Давид Микеланджело - символ Флоренции. Статуя «Давид» Микеланджело: описание История создания скульптуры давид микеланджело

Пятиметровая статуя юноши, древнеизраильского царя Давида, поражает зрителей даже сегодня, когда мир привык к гигантским сооружениям. Однако броский взгляд не в состоянии оценить подлинного мастерства художника. Скульптор, обтёсывающий глыбу мрамора такого размера и превращающий её в пропорции идеального человеческого тела, непременно должен обладать превосходной зрительной памятью: ведь в каждый момент времени у него перед глазами находится только небольшая часть всей фигуры.

Надо сказать, что художнику требовалось изобразить фигуру Давида как бы в движении, использовав классическую динамическую позу – контрапост. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. То, что Микеланджело создавал практически в одиночку, сегодня исследуют учёные, использующие технику и компьютерное моделирование. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.

Об этой фигуре ещё при жизни великого мастера ходило множество легенд и анекдотов. Многие из них приведены в его биографии, написанной Вазари. Например, рассказывали, что главе Флорентийской республики не понравился нос «Давида», мол, слишком длинный, и он попросил Микеланджело его укоротить; скульптор притворился, что укорачивает нос, хотя на самом деле ничего не сделал; но глава республики на сей раз сказал: «Вот теперь нормально!». Всё это, разумеется, легенда.

Другая такая же легенда повествует, что гигантская мраморная глыба, над которой работал предыдущий скульптор, после его смерти стала считаться испорченной и готовилась к выбросу; Микеланджело якобы выкупил её за бесценок, а затем удивил мир готовой скульптурой. Но этот рассказ хотя бы частично отвечает действительности: начатая задолго до Микеланджело статуя, прозванная Гигантом, на самом деле долгое время стояла без дела – взявшиеся за неё мастера умерли.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло; также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Как бы то ни было, великие флорентийцы прошлого не смогли закончить своё творение, оставив кучу мрамора мокнуть под дождём на площади возле собора. Но затем власти города пожелали продолжить работу над статуей, для чего перед этим пригласили целую группу экспертов. Среди этих экспертов был и Леонардо. Все они признали глыбу годной для работы. Создание произведения поручили Микеланджело, который уже стал набирать известность в республике.

Сам Микеланджело говорил, что буквально воюет со своей статуей: «Давид», мол, вооружён пращой, а я, Микеланджело, луком. Всё дело в имени скульптора, которое в переводе означает «архангел Михаил». Но было в этой работе и соперничество с легендарным израильским царём: Давид с помощью пращи победил Голиафа, а архангел Михаил с луком воевал с самим сатаной. Возможно, Микеланджело ощущал, что они оба – он и его герой, каждый со своей стороны, сражаются против сил зла.

В современную эпоху, начиная с XIX века, «Давид», как и многие другие шедевры эпохи Возрождения, стал объектом китча и коммерческой культуры: создаются многочисленные «копии» и «вариации» шедевра Микеланджело, фото-, живописные и графические произведения, эксплуатирующие творение великого мастера.

Религиозная или гражданская скульптура?

Гражданский посыл скульптуры «Давид» флорентийцы оценили практически сразу. Поэтому лишь немногие настаивали на том, чтобы статуя оставалась возле собора: большинство людей согласились, чтобы она была перенесена в здание, где заседал правительственный совет.

Фигура Давида уже давно стала ассоциироваться у флорентийцев с независимостью и мощью их республики. До Микеланджело скульптурное изображение этого юноши создавали другие великие флорентийские мастера.

  • Одно из них – скульптура Верроккьо «Давид», для которой, по преданию, позировал сам Леонардо. Это бронзовая статуя, на лице которой играет своеобразная полуулыбка, которую впоследствии так полюбит сам Леонардо.
  • Другая статуя принадлежит Донателло. Она уже мраморная. В ней Донателло, работавший как бы в двух стилях – «реалистическом» и «классическом», пришёл к определённому компромиссу, создав произведение достаточно возвышенное и вместе с тем оригинальное, не копирующее античные статуи.

Все предшественники Микеланджело изображали Давида торжествующим после сражения. Микеланджело же принёс новый иконографический облик юноши, изобразив его готовящимся к битве. Выражение лица его достаточно спокойное, но мышцы напряжены. Давид – образец обнажённого мужского тела, излучающего силу и мощь; только худощавость и непропорционально большие руки говорят зрителю, что перед нами всего лишь юноша.

В ХХ веке власти Иерусалима отказались принять копию статуи от флорентийцев, так как в произведении Микеланджело Давид не обрезан, да и вообще – изображён в виде молодого итальянца XVI века.

Если картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти с их преимущественно гражданским посылом и реалистичностью в основном благосклонно принимались высшим светом общества – богатыми горожанами, дворянами и церковными деятелями, то творчество его более позднего тёзки, Микеланджело Караваджо, публика отказывалась принимать, всячески отвергая: говорили, например, что религиозные полотна Караваджо выполнены не по церковным канонам.

Караваджо также стремился к безудержному реализму, однако его реализм не был возвышенным: художник будто обнажал самые неприглядные стороны действительности. Возвышенное у Караваджо довольно «низменно»; так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. Караваджо, творивший в эпоху барокко, отличался от своих современников не только неустанному стремлению к реализму, но и резким противопоставлением света и тени.

Видео: Скульптура. Давид Микеланджело

Скульптора, живописца и по совместительству поэта Микеланджело Буонарроти.

Он является величайшим творцом и неподражаемым мастером эпохи Ренессанс, которая возводила человека на лидирующее место, делая его

Ярким примером, иллюстрирующим идею и течение той эпохи, является пятиметровая статуя Давида, ставшая символом всей Флоренской республики и являющаяся идеалом в искусстве Возрождения и человеческого гения.

Впервые шедевр архитектуры был представлен в сентябре 1504 года во Флоренции, на знаменитой площади Синьории. На сегодняшний день великое изваяние демонстрируется во Флоренской Академии изящных искусств.

Мужественность и сосредоточенность в лике Давида таит невероятное благородство и силу, а физическая красота отражается в могучем торсе, идеально спроектированных руках и ногах героя.

Статуя Давида была создана в 1501 году, когда автору необходимо было создать библейского героя из огромной мраморной глыбы, испорченной мастером Симоне. Потрясающее умение Микеланджело извлекать максимум выразительности из камня принесло свои плоды. После составления сотен набросков будущей скульптуры, изготовления глиняной модели статуи, преодоления тяжелых погодных условий и высокой конкуренции, гениальный скульптор создал поистине невероятный шедевр. было закончено в 1504 году.

Произведение изначально заложено в камне, основная задача - суметь извлечь его.

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренци и .

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.


Работа над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения , собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело , хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Давид — одна из самых известных скульптур в мире, работа великого итальянского художника и скульптора (1475-1564).

Скульптура Давида была выполнена в период 1501-1504 гг. Высота мраморной статуи составляет 5,17 м. Впервые была представлена публике 8 сентября 1504 года на площади Синьории перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. На этой площади скульптура стояла вплоть до 1873 года, после чего была заменена на копию. Оригинал статуи в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя изображает обнажённого ветхозаветного царя Давида, который готовится к схватке с Голиафом. Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Давид победил Голиафа с помощью пращи, попав камнем ему в лоб, после чего отрубил ему голову. После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Здесь Давид готовится к схватке с воином, который превосходит его по силе, однако по всему виду он полностью сохраняет спокойствие. Мышцы Давида напряжены, а брови сдвинуты, что придаёт выражению его лица нечто устрашающее, и говорит о том, что каким бы ни был грозным его противник, сила духа Давида сломит все преграды. Через левое плечо герой перекинул пращу.

Интересно, что Микеланджело отошёл от установившихся тогда правил изображения героев уже после победы над врагом. Если в классическом виде того времени герои представили в торжественном образе, когда уже одержали победу, то Микеланджело совершил некое новшество, изобразив героя перед схваткой. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. С одной стороны, все знают об исходе этой схватки, и скульптура выглядит торжественно. С другой стороны, Давид вызывает ощущение ожидания, некой интриги развязки событий, как будто та самая легендарная битва ещё не прошла, а только-только наступит.

Стоит также отметить, что скульптура Голиафа является символической. В этом образе Микеланджело изобразил не только ветхозаветную историю, но также отразил бытовавшие в те времена настроения. Считается, что под Голиафом, с которым должен сразиться Давид, здесь подразумеваются французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, которые пытались захватить город. «Давид» в этом смысле здесь выступает как образ легендарного защитника, который выйдет победителем даже из неравного поединка.

Сегодня «Давид» Микеланджело Буонарроти считается вершиной искусства скульптуры, а также величайшим шедевром искусства эпохи Возрождения.


Top