Как соотносятся в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие, всепрощение и справедливость? (Булгаков Михайл)


Что значит милосердие? Милосердие-это сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь и поддержать.

Тема милосердия в романе наиболее ярко представлена через образ Маргариты. Героиня помогает окружающим ее персонажам не ради корысти, а именно ради благородной цели. Это характеризует Маргариту как истинно сострадающего, доброго и любящего персонажа.

Маргарита - одна из немногих персонажей романа, кто не потерял милосердия. Она, узнав о тяжелой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему. Или, например, будучи королевой бала Сатаны, она могла попросить то, что желает больше всего, однако Маргарита просит совсем не для себя, а для человека, который нуждался в помощи больше нее, для Фриды. Своим поступком героиня вызывает уважение и восхищение. Воланд в этой ситуации также проявил великодушие, дав Маргарите второй шанс.

А в эпизоде сеанса черной магии милосердие и сострадание проявляют большинство москвичей, что Воланд тоже замечает.

В общем хаосе люди все же жалеют Бенгальского, прося мага простить персонажа.

Таким образом, тема милосердия в романе имеет важное значение как для сюжета, так и для самих героев. Она раскрывает персонажей со светлой, положительной стороны, наталкивает их на добрые поступки.

Обновлено: 2017-02-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?

Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

2. Столкновение двух миров.

3. Сила убеждения Иешуа.

4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

5. Позднее раскаяние.

6. Победа справедливости и милосердия.

2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

1. Воланд и его свита.

2. Кого и за что наказывает Воланд?

3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?

4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?

5. Функция Князя Тьмы в романе.

3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

1. Что такое истина?

2. Судьба Мастера.

3. Достоин ли Мастер Иешуа?

4. Эволюция образа Ивана Бездомного.

5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

1. История любви Мастера и Маргариты.

2. Мотив соблазна.

3. Маргарита в борьбе за свою любовь.

4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.

5. В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования - 1 этап.

2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.

3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4 этап - вывод, итоги исследования:

1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".

3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности.

4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".

5 этап - подготовка макета презентации и буклета.

6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.

Тема милосердия связывается в романе в первую очередь с личностью Иешуа, униженного, слабого и незащищенного, но ни на секунду не поколебавшегося в своей вере, что все люди добры и что царство истины настанет. В рамках “романа в романе”, сочиненного Мастером, Иешуа предстает перед жестоким и трусливым прокуратором как человек, а перед читателями романа - как сын Божий, как Иисус, о котором на первых страницах романа сказано, что он существовал, и который действительно существует, спасая человека Милосердием. Представить дело так, что Милосердие - это какое-то смягчающее добавление к Справедливости, которое вносится естественной жалостью человеческого сердца, - это, значит, уйти от существа большой духовной проблемы, редкостного феномена, данного христианством.

В самом деле, никакими силами Справедливости снять страданий Пилата нельзя, даже если счесть дветысячилетние муки искуплением. Сверхчеловеческая сила любви дает ему милосердное прощение, которое, в отличие от доступной и понятной Справедливости, всегда останется для человека чудом и тайной. Пилат даже просит Иешуа поклясться в том, что казни не было и тот, улыбаясь, клянется в этом. Созвучная этому воззрению концепция темы излагается А.Маргулевым. Зло или тьма в романе предстает равнозначной Добру или Свету силой.

В романе “ведомство” Воланда предстает дополнительным к “ведомству” Иешуа, реализуя таким образом религиозно - философский принцип дуализма. Не случайно в последней, 32-ой главе, Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своем вечном каменном кресле: “ Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремиться разговаривать...”. Иешуа суверенно просит Воланда за Пилата, как он чуть раньше через посредство Левия Матвея попросил за Мастера.

Воланд забирает мастера и уносит его в покой, он уже устами Мастера отпускает Пилата (“Свободен! Свободен! Он ждет тебя. “). Таким образом “Князь тьмы” выступает как земной администратор Божественного правосудия. Тему Добра и Зла в своеобразной трактовке усматривает П. Андреев в своих “фантастических рассуждениях о фантастическом романе “. Согласно его разработкам “ Добро унижено и уничтожено, попрано, оклеветано; полновластвует нечистая сила. Она ведь хоть нечистая, но сила, и все остальное беспомощно перед ней”.

В художественном восприятии эта сила может выглядеть в известной степени привлекательной и даже благородной, как одна из высших сил. Этого, безусловно, нет в мелочном и обыденном земном зле. Силу эту готов принять и разум, оправдывая своеобразной диалектикой, заключенной в эпиграфе к роману. “... ныне - где добрые люди? “ - вопрошает автор статьи “Беспросветные и просвет” - “ Их нет, не осталось добрых...”

Это беспросветье приводит в последнюю фазу отчаяния художника - Мастера. Роман Булгакова, по мнению П.Андреева, - это роман о гибели человека в мире без добра, который по сути дела представляет собой своего рода “ анти - Фауста “.

Герой Гете весь устремлен к бесконечному познанию, он весь - порыв, стремление, перед которым оказывается бессильной даже сила зла. Истиной, которую постигает умирающий Фауст, являются слова: “ Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой “. Современный писатель выглядит на этом фоне неудачником. Он сыт горькими плодами “века разума”. Он ни на что не дерзает, тем более на вечное; он боится бессмертия, как изображенный им Пилат. Человек сломлен, его предали, его “хорошо отделали”.

Сочинение по произведению на тему: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г. Доброва, приведу ее полностью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражает. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе дальше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."

Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый профессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом?

Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие".

bulgakov/master_i_margarita_30/


М. А. Булгаков затрагивает множество острых проблем в романе «Мастер и Маргарита». Одна из них – проблема милосердия. Автор раскрывает её в двенадцатой и двадцать четвертой главах.

В главе двенадцатой описывается сеанс черной магии в театре «Варьете». Воланд испытывает московское общество на нравственность, и одно из таких испытаний – отрывание головы конферансье. Потрясенные зрители умоляют Воланда простить Бенгальского, из чего он делает вывод, что в них, несмотря на стремление владеть материальными ценностями, еще осталась человечность.

Также эта проблема раскрывается в двадцать четвертой главе романа с помощью образа Маргариты. Она прошла множество испытаний, стала ведьмой, хозяйкой бала висельников и убийц, выдержала испытание Воланда на чувство собственного достоинства и была награждена одним желанием.

Но, несмотря на стремление вернуть Мастера, она потратила это желание на то, чтобы Фриде больше не подавали платок, которым она задушила своего ребенка. Воланда поражает её доброта и высокие моральные принципы. «Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки».

Не случайно проблема милосердия вынесена в кульминации первой и второй частей романа. Булгаков считал, что, хотя современное общество в большинстве своем бездуховно, люди еще могут исправиться, пока в их душах сохраняется сострадание к ближнему, подавляющее приоритет материальных ценностей и собственных потребностей.

Обновлено: 2017-08-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Top