Морские учебные заведения за границей. Список военных училищ России

10.

(РВИ ВДВ) открывает десятку лучших учебных заведений РФ по подготовке военных кадров. Был основан в 1918 году во время формирования Рязанских пехотных курсов. Отличительной чертой РВИ ВДВ является единовременное получение теоретических и практических знаний. Продолжительность обучения офицерского состава курсантов составляет около 6 лет. За всё время обучения десантники проводят 12 месяцев на полевых учениях. Учебному учреждению за всё время существования присвоено множество наград.

9.


Является старейшим военным учебным заведением, основанным в 1701 году Петром Великим. Входит в десятку лучших вузов странны. Академия ведёт подготовку курсантов для службы в ракетных и артиллерийских подразделениях оборонного комплекса РФ. Среди бывших воспитанников военного учреждения – 93 Героя Советского Союза, 5 Героев России, 297 Георгиевских Кавалеров.

8.


Является командным и политехническим высшим военным учебным заведением Москвы. Входит в десятку ведущих вузов страны. Вуз занимается подготовкой офицерских кадров командного и инженерного профилей, способных работать на сложной, современной технике, готовых применить её в любых условиях обстановки. Академия была трижды удостоена высоких государственных наград. Из её стен вышли 194 Кавалера военного ордена св. Георгия, 128 Героев Советского Союза, 3 Героя Российской Федерации и т.д.

7.


Вошёл в десятку лучших высших учебных учреждений России. Старейший вуз Погранслужбы был основан в 1930 году. Расположен он в подмосковном городе Голицыно, где и осуществляется подготовка офицеров и прапорщиков. На службу принимаются граждане возрастной категории от 16 до 22 лет, не проходившие службу, а также военные до 24 летнего возраста. Выпускниками института являются Герои Советского Союза – Виктор Дмитриевич Капшук и Лукашов Николай Николаевич.

6.


(ХВИ ФПС ФСБ РФ) занимает шестое место в рейтинге самых престижных военных вузов Погранслужбы России. Был основан в 1993 году на базе Хабаровского высшего военного строительного училища. ХВИ ФПС ФСБ РФ осуществляет подготовку офицеров и прапорщиков Пограничной Службы ФСБ РФ. В учреждение могут поступить только граждане мужского пола, которые не проходили военную службу, начиная с 16 до 22 лет. Те, кто проходил военную службу имеют право на поступление до 24-х летнего возраста. Перед поступлением курсанты проходят медицинское освидетельствование, профотбор и проверку физподготовки.

5.


(ВУМО РФ) входит в десятку лучших учебных заведений России 2018-2019 года. Московское военное учреждение было создано в 1994 году на базе Гуманитарной академии Вооружённых Сил Российской Федерации и Военной академии экономики, финансов и права ВС РФ. Это первый российский университет, где соединились экономическое, гуманитарное, юридическое и филологическое направления подготовки офицерских кадров. Основной целью учебного учреждения является качественная военно-профессиональная подготовка (переподготовка) офицеров, которая соответствует всем государственным образовательным стандартам. В стенах ВУМО РФ изучается 22 иностранных языка.

4.


(ВМЕДА) г. Санкт-Петербурга считается первым в России высшим медицинским заведением для подготовки классных чинов военного ведомства. ВМЕДА – одно из самых престижных учебных заведений РФ. В состав Академии входят 8 факультетов. Факультет руководящего медицинского состава занимается послевузовской профессиональной подготовкой офицеров медицинской службы для органов управления, военно-медицинских учреждений и т.д. В состав академии вошёл Военный институт физической культуры.

3.


(АФСБРФ) открывает тройку лучших военных учебных заведений России. Была образована в 1992 году на базе Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э Дзержинского. Деятельность АФСБРФ направлена на подготовку офицеров Федеральной службы безопасности и других спецслужб. Перед вступительными испытаниями абитуриенты проходят проверку на уровень физической подготовленности. Отбор и направление кандидатов в московскую Академию осуществляются органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФСБ России, регламентирующими порядок отбора кандидатов на военную службу по контракту в органы безопасности.

2.


(ИМСИТ) – высшее военное учебное заведение Санкт-Петербурга. Входит в тройку лучших институтов на сегодняшний день и является первым учебным заведением в стране, которое стало осуществлять политехническое обучение. Вуз был основан в 1712 году. В настоящее время ведёт подготовку офицеров для Космических войск ВКС Минобороны России. Здесь предусмотрена подготовка женщин-военнослужащих, а также переподготовка уволенных в запас. На сегодняшний день одна из старейших академий осуществляет полную военно-специальную подготовку офицеров на 9 факультетах по 39 военным специальностям и 1 специализации.

1.


(МВИФПС РФ) возглавляет рейтинг лучших военных вузов России на 2018-2019 год. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования является одним из старейших военно-учебных заведений, основанное в 1932 году. Из его стен вышли 13 воспитанников, которым в настоящее время присвоено звание Герой Российской Федерации. Институт реализует подготовку офицеров и прапорщиков Погранслужбы России. Курсанты МВИФПСРФ числятся военнослужащими. Поступающие в обязательном порядке проходят профессионально-психологический отбор и военно-врачебную комиссию. Также абитуриенты при поступлении обязаны сдать экзамены по русскому языку, иностранному и основам обществознания. Курсантов подготавливают в течение 5 лет. Для военнослужащих предусмотрена только очная форма обучения. Также институт предлагает подготовительные курсы. Здесь организована подготовка курсантов-девушек.

  • 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
  • 09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
  • 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
  • 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
  • 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
  • 26.05.03 Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок
  • 26.05.04 Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок
  • 25.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
  • 56.00.00 Военное управление
  • 56.05.02 Радиационная, химическая и биологическая защита

Военное образование во всем мире связано с инженерными профессиями. Чтобы обеспечивать работу охраны государства, требуются высококвалифицированные технические кадры с отличными знаниями и устойчивой психикой, чему уделяется большое внимание при отборе кандидатов на военную службу.

Военное образование в России имеет свою специфику. Студенты-курсанты получают сразу два образования: гражданскую инженерную специальность (если учатся на отделении высшего образования) или специальность техника (если учатся на отделении среднего профессионального образования) и военное образование.

Перечень военных специальностей, по которым производится набор на обучение в каждом конкретном году, доводится до абитуриентов по их прибытию в военные институты. Военные вузы, в отличие от гражданских, на двухуровневый тип обучения не перешли, а сохранили специалитет – 5 лет обучения.

Окончившим институт по специальностям высшего образования выдается диплом о высшем образовании установленного образца по гражданской специальности с присвоением соответствующей квалификации «инженер» и воинского звания «лейтенант».

Желающие поступить в военный вуз подают заявления в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по месту жительства, а выпускники суворовских (кадетских) военных училищ, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой должны подать заявление на имя начальника военного училища (лицея), в котором они обучаются, до 1 апреля.

Граждане, служащие и проживающие в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, подают заявления на имя начальника вуза до 20 мая.

После подачи заявления проходит предварительный отбор по документам, с целью определения годности кандидатов к обучению в вузе по наличию гражданства РФ; по уровню образования; по возрасту; по состоянию здоровья; по уровню физической подготовленности; по категории профессиональной пригодности для того, чтобы направить на вступительные испытания в институты кандидатов, соответствующих формальным требованиям.

Прием в военные институты Министерства обороны осуществляется на конкурсной основе, и зачисляют на обучение наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ ребят.

Наряду с конкурсом документов, как и в гражданских вузах, студенты-курсанты проходят профессиональный отбор: комплекс мероприятий по отбору кандидатов на обучение, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Порядком, а также определению их способности осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего уровня.

Требования к кандидатам для зачисления в военные вузы:

    В качестве кандидатов для зачисления курсантами в военные институты на программы высшего образования рассматриваются граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, имеющие среднее общее образование из числа:
  • граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой, до достижения ими возраста 27 лет.

В качестве кандидатов на поступление на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет.

    Ограничения для поступающих в военные вузы:
  • граждане, уже имеющие высшее образование;
  • граждане, не соответствующие требованиям к поступающим на военную службу по контракту;
  • лица, в отношении которых вынесено решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата;
  • лица, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;
  • лица, лишенные решением суда права занимать воинские должности на определенный срок.

Ни для кого не секрет, что сначала инновации и технические усовершенствования приходят в военную промышленность, а армейская техника и оборудование будут всегда на полшага впереди гражданской.

Если молодой человек хочет познакомиться с инженерией будущего уже сегодня, получить самое современное инженерное образование и сразу увидеть его приложение на практике, обратите пристальное внимание на военные вузы.

Несмотря на все реформы, льготы военнослужащим сохранялись: ранние пенсии, государственное обеспечение, гарантированный карьерный рост и другие преференции.

В России есть огромные возможности реализовать свои способности, применить полученные знания и быть полезным обществу.

Где учиться

    Образовательные учреждения министерства обороны
  • Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва
  • Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», г. Москва
  • Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
  • Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург
  • Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург
  • Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
  • Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха Московской обл.
  • Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
  • Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, г. Смоленск
  • Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, г. Тверь
  • Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, г. Краснодар
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар
  • Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома
  • Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, г. Благовещенск, Амурской обл.
  • Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск
  • Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова, г. Владивосток
  • Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань
  • Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова, г. Севастополь
  • Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова, г. Тюмень
  • Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, г. Череповец
  • Военный университет Министерства обороны, г. Москва
  • Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
  • Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург

Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором - жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…

Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.

Морские учебные заведения за границей

Как мы уже неоднократно упоминали, фактически на протяжении всего довоенного периода вожди русской военной эмиграции надеялись на продолжение вооруженной борьбы с большевиками. Для реализации этой идеи требовалось готовить новые офицерские кадры из числа молодого поколения русского зарубежья. В разных странах достаточно активно действовали кадетские корпуса и военные училища, сохранившие на чужбине свою структуру и преподавательский состав. Многие их выпускники приняли участие в различных военных конфликтах и во Второй мировой войне.

Учебные заведения создавались и морскими организациями. Однако у них имелось одно существенное отличие от армейских «собратьев» - они не могли дать своим выпускникам полноценную морскую подготовку, поскольку самый главный элемент флотского обучения - практику в море - в условиях эмиграции обеспечить было практически невозможно. Поэтому основной задачей различных флотских курсов и других подобных организаций стало сохранение в среде своих воспитанников «морского духа» и любви к русскому флоту.

Наиболее крупным (по крайней мере по замыслу) из числа морских учебных заведений оказалось Русское морское училище в Шанхае. Официально о создании училища было объявлено 11 декабря 1931 г.

Инициаторами создания училища стали архиепископ Шанхайский и Пекинский Симон и генерал-майор по Адмиралтейству А.И. Исаков. Впоследствии был образован комитет по созданию училища при Русском народном религиозном комитете. Возглавил его старший лейтенант В.А. Буцкой, вице-председателем стал генерал-майор А.И. Исаков, «правителем дел» - лейтенант С.Ц. Гедройц, казначеем - протоиерей отец Дмитрий (Андреев), бывший судовой священник с линкора «Андрей Первозванный». Комитет предложил возглавить училище контр-адмиралу М.И. Федоровичу, который согласился. Выбор именно Федоровича в качестве начальника училища нельзя назвать случайным - ранее, в период его проживания в Харбине, он пытался создать там Судоходное училище (совместно со священником отцом Михаилом Рогожиным).

Училище, создаваемое в Шанхае, должно было готовить моряков для военного и коммерческого флотов. Цикл обучения предполагался трехлетним. В первый год обучения учащиеся проходили подготовку по специальностям: матрос, рулевой, кочегар. После окончания второго года учебы питомцам училища присваивалась квалификация штурмана малого плавания, после третьего - штурмана дальнего плавания. Подготовка велась на платной основе. Для учеников предполагалось создать общежитие и организовать подготовительные курсы в Харбине. Девизом нового учебного заведения стали слова «Родина и Флот». Для того чтобы подчеркнуть связь с традициями Императорского флота, в училище планировалось ввести форму одежды, напоминавшую бы об императорском флоте. Ученики должны были носить матросские синие и белые рубахи, черные и белые брюки, бушлат и фуражку («бескозырку») с ленточкой с наименованием училища. На левом рукаве бушлата и рубахи предполагалось нашивать знак с эмблемой училища - изображение якоря, окруженного канатом, прикрепленном с обеих сторон скобами к рыму якоря. При училище планировали также открыть церковь, освященную во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

С первых дней создания училищу стали оказывать помощь различные эмигрантские организации. Первую лепту внес шанхайский представитель обители Святого Иоанна Златоуста на Афоне, активно откликнулся на призыв о помощи харбинский орден крестоносцев (в котором состоял, а с 1933 г. возглавлял один из отделов генерал-майор А.И. Исаков). После появления информации о создании училища на страницах эмигрантской военной печати стали приходить пожертвования и от живущих в разных странах моряков.

Вместе с тем с самых первых моментов существования училища его организаторы столкнулись с рядом серьезных трудностей. Самая главная проблема заключалась в том, что у организаторов не имелось ни четких программ, ни преподавателей, а главное - материальной базы.

Вторым серьезным препятствием к началу нормальной работы стало активное противодействие созданию училища со стороны членов шанхайской кают-компании. Казалось, морские офицеры должны были приветствовать новое начинание, но они изначально не верили в его успех.

Третьей важнейшей проблемой, «камнем преткновения», стало название училища. Ведь в 1867–1891 и 1915–1918 гг. именно «Морским училищем» назывался Морской кадетский корпус - alma mater большинства русских моряков. Было очевидно, что в тяжелых условиях эмиграции создание чего-то относительно напоминавшего Морской корпус - невозможно. В итоге конфликт Федоровича и всех остальных офицеров флота, живших в Шанхае, достиг такой силы, что контр-адмиралу (безоговорочно верившему в успех нового мероприятия и готовому служить ему на пользу совершенно бескорыстно) 9 июня 1932 г. пришлось покинуть ряды кают-компании. Вскоре его примеру последовал и лейтенант В.В. Михайлов. Хотя, по некоторым данным, училище переименовали в «Русскую морскую школу» еще 16 апреля того же года.

Четвертой существенной проблемой стали взаимоотношения начальника училища и протоиерея отца Дмитрия (Андреева) . По свидетельству Федоровича, главной задачей отца Дмитрия оказалось создание при училище церкви, настоятелем которой и стал бы бывший судовой батюшка. Кроме того, опять по свидетельству контр-адмирала, отец Дмитрий и являлся инициатором конфронтации с местной кают-компанией. Федорович приводит массу свидетельств очевидцев об «одиозности» личности священника, который, по его словам, «…занимался прежде всего коммерческой деятельностью» . Соответствовали ли эти данные в действительности или нет, установить достаточно сложно, но 29 июля 1932 г. церковь Святого Апостола Андрея Первозванного была отделена от училища.

Первоначально занятия проходили лишь в вечернее время, в помещении Коммерческого училища. Первый набор учеников составлял всего семь человек, двое из которых вскоре выбыли. Насколько изменилось положение в дальнейшем, автору неизвестно, но, судя по достаточно частым упоминаниям об училище на страницах дальневосточной русской прессы, оно функционировало как минимум до конца 1933 г. Производились ли выпуски из него - информация, увы, отсутствует. Думается, со смертью в 1936 г. контр-адмирала Федоровича училище прекратило свое существование.

Ряд военно-морских курсов возник в столице Франции. Как говорилось выше, до Второй мировой войны в Париже существовала самая крупная «русская морская колония» и находилось правление Военно-морского союза, по инициативе которого создавались различные курсы. 29 ноября 1929 г. начались занятия на вечерних Гардемаринских курсах. Они возникли по инициативе группы молодых морских офицеров и корабельных гардемарин, не успевших завершить образование в Морском корпусе в Бизерте. Первоначально на курсах читались лекции по следующим предметам: мореходная астрономия (преподаватель - старший лейтенант А.В. Цингер), навигация (корабельный гардемарин Г.М. Афанасьев), военно-морская история (старший лейтенант М.О. фон Кубе), история Великой (Первой мировой) войны (капитан 2-го ранга В.К. Пашкевич) и девиация (генерал-майор флота. К.Н. Оглоблинский). В дальнейшем предполагалось ввести дополнительные дисциплины: морскую опись, пароходную механику, электротехнику. Лекции читались два раза в неделю. Возглавляли гардемаринские курсы капитан 1-го ранга И.В. Кольнер и старший лейтенант Е.Г. Круглик-Ощевский.

В 1932 г. открылись Курсы охотников флота. На них изучались история флота, типы и назначение судов, кораблевождение, современное вооружение и снабжение корабля. Высшие военно-морские технические курсы были основаны 15 февраля 1932 г. Точная программа их пока неизвестна, но можно предположить, что она в целом совпадала с другими аналогичными курсами. Начальником технических курсов стал капитан 2-го ранга А.Е. Слупский. Весной 1934 г. начали действовать Курсы плутонговых командиров Так же как и в случае с гардемаринскими курсами, инициатива их создания исходила от группы молодых моряков, ранее учившихся в бизертинском Морском корпусе, во главе с мичманом Л.А. Майдановичем. Программы лекций и основные пособия разработал флотский артиллерист лейтенант И.В. Гессель. Основные предметы - материальная часть артиллерии, теория стрельбы и управление огнем; продолжительность курсов - шесть месяцев. После завершения обучения слушатели сдавали экзамены специальной комиссии и получали свидетельство об окончании курсов. Первый выпуск состоялся в ноябре 1934 г., тогда экзамены выдержали три мичмана и один гардемарин. Во вторую группу было набрано пять человек.

Из аналогичных учебных заведений, возникших в других странах, удалось найти сведения только о Курсах морского дела при Белградской группе охотников флота, входившей в Военно-морской союз. Эти курсы возникли в 1929 г. Помимо теоретического обучения при них предполагалась и организация морской практики. Первоначально для реализации этой цели Общество моряков Русского военного и коммерческого флота предполагало построить парусно-моторное судно. Скорее всего, данный проект осуществить не удалось. Известно только, что белградские охотники флота совершали небольшие учебные плавания на шлюпке «Охотник».

Помимо собственно морских учебных заведений в зарубежной России существовали и другие учебные и молодежные организации, целью которых являлась не профессиональная подготовка моряков, а сохранение флотских традиций. Так, еще в 1920 г. в Харбине возник сиротский приют для мальчиков-сирот и детей малоимущих родителей, названный Русским домом. Немного позднее приют перешел в ведение Иверского братства ревнителей православия, с 1923 г. - Учебного отдела русского муниципалитета Харбина. Первоначально Русский дом являлся учебно-вспомогательным учреждением интернатного типа - учащиеся-сироты жили в его стенах, одновременно обучаясь в различных школах. В 1924 г. Русский дом возглавил К.И. Подольский (штабс-капитан по Адмиралтейству). При нем сиротский приют стал закрытым учебным заведением, дававшим детям различное образование (от гимназического курса и до профессионального обучения в мастерских). Основной флотской чертой воспитанников Русского дома стало ношение морской формы. Морские традиции прослеживались и в интерьерах учебного заведения. К 1934 г. различное образование в стенах Русского дома получили несколько сотен детей. Данная школа пользовалась поддержкой и местных властей. Так, 10 ноября 1934 г., по случаю десятилетнего юбилея, Русский дом был награжден высочайшей грамотой и денежной премией от имени императора Маньчжоу-го.

Существовали за рубежом и морские скаутские организации, одной из задач которых определялось обучение молодежи морскому делу. Так, весной 1935 г. в Шанхае появились морские скауты. Этот отряд был создан по инициативе скаутмастера С.Н. Рудина-Донченко. Учебную программу скаутов утвердил начальник Шанхайского отдела русских скаутов Н.М. Ядрышников. Отряд находился под патронажем кают-компании в Шанхае, а его почетным председателем избрали капитана 1-го ранга П.И. Крашенинникова. Русские моряки принимали посильное участие и в деятельности других молодежных объединений. Например, в составе Национальной организации витязей существовал морской отдел, который возглавлял старший лейтенант И.Д Богданов. Почетным «витязем» (так именовали себя члены данной организации) был вице-адмирал М.А. Кедров.

Несмотря на серьезные недостатки деятельности немногочисленных морских учебных заведений русского зарубежья - отсутствие масштабного характера и невозможность дать своим выпускникам полноценную флотскую подготовку, - эмигрантские курсы, кружки и группы сыграли важную роль в сохранении культуры и традиций Русского флота.


Top