Мавзолей супругу-благодетелю в павловском парке. Павловский парк: районы Старая Сильвия и Новая Сильвия Кто похоронен в павловском парке

Фото: Мавзолей Супругу-благодетелю в Павловском парке

Фото и описание

Единственным архитектурным памятником в районе Новой Сильвии в Павловском парке является Мавзолей Павла I. Это – не усыпальница императора. Павел I, как и все члены императорской фамилии, погребен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В архивных документах это парковая постройка носит название «Памятник в городе Павловск». В одном из своих писем императрица Мария Федоровна упоминает его как «Монумент», а в договоре с архитектором Карло Доменико Висконти называет «Храмом». Современное название - «Супругу-Благодетелю» или «Мавзолей Павла I».

Желая увековечить память покойного мужа, вдовствующая императрица Мария Федоровна, заказала нескольким архитекторам проекты памятника. В 1805 году она утвердила проектную работу архитектора Тома де Томона, в основу которой мастер положил мотив фасада надгробного памятника Софии Доротеи, матери Марии Федоровны, похороненной в Шарлоттенбурге.

В 1805 году летом была осуществлена закладка Мавзолея. Его возведением занимался каменных дел мастер К. Висконти. Мемориальное сооружение без захоронения или, по-другому, ложное надгробие (кенотаф) было изваяно известным русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом. В 1810 году состоялась торжественная церемония открытия Мавзолея.

Мавзолей Супругу-благодетелю размещен в глубине Павловского парка, в трудно проходимом лесу, на берегу оврага. Он выполнен в форме маленького греческого храма-простиля, с четырехехколонным портиком. Колонны дорического ордера, выточенные из красного гранита, оттеняют серые мраморные капители. Стены Мавзолея выполнены из кирпича, отделаны песчаником желтоватого цвета. Дверной проем располагается в центре главного фасада. На фронтоне дверного проема имеется надпись, выполненная из рельефных вызолоченных букв – «Супругу-Благодетелю». Кроме того, на южном фронтоне можно прочитать: «Павлу I Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года».

В Мавзолей ведут высокие ажурные двери из железа, изготовленные по эскизам Тома де Томона. Золоченые погребальные эмблемы: перевернутые факелы и вазы-слезницы имеются на дверной решетке. Стены Мавзолея облицованы искусственным мрамором белого тона. Внизу он оттенен высокой панелью из мрамора темно-серого цвета. На горельефе изображена фигура «Аллегория Истории», выполненная скульптором Жаном-Батистом Нашоном.

На южной стене, а точнее на горельефе, в центре, на низком постаменте имеется изображение урны, покрытой драпировкой. Складки скорбного покрывала широко расходятся и заполняют всю центральную горельефную часть. По сторонам урны имеется две фигурки рыдающих амуров, в руках у них – перевернутые факелы. С правой стороны от них – глобус, с левой – палитра с кистями. Скульптурный ансамбль «Скорбящие науки и художества» принадлежит скульптору Жозефу Камберлену. Эскизы к обоим горельефам разработал архитектор Том де Томон.

Помещение Мавзолея выполнено в подчеркнуто аскетичной манере. Все внимание притягивает монумент. Здесь на фоне гранитной пирамиды темно-красного тона установлена скульптурная композиция из белого мрамора. Мы видим коленопреклоненную женщину в античной одежде, в скорби припадающую к погребальной урне. Корона на ее голове – свидетельство сана плакальщицы. Скульптура располагается на высоком пьедестале и декорирована барельефом, на котором в аллегорическом виде изображены все дети Павла I на момент его смерти, а точнее на 11 марта 1801 года. Пьедестал и пирамида принадлежат работе камнереза Самсона Суханова.

В годы Великой Отечественной войны парковый павильон Мавзолей Супругу-благодетелю и кенотаф подверглись разрушению. После войны здесь была организована большая восстановительная деятельность.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Сегодня мы с вами побываем в лесной части и полюбуемся двумя районами – Старой и Новой Сильвией . Название «Сильвия» происходит от латинского silva , что значит «лес». Здесь все настраивает на философско-романтический лад, размышления о вечности и бренности бытия.

Старая Сильвия была спроектирована архитектором В.Бренной. Ее также называют «Двенадцать дорожек» , по площадке, от которой лучами расходятся двенадцать аллей. В центре расположена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского , прежде стоявшая в . Вокруг него расположены статуи античных богинь и муз. Каждая дорожка ведет к какому-либо памятнику или скульптуре.

Неподалеку от Двенадцати дорожек расположен Памятник родителям . Он был построен по проекту архитектора Ч.Камерона. Первоначально павильон был сооружен в честь Фридерики Вюртембергской, умершей сестры Марии Федоровны. Затем в павильоне были установлены траурные скульптуры, посвященные другим умершим родственникам императрицы, и он получил свое нынешнее название. Перед ним установлены чугунные ворота, выполненные по проекту Тома де Томона. К Памятнику родителям ведет дорожка, которая называется Философской .

В глубине леса скрывается памятник великому князю Вячеславу Константиновичу (1862-1879), внуку Николая I. Он был установлен в 1881 году и является единственным памятником князю, умершему в 16 лет от менингита.

Пройдя еще дальше, мы оказываемся около величественного Руинного каскада , сооруженного В.Бренной в 1794 году. Он расположен в месте впадения Нижнего Старосильвийского пруда в Славянку. В засушливое время года Руинный каскад пересыхает, а во время снеготаяния или обильных дождей он оживает. Вокруг разбросаны фрагменты древних статуй.

Перейдя через Руинный каскад, мы окажемся в Новой Сильвии – огромном лесном районе. Вскоре мы увидим статую Аполлона-Мусагета .

Пройдя еще дальше, в глубине длинного оврага мы обнаружим печальное строение, построенное в формах античного храма. Это – мавзолей Супругу Благодетелю . Императрица Мария Федоровна питала нежные чувства к своему супругу Павлу I. И хотя сам Павел, как и другие члены императорской фамилии, был погребен в усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга, вдовствующая императрица распорядилась возвести в уединенном месте «Памятник», или «Монумент», как его первоначально называли. В 1805 году Мавзолей был заложен и открыт в 1810 году. Он был выполнен по проекту архитектора Тома де Томона, в его строительстве принимал участие каменных дел мастер К.Висконти. Внутри мавзолея расположен кенотаф (ложное надгробие), выполненное по проекту И.П.Мартоса.

Павловский парк. Кенотаф в Мавзолее Супругу Благодетелю

Углубившись в парк, на высоком насыпном холме мы увидим колонну Конец света . Она была сооружена Ч.Камероном. В 80-х годах XVIII века она была установлена в конце парадной Тройной Липовой аллеи (подробнее о ней можно прочитать в статье


В украинском селе Вишня под Винницей находится необычный мавзолей: в фамильном склепе, в церкви-усыпальнице Святого Николая Чудотворца, сохраняется забальзамированное тело всемирно известного ученого, легендарного военного хирурга Николая Пирогова – на 40 лет дольше, чем мумия В. Ленина. Ученые до сих пор не могут разгадать рецепт, по которому мумифицировали тело Пирогова, а люди приходят в церковь поклониться ему, как святым мощам, и попросить о помощи. Винницкий некрополь уникален: ни в одном мавзолее мира мумии не сохраняются более ста лет в таком состоянии.



Местные жители считают, что главный секрет отличной сохранности мумии – в их коллективных молитвах и правильном отношении к усопшему: в усыпальнице не принято говорить, службы в храме ведутся на пониженных тонах, к мумии врача приходят помолиться, как к святым мощам, и попросить о здоровье.



Люди верят, что еще при жизни рукой Пирогова управляло божественное провидение. Научный сотрудник Национального музея-усадьбы Пирогова М. Юкальчук говорит: «Когда Пирогов делал операции, родственники вставали перед его кабинетом на колени. А однажды во время Крымской войны на фронте солдаты притащили к госпиталю товарища, которому голову оторвало: “Врач Пирогов пришьет!” – не сомневались они».



Выдающийся хирург Николай Пирогов провел около 10 000 операций, спас жизни сотням раненых во время Крымской, франко-прусской и русско-турецкой войн, создал военно-полевую хирургию, основал Общество Красного Креста, положил начало новой науки – хирургической анатомии. Он первым начал применять эфирный наркоз при оперировании. Последние годы жизни он провел в имении в поселке Вишня, где открыл бесплатную клинику и вел прием больных.



Тема бальзамирования при жизни очень интересовала Пирогова. Существует версия о том, что врач сам завещал мумифицировать свое тело, однако это не соответствует действительности. Николай Пирогов скончался от рака верхней челюсти, он знал о своем диагнозе и о скорой смерти. Однако никаких завещаний врач не составлял. Забальзамировать тело усопшего для истории решила его вдова, Александра Антоновна. Для этого она направила прошение в Священный синод и, получив разрешение, обратилась за помощью к ученику Пирогова, Д. Выводцеву – автору научного труда о бальзамировании.



Ученые неоднократно пытались разгадать секрет мумификации тела Пирогова, но им удалось лишь приблизиться к истине. Профессор Винницкого национального медицинского университета Г. Костюк говорит: «До сих пор неизвестен точный рецепт Выводцева, который сохранил тело Пирогова в нетленном состоянии на долгие годы. Известно, что он точно использовал при этом спирт, тимол, глицерин и дистиллированную воду. Его способ интересен тем, что во время процедуры было сделано всего несколько надрезов, а часть внутренних органов – мозг, сердце – остались при Пирогове. Сыграло роль и то, что в теле хирурга не осталось излишков жира – он сильно усох еще накануне кончины».



Мумия могла бы и не сохраниться до наших дней: в связи с историческими событиями первой половины ХХ в., о ней на время забыли. В 1930-х гг. разбойники разбили герметичную крышку гроба и похитили нательный крест и шпагу Пирогова. Микроклимат в склепе был нарушен, и когда в 1945 г. специальная комиссия обследовала мумию, она пришла к выводу, что та не подлежит восстановлению. И все же Московская лаборатория им. Ленина взялась за ребальзамацию. Около 5 месяцев в подвале музея мумию пытались реабилитировать. С тех пор ребальзамацию проводят раз в 5-7 лет. В результате мумия Пирогова находится в лучшем состоянии, чем мумия Ленина.



Секреты мумификации были известны людям с древних времен:

Top