Энциклопедия сказочных героев: "Заяц и еж". Сказка братьев Гримм “Заяц и еж” Чему учит сказка еж и заяц

Урок литературного чтения

2 класс. УМК «Школа – 2100»

Тема: Русская сказка «Лиса и рак».

Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»

Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, -- -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Овладение диалогической и монологической речью;

Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование : учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных, игрушка – Еж, презентация с иллюстрациями к сказкам и пословицами, аудиозапись «Полька» для физминутки.

I . 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения

Вводная беседа:

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

На какие группы мы делим сказки?

В чем особенность сказок о животных?

Назовите известных вам животных-героев сказок.

II . 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды )

– Каких животных-героев сказок вы знаете?

– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

Заяц? (Трусливый, робкий.)

Еж? (Хозяйственный, трудяга.)

Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народа­ми разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

III . Работа со сказкой «Лиса и рак».

1) Чтение заглавия.

Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации. (слайд)

Какой момент изображен на иллюстрации?

Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

Что означает слово перегоняться?

Кто же кого обхитрил?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

    На всякого мудреца довольно простоты (русская)

    На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)

    Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)

    Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)

Физминутка

Работа с опорными словами:

Прочитайте слова, записанные на доске:

Заяц братья Гримм еж поле воскресное утро гречиха брюква

Что вы можете предположить по данным словам?

IV . Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц».

1. Работа с текстом до чтения.

Я хочу познакомить вас со сказкой «Еж и заяц» из сборника немецких сказок, соб­ранных братьями Гримм. (слайд)

Братья Гримм не сочиняли, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те сказки, которые записывали со слов народных сказителей. Многие из них вам хорошо знакомы. Среди них «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Белоснежка», «Золушка».

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Чтение сказки учителем.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда за­цветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по ско­шенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гре­чихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и на­певал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про се­бя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказа­но сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя неда­леко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, ко­торый вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знат­ный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

- Какие из ваших предположений оправдались?

- О чем договорились заяц и еж?

- Что значит в запуски?

- Кто предложил соревнования? Почему?

- Как по-вашему будут развиваться события дальше?

Гуляю, - говорит еж.

Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о сво­их ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кри­вые.

Ты, видно, воображаешь, сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

Я думаю, - ответил заяц.

Это надо еще проверить, сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

Да это прямо смешно ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

На один золотой луидор, - говорит еж.

Идет! - ответил заяц. Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

Пришел еж домой и говорит своей жене:

Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

А что такое случилось? - спрашивает она.

Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

Ладно, - отвечает еж, – начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три» и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

– А я уже здесь!

- Что решил сделать еж?

- Почему еж решил перехитрить зайца?

- Что сделает заяц после слов ежихи?

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, ко­нечно, сам еж, – а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» - и крикнул:

Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась пре­спокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

– А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

Давай бежать еще раз назад!

Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Вся­кий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

– А я уже здесь!

- Чему удивился заяц?

- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на пе­редние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

Предполагали ли вы такую развязку?

- Кто в сказке положительный герой? Почему?

- Жалко ли вам зайца?

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы:

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Выше головы не прыгнешь.

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

Работа в парах

- Чему учит сказка?

*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым челове­ком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если наду­мает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

V . Сравнение сказок «Лиса и рак» и «Еж и заяц»

Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

Чем различаются? (Героями, деталями...)

VI . Рефлексия

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Какой урок дали нам эти две сказки?

Что особенно запомнилось на уроке?

Какое задание было наиболее интересным?

VII . Домашнее задание

Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, - дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

"Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?"

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку - не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано - сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

Гуляю, - говорит еж.

Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.

Ты, видно, воображаешь, - сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

Я думаю, - ответил заяц.

Это надо еще проверить, - сказал еж. - Я готов биться об заклад, что если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

Да это прямо смешно - ты-то, со своими кривыми ногами? - сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

На один золотой луидор и на бутылку водки, - говорит еж.

Идет! - ответил заяц. - Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: "Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет."

Пришел еж домой и говорит своей жене:

Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

А что такое случилось? - спрашивает она.

Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку водки: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

Ах, боже ты мой! - стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело - только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: "А я уже здесь!"

С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

Давай, что ли, начинать? - говорит заяц.

Ладно, - отвечает еж, - начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: "Ну, раз, два, три," и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

А я уже здесь!

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, - а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: "Тут что-то неладно" и крикнул:

Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

Давай бежать еще раз назад!

Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

А я уже здесь!

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, пошла у него кровь горлом, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранные им золотой луидор и бутылку водки, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, то живут они еще и сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком - хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, — дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку — не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано — сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле.

Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом — посмотреть на свою капусту.

Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

— Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

— Гуляю, — говорит еж.

— Гуляешь? — засмеялся заяц. — Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ рассердил ежа: о своих ногах он не позволял ничего говорить, — уж очень они были кривые.

— Ты, видно, воображаешь, — сказал еж зайцу, — что своими ногами ты можешь лучше управиться?

— Я думаю, — ответил заяц.

— Это надо еще проверить, — сказал еж. — Я готов биться об заклад, что если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

— Да это просто смешно — ты-то, со своими кривыми ногами? — сказал тут заяц. — Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

— На один золотой луидор и на бутылку шнапса, — говорит еж.

— Идет! — ответил заяц. — Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

— Нет, зачем нам так торопиться, — говорит еж, — ведь я еще не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой, думая: «Заяц хоть и знатный господин, а глупый: надеется на свои длинные ноги. Но я его перехитрю».

Пришел еж домой и говорит жене:

— Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле. Поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку шнапса: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

— Ах, боже ты мой! — стала кричать на него жена. — Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме?

— Да ты уж, жена, лучше помолчи, — говорит ей еж. — Ступай оденься и пойдем со мной.

Что тут было делать? Хочешь не хо- чешь, а пришлось идти за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

— А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело — только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

— Давай, что ли, начинать?

— Ладно, — отвечает еж, — начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

— А я уже здесь!

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, — а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» и крикнул:

— Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

— А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

— Давай бежать еще раз назад!

— Как хочешь, — ответил еж, — мне-то все равно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

— А я уже здесь!

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на землю и не мог двинуться дальше.

Взял еж выигранные им золотой луидор и бутылку шнапса, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, то живут они еще и сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и c той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

А сказки этой поученье такое: никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком — хотя бы даже и над ежом.



Братья Гримм

Der Hase und der Igel ) - сказка Братьев Гримм о том, что нельзя глумиться над простым человеком, о ценности семейных отношений и взаимовыручке. В сборнике Братьев Гримм находится под номером 187, по системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона 275-А*. Сказка «Заяц и Ёж» вошла в пятое издание сборника сказок Братьев Гримм, который вышел в свет в 1843 году.

Сюжет

Ёж и Заяц жили по соседству, как-то раз Ёж вышел прогуляться вокруг своего поля с брюквой, а Заяц вокруг своего, с капустой. Ёж поздоровался с Зайцем, однако Заяц с насмешкой отнесся к нему и высмеял короткие и кривые ноги Ежа, после чего оскорблённый Ёж заключил с зайцем пари на золотой луидор и бутылку вина, что он обгонит его. Они договорились встретиться через полчаса на краю поля. Ёж вернулся домой и велел своей жене идти вместе с ним и встать по другую сторону поля, а когда та увидит бегущего зайца - кричать: «А я уже здесь!» Сам Ёж дошел до другого края поля и встретился с Зайцем. И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать и помчался, как вихрь, вниз по полю. А ёж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно. Когда Заяц добежал по конца поля, то Ежиха крикнула ему: «А я уже здесь!» Сперва заяц заподозрил что-то неладное и решил еще раз бежать, однако на другом конце поля его уже ждал Ёж. И так Заяц бегал 74 раза, пока не упал насмерть. А Ёж взял свой золотой луидор и бутылку вина и, забрав жену, спокойно пошел домой.

Анализ сказки

Главные персонажи - это животные, которые наделены антропоморфными качествами. Ежи являются довольно распространенным животным в Германии, которые покрывает, в основном, лес. В течение своей жизни ежи образуют устойчивые пары и являются моногамными животными. В данной сказке они олицетворяют «правильную» немецкую семью, в которой хозяин умный, и даже хитрый человек, который может постоять за себя и свою честь, а жена будет его твердой опорой. Противоположное представление сложилось о зайце, для католической Германии это символ Пасхи и связанных с этим празднеств, который собирает яйца, а затем прячет от детей , в сказке его представляют как довольно знатного и поэтому надменного господина. Понятие справедливости у немцев имеет социальный характер, поэтому победа Ёжа в этом споре справедлива, ведь он, простой семьянин, смог поставить на место знатного господина, который был груб с ним.

Экранизации и постановки

  • Заяц и ёж (1963) - вольная мультипликационная экранизация, СССР, Киевнаучфильм .
  • Сказка экранизировалась в мультсериалах «Сказки братьев Гримм » и «Симсала Гримм ».
  • Заяц и ёж - мелодрама для чтеца с оркестром композитора

Top