Интегрированный спаренный урок по русскому языку и литературе «Анализ эпизода «Проигрыш Ростова в карты» - сочинение -рассуждение в формате ЕГЭ. "Небесная душа" Федора Долохова

Данный эпизод романа описывает момент «мирной жизни» в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.
Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой. Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: «Вот она я!» - как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней». Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.
Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии – он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: «И чему она радуется! - подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!»
Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном «полюсе чувств», понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.
Такова была обстановка в комнате до главного события – пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось. Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор... а вот оно настоящее...»
И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.
В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.
Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, «с душой». Наташа Ростова была способна на это. И ее пение – это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.
Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.
И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: «Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...» Неоднозначное суждение, тем более, из уст Л.Н. Толстого, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.
Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и

литературе на тему

«Анализ эпизода «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову» из романа Л.Н. Толстого «Вона и мир» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»

Аудитория: обучающиеся 10 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

Адрес школы:

Воронежская область,

Подгоренский район,

с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

2013 г.

Цель урока:

    Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;

    Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

    Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.

    Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Задачи урока:

Научить и научиться:

- определять тему и проблематику текста и формулировать их;

Выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

Комментировать поставленную проблему;

Излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

Писать заключение.

Материалы и оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С. Бондарчука «Война и мир», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Война и мир», листы оценивания.

Ход урока

1. Вступление, целеполагание .

Цель сегодняшнего урока

продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.

Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа

Л. Толстого «Война и мир»

2. Просмотр видеофрагмента «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову».
Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.

3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):

1)Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было нетрудно, но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.

2)Дома еще не спали. 3)Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. 4)Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей…

5)Наташа собиралась петь.6) Денисов восторженными глазами смотрел на нее.

7)Николай стал ходить взад и вперед по комнате.

8)«И вот охота заставлять ее петь! 9)Что она может петь? 10)И ничего тут нет веселого», - думал Николай.

11)Соня взяла первый аккорд прелюдии.

12)«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. 13)Пулю в лоб - одно, что остается, а не петь, - подумал он. - Уйти? но куда же? 14)Все равно, пускай поют!»

15)Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.

16)Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. 17)Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде, но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. 18)«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», - говорили все. 19)Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. 20)В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. 21)В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

22)«Что ж это такое? - подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. - Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» - подумал он. 23)И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! - думал Николай. - Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно - настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. - И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. - Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» - подумал он.

24)О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. 25)И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. 26)Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. 27)Все вздор!28) Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.

1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

О состоянии Николая Ростова после проигрыша в карты.

2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.

Проблемы:

Тяжести вины от содеянного;

Совести;

Раскаяния;

Легкомыслия и малодушия;

Исцеляющей атмосферы в семье;

Истинных и ложных ценностей;

Спасения души посредством приобщения к прекрасному;

Роль музыки в жизни человека;

Влияние искусства на жизнь человека;

Любовь, доброта, понимание – главные семейные ценности;

Что может спасти человека от рокового шага;

Неотвратимость расплаты за легкомыслие;

Мужской чести;

Слова чести для мужчины.

4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

    Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).

    Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

    Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

    Написать вывод.

5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

6. Работа над сочинением в группах.

Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.

Проблемы не должны повторяться.

Дополнительное задание:

1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.

2 группа – в виде вопросительного.

3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.

4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.

7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.

8. Оценивание сочинения:

- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;

- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.

9. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

2. Выставление оценок учащимся.

3. Рефлексия.

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.

Тот, кто собирается писать о Толстом, словно предупрежден самим автором и в то же время направлен. Как «словами» сказать о «Войне и мире»? А ведь критике приходится делать именно это, — она должна передать смысл литературного произведения «другими словами». Но смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Это тот «лабиринт сцеплений», в котором, как говорит Толстой, и заключается сущность искусства; дело критики — «руководить читателя» в этом лабиринте, найти путеводную нить, которая бы повела по миру романа, открывала нам этот мир. Но прежде надо в него войти.

Мы раскрываем «Войну и мир» и смотрим знакомый текст. Может быть, минуя предварительные «общие слова», попытаться прямо через текст войти в мир сцеплений романа Толстого? Может быть, та или эта страница, тот или другой эпизод вернее и непосредственнее введут нас в книгу, во внутреннюю связь ее, чем предварительные общие рассуждения?

Вот на раскрытой нами странице — одна из «мирных», «семейных» картин, так памятных всем, кто знает «Войну и мир». Николай Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить...

завтра, дал честное слово и с ужасом сознает невозможность его сдержать.

Николаю в его состоянии странно видеть обычный мирный уют: «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, это непонятно и раздражает его: чему она может радоваться, пулю в лоб, а не петь. Словно не два часа, а целая вечность прошла с тех пор, как Николай с Наташей и всеми своими был вместе в театре, до того как поехал к Долохову. Тогда он был, как обычно, в своей атмосфере, среди близких людей, теперь он от них отделен случившейся с ним бедой и сквозь эту беду воспринимает привычную обстановку. Как на каждом шагу у Толстого, нас в этой сцене поражает та достоверность, с которой передано психологическое состояние, знакомое любому из нас: когда сильное переживание, большая радость или большое несчастье, создает дистанцию между нами и окружающими вещами и заставляет их видеть по-новому.

Но психологическая верность — не самоцель для художника. Не ради нее одной написаны эти страницы; поражая нас и завладевая нашим вниманием, она ведет нас вместе с Николаем Ростовым к открытию. Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «Вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно — настоящее...»

Требования чести — все для Ростова, они в общем и целом определяют всю его жизнь, но в эту минуту, слыша Наташу, он остро чувствует их условность, они кажутся вздором: задрожала терция, и тронулось что-то лучшее в душе Ростова. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»

Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день» — и это несмотря на подавленное состояние; а впрочем, верно ли, что «несмотря»? Не потому ли как раз, что утрачено равновесие, поколеблен привычный строй отношения к жизни, его обычная норма? Толстой в «Войне и мире», как правило, представляет события и картины в восприятии кого-либо из персонажей, пользуясь его «субъективной призмой». Так и здесь: пение Наташи мы «слышим» вместе с Николаем Ростовым. И не потому ли в такой убедительности и силе нам предстает значительность и важность настоящего — могущество музыки, обаяние молодого голоса, в котором «незнание своих сил» и «не обработанная еще бархатность», — что впечатления эти преломлены в потрясенном сознании Николая? Для него в катастрофическом ви́дении, в эти мгновения посетившем его, ценности жизни встали в иное соотношение, чем всегда. В Николае есть музыкальность и поэтичность, и эти «ростовские» качества обычно в нем хорошо совмещаются,уживаются мирно с безусловной приверженностью «дворянской чести» и всем вообще правилам поведения, принятым в его социальном кругу. Он человек крепко регламентированный, и его музыкальность нисколько не подрывает в нем тех основ, на которых стоит его жизнь. «Все понимает и чувствует понемногу», — сказано о Николае в первоначальных набросках характеристик героев под рубрикой «Поэти[ческое]» .

Но сейчас он не чувствует «понемногу». Переживание музыки в эту минуту — не приятное удовольствие, а экстаз, в котором смешались восторг и отчаянье. Ростову является музыка в той ее силе, которую знал и чувствовал, как немногие, сам Толстой. Музыка дает наслаждение, но за это хочет от человека чего-то, требует жизненного решения, развивая для этого в нем энергию сверх обычного.

Своим несчастьем Николай расторможен для восприятия этой музыки. Патриархальная гармония нарушена в нем, он в разладе с обычным Ростовым , с тем, что для него является смыслом жизни. Важность и обязательность кастовых регламентаций вдруг исчезает в потоке нахлынувшего и поднявшего его над самим собой отчаянно-счастливого: «Эх, жизнь наша дурацкая!» То, что было всегда безусловно, ощущается относительным и незначащим, зато настоящее безусловное отпадает от разных мнимостей. Настоящее открывается через разлад, через кризис .

Очень для Николая драматична эта минута острой и яркой радости: она на фоне перевернувшего его потрясения, она и вышла из этого потрясения, ее бы не было без него.

«Все это вздор... а вот оно — настоящее...» Память ставит рядом другой эпизод, другие страницы книги — размышления Пьера Безухова, когда он направляется к Бородинскому полю с намерением участвовать в сражении. Пьер испытывает при этом «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе...».

Случайность ли то сходство выражений, в которых Николай и Пьер уясняют себе свое состояние? Ситуации, в которых находятся тот и другой, кажется, несоизмеримы по значимости: бытовой эпизод и момент решающего напряжения сил всего народа в грозный 1812 год.

Но несоизмеримости этой на самом деле нет для Толстого. Для него предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значительности в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие. В «Войне и мире» Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в событии, которое называется историческим. Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа, действие в «Войне и мире» очень несосредоточенно и несобранно. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях.

Эта глубинная ситуация проступает и в состоянии Николая, когда он в потрясении слышит голос сестры, и в состоянии Пьера накануне Бородина. Поэтому сходство самих выражений в их внутренней речи — совсем не случайное совпадение.

Пьер с самого начала войны 1812 года полон предчувствия надвигающейся грозной и вместе спасительной катастрофы. Он с нетерпением ищет ее признаков и всеми силами души призывает эту страшную грозовую тучу, которая должна «созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию». Пьер, влачащий жизнь «отставного, добродушно доживающего свой век в Москве камергера», вовлеченный в нее в момент духовного тупика «силой обстановки, общества, породы», — Пьер жаждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование. Ужас и ожидание счастья соединяются для Пьера в предчувствии освобождения: оно должно не прийти, но разразиться .

Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом, — такова ситуация «Войны и мира». И для того чтобы эту ситуацию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризисную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман.

Литературные персонажи, как и реальные люди, постоянно пользуются деньгами. Однако их материальное положение мы чаще всего определяем не по денежным суммам, а по каким-либо иным признакам, ведь, если время действия литературного произведения не совпадает с современностью, то и понять реальную цену денег весьма непросто. И уж совсем легко с этим запутаться, если речь идёт о классической литературе XIX века.

Опираясь на недавнюю публикацию в, сконвертируем тот рубль, которым пользовались герои известных произведений, в его современную стоимость.

Своеобразное достижение в символической номинации «Презрение к деньгам» принадлежит Настасье Филипповне , которая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» бросила в огонь пачку денег, когда Рогожин хотел на них купить её любовь. Примечательно, что раньше эта героиня романа вполне покупалась, но тут вдруг решила покончить со своей продажностью и… поехала с ним просто так, а деньги гордо предала огню! О глубоком смысле этого эпизода написано немало - мол, развратное общество привело девушку к падению, а положительный герой князь Мышкин помог ей духовно возродиться, и деньги, горящие в огне - это символ её очищения. Только вот о сумме, брошенной в камин, литературоведы как-то не очень распространяются. А жаль! 100 тысяч рублей 1868 года - это 8 миллиардов 2015 года! И чтобы вы знали - в 2015 г. регионам России, вместе взятым, на модернизацию профессионального образования из федерального бюджета было выделено чуть больше одного миллиарда . Деньги, отвергнутые Настасьей Филипповной, сегодня очень даже пригодились бы российскому профобразованию!

Кстати, приблизительно в 1830 г. пушкинский Германн из «Пиковой дамы» сошёл с ума и от меньшей суммы. Сорвавшийся у него выигрыш 396 тыс. руб. эквивалентен современным 2,5 миллиардам рублей . И - ещё раз кстати - Германн и до своей карточной авантюры был не таким уж бедненьким, как мы привыкли считать со слов Пушкина, ведь его первая ставка была 47 тыс. (300 млн. руб. на современные деньги).

Однако вернёмся к Достоевскому, который, похоже, был склонен приуменьшать роль денег в нашей жизни. Другой его персонаж, Родион Раскольников, в 1865 г. убил пожилую процентщицу ради «каких-то» трёхсот семнадцати рублей! В романе «Преступление и наказание» несколько раз подчёркивается, сколь ничтожная сумма досталась «убивцу», что он и пошёл-то на убийство не ради денег, а «просто так», чтобы проверить, сможет ли он убить человека. Преступников с такой мотивацией сегодня называют отмороженными. Однако если пересчитать 317 руб. по курсу 2015 года, то получается 320 тыс. - большинству современных отморозков такое и не снилось.

Помните, сколько в 1806 году Николай Ростов проиграл в карты Долохову? Прося деньги у отца, он изо всех сил делал вид, что сумма пустяковая - «всего-то» 43 тысячи . Отец же от его просьбы просто оторопел, да и мы вместе с ним, ведь сегодня это целых 70 миллионов !

Хлестаков из гоголевского «Ревизора» в 1831 г. только от городничего получил 400 руб. (400 тыс. по курсу 2015 г.) , а всего набрал денежных подношений более чем на тысячу - свыше миллиона, если перевести в нынешнюю стоимость рубля. По сравнению с современными должностными лицами, погоревшими на взятках, это, может, и мелочь. Но Хлестаков-то получил такую сумму мимоходом, к тому же он не только не был должностным лицом, он до конца так и не понял, за кого именно его приняли! (Тряпичкину он пишет, что его приняли за генерал-губернатора, хотя в действительности его принимали за ревизора.)

Во всех предыдущих примерах образ денег не несёт в себе позитива: азартные игры, сумасшествие, продажная любовь, взятки должностному лицу и три погибших старушки (двойное убийство совершил Раскольников, ещё одна смерть на совести Германна). Однако есть в русской литературе и такие эпизоды, где деньги не связаны со злом.

Так, заячий тулупчик из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , по словам Савельича, в 1773 г. можно было продать за 15 рублей , что сегодня бы составляло 140 тыс. руб. Прижимистый Савельич простой тулуп оценил как хорошую норковую шубу! А Петя Гринёв просто взял да и подарил его незнакомцу. Неудивительно, что незнакомец, оказавшийся знаменитым бунтовщиком Емельяном Пугачёвым, впоследствии не раз выручал молодого офицера, проявившего такую щедрость.

Ну, и вряд ли кто-нибудь из мастеров-умельцев отказался бы от современного эквивалента тех ста рублей, что получил в 1826 году тульский косой , подковавший блоху. Сегодня это 800 тысяч .

Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу». Ростов в десятом часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в Английскую гостиницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостиницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. — Давно не видались, — сказал он, — спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. — Я к тебе заезжал, — сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. — Можешь поставить, — сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. «Играть на счастие могут только дураки», — сказал тогда Долохов. — Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но, прежде чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: — А помнишь, мы говорили с тобой про игру... дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастье играть или наверное?» — подумал Ростов. — Да и лучше не играй, — прибавил он и, треснув разорванной колодой, сказал: — Банк, господа! Подвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. — Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова. — Господа, — сказал он, прометав несколько времени, — прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. — Поверить можно, но боюсь спутаться; прощу класть деньги на карты, — отвечал Долохов. — Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, — прибавил он Ростову. Игра продолжалась; лакей не переставая разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до восьмисот рублей. Он надписал было над одной картой восемьсот рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. — Оставь, — сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, — скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? — повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные восемьсот и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком восемьсот, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова и, с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшие колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось тысяча двести рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш тысячи шестисот рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его — шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме — с такой силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде направо, чем налево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще не испытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт и взялись за подаваемый стакан и трубку. — Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. — Ну, мечи же! — сказал Ростов. — Ох, московские тетушки! — сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. — Ааах! — чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первою картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. — Однако ты не зарывайся, — сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова и продолжая метать.

Top