Образец положения школьного музея. Примерное положение о музее образовательного учреждения

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не-зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

    музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

    собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

    помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

    музейная экспозиция;

    устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

    документирование природы, истории и культуры родного края;

    осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

    организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

    развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

    учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

    учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организо-ван совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Сиволина Л.А.

« 17 »_января_20 15 год

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

МБОУ «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

1. Общие положения

1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьных музеев тесно связана с историей родного края.

1.2. Школьный музей создан в образовательном учреждении под руководством педагогов и при участии общественности.

1.3. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учёту и сохранности в установленном порядке.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей способствует:

воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

приобщению учащихся к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников родного села.

2.2. Задачами школьного музея являются:

использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

3. Содержание и формы работы

3.1. Школьный музей в своей деятельности руководствуются

документами:

Закон Российской Федерации об образовании;

Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992;

нормативные документы о фондах государственных музеев России.

3.2. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодёжного движения, участвует в традиционных краеведческих чтениях школьников, районных предметных олимпиадах, конференциях, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

3.3. Совет музея:

изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики;

систематически пополняет фонды и библиотеки музея путём активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

ведёт строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;

проводит обучение по программе “ Школьный музей».

4. Организация деятельности музея

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:

актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

руководителя педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определённого профиля;

экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.

4.2. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьный музей нашей школы имеет историко-краеведческий профиль:

4.3. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.

Решение об открытии музея согласовывается с районным отделом образования и оформляется приказом директора школы

4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, областной аттестационной музейной комиссией присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся паспорт школьного музея.

4.5. Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объёмных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.

4.6. Каждые три года проходит переаттестация школьного музея, которую проводит областная музейная комиссия.

5. Руководство работой музея

5.1. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несут директор школы и руководитель музея.

5.2. Работа школьного организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся избирается совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог-руководитель музея.

5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.4. Организационно-методическим центром по работе школьных музеев является Льговский ДДТ Дом.

6. Учёт и обеспечение сохранности фондов

6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной и опечатанной), заверенной печатью школы и отдела образования.

6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи...)

6.3. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.4. Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях категорически запрещается.

7. Порядок закрытия музея

7.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом.

7.2. Решение о прекращении деятельности школьного музея согласовывается с районным отделом образования, о чём ставится в известность Льговский ДДТ.

7.3. Для передачи фондов школьных музеев в шефствующий государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия при РОО.

7.4. Паспорт школьного музея при закрытии передаётся в ДДТ.

Положение
о школьном музее

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Пущино МО

1.Общие положения:

1.1. Школьный музей является структурным подразделением муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Пущино МО, созданным для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим Положением.

1.3. Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций - памятников истории и культуры, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.4. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.5. Руководство музеем осуществляется одним из назначенных руководителем школы педагогов с участием общественности.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются её задачами.

2.Основные понятия:

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретными профильными направлениями:

- «Боевой путь 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова»;

Педагоги СОШ №1 - участники Великой Отечественной войны

Директора СОШ №1 - Н.Д. Щукин и Т.С. Чигинёва

Земляки и пущинцы - участники Великой Отечественной войны

Оружие и обмундирование времён Великой Отечественной войны

Народный быт нашего края

История образования в г.Пущино.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Экспонат - музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.4. Комплектование музейного фонда - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

2.7. Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.8. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

  1. Цели и задачи:

3.1. Основной целью музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3.2. Задачи музея:

Развитие интереса к истории родного края через краеведческую деятельность;

Организация досуга школьников;

Организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

Выявление, собирание, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

Внедрение модульной организации дополнительного образования;

Развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

Организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением микрорайона;

Формирование детского актива, создание органов самоуправления - совета музея.

  1. Содержание и формы работы:

4.1.Школьный музей в своей деятельности руководствуется документами:

Закон РФ "Об образовании" от 08.08.2004 г.

Письмо Министерства образования (Федерального Агентства) России № 28-51-181/16 от 12.03.2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений".

Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре". Постановление ВСРФ №3612-1 от 9.11.1992 г.

4.2.1. Основные направления деятельности музея:

Выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

Комплектование музейных фондов;

Изучение музейных предметов.

Использование музейных предметов.

4.2.2. Основными функциями музея являются:

Организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

Документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

Организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

Совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы;

Организация конкурсов, выставок, смотров, тематических классных часов, уроков мужества, вечеров, дискуссий и др.

4.3. Актив музея организует встречи с жителями микрорайона, города, ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, другими интересными людьми.

4.4. Школьный музей принимает участие в традиционных областных, городских, региональных краеведческих чтениях школьников, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах, представляя на них результаты исследований по тематике музея.

4.5. Совет музея:

Изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей музею тематики;

Систематически пополняет фонды и библиотеку музея путем активного поиска в экскурсиях, встречах, туристических походах;

Ведет строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создает и обновляет экспозиции, выставки;

Проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся;

Устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями боевого пути 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова, а также с другими музеями города и области;

  1. Организация деятельности музея:

Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей и боевым путём 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова, а также с историей и культурой городского округа, города, области.

Вышеперечисленное возможно при наличии:

Актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

Руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива школы;

Собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

Экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

Помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

Положения музея, утверждённого руководителем образовательного учреждения.

Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры. Школьный музей имеет историко-краеведческий профиль.
Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с городским управлением образования и оформляется приказом директора образовательного учреждения.

6.Функции музея.

  1. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников.
  2. Развитие детского самоуправления
  3. Документирование истории, культуры школы, ее развития путем выявления, сбора изучения и хранения музейных предметов.
  1. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-воспитательным фондам.

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством РФ на праве оперативного управления.

Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель школы.

Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- Хранение огнестрельного, холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в местный краеведческий музей или государственный архив.

  1. Руководство деятельностью музея.

Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.
- Текущую работу музея осуществляет совет музея.

В целях оказания помощи музею может быть организован попечительный совет.

  1. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия.

Положение о школьном виртуальном музее М А ОУ «СОШ №3»

I . Общие положения.

1.1. Школьный виртуальный музей является структурным подразделением общеобразовательной средней школы №3, действующей на основе Закона «Об образовании в РФ».

1.2. Положение о виртуальном музее, а также изменения и дополнения к нему рассматриваются и принимаются на заседании методического совета школы и вступают в силу после согласования с директором школы.

1.3. Школьный виртуальный музей возглавляет Совет музея во главе с заместителем директора по ВР (ГПВ).

1.4. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются задачами.

1.5. Выборы совета проводятся один раз в год.

1.6. Состав Совета виртуального музея:

– директор виртуального музея;

– заместитель директора по поисковой работе;

– заместитель директора по фондам;

– заместитель директора по лекциям и экскурсиям;

– лекторская группа;

– группы администрирования сайта.

II . Основные понятия.

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретным профильным направлением «История школы».

2.2. Музейное собрание – организованная совокупность музейных экспонатов и вспомогательных материалов.

2.3. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту музейных экспозиций.

2.4. Экспозиция – выставленные на обозрение в определённой системе музейные экспонаты.

III. Цели и задачи.

3.1. Основной целью виртуального музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств; приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3.2. Задачи виртуального музея:

– организация досуга школьников;

– комплектование музейного фонда;

– организация актива виртуального музея, создание органов самоуправления – Совета музея;

– воспитание познавательных интересов и способностей;

– овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

– формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

– формирование навыков самостоятельной работы на основе использования информативно-коммуникативных технологий;

– формирование навыков коммуникации;

– развитие умений формулировать задачу и корпоративно её решать.

IV . Содержание и формы работы виртуального музея.

4.1. Школьный виртуальный музей в своей деятельности руководствуется документами:

– Законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г,

– Письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12.03.2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

4.2. В содержание работы виртуального музея входит организация конкурсов, выставок, тематических классных часов, уроков мужества и др.

4.3. Совет музея:

– изучает различные источники информации;

– систематически пополняет фонды музея путём поиска;

– обеспечивает сохранность музейных экспозиций;

– создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

– проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и родителей;

– устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля.

4.4. Для работы виртуального музея используется система контента WordPress

4.5. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства.

4.6. Редактирование и тиражирование печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий.

4.7. Включение школьного виртуального музея в единую локальную сеть образовательного учреждения, перенос накопленной информации и материалов в Интернет на веб-сайт виртуального музея.

4.8. Проведение различных школьных конкурсов с использованием информационно-коммуникативных технологий.

V . Направления деятельности школьного виртуального музея.

5.1. Поисковая деятельность.

5.2. Фондовая деятельность.

5.3. Экскурсионно-лекторская деятельность.

5.4. Экспозиционная деятельность.

5.5. Пропагандистская деятельность.

VI . Разделы сайта виртуального музея.

6.1. История нашей школы.

6.2. Наши учителя.

6.3. Директора школы.

6.4. Фото-видео.

6.5. Гостевая книга.

6.6. Виртуальная экскурсия по школе.

Вконтакте


Top