Сибирские мифы и легенды. Предания a о подземных городах Сибири

Земли Сибири хранят в себе много тайн и нераскрытых загадок, который по сей день привлекают людей. На протяжении множества столетий землю заселяли малоизвестные государству народы, которые оставили свой след в истории. Каждая область Сибири имеет свою легенду.

Омская область хранит легенду о «Пяти Озерах », одним из которых является знаменитое озеро Окунево в Омской области . «Пупом Земли» является именно деревня Окунево , которая считается энергетическим центром земли. Сама деревня является местом, где периодически происходят паранормальные явления. Кто-то видел здесь всадника без головы, другие рассказывают про, неизвестно от куда взявшийся, хоровод девушек на берегу реки. Легенда рассказывает, что за спинами девушек то появлялись, то исчезали полупрозрачные фигуры огромной высоты. Вокруг деревни расположено пять озер, которые появились при падении пяти метеоритов. Вода, в каждом из озер, считается целебной, местонахождение пятого озера до сих пор находится под загадкой.

В Новосибирской области хранится легенда о хане Кучуме. Считается, что он запрятал свой клад на территории области.

Томская область может похвастаться своей легендой о старце Федоре Кузьмиче. Говорят, что император Александр I инсценировал свою смерть и стал скитальцем Федором.

Кемеровская область считается первым и единственным местом в Сибирском крае, где видели «снежного человека». Также, поговаривают, что на территории Горной Шории хранится клад адмирала Колчака.

По Алтайскому краю ходят легенды о затерянных демидовских шахтах, клад которых, до сих пор не был найден.

В Республике Алтай тоже хранятся свои легенды. Здесь ходят истории о «золотом запасе» адмирала Колчака.

Красноярский край тоже хранит легенды о кладе Колчака, считается, что, когда он проходил по Обь-Енисейскому каналу, то именно там выбрал место для захоронения своего золота. Еще существует легенда о потерянном дворце императора Гаврила Машарова.

За счет большого количества курганов в Республике Хакасия, существует множество нераскрытых тайн, связанных с их происхождением. Рядом с курганами загадочно стоят менгиры - это простые, поставленные вертикально человеком, мегалиты.

Иркутская область тоже присваивает себе клад Колчака, который спрятан в «Дёминском саду».

Республика Бурятия отличается своими легендами от других регионов Сибирского края. Большинство легенд связаны с шаманизмом и буддизмом. Жители республики считают, что могила Чингисхана с его сокровищами хранится в недрах их земель.

В основном, все легенды Сибирского края, связаны с именами великих людей, которые внесли свой вклад в историю развития регионов. Каждый регион, благодаря своим легендам, подчеркивает свою индивидуальность, тем самым привлекая внимание туристов.



У многих малых сибирских народов сохранились сказания и мифы, рассказывающие о людях белой расы, живших на землях Сибири задолго до них. Есть в этих сказаниях и упоминания о подземных городах этих людей, в которые ушла часть этого народа еще в незапамятные времена. При этом, легенды говорят, что подобные города есть в устье почти каждой сибирской реки, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Например, интересные легенды можно услышать от местных жителей об устье реки Лены, что есть там подземный город, который ныне пустует. Вход в этот город известен немногим, но и они предпочитают помалкивать о его местонахождении. Улицы этого города якобы до сих пор освещаются "вечными светильниками" неизвестной нам конструкции, которые продолжают работать уже не одну тысячу лет.

Вот, что об этом и других преданиях народов Сибири рассказывает российский путешественник, биолог, антрополог Г.Сидоров: " Есть подземный город, и может быть даже этот город связан с глубинными пустотами Земли. Это устье реки Лены. Некоторые люди там побывали, причём проникли они через верхние лазы. Что интересно: несколько якутов там было - они потом вымерли - и русские геологи были - они тоже вымерли. Их имена известны, но это случилось ещё до войны.

Получилось что здесь? Попав под землю, они были шокированы тем, что светилось внутри всё (Это описано у Шемшука в книге «Как нам вернуть рай»). Какие-то вечные светильники стояли, огромные, они освещали улицы огромного города. Куда эти улицы вели - неизвестно. Там хорошо, на Севере. Сверху лёд, а под землёй климат такой, что можно жить, и всё освещено, но людей - никого, и даже нет следов, но очевидно, что эти места когда-то были населены кем-то. Это всё известно, спецслужбы хорошо знают про подземные лабиринты устья реки Лены, но туда сейчас никого не пускают. Там граница, и пограничники это охраняют и с пеной у рта требуют, чтобы каждый убрался. У них свои законы. Хотя, какая там граница?! До полюса территория наша. Это всё сделано, чтобы людей туда не пустить.

Я там не был, но я был в устье Колымы, в устье Индигирки, в устье Хрома. Там примерно то же самое. Везде легенды, рассказы - очевидцы говорят шёпотом, на ухо, с опаской, но подземные лабиринты, гигантские подземные города стоят по всему периметру Северного Ледовитого Океана. Как это объяснить? Очень сложно. Непонятно, но всё это можно найти.

В горных системах, начиная от Енисея и кончая Чукоткой - тысячи пещер, тысячи гигантских стволов, сделанных искусственно, они обложены камнем и уходят в неописуемые глубины. Ясно, что там что-то есть - может даже климат своеобразный - почему-то там свет, но этим ни наука не занимается, ни наши туристы - их стараются увести туда, где всё известно, не опасно. Если бы все силы бросить на исследование этих артефактов, было бы совсем по-другому - мы могли бы столкнуться с такими вещами, от которых наука не могла бы убежать никак".

Зачем древней арктической цивилизации были нужны такие подземные города? Очевидно для той же самой цели, для которой подземные города построены для "элитки" нашей цивилизации по всему миру: для использования их в качестве убежища на случай глобального природного катаклизма или же мировой войны с применением разрушительного оружия массового уничтожения людей.

Вот, кстати, интересный фрагмент интрервью журналиста Д.Соколова с писателем, палеоэтнографом В.Дегтяревым, который уверен, что отступающие льды российского Севера неминуемо откроют остатки городов предыдущей арктической цивилизации, сохранившиеся подо льдом во всей своей первозданности:

"- Владимир Николаевич, в древних мифах и легендах часто встречается упоминание о Гиперборее как о территории богатства и благодати. Если не ошибаюсь, речь идёт о приполярной зоне России?

- Совершенно верно. Тысячелетия назад приполярная территория России и Скандинавии не просто была освоена, люди там жили и блаженствовали, разумеется, до последнего Всемирного потопа с последующим великим оледенением территории диаметром в 6 000 километров. Точно такая же картина нарисовалась и на Южном полюсе Земли. Планетарная катастрофа в буквальном смысле слова произошла в один день и одну ночь, после чего четвёртая цивилизация перестала существовать.

- Что же её погубило?

- Среди неординарных, независимых исследователей преобладают три точки зрения на происхождение этой катастрофы. Я поддерживаю шумерскую космогонию, согласно которой на Земле каждые 12500 лет сдвигаются полюса из-за прецессии земной оси. Происходит движение земной коры, и каждые 12500 лет мы «едем по глобусу» в другую часть света относительно неподвижных звёзд.

Томский исследователь H. Новгородов, напротив, полагает, что движения коры не происходит, а происходит локальное оледенение некоторых территорий. С одновременным потеплением в других местах земного шара. Это признанная учёным миром гипотеза.

А вот третий исследователь, автор теории «Ткань мироздания» В. Кондратов, решительно выступает за то, что боги-колонизаторы Земли постоянно производят на планете огромные масштабные работы по совершенствованию поверхности земного шара: «Боги постоянно заливают, высушивают, выгребают или добавляют, что требуется, на разных участках планеты».

- Значит, всё-таки боги виноваты. Получается, в Библии изложены реальные события?

- Кстати, да, подтверждение этому факту есть в Библии. Я на неё редко ссылаюсь, но здесь сошлюсь на текст апокрифической, Сирийской Библии. В ней сказано, что, узнав о приближении планетарной катастрофы, боги уничтожили свои «домы и храмы» и улетели на небо. И оттуда наблюдали — за происходящим. Там, на орбите Земли, вращался огромный «Золотой дом Бога». Об этом писал ещё Джонатан Свифт, называя его «Летающий город». А большое количество подтверждений наличия городов, мастерских, лабораторий богов можно найти в народных эпосах чуть ли не всего населения Земли.

Например, в финском эпосе Калевала существует непонятная «Мельница богов». Это общемировое понятие (смотрите мифы Индостана). Но это не Галактика, как сейчас трактуют этот образ. Здесь, я полагаю, речь о так называемой «Ткани мироздания». Если постичь эти древние знания и развернуть в практической плоскости, мы сможем получать энергию буквально из воздуха. Вот почему, кстати, исследователи не находят среди артефактов древних цивилизаций двигателей внутреннего сгорания, атомных станций, ГРЭС, ГЭС и так далее. Предкам они не требовались.

- Так в Приполярье были города?

- Да! Там были огромные города. В алтайском эпосе Маадай-Кара описываются величественные здания и сооружения со стеклянными окнами.

Любопытно, что в эпосе редко упоминается использование в строительных конструкциях дерева и металла. Видимо, потомки-кочевники, пересказывавшие эпос, не могли подобрать соответствующего образа. Вот так они рассказывали, например, о стекле: «Мы шли по тонким, прозрачным льдинкам, они звонко хрустели, ломались, но не таяли».

Центром сибирской (зауральской) территории той цивилизации был полуостров Таймыр, на древнем слоговом письме - Та Бин. Это великое название - «Сердце». То есть Таймыр был центром цивилизации. (Ну, например, как сейчас для России Московская область.) Там даже невооружённым глазом можно увидеть фундаменты поселений огромной площади. Десять лет назад я общался в Новосибирске с людьми, ежегодно бывавшими на Таймыре и прилегающих территориях. Они нашли там доисторическую мастерскую. Шумеры назвали подобные «божьи» мастерские Бад-Тибира, то есть «металлургический комбинат». Без меди и золота мои знакомцы с Таймыра не уезжали. И кто бы ни рассказывал о Таймыре, или о Ямале, или об устье реки Лены (город Тикси), все они единодушно говорят о явных следах строений древней цивилизации, подвергшихся разрушениям невиданной силы.

- Но ведь эти разрушения принесли воды Всемирного потопа, разве нет?

- Вода могла бы сотворить подобное, если бы случился кувырок Земли, какой случается на планете (по шумерам и египтянам) раз в 25 900 лет. Прошлый раз в обязательной середине этого периода, 12 500 лет назад, Северный полюс мягко и плавно (в масштабах планеты) «переполз» из Гудзонова залива на своё нынешнее место. Независимые исследователи В.Ю. Конелес, Г. Хенкок, С. Кремер и многие другие подтверждают «мягкость» катаклизма. Одновременно они поражаются силе разрушений. В Библии говорится, что «просто шёл ливень, и вода поднималась». Сто других земных мифов о потопе так же описывают быстрый подъём воды. Но и сейчас уровень воды в Мировом океане поднимается, это постоянно фиксируется. Особенно заметно станет тогда, когда вода зальёт низины и людям придётся карабкаться на возвышенности.

- Так как же в таком случае были разрушены древние города?

- По гипотезе В. Кондратова, боги водой разрушили город Мачу-Пикчу, а он находится на высоте три километра над уровнем моря! Туда потоп не достал, но разрушения там именно водного характера. Я считаю, что для разрушения своей высокогорной лаборатории боги применили «Инхуму» — офомный сигарообразный летательный аппарат, способный за раз набрать к себе в «брюхо» 600000 кубометров воды, песка, камней — чего угодно. Представляете, если запустить пять аппаратов «Инхума», то они за пять секунд бросят на крепкое каменное строение (город) три миллиона тонн воды. А вода далеко не мягкий материал при падении с высоты.

Но ведь совсем иная картина с разрушением береговых объектов на всем протяжении побережья Северного Ледовитого океана! Там был применён протонный удар. И не один. Скажу, что если они били по берегу Срединного моря (Ледовитый океан) с «Золотого дома Бога», то диаметр воздействия равен 500 километрам. Недаром в руслах бывших сибирских рек до сих пор находят исковерканные, переплетённые в кучу, замороженные тела животных - мамонтов, саблезубых тигров и доисторических бегемотов, людей, оленей и перекрученные деревья. И сила потопа тут ни при чем. Животные спасались от повышения уровня воды, забираясь на возвышенности, а их сверху ударили лучом и провернули, как в мясорубке".

В существовании подземных городов у древних высокоразвитых цивилизаций нет ничего сверхъестественного, тем более, что многие из древних технологий остаются для нас пока недоступными. Но это не мешает нашей "элитке" создавать по всему Земному шару города-убежища для себя и своей "обслуги".

А значит, древние мифы и легенды не врут. Устные сказания, передающиеся слово в слово из поколения в поколение хранителями этих преданий, вообще невозможно сфальсифицировать, в отличие от письменных источников. Да и уничтожить устную мифологию можно только вместе с народом. К счастью для нас, фальсификаторы истории не удосужились "подчистить" народные предания и легенды.

Следовательно, именно здесь и находится один из источников информации о подлинной истории человечества. Так вот, оказывается, мифы очень многих народов рассказывают о древней "войне богов". И возможно, что именно с ней связаны разрушения многих древних мегалитических сооружений. Учитывая масштабы этих разрушений можно сделать вывод о разрушающей силе "оружия богов". Именно для защиты от этой разрушающей силы и создавались древние подземные города.

По преданию, существует страна, спрятанная от людских глаз. В ней все равны, все счастливы. Земли плодородны, а воздух целебен. И живёт там народ добрый и праведный, с чистым сердцем и помыслами.

Многие пытались найти эту страну. А кто утверждает, что побывал там, рассказывает, что находится Беловодье в Сибири, среди Алтайских гор.

Страна великой мудрости. Истоки легенды о Беловодье

Первое упоминание о Беловодье датируется X веком, когда к Князю Владимиру Красное солнышко пришёл мудрец. Рассказал, что на востоке есть страна, где никто ни в чём не нуждается,пшеница сама растёт, скот без опасности пасётся на бескрайних лугах. А с огромной белой горы стекают воды,образующие реки, в которых в избытке обитает рыба. И живут там мудрейшие из мудрейших, знающие ответ на любой вопрос. И скрыта эта страна от злых людей. И открывается только чистым сердцам. И зовётся эта страна — Беловодье.

Восхитился Князь рассказу мудреца, собрал дружину, во главе поставил монаха Сергия и отправил их на поиски.

По преданию, после многих лет похода страна была найдена. Дружинники, влюбившись в эти места, решили остаться там. А Отец Сергий отправился в обратный путь, чтобы поведать о благом месте. Домой он вернулся уже глубоким старцем. С тех пор и живёт легенда о Беловодье.

Беловодье – страна свободы

Новые упоминания о Беловодье появились после раскола православной церкви. Приверженцы старой веры, «старообрядцы», ушли в Сибирь, где якобы и нашли страну, где нет власти человеческой и все равны.

Одним из старообрядцев, Марком, была написана книга «Путешественники», описывающая путь до Беловодья из Москвы: через Екатеринбург, далее в Сибирь на Алтай, к деревне Уймон, где старцы подскажут дальнейший путь.


Вид с высоты птичьего полёта на деревню Верхний Уймон

Книга была своеобразной агитацией для крепостных: сбросить оковы рабства и бежать в страну свободы, где праведному и трудолюбивому человеку всегда рады.

И ведь действительно, в XVIII-XIX веках, тысячи крепостных крестьян сбегали в Сибирь в поисках Беловодья. Многие, не найдя заветной страны, в Сибири и оставались: кто прибивался к поселениям старообрядцев, кто с семьёй организовывал свои поселения, вновь и вновь повторяя попытки поиска благостной земли Беловодье.

Беловодье – Шамбала в Сибири

В начале XX века поисками Беловодья занялся путешественник, член географического общества Николай Рерих. Вместе со своей семьёй он приехал на Алтай, в одно из старейших сёл этих мест — Верхний Уймон. Откуда и отправился на поиски священной страны. И судя по его дневникам, Беловодье было им найдено.


Картина Рериха Н.К. «Странник Светлого града»

Также Рерих проводил параллель между тибетской легендой о чудесной стране Шамбале и Беловодьем. Якобы, это одно и то же место, и находится оно в Алтайских горах.

Легенды, написанные Рерихом, по сей день живы в Уймонской долине. И по сей день в эти места совершаются паломничества последователей знаменитого путешественника и философа.

БАЙКАЛА-ОЗЕРА СКАЗКИ I / 1

НАСЛЕДСТВО СИБИРСКИХ НАРОДОВ

Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал - славное сибирское море.

Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена - дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей - буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие - кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.

Нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет мелких князей, купцов и шаманов - все это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения - бесценное наследство сибирских народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнета, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.

Сибирский фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам и преданиям.

В сборнике представлены различные жанры устного творчества народов, заселяющих берега Байкала и долины окружающих рек: волшебные сказки, легенды, предания и устные рассказы; сказки социально-бытовые и о животных. Наряду со старыми, традиционными сказками в сборник включены и сказки о новой жизни в советской Сибири.

Тексты представленных произведений неравнозначны. Одни из них даются в литературной обработке, другие созданы писателями по мотивам народных сказок, легенд, третьи печатаются в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками. Некоторые сказки могут показаться непритязательными и даже примитивными. Однако эта кажущаяся примитивность таит в себе живую непосредственность, естественность и простоту, которые и составляют истинную оригинальность неповторимого народного искусства. Конечно, никто не говорит, что эвенки собрались со всей тайги и столкнули гору в море, такое бывает только в сказке, но в этом заключена большая правда: народ - огромная сила, он может горы сдвигать; никто не поверит, что Ленин прилетал на Крайний Север к эвенкам на красном олене, сплотил их и они победили своих врагов. Ленин в северной тундре не бывал. Однако сказка вдохновляла, рождала веру, звала на борьбу.

Большая часть сказок этого сборника - бурятские, эвенкийские и тофаларские - творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.

Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.

Вместе с поселенцами в Сибири приживались и русские народные сказки.

Герои сибирских сказок, легенд и преданий своеобразны и колоритны. В сказках волшебных - это и сама сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся с чудовищными или злыми богатырями за свободу народа, за правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые, наделенные человеческими качествами. Персонажи социально-бытовых сказок обыкновенные люди, жители тайги, занимающиеся охотой и рыбной ловлей, скотоводством, борющиеся с нуждой и со своими извечными врагами - богатеями.

Интересным и важным явлением в сибирском фольклоре стали новые сказки о Сибири свободной и счастливой, новом, революционном времени, свежее дыхание которого дошло до самого глухого уголка сибирской тайги, до самой крайней точки России.

Это время поистине делало людей счастливыми, окрыляло их мечтой о близком светлом будущем, о всеобщем равенстве, братстве и справедливости. Все это не могло не всколыхнуть, не преобразить традиционное народное творчество. Все те события и настроения, несомненно, отразились в народных сказках сибирских жителей. Слагались сказки о великом Ленине, о русских баторах-революционерах, которые пришли в тайгу, в тундру и помогли людям найти ключ счастья, зажечь солнце новой жизни.

«Байкала-озера сказки» - двухтомное издание, оформленное известными советскими художниками братьями Трауготами.

В каждой книге - три раздела. В первой книге - сказки о Байкале («Волшебные сны Подлеморья»), героические сказки, прославляющие народных героев-богатырей («Вечные люди и живая вода»), топонимические легенды и предания («Так рождались реки и горы»). Во второй том включены сказки о животных («Небесные олени»), социально-бытовые («Счастье и горе») и сегодняшние, современные сказки («Солнце Подлеморья»).

Составитель Н. Есипенок Рисунки Г. А. В. Траугот

ВОЛШЕБНЫЕ СНЫ ПОДЛЕМОРЬЯ

БОГАТЫРЬ БАЙКАЛ

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее не было на земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:

Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…

Байкал гневно крикнул:

Я могу дать только свои слезы!..

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…

АНГАРСКИЕ БУСЫ

Кто в глубокую старину считался самым славным и могучим богатырем, которого все боялись, но и почитали? Седой Байкал, грозный великан.

А славился он еще и несметными, бесценными богатствами, которые стекались к нему со всех сторон от покоренных им и обложенных данью - ясаком - окрестных богатырей. Насчитывалось их более трехсот. Собирал ясак верный соратник Байкала - богатырь Ольхон, у которого был крутой и жестокосердный нрав.

Неизвестно, куда бы девал с годами всю добычу Байкал и сколько бы он ее накопил, если б не его единственная дочь Ангара, синеокая, капризная и своенравная красавица. Очень огорчала она отца необузданной расточительностью. О, как легко и свободно, в любой миг расходовала она то, что собирал ее отец годами! Бывало, журили ее:

На ветер бросаешь добро, зачем это?

Ничего, кому-нибудь да пригодится, - говорила Ангара, посмеиваясь. - Люблю, чтоб все в ходу было, не залеживалось и попадало в хорошие руки.

Сердцем-то добра была Ангара. Но были у Ангары и свои любимые, заветные сокровища, которые она берегла с малых лет и хранила в голубой хрустальной шкатулке. Часто подолгу любовалась она ими, когда оставалась в своей светлице. Шкатулку эту Ангара никогда и никому не показывала и ни перед кем не открывала, поэтому никто из дворцовой челяди не знал, что в ней хранится.

Русская история: мифы и факты [От рождения славян до покорения Сибири] Резников Кирилл Юрьевич

8.6. Мифология покорения Сибири

Мифы сибирских народов о Ермаке. Ермак - главная фигура сибирской мифологии и один из главных героев мифологии русской. Легенды и песни о Ермаке начали складываться сразу после его гибели. Первые легенды появились не у русских сибиряков, а у татар. Две из них есть в «Истории Сибирской» Ремезова. Первая из них - история о битве белого и чёрного зверя на острове при слиянии Тобола и Иртыша, предвещавшей победу русских над татарами. Вторая - сказание о чудесах, случившихся после гибели Ермака.

Утонул Ермак 5 августа, а 13 августа он всплыл, и принесло его к месту на Иртыше, где татарин Якыш ловил рыбу. Увидел Якыш две человеческие ноги, накинул веревку и вытащил тело на берег. Когда же увидел, что покойник в панцирях, то понял, что он не из простых, и побежал в юрты народ созывать. По двум панцирям все поняли, что это Ермак. Когда же Кайдаул-мурза стал снимать с него панцири, то потекла кровь изо рта и из носа, как у живого человека. Положил Кайдаул его нагого на лабаз, и послал послов по окрестным городкам, пусть приходят увидеть нетленного Ермака, и отдал тело, проклиная, в отмщении рода своего. И каждый, кто приходил, пускал стрелу в тело, и каждый раз начинала течь кровь. Птицы же летали вокруг, не смея прикоснуться к нему. И лежало тело 6 недель, до 1 ноября, пока не пришли Кучум с мурзами и остякскими князьями и вонзили в него стрелы и вновь потекла кровь. Тогда многим и самому царю Сейдяку он стал являться в видениях - «да погребут».

Тогда многие сошли с ума и именем Ермака по сей день божатся и клянутся. И настолько он был чуден и страшен, что, когда говорят о нем, без слез не обходится. И нарекли его богом, и погребли по татарскому закону на Баишевском кладбище под кудрявой сосной. А панцири поделили: один, в дар Белогорскому идолу, взял князь Алач; второй отдали Кайдаулу-мурзе. Кафтан взял Сейдяк-царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали на поминки 30 быков и 10 баранов и принесли жертвоприношения, поминая же говорили: «Если бы ты жив был, избрали бы своим царем, а то видим тебя умершим, забытого русского князя». И были Ермакове тело и одежды чудотворными: исцеляли больных, отгоняли недуги от рожениц и младенцев, на войне и на охоте приносили удачу. Видя это, абызы и мурзы запретили поминать его имя. Могила же его скрыта пребудет.

Ремезов сгустил краски, утверждая, что упоминание имени Ермака было запрещено абызами (духовными наставниками) и мурзами. Существует немало татарских преданий о Ермаке, что явно не укладывается в практику запретов. Кроме того, в остальных татарских легендах Ермак не обладает чудотворной силой. Но он всегда человек незаурядный. Надо сказать, что до недавнего времени у сибирских татар было уважительное отношение к Ермаку и никакого против него озлобления. Сейчас появились недоброжелатели, подзуживаемые националистами из Казани.

Предания о Ермаке были известны и калмыкам. Савва Ремезов рассказывает, что его отец, стрелецкий сотник Ульян Моисеевич Ремезов, ездил к калмыцкому тайше Аблаю передать один из панцирей Ермака, который тайша выпросил у русских. Аблай был чрезвычайно счастлив, получив панцирь, целовал его, хвалил царя, а потом поведал Ульяну, что Ермак похоронен под сосной на Баишевском кладбище. По просьбе Ульяна он написал на своем языке подробную повесть о Ермаке, как жил и как погиб, «согласно нашим историям», как был найден и творил чудеса. Тайша уверял, что земля с могилы Ермака обладает целебными свойствами и приносит удачу, а панцирь ему нужен как талисман, чтобы пойти войной на казахов. Говорил ещё, что над могилой Ермака в иные дни столб огненный стоит и татарам он кажется, а русским не кажется.

Помнят Ермака и манси (вогулы). Вогульские песни о Ермаке были записаны в конце XIX в. Несмотря на то что многие вогульские князцы воевали против Ермака, в песнях он положительный герой, добрый и красивый:

Поехал Ермак в далеку Сибирь,

Хороши у него воины.

Сам Ермак шибко хорош,

Носит кафтан хороший

И сам хорош, никого не ругает.

Ох, Ермак, ох, Ермак,

Не езди, Ермак, далеко -

Там карачун,

Там татары злые.

Ждали тебя, Ермак, долго,

Не приехал Ермак.

Ох, Ермак, ох, Ермак.

В другой песне о Ермаке поется как о защитнике вогулов от злых татар:

Ой-ой, ты широка река,

Ты спаси Ермака от врагов.

Пусть разгонит он татар,

Нам от них жизни нет.

Далеко-далеко не езди, Ермак.

Там татары, татары кругом.

Не сносить тебе головы.

Казачьи песни о Ермаке. Сибирский поход Ермака наиболее полно отражен в песенном рассказе «Ермак взял Сибирь» из сборника Кирши Данилова, составленного в XVIII в. с голоса «сибирских людей» по заказу уральского заводчика П. А. Демидова. Песня сложилась вскоре после гибели Ермака, но были наслоения, внесшие изменения в её содержание и лексику. Так, в песне Ермак кается в убийстве посла Карамышева, утопленного донцами в 1630 г. Появляются несвойственные XVII в. слова - «баталия», «матрозы», «фатеры». Вместе с тем в песне с поразительной точностью описан путь ермаковцев в Сибирь и такая воинская хитрость, как увеличение видимости силы чучелами:

Поделали людей соломенных

И нашили на них платье цветное

Было у Ермака дружины три ста чловек,

А стало уже сотеми болше,

Тысячи поплыли по Тоболь реку.

Песня начинается с круга в Астрахани, где казаки решают, куда идти после убийства «посла персицкова». Ермак перечисляет возможные места исхода (Волга, Яик, Казань, Москва) и предлагает идти в «Усолья ко Строгановым». У Строгановых казаки «взяли запасы хлебныя, много свинцу пороху и пошли вверх по Чюсовой реке». Следуют близкие к «Истории» Ремезова подробности пути с двумя зимовками. От «Тоболской горы» казаки разделились: «Ермак пошол усьем верхнием, Самбур Андреевич - усьем среднием, Анофрей Степанович - усьем нижнием». Описана «баталия великая» атаманов Ермака с «татарами котовскими». Меж тем Ермак со своею дружиною прошел «лукою Соуксанскую» и полонил Кучума «царя татарскова». Тогда татары «сокротилися»: «И пошли к нему Ермаку с подарачками». Ермак дань принял, а на место Кучума утвердил «Сабанака татарина». Всю зиму Ермак шил шубы и шапки соболиные, а потом с казаками отъезжал в «каменну Москву».

В Москве Ермак подкупил «болшого боярина» Никиту Романовича, чтобы тот доложил о нем царю грозному на праздник Христов день, когда государь пойдет с заутрени. «В та поры» доложил царю Никита Романович, что Ермак Тимофеев «с товарыщи», с повинностью пришли и стоят на Красной площади. Тотчас их к царю представили в «тех шубах соболиныех». Царь удивился и не стал больше спрашивать, а велел разослать «по фатерам, до тово часу, когда спросятца». Был праздник царю и пирование, что полонил Ермак Кучума - царя татарского и вся сила покорилась царю грозному, царю Ивану Васильевичу. По прошествии праздника приказал царь Ермака пред себя привести. Тотчас их царю представили. Стал расспрашивать царь, где гулял атаман, сколько душ погубил, как Кучума полонил. Ермак пред царем на колени пал и подал ему письменное известие. И сказал таковы слова:

Гой еси, волной царь,

царь Иван Васильевич, приношу тебе асударь повинность свою

Гуляли мы казаки по морю синему

И стояли на протоке на Ахтубе.

И в то время годилося мимо итти послу персицкому,

Коромышеву Семёну Костянтиновичу,

Со своими салдаты и матрозами.

И оне напали на нас своею волею

И хотели от нас поживитися.

Казаки наши были пьяныя, а салдаты упрямыя.

И тут персицкова посла устукали

Со теми ево салдаты и матрозами.

На то государь не прогневался, но и паче умилосердился. Приказал Ермака пожаловать и послал его в сторону сибирскую брать с татар дань в казну государеву. Прошел год-другой с того времени, взбунтовались татары «на болшой Енисее реке». А у Ермака все казаки были разосланы и было только казаков на двух лодках-коломенках. Стали биться они с татарами, и захотел Ермак помочь товарищам на другой коломенке. Ступив «на переходню обманчиваю», правою ногою поскользнулся он:

В других песнях поют о казачьем круге и решении идти к Строгановым, одна из них пересказана в «Строгановской летописи». Известны песни, где вспоминают атаманов Ермака - Ванюху Кольчушку (Ивана Кольцо) и есаула Асташку Лаврентьева, но описание «Сибирского взятия» есть только в песне «Ермак взял Сибирь». Сам Ермак является центральным героем в казацком фольклоре; с ним сопоставим лишь Степан Разин. В большинстве казачьих песен подвиги Ермака происходят не в Сибири, а в казачьих землях: Ермак помогает Ивану Грозному взять Казань, грабит корабли на Волге, под Азовом и на Каспии, сражается с турками. Ермак вводится в круг богатырей, называется племянником Ильи Муромца, сражается с Калином-царем и с «бабой Мамащиной». Особенно были популярны песни о взятии Ермаком Казани. В этих песнях Иван Грозный жалует казакам за службу «Тихий Дон». У Грозного и Ермака особые отношения, и Ермак далеко не проситель - он даритель. Не боится Ермак прямо при царе покарать злого боярина. В этой песне Ермак приходит к царю с повинной, а «думчий» боярин говорит, что Ермака мало казнить-вешать. Атаман раскручинился:

Богатырская его сила подымалася,

И богатырская его кровь разгоралася,

Вынимал Ермак из ножен саблю вострую:

Буйная голова от плеч могучих отвалилася

И по царским палатам покатилася.

Не случайно Ермак известен и как родной брат Степана Разина:

Атаманом быть Ермаку Тимофеевичу,

Есаулом быть его братцу родимому Степанушке.

Народная любовь к Ермаку оказалась долгоживущей. Особенно любили Ермака в Сибири. А.П. Суворин, знавший русскую Сибирь середины XIX в., писал: «В Сибири у всякого крестьянина, даже самого бедного, висит в избе портрет атамана-князя Ермака».

Сибирские землепроходцы: исторический фольклор и записи современников. О сибирских землепроходцах осталось удивительно мало песен и легенд. Совершенно незаслуженно их величию. Причина тому - крайне редкая заселенность севера Восточной Сибири, где самые выдающиеся подвиги и совершились. Малочисленное русское население не могло оставить там устойчивых сказаний. Но для нас останутся в памяти немудреные слова самих первопроходцев. Мало кого из русских не может тронуть «отписка» Семёна Дежнёва:

«И носило меня, Семейку, по морю после первого Покрова Богородицы всюду неволею и выбросило на берег в передней конец за Онандырь реку. А было нас на коче всех 25 человек, и пошли мы все в гору, сами пути себе не знаем, холодны и голодны, наги и босы. А шел я, бедной Семейка, с товарищи до Онандыры реки ровно 10 недель, и пали на Онандырь реку вниз близско море, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И с голоду мы, бедные, врознь разбрелись. И вверх по Анандыре пошло 12 человек. И ходили 20 ден, людей и... дорог иноземских, не видали».

Дежнёв рассказывает, что люди, посланные им на Колыму за помощью, обессилили от нечеловеческих трудностей, повернули назад, но дойти не смогли: «Не дойдя до стану, обночевались, по-чели в снегу ямы копать». От голода не могли идти дальше. Только Фомка Семёнов и Сидорко Емельянов до стану дошли и сказали, что людей спасать надо: «И я, Семейка, последнее свое постеленка и одеялишка и с ним, Фомкою, к ним на Камень послал. И тех до-стальных людей на том месте не нашли... Осталось нас от 25 человек всего 12 человек».

От тех времен остались «скаски» и «распросные речи» Михаила Стадухина, открывателя Чукотки, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова.

В Западной Сибири главными героями в сказаниях о первопроходцах являются Ермак и его товарищи. Из других сюжетов примечательна «Повесть о городах Таре и Тюмени», повествующая о набегах калмыков на Тару в 1634-1636 гг. В Восточной Сибири исторические песни и предания записаны в Прибайкалье и Забайкалье. У Кирши Данилова есть песня «Поход селенгинским казакам» о неудачном набеге казаков на монгольские улусы. Сохранились сказания о стрелецком и казачьем голове Петре Бекетове - основателе Якутска, Олекминска, Читы, Братска и Нерчинска, енисейском воеводе Афанасии Пашкове, ставшем первым воеводой Забайкалья, окольничем Фёдоре Головине, отбившем монгольское нашествие на Забайкалье в 1887 -1888 гг. Характерно, что дворяне Пашков и Бекетов в преданиях становятся казаками. Пашков, что в «молодости Афанасий, был простым казаком», а «казак Бекетов, человек с доброй душой», был на редкость удачливый охотник: «Раньше уж как-то в охотничьих семьях заведено было: родится первый сын, значит, обязательно Петром нарекут. Пусть, дескать, таким же фартовым будет, как тот казак Бекетов».

О Пашкове и Бекетове пишет сосланный Сибирь протопоп Аввакум в своем «Житии». Пашков там изображен как главный сибирский мучитель страдальца за веру, а Бекетов - как невольная жертва Аввакума. Жестокости Пашкова, возможно преувеличенные, правдоподобны - здесь коса нашла на камень. Сам Аввакум пишет: «Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века». Описание же смерти Бекетова в Енисейске 4 марта 1655 г. противоречит фактам. Есть челобитная Бекетова от апреля 1655 г. с сообщением, что в марте 1655 г. он вместе с Онуфрием Степановым защищал от маньчжур Кумарский острог на Амуре. Свидетельства, что Бекетов был ещё жив в 1660-1661 гг., сомнительны. Скорее всего, он погиб во время «богдойского погрома» в 1656 г., когда отряд Степанова был разгромлен маньчжурами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Никакого покорения не было Одно из характерных свойств мифологического сознания состоит в том, что оно вычленяет из большой совокупности фактов и событий одно, два или несколько фактов, и превращает их во всеобъемлющие истины. Так получилось и в нашем случае. Единичный

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

История покорения харлугов, уйгуров и лесных народов Засим Чингисхан отослал ноёна Хубилая к харлугам. Харлугский Арслан-хан с людьми своими явился к Хубилаю сам и выразил свою покорность. Хубилай доставил его в ставку, где Арслан-хан предстал перед владыкой. Поелику

Из книги Татары и Русь [Справочник] автора Похлёбкин Вильям Васильевич

В.В. Похлёбкин Справочник Татары и Русь 360лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв. 1238-1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири) Предисловие Предлагаемый читателю исторический справочник дает сжатую (по объему), но подробную (по количеству и точности

Из книги История Рима. Том 1 автора Моммзен Теодор

Книга третья. От объединения Италии до покорения Карфагена и греческих государств. Arduum res gestas

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Накануне 1941 года. Гитлер идет на Россию автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава 7 От «Зеленой папки» к «Плану Ост» (от покорения к уничтожению) Задача накормить немецкий народ занимает верхнюю строчку в списке целей Германии на Востоке… Мы не видим решительно никакой причины для любых обязательств с нашей стороны кормить также и

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Мифология При всех отличиях, о которых мы говорили, между нами и первобытными людьми все же нет непреодолимой пропасти. Нас связывает бесчисленное множество связей - без этого не было бы и единства человеческого рода. Совершенно очевидно, что первобытные люди, как и мы,

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Мифология зороастризма Мифология зороастризма не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах Авесты описывается четырехъярусная модель космоса: орбита звезд, соотносимая с благими мыслями; орбита луны (благие слова), орбита солнца (благие дела) и

автора

16.4. Почему в азиатской Сибири до сих пор не могут найти следы остякской столицы Искера-Сибири? Ответ: потому, что она находилась в Америке - это ацтекский город Мешико = Мехико Значительная часть повествования Кунгурской Летописи вращается вокруг остякской столицы

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 9. В описания покорения Америки конкистадорами хронисты по ошибке включили Куликовскую битву, османское завоевание, Жанну д’Арк и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

НАЧАЛО ПОКОРЕНИЯ ИНДИИ Одним из важнейших результатов англо-французских войн 40 - начала 60-х годов XVIII в. было начало покорения Индии. Агентом Британской империи здесь выступила Ост-Индская компания, а залогом успеха стала ее двойственная политико-экономическая природа.

Из книги Русская история: мифы и факты [От рождения славян до покорения Сибири] автора Резников Кирилл Юрьевич

8. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ Оттоле же солнце евангелское землю Сибиръскую осия, псаломский гром огласи, наипаче же во многих местех поставишася гради и святыя божия церкви и монастыри создашася. Савва Есипов «О взятии Сибирских земли», 1636

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Книга третья. ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИ ДО ПОКОРЕНИЯ КАРФАГЕНА И ГРЕЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ. Глава I. КАРФАГЕН. Семиты на Средиземном море. Карфаген. Его политическое и торговое могущество. Его внутреннее устройство. Силы Рима и Карфагена.В близкие отношения с племенами

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

История покорения Англии Такой, казалось бы, простой и хорошо известный всем напиток, как чай, таит в себе множество загадок, а история завоевания им Англии похожа на приключенческий роман. Само проникновение китайского напитка в европейские страны достаточно

Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов

2.2 Некоторые канонические ветхозаветные основы покорения Мы приводили в начале этой работы высказывание из «концепции РПЦ» (Глава I), которое повторим здесь (выделено жирным - нами):«“Мужчины, женщины, дети, глубоко разделённые в отношении расы, народа, языка, образа

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Мифология Безусловно, мифы нельзя считать исчерпывающим источником для изучения религии древних греков, но, тем не менее, систему религиозных воззрений эллинов приходится реконструировать именно на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В отличие от


Top