Батик в домашних условиях. Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби


Необходимые материалы: анилиновые краски и резервная смесь (продаются в специализированных художественных магазинах), кисточки для акварельных красок, черный маркер. Из ткани подойдет шелк, бязь, атлас.

Батик для начинающих. Технология росписи.

Первым шагом для изготовления росписи по шелковой ткани является изготовление эскиза на кальке. До этого нужного относиться внимательно, чтобы не было ни одной лишней линии, поскольку специфика батика в том, что резервную линию стереть резинкой уже просто невозможно.

После этого необходимо подготовить ткань. Подготовка материала для росписи простая. Шелк необходимо постирать в горячей воде, чтобы избавиться от пятен, которые, возможно, присутствуют на материале, поскольку в дальнейшей работе это может помешать достижению желаемого результата. Затем ткань, которая пока еще мокрая, необходимо выгладить.

Следующим шагом является крепления ткани к раме. Рама, на которой выполняется роспись, должна быть больше той рамы, на которой будет крепиться уже готов работа. Итак, ткань крепится или канцелярскими кнопками или же гвоздями маленького размера. До этого этапа работы необходимо относиться очень внимательно, важно, чтобы ткань была натянута равномерно без рельефных образований складочек.


После этого под спуд необходимо закрепить кальку, на которой черным маркером четкими линиями выполнен эскиз в натуральную величину. Линии, нанесенные на кальке, будут просвечиваться через ткань. Закреплять эскиз стоит с помощью булавок, с небольшим интервалом по всему периметру, поскольку в таком случае калька зафиксирована четко и не будет двигаться.


Первый этап при изготовлении росписи по ткани в технике холодного батика - это нанесение резервной смеси. Наполнив стеклянную трубочку резервом, необходимо медленно и осторожно наносить его на ткань. Линии четко идут по эскизу. Для того, чтобы краска (при заливке фона) не растекалась на подрамник, необходимо провести прямые линии на краю ткани.

Все линии в данной технике должны быть соединены, поскольку в противном случае краска растечется по всей ткани. Руку во время нанесения нужно держать параллельно ткани, чтобы резервная смесь равномерно вытекала из стеклянной трубочки. После нанесения резервной линии нужно подождать некоторое время, для того, чтобы она высохла.

Следующий шаг - это процесс нанесения краски. Наносить краски нужно осторожно и внимательно. Важный момент, когда объединяются несколько оттенков. После нанесения одного цвета необходимо быстро наносить рядом другие, поскольку при высыхании анилиновые красители между собой не сочетаются, что приводит к образованию линий между оттенками, а для батика - это непростительная ошибка. Важно также во время покраски не попасть красителем на резервный контур, чтобы избежать его закрашивания. Чтобы сохранить светлые места на ткани для передачи формы, необходимо именно в том месте проводить кистью простой водой.


После того как вся цветовая гамма уже решена и роспись готов, необходимо сделать запарку батика. Запарку делают для того, чтобы в будущем во время попадания влаги на работу, краска не размылась. Итак, батик необходимо накрыть чистой белой тканью, вскипятить воду и держать на паровой бане несколько часов. После этого работу осторожно нужно снять и просушить.


Гладить роспись, выполненной в технике холодного батика, строго запрещается, ведь в таком случае работа будет испорчена. Гладить можно только работы, выполненные в технике горячего батика.

Конечный результат - это натяжения готовой работы снова на подрамник. При этом под саму работу необходимо натянуть белую ткань. Это делают для того, чтобы избежать просвечивания работы на свете, поскольку шелк является тонким материалом, а лишние элементы на фоне работы будут мешать восприятию изображения. Лучше всего для основы брать ткань, что имеет густую волокнистую основу, например, бязь. Ткань основы натягивают первой, а затем ткань с изображением.

Видео мастер-класс по батику.

А теперь несколько вариантов для вдохновения:





Публикация 2017-07-21 Понравилось 10 Просмотров 2383

Сибори или тай-дай

Свободная роспись

Аэрография

Модная одежда своими руками

Батик - это различные техники росписи ткани вручную. Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался.


Батик широко распространен по всей Азии

До Европы батик дошел лишь в конце 19 столетия, но внедрялся в культуру и творчество довольно медленно. В наше время для батика появились все необходимые инструменты и материалы, поэтому овладеть техникой ручной росписи может каждый. Несмотря на бесконечный выбор готовых расписанных тканей, подобрать нужный цвет, размер, тип и рисунок бывает крайне сложно и даже невозможно. В таком случае картину лучше нарисовать самостоятельно.


Батик - ручная роспись ткани

Создание шедевров, не выходя из дома

Именно поэтому мы рекомендуем обратить внимание на батик, как на процесс-медитацию, обучение новому и создание совершенно неповторимой картины на ткани, которую можно подарить близкому человеку, можно украсить , можно создать авторскую одежду!


С помощью батика можно украшать интерьер

Существует пять основных техник батика:

  • Сибори, тай-дай или узелковая роспись;
  • Свободная роспись;
  • Аэрография;

Холодный батик считается одной из простых техник ручной росписи. На шелк или хлопковую ткань карандашом переносят рисунок. Весь рисунок перерисовывать не стоит - понадобятся только контуры. После этого ткань натягивают на подрамник и закрепляют с помощью канцелярских кнопок. Контуры рисунка наводят резервирующим средством на основе бензина и парафина. Для этого используют стеклянную палочку, в которую набирают необходимое количество резерва.


Работа с батиком по холодной технологии

После этого приступают к росписи специальными красками для ткани. Резерв ограждает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика - это четкие контурные линии. Наводить их нужно обязательно без пропусков и разрывов, иначе краска растечется за границы рисунка. Ткань после окончания рисования нужно просушить, после чего ее можно стирать, гладить и носить ежедневно.


Холодный батик это всегда четкие контуры

Горячий батик - это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью инструмента чантинга, горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где ее окрашивание нежелательно. До начала работы, как и в холодном батике, на ткань наносят контуры рисунка карандашом, а затем натягивают ее на подрамник. Застывший воск блокирует растекание краски.


Создание батика с помощью чантинга

После высыхания краски, воск можно наносить повторно на разрисованные участки, чтобы на них не попал ее второй слой. Рекомендуется делать не более четырех слоев воска, иначе шелк может испортиться. Когда рисунок высох, воск удаляют с помощью утюга и старых газет - проглаживая, он из ткани переходит на бумагу и в результате нескольких подходов, получается расписанный вручную тонкий и мягкий шелк, который можно носить, повесить в рамку или декорировать им мебель.


Батик - горячая технология

Сибори или тай-дай

Сибори, тай-дай или узелковая роспись - это способ механической росписи тканей с завязыванием мест, которые не должны быть окрашены. С помощью этой техники можно получить правильный геометрический узор, создать крупный и мелкий орнамент, сделать несложные, но абстрактные и неповторимые рисунки. Данная техника возникла в Индии и по сей день активно используется в текстильной промышленности.


Узелковый батик "Сибори"

Узелки на ткани плотно обвязываются обычной нитью, иногда в них добавляют веточки, косточки, пуговицы или другие детали, которые оставят особенный отпечаток. Для удобства ткань обвязывают вокруг трубы любого диаметра. Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальными красками для ткани, предварительно намочив водой. После того, как краска впитается и пропитается, нитки снимают и дают ткани высохнуть. Процесс можно ускорить с помощью фена - тогда краски точно не смешаются между собой во время естественной сушки. Сибори отлично подходит для декора одежды, постельного белья, платков, штор и сумок.


Сари выполненное в технике узелкового батика

Батик - свободная роспись

Свободная роспись ткани - это безграничные возможности для фантазии и творчества. Шелк натягивается на подрамник и закрепляется кнопками, смачивается водой. Без контуров и границ на него наносится рисунок любыми красками: акварелью, гуашью, акрилом, маслом. Особенность этой техники в том, что краски всегда растекаются и смешиваются между собой. Чем больше воды на полотне, тем более расплывчатый рисунок получается. Это очень удобно, если вы рисуете в стиле экспрессионизма, абстракционизма, авангарда.


Батик - это еще и художественная роспись ткани

Такую ткань нежелательно стирать или подвергать попаданию воды после сушки. Чтобы добиться четкости линий и чтобы ткань все-таки можно было использовать для носки, необходимо использовать акриловые краски для батика, которые проглаживаются утюгом. Перед свободной росписью ткань смачивают соляным раствором, чтобы рисунок лучше «схватывался», после чего соль устраняют стиркой в холодной воде. Не забывайте высушивать каждый слой. Это предупредит нежелательную расплывчатость.


Свободная техника крашения ткани

Батик - аэрография

Аэрография - это современная техника батика, которая выполняется машинкой. Кисти больше не нужны - аэрограф сам распыляет краску любого цвета и оттенка, с любой насыщенностью, не дотрагиваясь до поверхности. Чем ближе рука к холсту, тем гуще получается цвет, а если отвести ее на 30-50 см, то на картине появляются брызги. Аэрограф значительно упрощает рисование и дает больше возможностей. В этой технике часто требуются трафареты, чтобы создавать четкие контуры и границы. Будьте осторожны с аэрографом и выбирайте только те краски, которые совместимы с ним.


Аэрография по ткани от AirBrush

Модная одежда батик своими руками

Техники батика можно объединять и смешивать. Ткань можно украшать блестками, камушками, листьями, бусинами, использовать трафареты, набрызги и пульверизаторы. Батик очень интересен детям и на несколько часов мамы могут отдохнуть и заняться своими делами, пока дети рисуют.


Рисование или крашение ткани - хорошее развлечение для детей

Самым большим преимуществом батика в наши дни является то, что можно создать гардероб своими руками. Не беда, если у вас нет на это времени - готовый ассортимент женской, мужской и детской одежды, сумок, аксессуаров можно найти на . У нас есть батик-одежда с сакральной символикой, этническими узорами, мандалами и племенными орнаментами.


Одежду в технике узелкового батика можно найти в INDIASTYLE

Мастера собственноручно разукрашивают ткани, чтобы вы могли быть модными и красивыми, как на улице, так и на любимом музыкальном фестивале за городом. Многие вещи представлены в одном экземпляре!

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Видео по теме статьи

Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель : знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
- подготовка всех материалов для росписи
- подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
- создание эскиза на бумаге
- натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
- заливка фона
- перенос эскиза на ткань
- обводка контуром эскиза
- проверка, чтобы не было протёков
- заливка цветом основных элементов
- закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


Я пользуюсь кнопками.


Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


Можно посыпать солью.



Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.




После высыхания работы аккуратно стряхните соль и закрепите краску, прогладив работу утюгом не менее трех минут. Вставьте в рамку.

Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда , сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.

Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика - ручной росписи ткани. И ваша работа будет выглядеть не хуже работы всемирно известного дизайнера!

Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах - археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)


















Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик . На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик . На картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори . Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик . На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись . Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори . А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика - во многом все зависит от жанра.

Материалы и инструменты

Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

Нам понадобятся:

  1. краски - продаются специальные красящие составы специально для батика - как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
  2. кисти - могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
  3. ткань - в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
  4. трубочки для нанесения резерва - пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
  5. резервирующий состав - некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
  6. воск - используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
  7. рама для батика - она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;
  8. палитра - понадобиться для смешивания красок;
  9. пипетки - могут пригодиться для набора краски или резерва;
  10. скотч - используется для защиты рамки от попадания красок. Если не использовать скотч, то можно запачкать светлую ткань, используемую в следующий раз;
  11. булавки , кнопки или степлер - потребуются для закрепления ткани на раме;
  12. спирт - нужен для разбавления некоторых красителей;
  13. крупная соль - может быть использована в качестве средства, помогающего высохнуть отдельным участкам ткани как можно быстрее. Также используют для получения точечного узора;
  14. вода - нужна для разведения некоторых красок и очищения кистей;
  15. простой карандаш или ручка - необходимы в случае, если на ткань наносится иллюстрация.

Холодный батик

Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии.

Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.

Готовое изделие можно украсить, к примеру:

  • гелем с блёстками;
  • стразами;
  • пайетками.

Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером - здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

Горячий батик

Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.

Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг - специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.

Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.

Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.

Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.

Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.

Переходим к самому интересному - нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.

Шибори и узелковый батик

Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.

Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.

Свободная роспись

Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.

Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки - именно поэтому технология батика получила такое название.

Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.

Мастер-классы

В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.

Поэтому важные аспекты в технике батика - мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.

Помните, что обучение - неотъемлемая часть всего процесса.

Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.

Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы - это позволит избежать множества ошибок.


Top