Конспект день славянской письменности в детском саду. Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры

Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

Миру;

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
- О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: -Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: - Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.

А тем, кто любит слово Божье,

Господь всегда во всем поможет.

Разболелась голова!

Вместо «булка» - вышло «бука»,

Вместо «Мурка» - вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Песня «Положи свой камень».

1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,

У которых и книг ещё нет,

Дай им веру, любовь и свободу,

И ученья христианского свет.

3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, ра­дуй­cя»)

Богородице, Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

Воспитатель 2. Русь талантами богата.

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит будет жить она.

Песня «Весна».

Загадки: Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдется –

Там след остается (карандаш).

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (алфавит).

Черные, красивые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)

Песня «Веснянка»

Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).

1. 1. Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Цель:

Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование:

Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

Ход.

(Слайд 2) Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Слайд 3) - Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Мы решила вам сделать сюрприз.

(Выносит букварь) (Слайд 4)

Вопросы детям:

Что это? (книга, Азбука)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Ребенок читает стих:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Вопросы детям:

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности . (Слайд 5-6)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание.

(В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)

Вот такая история появления письменности.

А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Игра-задание «Напечатай букву»

Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени.

Рассказ воспитателя:

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)

(дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок детьми об учении

(Дети рассказывают пословицы об учении) (слайд 28)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Рассказ воспитателя

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)

С лавянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Игра «Разбери буквы» (слайд 30)

(выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)

Рассказ воспитателя:

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)

(Дети читают стихи) (Слайд 33)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

(слайд 34) - Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
— О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: — Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: — Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.

А тем, кто любит слово Божье,

Господь всегда во всем поможет.

Разболелась голова!

Вместо «булка» — вышло «бука»,

Вместо «Мурка» — вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Песня «Положи свой камень».

1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,

У которых и книг ещё нет,

Дай им веру, любовь и свободу,

И ученья христианского свет.

3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, ра­дуй­cя»)

Богородице, Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

Воспитатель 2. Русь талантами богата.

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит будет жить она.

Песня «Весна».

Загадки: Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдется –

Там след остается (карандаш).

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (алфавит).

Черные, красивые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)

Песня «Веснянка»

Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).

1. 1. Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

23 мая в нашем дошкольном образовательном учреждении прошли мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры.
В Россию этот праздник пришел в 1992 г., когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник братьям-просветителям Кириллу и Мефодию . У подножия памятника была зажжена лампада – знак вечной памяти.


В ходе занятий ребята разных возрастных групп узнали о создателях славянской письменности - братьях Кирилле и Мефодии.

День славянской письменности и культуры имеет очень много общего не только с культурой славян, но и с религией. Ведь Кирилл и Мефодий были православными христианами и монахами. Скорее всего, этот уклад жизни позволил им внести столь существенный вклад в историю становления славянской культуры.

24 мая каждый год православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия. Эти монахи при своей жизни и служении Господу в греческом монастыре разработали и запечатлели на века славянскую азбуку, позволившую нам передавать знания и накопленный опыт из поколения в поколение.

Воспитанники старших и подготовительных к школе групп узнали как появился первый алфавит, что означают слова «Азбука» и «Алфавит».
Датой рождения славянской азбуки считают IX век, если быть точнее, то дату 862 года. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла, в мирском мире имевшего имя Константин. Мефодий и Кирилл переработали греческую азбуку и существенно видоизменили ее, чтобы в совершенстве передать славянскую звуковую систему. И на основе своих разработок создали две азбуки - глаголицу и кириллицую .Книги, переведенные, составленные и написанные Кириллом, Мефодием и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в дальнейшем на протяжении более одиннадцати веков созидалось величественное здание славянской культуры.

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

И пусть они еще не умеют читать, но уже знают некоторые буквы. Шел разговор и о богатстве нашей культуры, о широте души русских людей и о важности почитания старших, изучения семейных архивов и преемственности профессий. Кем быть? На кого походить? У кого учиться?

Дети также услышали поучительные стихи и рассказы,а так же сами показали свою «культуру» - читали стихи Пушкина, Барто, Маршака.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии

Славим Русь нашу святую! По великим именам

Православную, родную нашим мыслям и сердцам,

Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?

Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!

Выходцами из Солуни Русь была восхвалена

Почитали, как родную, излагая письмена,

Прародители Софии воцарились на Земле

И от мая к маю славим ваши имена везде.

Памятник мы изваяли в вашу честь уже в Москве

И бессмертьем начертали Ваши лики на холсте!

Кирилл и Мефодий - два брата единых, прошедших свой доблестный путь,

Нашедших в славянах духовную силу и православья приют!

Также в ходе мероприятий воспитанники знакомились с костюмами славян


Top