Анализ "Крыжовника" Чехова. А.П


Самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни.

Д. С. Лихачёв

Ради чего человек живёт?

Если он ставит перед собой задачу приобрести как можно больше материальных благ, то самооценка его занижена. Он видит себя только владельцем "иномарки" или хозяином роскошного коттеджа.

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, он высоко оценивает свою роль в обществе.

Он ставит перед собой достойную цель, давая возможность проявиться своему человеческому "я".

Человек не должен стремиться только к личным, узко эгоистичным целям, замыкать свою жизнь на собственных победах и поражениях. Необходимость добра как высшей человеческой ценности должна осознаваться каждой личностью.

Добру учит не только реальная действительность, но и литература. Создавая подлинные произведения искусства, писатели утверждают духовные ценности: добро, красоту и правду. Антон Павлович Чехов - один из тех мастеров слова, кто "не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней", как отмечал литератор К. И. Чуковский.

Рассказ "Крыжовник" вместе с новеллами "Человек в футляре" и "О любви" входит в "маленькую трилогию". В этих произведениях писатель раскрывает тему "футлярной жизни". Повествование о судьбе Николая Ивановича Чимши-Гималайского ведёт его брат Иван Иванович, ветеринарный брат. Это печальная история о том, как скромный служащий казённой палаты, " добрый, кроткий человек", постепенно утрачивает человечность, превращаясь в пошлое, самодовольное существо.

Сын простого солдата - кантониста, дослужившегося до офицерского чина и оставившего своим детям потомственное дворянство, становится настоящим барином, важным и самоуверенным. Деревенское детство с ночным в поле, с рыбалкой не могли не оставить свой след в душе Николая Ивановича. Он тосковал в палате и мечтал о жизни в имении. Рассказчик иван Иванович не одобрял этого страстного желания своего брата "запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу". Мечты казённого служащего постепенно выливаются в определённое желание: иметь усадьбу с барским домом и огородом, где непременно бы рос крыжовник. Этот крыжовник становится навязчивой идеей чиновника. Ради достижения цели он был готов на всё, утрачивая при этом человечность и доброту, потому что ставил перед собой слишком узкие, личные задачи. Постепенно жизнь Гималайского обедняется, никакие сложные, философские вопросы бытия его не интересуют. Духовной пищей Николая Ивановича становятся "сельскохозяйственные книжки и всякие советы в календарях". Он оказывает себе во всём: недоедает, недопивает, одевается, словно нищи, и всё копит и кладёт деньги в банк. В сорок лет служащий женится на старой некрасивой вдове с деньгами. Его не мучает совесть, когда жена умирает, зачахнув от жизни впроголодь рядом со скупым мужем.

Наконец цель достигнута. Усадьба куплена. Иван Иванович навещает имение своего брата с длинным и нелепым названием, но с претензией на значительность: "Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож". С помощью целого ряда деталей Чехов подчёркивает, что герой полностью утратил духовность, превратился в сытое, самодовольное существо: толстая собака, "похожая на свинью", "кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью". Да и сам помещик "постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди, хрюкнет в одеяло".

"Тяжёлое чувство, близкое к отчаянию", вызвала в Иване Ивановиче сцена, когда его брат "с торжеством ребёнка", получившего любимую игрушку, с жадностью ел жёсткий, кислый крыжовник и нахваливал его. Ветеринарный врач видел "счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась", и ему стало грустно и тяжело.

"Добрые дела" этого вошедшего во вкус помещичьей жизни барина состоят в том, что он лечит мужиков содой и касторкой и в день именин ставит крестьянам полведра водки. В нём развилось "самое наглое" самомнение, и он вещает тоном министра ходячие истины: "Образование необходимо, но для народа оно преждевременно".

Встреча с братом перевернула жизнь Ивана Ивановича. Он увидел в себе нечто общее с самодовольным помещиком. Он тоже был доволен и счастлив и изрекал прописные истины.

Великий гуманист, ненавидящий духовное рабство, А. П. Чехов утверждал, что, кроме личного счастья, есть нечто более умное и благородное. "Человек с молоточком" за дверью "довольного, счастливого человека" - это совесть, которая не позволяет нам быть спокойными, когда рядом страдают люди.

На печальном примере Николая Ивановича автор учит читателей никогда не успокаиваться, ставить перед собой высокие цели, делать добро. Личное счастье невозможно в мире, где существуют страдание и несправедливость. Человек должен стремиться к духовному совершенствованию.

Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.
Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

Другие сочинения по этому произведению

В чём заключается конфликт рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»? Образы "футлярных" людей в "маленькой трилогии" А.П. Чехова Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни , её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе . Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.

И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.

Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.

За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.

Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.

Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».

В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.


"Крыжовник" Чехова не читали? Сюжет такой. Ветеринар Иван Иванович рассказывает о своем брате, Николае. Тот всю жизнь служил в какой-то канцелярии. Но всё время мечтал стать помещиком - купить усадьбу, вести хозяйство, есть со своего огорода, по вечерам пить чай и любоваться природой. Он копил на эту мечту, отказывал себе во всем. Даже женился не по любви - на вдове, у которой водились деньги. Вскоре она ушла в мир иной, ее деньги тоже пошли на осуществление мечты Николая Иваныча. В этой мечте была небольшая деталь, которая и дала название произведению Чехова. В усадьбе обязательно должны были расти и давать плоды кусты крыжовника. И вот мечта исполнилась. Правда, не совсем - пруда с рыбками не было, зато Николай сам посадил крыжовник. Он был кислый и жесткий. Но сам Николай наслаждался - как усадьбой, так и крыжовником, он счастлив. Это фактура произведения. А смысл...
А смысл - в следующих словах брата Николая, Ивана:

Я видел счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, который был доволен своею судьбой. Но мною овладело тяжелое чувство. Взгляните на эту жизнь: праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие. Днем едят, ночью спят, говорят чепуху, женятся, старятся, тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, то, что страшно в жизни - происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, протестует только статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. Счастливый чувствует себя хорошо потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он сам не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет.

Мне стало понятно, - продолжает Иван Иваныч, - что я тоже доволен и счастлив. Я тоже поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!

Я боюсь смотреть на окна, - говорит Иван, - так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод! Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Если в жизни есть смысл и цель, то они вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом==.

Такой рецепт счастья от доктора Чехова - делайте добро (абстрактное), смысл жизни в разумном и великом, и тоже абстрактном, прочь какой-то крыжовник и реальные мечты.

Есть мысли по поводу этого рецепта?


Top