Н а гончаров мильон терзаний конспект. Мильон терзаний

Статья посвящена нестареющей, всегда актуальной пьесе Грибоедова «Горе от ума», испорченному условной моралью обществу и Чацкому - борцу за свободу и обличителю лжи, который не исчезнет из общества.

Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы« Горе от ума»:

Несмотря на гений Пушкина, его герои« бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала её на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.

« Горе от ума» - это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определённость пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.

Всё взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопо­клон­ничество.

Главная роль - роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьёзной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошёлся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, - прислуживаться тошно».

Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий - сторонник новых идей, он осуждает« прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.

Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой« ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по её же словам, милей его« иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя - любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упрёки:

Но есть ли в нем та страсть?
То чувство? Пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?

Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слёзы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдаёт, говоря о Молчалине, что« Бог нас свёл». Но её спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
…от старичков не ступит за порог…
…Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю.

Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».

Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни. Это Горичевы - опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатери­нинского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Пётр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и всё занимающее их содержание!»

Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.

Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях. Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил - он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав. Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его« надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.

Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий её вечный« укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина. Софья - это« смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в её собственной личности есть что-то« горячее, нежное, даже мечтательное».

Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладёт „московский отпечаток“». Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосу­ди­тельным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром её любил Чацкий. Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нём вечного раба».

Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание - в безнадёжности успеха. Мильон терзаний - это терновый венец Чацких - терзаний от всего: от ума, а ещё более от оскорблённого чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:

Идея« свободной жизни» - это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не даёт им уступить.

Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий - наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.

« Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.

Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как« живой след почти пропал, а историческая даль ещё близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе - это художественное исполнение языка:

« Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.

Предварительный просмотр:

Тема: Развязка комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Цель: выявить особенности открытого финала комедии и смысл ее названия.

Задачи:

  1. выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;
  2. поразмышлять над жанром комедии;
  3. отметить значение комедии и всю значимость личности А.С.Грибоедова;
  4. воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;
  5. развивать эстетическое восприятие художественного произведения. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;
  6. обучать работе в группах;
  7. показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.

Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.

Оборудование: статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»; мультимедийное оформление.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з. «Блиц-опрос» по вопросам учебника.
  3. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами завершаем литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения?

4. Определение учебных задач.

Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.

  • Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?
  • «Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?
  • Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».
  1. Первая учебная задача.

Дома вам было задание поразмышлять над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?

(ответы учащихся)

Слово учителя.

А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.

1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

Умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

Выступает как начало страдательное.

2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.

Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.

  1. Вторая учебная задача.

- «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.

- Какие литературные направления царили в литературе?

(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)

Работа в группах.

1 группа «Классицисты»

Задание: найти черты классицизма в произведении.

2 группа «Романтисты»

Задание: найти черты романтизма в произведении.

Черты классицизма:

Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.

Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).

Мотивы притворства и подслушивания.

Черты романтизма:

Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.

Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.

Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?

(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)

В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.

В чем вы видите нарушение принципа трех единств?

(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)

В чем нарушения в финале?

(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)

В чем открытость финала?

(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)

Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.

  1. Третья учебная задача.

Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?

Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?

Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.

- Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».

Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?

Вспомните определение жанра «поэма».

(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)

А сценическая поэма?

А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)

Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?

Вспомните определение комедии.

(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)

Над чем же можно смеяться в комедии?

Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.

Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.

Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.

Фамилии некоторых персонажей.

Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!

Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

Обсуждение.

Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.

Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?

Ответ:

  1. Судьба комедии.
  2. Её сценическая судьба.
  3. Комедия нравов.
  4. Образ Чацкого.
  5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
  6. Комедия московского света.
  7. «Мильон терзаний».
  8. Софья – Молчалин.
  9. Драма Софьи.
  10. Крушение надежд Фамусова.
  11. Онегин – Печорин – Чацкий.
  12. Кто Чацкий – победитель, жертва?

Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.

«Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».

Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.
А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!»

Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».

«Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.

«Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

3. Образ Молчалина.

А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.

А что сказал В.Г.Белинский об этом произведении?

  1. Обобщение.

Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?

9. Рефлексия

Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?

Выставление оценок.

Но ведь я тоже работала на уроке. Какую оценку заработала я? Спасибо.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению.


Мне кажется что вот это правильно
А И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно отметил, что «Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина... Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век - и в этом все его значение и весь «ум».
Комедия А.С.Г рибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний». И.А. Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного - личного - конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника - удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, - так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго - комического - «любовного треугольника» (Молчалин - Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки - Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие

Тема: Урок развития речи. Работа с критической статьей И.А. Гончарова « Мильон терзаний»

Цел и: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи, образы; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Ход урока

Организационный этап

    Мотивация.

На следующем уроке мы будем писать сочинение по комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума». Что нужно, для того, чтобы ваша работа была успешной? (хорошо знать текст, понимать идею произведения, правильно характеризировать героев произведения). На этом уроке мы обобщим имеющиеся у нас сведения и подготовимся к написанию сочинения.

    Актуализация

Как вы думаете, что такое литературная критика? Зачем она нужна? А что нужно читать в первую очередь- произведение или критическую статью на него? (ответы учащихся)

    Самостоятельное формулирование темы и цели.

    Работа по теме урока

Слово учителя.

Критик – человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

Литературные критики – те же читатели, но самые «квалифицированные». Они делятся с другими читателями своим пониманием прочитанного произведения. Читать критику полезно для выработки своей точки зрения, ведь с критиком можно согласиться, а можно и поспорить.

Запись определения

Литературная критика. занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов критика; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесса также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

Слово учителя.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.

Давайте посмотрим, как отзывались о комедии и её героях в разное время.

А. С. Пушкин. Письмо декабристу А. А. Бестужеву (из Михайловского в Петербург, 1825 г.) «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловым <…> Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере, говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».

Учитель: Как вы считаете, можем ли мы согласиться с точкой зрения А. С. Пушкина?

Чтение подготовленным учеником:

И. А. Гончаров « Мильон терзаний», 1872 г . «… К омедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…»

«… К ак картина, она, без сомнения, громадна <…> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда – жертва».

Учитель: Прав ли И. А. Гончаров? Осознали ли люди фамусовского круга силу Чацкого и удар, нанесённый им «веку минувшему »?

Чтение подготовленным учеником:

И. А. Гончаров о Софье (критический этюд « Мильон терзаний») « Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».

Современный литературовед В. Соловьев высказывается так: «Софья своими молодыми и зоркими глазами видит лучше и дальше Фамусова – карьера Молчалина кажется ей перспективнее банальной карьеры Скалозуба».

Учитель: Чем отличается это мнение от оценки, которую дал Софье И. А. Гончаров? Какую точку зрения вы считаете верной?

5. Работа над собственной статьей

Как вы думаете, из каких частей может состоять критическая статья? (ответы учащихся, коллективное составление плана - «мозговой штурм»)

План:

    Место произведения в истории русской литературы.

    Основная тема, конфликт.

    Образы главных героев.

    Актуальность произведения.

    Мое впечатление от произведения.

Слово учителя.

Мы подискутировали с критиками, высказали свою точку зрения, составили план. Как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами теперь? (ответы учащихся)

Правильно, мы напишем свою критическую статью. Это и будет вашим домашним заданием.

    Подведение итогов

В «Горе от ума» Гончаров видит галерею ярких типов и острую, жгучую сатиру и нравы старой барской Москвы. В пьесе нет ни одного бледного штриха; общее и детали – все взято из жизни, начиная от Фамусова до лакея Петрушки. Без этого сочетания общего, главного, и деталей картина была бы не полна. Конечно, с течением времени фамусовы, молчалины, загорецкие видоизменились, но пока будут существовать угодничество, карьеризм, сплетни, безделье, до тех пор будут «мелькать… черты Фамусова, Молчалина и других…» И. А. Гончаров « Мильон терзаний»

Выставление оценок: взаимо- и самооценивание.

О пьесе: «Комедия держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»;

« «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со временем своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности»;

«Тонкая, умная, изящная и страстная комедия в тесном, техническом смысле. Верная в мелких психологических деталях, но и для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе».

Чацкий: «Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде»;

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»;

«Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет»;

«Чацкого роль – роль страдательная, но в то же время и всегда победительная. Но он не знает о своей победе, он сеет только, а пожинают другие – в этом главное его страдание, то есть в безнадежности успеха».

Софья: «Софья никогда не прозрела бы без Чацкого, за неимением случая. До него она не осознавала слепоты своего чувства к Молчалину»;

«Однако в Софье, то есть, в ее чувстве к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина. Разницу между ними кладет «московский отпечаток» ;

«К Софье трудно отнестись не симпатично в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости».

Фамусов и его общество: «Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всех братии «отцов и старших», с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире. Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах и с ключом» - и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

Молчалин: «Молчалин, после сцены в сенях – не может оставаться прежним. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол».

Герои:

· Чацкий (Александр Андреевич молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества.)



· Фамусов (Павел Афанасьевич московский чиновник, состоятельный помещик. Фаумсов – вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов считает, что главное – это чины, богатство и связи в обществе. Он надеется выдать свою дочь Софью за видного, богатого офицера Скалозуба.)

· Молчалин (Алексей Степанович молодой мужчина, секретарь господина Фамусова. Молчалин – подлый, хитрый, глупый человек. Он старается угодить всем вокруг, чтобы при случае извлечь выгоду и продвинуться по службе. Он встречается с Софьей Фамусовой рады выгоды, хотя на самом деле он влюблен в служанку Лизу.)

· Софья (17-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как все барышни ее круга, она знает французский язык, умеет танцевать и играть на музыкальных инструментах. Софья – ветреная девушка. Влюбившись в Молчалина, она встречается с ним по ночам в тайне от отца. В конце концов она узнает, что Молчалин ее обманывает.)

· Скалозуб (Сергей Сергеевич еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб – карьерист и «солдафон», его интересует только армия, награды и повышения, и он мечтает дослужиться до генерала. Скалозуб – ограниченный, неглубокий человек. Фамусов надеется выдать свою дочь Софью за богатого Скалозуба.)

· Лиза (крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину, старику Фамусову. Также в Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу.)

· Репетилов (старый приятель Чацкого, дворянин. Репетилов – смешной, неловкий и неуклюжий человек. Он все время врет. Репетилов ведет бурную жизнь, любит бывать на балах и вечерах. Репетилов не смог построить карьеру чиновника. Он – плохой муж и отец.)



· Загорецкий (знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий – светский человек, он любит бывать на балах и в театре. Загорецкий – вор и сплетник, глупый и поверхностный человек. Он нечестно играет в карты.)

· Хлестова (родственница Фамусова, сестра его покойной жены. Хлестова знает Чацкого с детства. Старуха Хлестова – злая старая дева, никогда не бывшая за мужем. Когда-то она была фрейлиной при дворе. От скуки одинокая Хлестова содержит у себя дома множество приживалок и собак.)

· П.М. Горич (Платон Михайлович Горич – старый друг Чацкого и знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Горич – отставной офицер. Когда-то он был храбрым и сильным офицером. Он женился на молодой женщине, Наталье Дмитриевне и несчастлив с ней в браке, но покорно ездит с ней на балы.)

· Петрушка (крепостной крестьянин Фамусова. Петрушка вечно ходит в дырявой одежде, о чем Фамусов говорит в своем монологе: «Петрушка, вечно ты с обновкой...».)

Цитаты:

Чацкий

"...Служить бы рад, прислуживаться тошно..."

А судьи кто?

Софья

Счастливые часов не наблюдают


Top