Город мастеров читать краткое содержание. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Все происходит в одном очень старом городе. Именно здесь живут люди, которые при помощи своих рук умеют создавать настоящее творчество. И так бы у них и было бы все хорошо, но неожиданно пришли сюда солдаты одного богатого чужеземного короля, которому захотелось вдруг стать хозяином всех земель. Они начали устанавливать свои правила, а те, кто не подчинялся их правилам они либо убивали, либо просто изгоняли навсегда отсюда. Как бы люди не старались с ними бороться, но ничего не выходило. Недавно была построена специальная башня, в которую запирались все, кто не подчиняется герцогу, а также те, кто постоянно с ним спорит и ругается.

Теперь жители города боятся выходить на улицу, потому что здесь появилось огромное количество шпионов, которые ради хорошей и счастливой жизни готовы сдавать с потрохами не только своих родных и близких людей, но и себя.

Он видел всех, и среди всего народа ему полюбилась одна девушка по имени Вероника. И теперь он хочет, чтобы она стала его, вот только девушка этого не хочет. Убежать отсюда нельзя, ведь повсюду находится охрана, да к тому же ее могут посадить в темную и страшную башню пока она не даст своего согласия.

На улице гуляет горбун по имени Жильберт. На спине у него огромных размеров горб, который мешает ему ходить, но не смотря на это, он всегда готов помочь каждому кто просит помощи. Больше всего на свете ему хочется поскорее избавиться от этого горба, но это невозможно до тех пор, пока он не поможет этому городу, а он еще не знает, чем именно помочь ему.

Жильберт решает собрать народ для того чтобы все вместе прогнать их навсегда и жить так как жили раньше. Многие жители города согласились и встали на его сторону. И среди них нашлись и те, кто не согласен так жить, вот только против правительства вставать тоже не решается, и остаются в стороне пока все не разрешиться.

Тем временем Вероника рассказывает своей бабушке о том, что ей тоже нравится Жильберт и совсем неважно, что у него имеется такой большой горб.

А герцогу нужно как можно больше узнать о том, что же происходит со всем народом и поэтому он отправляет своих людей, чтобы те узнали все, что задумал Жильберт и его народ.

Когда в замок пришла Вероника вместе со своим отцом, то герцог предложил ей руку и сердце, но девушка отказалась, ведь ей уже нравится человек.

Совсем скоро должен наступить любимый праздник всего народа, и они его сильно ждали. Вот только герцог решил отменить его. А вместо этого назначил состязание с Жильбертом. Горбун согласился. Они должны будут сражаться на мечах, и тот, кто победит станет новым правителем. В честном поединке одержал победу Горбун.

Теперь народ может спать спокойно, ведь к ним опять вернулась тишина и покой, а ведь они их так долго ждали. И только после этого все обратили внимание, что Жильберта больше нет горба, а ведь предсказание сбылось. И теперь каждый из героев сможет отыскать свое счастье. Жильберт при всем народе предложил Веронике выйти за него замуж, и она согласилась.

Картинка или рисунок Габбе - Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Листопадничек сказка Соколова-Микитова

    В рассказе Ивана Сергеевича Соколова-Микитова повествуется о зайчонке. Зайчат, которые рождаются осенью, охотники называют листопадничками.

  • Краткое содержание Аксаков Буран

    Сергей Тимофеевич изначально сочинял стихи, а «Буран» - первое его прозаическое произведение. Опубликованное под псевдонимом оно было благоприятно встречено читателями и критиками. Важнейшую часть очерка занимает описание этого стихийного явления

  • Краткое содержание Лиханов Никто

    Действие романа происходит в 90-е годы. События развиваются в интернате.Коля Топоров (по кличке Топор) – воспитанник школы-интерната. Сюда он попал из детского дома и был один из немногих, к кому никто никогда не приходил.

  • Краткое содержание Последний из могикан Купера

    18 век. Между французами и англичанами борьба за землю была обычным делом. Очень часто они прибегали к крайним мерам и разворачивали междоусобные войны в индейских племенах

  • Краткое содержание Шварц Рассеянный волшебник

    Сидоров Иван Иванович в сказке добрый, но очень рассеянный учёный-волшебник. У него было много разных полезных изобретений. Была машинка-будильник, машинка прогоняющая злых людей

Урок внеклассного и семейного чтения в 6 классе.

Тема: Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Внутренняя и внешняя красота героев.

Цели: заинтересовать детей творчеством Т.Г. Габбе и побудить их к чтению произведений писательницы.

Задачи:

обучающие: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писательницы; углубить знания о драматическом произведении;

развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения драматических произведений по ролям, умения работы с иллюстрациями к тексту художественного произведения;

воспитательные: воспитывать понимание не только внешней, но и внутренней красоты человека, воспитывать любовь к своему городу, развивать чувство патриотизма.

Оборудование: портрет Т. Габбе, презентация к биографии писательницы, иллюстрация к пьесе-сказке «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», текст произведения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы: эвристический, репродуктивный.

Приемы: рассказ учителя, словарная работа, использование наглядности, сопоставительный анализ, беседа, комментирование, составление характеристики персонажей, выразительное чтение, чтение по ролям.

Ход урока

I . Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя: ребята, вместе с литературными героями мы продолжаем наше путешествие в мир художественной литературы. Сегодня нас ждут не совсем обычные приключения, так как речь идет про драматическое произведение, про театр, для которого оно предназначается. В театре литературные герои оживают на сцене. Игра актеров заставляет зрителей жить жизнью героев произведения, переживать их приключения, плакать или смеяться, осуждать или сочувствовать. В далекие времена люди считали театральные представления важным государственным делом, увлекательным развлечением и сильным средством воспитания гражданина своей страны.

Сегодня каждый желающий из вас с может выступить в роли актера.

II . Постановка целей и задач урока

На уроке мы по знакоми мся с основными моментами жизн и и творчеств а писательницы Тамары Габбе ; углуби м знания о драматическом произведении , будем развивать навыки анализа художественного текста , чтения драматических произведений по ролям, продолжим работу с иллюстрациями к тексту художественного произведения .

III. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: давайте вспомним, что такое драматическое произведение и с каким похожим произведением мы уже встречались на уроках литературы в прошлом году? (Драматическое произведение – это произведение, предназначенное для постановки в театре. Например, С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)

    Похожа ли эта сказка-пьеса на сказку-пьесу С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Да. Здесь тоже разговаривают звери, есть положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло).

    Из чего же состоит драматическое произведение?

Состоит из диалогов и монологов.

Игра «Вспомни понятие». На основе предложенного определения дайте понятие из теории литературы:

Разговор двух лиц.(Диалог).

Расширенное высказывание одного лица.(Монолог).

Высказывание каждого персонажа в диалоге. (Реплика).

Части, на которые делится пьеса (Действия и картины).

Слово учителя: Дома вы прочитали сказку- пьесу Т.Г. Габбе, но сначала послушайте о жизни и творчестве писательницы.

IV . Работа по теме урока.

1. Слово учителя о жизни и творчестве Тамары Григорьевны Габбе.

Тамара Григорьевна Габбе (1903-1960) (слайд 1) в историю русской литературы вошла как детская писательница, драматург, фольклорист и редактор (слайд 2). Родилась в Петербурге в семье врача. Детство ее прошло в Финляндии (слайд 3).

В 1924 г. поступила в Ленинградский институт истории искусств на литературный факультет и, в 1930 г. окончив его, некоторое время работала учителем (слайд 4). Вскоре она сменила профессию и стала сотрудником редакции детской литературы, возглавляемой С. Я. Маршаком. Известная писательница Вера Смирнова вспоминает, что Тамара Григорьевна "30 лет была первым редактором Маршака, другом, чей слух и глаз нужны поэту почти ежедневно, без чьей санкции он не выпускал в свет ни строчки". Многие молодые писатели своими первыми успехами обязаны были ее сердечной заботе, ее добрым и умным советам, поэтому недаром книга Л. К. Чуковской "В лаборатории редактора" посвящена ей (слайд 5).

В 1937 году Тамару Григорьевну и других сотрудников редакции арестовали по обвинению во вредительстве. Благодаря заступничеству известного детского поэта С.Я. Маршака репрессий удалось избежать (слайд 6).

Известен такой необычный факт: когда её стали склонять к сотрудничеству "компетентные органы", дескать, нужны люди грамотные и образованные, она подтвердила, что видела протокол, который вёл и записывал следователь: "Это была совершенно безграмотная запись". И предложила заниматься грамматикой и синтаксисом с сотрудниками. Дальнейшие уговоры были бессмысленны, и её отпустили (слайд 7).

Во время блокады Ленинграда Тамара Габбе самоотверженно переносила лишения войны, помогала чем могла близким, знакомым, во время бомбёжек спускалась в убежище и рассказывала собравшимся там детям сказки, истории, чтобы хоть как-нибудь их развлечь и ободрить.

"Делала то, что и другие ленинградцы, - работала в пожарной бригаде, дежурила на чердаках, расчищала улицы... Делала кое-что и для радио..." (слайд 8).

Тамару Григорьевну очень ценили как талантливого литературного редактора. Она умела увидеть достоинства и недостатки в произведении и, не навязывая своего мнения, подтолкнуть авторов к продолжению работы над книгой (слайд 9).

В соавторстве с А.И. Любарской Габбе пересказала волшебные сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена. Именно в её обработке мы читаем историю Д. Дефо про путешествие Гулливера в Лилипутию (слайд 10).

Но писательница создала собственные оригинальные пьесы: "Авдотья Рязаночка", "Хрустальный башмачок", "Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах" (фильм 1965 года "Город мастеров"), "Оловянные кольца" (фильм 1977 года "Кольца Альманзора") (слайд 11).

- Что вам запомнилось из моего рассказа о жизни и творчестве писательницы?

2. Словарная работа. Во время чтения сказки, возможно, вам попадались незнакомые слова. Давайте вместе выясним их значение.

Наместник - правитель окраинной области, обладавший правами верховной власти и управлявший от имени главы государства.

Алебарда - старинное в виде фигурного на длинном древке, оканчивающееся .

Часовой - , стоящий на часах, то есть охраняющий вверенный ему

Ниша - в стене, обычно для помещения в нём чего-либо.

Бургомистр - в ряде государств - глава органов местного (обычно городского) самоуправления.

Советник - должностное лицо, помогающее руководителю.

Латник - воин в доспехах из крупных металлических пластин - латах.

Казна - государевы или государственные деньги, богатства и иная .

3. Обмен впечатлениями по прочитанному, эвристическая беседа.

    Понравилась ли вам сказка? Почему?

    Какие народные сказки вам вспомнились во время знакомства с героями?

    С какими героями вы познакомились?

    Кто из героев вам запомнился? Почему?

    Что вас больше всего впечатлило в прочитанном? Почему?

    Какую разницу вы заметили между обычной литературной сказкой и пьесой-сказкой (не считая того, что слава написаны по ролям)?

    Где происходили события? (в городе Мастеров, в лесу ).

    Почему этот старинный город называется городом Мастеров? Найти цитаты в тексте произведения. (« Потому что люди, которые в нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они чеканят серебряную, бронзовую и медную посуду, куют плуги, мечи и копья, ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы! Они умеют плести кружева тоньше паутины. Какие у нас пирожники Они умеют печь пироги, начиненные музыкой и живыми голубями, которые разлетаются, когда пирог подают на стол…» ).

    Почему бабушка Тафаро боялась говорить о великом несчастье, которое обрушилось на город ? (« Боюсь говорить… Как бы не услышали чужеземные солдаты! Они бродят по нашим улицам – смотрят, подслушивают, н стоит кому-нибудь сказать неугодное им словцо, его хватают н запирают в башню Молчания. Там стены без окон, а кругом глубокий ров, наполненный водой… Попасть в эту башню легко, а вот выйти из нее не легче, чем из могилы» ).

    Как изменилась жизнь города после того, как его захватили враги? (« С тех пор тихо и пустынно у нас на улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом оглядываются на замок, а там, как сыч в дупле, живет сам наместник. Это он издает все приказы о казнях и штрафах. Он запрещает старикам собираться по вечерам за стаканом вина, девушкам не велит петь за работой, а детям – играть на улицах» ).

4. Работа с текстом. Выявление признаков сказки.

Ребята, мы определили, что «Город Мастеров» - это пьеса, но не простая пьеса, а пьеса-сказка! К какому типу сказки мы можем отнести пьесу? Какие элементы сказки вы здесь заметили? Запишите их в тетради.

    В лесу живут необычные, понимающие человеческий язык, животные. Они ведут диалог, поют песенки. Лев, медведь и заяц приходят на помощь Караколю во время суда, обвиняющего его в краже, и становятся свидетелями его защиты.

    Караколь наделен даром понимать язык животных;

    борьба между добром и злом;

    добрая предсказательница бабушка Тафаро, предсказывает события в сказке, и они сбываются;

    магический мечь;

    превращение одного из горбунов в красивого статного юношу;

    победа добра над злом;

    Караколь и Вероника после победыстановятся женихом и невестой.

5. Викториа по содержанию пьесы-сказки.

Поучаствуем в викторине и проверим, насколько внимательно вы ознакомились с содержанием пьесы при самостоятельном чтении дома. Участвуют две команды. За каждый правильный ответ каждая команда получает по одному баллу. Побеждает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов.

    Клик-Кляк носит с собой много разных часов. Может ли он ответить на вопрос, который час? Почему? (Нет. На всех часах - без четверти десять ).

    Почему Клик-Кляк во время суда над Караколем признался в содеянном? (Испугался свидетелей своего преступления – медведя, льва, зайца ).

    Что означает прозвище Клик-Кляк, назовите его настоящее имя. (Тик-Так, Нанасс Мушерон ).

    Что общего у Клик-Кляка и Караколя? (День Рождения ).

    После освобождения города от чужеземцев Мушерон, подтверждая кличку “хитрый лис”, сказал, что “наконец-то дождался счастливого дня, когда сможет передать цепь бургомистра законному владельцу”. А как объяснил Клик-Кляк, куда они спешат, подтверждая,свою кличку”ослиные уши”? (“Я шёл за отцом. Всё равно куда, лишь бы подальше от вас” ).

    Что означают слова Караколя: “Золото будет теперь блестеть на дереве, а серебро – на голове”? (Он имеет в виду шляпу Фирена, расшитую золотом и его седую голову ).

    Как объяснил Караколь, откуда у него появилось кольцо наместника? (“Я его купил на три дня у того, кого вытащил из ямы, а он роет яму всем нам” ).

    Какие подарки получил Караколь в день своего рождения? (Пирог, 2 лучших персика, 2 красивых пряжки, гадание –предсказание ).

    С чем бабушка Тафаро сравнивала горб Караколя? (С птицей сложившей крылья ).

    О каком обычае метельщиков рассказал наместнику Караколь? (Лазить по сучьям – делать метёлки ).

    Настоящее имя Караколя, что означает его прозвище? (Жильберт, улитка ).

    Бабушка Тафаро предсказала Караколю, что с ним что-то должно случиться тогда, когда “твой день придёт и час настанет”. Что же предсказала гадалка? (Избавление от горба ).

    За что а Городе Мастеров любят Караколя? (В городе привыкли петь за работой и плясать после неё, “а этот метельщик Жильберт знает много песен и даже сам сочиняет их” ).

    За что судили Караколя, кто был его обвинителем и его защитником? (За воровство. Защитник – Мартин, старшина оружейного цеха. Обвинитель – Мушерон, старшина ювелиров и часовщиков ).

    Что придумал Караколь, чтобы не снимать шляпу перед наместником? (Повесил её на дерево ).

    С помощью чего очнулся Караколь? (Волшебный меч “павшего поднимаю” ).

    Сам наместник говорил, чего он никогда не боялся и чего боится больше всего. Чего же не боится и что для него страшно? (“Я никогда не боялся и не боюсь человеческой глупости. Гораздо больше я боюсь ума” ).

    Что изображено на фамильном гербе наместника? (Трёхглавый дракон с тремя коронами ).

    У наместника на руке 2 перстня. В чём их особенности? (1 – фамильная печать, 2 – обручальное кольцо матери ).

    Какой выход предложил наместник для избавления от Караколя? (Выкопать яму, в которую провалится Караколь ).

    Как умер наместник? (Его убил кинжалом Караколь ).

    Что написана на мече Большого Гильома? Что означают эти слова? (“Прямого – сгибаю, согнутого – выпрямляю, павшего- подымаю” ).

    Что вышивает Вероника и её подруги? (Цветущий сад ).

    Что сделала Вероника после того, как наместник попросил её руки? Что сказала при этом? (Ударила по лицу “Вот вам моя рука” )

    Что означают слова Вероники “Лес идёт на помощь “? (Из леса пришли люди во главе с Фиреном Младшим )

    О чём попросила Вероника и её подруги Клик-Кляка, чтобы избавиться от него? (Купить 3 мотка шёлка, мешочек жареного миндаля, сходить погадать ).

    Как Вероника без слов могла позвать Караколя? (Раскрыть чёрный веер ).

    Что, по словам Фирена Старшего, жителям города Мастеров необходимо беречь больше всего? (Свободу и честь ).

    Во время майского праздника на площади должно быть дерево, какое? (Цветущая яблоня ).

    Как судили Караколя? (На весы складывали шары. На право- невиновен, налево – виновен ).

    Какие 3 праздника отмечали в городе в один день? (1 –майский праздник, 2-день освобождения, 3- свадьба Караколя и Вероники ).

    На гербе города Мастеров изображены звери, почему именно эти звери? (“Будь смел, как лев, силён, как лев, осторожен, как заяц” ).

    Как называется главная площадь в городе? (Площадь Большого Мартина ).

    Как в городе Мастеров наказывают вора? (Если 1 воровство – отрубали левую руку, 2 – выгоняли из города ).

Слово учителя. Молодцы! Вы очень внимательны. Хочу сказать вам, что сюжет сказки «Город Мастеров» был позаимствован Т.Габбе из старинной фламандской сказки-легенды о Вольном Городе Мастеров, захваченном чужеземцами. Действие сказки происходит в городе эпохи Позднего Средневековья, то есть XV - XVI века. В городе имеются типичные для обозначенной эпохи архитектурные сооружения. Первая картина в пьесе начинается с показательного в этом плане описания . Давайте его найдем и прочитаем:

«Раннее утро. Площадь старинного города. Жителей не видно, но по цеховым гербам и вывескам можно угадать, кто здесь живет. В глубине площади - ворота замка. Перед ними неподвижно стоит латник с алебардой...». Об эпохе Позднего Средневековья говорит и тип производственных отношений в городе. Здесь преобладают цеховые отношения. Большинство персонажей сказки принадлежат тому или иному цеху: Ферен Старший является старшиной златошвейного цеха, Тимолле - гранильного, Нинош - пирожного, Маленький Мартин - оружейного.

Ч тобы представить полную картину образа г о рода Мастеров , состав им кластер с основными моментами, характеризующими город.

6. Составление кластера «Традиции города Мастеров»

Слово учителя. Как мы видим, герб города Мастеров является не просто набором геральдических символов, но аллегорией, передающей сюжет всей сказки: лев борется со змеей (сюжет аллегории), подобно тому как город борется с чужеземцами, а Караколь - с наместником (сюжет всей сказки).

Вспомним, что такое аллегория? (Скрытый смысл ).

Теперь давайте подробно рассмотрим героев, между которыми происходит борьба. Для того, чтобы увидеть, насколько они противоположны, несмотря на общий характерный недостаток во внешности, составим сравнительную таблицу-характеристику.
Подберите определения, характеризующие главных героев.

7. Составление сравнительной таблицы-характеристики Караколя и Бистеколя (Наместника)

Караколь

Бистеколь

Оба героя имеют г орбы

Добрый

Злой

Веселый

Серьезный

Понимает язык животных и птиц

Замкнутый

Обладает поэтическим даром и воображением

Высокомерный

Честный

Жестокий

Благородный

Властолюбивый

Дружелюбный

Надменный

Храбрый

Эгоистичный

Слово учителя: Караколь горбат. Тем не менее, в сказке он показан как «горбун без горба». Его внешнее уродство оттеняет положительные внутренние качества: Караколь, как любой позитивный герой сказки, честен, благороден, дружелюбен, храбр. «Он прямее всех. Ему во всем можно поверить и на нем всех можно проверить. Кто ему друг - тот хорош, кто ему враг - тот плох», - дает характеристику Караколю один из персонажей пьесы.

Познакомившись с действующими лицами пьесы, учащиеся погружаются в удивительный мир произведения. Итак, занавес опущен. Перед учениками герб сказочного города. Просмотр видео. Вопросы и задания для обсуждения: Кто изображён на гербе? Что вы узнали из пролога? Почему Улитка считает, что в этом представлении у неё главная роль, «хотя она вовсе не будет в нём участвовать»? К каким людям перешло прозвище Караколь? (К тем, что «целый век таскают на плечах тяжёлую ношу».) Давайте представим город, в котором будет происходить действие в пьесе-сказке. Что поможет нам в этом? (Ремарка или пояснение перед началом 1-го действия.) Кто из героев, кроме часовых, находится на площади? (Караколь.) Что вы о нём узнали? (Внешность, возраст, занятие и т. д.) Что нагадала Караколю бабушка Тафаро? (Он женится на первой красавице в городе и будет самым счастливым человеком, и у него не будет горба.) Найдите в тексте слова, в которых говорится о том, когда же наступит этот счастливый момент. («...Когда маленький у большого меч из рук выбьет, когда эта площадь лесом покроется, когда горбатого возьмёт могила...») Почему жители города не жалуют Клик-Кляка? Что вы о нём можете сказать? (Он жадный, глупый, грубый и т. д.) Подумайте, почему у Клик-Кляка часы показывают одно и то же время? (Время замерло, он не может и не хочет ничего менять в своей жизни, его всё устраивает.) Как Караколь отреагировал, когда узнал, что «за шляпы будут сажать в тюрьму»? (Герой быстро взобрался на дерево, снял шляпу и укрепил её в развилине ветвей. При этом сказал: «У кого нет шляпы, тот её ни перед кем не снимет».) Вспомните, как ведёт себя Клик-Кляк во время посещения замка наместника. Хотели бы вы иметь такого друга или знакомого? (Клик-Кляк показал себя необычайно глупым, чем и понравился Наместнику.) Какую пословицу напоминают слова Наместника, сказанные бургомистру Мушерону: «Научите сына, как надо рыть яму своему ближнему»? Объясните её. (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Никогда не причиняй зло другому, оно обязательно вернётся.) Как вы понимаете слова Вероники о Караколе, что «во всём городе нет человека прямее его»? В прямом или переносном значении они употреблены? (Несмотря на то, что Караколь был горбат, он обладал добрым сердцем, был честным, справедливым, говорил только правду.) Расскажите, как Наместнику удалось поймать Караколя в западню. (Наместник, за то, что Караколь вытащит его, пообещал дать метельщику печать на три дня. Но слова не сдержал и обвинил Караколя в краже.) Почему простые люди не поверили бургомистру Мушерону? (Жители знали, что Караколь - человек чести, он не мог взять то, что ему не принадлежало.) Кто пришёл на помощь Караколю? (Лесные звери, они оказались единственными свидетелями происходивших событий.) Гильом, зная волшебную силу своего меча, попытался спастись. Кто помешал ему в этом? Каким образом? (Вероника отдала меч в руки Караколя.) Удалось ли жителям вернуть его прежнее название «Вольный город мастеров»? Какие силы побеждают в пьесе-сказке? (Жители защитили родной город от жестокого Наместника и прогнали его. В этой сказке добро и справедливость восторжествовали.) Так кто же вырыл яму, в которую сам и попал? Случалось ли вам в жизни сталкиваться с подобными ситуациями? Приведите примеры.

Габбе Тамара Григорьевна

Город мастеров, или Сказка о двух горбунах

Тамара Габбе

Город мастеров

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Герцог де Маликорн - наместник чужеземного короля, захватившего Город Мастеров.

Гильом Готшальк, по прозвищу Большой Гильом, - советник герцога.

Нанасс Мушерон Старший - старшина цеха ювелиров н часовщиков, бургомистр города.

Нанасс Мушерон Младший, по прозвищу "Клик-Кляк", - его сын.

Мастер Фирен Старший - старшина златошвейного цеха.

Фирен Младший - его сын.

Вероника - его дочь.

Мастер Мартин, по прозвищу "Маленький Мартин", - старшина оружейного цеха.

Мастер Тимолле - старшина гранильного цеха.

Тимолле Меньшой - его внук.

Мастер Нинош - старшина пирожного цеха.

Жильберт, по прозвищу "Караколь" - метельщик.

Бабушка Тафаро - старая гадалка.

Торговки:

Матушка Марли"

Тетушка Мимиль

Подруги Вероники:

Маргарита.

Одноглазый человек.

Гранильщики, оружейники, башмачники и другие жители Города Мастеров.

Латники и телохранители наместника.

Занавес опущен. На нем изображен герб сказочного города. Посередине щита, на серебряном поле, гривастый лев сжимает в когтях опутавшую его змею. В верхних углах щита - головы зайца и медведя. Внизу, под ногами у льва, улитка, высунувшая рога из своей раковины.

Из-за занавеса справа выходят лев и медведь. Слева появляются заяц и улитка.

М е д в е д ь. Не знаете ли вы, что сегодня будут представлять?

З а я ц. Сейчас погляжу. У меня с собой афиша. Ну-ка, что там написано? "Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах".

М е д в е д ь. О двух горбунах? Значит, о людях. Зачем же, в таком случае, нас сюда позвали?

Л е в. Дорогой медведь, вы рассуждаете, как трехмесячный медвежонок! Ну что тут удивительного? Ведь это сказка - не так ли? А какая же сказка обходится без нас, зверей? Вот возьмите меня: я на своем веку перебывал в стольких сказках, что их и пересчитать трудно, - по крайней мере в тысяче и одной. Уж верно, и сегодня для меня найдется роль, хоть самая маленькая, да и для вас тоже. Недаром же на занавесе нарисовали нас всех! Вот поглядите сами: это - я, это - вы, а это - улитка и заяц. Может быть, мы здесь и не слишком похожи, но зато еще красивее, чем на самом деде. А это чего-нибудь да стоит!

З а я ц. Вы правы. Тут нельзя и требовать полного сходства. Рисунок на гербе - это не портрет и уж во всяком случае - не фотография. Меня, например, нисколько не беспокоит, что в этом изображении у меня одно ухо золотое, а другое - серебряное. Мне это даже нравится. Я этим горжусь. Согласитесь сами - не каждому зайцу удается попасть на городской герб.

М е д в е д ь. Далеко не каждому. За всю свою жизнь я, кажется, ни разу не видал на гербах ни зайцев, ни улиток. Вот орлам, барсам, оленям, медведям - тем иной раз выпадает такая честь. А уж про льва и говорить нечего - для него это дело привычное. На то он и лев!

Л е в. Ну, как бы там ни было, все мы занимаем на этом щите достойное место, и надеюсь, что нам найдется местечко и в сегодняшнем представлении.

М е д в е д ь. Одного только я не могу взять в толк: что будет делать на сцене улитка? В театре поют, играют, пляшут, разговаривают, а, насколько мне известно, улитка не умеет ни плясать, ни петь, ни говорить.

У л и т к а (высовывает голову из раковины). Всякий говорит по-своему. Умей только слушать.

М е д в е д ь. Скажите на милость - заговорила! А почему же ты молчала столько времени?

У л и т к а. Ждала подходящего случая. В сегодняшнем представлении у меня самая большая роль.

З а я ц. Больше моей роли?

У л и т к а. Больше.

М е д в е д ь. И длиннее моей?

У л и т к а. Гораздо длиннее.

Л е в. И важнее моей?

У л и т к а. Пожалуй. Могу сказать без ложной скромности - в этом представлении у меня главная роль, хоть я вовсе не буду в нем участвовать и даже ни разу не покажусь на сцене.

М е д в е д ь. Это как же так?

У л и т к а (неторопливо и спокойно). Очень просто. Я вам сейчас объясню, дело в том, что в наших краях улитку зовут "Караколь". А от нас это прозвище перешло к тем людям, которые, как и мы, целый век таскают на плечах тяжелую ношу. Вот посчитайте-ка, сколько раз повторят нынче это слово "Караколь", тогда и увидите, кому досталось самое почетное место в сегодняшнем представлении.

Л е в. Да за что же тебе столько чести?

У л и т к а. А за то, что я, такая маленькая, могу поднять тяжесть больше себя самой. Вот попробуйте-ка вы, большие звери, носить на спине дом, который больше вас, и при этом делать свое дело, и никому не жаловаться, и сохранять душевное равновесие.

Л е в. Да, сих пор мне это не приходило в голову.

У л и т к а. Так оно всегда и бывает. Живешь, живешь и вдруг узнаешь что-нибудь новое.

М е д в е д ь. Ну, уж теперь совсем нельзя понять, что это будет за представление, о чем эта сказка! То есть я-то понимаю, я старый театральный медведь, а вот публика наверно, ничего не понимает.

У л и т к а. Что ж, мы ей расскажем, а потом и покажем. Слушайте, дорогие гости!

Мы нынче сошли

С городского герба,

Чтоб вам рассказать о том,

Как в городе нашем

Кипела борьба,

Как двух горбунов

Рассудила судьба,

Но первый горбун

Был горбун без горба,

А второй был горбун

С горбом.

М е д в е д ь.

Когда то было?

В какой стороне?

Об этом сказать мудрено:

И цифры и буквы

У нас на стене

От времени стерлись давно.

Но если от времени

Стерлась резьба,

Года не могли стереть

Рассказа, где есть и любовь и борьба,

Где встретились люди и звери с герба

И заяц, и лев, и медведь.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Раннее утро. Площадь старинного города. Все окна и двери еще закрыты. Жителей не видно, но по цеховым гербам и вывескам можно угадать, кто здесь живет: над окном башмачника в огромный башмак, над дверью пирожника красуется крендель; моток золотой пряжи и огромная игла указывают на жилище злато швея. В глубине площади - ворота замка. Перед ними неподвижно стоит латник с алебардой. Против замка возвышается старинная статуя изображающая основателя города и первого старшину оружейного цеха - Большого Мартина. На поясе у Мартина - меч, в руках - кузнечный молот. На площади, кроме часового, только один человек. Это горбун Жильберт по прозвищу "Караколь", метельщик. Он молод, движется легко и стремительно, несмотря на свой горб. Лицо у него веселое и красивое. С горбом он справляется так, как будто это привычная ноша, которая мало мешает ему. В шляпу его воткнуто несколько пестрых перьев. Куртка украшена веткой цветущей яблони. Караколь подметает площадь и поет.

К а р а к о л ь.

Моя метла в лесу росла,

Росла в лесу зеленом.

Еще вчера она была

Осиной или кленом.

Была вчера на ней роса,

Кукушки и синицы.

Моя метла в лесу росла

Над речкой говорливой.

Еще вчера она была

Березой или ивой...

Словно подхватывая его песню, на дереве щебечет птица. Караколь поднимает голову и прислушивается.

Вот как? Ты говоришь, что знаешь эту иву? На ней было гнездо, в котором ты выросла? Там и теперь есть гнездо, а в гнезде - птенцы, должно быть, твои младшие братья и сестры... Ну да, я сам их видел - живы, здоровы!.. Что? Ладно! Завтра я опять буду в лесу и все им передам. Так и скажу. (Заливчато свистит.)

Часовой сердито ударяет в землю алебардой.

Сердится... Видно, нам теперь не только с людьми - и с птицей поговорить по душам нельзя. Ничего не поделаешь, сестричка! Были мы с тобой вольными птицами, а теперь попали в сеть. (Опять берется за метлу. Подметая, доходит до подножия статуи.) Здорово, Большой Мартин! Как дела? Ох, сколько сору накопилось у твоих ног! Площадь и не узнаешь с тех пор, как пожаловали сюда эти чужеземцы!.. Ну да ничего! Все это мы выметем, выметем... И будет у нас опять чисто, хорошо... А пока вот тебе привет из лесу, с гор. (Укрепляет цветущую ветку над щитом Мартина.)

Часовой еще грознее ударяет в землю алебардой.

И этого нельзя? (Соскакивает с пьедестала на землю и снова принимается мести площадь. Шаг за шагом он добирается до часового и подметает у самых его ног.) А не угодно ли вам немного посторониться, почтенный чужеземец?

Часовой замахивается на него алебардой.

Не угодно? Ну, как хотите. Сор - к сору.

Где-то вдалеке бьют часы. Почти одновременно открывается лавка пирожника Ниноша и лавчонки уличных торговок - матушки Марли н тетушки Мимиль. Первая из них торгует овощами и фруктами, вторая - пряжками, лентами, всякими дешевыми украшениями.

В нише отдергивается темная занавеска. Там, сидит бабушка Тафаро, старая гадалка. Она тасует карты и что-то варит на жаровне. Около нее стоит клетка с птицей.

П и р о ж н и к Н и н о ш. Доброе утро, соседки? А! И Караколь здесь! Вернулся? То-то и на площади у нас чисто, и Большой Мартин такой нарядный.

Габбе Тамара Григорьевна

Город мастеров (вариант)

Тамара Габбе

Город мастеров,

Сказка о двух горбунах

Пьеса в трех действиях, четырех картинах

(вариант, предназначенный для художественной самодеятельности)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Герцог де Маликорн - наместник чужеземного короля, завоевавшего город Мастеров.

Гильом Готшальк - советник герцога.

Мушерон - бургомистр, назначенный наместником.

Нанасс Мушерон, по прозвищу "Клик-Кляк", - его сын.

Мастер Фирен - старшина златошвейного цеха.

Вероника - его дочь.

Мастер Мартин, по прозвищу Маленький Мартин,-старшина оружейного цеха.

Мастер Нинош - старшина пирожного цеха.

Жильберт, по прозвищу "Караколь", - метельщик.

Бабушка Тафаро - старая гадалка.

Тимолле - мальчик лет 12-13, подмастерье.

Жители города Мастеров, солдаты наместника.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Занавес опущен. На нем изображен герб сказочного города. Посредине щита, на золотом поле, гривастый лев сжимает когтями извивающуюся змею. Из-за занавеса на просцениум выходит бабушка Тафаро. Она осматривает зрительный зал, затем герб на занавесе, потом снова поворачивается к зрителям.

БАБУШКА ТАФАРО.

Когда это было?

В какой стороне?

Об этом сказать мудрено.

И цифры и буквы

У нас на стене

От времени стерлись давно.

Но если от времени

Стерлась резьба,

Преданье старинное есть

О том, как под сенью родного герба

На площади этой кипела борьба

За счастье, свободу и честь!

Вот что мог бы вам рассказать этот серебряный лев с городского герба. Но так как он говорить не умеет, за него расскажу я.

Вы знаете; кто я такая? Люди зовут меня бабушкой Тафаро. Вам это имя незнакомо? Нет? А вот жители города Мастеров, который скрывается за этим занавесом, часто приходят ко мне за добрым советом... Знаете ли вы, почему этот старинный город называется городом Мастеров? Потому что люди, которые в нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они чеканят серебряную, бронзовую и медную посуду, куют плуги, мечи и копья, ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы! Они умеют плести кружева тоньше паутины. Какие у нас пирожники Они умеют печь пироги, начиненные музыкой и живыми голубями, которые разлетаются, когда пирог подают на стол...

Все бы хорошо, - одно плохо...

Не знаю даже, как рассказать вам о том великом несчастье, которое обрушилось на наш город... Боюсь говорить... Как бы не услышали чужеземные солдаты! Они бродят по нашим улицам - смотрят, подслушивают, н стоит кому-нибудь сказать неугодное им словцо, его хватают н запирают в башню Молчания. Там стены без окон, а кругом глубокий ров, наполненный водой... Попасть в эту башню легко, а вот выйти из нее не легче, чем из могилы. И подумать только, что всего год назад мы жили вольно, весело, никому не кланяясь! Враги нагрянули на нас нежданно-негаданно. Силой и хитростью овладели нашим городом, а тех, кто мог поднять против них меч, казнили, изгнали или запрятали в башню Молчания. С тех пор тихо и пустынно у нас на улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом оглядываются на замок, а там, как сыч в дупле, живет сам наместник. Это он издает все приказы о казнях и штрафах. Он запрещает старикам собираться по вечерам за стаканом вина, девушкам не велит петь за работой, а детям играть на улицах. Но какой он из себя - никто не знает. Ни один житель города еще не видел его в лицо... Вот, друзья мои, какая беда стряслась над нашим городом. Ну, кажется, я заболталась с вами. Солнце уже взошло. Уйду-ка я отсюда, пока не попалась на глаза солдатам наместника.

Она уходит. Занавес раздвигается. Площадь старинного города. Раннее, свежее утро. На площадь выходит замок наместника и несколько домов средневековой архитектуры, с выступами п балконами, В арках, нишах и порталах - лавчонки уличных торговцев. Сейчас они еще пустые. Против замка наместника, у решетчатых железных ворот, стоит часовой с алебардой в руках. У одного из домов растет дерево. На площади, кроме часового, только один человек. Это горбун Караколь, метельщик. Он молод, движется легко, ловко и стремительно, несмотря на свой горб. Лицо у него веселое и красивое. В шляпу воткнуто несколько ярких перьев. Куртка украшена веткой цветущей яблони. Караколь метет площадь и поет.

КАРАКОЛЬ.

Моя метла в лесу росла,

Росла в лесу зеленом.

Еще вчера она была

Осиной или кленом.

Была вчера на ней роса,

Кукушки и синицы.

Моя метла в лесу росла

Над речкой говорливой.

Еще вчера она была

Березой или ивой.

Часовой угрожающе ударяет о землю алебардой.

Вот как! И петь за работой нельзя! Может быть, господин наместник и птицам запретил петь?.. (Прислушивается к птичьему пересвисту.) Нет, поют по-прежнему. Только, они одни и остались вольными в нашем городе. Все переменилось у нас за последний год... Эти чужеземцы - такие неряхи! Площадь и не узнаешь с тех пор, как они сюда пожаловали. Ну да ничего! Все это мы выметем, выметем... Настанет время - весь сор уберем, и опять будет у нас чисто и хорошо. (Шаг за шагом приближается к часовому и подметает самых его ног.) А не угодно ли вам немного посторониться, почтенный чужеземец?

Часовой замахивается на него алебардой.

Не угодно? Ну, как хотите. Сор - к сору.

В замке бьют часы. Почти одновременно открывается лавка пирожника Ниноша. Над ней висит большой золоченый крендель. Неподалеку отдергивается темная занавеска, прикрывающая нишу. Там сидит бабушка Тафаро. Она тасует свои карты и что-то варит в котелке.

НИНОШ. Доброе утро, бабушка Тафаро! А, и Караколь уже здесь!

БАБУШКА ТАФАРО. Доброе утро, доброе утро! Вы посмотрите, мастер Нинош, как сегодня принарядился наш Караколь! Что за праздник у тебя нынче, сынок?

КАРАКОЛЬ. Праздник-то небольшой, бабушка Тафаро: всего только день моего рождения.

БАБУШКА ТАФАРО. А ведь и верно! Как же это я забыла?! Восемнадцать лет назад в один день, в один час родились двое - ты и этот... ну, как его там... вот которого еще прозвали "Клик-Кляк".

НИНОШ. Вы, верно, говорите о Нанассе, сынке нового бургомистра Мушерона?

БАБУШКА ТАФАРО. О нем самом... Родились два мальчугана - только из одного вырос человек, а из другого - Клик-Кляк. Ну, поздравляю тебя, Караколь, с днем рождения.

КАРАКОЛЬ. Спасибо, бабушка Тафаро.

НИНОШ. И я поздравляю, дружок Караколь! Живи долго да распевай свои песенки, как молодой петушок. Дай-ка я угощу тебя своим первым сегодняшним пирогом.

КАРАКОЛЬ. Спасибо, дядюшка Нинош! Ну и пирог! Недаром же он вышел из печи лучшего мастера слойки и сдобы. Бабушка Тафаро, отведайте-ка моего праздничного пирога.

БАБУШКА ТАФАРО. Спасибо, сынок. А мне и подарить тебе нечего. Разве вот погадать ради дня твоего рождения?

КАРАКОЛЬ. А что мне гадать, бабушка Тафаро! Люди гадают на счастье, а мое счастье всегда при мне, как и горб на спине.

БАБУШКА ТАФАРО. Что верно, то верно. Есть у тебя свое счастье. Ты хоть и горбат, зато душа у тебя прямая. А бывает и наоборот. Ну-ка, посмотрим, какая судьба у тебя будет - прямая или кривая... (Разбрасывает по столу колоду карт.) Да... Так вот какие карты тебе выпали. Что ж! Счастлив будешь, красив будешь, женишься на первой красавице в городе. А ты не смейся! Нельзя смеяться, когда тебе гадают.

КАРАКОЛЬ. Уж лучше мне смеяться, чем плакать, бабушка Тафаро. Так она и пойдет за меня, за горбатого метельщика, первая красавица в городе.

Он оглядывается на дом, где живет старшина златошвейного цеха. В это время на балконе появляется дочь старшины - Вероника. Караколь снимает шляпу и кланяется. Она отвечает ему кивком головы.

БАБУШКА ТАФАРО. Кто знает, может ты не всегда метельщиком будешь. Метла-то у тебя к руке не приросла.

КАРАКОЛЬ. Зато горб к спине навсегда прирос.

БАБУШКА ТАФАРО. Может, так, а может, и не так... Вот мои карты говорят, что и горба у тебя не будет.

НИНОШ. Ой, перехватила ты, бабушка Тафаро!

БАБУШКА ТАФАРО. Поживем-увидим.

КАРАКОЛЬ. А когда же он отвалится, мой горб?

БАБУШКА ТАФАРО. Когда, когда!.. Так тебе все и скажи...

КАРАКОЛЬ. Ну, ради дня моего рождения!

БАБУШКА ТАФАРО. Ради дня рождения? Ладно уж, так и быть, слушай: когда маленький у большого меч из рук выбьет, а горбатого возьмет могила, тогда и ты и город от горба избавитесь.

КАРАКОЛЬ. Вон оно как! Значит, подожди, горбатый, пока тебя могила не исправит. А до той поры и с горбом походи. Ну что ж, и то ладно, мне не привыкать... Спасибо, бабушка, на добром слове.

ВЕРОНИКА (с балкона). А ты разве не знаешь, Караколь, что за гадание нельзя благодарить? А то не сбудется. Подойди-ка сюда! Отчего тебя так давно не было видно? Весь город по тебе соскучился. Утром никто не поет. Вечером никто не смеется. Ты где пропадал?


Top