Сочинение "Что такое подвиг?" для школьников. Сочинение на тему "Подвиг": есть ли ему место в нашей жизни? Вы совершили свой первый подвиг

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Вариант 1
Подвиг, как я понимаю его, - это героический поступок, совершённый в трудных условиях. Подвиг требует большой самоотдачи, силы воли, бесстрашия.
Бетховен, известный композитор, оказался в невыносимых условиях, когда начал терять слух. Болезнь угнетала его, но он не сдавался, пытался избавиться от гула в ушах самостоятельно, обращался к различным врачам: он не мог отступить! Его спасла музыка, но дело не только в ней. Композитор упорно работал, и недугу не удалось сломить его (предл. 46, 47). Бетховен, как «мужественный борец», продолжал писать (предл. 50). Результатом работы стала его знаменитая Вторая симфония - символ настоящего подвига, победы над болезнью и самим собой.
Действительно, подвиг - это поступок героя, удел самоотверженных людей!

Вариант 2
Подвиг - это удивительный, полный самоотдачи поступок человека. Результатом подвига может быть спасённая жизнь, важное открытие, выдающееся достижение.
В рассказе Б. Кремнева подвигом называется создание Бетховеном его Второй симфонии. Композитору пришлось пережить много тяжёлых минут из-за усиливающейся глухоты, он избегал людей (предл. 26), мучительно страдал (предл. 27). Однако это не сломило его дух (предл. 46), и Бетховен смог выиграть тяжелейшую схватку с болезнью и создать одно из своих самых светлых произведений.
Подвигом я считаю и работу Микеланджело Буонарроти, итальянского скульптора и художника, который, лёжа на спине, расписал плафон Сикстинской капеллы площадью в шестьсот квадратных метров. Это был титанический труд в течение четырёх лет!
Не могу не согласиться с автором текста в том, что подвиг требует внутренней силы. Он действительно невозможен без твёрдого характера и мужества.

Вариант 3
Я считаю, что подвиг - это важное дело, совершённое в труднейших условиях. Он иногда требует от человека огромных усилий, душевных и физических.
Так, Б. Кремнев, автор текста, называет подвигом создание Бетховеном Второй симфонии.
С автором текста сложно не согласиться. Несмотря на страх потерять слух и профессию, композитор ухватился за возможность писать музыку (предл. 43). Он победил отчаяние, сохранил уверенность в своих силах (предл. 49), показав себя борцом, творящим во имя людей (предл. 50), и создал прекрасное произведение.
Также примером подобного подвига может служить судьба лётчика Алексея Маресьева. Лишившись обеих ног, он впоследствии сумел вновь сесть за штурвал самолёта. Сила воли и самовоспитание помогли ему жить полноценной жизнью.
Подвиги, я уверен, совершают мужественные люди.

Вариант 4
Подвиг - это героический поступок, когда человек, преодолевая себя, совершает почти невозможное. Когда говорят о подвиге, сразу вспоминаются герои Великой Отечественной войны. Это они, проявляя героизм, отвоевали мир на земле. Но самоотверженные поступки совершаются не только на полях сражений.
Доказательства этой мысли можно найти в тексте Б. Кремнева. Когда Бетховен понял, что его болезнь неизлечима, он «вступил в схватку с судьбой». Музыка, ради которой жил композитор, стала спасением для него.
Бетховен отвоевал у болезни такие высоты, о каких невозможно и помыслить: он создал величайшее творение - Вторую симфонию (предл. 51). И в ней нет «ни одной мрачной нотки, ни единого намёка на боль и страдание». Это и есть настоящий подвиг (предл. 53, 54)!
Такие люди, как Бетховен, способные бросить вызов трудностям и мужественно преодолеть их, заслуживают уважения и восхищения.

Вариант 5
Подвиг - это такой поступок, когда человек, преодолевая свои возможности, совершает невозможное. Конечно, на этом пути могут быть и минуты сомнений, но важен лишь результат.
Бетховен, ощутив потерю слуха, вначале надеялся, что «всё пройдёт само собой», но, когда узнал, что «болезнь неизлечима», не опустил руки. Жизнь его превратилась в борьбу с болезнью, а музыка в этом поединке стала его союзником (предл. 24-30).
И композитор вышел победителем в схватке с недугом (предл. 48-50). Более того, в этот период он пишет «одно из самых радостных и светлых творений» - Вторую симфонию. Погружённый в пучину несчастья, Бетховен совершил почти невозможное: создал гимн радости и счастья.
Я думаю, что мужественное преодоление своих болезней и слабостей - это самый настоящий подвиг.

Вариант 6
Подвиг - это поступок, совершённый на пределе человеческих возможностей. Подвиг, я думаю, немыслим без мужества, без преодоления себя.
Нетрудно представить, какое отчаяние испытывал Бетховен, когда понял, что глохнет, ведь музыка для него была смыслом всей жизни. Мысли о самоубийстве не раз приходили ему в голову, но композитор вступил в «схватку с судьбой». Это были самые тяжёлые месяцы в его жизни (предл. 32-35).
И в это ужасное для него время композитор создаёт музыку, в которой возникает он, Бетховен, не сломленный и подавленный, а спокойный и мужественный борец (предл. 48-50). Вершиной же его жизненного подвига становится Вторая симфония - гимн счастью. Да, композитору потребовалось немало мужества, чтобы в такое трагическое для него время рассказывать людям музыкой о счастье и радости.
Музыкант немыслим без слуха. Поэтому я считаю, что творчество Бетховена явилось величайшим подвигом его таланта, чувства и воли.


Текст

(І)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело отчаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слуги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть.
(3)Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яркая россыпь звёзд высвечивала небесную тьму, крадучись, покидал дом, чтобы уйти в поля, где не наткнёшься на человека.
(4)Но как ни тяжело ему было теперь, он чувствовал себя всё же лучше, чем-несколько лет назад. (5)Тогда он ещё не до конца понимал, что сулит ему свист и гул в левом ухе. (6)Но его уже точила тревога, острая и неотвязная. (7)Она будила среди ночи и заставляла со страхом прислушиваться. (И если кругом была тишина, он засыпал, спокойно и умиротворённо. (9)В ту пору он ещё верил, что всё пройдёт само собой, так же неожиданно, как пришло.
(Ю)Если же, проснувшись, он слышал гул - а чем дальше, тем гул становился сильнее, - его охватывал ужас. (11)Он вскакивал с постели, выбегал на улицу, спешил за город, наивно надеясь, что вдали от городского шума избавится от зловещего свиста и гула в ушах.
(12)Но тишина полей и лугов не приносила покоя. (13)Он слышал не её, а шум, не прекращающийся ни на минуту, то нарастающий, то спадающий, будто грозный голос морского прибоя.
(14)Когда ему, наконец, стало ясно, что его ждёт, он долго не решался пойти к врачу. (15)Страшился услышать от врача то, что уже знал, - болезнь неизлечима и угрожает полной потерей слуха.
(16)Врачи окончательно повергли его в смятение. (17)Они успокаивающе улыбались и трусливо отводили в сторону глаза. (18)Они бодрым голосом обещали улучшение, а когда взамен наступало ухудшение, так же бодро заявляли, что это вполне нормально, что всё идёт согласно правилам науки. (19)Они лечили каждый по-своему и противореча один другому. (20)Если один прописывал холодные ванны, другой назначал тёплые; если один велел закапывать в уши миндальное масло, другой отменял его и советовал пить специальный настой. (21)И всё же он продолжал ходить по врачам. (22)К мукам обречённого, считающего гибель неотвратимой, - а он тогда думал, что глухота для музыканта то же самое, что смерть, - прибавился невыносимо мучительный страх, что люди проведают о постигшей его беде.
(23)Поэтому, не расслышав собеседника, он притворялся рассеянным, прикидывался, что весь ушёл в свои мысли. (24)А потом, словно очнувшись от забытья, просил повторить всё, что было сказано раньше. (25)От постоянного напряжения, от непрестанной боязни выдать себя у него появились головные боли. (26)Пребывание на людях стало невыносимым. (27)И чем дальше, тем больше возрастали страдания и физические, и нравственные.
(28)Он с жадностью ловил каждый слух о чудесном исцелении глухого. (29)Чем вздорнее была побасенка, тем наивнее он верил в неё. (ЗО)Верил и надеялся. (31)И тем горше было крушение надежд.
(32)Слух всё слабел и слабел. (ЗЗ)Городок Хейлигенштадт, куда его направил толковый и опытный врач, принёс какое-то облегчение. (34)Хотя полгода, проведённые здесь, в добровольном изгнании и заточении, были, пожалуй, самыми тяжёлыми в его жизни. (35)Без друзей, в полном одиночестве, целиком отданный на произвол болезни и мрачных дум, он временами доводил себя до полного исступления. (Зб)Тогда самоубийство казалось ему единственным исходом.
(37)Избавление пришло неожиданно. (38)Он нашёл его в том, ради чего жил и без чего не хотел жить, - в музыке.
(39)Она и в беде не покинула его. (40)Глохнущий, он продолжал её слышать. (41)И не хуже, чем тогда, когда был здоров.
(42)Музыка с прежней, а быть может, с большей силой звучала в нём. (43)Феноменальный «внутренний слух» помогал ему слышать музыку так же явственно и так же отчётливо, как если бы её исполнял оркестр или рояль. (44)Он с поразительной ясностью различал тончайшие извивы мелодии, охватывал мощные гармонические пласты, слышал каждый голос в отдельности и все вместе.
(45)Бессердечной природе по какой-то дьявольской прихоти судьбы удалось сломить его тело. (46)Но ей не удалось сломить его гордый дух.
(47)Бетховен вступил в схватку с судьбой. (48)Из музыки, сочинённой им в эту жестокую пору, встаёт иной Бетховен, не тот, что затравленным зверем метался по низким комнатёнкам хейлигенштадтского острога. (49)Не подавленный, доведённый до отчаяния, а бодрый и спокойный, уверенный в своих силах. (50)Не жалкий страдалец, растоптанный бедой и захлёстнутый горькой волной безысходности, а мужественный борец, непобедимый гуманист, щедро одаривающий людей радостью.
(51)Именно здесь, в Хейлигенштадте, в разгар ужасающей духовной драмы, родилась Вторая симфония - одно из самых радостных и светлых творений бетховенского гения. (52)В ней нет ни одной мрачной нотки, ни единого намёка на боль и страдание. (53)Человек, погружённый в пучину несчастья, создал вдохновенную песнь о счастье.
(54)Это был подвиг беспримерной силы и мужества.
(По Б. Кремневу)

Когда мы слышим о героическом поступке, самопожертвовании, то часто задаемся вопросом о том, как бы поступили в данной ситуации сами. И часто для обозначения ситуации, из ряда вон выходящей, и поведении отдельного человека в ее условиях используется слово «подвиг». А что же это такое?

подвиг?

В словаре этим словом обозначают героический поступок, совершить который можно, лишь проявив самоотверженность, смелость, поборов свой страх и переступив через себя. Порой причиной для подвига является любовь - к детям, представителю противоположной стати, к родине, к людям вообще.

В разные эпохи под подвигом подразумевали разные действия. К примеру, античный герой Геракл уничтожал разных чудищ, совершал самые невероятные действия. Но разве сейчас можно назвать подвигом очищение конюшни, кражу пояса у царицы амазонок или в райском саду? Тем более, что совершал он эти поступки только по приказу своего царя. Но, конечно, он подвергался опасности, спасал жизнь людям. Без сверхчеловеческих способностей, огромной силы сделать это он не смог бы. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, можно смело утверждать, что не совсем обычного человека.

Герои бывают разными

Если в героями становились исключительно по праву рождения (как правило, это были люди с божественным происхождением), то в современном обществе им может стать каждый человек. Экстраординарное поведение, вызванное следованием высшей цели, присуще всем. Но только что можно считать такой целью, ради которой не жалко и жизнь отдать? В любой культуре, во все века таковой считалось спасение человеческой жизни. Особенно если опасность нависла над более слабым - ребенком, калекой, пожилым человеком.

Но также подвиги различаются в зависимости от внешних обстоятельств. Ведь если человек переступает через себя, чтобы спасти большое количество других людей - то это, несомненно, подвиг. Если во время войны боец пытается со своей смертью унести жизни как можно большего числа врагов, то это также подвиг, но иного характера.

Подвиг народа: какой он?

Если с подвигом отдельного человека все понятно, то что стоит понимать под героизмом целого народа? Если в нескольких словах, то это массовое явление в экстраординарной ситуации, чаще всего во время военных действий. К примеру, взять Великую Отечественную войну, когда представители разных народов думали не только о себе и своих родных, но и о мирных жителях, которые защищали тылы. Несомненно, в годы сражения за свою свободу, независимость нации, герои были не только на поле боя. Простой народ (женщины, старики, дети) снабжали армию продовольствием, лечили и укрывали раненых, прятали гонимых от вражеской армии, брали на себя бытовые заботы, поддерживали морально бойцов. И благодаря этому они сумели одержать великую победу в нелегкой войне. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, трудно дать ответ однозначный. Случаи бывают разные.

Подвиги современности

Что можно сегодня считать героизмом, когда на Земле в большей степени царит мир, а кровопролитные войны, к счастью, остались в истории? Даже в наше время имеют место великие подвиги. Сотрудники МЧС каждый день, выполняя свои профессиональные обязанности, спасают человеческие жизни. Сколько историй можно услышать о том, как сосед, друг или просто прохожий вынес из пылающего дома ребенка на руках? А разве не герой водитель КамАЗа, который сознательно свернул с моста, чтобы избежать столкновения со школьным автобусом?

Так что такое подвиг, Однозначно можно ответить, что им не рождаются, а становятся. Но психология героизма на сегодня окончательно не изучена. Ведь никто не сможет воссоздать в лабораторных условиях ситуацию, когда имеет место реальная угроза жизни человека. Но все же, героизм бывает физическим (когда риску подвержены жизнь или здоровье человека), моральным (когда человек идет вразрез с общепринятыми нормами и правилами) и витальным (когда человек преодолевает собственные фобии, недостатки, зависимости).

Подвиг – это героизм во благо других людей, Родины. Это когда человек делает то, что не под силу обычному человеку, преодолевая свои возможности. Подвиги совершались людьми на протяжении всей истории. Многие герои совершали подвиги и становились легендами. К примеру, можно вспомнить известного древнегреческого героя Геракла, совершившего двенадцать героических поступков, не подвластных обычным людям.

Я считаю, что подвиг при огромном желании и такой же силе воле сможет совершить любой человек. В военное время многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, они готовы были пожертвовать и своей жизнью, если это потребуется. Солдаты совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они должны были защищать людей и их жизни.

Подвиг всегда подразумевает преодоление огромных трудностей, а также проблему выбора. Кто-то может, совершая подвиг, рисковать собственной жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, перед которым предстанет такой выбор, струсит. Поэтому я считаю, что каждый человек решает для себя сам, совершать ему подвиг или нет. Человек, сделавший свой выбор в пользу совершения благого дела, достоин восхищения. Ведь в наше время не так много людей, которых беспокоит что-то кроме собственного благополучия.

В книге Бориса Полевого мы наблюдаем описание подвига Алексея Мересьева. Это русский лётчик, участвовавший в Великой Отечественной войне. Однажды его самолет сбили немцы, а сам Алексей оказался в зимнем лесу, вблизи которого не было никаких посёлков и деревень. Этот смелый и отважный человек в течение нескольких недель добирался пешком до людских поселений, хотя у него и почти отнялись ноги. Он всё же, превозмогая самого себя, сумел добраться до людей. Алексея положили в госпиталь, потом ему ампутировали ноги. Но для Алексея это не стало преградой, он тренировался каждый день по многу часов, чтобы вновь отправиться в бой на самолёте против немцев. В конце концов, длительные изнурительные тренировки дали свои результаты, Алексей смог воплотить свою мечту в реальность. Позднее он получил звание Героя Советского Союза.

Этот человек совершил настоящий подвиг. Такие люди всегда вдохновляют на совершение благих дел и подвигов. Благодаря подвигам в людях зарождаются самые лучшие человеческие качества, без них жизнь была бы совсем другой, а люди казались бы очень слабыми и не способными на мужественные поступки.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Что такое подвиг?», 9 класс» читают:

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Смысловая, синтаксическая, интонационная функции тире, графическая выразительность этого знака завоевали ему популярность у писателей».

В художественной литературе используется очень много языковых средств для усиления выразительности и насыщенности текста. С такой целью в литературе используется и тире. У лингвиста Д. Э. Розенталя есть высказывание: «Смысловая, синтаксическая, интонационная функции тире, графическая выразительность этого знака завоевали ему популярность у писателей». Тире заменяет в тексте многие слова, то есть писатель может сэкономить языковые средства и с помощью тире показать читателю, что под этим знаком подразумевается некоторая ситуация.

В тексте есть предложения «— Нет! — возражает мальчик. — Пойду один! Ты большой — с тобой застукают». Здесь показано желание мальчика пойти в одиночку, тире здесь подразумевает причину, по которой он этого хочет.

Также тире как бы намекает читателю на всю содержательность и яркость фразы, которая за ним последует: «Взглянул — и сердце моё сжалось: с фотографии, приклеенной к бланку, на меня смотрел Иван Буслов…» Под этим тире спрятана вся ошеломлённость и потрясенное состояние рассказчика, и дальше показано, в чем причина этого его состояния.

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырёх суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммти и фельдфебелем Штамер “Иван” никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне, не дал»

Мальчик Ваня, гордый и с чувством собственного достоинства, вынужден попрошайничать, чтобы служить Отечеству в тяжелое военное время. Он собирает разведданные для отряда. И все же он ни перед кем не желает унижаться и просить помощи, давить на жалость. Он настойчиво отказывается от предложения проводить его через овраг, утверждая, что справится и один и ни в чьей помощи не нуждается: « — Я сказал! — упрямо и зло заявляет мальчик. — Я сам!»

Позже этот мальчик был задержан немцами во время наблюдения за движением эшелонов в запретной зоне. Но допросы и пытки ни к чему не привели. Несмотря на своё плачевное положение, Иван ничего врагам не рассказал, более того, демонстрировал своё презрение к ним: «На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи». До последнего момента, даже перед страхом смерти, мальчик не унизился перед врагами и не дал им добиться своих целей.

15.3. Как вы понимаете значение слова ПОДВИГ?

Этот текст посвящён подвигу всего народа во время войны, а в частности обычного русского мальчишки Вани. Подвиг — это то, что делали люди для спасения своей земли, свободы, народа. Не думая о своей жизни, люди встали против общего врага, разбили его. Даже попав в их руки, пленные держались до последнего, не раскрывая им военные тайны своей Родины, хотя их зверски пытали.

Ваня очень самостоятелен, он отказывается от предложения перевести его через овраг, так как боится, что его старшего товарища могут заметить немцы. Он не прячется от войны, делает все от него зависящее, чтобы помочь своему народу. Он так и не покорился и поплатился жизнью: «На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи». Я считаю, что это подвиг, и неважно, сколько тебе лет, какой у тебя пол и кто ты по национальности; на подвиг способен человек, сильный духом и преисполненный благородства.

Тысячи наших защитников, мужчин и женщин, подверглись пыткам и казням в немецком плену во время Великой Отечественной войны, но страну свою не предали и долг не нарушили.


Top