Биография. Жид Кургинян (Бекман) на передовой строительства Хазарии Кто такой сергей кургинян

13.11.2017

Кургинян Сергей Ервандович

Российский Политик

Театральный Режиссер

Лидер движения «Суть Времени»

Сергей Кургинян родился 14 ноября 1949 года в городе Москва. Вырос в семье историка и филолога. Его папа был профессором, специализирующемся на исследовании Ближнего Востока и родившемся в маленьком армянском селе, мама - научным работником института мировой литературы им. А.Горького. Родные матери, дедушка и бабушка Сергея, были дворянами.

В детстве Сережа мечтал стать артистом, поэтому активно участвовал в художественной самодеятельности, посещал школьный драмкружок и играл в спектаклях. Однако поступить после школы в театральное училище ему не удалось. Зато он стал студентом геологоразведочного ВУЗа, где уже на 2 курсе стал руководить созданным любительским театром.

По окончании ВУЗа в 1972 году молодой человек трудился в Институте океанологии, и с течением времени стал научным сотрудником и кандидатом наук. В 1980 году он перешел на работу в родной геологоразведочный институт. Совмещая научную деятельность с увлечением художественным творчеством, Сергей оставался режиссером организованного в период студенчества театра-студии, а также окончил заочно в 1983 году училище им. Б.Щукина.

Библиографы с интересом отмечали, что нынешний адепт СССР в советское время вовсе не был сторонником существующего строя. Напротив, он подчеркивал ужас и кровавость сталинского режима и то, что ему, потомку дворянского знатного рода и внуку расстрелянного деда, не за что уважать советскую власть.

В 1986 году любимое детище геофизика, его театр, был признан государственным и приобрел название «На досках», а сам Сергей ушел с работы по своей первой специальности и посвятил себя творчеству.

Деятельность будущего политолога в качестве режиссера драмы была в те годы не очень успешной. Единственный спектакль «Пастырь» по пьесе «Батум» Михаила Булгакова, поставленный им в 1992 году на подмостках МХАТа, провалился. Однако в хозяйственной деятельности он, наоборот, преуспел. В 1987 году на базе его театра-студии был учрежден «Экспериментальный творческий центр». При поддержке его инициативы секретарем исполкома Моссовета Юрием Прокофьевым Центру предоставили ряд помещений в самом сердце столицы во Вспольном переулке и выделили средства.

В 1990 году ЭТЦ получил право называться Международным общественным фондом или «Центром Кургиняна». В 2004 году центр заслужил также высокий статус организации, входящей в ассоциацию с Департаментом ООН.

Сергей Ервандович поддерживал перестройку и все начинания Михаила Горбачева. Но распада СССР он никогда не хотел, а выступал за модернизацию административно-командной системы. Он вступил в ряды КПСС, чтобы внедрять свои идеи сохранения и усовершенствования государственности, противостоял демократам, жаждущим гибели империи.

Благодаря посредничеству главы Мосгорисполкома Прокофьва он в составе группы политических экспертов побывал в Баку для содействия в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. Отчет по результатам поездки, представленный им Политбюро ЦК партии, содержал точные прогнозы развития ситуации. Поэтому Кургинян стали привлекать в качестве эксперта и в дальнейшем. Он выезжал в Карабах, Литву, Душанбе.

В 1991 году он был неофициальным советником Горбачева, предложившем реализуемый президентом план выхода страны из кризиса. Однако сам Сергей Ервандович утверждал, что у него были с главой государства расхождения во взглядах относительно путей вывода партии и СССР из тупика. Он поддержал Государственный комитет по чрезвычайному положению во время августовского путча, объявив об этом в публикации «Я - идеолог ЧП». Одного из заговорщиков, руководителя КГБ Владимира Крючкова, он принял впоследствии в свой ЭТЦ. Во время внутриполитического конфликта 1993 года он оказался в помещении Верховного совета. Приверженцы хода на Останкино выставили его за дверь как противника этого решения. Об их намерениях он безотлагательно проинформировал общественность.

В 1996 году политик призвал крупных предпринимателей занять прогосударственную сторону. В результате в печати появилось воззвание «Письмо 13-ти», подписанное, в частности, главами «ЛогоВАЗ» Борисом Березовским, «Сибирской нефтяной компании» Виктором Городиловым, «АвтоВАЗ» Алексеем Николаевым, «Альфа-групп» Михаилом Фридманом, «Менатеп» Михаилом Ходорковским, содержащее предложения по выходу из кризиса и поддержку Бориса Ельцина. Позже итогом взаимодействия крупного бизнеса с главой государства стало появление в РФ олигархического политического строя.

Сергей Ервандович женат на Марии Мамиконян. Они познакомились и поженились во время учебы в институте. Сегодня она - артистка театра «На досках», сотрудница ЭТЦ, глава «Родительского Всероссийского Сопротивления», которое занимается проблемами защиты семьи, вопросами образования. Организация отрицает западную модель воспитания, выступает за запрет сексуального просвещения детей.

У пары есть взрослую дочь Ирина, которая также трудится в «Центре Кургиняна». По образованию она - историк, кандидат наук. Ира воспитывает дочку.

Сергей Ервандович увлекался новыми видами театральных форм. Поэтому он и был среди первых участников эксперимента по организации театральных коллективов с самофинансированием, создав «На досках». Когда оказалось, что Мельпомена не склонна отвечать ему взаимностью, он нашел не менее интересное призвание - открыл и развил в себе талант эксперта-аналитика. Центр его имени, работая по принципу своеобразного семейного подряда, издает газеты, журналы, книги политического содержания.

... читать ещё >

Митинг 4 февраля на Поклонной горе стал настоящим бенефисом его организатора и ведущего Сергея Кургиняна. Никогда прежде этот безвестный театральный режиссер не собирал столь массовую аудиторию. Да и не соберет. Следующая его акция на ВВЦ 23 февраля, оптимистично заявленная на 15 тысяч участников, без админресурса оказалась способна собрать не больше нескольких сот.

Впрочем, для Сергея Кургиняна главное – не победа, а участие. Его театр «На досках» созывает зрителей бесплатно. После спектаклей неизменно устраивается фуршет. Перерывы между ними составляют недели. А представления все равно проходят при полупустом зале. По отзывам, театр Кургиняна – зрелище не для слабонервных.

– Я даже не могу назвать его своим коллегой, – рассказал «Собеседнику» режиссер Марк Розовский. – В советское время он действительно руководил театральной студией «На досках», но искусства там было немного. Я смог осилить только половину одного из его спектаклей. Но в 1986 году четыре московские студии, в том числе моя и Кургиняна , получили статус театров, которым разрешили хозрасчет. У нас не было ни рубля дотаций, но зато нам выделили помещения. Причем у Кургиняна каким-то образом оказался целый комплекс зданий. Думаю, тут лично Павлов постарался, премьер-министр. И КГБ. Сергей Кургинян быстро превратил этот театр в политический клуб, связавшись со всякой швалью. Я слышал, когда после путча арестовывали председателя КГБ Крючкова, у него на столе лежал текст Кургиняна с подчеркнутыми местами. Я после этого с ним сразу порвал. Потом только слухи доходили, что вместо спектаклей в его театре проходили тренировки штурмовиков.

Тайный советник

Сразу после путча в «Независимой газете» вышла огромная статья «Тайный советник кремлевских вождей», обвинявшая Кургиняна в поддержке путчистов и госизмене. Двадцать лет спустя автор этой статьи, Михаил Леонтьев, стоял со своим былым идейным противником рука об руку на Поклонке.

– Кургинян тогда был прав, а я нет. И я свою вину перед ним признал, – объяснил «Собеседнику» сам телеведущий. – Эту статью я написал по просьбе моих тогдашних политических партнеров, выступавших за коренные перемены. В то время мы с Кургиняном находились в разных окопах, хотя я был единственным штатным сотрудником в его «Экспериментальном творческом центре», где читал лекции по философии. Там собирались люди разных взглядов – активисты польской «Солидарности», Евгений Ясин – это была широкая дискуссионная площадка… Впрочем, Кургинян и сам в те годы ошибался: он сделал ставку не на тех людей.

Со ставкой на Крючкова Кургинян действительно прогадал, хотя и устроил его после тюрьмы своим советником в «Центре». Сам же, по его словам, продолжал оставаться советником руководства страны. Причем советником настолько тайным, что руководство об этом даже не подозревало.

– Кургинян говорит, что он в 93-м был моим советником? – смеется экс-спикер Верховного совета Руслан Хасбулатов. – Ни в этом году, ни в каком другом. Может, он присутствовал на одной из моих встреч с политологами? Но даже в этом случае я его не помню. Да и не нужны мне были его советы. У меня советниками работали люди более… известные.

В следующий раз имя Кургиняна всплыло только в 96-м, когда появилось «письмо тринадцати» – предвыборное воззвание олигархов в поддержку стабильности режима Ельцина. Кроме Березовского, его подписали Гусинский, Потанин, Фридман, Ходорковский и т.д., но автором считается все же Сергей Кургинян.

Не забавный

Похоже, сейчас ситуация повторяется, тем более что связи с прокремлевским бизнесом Сергей Ервандович, очевидно, не потерял. В 2010-м в ночь на 9 мая рвануло на шахте «Распадская» – десятки погибших. И Кургинян с группой помощников на чьи-то деньги срочно летит в Кузбасс, встречается с руководством шахты и с чиновниками, винит во всех бедах самих шахтеров, которые в отместку назвали Кургиняна «адвокатом олигархов». Совладельцем «Распадской», кто не в курсе, является Роман Абрамович. Лозунг Поклонной «Нам есть что терять!» вполне применим и к нему.

Это театральные спектакли можно ставить «на досках», а для политических нужна трибуна. Трибуну Кургиняну после его поездки на «Распадскую» предоставил «Пятый канал», который принадлежит пропутинской Национальной медиагруппе.

– До программы «Суд времени» я с Кургиняном был плохо знаком, – рассказал «Собеседнику» его соведущий Николай Сванидзе. – О его участии в проекте я узнал от продюсера Александра Роднянского, который предложил стать рефери между Млечиным и Кургиняном. Поначалу Кургинян был еще спокоен – расслабленность Млечина гасила его эмоции, но в «Историческом процессе», где рефери нет, я их уже не гашу. Мне непонятно его позиционирование себя как оппозиционера. Кургинян формально дистанцируется от власти, но при этом критикует реальную оппозицию аргументами этой же власти. Перед митингом на Поклонной я ему даже говорил: «Нельзя и на елку сесть, и не поцарапаться». Его часто сравнивают с Жириновским. Визуально похож, не спорю. И амбиции есть, и артистизм. Но Жириновский – забавный. Кургинян – не забавный.

Члены съемочной группы «России» рассказали «Собеседнику», что однажды у них сложилось ощущение, будто Кургинян всерьез решил спровоцировать Сванидзе на драку. Причем продолжал это делать даже после того, как выключили камеры. Это уже не просто игра на публику. В минувшем декабре Кургинян облил водой оппозиционера Романа Доброхотова в радиоэфире «Эха Москвы», хотя слушатели не могли этого видеть.

– Мне кажется, у него была заготовлена сцена и он воплотил ее в жизнь, даже не успев осмыслить моих слов, просто поняв, что там есть некий выпад против него, – пояснил «Собеседнику» Доброхотов. – Я общался с ним еще в 2005-м – тогда он был таким же неуравновешенным и самовлюбленным. Но сейчас он востребован властью, потому что мобилизует ту часть общественности, которая, как и он, страдает манией заговоров.

Сегодня Кургинян вовсю колесит по стране, рассказывает народу об угрозах России, на его лекции насильно загоняют студентов (последний случай – в Твери), «антиоранжевые» митинги его сторонников устраиваются в разных городах. Кургинян пугает обывателя возвращением 90-х. Глядя на него, кажется, что они уже вернулись.

И это всё о нем

Александр Проханов:

«Восхитительная, на мой взгляд, ослепительная комета под названием Кургинян прилетела сейчас на орбиту Земли. И мы находимся в этом сверкании, в этом сиянии, в этом блеске этой кометы».

Марк Розовский:

«Это бенгальский огонь, который скоро прогорит. Кургинян – абсолютно достоевский типаж: даже не бес, а мракобес с политическими амбициями, который понадобился сначала КГБ, а потом и новой кремлевской администрации».

Биография

Сергей Кургинян родился в 1949 году в семье столичных ученых-гуманитариев. По первой специальности – геофизик. По второй – театральный режиссер. По третьей – океанолог. По четвертой – кибернетик. По пятой – политолог. По шестой – журналист. По седьмой – драматург. По восьмой – общественный деятель. По девятой… Может, хватит уже!

В студенческие годы создал студию «На досках», которая в перестройку получила статус театра и переросла в политклуб «Экспериментальный творческий центр». Вплоть до недавнего времени был известен лишь пафосными статьями в патриотической прессе. С июля по декабрь 2010 года работал соведущим программы «Суд времени» на «Пятом канале», а с августа 2011-го стал соведущим «Исторического процесса» на «России». Создал движение «Суть времени».

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что возвращение к модерну невозможно.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что эпоху постмодерна может сменить только эпоха сверхмодерна.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что иначе неизбежен переход к контрмодерну.

Сергей Ервандович Кургинян знает, о чем говорит!

Так любовь, диалектически связанная с постлюбовью (часто переживающаяся как ненависть или потеря), может переродиться только во что-то принципиально новое – в сверхлюбовь.

Но вот как понимать этот самый сверхмодерн? Чем он может оказаться?

Кургинян отвечает на это своими мистериями. А говорить о его мистериях, символизировать их хочется через обращение к танцу или живописи. Иначе говоря – хочется отказаться от всякой символизации и оказаться в пространстве воображаемого. Это «хочется» закономерно, а неприемлемым компромиссом оказывается обращение к песне, танцам посвященной. К старой шутливой песенке «Школа танцев Соломона Кляра». К той самой, в которой звучат важнейшие для анализа культуры через диалектику слова: «Две шаги налево, Две шаги направо, Шаг вперёд и поворот».

Направленность диалектического развития не может быть выявлена в его актуальной траектории. Отрицанием отрицания описываются круги вокруг лишь предполагаемого смещающегося куда-то центра. Каждый отделенный от ряда предыдущих переход кажется спонтанной игрой случая (точнее – стечением множества причин), лишенной внешнего смысла и цели. Так и постоянство Сергея Ервандовича и его великолепной труппы в обращении к политологическим мистериям может быть понято через множество различных понимательных систем. Но только понимание этого постоянства как очередного такта диалектического развития мировой культуры придает ему смысл. Во всяком случае, тот смысл, который слышится в речах Кургиняна. А он знает, о чем говорит!

Переход от одного объекта к следующему за ним другому оказывается тактом диалектического (а не иллюзорного поступательного) развития только за счет суммы элементов движения: «шаг вперёд» и «поворот». Только их обобщенные свойства позволяют говорить о новизне или авангарде. Именно эти свойства удается обнаружить в действах, свершающихся в театре «На досках». Именно эти свойства заставляют лгать, изрекая «это и есть сверхмодерн».

Для маневра «шаг вперёд», необходимо как минимум стоять где-то и знать, где перёд находится. В песне сказано ясно: «Там, где бантик, там перёд». Но в культуре всё немного сложнее… В XXI веке мы танцуем постмодернистский танец теней. Как бы ни хотелось, но ностальгировать о модерне можно лишь в рамках постмодерна – он видится нам сквозь лупу современности лишь как очередной призрак, всего лишь как удачная цитата в наборе. Тут мы стоим. Отсюда шагать. А значит, произведения Кургиняна, оказываясь в результате сверхмодерном, должны быть для начала постмодерном. Как «Евгений Онегин» и «Шинель», (из)вращая романтизм до реализма, остаются романтическими произведениями в своей основе, так и «Я!» взращивает свой сверхмодерн на осколках вполне обычного постмодерна.

Только все типично-привычные элементы постмодерна сдвинуты тут вперёд и повернуты боком. Например: можно понимать постмодерн как защиту культуры и автора от психоаналитического дискурса. «Я не позволю судить о себе, у меня вообще нет своего текста: одни цитаты и ссылки, – молча заявляет автор-постмодернист. – Читатель – источник трактовок, а я, автор, – лишь компоновщик текста». Сергея Ервандовича не смущают возможные трактовки, он, выстраивая свои мистерии по всем законам постмодерна, не только вводит туда автора как действующего персонажа, но и публично выступает сам перед началом и после завершения каждого представления, возводя авторство в степень и тем самым расширяя сцену до жизни. И не зря, ведь Сергей Ервандович знает, о чем говорит!

Привнося себя лично в представление, режиссер разрушает все возможные рамки и границы. Если еще текст, игру актеров или сценографию можно было бы постараться разложить на конечное количество элементов, отсылок или цитат, то нужно обладать недюжинной (граничащей с глупостью) самоуверенностью, чтобы проделывать такое с живым Кургиняном. А ведь он еще и регулярно сообщает об уникальности актеров своей труппы как результате сверхмотивированной осмысленности, в чем каждый желающий может убедиться, открыв хотя бы подшивку газеты «Суть времени». Кстати, в имеющееся у нас в наличии время авторство тоже вполне может оказываться элементом художественного произведения, чему Уорхол и Дали – классические примеры, тут (казалось бы) нет ничего нового… Но и тут Сергей Ервандович уходит вперёд с поворотом: в его случае авторство не самоцель, а лишь инструмент выстраивания «сверхмодерна».

Перёд в случае кургиняновского сверхмодерна находится в наполненности произведений смыслом. Где автор-модернист выкладывает трактовку на самое видное место и ювелирно проводит по ней всё произведение, как по струнке смысла, где автор-постмодернист робко прячет трактовку в утесах чужого текста или обрывках сюжета, там в мистериях театра «На досках» смысла и трактовок столько, что у зрителя последовательно случаются «переполнение массива», «отъезд крыши» и «взрыв мозга». В это очень сложно поверить. Да и не нужно. Но на сцене театра буквально разыгрывается палимпсест.

В водопаде смыслов и трактовок необходимым условием выплывания кажется не только доскональное знание произведения, номинально являющегося прообразом мистерии, чтобы четко понимать, где кончается, например, Лондон и начинается Кургинян, не только глубокое (до полного погружения) знакомство с культурно-историческим контекстом мистерии, не только поверхностное (до досконального) прочтение политических текстов и просматривание выступлений Кургиняна, не только углубленное знакомство с различными ведениями и логиями, не только личное знакомство с величайшими (вплоть до никем не замеченных) произведениями мирового art`а. Но (не исключая всё перечисленное), в первую очередь, способность жить и сталкиваться с реальным. Мистерии Кургиняна совершенно реальны, то есть крайне травматичны, невыносимы, непристойны.

Но сверхмодерн бы не состоялся, не будь в нем еще и «поворота». (В конце концов, палимпсест сам по себе вполне вписывается в постмодерн, и даже им любим). Впрочем, и «поворот» без «шага вперёд» тоже погоды не делает. Поворот заключен в форме представления: называя действие, разворачивающееся в театре «На досках», «мистерией», Кургинян знает, что говорит!

Он не шутит, это именно мистерия – от греческого mysterion – таинство. Жанр, через театрализацию христианских тайн восходящий к обрядам еще дионисийским, с которых всякий театр и начался. И понимать его следует через Ницше и его «Рождение трагедии из духа музыки». Когда-то это произведение призвано было убить театр вообще и критику в частности, а вместе с ними и проекты мирового западного искусства и такой же цивилизации. И с задачей своей оно успешно справилось. Театр мертв. Критика издыхает. Искусство в целом и цивилизация на подходе. Ницше считал, что ошибка (отказ от трагедии) в пользу «сократического» оптимизма произошла в Греции в рамках ее культуры, но исправлять эту ошибку предлагал в рамках культуры, ему современной. Кургинян же, вступая в титанический спор с неодолимым Фридрихом, выставляет на доску не аргументы, а мистерии. Живые, истинно трагические дионисийско-аполлонические мистерии, наглядно демонстрируя неизбежность (и одновременно являясь камнем в основании) перезапуска оптимистического проекта.

Мистериями же действия театра «На досках» оказываются из-за беспрецедентного разворота к «зрителю» . Всё, что происходит на сцене и в холле театра, направлено и посвящено всего одной цели – простроить пространство «сверхмодерна», в котором столкновение с реальным возможно для каждого Желающего. Мистическим содержанием оказывается не доступ к условно объективному знанию, доступному немногим (как в мистерии классической), а столкновение с истиной глубинной неопознанности (несимволизированности и невоображенности), то есть реальности себя и, как следствие, – мира.
Итак, чтобы оказаться сверхмодерном на сцене, диалектически отрицая всяческий постмодерн, Сергей Ервандович возвращает базовые, но уже очевидно несостоятельные элементы модерна – волю и знание, но с чем-то еще. Это «что-то» и обеспечивает легитимность наличия и приставки сверх-, и окончания модерн в этом новом-старом проекте. Именно этого «чего-то» и не хватает всегда воле и знанию, чтобы оказаться состоятельными в полной мере.

Вот такие вот бывают танцы, когда говорит Кургинян!

Дмитрий Третьяков

Неизбежно столкновение с недостаточностью грамматического аппарата русского языка. «Зритель» – слово, явно к ситуации не подходящее: зритель зрит, то есть участвует в процессе опосредованно. Насущная необходимость в слове, возводящем непосредственный труд в основание наименования, заставляет, по примеру устоявшегося в психоанализе франконизма «анализант» (где суффикс «ант» призван возвестить об активности), предлагать ужасающие конструкции типа «зрителянт» или «скопилянт».

Ведущий и политолог Кургинян Сергей Ервандович, его биография в Википедия, личная жизнь и фото в Инстаграм, его семья (жена и дети), национальность интересуют многих телезрителей.

Кургинян автор более десяти книг и огромного количества статей, в которых представлен анализ мировых политических процессов и стратегий принятия разных решений, а также рассматриваются актуальные проблемы жизни общества и теории катастроф.

Некоторые СМИ называют его представителем «шестой» колонны, находящейся внутри Кремля, которая изначально отстаивала европейские ценности и интеграцию в западный мир, а также выступала за невмешательство России в ситуацию на Донбассе.

Сергей Кургинян – биография

Родился Сергей Ервандович в 1949 году в Москве. Что касается его национальности, то установить её точно довольно сложно, ведь его отец – армянин, а мать из дворянского русского рода потомками которого были и шведы, и поляки.

Сергей с детства мечтал стать актером, и принимал активное участие в школьной художественной самодеятельности. Но, окончив школу, он не смог поступить в театральный институт, и стал студентом Московского геологоразведочного института, выбрав специальность «геофизика».

Здесь он создал студенческий театр-студию, и стал её руководителем, а со временем закончил заочно и Щукинское училище, где учился на «режиссуре драмы».

После окончания вуза Сергей начал работать в Институте океанологии, и со временем стал кандидатом наук, но, в конце концов, все же, перешел работать в геологоразведочный институт, где был старшим научным сотрудником на кафедре прикладной кибернетики.

Политическая карьера Кургиняна началась ещё в советский период.

В 1988 году он вступил в ряды КПСС, и, притом что поддерживал перестроичные идеи и начинания Горбачева, развала Союза не хотел. В 1991 году он даже стал неофициальным советником Горбачева, предложив ему свой план выхода страны из создавшегося кризиса.

Во время августовского путча он поддерживал ГКЧП, а в 1993 году оказался в гуще внутриполитического конфликта, происходящего в стенах Верховного совета, и, узнав о намерениях приверженцев этой ситуации, тут же поставил в известность о них общественность.

В 1996 году политик стал инициатором воззвания «Письмо 13-ти», которое призывало крупных предпринимателей занять прогосударственную позицию, а именно, поддержать Президента Ельцина и оказать помощь стране в выходе из кризиса.

В настоящее время Сергей Кургинян и его политическое шоу «Исторический процесс», выходящий на канале «Россия», где его соведущим был Николай Сванидзе, «Смысл игры» и «Суть времени», в котором высказывалась мысль о мессианской роли России в современном мире, вызывают огромный интерес у телезрителей.

В 2012 году политик проводил мероприятия по предотвращению «оранжевой революции» в России и учредил «Антиоранжевый комитет», целью которого было предотвращение распада РФ.

Интересен тот факт, что в 2014 году он побывал в Донецке и обвинил Игоря Стрелкова в предательстве, чем вызвал шквал возмущений на форумах и в интернет-сообществах.

Как отмечают многие СМИ, Кургинян отличается уникальным качеством — с одной стороны он встает в позу оппозиционера, а с другой, остается лояльным по отношению к действующей власти.

Сергей Кургинян – личная жизнь

Политик давно состоит в браке. Его жена – Мария Мамиконян также занимается политикой и является главой «Родительского Всероссийского Сопротивления». У пары есть взрослая дочь Ирина, 1977 года рождения, которая в настоящее время работает в «Центре Кургиняна».

Сергей Ервандович Кургинян (арм. Սերգեյ Երվանդի Կուրղինյան) - советский и российский учёный-геофизик, российский аналитик, политолог и театральный режиссёр.
Родился в московской интеллигентной семье. Отец Е.А. Кургинян был профессором новейшей истории и специалистом по Ближнему Востоку. Мать М.С.Кургинян была старшим научным сотрудником отдела теории литературы Института мировой литературы имени Горького, специалист по Т.Манну, автор ряда монографий.
Выпускник Московского геологоразведочного института по специальности «геофизика» (1972). Выпускник Театрального училища имени Щукина (1983) по специальности «режиссура драмы». Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института океанологии АН СССР (1974-1980). До 1986 года числился старшим научным сотрудником в лаборатории прикладной кибернетики Московского геологоразведочного института.
Созданный С.Кургиняном еще в студенческие годы театр-студия в 1986 году вместе со студиями М.Розовского, "На Юго-Западе", "Человек" и др. принял участие в эксперименте "Театр на коллективном подряде". По результатам эксперимента театр получил статус государственного (театр "На досках"). Театр С. Кургиняна исповедует философский и метафизический подход к явлениям современности.
С восьмидесятых годов С. Кургинян параллельно с театральной деятельностью занимается анализом политического процесса. Неоднократно выезжал в "горячие точки" по поручению ЦК КПСС (затем - руководства Верховного Совета РСФСР) для проведения независимой экспертизы.
В 1991 г. Кургинян отказался стать советником Горбачева из-за расхождений во взглядах на пути вывода компартии и страны из тупика. Идею С.Кургиняна об опоре на интеллектуальный слой (прежде всего, научно-техническую интеллигенцию) для взятия страной модернизационного барьера поддерживал Ю. Прокофьев, секретарь МГК КПСС. В центре Москвы С. Кургиняну, объединившему в Экспериментальный творческий центр ряд организаций и лабораторий с разработками прорывного характера, было предоставлено несколько домов.
В 1993 году стал советником Р. Хасбулатова, в ходе октябрьских событий находился в здании Верховного Совета. 30 октября на пресс-конференции сделал заявление о готовящейся провокации против легитимной законодательной власти.
В 1996 г. предложил представителям крупного бизнеса объединиться и встать на конструктивную прогосударственную позицию. Результатом этого стало известное "Письмо 13-ти".
Участвовал в снятии генерала А.И. Лебедя с должности секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
Организовал и возглавил в 1989 году корпорацию "Экспериментальный творческий центр", а затем Международный общественный фонд "Экспериментальный творческий центр" (Центр Кургиняна: http://www.kurginyan.ru)
Является главным редактором выпускаемого Центром с 1993 года научно-публицистического журнала "Россия-XXI" и начавшего выходить с весны 1998 года альманаха "Школа целостного анализа".Корпорация ЭТЦ, помимо собственно Фонда, включает неформальные клубы "Содержательное единство" и "Молодежный дискуссионный киноклуб", журнал "Россия-XXI", а также руководимый Сергеем Кургиняном Театр "На досках".
Руководит интеллектуально-дискуссионным клубом "Содержательное единство" и рядом политико-аналитических семинаров.
Занимается анализом политических процессов в России и мире, исследованиями посткапиталистических идеологий, проблемами политической философии и стратегии принятия решений.


Top