71 основные концепции о природе государства. Исторические предпосылки гос-ва

В научной литературе уже давно ведутся споры о том, каким образом первобытное общество «перешло» на государственный уровень развития. При этом важно не отличать теории происхождения государства от способов образования конкретных государств. В настоящее время существует множество теорий о происхождении государства: теологическая, договорная, психологическая, насилия, патриархальная, теория элит, технократическая, расовая, инцестная, марксистская, экономическая и др.

Большинство теорий происхождения государства являются в то же время и теорией сущности государства. Так, теологическая теория происхождения и сущности государства рассматривает власть как божественную категорию. Патриархальная теория происхождения и сущности государства трактует происхождение общества и государства из семьи, публичная власть как трансформация отцовской власти. Органическая теория происхождения и сущности государства рассматривает государство как живой организм, совокупность взаимосвязанных органов. Договорная теория происхождения государства путем заключения общественного договора как основание создания государственной власти и всеобщего закона трактует сущность общественного договора следующим образом: превращение индивида в нераздельную часть целого (публичная персона, выступающая государством) за счет передачи своей личности во всеобщее достояние и под единое высшее руководство общей воли. В рамках теории насилия государство – это продукт последнего. Историко-материалистическая концепция происхождения и сущности государства рассматривает происхождение государства в результате исторического процесса развития, само государство как аппарат принуждения одного класса другим, а революцию как основание и причина смены исторических формаций.

Подробнее о наиболее известных теориях происхождения государства.

Теологическая теория. Государство – продукт воли Бога. Оно воспринимается как данность, дарованная Богом, все полностью подчиняются наместникам Бога на земле – Церкви и государству (Конфуций, Фома Аквинский, Ману, Хаммурапи и др.). Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе; препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности (А. В. Якушев). Недостатки теории: недоказуема, основана на вере в Бога, а не на проверенных научных знаниях. Ее трудно доказать так же, как и опровергнуть.



Договорная теория. Государство – творение разума человека, а не Бога. Государство появилось в результате договора между людьми (Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»; Гуго Гроций «О праве войны и мира», Т. Гоббс «Левиафан»; Дж. Локк «Два трактата о правлении»; Дж. Поннет «Трактат о политической власти»). Суть теории состоит в том, что народ заключил с правителями общественный договор для защиты естественных прав и свобод человека и гражданина, для поддержания порядка в обществе. Данная теория, возникшая в эпоху буржуазных революций, имеет демократическое содержание, обосновывает естественное право народа на восстание и свержение правителя, который не выполнил условия договора.

Психологическая теория. Государство – плод свойств психики человека, результат компромисса между волевыми людьми, способными управлять обществом, принимать ответственные решения, и пассивными, склонными к подчинению, к подражанию, но не способными управлять (Л. Петражицкий «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»; Г. Тард «Социальные законы» и др.). Данная теория справедлива, поскольку большинство населения ищет защиту у сильных, подчиняется им, а сильные стремятся властвовать над слабыми. Те, кто не способен управлять обществом, пытаются сопротивляться власти, узурпировать ее для использования в корыстных целях. Возникает необходимость в их обуздании и наказании. Свойства психики человека оказывали влияние на формирование надобщинных структур, а в дальнейшем – и государства. Недостаток данной теории: не учитываются экономические, военно-политические, социальные и другие факторы в образовании государства.

Теория насилия. На первый план выдвигаются военно-политические факторы. Ее представители полагают, что государство возникло в результате завоевания одного племени другим. Государство явилось творением завоевателей (К. Каутский «Материалистическое понимание истории»; А. Гумплович «Расы и государство»; Е. Дюринг «Ценность жизни»). Насилие действительно имело место при формировании государства у англов, саксов, арьев и др., а также при образовании империй (римской, германской, британской). Но насилие не главная и не единственная причина образования государства.

Патриархальная теория. Люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое приводит к появлению семьи. Разрастание семей привело к образованию государства во главе с монархом (отцом, патриархом), власть которого изначально признается божественной, неограниченной. Как дети не выбирают и не смещают отца, так и подданным следует подчиняться заботливой отеческой власти государя (Аристотель, Р. Филмер, И. В. Михайловский). Достоинство теории: содействие сплочению общества, почитанию и уважению государственной власти. Недостаток: отождествление государства и семьи. Вряд ли можно назвать родственниками монарха всех подданных, нередко монархи приглашались на престол, не имея кровнородственных связей с подданными управляемого государства.

Расовая теория. Признает расы, которые способны управлять обществом и государством и не способны к этому (Ж. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», Ницше «Воля к власти» и др.).

Инцестная (половая) теория. Появление государства было вызвано необходимостью урегулирования усложнившихся половых, брачно-семейных отношений (Леви-Стросс «Структурная антропология» и др.). Развитие брачно-семейных отношений внутри родов, фратрий, племен, их объединений привело к образованию надобщинных структур (протогосударств) во главе с особыми чиновниками-управленцами, регулирующими и охраняющими эти отношения. Однако это не главная и не единственная причина образования государства.

Марксистская теория (экономическая, классовая). Возникла в XIX в. Государство – продукт экономического развития, общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Оно выступает органом для защиты имущих от неимущих (Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Главной причиной образования государства у всех народов считаются социально-экономические факторы, важны также национальные, военные и др.

Существует множество других теорий происхождения и сущности государства: либеральная, теория элит, технократическая.

Теория элит. Возникла в ХХ в. Народные массы не способны управлять государством и обществом, управление берут на себя элиты, которые формируются в зависимости от образования, опыта, способностей, происхождения. Народ может контролировать борьбу за власть между элитами, используя избирательное право (В. Парето, П. Моски).

Технократическая теория. Возникала в ХХ в., близко примыкает к теории элит. Управлять государством и обществом должны специалисты-управленцы, менеджеры, которые способны определить действительные потребности общества и наметить пути формирования, развития и функционирования государства (американский социолог и политолог Д. Белл). Технократическая теория имеет достоинства, но пронизана антидемократизмом, отрывом власти от народа.

Основные пути образования государства:

· западный (европейский),

· восточный (азиатский).

Сущность государства

Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Макиавелли впервые ввёл термин «государство».

Подходы к пониманию сущности государства:

1. Теологический подход: Государство создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли.

2. Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.

3. Кибернетический подход: Государство – определенная информационная система с прямыми и обратными связями.

4. Арифметический подход: Государство – сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти.

5. Социологический подход: Государство - явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено.

6. Либеральная концепция государства - это концепция «государства – ночного сторожа», которое не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» - нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

7. Согласно концепции «государство - менеджер» государство - нейтральный управитель общественными делами.

8. Концепция «государство - социальный арбитр» состоит в том, что государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия.

9. Марксистское понимание государства как особой организации, выделившейся из общества в результате его расслоения и деления на классы для подавления одного класса другим.

Государство - это, в первую очередь, организация управления обществом. Самая массовая, самая мощная и универсальная. Совокупность ее признаков раскрывает сущность государства и выделяет его на фоне других организаций.

Государство - это универсальная суверенная организация для управления обществом на основе права, обладающая особым аппаратом принуждения и особой публичной властью.

Сущность современного государства заключена в осуществлении общесоциальной политики в интересах всех слоев и групп населения, в интересах большинства с учетом мнения меньшинства.

Формы государства

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.

Форма государства включает в себя три компонента:

· форма правления;

· форма государственного устройства;

· политико-правовой режим.

Форма правления–способ организации высших органов власти, их взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). Основные виды формы правления: монархия, республика.

Юридические признаки монархии:власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, независимо от населения; сам монарх представляет государство в других странах.

Виды монархий: абсолютная, ограниченная, деспотическая, дуалистическая, парламентарная (конституционная) и др.

Признаки абсолютной монархии: вся полнота власти принадлежит монарху (Франция XVI–XVII вв.).

Признаки ограниченной монархии: вместе с монархом имеется другой орган власти (чаще всего парламент), без согласия которого монарх не имеет права издавать законы и распоряжения общегосударственного значения.

Признаки дуалистической монархии: наряду с монархом существуют другие высшие органы власти (парламент, правительство), но власть монарха ограничена незначительно. Традиционно дуалистическая монархия представляет собой переходный этап от абсолютной монархии к парламентарной монархии.

Признаки парламентарной (конституционной) монархии: правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства, формирует состав правительства и несет ответственность перед парламентом, а не перед королем (современная Великобритания). Известна выборная монархия (в Малайзии монарх избирается членами федерации).

Юридические признаки республики: выборность; срочность; зависимость от избирателей.

Виды республики: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская, полупарламентская). В парламентских республиках глава правительства назначается парламентом и несет перед ним ответственность (Германия); в президентских республиках, как правило,– президентом и несет перед ним ответственность (США). Некоторые авторы выделяют еще суперпрезидентскую республику.

Политико-правовой режим – совокупность методов, принципов, способов осуществления государственной власти.

Классификация политических режимов:

демократические;

Признаки демократического режима:

1. население участвует в осуществлении государственной власти путем прямой (референдум) или представительной демократии (выборные представительные органы);

2. выборность, сменяемость высших и местных органов власти;

3. разделение властей;

4. многопартийность;

5. господство закона во всех сферах жизни;

6. доминирование в управлении методов компромисса, согласования и т. д.

Признаки недемократического режима:

1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

3. низкий жизненный уровень народа;

4. акцент на карательные меры воздействия;

5. агрессивность во внешней политике;

6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

7. примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни.

Форма государственного устройства – это способ организации единства государства и его дифференциации; национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым с его составными частями.

Под формой государственного устройства понимают национально--территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные.

Унитарное государство является единым, сильным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве существуют:

Единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; - единая денежная система;

Общая налоговая и кредитная политика;

Одно гражданство;

Единые вооруженные силы.

Федерация – союзное государство, члены которого (штаты, республики и т. п.) делегируют часть своих суверенных прав общефедеральным органам. В федерации имеются две системы государственных органов (правотворческих, судебных, правоохранительных): федеральная и республиканская. Правовой статус членов федерации может быть одинаковым, равным (США), или неравным (Индия). Однако само государство является цельным и федеральный центр наделен полномочиями по реализации суверенитета государства.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (лат. - «сообщество») - не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных усилий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических).

Конфедерации, как правило, носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государства к образованию федерации (США, Швейцария) или распались (Австро-Венгрия, Речь Пополотая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств и Евросоюза.

Однако не все авторы согласны с тем, что в качестве самостоятельной формы государственного устройства можно выделять конфедерацию. Они указывают следующие причины. Конфедерация – союз государств, члены которого полностью сохраняют свой суверенитет, координируя общую деятельность. В конфедеративном союзе отсутствует единая система государственных органов (парламент, конституционный суд и т. д.). Таким образом, конфедерация это не государство, а союз государств. Следовательно, неправильно определять данную форму сотрудничества государств в качестве формы государственного устройства.

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.

Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет- ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь в качестве моментов государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего становления государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.

Ирригационная теория

Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель.

Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. (А. Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: ««боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»». В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизм посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждало преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Патриархальное теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового абсолютизма и каким-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные из действия и решения. Наиболее уродлива эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывал, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей 17-18 вв. Г.Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое оно характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Он утверждал, в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея».

В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, «государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности». Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего хочет он сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его Учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 – начале 20 вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теория насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, - писал он, - начинают свое существования одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государство образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теории, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилия, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерна последовательный материалистический подход. Оно связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процессе государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Именно Марксистская теория имеет под собой строго научные основы. «Поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовый антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда»

Органическая теория. Эта теория возникла в19 в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнили государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

Некорректность органической теории происхождения государства и определяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества

Психологическая теория. Представителями этой теории, Возникшей также в 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, сознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

19. Высшие органы государственной власти: парламент.

20. Высшие органы государственной власти: президент.

21. Высшие органы государственной власти: правительство.

1 Основные концепции происхождения государства

Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский). Теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть. Это в конечном счете вопрос веры.

Патриархальная теория. Также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель.

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникло из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX веке, хотя подобные идеи высказывались значительно раньше.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Теория насилия. Также возникла в XIX веке. Ее представителями были Гумилович, Каутский, Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера, завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г.Тард, Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики потребностью подчиняться, подражанием, осознанием зависимости от элиты первобытного общества.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформирована в работах раннебуржуазных мыслителей Игоция, Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо в XVII-XVIII веках. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие и т.п.).

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. смысл это теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, о и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Данная теория имеет под собой строго научные основы.


2Понятии, признакие и сущность государства

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт возникновения и развития человеческих цивилизаций. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества.

Назначение и сущность государства состоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни.

Признаки государства

Государство, как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни, характеризуется следующими основными признаками:


  1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

  2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории . Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства.

  3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти , которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Во-вторых, публичная власть является представительно, осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти – признание народом права управлять им и согласие подчиняться этой власти.

  1. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в т.ч. на содержание государственного аппарата и содержание социально незащищенных слоев населения.

  2. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

  3. Система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений.

3. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ - это основные направления деятельности государства по управлению внутрення жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни 3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей.

4. Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

5. Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом.

6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения - составляет важное направление его деятельности.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.


  1. Формы государства. Понятие и виды.
Форма государства – это совокупность существующих способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства – сложное понятие, включающее 3 элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.

Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически.

Монархия называется абсолютной , если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх, не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.

Ограниченная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом , действующим на основе конституции.

Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ.

Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей.

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром, правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность.

Форма государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

Унитарное государство – единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом.

Федеративное государство характеризуется сложное формой территориального устройства, при котором государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию.

Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа источником государственной власти.

Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный ) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти.

5 . Формы правления.


  1. Монархия (власть одного, единовластие, форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получ-щему ее как правило по наследству и на всю жизнь. Монарх не несет юр ответственности за свои деяния).

    • неограниченная, или абсолютная (Монарх ни с кем не делит свою власть – сам издает законы, назнач чиновников, вершит высш суд и упр гос-вом. Народ никакого участия в упр гос-вом не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять сущ традиции)

    • ограниченная конституционная Наряду с главой гос-ва (монархом) сущ др высший орган (напр парламент)

      • Дуалистическая – в которой сущ двойственность верховной власти: монарх (предст интересы феодалов) сохраняет исп власть, парламент (сост из выыбранных народом представителей, выражает интересы буржуазии и др) ему принадлежит законодательная власть.

      • Парламентская – монарх как глава исп вл в правах ограничен (закрепл в конституции). Если монарх назначает министров, то они несут ответственностьперед парламентом и зависят от его вотума доверия.

  2. Республика – верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на опред срок.

    • Президентская – президент глава гос-ва и исполнительной власти, он возглавляет и формирует прав-во. Парламент не осущ контроля за деят прав-ва. Парламент (избир населением на опред срок) осущ законодательную власть. Президент не вправе распустить парламент, а парлемент м досрочно отстранить президента от должности, если он нарушит конституцию или совершит преступление.

    • Парламентская президент избир парламентом, является только главой гос-ва. Правительство возглавляется премьером, формируется парламентом. Парламент м выразить втум недоверия прав-ву. Президент м досрочно распустить парламент.

    • Президентско -парламентская форма – сущ прав-во, администрация президента.
6. Понятия и виды политического режима.

  1. Демократический – народ признается источником власти.
Институт представительской демократии (основные органы власти избираются населением и представляют его интересы). Выборы проводятся на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.

Институт прямой демократии (население само принимаюет те или иные решения путем всенародного голосования - референдума)

Демократический режим обеспечивает:


    • равенство всех граждан;

    • фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод;

    • равный доступ для всех граждан и их общественных к участию в гос и общественных делах;

    • сущ многопартийность;

    • допускается легальная оппозиця;

    • не подавляется инакомыслие;

    • экономической основой явл многоукладная эк-ка с разными формами собственности и рыночные отношения.

  1. Тоталитарный – гос-во осуществляет тотальный всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества.

    • в экономике преобладает гос собственность, жесткое регулирование эк отношений командными методами;

    • существует одна правящая партия;

    • происходит сращивание партийного и гос аппарата;

    • чрезмерная централизация гос аппарата и его бюрократизация;

    • единая официальная идеология;

    • инакомыслие не допускается;

    • все общественные орг-ии действуют под строгим контролем со стороны гос-ва;

    • права и свободы личности грубо нарушаются;

    • власть осуществляется методами нисилия, репрессии.

  1. Авторитарный – промежуточный м/д тоталитарным и демократическим. Гос-во уже не осущ полного контроля над обществом.

    • допускается не только гос собственность;

    • разрешается предпринимательская и комерч деятельность ч/л;

    • смягчение методов осущ гос власти;

    • допускается инакомыслие, но серьезная оппозиция запрещена;

    • права и свободы провозглашаются, но не выполняются.

7. Правовое государство: понятие, признаки.

Правовое государство является одним из существенных достижений чело­веческой цивилизации. Суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство чле­нов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представле­ний об общем благе и путях его достижения.

Соответственно соотно­шение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

Правовое государство - это такая форма организации госу­дарственной жизни, которая строится на основе норм права.

Признаки правового государства.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

Верховенство права, юридическая защищенность всех обществен­ных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

Принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполни­тельной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

Приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязан­ностей;

Взаимная ответственность государства и личности.

8. Понятие и сущность права.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода, свобода личности.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размазываются собственно правовые границы.

Право есть одно из важнейших качеств и свойств свободной личности.

Право возникает только тогда, когда признается свободная автономная личность, ее права и свободы, права и свободы малых народов и национальных меньшинств, а значит, и разнообразие в человеческом обществе. Поэтому право есть равная мера для всех.

Право – это относительно равный и справедливый масштаб (мера) свободы, диктуемый развитием цивилизации.

Основные функции права.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:


  • регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (статистическая регулятивная функция – например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами; динамическая регулятивная функция – например, возложение обязанности платить налоги);

  • охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
В широком смысле, с точки зрения общесоциальной направленности права, можно выделить также гуманистическую, воспитательную, идеологическую и другие функции.

Гуманистическая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты. Право устанавливает общие правила поведения в общественно значимых отношениях, исходит из идеи общего блага для общества.

Воспитательная , отражающаяся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов. Она отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на личность и общество, связана с формированием мотивов правомерного поведения и пр.

Идеологическая , в рамках которой право способствует формированию в обществе сознании представлений о необходимости и желательных принципах и правилах поведения.

Все функции права реализуются путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.

9. Понятие и виды источников права.

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения.

Официальный характер источникам права придется двумя путями:


  • путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

  • путем санкционирования, когда государственные органы, например, суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Виды источников права:

  1. Нормативные юридические акты – официальные документы, содержащие юридические нормы (законы, нормативные указы, постановления, иные документы Президента, правительства, ведомств);

  2. Санкционированные обычаи – обычаи, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой (деловые, судебные, правовые традиции);

  3. Судебный и административный прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение (Великобритания, США).
Также нормативный договор – соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы (Федеративный договор).
10. Классификация нормативно – правовых актов

Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов

По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются:

на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;

на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории;

на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Подзаконные нормативно – правовые акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Акты судебной власти. Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.


  1. Действия нормативных актов во времени, пространстве, по кругу лиц.
Под нормативно-правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации и опубликования, для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляют государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется с учетом территориального и экстерриториального принципов.

Под территориальным принципом понимают действие НПА в пределах государственной или административной территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции.

Нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства).

Лица с двойным гражданством становятся адресатами законодательства двух и более государств.

Действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за границей.


  1. Понятие и признаки нормы права.
Норма права – особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки.

Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная определенность . Этот признак характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т.е. имеет государственного признанную форму выражения: форму закона, нормативного договора и т.д.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер . Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано.

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер . С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение их интересов или потребностей. С другой стороны, каждому субъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность. Соответственно, юридическая норма обязывает участников правоотношений совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, правовая норма ограничивает свободу поведения субъектов права в рамках установленного правила поведения.

Системность : этот признак характеризует свойство нормы права быть в определенной связи с другими нормами, с правовым институтом, отраслью права. Системность характеризует иерархию правовых норм, их первичность и вторичность.

Следовательно, юридическая норма – это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставитель-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.


13. Виды норм права.
Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления явлений правовой действительности.

Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам:


  1. По отраслевой принадлежности , т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и т.д.

  2. По юридической силе , т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классификация.

  3. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, специально не урегулированные конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права.

  4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются косвенным указанием на правило поведения).

  5. По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они «поощряют» такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения (женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста).
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т.е. предоставление различных материальных, духовных благ.

  1. По способам установления правил поведения нормы права делятся на категорические и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

  1. По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.
Определенные - непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные - делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные - содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.

  1. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.).

14. Соотношение норма права и статьи нпа. Способы изложения норм права в нормативно- правовых актах.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения ), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.


  1. Система права и ее структурные элементы
Система права – это сложное юридическое понятие, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризуется внутренним единством и целостностью, призванное поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества.

Структурными элементами системы права являются: норма права, отрасль права, институт права, субинститут.

Правовая норма – исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.

Отрасль права – представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки купли-продажи.

По видам правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые…

16. систематизация права

Право представляет из себя опред сис-му, характеризуется внутренним единством и согласованностью. Оно состоит из отраслей и институтов.

Отрасль права – это совокупность обособленных правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в какой-то определенной области, обладающей качественным своеобразием. (Гражданское, семейно, уголовной право).

Каждая отрасль права имеет объект, предмет правового регулирования, имеет свою систему и свой метод.

Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Внутри отрасли права правовые нормы в свою очередь группируются и распределяются по институтам права.

Институт права – это группа правовых норм, которыми в пределах отрасли регулируется определенный вид однородных общественных отношений.

Норма права – это определенные правила поведения в конкретном случае.

Отрасли права:

Конституционное пра­вом - это совокупность норм права, регулирующих политические отно­шения и закрепляющих основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государствен­ной власти, государственное устройство России и другие важнейшие положения, составляющие основу для других отраслей права.

Административное право - отрасль, нормами которой регулируют­ся управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти (правительства, министерств, ведомств, мест­ных органов управления).

Финансовое право регулирует отношения по сбору налогов, форми­рованию государственного бюджета, расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

ГП образуют нормы права, регулирующие имуще­ственные отношения (купли-продажи, найма, займа, собственности, наследования и т.п.), а также некоторые личные неимущественные отношения (защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право тесно связано с гражданским, его составляют нормы права, которые также регулируют имущественные и личные неимуще­ственные отношения, но лишь в одной сфере - брачно-семейных от­ношений.

Трудовое право - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отноше-ний, продолжительность рабочего времени и времени отдыха и т.п.

УП - это отрасль, состоящая из норм, определяющих, какие деяния являются опасными для общества и какие наказания за их совершение устанавливает государство. Общественно опасные дея­ния называются преступлениями.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения землепользования (собственность на землю, ее охрана, по­рядок передачи права собственности или аренды земли, рациональное ее использование и т.п.).

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирую­щих общественные отношения в области использования природных ресурсов.

Рассмотренные выше отрасли права относятся к так называемому материальному праву, так как их нормами регулируются непосредст­венно отношения, складывающиеся в обществе. Помимо отраслей ма­териального права, в системе права различают отрасли, относящиеся к процессуальному праву, под которым понимаются нормы, устанавли­вающие порядок, процедуру (процесс) возбуждения и рассмотрения в суде гражданских и уголовных дел. Соответственно, гражданским про-цессуальным правом называется совокупность правовых норм, устанавливающих порядок применения норм гражданского права и некоторых других отраслей права (семейного, трудового и пр.), а уголовно-процес-суальным правом - порядок применения норм уголовного права.
17. основные правовые системы современности.

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству, определить его сущность Ї значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства является инструментом общества. При диалектическом подходе общество можно представить как:

  • 1. Единый организм;
  • 2. Совокупность классов, социальных групп, с несовпадающими интересами;

Следовательно, сущность государства носит двоякий характер, при котором одна сторона Ї обще-социальная, другая Ї классово-групповая. Т.о., говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.

Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью и в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества. Главное предназначение государства Ї служить обществу.

В идеале назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек, есть высшая из всех ценностей на Земле.

Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью Ї какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса и быть правовым по форме.

Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, необходимо сочетать подходы, тогда можно говорить о сущности государства, при этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить.

В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами.

В политической Ї в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли.

В идеологической Ї навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и ее распространение.

Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе.


Top