Пример шеринга. Как заработать на совместном потреблении вещей

В последний год экономика совместного потребления меняется, дополняется новыми функциями и возможностями. Сервисы полируются, становятся все более и более совершенными и все ближе к потребителю.

Небольшая ремарка. В мировой практике часто разделяют понятия sharing economy и on-demand economy. Первое – это услуги с целью снижения затратной стоимости (sharing economy), второе – максмально недорогие услуги по доставке, где любой может являться как потребителем, так и исполнителем (on-demand economy). Однако ряд принципов для них одинаков, поэтому в данном материале мы будем усложнять все разницей терминов и объединим оба понятия в одно – «экономика совместного потребления».

Итак, мы с вами рассмотрим ряд трендов, которые формируются сейчас и закладывают основу на 2016-2017 годы.

1. Активное внедрение новых технологий в существующие

Глава Uber недавно заявил об испытании автомобилей с автопилотом. С одной стороны, прекрасный тренд – сделать это вслед за Tesla. Но, с другой стороны, если речь пойдет о повсеметном внедрении такой технологии в жизнь, через какое-то время это может лишить работы всех тех, кто сейчас называет себя убер-драйверами. То есть исчезнет фундамент Uber – где каждый может стать водителем.

Довольно странный тренд… Но, возможно, он приведет к такой ситуации. Допустим, вы покупаете некое устройство от Uber, инсталлируете его в свой автомобиль и отпускаете машину на вольные хлеба – она сама катается, а вы получаете деньги. Мечта!

Уже сегодня масса стартапов выпускают прототипы в сфере , которые, без сомнения, также войдут в обиход водителей.

Airbnb на некоторых объектах, которые пренадлежат самой компании, последние пару лет тестирует элементы . Они позволяют владельцу не находиться на месте при приеме гостя (это уже распространено), а также и полностью руководят домом по желанию гостя.

Разнообразные платформы давно упрощают связь клиента и заказчика. Это и , и -сайты, и многое другое. Но сегодня начинают создаваться платформы в совершенно неожиданных направлениях – таких как автоматизированный поиск и подбор персонала для бизнеса. Да, даже профессиолналов, которые, по идее, не должны отбираться автоматизированно. Но эту проблему сейчас пытается решить платформа People.ai.



В США рынок аренды недвижимости очень четко контролируется – благодаря наличию у каждого гражданина номера социального страхования и кредитной истории. Именно эти два параметра позволяют владельцам недвижимости отбирать себе жильцов, проверяя их финансовую чистоту. Это гарантия того, что жильцы смогут платить, а если не будут – факт мгновенно отразится в их кредитной истории. Этим людям потом будет намного сложнее не только снимать жилье, но и приобретать разные вещи и услуги.

Другая сторона этой схемы заключается в том, что она усложняет процесс найма жилья: нужна обязательная личная встреча, проверка данных, тратятся нервы и время для обеих сторон. Эту проблему призван решить проект Rentberry, который предлагает всем сторонам-участникам процесса предоставлять свои данные (номер социального страхования и кредитная история) компании и проводить все операции по проверке и отбору жильцов онлайн.

Резюмируя первый тренд, можно сказать об открытии новой ниши для проектов. Развивающаяся инфраструктура экономики совместного потребления – это огромнейший рынок для технологий, призванных упрощать процессы и помогать людям.

2. Переход от благотворительности к бизнесу, или любое начинание должно зарабатывать

Начиная со старта, наши «единороги», Airbnb и Uber , а вслед за ними и другие платформы, твердили – что вот, они пришли, спасители людей. Мол, ради людей, их, дорогих, все и делается. Благотворительность в чистом виде.

И если для гигантов это не было правдой (хотя расходы Uber и все еще больше, чем доходы), то многие платформы в области экономики совместного потребления действительно не зарабатывают денег. Или совсем – или зарабатывают крайне мало, делая минимальный агентский процент в страхе отпугнуть клиентов. А страх этот очень обоснованный – конкуренты легко демпингуют цены, если это поможет привлечь клиентов.

Проще говоря, большинство игроков экономики совместного потребления действуют в таком ключе: главное это привлечь новых пользователей, а как их монетизировать – придумаем потом.

Вот только они упускают такой важный момент, как человеческий фактор. А именно – если они изначально приучивают потребителя к тому, что их услуга бесплатна, заставить их впоследствии платить проценты будет сложно. Лучше сразу предлагать платные услуги.

Именно поэтому новым трендом является переход платформ, новых и старых, на оплачиваемые модели, стараясь либо вежливо, либо агрессивно навязывать потребителю оплату услуги.

3. Новичкам не всегда везет

Последние пару лет во всех отраслях стартап-компаний бытует мнение о том, что в наше время сложно получить инвестиции просто под идею, как это бывало раньше. Все, конечно, правда. И это абсолютно справедливо для компаний, начинающих работать в сфере . Особенно для них.

Новичку достаточно лишь добиться первых результатов, чтобы доказать всем, что он крут – и ему повезет. Но повезет только лишь в том случае, если он покажет профит (тут смотрите пункт 2).

Если вы не зарабатываете или у вас нет американской аудитории – забудьте об инвестициях, вам доступен лишь FFF-канал добычи денег (friends, family, fools).

4. Общественный транспорт рулит

Как говорилось выше, и Lyft станут внедрять технологические новшества, но мы не должны забывать про общественный транспорт! А ведь он – основа передвижения во всех городах.

Это нас оборачивает к таким людям, как , который, кроме и , придумал . Сейчас над реализацией проекта трудятся сразу две калифорнийские компании – Hyperloop One и Hyperloop Transportation . Обе хотят сделать вакуумный «поезд», который будет довозить пассажиров из Сан-Франциско в Лос-Анжелес за 30 минут (вместо шести часов!). И это только начало. Похожий транспорт будут развивать много где и многие другие компании. Я бы сказал, что очень верю в европейские компании, которые, как по мне, добьются лучших результатов и в более сжатые сроки.

Автобус, под которым спокойно проезжают автомобили – еще один очаровательный концепт, который имеет право на жизнь. И практически ничего не мешает ему стать реальностью.



По всей видимости, именно подобные разработки станут технологическим трендом в 2017 году. И да, они абсолютно справедливо могут относиться к sharing economy.

5. , дроны, дроны

Везде они, везде дроны. Доставка всего и везде, исследования территорий, слежка, поиск заблудившихся людей, перевозка…

Вы ведь видели концепт дрона, который способен перевозить человека? Пассажир садится внутрь, нажимает на точку прибытия, двери закрываются, и дрон с человеком внутри – летит! Если расстояние дальше, чем 16 километров – то не летит.



Давайте вместе понаблюдаем, во что это все выльется.

6. Краудворкинг

Потрясающее явление, начавшееся с GitHub и распространившееся на многие другие платформы. Тут можно выкладывать исходники, вместе создавать блоки кодов… В ближайшем будущем такие платформы разовьются до такой степени, что на них будут создавать готовые завершенные опенсорсные решения, которые можно будет брать и просто интегрировать в работу. Да, это убьет много рабочих мест, но тренд очень интересный.

В этих платформах будет еще один огромный плюс: из них будут выходить законченные программные решения и этому нельзя не радоваться.

7. Коррупция? Что это?

Если правильно внедрять все подобные разработки, из нашего речеоборота уйдет слово «Коррупция». Заметьте, как работает те самые наши единороги-монстры. Они фактически убили коррупцию в своих секторах!

Процесс перехода средства от клиента к исполнителю происходит без живых посредников, только взымается процент за транзакцию. Вот это и есть будущее. Развиваясь именно в этом направлении, углубляя прозрачность сервисов, различные платформы сделают революцию в экономике.

Почему все популярнее становится идея оплачивать временный доступ к благам, а не владеть ими, рассказывает экономист Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Узнать больше о современных технологиях и их влиянии на наше будущее можно в проекте « », созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка .

У шеринг-экономики (sharing economy ) много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика. По своей сути это экономическая модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. В экономике по-прежнему остаются две базовые вещи - производство и потребление, но связи между ними сильно трансформируются. Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.

Практика деления восходит еще к Древней Греции, отдельные элементы такой экономической системы можно встретить в любую эпоху - вспомните колхозы в советское время. Библиотеки, секонд-хенды - это тоже пример совместного потребления. Сегодня шеринг-экономика полностью поставлена на рыночные рельсы, и в ней нет принуждения. Вместо отеля можно на короткий срок воспользоваться чужой квартирой, а для короткой поездки на велосипеде - взять его в аренду.

Базовые социологические предпосылки в совокупности с технологическим прогрессом породили такую систему, как экономика деления. Есть два фактора, объясняющие популярность шеринг-экономики, - технологический и ценностный. С точки зрения технологий стало гораздо проще связывать экономических агентов при помощи платформенных технологий. Развитое программное обеспечение способно напрямую связывать владельцев квартир с клиентом без посредника в виде турфирмы. А в ритейле фермер, минуя супермаркеты, выходит к потребителю.

Также на распространение шеринг-экономики повлияла трансформация базовых ценностей. Изменилось понимание счастья и привычки, которые на протяжении прошлого века считались незыблемыми. В 1970–1980-е годы признаком успешности в жизни были дача и машина, а персональный доступ к информационным источникам отходил на второй план. Сегодня многие отказываются от персональных автомобилей (хотя эта тенденция справедлива для Москвы - в регионах машина пока еще считается признаком среднего класса). Но так как большие расстояния никуда не делись, возникает масса компаний, которые предоставляют услуги каршеринга. С жильем та же самая ситуация: снять коттедж за городом на лето дешевле, чем инвестировать в собственный дом. Ценность в виде мобильности сегодня важнее, чем необходимость закрепиться на одном месте.

Важными для развития шеринг-экономики стали трансакционные издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: затраты на сбор и обработку информации, на заключение контрактов, на контроль. Например, раньше многие финансовые сервисы формировались в условиях асимметрии информации, когда потребители готовы платить за ценные для них сведения, которыми владеет кто-то другой. Еще один источник трансакционных издержек - издержки оппортунистического поведения, когда люди из-за асимметрии информации могут вести себя неблагонадежно. В пиринговых системах информация прозрачна, и предпосылки для нарушений исчезают: нет смысла воровать, если это сразу откроется.

Со стороны шеринг-экономики есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Многие страны, например, не определились, что делать с биткоином, как не упустить его из-под контроля. В любом случае регулирование нужно осуществлять через точки влияния, которые пока до конца не понятны.

Шеринг-экономика растет экспоненциально. Если в 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то, по некоторым оценкам, к 2025 году он составит 335 млрд долларов. Пока понятно, что шеринг-экономике будет очень непросто встраиваться в существующие отношения производства и потребления. Не все готовы к таким изменениям, и будет сопротивление со стороны нынешних игроков рынка. Любая технологическая революция сопровождалась другими революциями, - правда, в этот раз всем хотелось бы избежать этого трека. Экономисты и политики ищут решение, как мягко встроить новую технологическую революцию в существующую систему отношений без сильных социальных потрясений.

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Совместное использование товаров и услуг становится все более популярным во всем мире, формируя экономику совместного потребления (sharing economy), то есть долевую экономику. Сейчас ее объем оценивается в 15 миллиардов долларов, но уже к 2025 году, согласно прогнозам, он превысит 300 миллиардов. Использовать совместно можно практически все — автомобили, жилье, технику, даже цветочные горшки. Как шеринг ломает традиционную модель потребления и помогает экономить, а также в чем риски такой модели — в материале РИА Новости.

Доступ, а не владение

Совместное использование придумали не вчера. Оно существовало в эпоху натурального обмена, успешно процветало, например, в советские времена, когда люди охотно подвозили друг друга и делились вещами. А в сельской местности, где ни о каком шеринге и не слышали, эта модель тем не менее успешно существует по сей день.

В экономике совместного потребления вместо того чтобы владеть всем, вы предоставляете то, что у вас есть, и берете в аренду то, что вам нужно. Владение означает, что нужно тратить деньги сначала на покупку, а затем на содержание и обслуживание некоего товара. Шеринг позволяет избавиться от ненужных трат.

Еще один аргумент — мобильность: в городах, квартирах и домах становится все меньше места, поэтому все более актуально иметь доступ к благам только когда вам это нужно, а не загромождать ценное пространство вещью, которой вы пользуетесь раз в год.

Например, согласно исследованиям, купленной дрелью пользуются в среднем не более получаса за все время владения, спортивным снаряжением — не более 10-20% времени. А покупать автомобиль, если его пробег в год менее 15-20 тысяч километров, а используется он лишь для поездок по городу, вообще экономически нецелесообразно.

Пионеры шеринга

Пионерами, успешно применившими бизнес-модель совместного использования в эпоху цифровых технологий, считают такси-сервис Uber и сервис аренды жилья Airbnb. Именно Uber первым предложил людям самим искать частных водителей с помощью мобильного приложения, подорвав тем самым традиционный рынок такси и спровоцировав забастовки теряющих деньги таксистов по всему миру. Сервис краткосрочной аренды жилья в поездках Airbnb сделал то же самое с гостиничным бизнесом, превратившись в полноценного конкурента сначала недорогих, а затем и фешенебельных отелей.

Логическим продолжением совместного использования автомобилей стали каршеринги — сервисы поминутной аренды автомобилей. В Москве, например, работает несколько каршеринговых сервисов: "Делимобиль", "Белка", Anytime, YouDrive и Сar5. В стоимость аренды машин включены бензин, парковка и страховка.

Во всем мире каршеринг отнимает хлеб не только у таксистов, но и у автопроизводителей — их выручка неуклонно падает.

Подсчитано, до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 миллиона единиц в год. В итоге автопроизводители потеряют порядка 8,2 миллиарда долларов.

Впрочем, автоконцерны поняли, что в долгосрочной перспективе на каршеринге они могут и заработать. По подсчетам HIS, если срок владения новым автомобилем составляет в среднем около 6,5 лет, то новый автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в "мобильные" такси, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.


Популярность обрели и сервисы поиска попутчиков, такие как французский BlaBlaCar и его российский аналог "Довезу!". Идея проста: водитель находит людей, которым по пути с ним, и компенсирует расходы на бензин в долгой поездке. Пассажиры же экономят деньги и время, по сравнению с такси или общественным транспортом. Французские основатели BlaBlaCar констатируют: если в США и Европе сервис не особенно прижился, то российский рынок оказался для него как нельзя более подходящим — помогли советские привычки.

"В России помнят, как стояли на дороге и махали руками, поэтому посадить в машину незнакомца не стало чем-то экстраординарным, как, например, в Германии или Испании", — отмечает гендиректор BlaBlaCar Николас Брюссон.

Шеринг всего на свете

Перевозки — не единственная сфера, в которую вторглось совместное потребление. В пользование можно взять все что угодно. В России есть многочисленные проекты и сервисы, позволяющие избежать соблазна избыточного потребления и эффективно использовать имеющуюся собственность.


Например, на Rentmania можно арендовать практически любую вещь у ее владельцев всего за 10% от ее стоимости, будь то фототехника, одежда, строительные инструменты, тренажер или игровая приставка. Сервис работает в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области.

Другой подобный сервис — "Арендориум". Например, двухместную палатку на нем можно арендовать всего за четыре рубля в час. А надувную лодку — за 300 рублей в день.


Разумное потребление продвигают и организаторы питерского сообщества "ВКонтакте" "Стройшеринг. Отдам даром стройматериалы" — там соединяют людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кому они нужны.

Проект "Свалка", действующий во многих городах России, предлагает не только избавиться от ненужных вещей вроде мебели и бытовой техники, но и заработать на этом.

Вещи вывозят бесплатно и дают их владельцам небольшую премию. Потом приводят в порядок и находят им новых хозяев. Как утверждают основатели, до 70% прибыли от продажи ненужных вещей они отдают благотворительным фондам.

Впрочем, зарабатывают владельцы "Свалки" и на том, что отдают часть вещей на погром: придуманный ими же сервис "Дебошь" предлагает людям разгромить обставленную комнату. Туда свозят телевизоры, устаревшие компьютеры, бабушкины серванты и прочую рухлядь, которую не удалось реализовать на "Свалке". Ценник одного погрома составляет от 2500 до 25 000 рублей.

В итоге спустя месяц после запуска оказалось, что 300 тысяч зонтиков "пропали без вести".

По иронии, проблема оказалась в мобильности объекта, на которой и строилась вся схема. Люди обрадовались тому, что не нужно таскать с собой этот громоздкий предмет, но потом оказалось, что возвращать зонтики они просто забывали и уходили с ними домой.

Концепция sharing economy основана на том, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Не осталась в стороне от мейнстрима и сфера недвижимости

К предтечам совместного использования можно отнести публичные библиотеки, распространенные в Советском Союзе комиссионные магазины или пункты проката, где можно было арендовать все, от телевизора до лыж. Но чтобы принцип стал экономически выгодным, потребовалась современная скорость коммуникаций (интернет, мобильные приложения, социальные сети и технологии, которые придут им на смену и поднимут возможности шеринговой экономики на высоту, которая и не снилась создателям первых публичных библиотек) и смена поколений.

Обмен товарами, обмен услугами с помощью платформ растет быстро, рассказывал на Московском урбанистическом форуме основатель программы MetroLab в Массачусетском технологическом институте (MIT) и директор городских программ CIPPEC Габриэль Ланфранчи. Несколько лет назад на него приходилось всего 5% экономики, к 2025 г., по словам экономиста, будет более 30%.

Элис Чарльз, руководитель проекта «Города» Всемирного экономического форума в Женеве:

«Цель шеринговой экономики не в извлечении выгоды девелоперами. Эта экономика позволяет людям делиться/владеть совместно товарами и услугами, что очевидно разумнее и эффективнее. Я бы не думала об этом как о выгоде для подрядчиков. Это польза для людей»

«Представители поколения миллениалов (людей, родившихся в 1980–2000 гг.) предпочитают не владеть, а пользоваться, а сэкономленные время и средства тратить на впечатления и опыт. Уже сейчас люди сдают многое в аренду: дрели, пилы, велосипеды, лыжи, снегоходы. В ближайшем будущем они будут готовы делиться квартирами и автомобилями на время отдыха», – говорит руководитель отдела исследований компании JLL в России и СНГ Олеся Дзюба. Руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC в России Анна Данченок считает, что недвижимость подпадает под влияние sharing economy из-за несоответствия спроса и предложения. Высокий спрос на фоне ограниченной платежеспособности и большой объем лишней недвижимости спровоцировали создание таких сервисов, как Airbnb, Sharemystorage или We Are Pop Up. Тут на помощь пришли уже упомянутые технические возможности. Жилье, офисы, гостиницы в наибольшей степени подверглись трансформации под натиском новых участников рынка. Так появились, с одной стороны, сервисы, объединяющие множество собственников и потенциальных клиентов-арендаторов (Zillow, Airbnb), с другой – специализированные объекты, позволяющие совместно их использовать. Например, коворкинги и коливинги (OpenDoor Co-Living, The Collective), приводит примеры Данченок. Интернет-площадки Trulia и Zillow, которые изначально специализировались на продаже домов, теперь помогают, например, и найти арендатора для ненужной комнаты.

Офис для всех

Для офисной недвижимости шеринговая модель – будущее, уверен директор отдела управления проектами строительства и внутренней отделки помещений CBRE Павел Якимчук. Эксперт выделяет так называемые serviced offices (помещения с отделкой, полностью оснащенные рабочей и переговорной мебелью, офисной техникой, кухонным оборудованием – готовые к использованию, которые сдаются на любой срок и могут адаптироваться под любого пользователя), managed offices (помещения, которые готовят и оборудуют под конкретного арендатора), co-working spaces (здесь компания вместо договора аренды заключает соглашение об использовании офисного пространства на определенных условиях, своего рода «членство в клубе», которое не предполагает владения офисом, а предоставляет возможность пользования помещением с расположенным в нем оборудованием) и по «отдельным столам» (аналогичный сервис, где оговариваются условия, на основании которых в пользование заказчику предоставляется определенное число столов – чаще всего в b2с-сегменте), incubators & accelerators (помещения, предназначенные для стартапов, которые различаются по специализации).

По данным аналитиков PwC, доля коворкингов выросла с 1 до 15% от объема рынка офисного предложения в мире за последние 10 лет: этот сегмент также представлен как онлайн-платформами (примеры за рубежом – LiquidSpace, PivotDesk, Flexioffices, Spacious), так и объектами в управлении сетей (WeWork, Regus). И если изначально, по словам Якимчука, коворкингами пользовались частные предприниматели и небольшие стартапы, то сейчас в Европе и США значительную долю спроса (в основном на managed offices) формируют крупные корпорации.

Еще в 2010 г. журнал Time назвал «совместное потребление» одной из 10 идей, которые изменят мир. Сейчас экономика, основанная на обмене товарами и услугами на базе интернет-платформ, растет быстро. Для поколения миллениалов арендовать удобнее, выгоднее и правильнее, чем владеть

По подсчетам Дениса Колокольникова, председателя совета директоров RRG, в коворкингах на одного резидента приходится примерно в 3–4 раза меньше пространства, чем на сотрудника традиционного офиса: «За счет этого сохраняется приемлемая стоимость рабочего места для арендатора и обеспечивается доходность оператора». Операторам выгодно оптом арендовать офисные площади и сдавать их в розницу. Конечно, нужно время на то, чтобы раскрутить и загрузить площадку полностью, нужно вложиться в оборудование и т. д., оставить часть площадей под места общего пользования – в итоге доходность на 1 кв. м получается не 30–35%, а значительно меньше, подсчитывает Колокольников (см. таблицу).

Эксперт считает, что это «непростой бизнес, он чувствителен к арендной ставке, концепции, качеству управления», поскольку значительную часть дохода операторы получают от оказания дополнительных услуг (аренда переговорных, оборудования, услуги секретарей и т. п.). И, например, если отвести на одно рабочее место не 6 кв. м, а пять, доходность той же площадки вырастает на 20%.

«Если нужно иметь на полгода три рабочих места, мне проще их найти в коворкинге, чем искать помещение 18 кв. м в аренду на шесть месяцев», – встает на сторону пользователя Колокольников.

Любовь к формату «студенческого общежития» обычно проходит с ростом компаний. Гендиректор S.A. Ricci Project Management Руслан Кубрава приводит пример: одно архитектурное бюро и поставщики мебели довольно долгое время совместно арендовали помещение в БЦ «Союз» и делили между собой общественные пространства, которые в том числе использовали для проведения совместных мероприятий. Но когда одна из компаний выросла, она переехала в собственный офис.

Ярмарки как бизнес-модель

В сегмент торговой недвижимости шеринговая модель проникла позднее – как ответ на стремительно пустеющие площади в ТЦ, говорит Данченок. Например, платформы по краткосрочной аренде торговых площадок Appear Here и We Are Pop Up собирали предложения об аренде свободных помещений и подыскивали операторов временных магазинов.

«Совместное использование торговых помещений существует в ритейле давно, – уточняет старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян. – Классический пример – ярмарки и сезонные рынки.

Аренда торговых мест возможна и на продолжительный срок, арендаторы совместно оплачивают уборку общих территорий и услуги охраны».

Данченок в качестве примера приводит сезонные ярмарки или «временные» универмаги на пустующих площадях: Trend Island в «Авиапарке», «Калина-маркет» (российский бренд, который объединяет множество молодых дизайнеров и малоизвестные бренды на одной площадке, работает в разных торговых центрах Москвы), «Йармарка» (мультибрендовый магазин российских дизайнеров, работает в сети «Мега»), мультибрендовый pop-up магазин Underline и др. Pop-up магазины – временные торговые точки, которые появляются за одну ночь, функционируют некоторое время, легко демонтируются и освобождают пространство другим операторам.

В 2019 г. в Москве откроются коворкинги сети WeWork – в деловом квартале «Красная Роза» (девелопер KR Properties), в галерее «Якиманка 26» («Афорра девелопмент»). На «Красной Розе» в БЦ «Савин» WeWork займет 4300 кв. м, на Якиманке – 3200 кв. м. Всего у компании более 287 коворкингов в 77 городах мира. 50% компаний – резидентов сети смогли реализовать совместные проекты на базе WeWork

Принцип совместного использования недвижимости активно применяют онлайн-торговцы: крупные складские комплексы и распределительные центры арендуют по частям ритейлеры, дистрибуторы, логистические операторы, предприятия e-commerce. В том числе и крупные компании, имеющие собственные склады, – для снижения издержек.

Бонусы новых общежитий

Идея совместного проживания на минимальном по площади частном пространстве при наличии обширного общественного, где большая часть жизни и протекает, в послереволюционной России была частично осуществлена и затем на долгие годы забыта. Принципиальный тезис постсоветских людей: мой дом, моя крепость. По разным оценкам, в собственности граждан находится до 80% жилья. Но миллениалы начали входить в пору экономической активности, и тренды стали меняться. Как объясняет партнер и руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield Денис Соколов, финансовая ситуация миллениалов не слишком стабильна, они хотят ездить на дорогих машинах и жить в престижном районе – но не могут себе позволить приобрести все это. Совместная экономика дает им возможность не покупать, но пользоваться.

Согласно исследованию Bank of the West, данные которого приводит руководитель направления девелопмента Becar Asset Management Екатерина Тейдер, 46% миллениалов уже сейчас арендуют жилье, собственное жилье имеет 42%, с друзьями живет примерно 1%, с семьей – около 11%. «Мы ожидаем, что доля арендуемого жилья в сегменте, формируемом миллениалами, возрастет», – считает эксперт. Девелоперы отреагировали созданием коливингов, своего рода общежитий для людей с общими интересами.

«При совместном проживании соседи получают больше места за меньшие деньги, – говорит гендиректор бюро AI-architects Иван Колманюк. – Да, личное пространство сводится до комфортного минимума, 15–17 кв. м, обязательно – индивидуальный санузел, но можно обходиться без кухни и заказывать доставку еды или питаться в городе. Полноценная оборудованная общая кухня, гостиная, лаунж, прачечная и проч. находятся в общем пользовании, и расходы за них делятся на всех арендаторов. Возникающие вопросы решает управляющая компания». Аренда обходится дешевле съема однокомнатной квартиры, добавляет архитектор. «Например, между Садовым и Третьим транспортным кольцом в Москве самая дешевая однокомнатная квартира с «бабушкиной» мебелью без ремонта, но рядом с метро будет стоить минимум 40 000 руб. в месяц. Аренда современной укомплектованной квартиры той же площади (40 кв. м) обойдется в 50 000–60 000 руб. Кроме того, при классической аренде жилья часто приходится иметь дело с агентскими комиссиями. На короткий срок такое жилье арендовать вообще невыгодно, – рассуждает Колманюк. – Жилье в одном из известных шерингов (Colivium, все адреса внутри Кольцевой линии метро) включает современный ремонт с мебелью, отдельную комнату с санузлом площадью около 15 кв. м, полностью оснащенную общую кухню, постирочную, небольшой спортзал и рабочую зону. В месяц проживание стоит 49 000 руб., лист ожидания – на несколько месяцев вперед. Для жителей доступен проектор, подписка на Netflix и другие спутниковые каналы, на кухне всегда есть чай, кофе, специи, в стоимость включены коммунальные услуги, работа консьержа, проводится еженедельная уборка». Есть и более экономные варианты дальше от центра, говорит архитектор.

Коворкинг-сети WeLive, Roam, Common и др. делают качественные проекты с обширной инфраструктурой, говорит о международных примерах руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова. Такие проекты предполагают «тусовку», постоянное общение, обмен идеями и опытом, подразумевается, что целевая аудитория – люди творческих профессий, молодые бизнесмены, фрилансеры. «Под «коливинг» можно приспособить и апарт-отели, и офисные пространства, и гостиницы», – считает Белова. Цена аренды плюс-минус совпадает со стоимостью аренды квартиры в схожем сегменте, в качестве бонуса – facilities and community, оценивает она.

Соколов скептичен: при всех плюсах для России эта модель поведения сопряжена с потенциальной социальной проблемой. «Государство постепенно снимает с себя социальные обязательства. Это означает, что гражданам самим надо беспокоиться о том, где они будут жить и на какие деньги в тот момент, когда пенсионный возраст еще не наступит, а востребованность на рынке труда упадет. С учетом темпов роста экономики России, отстающих от среднемировых, с большой степенью вероятности, доходы многих сегодняшних пользователей шеринга расти не будут. Возможно, шеринг приведет к росту мобильности, когда людям станет проще переезжать в более дорогой город, получив предложение о работе, или уезжать в город с низкой стоимостью жизни при потере работы», – рассуждает эксперт.

«Чтобы понять перспективы шеринга в недвижимости, достаточно взглянуть на данные о составе экономики разных стран и мировых столиц. В западных экономиках огромную долю занимают малый и средний бизнес, их подрядчики и партнеры, в том числе самозанятые. В России экономика состоит из крупных государственных предприятий и предприятий с госучастием. Для них данный формат неинтересен, для их подрядчиков – тоже. И основной объем денег вращается в этой сфере. Пока не произойдет сдвиг в составе экономики в сторону малого и среднего бизнеса, ситуация со спросом на форматы совместного использования принципиально не изменится», – добавляет управляющий партнер УК Zenith PM Илья Андреев.

Какой сценарий будет реализован в России и какую позицию займут выходящие на экономическую сцену центениалы, которые в своих представлениях о жизни пока сильно отличаются от предыдущих поколений, пока не понятно. И если перспективность шеринг-модели в коммерческой недвижимости кажется незыблемой, то шеринг-жилье вполне может разделить судьбу коммун начала века, превратившись из нового образа жизни в некомфортное жилье.

Мировая тенденция sharing economy, что означает «совместное потребление», уже привела к тому, что простейший сервис по поиску частных водителей Uber практически подорвал рынок труда и привел к массовым забастовкам таксистов в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско и Лондоне. Великодушная идея делиться тем, что у тебя есть, противоречит правилам рынка и отрицательно сказывается на благополучии его традиционных участников, в то же время расточительным москвичам путь экономии предстоит совершенно точно. T&P подобрали 9 примеров сервисов, с помощью которых люди делятся всем: от туалетов до 3D-принтеров.

Идея общего использования товаров и услуг, разумеется, не нова: мы давно отдаем ненужные пианино с холодильниками через доски объявлений и покупаем европейскую одежду в секонд-хэндах. Но все же благоприятная экономическая ситуация не уберегла большинство жителей городов от личных велосипедов, бытовой техники, гаджетов и платьев «не на каждый день». В итоге к мировому кризису 2008–2009 мы подошли с огромным количеством вещей, которыми завалены наши балконы и гаражи. В 2011 году журнал Time включил новое понятие sharing economy в список десяти идей, которые изменят мир, произведя революцию в системе потребления. Теперь эта модель вошла в обыденную жизнь людей гораздо глубже, чем вполне очевидные Uber, Airbnb и BlaBlaCar, ставшие звездами «экономики доверия», о чем пишет финансовый обозреватель The Fiscal Times.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает Джонатан Гиллон, сооснователь и исполнительный директор сервиса Roost, с помощью которого пользователи делятся парковочными местами и помещениями для хранения вещей. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду». Кроме того, по мнению Гиллона, к такому разделению собственности привыкаешь: «Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хотят делать добро».

Неудивительно, что основная часть стартапов, основанных на этой модели, возникла вокруг Сан-Франциско и Кремниевой долины: оплоте свободомыслия 60-х и сосредоточении главных высокотехнологичных проектов. Даже когда эти инновации находятся на начальных стадиях развития или вовсе пытаются выживать, в них сохраняется большой потенциал как с точки зрения потребителей, так и владельцев бизнеса. В то время, как жизнь в больших городах дорожает, подобное распределение ресурсов позволяет предотвратить массу лишних трат. В конечном итоге нет предела тому, что мы можем разделить: будь то личный автомобиль или казан для жарки креветок. Электронные платежи делают этот процесс максимально удобным. «Оглянитесь вокруг себя. Ваши кухня, гараж, спальня - в них все еще полно возможностей», - заключает Гиллон.

Пока вы задумчиво оглядываете свое жилище на предмет инвестиционного потенциала, T&P составили список sharing economy проектов, которые уже существуют - в том числе в России.

Создатели этого приложения призывают использовать «чистую» электроэнергию, оптимизируя траты на электричество. Оно предупреждает, когда рядом работают дорогие и опасные с точки зрения экологии электростанции. Сокращая потребление «грязной» энергии в указанные программой часы, пользователи экономят деньги, которые затем идут на снижение расходов за свет и развитие энергетической инфраструктуры в районе их проживания. Интерактивная карта позволяет отследить, откуда энергия поступает в дом, добавить в профиль свои электрические приборы, проанализировать траты и рассчитать оптимальный расход для всех комнат квартиры или дома. Сохраненная подобным образом энергия становится вновь доступной, а значит, экологичной и недорогой. «Энергетический рынок покупает и продает все виды топлива - уголь, газ, солнечную и даже сохраненную энергию. Здесь в игру и вступаем мы», - говорят создатели. С помощью этой системы можно вернуть 10–15% от счета за свет, то есть около 20 долларов ежемесячно.

Глобальная сеть бесплатного вайфая, к которой можно подключиться во многих европейских странах, а также в Бразилии, Японии, Южной Корее и России. Для доступа необходимо просто купить роутер с поддержкой FON, который создает две беспроводные сети: одну лично для вас и вторую на раздачу другим участникам программы. Если вы не являетесь членом сообщества, можете оплатить доступ к сети. Эта возможность актуальна для тех, кто часто бывает в Европе: точки доступа к Fon есть почти во всех крупных городах, в отличие от обычного бесплатного вайфая, к которому мы привыкли.

Сайт и приложение, которые, в отличие от своего созвучного собрата, предоставляют пользователям официальный доступ не к целым квартирам, а к самой важной их части - туалетным комнатам. Макс Гаудин, Брайан Берлин и Трэвис Лорендин, коренные жители Нового Орлеана, придумали Airpnp, когда в очередной раз не нашли места пописать во время празднования католической Масленицы Марди Гра. Придуманная ими карта с доступными и проверенными туалетами - легальный способ решить проблему «rogue pee» (англ. - узник нужды), когда задержанные за справление нужды в неположенном месте просиживают народные гуляния в местной тюрьме. Воспользоваться чьм-либо унитазом с нынешним курсом стоит довольно дорого: так, один из пользователей предлагает свой «фарфоровый рай» за три доллара наличными или через платежную систему. Заведения же часто оставляют эту услугу бесплатной, анонсируя в профайлах на сайте свой вкусный тако или интересный дизайн. Airpnp ставит перед собой цель дать пользователям доступ к чистым и комфортным туалетным комнатам в городах по всему миру, чтобы «pee all you can pee with Airpnp».

Skillshare - база умельцев со всего света, которые с радостью научать вас рисовать логотипы, запускать стартапы, готовить вегетарианские котлеты и вязать. Сейчас в проекте участвуют около 750 тысяч студентов, что обеспечивает трехмиллионный бюджет для оплаты работы учителей. Преподавать на сайте может каждый: необходимо прислать свою программу и снять качественные видео-уроки, доступ к которым будет стоить студенту 9,95 долларов. Создатели считают образование двигателем мировых процессов и мечтают, чтобы все их ученики становились учителями и наоборот, и так до бесконечности.

Слоган компании Zopa, происходящего от английского zone of possible agreement (англ. - зона возможного соглашения): «Заставьте работать свои деньги, тогда вам самим не придется». Этот финансовый сервис был основан еще в 2005 году в Великобритании и за годы своего существования помог гражданам одолжить более 600 миллионов фунтов. Суть Zopa - в объединении тех, кому нужны деньги, с теми, у кого они есть. Вместо того, чтобы обращаться к традиционным банкам с традиционно высокими процентами и низкими ставками по вкладам, заемщики получают деньги по низким ставкам, а кредиторы - высокий процент прибыли. Сам сервис зарабатывает на комиссии от депозитов и выдачи кредитов. Российский фонд Runa Capital с 2013 года входит в проект Zopa, однако сложно представить себе его рекламу на местном рынке.

Возвращаясь к обзору собственной квартиры или гаража, место в котором тоже можно сдать. С помощью десятков сайтов и приложений за деньги или без вы можете дать попользоваться своим велосипедом, дрелью, соковыжималкой, мольбертом, коляской, сноубордом, палаткой и многим другим, что обычно скучает без дела. Знакомьтесь с людьми по всему миру и тратьте меньше. Осталось только верифицировать свой аккаунт и копить звездочки. На некоторых сайтах можно платить за каждую вещь по отдельности, другие продают общий доступ на разные временные периоды.

Парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или тостер, который к тому же иногда сложно достать. Подобные стартапы помогают сократить поиск места, где можно легально и недорого оставить машину. Вы регистрируете свое место, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации. Это все, что нужно знать для участия в проектах, кроме того, что командой CARMAnation управляет лабрадор.

Вряд ли вам удастся познать все гастрономическое разнообразие Квинса, штат Нью-Йорк, или порыбачить с королем Фиджи на своем личном острове, купив стандартный пакет туристических услуг. Проект Vayable призывает нас помнить, что мы живем в удивительном мире с удивительными людьми, и путешествия - это не фотографии для галочки на фоне уже не падающей башни, а незабываемый опыт, который каждый из нас может получить. Прочувствовать жизнь города, в который вы приехали, в компании с местным жителем стоит в среднем 40 долларов с человека. Так, за 35 можно попасть в Белый дом в Вашингтоне, попробовать, что едят парижане на завтрак, обед и ужин, за 75 и познать ночную жизнь Стамбула за 25 долларов. Экскурсии можно выбрать с помощью рубрикатора: дневную или вечернюю, романтичную или для всей семьи, с ужином или шоппингом.

Платформа 3DHubs объединяет промышленных дизайнеров, таких как Джаспер Деккер из Амстердама, с обладателями заветных 3D-принтеров. Так художники получают возможность воплотить свою идею. Решив превратить несколько старых мисок в подвесной светильник, Деккер нашел неподалеку устройство, необходимое, чтобы осуществить задуманное, что значительно ускорило и облегчило процесс.

Иконки: 1) Modik, 2) Benjamin Brandt, 3) Gigi Muraro, 4) lauren gray, 5) Rohith M S, 6) John Caserta, 7) Ahmed Elzahra, 8) Hali Gali Harun, 9) Arthur Schmitt.


Top