, как относительно простой, так и довольно сложный. Достоверность простого инструментария, очевидно, ниже, но удобство использования – выше. В поисках разумного соотношения «достоверность – удобство использования» мы остановились на таком инструменте, как социологическая анкета. Вот ее вариант для учащихся 7-11-х классов.

Анкета «Школьная идентичность» для учащихся 7-11-х классов

Анкета является инструментом качественного анализа. Ребятам надо выделить достаточно времени для ее заполнения (до 1,5 часов), чтобы они могли спокойно и обстоятельно отвечать на вопросы. При обработке анкет важно не только считать положительные и отрицательные ответы, но и внимательно анализировать и обобщать развернутые объяснения школьников. В них – основа для дальнейшей преобразовательной деятельности педагогов.

Очевидно, что школьная идентичность – это один из важнейших личностных результатов образования. Диагностика личностных результатов, как указано во ФГОС, должна быть неперсонифицированной. То есть можно оценивать состояние школьной идентичности в группе, классе, параллели классов, школе, но нельзя оценивать идентичность отдельного учащегося. Поэтому заполнение анкеты школьником должно быть анонимным.

5. На сегодняшний день мы располагаем результатами исследования школьной идентичности детей в 22 школах городов Москвы, Перми, Калининграда, Томска. Мы отбирали школы, которые населением и педагогической общественностью считаются «хорошими»; при этом сами школы полагают, что у них весьма неплохо организована воспитательная деятельность.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать некоторые ключевые тенденции, мы приведем обобщенные данные по школам. Мы установили различение по конкретным аспектам школьной идентичности на уровне «переживается – не переживается», уточнив при этом, переживается позитивно или негативно (очевидно, например, что сыном своих родителей школьник может себя чувствовать, когда учителя его хвалят или, напротив, ругают, а гражданином класса – когда ему удается реализовать свои идеи, замыслы в классном коллективе или когда ему навязывают то или иное поручение). Нас интересовал не только сам факт переживания как показатель того, что школа в конкретном аспекте не оставляет ребенка равнодушным, но еще и природа этого переживания. Мы также нивелировали разброс значений того или иного показателя по школам, определив среднестатистическое значение для 22 школ.

Вот какие значения по каждому аспекту школьной идентичности были получены:

Идентичность

Переживается

(% учащихся)

Не переживается

(% учащихся)

позитивно

негативно

Сын (дочь) своих родителей

Друг своих школьных товарищей

Ученик своих учителей

Гражданин класса

(навязанное чувство граждан-ственности)

Гражданин школы

Гражданин общества

Член своей этнической группы

Член своей религиозной группы

Здесь может быть сделано немало примечательных выводов. Подчеркну главное:

Только 50% подростков воспринимают учителей как положительно значимых людей в своей жизни;

Школа конструктивно использует воспитательный потенциал семьи только в 40% случаев;

Только 42% подростков ощущают себя положительно причастными к классному коллективу, и всего лишь 24% - к школьной общности;

К счастью, 76% подростков приходят в школу, чтобы общаться и дружить друг с другом, и тем самым спасают себя от окончательной потери смысла школьной жизни;

Всего лишь 1 из 10 учащихся выйдет из школы с чувством гражданина (не-обывателя) нашего российского общества.

Напомню, что эта пугающая картина отчуждения детей от школы, от общества зафиксирована нами в образовательной реальности так называемых «хороших» школ. Несложно представить, что происходит в остальных.

6. Каков выход? В ситуации отчуждения детей от школы ответственная воспитательная политика может быть только «политикой идентичности». Чтобы мы не делали в школе, какие бы новые проекты и технологии не предлагали, какие бы традиции не хотели сохранить, мы все время должны спрашивать себя: «Рождает ли это свободную причастность детей школе? Захочет ли ребенок себя с этим идентифицировать? Все ли мы продумали и сделали для того, чтобы у него возникла причастность нам? Почему вдруг то, что мы так старательно, такими усилиями сделали, не воспринимается детьми? Может быть, нужно было делать иначе?». И тогда мы не будем гоняться за новинками от педагогики, выдавать нашу инерцию и нелюбопытство за верность традиции, бездумно следовать образовательным модам, бросаться исполнять политические и социальные заказы, а будем работать вглубь, на развитие личности, на социальное наследование и преобразование культуры.

К примеру, школа сталкивается с социальной пассивностью подростков. Конечно, можно наращивать ресурс обществоведческих дисциплин, провести серию бесед «Что значит быть гражданином?» или организовать работу школьного парламента, но эта работа, в лучшем случае, снабдит учащихся полезным социальным знанием, сформирует положительное отношение к общественному действию, но не даст опыта самостоятельного действия в социуме. Между тем, мы прекрасно понимаем, что знать о том, что такое гражданственность, даже ценить гражданственность – вовсе не значит поступать как гражданин, быть гражданином. А вот технология, предполагающая движение от (1) проблемно-ценностной дискуссии подростков к (2) переговорной площадке подростков с представителями местной власти и общественных структур и далее – к (3) востребованному территориальным сообществом детско-взрослому социальному проекту, выводит подростков в самостоятельное общественное действие.

И еще один важный эффект «политики идентичности» в сфере воспитания: она может помочь если не объединиться, то хотя бы не порвать друг с другом консерваторам, либералам и социал-демократам российского образования. Каковыми мы все (каждый, разумеется, кем-то одним и на свой лад) являемся.



Top