Шмыга где. Татьяна Ивановна Шмыга - Чтобы помнили — ЖЖ

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва) - выдающаяся советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино, народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1974).

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995).

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны были интеллигентными людьми, любили театр, слушали Лещенко и Утёсова, вечерами устраивали домашние балы, где танцевали самые настоящие бальные танцы.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра".

Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

После Виолетты - её первой роли - почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове» и Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Лучшие роли в Московском театре оперетты (часто - первая исполнительница) были связаны с произведениями советских авторов: Тоня («Белая акация» И. Дунаевского), Чанита, Глория и Марфа («Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю. Милютина), Любаша («Севастопольский вальс» К. Листова), Галя («Конкурс красоты» А. Долуханяна), Роксана («Неистовый гасконец» К. Караева), Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» В. Ильина), Самарина («Господа артисты» М. Зива), Диана, Джулия Ламберт, Катрин, Джейн («Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» - все А. Кремера). Также исполняла некоторые главные роли в опереттах западно-европейских композиторов: помимо упомянутых, Герцогиня Герольштейнская («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха).

В ноябре 1969 года Т. И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСP. Эта актриса по праву заслужила не только народное, но и государственное признание. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» (1978). Она удостоена Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, награждена орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Личная жизнь

Первый муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Нынешний супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Они вместе уже более 30 лет.

Наталья МУРГА

Актриса согласилась на операцию только ради любимого мужа

3 февраля исполнился год, как не стало народной артистки СССР, певицы и актрисы Татьяны ШМЫГИ. Ее супруг композитор Анатолий КРЕМЕР накануне памятной даты рассказал о жизни со звездой. К нему Шмыга ушла от гражданского мужа - художественного руководителя Театра оперетты Владимира КАНДЕЛАКИ.

Считаю, что врачи ее убили, - говорит Анатолий Кремер . - За день до смерти это была не Таня, а обрубок: ногу из-за гангрены до бедра ампутировали. Когда пришла в сознание, сказала: «Толя, я жить хочу!» Это были ее последние ее слова.
Анатолий Львович до сих пор не может простить врачей, которые, по его мнению, сделали не все для спасения Татьяны Ивановны.
- Таня не соглашалась на операцию. Когда собрали консилиум, врачи вынесли вердикт: ампутировать ногу. Как она кричала, когда медики сообщили ей об операции! Я стоял за дверью и слышал: «Нет, не надо!!!» Потом заведующий вышел ко мне: «Анатолий Львович, придется вам ее уговорить. Жизнь без ноги, это - тоже жизнь». - «Вы ведь обещали. Что ампутауии не будет!» Он только руками развел. Сорок минут я разговаривал с ней: «Танечка, будешь ездить в коляске, ничего, поживем, листочки зеленые будут». Танечка, понимая, что это может быть наша последняя встреча, схватила меня за шею из последних сил. Обратно ее привезли уже без ноги. Когда Таня очнулась, прошептала: «Я жить хочу!» Поняла, что все кончено: ноги нет, а воспалительный процесс идет. Боль адова, фантомная: это когда вместо ноги пустота, а она болит. Корю себя, что не увез ее на лечение в Германию…


Супербабник Канделаки

Первый брак Шмыги с журналистом Рудольфом Борецким был недолгим: от него она ушла к Владимиру Канделаки . Татьяна в это время окончила ГИТИС и пришла работать в Московский театр оперетты, который в 1953 году возглавил Канделаки. Хотя в биографии Татьяны Ивановны он значится мужем, официально они не были расписаны.
- Канделаки был супербабник, - считает Анатолий Львович. - Когда влюблялся, ухаживал красиво. Когда Таня ехала на троллейбусе домой, видела, как автомобиль «Победа» мчался следом. И так было каждый день. Сначала Канделаки ей не нравился. Во-первых, ей 28, а ему 48, во-вторых, он был толстый. Кроме того, у нее была обида на него как на главного режиссера: Таня играла по 18 - 19 спектаклей в месяц. Это зверство. Канделаки отдавал ей роли, которые никто играть не хотел. А она отказаться не могла. Сразу скажут: жена режиссера.
Рудик пытался удержать Шмыгу: запер у себя в рабочем кабинете на телевидении. Но Таня не передумала. Так же поступил и Канделаки, который был женат на балерине Галине Кузнецовой и растил дочь Нателлу. Первое время влюбленные снимали комнату, потом Татьяне Ивановне выделили однокомнатную квартиру. Как вспоминает подруга Татьяны Ивановны, регистрации не было, но была свадьба:
- Для Тани был важен не штамп. А в театре все считали ее женой режиссера. Дочь Канделаки сначала не любила Татьяну Ивановну, но спустя годы поняла отца.
Через 20 лет жизни с Канделаки Шмыга соберет вещи и уйдет на съемную квартиру.


Влюбился в спину Тани

С Анатолием Кремером Шмыга познакомилась в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов.
- Второй раз мы встретились, когда я пришел в Театр оперетты ассистентом дирижера, - вспоминает Кремер. - Ничего между нами быть не могло: она замужем за руководителем театра.
Только после поездки в Париж в 1976 году артистка нашла в себе силы уйти от Канделаки, который к тому времени уже не руководил театром.
Как признался Анатолий Львович, сначала он влюбился в… спину Шмыги.
- Помню, в день отъезда в Париж мы собирались на площади Революции. Сели в автобус, чтобы ехать в аэропорт. Я устроился за Таней. Можно сказать, сначала влюбился в ее спину, голову, прическу. Таня призналась, что я ей был симпатичен еще в 69-м году, когда мы вместе работали над фильмом «Эксперимент». Таня сказала: «Ты меня сильно тогда задел».

Доронина потребовала песни Шмыги

В «Эксперименте» снимались Татьяна Шмыга, Наталья Фатеева , Людмила Гурченко … Я на картине был композитором, - говорит Кремер. - Татьяна Доронина , которая должна была тоже сниматься, заявила: или она все лучшие партии поет, или не будет участвовать. Я сказал, что какие-то номера ей давать нельзя - не вытянет, и поставил в известность режиссера, что с Дорониной записывать не буду. В итоге Таня спела вместо Дорониной.
У Шмыги не так много художественных фильмов, в основном это фильмы-спектакли. Особняком стоит картина Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая 50 лет назад.
- Таня не смотрела «Гусарскую балладу», так как не любила этот фильм. Рязанов позвал Таню, так как не хватало женского начала. Лариса Голубкина , игравшая главную роль, была еще девочкой. Рязанов так и говорил: «Если Танечка появится, есть гарантия, что четверть мужчин пойдет смотреть фильм». Таня мне так говорила о сыгранной роли: «Ну что это за роль? Ни начала, ни конца».

Татьяна ШМЫГА - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «народная артистка СССР» (фото РИА «Новости»)

Таня первой ушла от Канделаки

Когда Шмыга поняла, что влюбилась в Кремера, она сразу съехала от Канделаки на съемную квартиру.
- Это был решительный шаг с ее стороны, - считает Кремер. - Как Канделаки уход воспринял, не знаю. Но, поскольку он был неофициальным мужем, Тане было проще, чем мне.
Жена Кремера - уролог Роза Романова тяжело восприняла уход мужа, с которым прожила 20 лет.
- Для Розы это была трагедия. Она потеряла 18 кг. Я приходил в нашу когда-то общую квартиру, оставался, вызывал «скорую». Замуж она больше не вышла, - говорит Анатолий Львович.
Через десять лет совместной жизни Шмыга и Кремер расписались:
- Нам надо было ехать за границу, и нам сказали, что вместе нас не поселят. Мы расписались, приехали, а номера нам дали… отдельные.
С Кремером Татьяна Ивановна прожила 35 лет. Этот союз она называла самым счастливым. Муж написал для супруги несколько оперетт: «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…», «Катрин», «Джулия Ламберт».
- Изготовление памятника на могиле Танечки взяло на себя Министерство культуры. Эскиз я сам придумал: расходящийся занавес и ее силуэт в образе Карамболины. Сверху занавес сойдется в купол.


Юрий Ершов: Пошила шубы, чтобы деньги не сгорели

Татьяна Шмыга – известная актриса опереточного жанра, удостоенная многочисленных государственных наград, звания заслуженной артистки РСФСР и народной артистки опереточного жанра.

В 1928 году 31 декабря в семье польского мигранта Ивана Артемьевича Шмыги родилась дочка Таня. Папа Тани был далеким от творчества человеком. Он занимал должность заместителя директора завода в Москве. Деятельность мамы тоже никак не была связана с творчеством. Поэтому трудно было представить, что в этой образованной, интеллигентной, но далекой от творчества семье вырастет звезда, талант которой будет восхищать не одно десятилетие широкую аудиторию.

Хотя утверждать, что семья никак не интересовалось творчеством, было бы тоже неправильно, так как известно, что папа с мамой Тани были почитателями бальных танцев.

Детство

С детства серьезная и задумчивая девочка мечтала о юридической карьере. Однако интерес к песням и танцам, приобретенный в школьный период, постепенно взял верх — неожиданно обнаруженное лирическое сопрано подтолкнуло маму предложить дочери частные уроки, которые помогли бы развить талант. Таня охотно согласилась. Так, мечта девочки о юридической деятельности сменилась желанием превратиться в камерную певицу. Именно поэтому учеба после школы сменилась курсами в музучилище при консерватории. Скоро талант в Тане заметили в Комитете кинематографов, поэтому девушка сразу же была приглашена туда солисткой хора.

Юность

В музыкальное училище им. А. Глазунова Татьяна была принята в 1947 году и в скорости перешла на отделение музыкальной комедии в ГИТИС. Впоследствии звезда рассказывала, что добиться сценических успехов ей помогли вокальные уроки и драматическая школа.


Фото: Татьяна Шмыга в молодости

Рост певицы шел под чутким руководством Иосифа Туманова, Сергея Штейна, Николая Титушина и Аркадия Вовси. Но были в жизни будущей певицы и сложные моменты, когда Таня приняла решение покинуть училище из-за потери на 4 курсе голоса. Видя потрясающий талант Татьяны, педагог Константин Михайлов сделал все возможное, чтобы не позволить девушке сделать неправильный поступок. Со временем Таня вспоминала, что именно благодаря поддержке преподавателей, она смогла и дальше идти вперед, развивая свой талант.

Начало карьеры

Окончив ГИТИС, талантливая молодая девушка была приглашена И. Тумановым в Московский театр оперетты. Творческая биография Татьяны началась в оперетте «Фиалка Монмартра», с чудесно исполненной ролью Виолетты. Работая в коллективе людей, обожающих оперетту и принявших молодую актрису с радушием и теплом, Татьяна Шмыга познала настоящее творческое счастье.

Удачно сложилась и личная жизнь актрисы оперетты. Несмотря на неудачное первое замужество с Рудольфом Борецким, которое было поспешным и необдуманным, в 1954 году произошла встреча Татьяны с новой любовью — Владимиром Канделаки. Он стал не только мужем талантливой начинающей звезды, но и ее главным наставником.

Вспоминая годы, когда ее муж руководил Театром, Татьяна рассказывала, что работать было хоть и трудно, но и очень интересно. Супруга главного режиссера не имела права отказываться от предлагаемых ролей, поэтому на «советской сцене» ей приходилось исполнять все главные опереточные роли.

Было много завистников, которые ничего не могли сказать режиссеру театра, но ей высказывали колкости, упрекая в браке по расчету. Но, что могла сказать жена, искренне любившая своего мужа? Актрисе многие завидовали, так как именно ей доставались великолепные роли Сильвы, Веселой вдовы, Принцессы Цирка. А сложный репертуар, с которым Татьяна работала, заставлял актрису постигать новые высоты, осваивая новые краски драматургии.

Творчество артистки РСФСР

Талант великой актрисы проявлялся во всех ролях, за исполнение которых она бралась. В 1957 году на VI Всемирном фестивале молодых исполнителей Театр оперетты представил новую постановку «Поцелуй Чаниты», где Татьяна великолепно вошла в главный образ. Одной из лучших ее ролей также считается роль Глории Розетти в спектакле-оперетте «Цирк зажигает огни».

Театральная карьера актрисы развивалась стремительно и довольно успешно. Хотя ей не раз приходилось сокрушаться о малом количестве сыгранных классических ролей. Зритель по достоинству ценил талант Т. Шмыги, на всех спектаклях с ее участием в зале не находилось свободных мест. Превосходно были сыграны роли Анжель («Граф Люксембург»), Адель («Летучая мышь»), Валентины («Веселая вдова»). За огромный творческий труд в 1961 году Т. Шмыга была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

Через четыре года любители опереточного жанра с волнением смотрели премьеру музыкального спектакля «Моя прекрасная леди», в основу которого легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион». В главной роли Элизы Дулитл предстала Т. Шмыга. В дальнейшем последовала роль Нинон из «Фиалки Монмартра». Хорошо известные слова Нинон из песни «Карамболина», выполненные актрисой, стали ее знаменитой визитной карточкой.

Звание народной артистки опереточного жанра было присвоено Татьяне в 1969 году. Превосходно сохранив свой чудесный голос, уникальное женское обаяние и юношескую фигуру, актриса продолжала удивлять своего зрителя и в зрелые годы.

Прожив 20 лет с Владимиром Канделаки, актриса нашла свое новое счастье в семейном союзе с композитором Анатолием Кремером. Впервые они встретились в 1957 году, однако любовь их посетила гораздо позже. Этот брак стал для звезды оперетты последним и самым счастливым. Полюбив мужчину в 48 лет, Татьяна поняла, что это тот самый единственный и родной человек. Развод Канделаки сразу воспринял в штыки. С течением времени страсти остыли, но Канделаки так и остался один. Прожив с А. Кремером счастливо тридцать пять лет, знаменитая актриса в интервью рассказывала, что жизнь ей сделала подарок, соединив с Анатолием. Несмотря на то, что они были разными людьми с разными характерами, супруги никогда не пытались переделать друг друга. Для желанной жены композитор написал оперетты «Джейн», «Эспаньола», «Катрина» и «Джулия Ламберт». В них актриса, разумеется, выступала в главных ролях.

В 2011 году 3 февраля после продолжительной болезни прекратило биться сердце великой актрисы, которая получала славу не только в нашей стране, но и в Украине, Чехии, Словении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Узбекистане, Бразилии и США.

Вспоминая последний год жизни певицы, Анатолий Кремер рассказывал, что проблемы и сильные страдания из-за сосудов у жены начались годом раньше. Татьяне пришлось пережить несколько тяжелых операций. Самая последняя привела к ампутации ноги. Последние месяцы актриса находилась в очень тяжелом состоянии и лечилась в Боткинской больнице в отделении сосудистой хирургии. К сожалению, тогда судьба талантливой звезды была предрешена, поэтому лечение результатов не дало.

Рассказывая о жене после ее смерти, А. Кремер вспоминал, что Татьяна жутко не любила пиара и переживала, когда о ней что-то писали в газетных изданиях. Отдавая всю свою жизнь творчеству, певица даже не знала, в каком месте в доме хранятся ее многочисленные награды, дипломы, звания и ордена. Татьяна Ивановна была сильным и волевым человеком. Она не любила жаловаться на свои проблемы со здоровьем. Даже когда-то пошутила, назвав себя холоднокровненькой, когда температура у нее по причине болезни была 35,5.

Вспоминая актрису, подчеркнул, что Татьяна Шмыга была удивительным человеком, образцом совести и добра. Будучи кристально чистой, актриса не могла понять, почему современный мир одолевает ужас, пошлость и бездарность. Ее внутренний датчик всегда был настроен на свет и чистоту.

Татьяна старательно скрывала свою болезнь, поэтому кроме родных на улице никто не мог догадаться, как тяжело жизнерадостной певице скрывать свою боль. Татьяна хотела, чтобы зрители запомнили ее красивой, обаятельной и талантливой актрисой, грациозно отплясывающей танец Карамболины.

Последний выход к зрителям на сцену состоялся на юбилейном вечере в ее родном Театре оперетты. А в день ее смерти телевизионные каналы транслировали финальную сцену актрисы, где в спектакле «Джулия Ламберт» она пела слова: «Пусть проходят года. Не кончается жизнь никогда».

Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 - 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада ». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада ». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.

Фильмография

1997 Звездная ночь в Камергерском (ТВ)
1983 Кое-что из губернской жизни (ТВ) ... Примадонна
1977 Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал... (фильм-спектакль)
1975 Девичий переполох (фильм-спектакль) ... Марфа
1974 Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спектакль)
1970 Эксперимент
1969 Новогоднее похищение (ТВ)
1967 Белая ночь (фильм-спектакль) ... Дарья Ланская
1965 В первый час
1963 Мелодии Дунаевского (документальный)
1962 Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль) ... Пепита / Тося
1962 Гусарская баллада ... Луиза Жермон
1959 Композитор Имре Кальман (фильм-спектакль)

Озвучивание

Работы в театре

Театр Оперетты, 1953-2011

1998 «Джейн» (А.Кремер)
1993 «Джулия Ламберт» (А.Кремер)
1988 «Великая герцогиня Герольштейнская» (Ж.Оффенбаха)
1984 «Катрин» (А.Кремер)
1981 «Господа артисты» (М.Зива) ... Сашенька
1978 «Неистовый гасконец» (Кара-Караев) ... Роксана
1977 «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» (А.Кремер) ... Диана-актриса
1977 «Товарищ Любовь» (Ильин) ... Любовь Яровая
1976 «Пусть гитара играет» (О.Фельцман) ... Зоя-Зюка
1971 «Девичий переполох » (Ю.Милютин) ... Марфа
1970 «Нет меня счастливей» (А.Эшпай) ... Вера
1969 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Нинон
1968 «Белая ночь » (Т.Хренников) ... Дарья Ланская
1967 «Конкурс красоты» (А.Долуханян) ... Галя Смирнова
1967 «Девушка с голубыми глазами» (В.Мурадели) ... Мери Ив
1966 «Настоящий мужчина» (М.Зива) ... Галя
1965 «Вестсайдская история» (Л.Бернстайн) ... Мария
1964 «Моя прекрасная леди» (Ф.Лоу) ... Элиза Дулитл
1963 «Куба - любовь моя» (Р.Гаджиева) ... Делия
1962 «Летучая мышь» (И.Штраус) ... Адель
1961 «Севастопольский вальс» (К.Листов) ... Любаша Толмачева
1960 «Цирк зажигает огни» (Ю.Милютин) ... Глория Розетти
1960 «Граф Люксембург» (Ф.Легар) ... Анжель
1959 «Простая девушка» (К.Хачатурян) ... Оля
1958 «Москва-Черемушки» (Д.Шостакович) ... Лидочка
1957 «Бал в Савойе» (Абрахам) ... Дези
1956 «Поцелуй Чаниты» (Ю.Милютин) ... Чана
1955 «Белая акация» (И.Дунаевский) ... Тоня Чумакова
1954 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Виолетта

Награды и премии

1978 Народная артистка СССР
1974 Государственная премия РСФСР им. Глинки
Орден «Знак Почета»
Орден «Трудового Красного Знамени»
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ссылки

Некролог

В Москве умерла актриса оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга. Ей было 82.

Больше полувека она посвятила московскому театру оперетты. Долгие годы оставаясь его примой. Среди самых знаменитых ролей Шмыги Адель в «Летучей мыши», Валентина в «Веселой вдове», Анжель в «Графе Люксембурге».

В оперетте Шмыга занимала то же место, что на эстраде Алла Пугачева. И хотя по самому звучанию слова оперетта слывет младшей сестрой оперы, Татьяна Шмыга доказала, что по сложности и требуемому от исполнителя искусству ее жанр совсем не младше и уж конечно не легкий.

В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада », а в 78-м удостоилась звания Народной артистки СССР. Ни до ни после его не получала ни одна актриса оперетты. Всего на сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей.

Прощание с певицей и актрисой оперетты, народной артисткой СССР Татьяной Шмыгой пройдет 7 февраля в 10.30 в ее родном театре "Московская оперетта".
"Вопрос о захоронении ее на Новодевичьем кладбище сейчас решается", - сообщил директор театра Валерий Сазонов.

Татьяну Ивановну Шмыгу часто называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты. Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

За без малого шестьдесят лет она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М.Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г.), медалями «Ветеран труда» (1983 г.), «50 лет Победы в ВОВ» - (1995 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденами «Знак Почета» (1967 г.), «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998 г.), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2008г.)

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара – в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон. «Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на полутонах, нюансах и парадоксе, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Творческий путь Т.И. Шмыги – это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них – Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954 г.), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955 г.), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956 г.), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957 г.), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958 г.), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959 г.), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960 г.), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара г.), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961 г.), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962 г.), Делия («Куба – любовь моя» Р. Гаджиева, 1963 г.), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964 г.), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965 г.), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966 г.), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967 г.), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967 г.), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968 г.), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969 г.), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970 г.), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971 г.), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976 г.), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977 г.), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977 г.), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978 г.), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981 г.), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А.Кремера (1984 г.), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988 г.), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993 г.) и «Джейн» А. Кремера (1998 г.)… Перечислить даже самые известные роли, сыгранные Татьяной Ивановной на сцене театра оперетты, нет возможности, ибо репертуар ее огромен и охватывает собой целую эпоху в истории жанра. Татьяна Шмыга была частым и желанным гостем радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада», где она сыграла французскую актрису мадемуазель Жермон, число ее поклонников возросло во много раз, а песенка Жермон, блистательно исполненная Шмыгой, стала одним из эстрадных «хитов».

Народная артистка СССР Татьяна Шмыга была, несомненно, главной актрисой не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом. Ее великолепное мастерство, блистательная игра служат примером для подражания. В течение ряда лет она преподавала в ГИТИСе, готовя новое поколение актеров жанра, которому она отдала свое сердце.

Т.атьяна Шмыга относилась к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А.Кремера «Джулия Ламберт» или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты «Катрин» А.Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла «Джейн», специально написанного композитором А.Кремером для Татьяны Шмыги, все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной артисткой уже вошли в историю музыкального театра. А исполнение в «Большом канкане» вместе с Герардом Васильевым дуэта Сильвы и Эдвина из оперетты И.Кальмана «Сильва» может служить ярким примером виртуозного владения вокальной техникой, вне зависимости от возраста.

Татьяна Шмыга попробовала свои силы в драматическом театре – явление достаточно редкое в театральной практике, актеры музыкального театра нечасто играют в драматических спектаклях. Поставленный народным артистом СССР Владимиром Андреевым на сцене театра им. Ермоловой спектакль «Перекресток» («Варшавская мелодия – 98») по пьесе Л.Зорина стал заметным театральным событием в Москве. В нем раскрылся замечательный драматический талант актрисы оперетты, причем Т.атьяна Шмыга, также как и в спектаклях Московской оперетты, играла свою роль без дублеров.

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.


Top