На что живут священники. Как работает священник

Количество записей: 75

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что значит "работать во славу Божью", и как это на практике? Я работаю инженером. Интуитивно я догадываюсь, как, но хотелось бы услышать наставление священника. Как НЕ НАДО, более-менее понятно, а вот как НАДО? Что ставить во главу угла? Храни Вас Господь!

Алексей

Здравствуйте, Алексей. Очень много есть интерпретаций этих слов. Основной принцип назван в Евангелии: «Ищите прежде Царства Божия и правды его», а потом уже работайте и приложатся Вам плоды трудов Ваших. Во всей нашей деятельности должны осуществляться Заповеди Божии, тогда и все, что мы делаем, будет во славу Божию. «Без меня не можете творить ничего доброго» (Ин.15.5). Поэтому, когда делаем что-то, просим благословения на труды, благодарим Бога за помощь, вразумление и наставление. Не вещественный результат важен, а то настроение, в которое мы приходим, когда исполняем свою самую обычную работу, как послушание. Хорошо сделал дело - не тщеславься, «мы рабы, ни на что не годные, делаем только то, что обязаны», все наши умения от Господа – руки, ноги, ум, все от Господа. Значит, все полезное, что мы способны сделать, нашими руками сделал Бог. Не будем употреблять свои руки, ум и чувства, инструменты Славы Божией, на грех, а только на осуществление Заповедей Христовых. Вот это и будет «во славу Божию».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, имеет ли право служитель церкви работать на другой, дополнительной работе, помимо служения, разрешено ли это церковными законами или нет? Спасибо.

Дмитрий

Здравствуйте, Димитрий. Священнослужитель, состоящий в клире Русской Православной Церкви, получает содержание от своего прихода, если он приходской священник, или от епархии, если несет епархиальные послушания. В случае недостаточности содержания, а нередко такое бывает в малых приходах, священнослужитель может работать на светской работе, если это не наносит ущерба его прямым обязанностям. Разумеется, это не может быть такая деятельность, которая связана с нарушением Заповедей Божиих или прямо запрещена канонами Церкви. В частности, священнику запрещено участвовать в выборах и работать в любых властных структурах. А, например, учителем, врачом, санитаром, электриком… можно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос по профессиональной части. Учусь на экономиста, но в последнее время у меня сомнения по поводу того, что эта профессия в корне имеет направленность на материальное, результатом труда являются сэкономленные материальные ценности, а такие структуры, как, например, банки, наживаются на людях процентами по кредитам, что в корне против того, что нам завещает Всевышний, и те же биржи, инвестирование в акции... Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь ставиться к этому вопросу, подходящая ли для христианина профессия экономиста, и что нужно знать о ценности ее для человечества, ибо если не буду приносить своим трудом пользы, а еще хуже, если будет вред, то не вижу смысла и мотивации в такой деятельности. Спасибо!

Виктор

Экономическая составляющая есть не только у банковского или биржевого дела. Своя экономика есть у любого производства – продуктов, одежды, даже икон и богослужебного облачения. Так что эта специальность имеет очень широкое применение. Например, можно быть экономистом в благотворительном фонде и заниматься перераспределением денег от благотворителей к нуждающимся людям. Так что почти любая профессия может быть полезной, если найти правильную точку приложения усилий.

диакон Илья Кокин

Батюшка, благословите! Заканчиваю школу, надо определиться с профессией. Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь смотрит на такую профессию, как инспектор по делам несовершеннолетних? Ведь, по сути, они разлучают детей с родителями, но, с другой стороны, это делается во благо детей. Каково Ваше личное мнение в данном вопросе? Можно ли православному человеку работать инспектором ПДН?

Ксения

Ксения, Вы, разумеется, можете стать инспектором ПДН. Я даже не знал, что сейчас их стали готовить специально. Раньше брали просто людей с юридическим или педагогическим образованием. Это говорит о том, что наступило время ювенальной юстиции. Не стоит этого бояться как проказы. Сама идея хорошая. Первые ювенальные суды для несовершеннолетних были еще в царской России. Представление о том, что Вам предстоит только отбирать детей у родителей, неверное. Главная идея состоит в том, чтобы взять под контроль юношескую преступность, безответственность родителей и защитить детей от насилия в семье. Поверьте, тут нет дыма без огня. А чтобы не было перегибов, должны быть верующие инспекторы ПДН. С Богом!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Хотим с супругой открыть свое дело и покупаем действующий магазин одежды секонд-хэнд. Будем закупать одежду большими партиями на оптовых базах для продажи в розницу в нашем магазине. Высоко цены завышать не будем, но для получения прибыли все-таки придется продавать одежду дороже, чем при закупке на этих базах. Считается ли грехом такой вид бизнеса?

Алексей

Да почти весь торговый бизнес построен на этом принципе – покупаешь дешевле, продаешь дороже. Не надо задирать цены, а так все нормально, и дело нужное.

диакон Илья Кокин

Добрый день! Я работаю с юности на одной и той же работе. У меня довольно высокая должность и зарплата. Но мне кажется, что я не приношу реальной пользы ни делу, ни людям. Если бы начать все сначала, я бы получила медицинское образование, чтобы помогать несчастным больным. Недавно я лежала в больнице, и с большой радостью помогала стареньким и тяжко больным. Как бы мне хотелось это делать всегда! Но как бросить работу, которая тягостна для меня, но помогает содержать семью? Или же надо смиренно работать на том месте, куда меня определил Бог?

Мария

Здравствуйте, Мария! Для того чтобы помогать больным и обездоленным, не обязательно уходить с работы. Узнайте, есть ли в Вашем городе православное сестричество, в котором с радостью примут Вашу помощь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Муж рассказал, что человек, который работал до него в кабинете, приглашал батюшку освящать кабинет, а позднее позвал колдунью. Она что-то делала в кабинете, повесила на стену пучок с какой-то травой и перцем и убрала крестики со стен, которые оставил батюшка. Человек тот, чей был кабинет, уехал. Нужно ли опять освятить кабинет? Влияет ли присутствие колдуньи в том кабинете на бизнес мужа сейчас? По стенам развешаны иконы, оставшиеся после того человека. Нужно ли их собрать в одном месте в кабинете? Спасибо за ответ.

Юлия

Юлия, освящать жилище нужно обязательно. Тем более - после колдуньи. Колдуны – это слуга дьявола. Вряд ли она могла как-то повлиять на бизнес. Однако на успех в делах и освящение не повлияет, если человек сам живет во грехах, не ходит в церковь, не причащается. Это ведь не какой-то магический ритуал. Освящение совершается для нашей души, а не для денег.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть. Дело в том, что у меня на работе есть напарник, который частенько уходит с работы или задерживается до работы, а может вообще не выйти. И просит меня прикрыть его, якобы он на работе, если будут спрашивать, чтобы я подтвердил его присутствие, ну, якобы он отошел с рабочего места куда-нибудь. Хотя он с нашим руководителем вроде договаривается и он его прикрывает перед отделом кадров. Я тоже несколько раз врал, что он на работе, когда он отсутствовал. Так как я человек верующий, мне очень неприятно это вранье, особенно в глаза человеку. А отказать ему не решаюсь, боясь испортить отношения, так как скорее всего он не поймет. И он намного опытнее меня в работе, дольше работает, чем я, то бишь, если я вдруг ему не буду помогать в этой его махинации, то, как мне кажется, он мне тоже не будет помогать по работе. Вот я и не знаю как быть, с одной стороны, обман грех, с другой, испортить отношения тоже нехорошо. Подскажите, как быть?

Виталий

Здравствуйте, Виталий! Бывают непредвиденные ситуации, когда человеку действительно нужно помочь. На этом взаимопонимании и строятся добрые взаимоотношения между людьми. Но, насколько я понял, Ваш напарник прогуливает работу систематически, и «прикрывая» его Вы потворствуете его безответственности. Если это так, поговорите со своим напарником. Объясните ему, что в силу Ваших христианских убеждений Вы не можете постоянно обманывать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень нужен житейский совет. Меня перестала устраивать работа, мне не хочется туда вообще ходить. Но проблема в том что на работу устраивали родители, и заплатили большие деньги, чтобы меня устроить. В наше время очень тяжело найти работу, но я, получается, каждый день себя насилую. Подскажите, как правильно поступить?

Елена

Елена, Вы сами говорите, что работу найти очень непросто. Нам в жизни много чего не нравится, однако приходиться смиряться. На что Вы жить будете? Конечно, Вы в праве поменять работу, и в этом не будет греха. Но я бы Вам посоветовал потерпеть и подождать с увольнением. Тем самым Вы будете отсекать свою волю и будете приносить большую пользу своей душе. Вы научитесь смиряться с обстоятельствами, что очень важно для нас. С таким опытом Вам в дальнейшем будет легче жить.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки! Помогите советом! Мне 26 лет. Работаю в фирме. Начальница - деспотичная женщина 47 лет. Может накричать на человека, невзирая на чины и звания, оскорбить, нахамить, не сдерживает собственной злобы. В этом плане я не обделен ее вниманием. Как реагировать? С детства привык молчать и не отвечать. Но потом это ее поведение выбивает из колеи все равно, и некоторое время ходишь подавленный. Вообще, обидчивость - это признак наличия в душе страстей? Ежели так, то как правильно переносить подобное поведение в свой адрес, и как извлекать из этого духовную пользу? Вообще, нужно ли отвечать на хамство и проч., если это касается только меня (если кого-то, то я обычно встреваю за человека)? Я, с одной стороны – не отвечаю, а с другой, затаиваю злобу на человека. А люди дальше больше распоясываются… Может, лучше поставить на место? В целом я чувствую, что не так живу. И мое отношение к людям не соответствует тому, что написано в Евангелии. Ведь Христос прощал всех. И сказано: "Любите врагов ваших". Стало быть, у меня даже на сердце не должно быть тени обиды на любого человека, что бы он мне ни сделал. Я причащаюсь. Чувствую колоссальную помощь Божию, подаваемую в Таинствах, но, вместе с тем, чувствую, что и живу, и мыслю не сообразно тому, как хочет Бог. И нужно кардинально менять свое устроение. Потому что вижу колоссальную пропасть между мной и Богом. Простите за сумбур. Спасибо за ответ.

Андрей

Андрей, Вы должны понимать следующее: молчание в ответ на оскорбление считается добродетелью смирения в том случае, если Вы молчите исключительно из религиозных соображений, а не «страха ради иудейска» - молчите, например, потому что боитесь потерять работу. Я не думаю, что хамство надо терпеть всегда. Можно раз простить, другой раз сдержаться, но позволять начальникам превращаться в мелкопоместных барчуков (барынь) нельзя. Свое достоинство тоже надо беречь: «не становитесь рабами человеков».

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! Я уже 5 лет работаю юристом в одной компании, в общем, меня все здесь устраивает, кроме размера зарплаты и, в меньшей мере - возможности дальнейшего профессионального развития. Не скажу, что зарабатываю мало, но этого недостаточно для приобретения (даже в кредит) своего жилья. Мы с женой живем на съемной квартире и хотели бы уже иметь свою, да и детей хотелось бы заводить уже в своем жилье. Скажите, считается ли грехом намерение, ну и, соответственно, сама смена работы с целью большего заработка? Грешно ли само по себе стремление к профессиональному развитию, когда ты понимаешь, что "перерос" свою должность и готов к выполнению более сложных задач? Не желаю, как сказано в Евангельской притче, закапывать свои таланты в землю. Заранее благодарю за ответы.

Игорь

Здравствуйте, Игорь! Совершенствоваться в своей специальности, искать возможность реализовать себя, зарабатывать средства, чтобы прокормить семью – не грех. Важно, ради чего Вы это делаете. Грехом будет, если богатство станет для Вас идолом и Вы посвятите всю свою жизнь зарабатыванию денег ради денег. Всякое дело надо начинать с благословения Божия. Сходите в храм, закажите молебен «на всякое доброе дело», помолитесь, возьмите у батюшки благословение и тогда начинайте с Божьей помощью искать работу. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Меня зовут Полина, мне 19 лет. У меня более чем бытовая проблема. Я не могу найти работу. Отчаяние стало моим ежедневным спутником и убеждение в том, что я выбрала не ту профессию, становится все более очевидным. У меня гуманитарный склад ума и я люблю все, что связано со словом. Когда-то я не выбрала профессию из данной сферы, так как была убеждена в том, что обречена на провал. Я могла бы стать историком, журналистом или писателем. Я связала себя с торговлей и поняла, что продавать я не умею и не хочу. Это не в моей натуре. Теперь я не могу найти работу, точнее, работа есть, но там нужно уметь "впаривать", что я никогда не буду делать. Я запуталась, и теперь не знаю, что мне делать. Быть может, Вы укрепите меня и поможете найти правильное решение? Спасибо.

Полина

Здравствуйте, Полина. Вам надо учиться дальше и не опускать руки. А пока поработать и в торговле, но честно. В этой области деятельности важно не то, что Вы делаете, а то как Вы это делаете. Исполняйте свои обязанности как послушание Господу, и благодарность людей будет Вам отрадой. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,можно ли православному работать в стрелковом клубе (оператором-регистратором),где разные люди тренируются в стрельбе и получают разрешения на оружие? Спасибо большое!

Екатерина

Екатерина, в вашем вопросе я вижу скрытый подтекст: владение оружием грех или то, что в клуб приходят «разные» люди (читай – бандиты)? Может быть, что я и ошибаюсь, но мне кажется, что кримннальным элементам сейчас довольно сложно тренироваться в стрельбе в легальном заведении. Если речь идет об обычных людях, то греха в этом нет никакого: Церковь всегда благословляла защищать Родину и закон. Увы, иногда для этого надо брать в руки оружие. Даже если человек приобрел оружие для самозащиты, сделал это законно, то и в этом греха нет. Огнестрельное оружие дает в наше непростое время даже женщине шанс защитить себя и детей при неравных силах с преступниками. Надеюсь, я правильно понял Ваши сомнения?

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! У меня стабильная работа, но все чаще и чаще возникает мысль уволиться и заняться предпринимательством. Подскажите какую молитву читать о новом начинании?

Олеся

Дорогая Олеся! В таких случаях я советую читать прежде молитву Господню – «Отче наш». Там для Вас есть все нужные прошения – о «хлебе насущном» и «да будет воля Твоя». Хлеб, разумеется, не только материальные блага, но и категория духовная – Евхаристия (Тело Христово), Его учение (Слово Божие). «Ищите прежде Царства Небесного, остальное все приложится вам». Самое главное Вам надо понять: не является ли эта мысль искушением, которая все разрушит в Вашей жизни. Подумайте, посоветуйтесь с опытными людьми о вашем плане. Не спешите!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, Батюшка. Скажите, пожалуйста, как освятить маленький магазин, если там только ночные работы (отгрузка, ввоз товара и другие работы), днем только торговля?

Ксения

Ксения, я думаю, можно как-то договориться со священником, он войдет в положение. Препятствие к освящению магазина, не Вашего конкретно, конечно, так как я о нем ничего не знаю, а в принципе, я вижу в другом – в присутствии на прилавках вещей, откровенно греховных: табачных изделиий, контрацептивов и всего того, что никак не может быть оправдано с точки зрения православного благочестия. Если в Вашем магазине это есть, я бы постеснялся задавать священнику вопрос об освящении. Если же нет – то слава Богу – освящайте и торгуйте во славу Божию.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте батюшки! У меня есть подруга 38 лет, она работает на очень тяжёлой работе, даже здоровье ей это не позволяет, но она всё равно работает на износ. На заданный вопрос, почему не уйдёшь, не найдёшь работу полегче, она отвечает, что старец (в какой-то книге) сказал: не увольняйся с работы сам, это большой грех, а если тебя уволят, это Воля Божья. Скажите, правильно ли она поступает, придерживаясь этого высказывания? Неужели нужно работать на износ во вред своему здоровью? Спасибо.

Православные священники в условиях нового экономического порядка живут гораздо беднее, чем раньше, — в советское время они действительно жили в завидном материальном достатке. Церквей было мало, они не восстанавливались, почти никогда не ремонтировались. Священников тоже было мало, а прихожан на один приход гораздо больше, чем сейчас. Среди священства в то время было много таких, которые рассматривали свое служение как ремесло, ведь бизнеса в стране не существовало, а хорошо жить хотелось. Да и достойному пробиться в священники через кордон уполномоченных по делам религий было очень сложно... Кому не встречались люди, воспринимающие священника как хронического попрошайку. В связи с этим вспоминается забавный эпизод. Как-то на автобусной остановке к нам с супругом подошел мужик, деловито вытащил из кармана десятку и стал ходить вокруг, что-то разыскивая. Не найдя то, что искал, он, показывая нам десятку, спросил: «А куда кидать?» В ответ на наше удивление воскликнул: «Как, у вас должен быть ящик!» Так вот, предупреждаю, если увидите в метро «попа» с ящиком, знайте: он не настоящий — в метро священники не стоят никогда! Все, кто там стоит с крестами и в рясах, — стопроцентные самозванцы. Как известно, в больших городах это целый бизнес, контролируемый преступными группировками, к Церкви он никакого отношения не имеет. К этому же «бизнесу» относятся и так называемые монахи, круглогодично подпирающие могучими спинами стены, например, Троице-Сергиевой Лавры и собирающие деньги якобы на нужды дальних монастырей.

С другой стороны, некоторые почему-то считают, что в Церкви все должно быть бесплатно. А чем должны кормить батюшки свои многодетные семьи, во что одевать и обувать детей, платить за квартиру, школу, транспорт? Какова же заработная плата современных священников, и существует ли она вообще?

Зарплата существует, но крайне мизерная — не больше, чем у врачей и учителей. А если в семье много детей и жена не работает, то уровень жизни может опуститься ниже, чем у любого рядового учителя и врача. Один мой знакомый священник, который служит в известном московском многоштатном храме (где много священников), рассказывал, что его жена всегда без денег. В кошельке у нее бывает максимум пятьсот рублей, и на питание они тратят в месяц примерно пять тысяч. И это по московским-то меркам. Единственное, что спасает от крайней нужды и нищеты, — добровольные пожертвования прихожан за требы: освящение квартир, машин, причащение больных. Эти деньги идут непосредственно священнику, на его личные нужды, если только прихожанин не оговаривает, что его пожертвование на храм, — тогда оно действительно идет на храм: утварь, облачения, стройку... Чем больше треб, тем легче жить семье.

На больших приходах финансами занимаются старосты, в светском понимании это кто-то вроде финансового директора. Есть священники, которые в финансовые дела даже не вникают, другие же, наоборот, дотошно контролируют своих старост. Староста на приходе — достаточно независимая фигура. Официально он выбирается приходским собранием. Зачастую старосту назначают свыше, то есть из Патриархии. Кстати, матушка не может быть старостой у мужа на приходе.

Сегодня особенно тяжело живется сельским батюшкам: храм в разрухе, прихожане — пенсионеры, считающие копейки до пенсии, надежда только на огород и пожертвования от спонсоров.

Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий, а таких на сегодняшний день большинство.

Вообще-то, священник человек подневольный и жаловаться ему особенно некуда. И поменять приход ему по своему желанию невозможно. В крайнем случае батюшка имеет право пожаловаться своему архиерею, но чаще всего терпи, смиряйся, и все тут. Да и не принято проситься на более выгодный приход по материальным соображениям. Священник служит не ради того, чтобы кормить семью! Хочешь кормить семью — иди на работу в миру... У нас был знакомый дьякон, который имел неосторожность просить своего архиерея о рукоположении в священники, так как дьяконского жалованья ему не хватает на содержание семьи. Что из этого получилось, нетрудно догадаться — священства он после этого так и не дождался.

Основной статьей расходов всех современных храмов в первую очередь являются отнюдь не зарплаты священнослужителям и работникам, а коммунальные платежи. Электроэнергия для современного прихода стоит столько же, сколько и для коммерческой организации. Если подсчитать средний доход среднего (не богатого) московского храма, то коммунальные платежи отнимают больше половины всех доходов. Например, если среднемесячный доход в храме составляет пятьдесят тысяч рублей, то «коммуналка» обходится в тридцать шесть тысяч. А еще зарплату нужно платить — бухгалтеру, сторожам, певчим, уборщицам и прочему рабочему люду...

Агрессивно настроенные против Церкви граждане думают, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание, и потому священники должны ходить в рубище и лаптях, а жить, видимо, в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль — просто криминал, все равно что торговля наркотиками и оружием. Церковь никогда подобный бред не проповедовала. Вопрос в отношении к материальным ценностям, а не в их наличии. Никому не запрещено иметь приличную машину или хороший дом, или несколько приличных машин и несколько приличных домов, но целью жизни это не должно становиться ни при каких обстоятельствах. Привязываться душой к этому нельзя. Как говорил царь Давид (а он был далеко не бедный человек, по нашим меркам просто олигарх), богатство, аще течет, не прилепляйтесь сердцем.

Могут ли священники работать на светской работе или заниматься бизнесом? В России это не принято и не соответствует церковным правилам. К тому же в России батюшки заняты служением практически круглосуточно, в отличие от священников Русской Зарубежной Церкви. Почему? Так сложилось. Наверное, наша страна все еще остается православной, хотя порой в это уже верится с трудом. Священника, вдруг дерзнувшего заняться бизнесом, могут вызвать к правящему архиерею и поставить перед выбором: либо бизнес, либо священный сан. В России сохранилось пока почитание священства как особого благословенного дара, который не каждому дается.

Но видя священника на автомобиле, многие все же не преминут бросить в его адрес пару обличительных фраз типа:

— Что это вы, батюшка, на машине ездите, не положено по религии-то!

Или, глядя на старенькие «Жигули»:

— Разъездились тут попы на «Мерседесах»...

Для священника, как и для многих, автомобиль — это прежде всего средство передвижения, зачастую просто жизненно необходимое. Священнику постоянно приходится ездить по требам. Представляете, если на селе приход состоит из нескольких мелких деревень, стоящих друг от друга в десятках километров и не связанных между собой каким-либо сносным автобусным сообщением... Как передвигаться по такому приходу?

Один батюшка жил в такой глуши, где по приходу можно было проехать только на трех видах транспорта — военный «Урал», трактор «Беларусь» и народный «УАЗ». Из трех видов батюшка выбрал «УАЗик». А до местного архиерея, находящегося в пятистах километрах от батюшкиного прихода, доползли слухи, что батюшка-де хорошо зажил, на джипе разъезжает. Когда же архиерей удостоил этого батюшку своим посещением, то они вместе посмеялись, глядя на пресловутый «джип». А еще больше посмеялись, когда батюшка рассказал, как однажды к ним пожаловали бандиты из соседнего районного города. Приехали они, конечно, на импортных «уазиках», в народе называемых «джип широкий», но «джип широкий» сел по брюхо там, где наша народная техника легко проходит. Пришлось местному трактористу их выручать за ящик водки.

В городе машина тоже необходима. Взять, к примеру, московский микрорайон Ясенево, в котором у священника может быть в один день несколько треб в разных концах. Другие на дачу ездят, на работу, за покупками, детей в школу отвозят. Почему же если священник имеет машину, то это лучший повод перемыть ему кости? В некоторых епархиях архиереи даже запрещают священникам приобретать иномарки, дабы людей не соблазнять. Но всякий раз, садясь за руль, батюшка рискует лишиться сана, если собьет человека насмерть. И вот почему: по церковным канонам священник, совершивший невольное убийство, извергается из сана без права служения; сбивший человека, он, кроме возможного осуждения, личной трагедии и чувства вины, вне зависимости от своей вины, еще и понесет непоправимое церковное наказание.

Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Портит ли он священников? Скорее он портит им жизнь. А дело с ним обстоит в большинстве случаев скверно. Многим изначально выпадает жребий служить вдали от родного дома; в таком случае возникновение квартирного вопроса гарантировано. В отличие от армии, где офицерам всегда предоставляют жилье, пусть даже и неважного качества, Церковь жилье священникам не предоставляет вовсе, за редким исключением, когда у прихода имеется собственный церковный дом или квартира. Если церковный дом в плохом состоянии, семья священника вынуждена ремонтировать его за свой счет, при этом, сколько бы они этот дом ни отстраивали, собственностью семьи он никогда не станет, а останется церковным.

Одного нашего знакомого священника назначили на служение в одну из кубанских станиц. Если батюшку переведут на другой приход, то в этом доме поселится новоназначенный священник.

Единственный для священника путь оставить что-либо детям — это приобрести свою недвижимость, а не отстраивать церковную. Я знаю одного многодетного священника, который с матушкой и детьми много лет живет в невероятно стесненных условиях, при этом у них уже восемь детей и это, по всей видимости, для них не предел. Поистине подвиг… Когда я у них побывала в последний раз, то была сильно удручена окружающей обстановкой. Единственная жилая комната походила на армейскую казарму, всю сплошь заставленную железными двухъярусными кроватями, на которых лежали и сидели многочисленные дети. Под потолком - веревки с развешенными на них пеленками. Фанерная перегородка, отделяющая спальню от обеденного стола... Вот такой квартирный вопрос.

 ( 6 голосов : 5 из 5 )

Из книги: Юлия Сысоева. «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства».

Больше всего ненавидят тех, кто умнее или добрее, - тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет, смысла никакого нет - нечему завидовать. Сознательно или подсознательно, но эти ненавистники понимают, что священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а от этого чувствуют себя приниженными и начинают их ненавидеть.

16 января на официальном сайте Русской Православной Церкви был опубликован для общественного обсуждения проект документа Межсоборного присутствия: «Профессии, совместимые и несовместимые со священством».

Этот документ указывает на назревшую проблему. Он говорит о том, что в современных реалиях клирики зачастую просто вынуждены совмещать священнослужение с работой по светской специальности (например в диаспоре или в сёлах), так как небольшое количество прихожан просто не позволяет им содержать свою семью на средства прихода. Однако, подобное совмещение признаётся в тексте проекта, так сказать, «неизбежным злом».

Документ указывает на то, что в идеале клирики должны «питаться от благовествования», то есть с пожертвований, делаемых прихожанами за их пастырскую и богослужебную деятельность.

При этом, текст новеллы предлагает ограничить перечень профессий, которыми можно заниматься клирикам, исключив из него все специальности, которые можно посчитать аморальными, все профессии, связанные с ношением и использованием оружия, бизнесом, госслужбой и деятельностью суда (в т.ч. и адвокатскую практику), а также правоохранительных органов. А кроме того, воспретить клиру любую медицинскую деятельность, профессиональные занятия спортом, танцами, пением и актёрством.

Таким образом, документ вольно или невольно касается целого ряда сложных вопросов церковной жизни, как то:

  • Какой пример подают нам в плане совмещения профессиональной и духовной жизни Господь, апостолы и святые?
  • Допустимо ли священнослужителю вообще иметь какую-либо внецерковную специальность и в каких случаях она может понадобиться?
  • Что делать, если работа по специальности приносит пользу Церкви, людям и развитию личности самого клирика?
  • Как организовать деятельность приходов таким образом, чтобы священникам (в диаспоре или сёлах с малым количеством прихожан) не приходилось отвлекаться на сторонние заработки?
  • Какие специальности действительно являются канонически и морально возбранными для священнослужителя, а какие на самом деле не имеют оснований для запрета?

Поскольку проект документа предполагает и прямо призывает Церковь к обсуждению данного текста, постараемся ответить на поставленные им вопросы или хотя бы дать его авторам и нашим читателям новую пищу для размышлений.

Господь, апостолы и святые — слова и жизненный пример

Прежде всего рассмотрим пример жизни и учение Главы нашей Церкви — Господа Иисуса Христа, а также его апостолов и святых, в жизни и словах которых мы всегда находим твёрдое основание для устроения нашей жизни.

Сам Господь имел специальность плотника и, до выхода на общественное служение, помогал в работе своему наречённому отцу святому Иосифу Обручнику. Также и после выхода на общественное служение Спаситель не только проповедовал, но и занимался исцелением множества страждущих от болезней. Конечно, Его целительство имело больше общего с чудотворением, чем с медициной, но тоже может быть квалифицировано, как профессия. При этом Господь, исцеляя болящих, не только помогал их телам, но и располагал их души к принятию Своего учения, то есть Его действия имели и сильный миссионерский эффект.

Апостол Павел, как об этом справедливо упоминает обсуждаемый документ, пояснял верующих, что священники справедливо могут претендовать на содержание общиной: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14). Однако сам он никогда не жил на пожертвования, предпочитая заниматься плетением палаток и честный труд совсем не помешал ему просветить половину Римской империи.

Другие апостолы в своих путешествиях также часто занимались трудом. Многие из них, по примеру Господа, исцеляли больных, а автор одного из Евангелий апостол Лука даже был профессиональным врачом.

Среди святых молитвенное делание и священнослужение сплошь и рядом сочеталось с физическими или умственными трудами. Самые суровые аскеты, читая молитвы, тут же плели на продажу корзины, ковры и верёвки. Многие священнослужители были писателями или поэтами. В первые века несколько святых, написавших апологии христианству, занимались адвокатской деятельностью. Также многие святые были учителями и строителями. Некоторые из них совмещали свои профессии со священнослужением и вполне успешно.

Особое же место среди профессий святых занимает целительство и медицина. Святитель Лука Крымский был практикующим хирургом и преподавателем, а вообще в области здравоохранения и социальной помощи трудилось огромное количество святых. Это и бессребренники и преподобные и даже святители.

Кроме того, слова Господа также увязывают миссию апостолов в мире по крайней мере с целительством: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное: больных исцеляйте, прокажённых очищайте» (Мф. 10:7-8).

Таким образом, можно говорить о том, что святые подавали нам пример совмещения священнослужения и не мешающих ему полезных занятий.

Может ли священник иметь профессию и где она может ему понадобиться

В современных реалиях, скорее всего не только может, но и должен и тому можно привести несколько аргументов.

Во-первых, профессия — это всегда определённый образовательный уровень и жизненный опыт, который может послужить укреплению авторитета священнослужителя среди своей паствы.

Во-вторых, священник может иметь очень маленький приход в сельской местности или/и большую семью, быть отправленным в храм за рубежом, где община также очень мала, быть по тем или иным причинам запрещён в священнослужении, получить несовместимую со священнослужением травму (пальцы рук, глаза и т.п.) и попасть в иные обстоятельства, когда ему придётся найти альтернативный источник средств к существованию и профессия может сильно ему в этом помочь.

В-третьих, сегодня на священников часто возлагается множество обязанностей и послушаний, которые требуют определённой профессиональной подготовки. В этой связи любой профессиональный навык может оказаться нелишним. Например, строительный — при возведении храма, юридический — при регистрации прихода, журналистский — в издательском деле, врачебный — в организации службы социальной помощи, педагогический — в работе воскресной школы.

В-четвёртых, профессия преподавателя, врача или, скажем, писателя имеет большой вес в обществе и может помочь священнику в проповеди Слова Божия.

Польза Церкви, ближним и собственной душе

Случается и так, что человек просто не может не реализовывать данные ему Богом таланты. Они буквально рвутся из него наружу. Так случилось, например, с преподобным Иоанном Дамаскиным, которому духовник некоторое время для смирения запрещал писать поэмы и духовные гимны, пока не был самой Божьей Матерью вразумлён к тому, что препятствовать святому Иоанну не стоит и тот делает богоугодное дело.

Или более близкий к нам пример уже упомянутого святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который был не только архиереем, но и подлинным мастером хирургии, спас тысячи жизней, написал множество научных трудов и привёл ко Христу десятки тысяч коллег и своих пациентов.

Или ныне здравствующий иеромонах Фотий (Мочалов), победивший в проекте «Голос», поющий для людей трогательные русские романсы, перемежая их с духовными песнопениями, и самим своим присутствием на эстраде многих подвигнувший к тому, чтобы задуматься о месте Бога в своей жизни и о том, что современное эстрадное творчество может быть приличным и красивым.

Неужели человеку нужно «подрезать крылья» и запрещать заниматься каким-то интересным профессиональным делом, если это помогает ему раскрыться полнее и, возможно, даже придаёт дополнительные силы к его основной деятельности в церковном клире? Если его деятельность дополнительно служит во мнении общества доброй славе Церкви? Если благодаря ей многие люди получают помощь и поддержку? Вряд ли это будет правильным решением.

Можно ли помочь священникам не отвлекаться на светскую работу?

В первом веке, когда у апостолов появилась необходимость разгрузить себя от мирских попечений и сосредоточиться на проповеди Евангелия, Церковью был основан институт диаконства. Диаконы были призваны «пещись о столах», то есть заниматься хозяйственно-административными обязанностями в общинах. Таким образом Церковь преобразовалась для того, чтобы успешно осуществлять свою главную функцию — спасение человеческих душ. Возможно настало время для новой реформы?

Имеется в виду не изобретение очередного духовного сана, а предложение гораздо менее радикальное, которое уже высказывал митрополит Иларион (Алфеев) — перестроить зарубежные приходы по образцу греческих «церковных кварталов». В таком квартале рядом строятся четыре здания — храм, трапезная (дом священника), воскресная школа и доходный дом. Помещения последнего имеют отдельный выход в противоположную от храма сторону и сдаются в аренду уличным кафе, мастерским и магазинам. А на деньги, полученные за эту аренду содержится храм, воскресная школа и семья священника. Примерно так можно решить проблему храмов в диаспоре.

С сельскими храмами всё несколько сложнее, но и для них можно что-то придумать, например, перераспределить в их пользу доход больших городских соборов или выделять сельским батюшкам единовременную епархиальную субсидию в виде недорогой машины, коровы и нескольких десятков куриц, чтобы они могли кормиться со своего хозяйства.

Специальности, которыми может и которыми не может заниматься священник

Представленный в проекте обсуждаемого документа список профессий-исключений можно разделить на три категории: безусловно правильные ограничения, ограничения, правильные с оговорками и совсем неверные.

К безусловно правильным ограничениям следует отнести канонически запрещённые профессии — те, что связаны с ношением и применением оружия, ведением бизнеса, ростовщичеством, судейством и дознанием, а также ряд аморальных профессий, расписывать которые подробно не будем.

К тем, что могут быть ограничены с оговорками — госслужбу, профессиональные занятия спортом, выступления на эстраде, в театре или кино, а также адвокатскую практику. Разве не может священник представлять в суде интересы обижаемого гражданина? Разве не вправе он, как настоящий пастырь, вступиться за него, если может? Чему могут помешать спортивные достижения отцов? Здесь всё настолько ситуационно, что лучше бы оставить разрешение для клириков на такие профессии на усмотрение священноначалия, дающего персональное благословение в каждом конкретном случае.

Наконец, то что смущает больше всего — это запрет для священнослужителей заниматься любой медицинской деятельностью. Он явно не особенно продуман.

Во-первых, пример святых и Господа, а также Его слова свидетельствуют о том, что врачевание — это почётное, допустимое и даже желательное служение для священников.

Во-вторых, к тому нет канонических запретов. В Номоканоне, на который ссылаются авторы документа, приведённое ими правило о полной недопустимости кровопролития находится не в том месте и звучит совсем не так. На самом деле там написано следующее: «Пресвитер, монах врачуяй, или жилу секий, да есть празден священнодейства дний 7», то есть после операции, неделю пусть не совершает священнодействий.

Опасность же невольного убийства, действительно служащая поводом для извержения из сана, для хирурга ничуть не больше, чем скажем для водителя, строителя, повара, электрика и любых других профессий, которыми мог бы заниматься священник. Кроме того, в строгом смысле даже смерть больного на операционном столе почти никогда не означает врачебной ошибки хирурга. Хирурги работают бригадами, где каждый отвечает за свой маленький участок работы, а пациент к ним, как правило, поступает с тяжёлыми повреждениями или заболеваниями, которые сами по себе способны привести к его смерти.

В-третьих, непонятно, почему священнику должно быть запрещено заниматься врачебной практикой в широком смысле. Ведь кроме хирургов бывают ещё и врачи-стоматологи, клинические психологи, отоларингологи и офтальмологи, лаборанты-фельдшеры, фтизиатры, педиатры, рентгенологи, медбратья и другие медицинские работники, работа которых практически никогда не может привести к смерти больного, а также ветеринары, которые в принципе не работают с людьми.

В-четвёртых, как уже отмечалось выше, врачебная деятельность направлена на активное выражение веры действием, на помощь ближнему и может послужить ещё и к обращению пациентов врача-священника к Богу.

В-пятых, в Церкви уже очень много врачей-священников, что делать с ними? Да и историческая практика свидетельствует в пользу такого совмещения не только в лице святителя Луки Крымского, но и на примере врачевателей при больших монастырях и семинариях.

Более развёрнутые аргументы в защиту врачей-священников можно почерпнуть из статьи «Болящыя изцеляйте» священника Михаила Капчица, опубликованной на портале Богослов.ру, который также считает что этот пункт из списка нужно изъять.

Борьба с причинами вместо борьбы со следствиями

Само по себе появление подобного документа симптоматично и свидетельствует о том, что многие священники сегодня вынуждены совмещать свои обязанности в клире с профессиональными.

И в этой связи, создание приемлемых условий для служения священников в сельской местности и в диаспоре предстаёт гораздо более важным, чем создание списка профессий, совместимых или не совместимых со священнослужением.

Возможно всё-таки настало время перераспределить церковные расходы в пользу устроения жизни священников, диаконов и церковнослужителей — пономарей, певчих и других храмовых работников. Чтобы в наших храмах наконец стали появляться крепкие общины, а священники действительно освободились от мирских забот и совмещения профессий ради двух своих основных функций — принесения бескровной евхаристической жертвы и пастырского душепопечения.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Надо помнить, что священник человек подневольный и жаловаться ему особенно некуда. Светский человек, еще раз повторимся, если его не устраивает уровень заработной платы или отношения с начальством, может поменять работу. Священнику поменять приход самостоятельно невозможно. В крайнем случае батюшка имеет право пожаловаться своему архиерею, но и это не всегда помогает. Архиерей может сказать - терпи, смиряйся, и все тут. Да и не принято проситься на более выгодный приход по материальным соображениям. Священник служит не ради того, чтобы кормить семью! Хочешь кормить семью - иди на работу, а не в священники. У нас был знакомый дьякон, который имел неосторожность просить своего архиерея о рукоположении в священники, так как дьяконского жалования ему не хватает на содержание семьи. Что из этого получилось, нетрудно догадаться - священства он после этого так и не дождался. Вот и вся мораль.

Но основной статьей расходов всех современных храмов в первую очередь являются отнюдь не зарплаты священнослужителям и работникам, а коммунальные платежи. Электроэнергия для современного прихода стоит столько же, сколько и для коммерческой организации. Если подсчитать средний доход среднего (не богатого) московского храма, то коммунальные платежи занимают больше половины всех доходов вместе взятых, тут уж не до жиру. Например, если среднемесячный доход в храме составляет пятьдесят тысяч рублей, то "коммуналка" обходится в тридцать шесть тысяч. А еще зарплату нужно платить - бухгалтеру, сторожам, певчим, уборщицам и прочему рабочему люду, который тоже почему-то хочет свои семьи кормить. Кроме зарплаты и коммунальных платежей существуют и бытовые расходы, как в любом хозяйстве.

Агрессивно настроенные против Церкви граждане считают священников ханжами, откровенно думая, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание: мол, ходить надо в рубище и лаптях, а жить в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль - это просто криминал, все равно что торговля наркотиками и оружием.

Церковь никогда подобный бред не проповедовала. Вопрос в отношении к материальным ценностям, а не в их наличии. Никому не запрещено иметь приличную машину или хороший дом, или несколько приличных машин и несколько приличных домов, но целью жизни это не должно становиться ни при каких обстоятельствах. Привязываться душой к этому нельзя. Как говорил царь Давид (а он был далеко не бедный человек, по нашим меркам просто олигарх), богатство аще течет, не прилепляйтесь сердцем.

А могут ли священники работать на светской работе или заниматься бизнесом? В России это не принято и не соответствует церковным правилам. А учитывая круглосуточную занятость, священнику работать просто нереально. В России батюшки заняты служением практически круглосуточно, в отличие от священников зарубежной церкви. Почему? Так сложилось. Наверное, наша страна все еще остается православной, хотя в это уже верится с трудом. Священника, вдруг дерзнувшего заняться бизнесом, могут вызвать на ковер к его правящему архиерею и поставить перед выбором: либо бизнес, либо священный сан. Наказать могут серьезно. Поэтому открыто священники бизнесом не рискуют заниматься, да и, если честно, редко кто им занимается. Мне рассказывали про одного краснодарского батюшку, который держал несколько колбасных ларьков на Черноморском побережье. Так он так увлекся этим делом, что службу и приход совсем запустил. Наконец об этом узнал его архиерей и быстренько отправил его под запрет. За рубежом в Русской православной церкви, наоборот, священники вынуждены работать на светской работе, чтобы прокормить себя и семью. Я подчеркиваю, именно в русской церкви, в других же поместных церквях дело обстоит иначе. Во-первых, тамошние прихожане не содержат священника, так как он воспринимается равным. Здесь есть некое влияние протестантизма - ведь протестанты священства вообще не признают. С пастырями прихожане общаются на равных. А коли он такой же, как и все остальные прихожане, то почему приход обязан его кормить?

У нас к священникам иное отношение. В России все же сохранено почитание священства как особого благословенного дара, который не каждому дается.

Батюшка на личном авто

Многие агрессивно настроенные против церкви граждане считают священников ханжами, искренне думая, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание: мол, ходить надо в рубище и в лаптях, а жить в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль - это вообще криминал, все равно что торговать наркотиками и оружием. Церковь никогда подобный бред не проповедовала.

Итак, поскольку многие считают, что Церковь проповедует нестяжание, то, видя священника на автомобиле, очень любят бросить в его адрес пару обличительных фраз типа:

Что это вы, батюшка, на машине ездите, не положено по религии-то!

Или еще, глядя на задрипанные "Жигули":

Разъездились тут попы на "Мерседесах"…

Кстати, о "Мерседесах". Помните знаменитый фильм советского времени "Берегись автомобиля"? Главный герой картины Юрий Деточкин очень любил угонять элитные по тем временам автомобили "Волга". Но это было, кажется, в конце шестидесятых. А теперь представьте точно такой автомобиль, доживший до начала двухтысячных. Представили. Итак, камера режиссера переносится в две тысячи первый год, на оживленную московскую магистраль, именуемую Варшавское шоссе. На обочине, мигая аварийкой, стоит несчастная двадцать первая "Волга", из под открытого капота которой, как из прорвавшей тепломагистрали, густо валит пар. А рядом прыгают батюшка с матушкой, пытаясь охладить пылкий нрав не на шутку разгоряченного двигателя.

Абсолютно достоверный случай из жизни, который я имела удачу созерцать, проезжая на машине по Варшавке.

Вот вам и "Мерседесы"! А говорят, попы только на новых иномарках ездят…

В очередной раз приходишь к выводу, что зависти нашему народу не занимать, а уж попа обличить в стяжании и лицемерии - "святое" дело, - надо же вывести на чистую воду торговца опиумом для народа.

Однако для священника, как и для многих, автомобиль - это прежде всего средство передвижения, а зачастую просто жизненно необходимое средство передвижения. Священнику постоянно приходится ездить по требам. Представляете, если на селе приход состоит из нескольких мелких деревень, стоящих друг от друга в нескольких десятках километров и не связанных между собой каким-либо сносным автобусным сообщением… Как передвигаться по такому приходу?

Один батюшка жил в такой глуши, где по приходу можно было перемещаться только на трех видах транспорта - это военный "Урал", трактор "Беларусь" и народный "УАЗ". Из этих трех видов батюшка выбрал скромный "УАЗик". Так до местного архиерея, находящегося в пятистах километрах от батюшкиного прихода, доползли слухи, что батюшка-де хорошо зажил, на джипе разъезжает. Когда же архиерей удостоил этого батюшку своим посещением, то они вместе посмеялись, глядя на батюшкин "джип", похожий на спортивного мустанга из гонок на выживание. А еще больше посмеялись, когда батюшка рассказал, как однажды к ним пожаловали бандиты из соседнего районного города. Приехали они, конечно на импортных "уазиках", в народе называемых "джип широкий", но "джип широкий" сел по брюхо там, где наша народная техника легко проходит. Пришлось местному трактористу их выручать за ящик водки.

Еще случай из сельской поповской жизни. Купил один батюшка "девятку", старую и гнилую, но очень дешево, - денег на нормальную машину не было, а ездить надо. Проездила эта "девятка" сколько-то километров и сдохла. Привез ее батюшка к мастеру, тот вскрывает мотор и достает - что бы вы думали? - деревянные поршни! Оказывается, местные умельцы убитой машине провели профессиональную "предпродажную" подготовку, выточив на токарном станке деревянные поршни. Удивительно, что машина с ними даже поездила. Да, не перевелись еще на Руси мастера - золотые руки.

В городе машина тоже необходима. Взять, к примеру, московский микрорайон Ясенево, в котором у священника может быть в один день несколько треб в разных концах. Не очень-то пешком находишься или на автобусе наездишься. У участкового врача участок гораздо более плотно упакован. Если машина духовному лицу необходима по долгу службы, скажем так, почему же он не может иметь собственный транспорт просто как человек? Разве Церковь запрещает передвигаться на машине? Другие на дачу ездят, на работу, за покупками, детей в школу отвозят. Почему если священник имеет машину, то это лучший повод перемыть ему кости? Многие священники, боясь пересудов и осуждения, сознательно не приобретают иномарки, довольствуясь продукцией нашего отечественного автопрома. В некоторых епархиях архиереи запрещают священникам приобретать иномарки, даже старые и потрепанные, дабы людей не соблазнять.

Но машина для священника таит в себе и другую опасность: всякий раз, садясь за руль, батюшка рискует лишиться сана, если собьет человека насмерть. И вот почему: по церковным канонам священник, совершивший невольное убийство, извергается из сана. Конечно, любой водитель в данной ситуации может угодить за решетку, но если он виноват, конечно. Это очень тяжелая тема, любой нормальный человек, даже если он трижды невиновен, будет тяжело переживать такую трагедию. В отличие от светского закона, церковные законы иные: священник, сбивший человека, кроме личной трагедии, вне зависимости от своей вины, еще и понесет строжайшее церковное наказание.

Придется рассказать еще одну, на этот раз грустную историю, происшедшую не так давно.

Нет, таких категорий нет. «Работа» в данном случае значит «служение». Служение подразумевает полную самоотдачу. Употребления терминов «соискатели» и «вакансия» мы тоже не встречали, может быть, только «вакантное место».

А такие элементы светской работы как карьерная лестница, отпуска, отгулы, повышение квалификации – существуют?

В первую очередь – отсутствует соцпакет. Отгул? Нет. Карьерная лестница? Да, но для этого нужно , так как монах может стать епископом (степень выше священника) и ему будут доступны административные повышения – вплоть до патриарха. Отпуск есть, если епископ одобрит, разрешит и подпишет. В качестве «повышения квалификации» можно рассмотреть, например, окончание духовной академии.

Как стать священником?

«Стать священником» технически несложно, особенно в небольших городах и провинциальных епархиях: если человек давно ходит в храм, хорошо знает службу, на хорошем счету в приходе и епархии нужны священнослужители – то могут рукоположить, даже не заморачиваясь со специальным духовным образованием. Другое дело, что это большой внутренний путь. Нужна внутренняя готовность посвятить себя служению по максимуму, а это не ограничивается службой в храме в воскресенье и накануне вечером. Священник – не офисный сотрудник: уйти домой по звонку и забыть о работе на выходные не получится, соцпакета нет, больничный никто не оплатит. И нет гарантий, что тебя не отправят в запрет по любой причине и даже без нее: был бы человек, а причина найдется.

Какое необходимо образование и где его можно получить?

В идеале – духовное училище (в небольших городах), далее – семинария (аналог светского вуза) – основной институт, выпускающий будущих клириков. Семинарии раньше были только в самых больших городах (например СПбДАиС, МДА), сейчас их стало гораздо больше. Верхняя ступень – Духовная Академия, её можно окончить уже будучи священнослужителем.

Как устроиться на работу?

Сайтов для таких вакансий нет. Варианты:

    Настоятель конкретного храма будет ходатайствовать о назначении конкретного человека в свой же храм.

    Ставленник (готовящийся к рукоположению) – сын священника, и отец озаботился поиском места для сына.

    Если неважно, где служить, лишь бы служить – тогда после рукоположения и прохождения сорокоуста (нечто вроде «тренировки»: 40 дней служб) отправляется по назначению епископа.

Какой склад характера требуется священнику? Какие знания и навыки?

Если речь о белом священстве, а не о монахе – то нужно быть экстравертом. Священник – это постоянное общение с людьми.

Нужно хорошо знать не только Ветхий Завет и Евангелие, но и их толкования отцами Церкви. Желательно знать светскую и церковную историю, уметь говорить (в семинариях есть предмет «гомилетика» – искусство проповеди), но необходима и предрасположенность к . Словом, надо быть эрудированным экстравертом, любящим храм и церковную жизнь.

Кому ни в коем случае не стоит избирать этот путь?

По моему мнению:

    не готовым к публичности,

    не готовым к постоянному саморазвитию,

    полагающим, что Церковь – это большие деньги на личные нужды.

Можно ли «передумать» быть священником и уволиться?

В принципе, можно – вон тот же Охлобыстин... но на таких людей смотрят осуждающе. Хотя я лично понимаю человека, бросившего священство на нищем приходе ради хорошо оплачиваемой светской работы: кушать хотят все, дети в том числе, а в Евангелии не сказано, что священник должен побираться и умирать голодной смертью.

Могут ли священниками стать женщины?

Нет, в Православной Церкви это категорически невозможно. Священнослужителями с библейских времен становятся только мужчины. Это не дискриминация, достоинство обоих полов равно, просто у них разное призвание, назначение. Например, матерью может стать только женщина. Так и священнослужителем, прообраз которого – Христос, становится мужчина.

Можно ли стать священником в зрелом возрасте?

Я не знаю, как сейчас в Москве и Санкт-Петербурге с этим, так как в семинарию принимают, как и в светский вуз, до 35 лет. Но за МКАДом всё проще. Можно и в пожилом возрасте рукоположиться. Образование на усмотрение епископа: может, попросят окончить духовное училище хотя бы для галочки, может, и не попросят, если человек хорошо знает церковную жизнь.

К чему готовиться тем, кто собирается стать священником?

Нужно быть готовым к максимальной самоотдаче. Не всегда получится отдохнуть, когда хочется. Могут назначить на бедный приход – и тогда вообще никуда и никогда поехать не получится. Нужно всегда быть на связи и в любое время дня приехать, например, в больницу – причастить умирающего.

Священнослужителя будут рассматривать под микроскопом, особенно личную жизнь. Любопытство и осуждение в случае ошибок настигает и от верующих, и от неверующих. Например, не стоит афишировать, что в праздник ты позволил себе бокал вина, а твои дети в пост едят курицу по состоянию здоровья: «смягчающие обстоятельства» никому не интересны.

Какие плюсы и минусы у профессии «священник»?

Плюсы тут могут быть, только если человек чувствует крайнюю для себя необходимость служить, призвание к служению. Если он «горит» Литургией. Потому что священник – не профессия в светском понимании, это именно служение и полная самоотдача. Иной раз со стороны кажется, что это минус. А человек счастлив, что может служить.

Минусы: нынешние реалии РПЦ. Крайнее бесправие священника. Сегодня ты – почетный протоиерей в кафедральном соборе, а завтра – ты никто в запрете. И тогда хорошо, если тебе не 55 лет и у тебя есть светское образование и профессия.

Какая зарплата у священника и из чего она складывается?

Везде по-разному. В городских храмах фиксированная зарплата, независимо от занятости: бегал ты весь день по требам либо просто послужил Литургию да вечерню. Но даже в пределах одного города эта зарплата разная.

По-другому. Епископ ставит епархиальный налог (годовой или месячный) – тут хоть умри, но отдай. Далее из оставшегося заплати все светские налоги и коммуналку, зарплаты работникам, нужды храма, закупи с епархиального склада свечи и утварь – тоже на указанную епископом сумму, и ему всё равно, что тонна книжек в твоем храме никому не нужна. А оставшееся – твоё... Если останется.

В целом, денежная вилка просто дикая: в хороших храмах Петербурга и Москвы клирики могут жить более чем достойно, в провинции – священник иной раз вынужден подрабатывать на светской работе, чтобы выжить.

Как выглядит обычный рабочий день священника?

В качестве примера можно рассмотреть день дежурного по череде священника в городском храме. Литургия с утра, далее требы в храме (крещение, венчание, отпевание), могут быть требы по городу (освящение квартир, домов, машин, причащение и соборование в больницах), беседы в храме – люди приходят с разными вопросами, и так до вечерней службы, после нее – домой, если треб больше нет.

Есть ли какие-то стереотипы, которые бытуют в обществе о работе священников?

Самый главный – это «жирный поп на мерседесе». Да, к сожалению, излишества есть, и они бросаются в глаза. Но очень много священников, которые с храмовых денег и ботинки купить не могут.

Сюда же – стереотип про бездельничающую матушку в соболях. Многие просто работают. Просто работают. Без соболей.

Кстати, и «жирным» священник может стать не от переизбытка денег, а от их недостатка: постоянный стресс вкупе с не самым лучшим – картошка и дешевые макароны в пост.

О чём стоит предупредить тех, кто собирается стать священником?

Нужно знать реалии сегодняшнего дня: если твой отец – не почетный протоиерей значимого собора, если у тебя нет связей в церковных кругах, то, скорее всего, ты не попадешь на денежный приход. А епархиальный налог растет с каждым годом. И будем откровенны: среди епископата святых практически нет. Епископу совершенно всё равно, сколько у тебя детей, здоров ты или болен и ездил ли ты в отпуск. Сегодня в РПЦ большую роль играют деньги, к сожалению. Нужно быть готовым разделять свою веру и эту денежно-поглощающую пропасть, которой сегодня можно назвать церковную власть. Действия епископа – вне правового поля, и у простого клирика нет никаких прав и никакой защиты. Можно почитать Андрея Кураева – реалии сегодняшней РПЦ станут ясны. Он может где-то перегнуть, все люди субъективны, но в целом станет понятно, что есть РПЦ именно как административная структура.

Необходимо обязательное получение светского образования и опыта работы в профессии: никогда не знаешь, что с тобой будет завтра, так что такая подстраховка очень полезна (испытано на себе). Даже если не понадобится, то развитие, опыт жизненный и опыт общения с людьми – всё это нужно и важно для священника. Чему научит на исповеди человека лет пятидесяти безусый юнец, у которого за плечами только семинария да перемигивания с девушками-регентшами?

Главное – быть готовым не принадлежать себе: службы, требы, храмовые дела. Служить и днем, и ночью.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

 Top