Сказка новогодняя быль. Сергей Михалков
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…
План-конспект урока по чтению.
Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль».
Цели урока : Обучающие: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова.
Развивающие: отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;
развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Воспитательные: привитие интереса и любви к чтению; расширение читательского кругозора.
Оборудование: использование презентации Путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…»
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Постановка целей урока.
Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Откройте учебники, прочитайте название.
4. Изучение нового материала .
1. Первичное чтение.
Читает учитель, дети следят по учебнику.
2. Беседа после чтения.
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
Понравилась ли вам сказка?
Что вам особенно понравилось в этой истории?
Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опиши этот момент.
От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора)
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
1 . Подготовительная работа перед чтением.
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
Читайте целыми словами:
Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
2 . Выразительное чтение.
3 . Анализ произведения.
Где происходили события?
Где жила ёлочка?
Были ли у нее друзья?
Как жилось Елочке одной в лесу?
Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)
Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
Какой характер был у Елочки?
Подтверди свой ответ примером из текста?
Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)
Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами.(Работа в парах.)
7. Физкультминутка.
8.Работа над иллюстрацией.
Рассмотри иллюстрацию в учебнике.
Кто изображен на этой иллюстрации?
Какой эпизод изобразил художник?
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
Какой художник изобразил елочку?
Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
Как эти чувства нам помог увидеть художник?
9. Расширение кругозора.
Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.
(Чтение стихотворения подготовленными учащимися.)
С.В.Михалков «Событие»
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
Понравилось вам стихотворение?
Ребята, а какие стихи С.В. Михалкова знаете вы?
10. Использование презентации С.В. Михалков «Мы едем, едем, едем…».
Используется презентация для хорового чтения.
1 слайд.
Знакомство с портретом писателя С.В.Михалкова.
Знакомы ли вы с писателем?
2 слайд.
Отправимся в путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…».
3 слайд, 4 слайд .
«Мой щенок».
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
5 слайд, 6 слайд.
Я взял бумагу, щепки, клей,
Весь день сидел, потел,
Бумажный змей – воздушный змей
Я смастерить хотел.
7 слайд, 8 слайд.
«А что у вас?»
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
9 слайд, 10 слайд .
«Прививка»
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!.. –
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и – пошёл…
11слайд, 12 слайд.
«Бараны»
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
13-14 слайд.
«Песенка друзей»
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
15слайд, 16 слайд.
Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.
17слайд, 18 слайд.
В снегу стояла ёлочка –
Зелёненькая чёлочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Нарисуй иллюстрации к произведению.
12. Итоги урока.
Какие произведения С.В. Михалкова вам понравились?
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Михалков С., сказка "Елочка. Новогодняя быль"
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки "Елочка. Новогодняя быль" и их характеристика
- Елочка. Молодая, красивая, робкая.
- Сорока. Зловредная, завистливая, жестокая.
- Лесник. Добрый, заботливый.
- Молодая Елочка
- Предсказание Сороки.
- Страхи Елочки
- Многоснежная зима
- Последний день декабря
- Лесник и Елочка
- Нарядная красавица
- Взрослое дерево
- В лесу родилась Елочка и росла посреди лесной поляны
- От Сороки Елочка узнала, что ее могут срубить на Новый год.
- Она весь год думала об этом и боялась.
- В последний день декабря к Елочке пришел лесничий и она потеряла сознание
- Когда елочка очнулась, она росла на том же месте, но была украшена по-новогоднему.
- Через много лет Елочка с удовольствием вспоминала свое детство.
Не надо рубить елочки на новый год, ими лучше любоваться в лесу.
Чему учит сказка "Елочка. Новогодняя быль"
Сказка учит бережному, заботливому отношению к природе, а конкретно к елочкам. Учит не губить молодые красивые деревья ради одной новогодней ночи. Учит быть добрым и отзывчивым.
Отзыв на сказку "Елочка. Новогодняя быль"
Мне понравилась эта сказка, у которой есть подзаголовок Быль. Видимо автор придумал эту историю, взяв за основу что-то реально произошедшее. Но главное в этой сказке - это то, что Елочка осталась жива. И она еще долго приносила пользу и радость людям и планете. Это очень хороший поступок лесничего - нарядить елочку прямо в лесу.
Пословицы к сказке "Елочка. Новогодняя быль"
Взгляни на елочку и она согреет твое сердце.
Большое дерево и от дождя, и от снега спрячет.
Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.
Сломить дерево секунда, вырастить - годы.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Елочка. Новогодняя быль"
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла молодая и красивая Елочка. Летом ее поливали дожди, зимой заносило снегом. Она росла как все остальные елочки.
Однажды под ее ветвями переночевал заяц, а в другой раз прилетела сорока.
Сорока уселась на макушку и стала ее раскачивать и Елочка забеспокоилась. Она стала просить Сороку, чтобы та не сломала ей макушки, а сорока надменно сказала, что Елочку все равно срубят.
Елочка пришла в ужас и спросила, кто ее срубит и зачем.
Сорока ответила, что в лес под новый год всегда приходят люди и рубят красивые елочки.
Елочка робко сказала, что растет уже не первый год и никто ее не рубил, а Сорока грубо предсказала, что все равно срубят.
Все лето и осень Елочка думала о словах сороки и переживала. А когда начался декабрь она и вовсе потеряла покой.
В ту зиму было много снега и даже у высоких елей под тяжестью снега обламывались ветки, а маленькую Елочку засыпало по самую макушку. И Елочку это только радовало, она думала, что теперь ее точно не заметят люди.
И от пришло 31 декабря. Елочка мечтала пережить этот день, как вдруг увидела человека, который направлялся прямо к ней. Это был лесничий. Он подошел к Елочке и с силой встряхнул ее ветви. Потом он залюбовался красивой Елочкой и сказал сам себе, что правильно выбрал дерево.
Елочка от страха лишилась сознания.
А когда Елочка пришла в себя, она очень удивилась. Оказывается, она по прежнему росла посреди полянки, но все ее ветки оказались украшены разноцветными шарами, окутаны серебряными нитями, а на макушке блестела звезда.
Утром первого января из домика лесника вышли двое детей и направились на лыжах к Елочке. Они подошли к Елочке и долго на нее смотрели. А потом мальчик сказал сестре, что это будет их елочка и они каждый новый год будут ее наряжать.
Прошло много лет, давно не стало лесника, давно выросли его дети, а красивое и стройное дерево возвышается посреди лесной полянки и с улыбкой вспоминает свое детство.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Елочка. Новогодняя быль"
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по ; выставка рисунков учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД : уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.
Ход урока:
- Организационный момент.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?
II. Проверка домашнего задании.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».
III. Речевая разминка.(слайд 2)
а)Дети проговаривают чистоговорки :
Ма-ма-ма – пришла снежная зима,
– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,
– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,
– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
б) Проговорите скороговорку (слайд 3)
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
IV. Постановка целей урока.
Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
V. Определение темы урока.
Откройте учебник на странице 203.
Определите тему урока.
Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4-6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" , - также принадлежит Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.
VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
Читайте целыми словами: (слайд 8)
Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
Какие это слова?(однокоренные)
VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания
1 часть
- Где жила ёлочка?
- Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
- Были ли у неё друзья?
- Приложение 1.
2 часть
- Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
- О чем рассказала сорока?
- Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
- Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
- Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
3 часть
- О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
- Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
- Для чего срубают ёлки под новый год?
- Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
- Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
- Что нужно сделать, чтобы росли елки?
4 часть
- Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
- Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
- Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет, достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м .)
VIII. Физ. минутка.
Елочка
У маленьких детишек
Елочка большая.
Огнями и шарами
Елочка сверкает.
Ай да елочка!
Погляди, погляди!
Деткам, елочка,
Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)
Не коли нас, елочка,
Веточкой лохматой.
Убери иголочки
IX.Беседа после чтения
Понравилось произведение?
Выразите своё мнение о произведении одним словом.
Докажите, что это сказка.
Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?
Что с ней случилось, когда она очнулась?
Что вам особенно понравилось в этой истории?
Какова основная мысль сказки?
От чьего лица ведётся рассказ?
Чему учит это произведение?
Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?
Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
Работа с картинным планом .(слайд 9)
Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку
На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
- Добро помни, а зло забывай.
- За всякое дело берись умело
- Все хорошо, что хорошо кончается.
С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Закрепление изученного. Тест. (слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
- Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
- Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
- С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
- Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
- В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
- Когда нашли Ёлочку?
- Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка тоже
Стихи
Литературная деятельность С. В. Михалкова
ПоэтПисательБаснописецДраматургПереводчикСценаристЖурналистАвтор гимна России
На-лю-бо-вать-ся – налюбоватьсяРас-ка-чи-вай-ся – раскачивайсяБес-по-кой-ство – беспокойствоОб-ла-мы-ва-лись – обламывалисьПри-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
Лес – лесная, лесничийНочь – переночевалЦвет – цветныеСтекло – стеклянныеСеребро – серебряные
Все хорошо, что хорошо кончается.
ТЕСТ
Кто автор сказки?а) С.Маршак;б) С.Михалков;в) Н.Сладков.Недалеко от чего росла ёлочка?а) от леса;б) от города;в) от дома лесника.С кем она однажды познакомилась?а) с зайцем;б) с лисой;в) с волком.
Кто рассказал ёлочке про Новый год?а) ворона;б) сорока;в) сова. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:а) весну и лето;б) лето и осень;в) осень и зиму.Когда нашли Ёлочку?а) 30 декабря;б) 31 декабря;в) 1 января.Ёлочку:а) срубили;б) нарядили;в) срубили и нарядили.