Сестры горгоны кто они. Медуза горгона - кто она, мифы и легенды

Медуза — одна из трех дочерей Форкуса и Кето (ее сестры — Сфено и Эвриала), известная также под именем Горгона. Согласно «Теогонии» Гесиода, Горгоны были сестрами Грайи и жили в месте темном, за гранью ночи, где-то за пределами Океана.

О рождении Медузы Горгоны известно очень мало, зато существует несколько вариантов историй о ее смерти. Самая знаменитая из них — легенда об убийстве Медузы от рук Персея (этот момент детально описан в «Метаморфозах» Овидия).

В своем произведении Овидий описывает Медузу, как очень привлекательную девушку. Однажды своей красотой Медуза пленила Посейдона и бог, воспользовавшись своей силой, лишил девушку невинности в храме Афины.

Богиня так разгневалась на своего брата, бога морей, что превратила волосы Медузы в страшных змей, и наделила несчастную девушку ужасным свойством: все, кто пристально смотрели Медузе в глаза, превращались в камень.

Медуза в мифологии и легендах

Гесиод в своей «Теогонии» рассказывает о том, как Персей отрубил Медузе голову и из нее вырвались Теогонии. (Он рассказывает о том, как Персей отрубил голову Медузы, и из ее крови вырвались Хрисаор — гигант, родившийся с золотым мечом в руках, и — крылатая лошадь).

В мифе о Персее герой был отправлен Полидектом, царем Серифа, за головой Медузы. Царь знал о способностях Горгоны превращать людей в камни и хотел таким образом избавиться от Персея, который стал серьезным препятствием на пути к завоеванию Полидектом сердца Данаи — матери героя.

Царь был уверен, что его приказ обречет Персея на верную смерть, однако на протяжении всего пути, герою помогали боги Олимпа (напомним, что Персей был сыном ).

Персей получает от Аида подарок — шапку-невидимку, от Гермеса — летающие сандалии, от Афины — бронзовый щит с зеркальной проверхностью, а от Гермеса — меч. С этими дарами он с легкостью справляется с Медузой Горгоной и возвращается в Сериф с ее отрубленной головой.

Легенды гласят, что каждая капля крови с головы Медузы падала на равнины Ливии и превращалась в ядовитую змею.

Даже отрезанная голова Медузы имела огромную силу: так, Персей, попросив пристанища у титана Атласа и получив отказ, достает из мешка голову Горгоны и превращает не гостеприимного титана в гору.

Голова Медузы также пригодилась герою при спасении Андромеды — дочери царя Эивопии Кефея и его жены Кассиопеи.

Андромеда должна была быть принесена в жертву морскому чудовищу Кетею, во имя исполнения наказания за то, что мать девушки была более красивой, чем Нереиды.

Упоминания о голове Медузы и ее свойствах превращать все в камень встречается в мифах не раз.

В конце концов голова Горгоны достается Афине, которая «вооружается» ей каждый раз, когда она идет в бой.

Медуза Горгона в искусстве

Несмотря на то, что Медуза считается страшным чудовищем, ее голова часто защищает и спасает людей, наделяется функциями некоего амулета. Именно поэтому образ Горгоны довольно часто встречается на греческих и римских артефактах: щитах, нагрудных знаках мозаиках (на нагруднике была изображена Медуза).

Также она изображалась на монетах. В современном мире самый известный образ Горгоны принадлежит модному дому Versace (модельеры уверены, что голова Медузы символизирует синтез красоты, искусства и философии).

Изображение Горгоны появляется в нескольких художественных и архитектурных сооружениях, включая фронтоны Храма Артемиды (приблизительно 580 г. до н. э.) В Корче сохранилась мраморная статуя Медузы (сейчас она находится в археологическом музее Пароса).

Очень часто Медуза изображалась на торцевых частях кораблей. Считалось, что ее образ защищал мореплавателей от буйства стихии и гнева богов (этот сюжет был характерен для римского периода).

Чуть позже голову Медузы можно будет встретить в римских мозаиках, а во время Французской революции ее часто изображали на мечах — она символизировала свободу.

Образ Горгоны встречается в кино (в 1964 году голова чудовища стала центральным образом в британском фильме «Горгона»).

Также голова Медузы появляется на флаге Сицилии и флаге маленькой деревушки в Чехии — Дохалице. Многие художники также обращались к образу Медузы Горгоны: самые известные полотна, изображающие мифическое чудовище, принадлежат перу Рубенса, и .

Написал маслом на холсте картину, посвященную Медузе. Бенвенуто Челлини создал в 1554 году бронзовую скульптуру «Персей с головой Медузы», а в 1590 году Губерт Герхард повторил мифологический мотив в своей бронзовой статуе « и Медуза».

Медуза также часто встречается и в современной культуре: видео- и компьютерных играх, мультфильмах и т.п. Кроме того, персонаж был увековечен в песнях UB40, Энни Леннокса и группы Anthrax.

Мифы Древней Греции оказали огромное влияние на формирование европейской литературы, а для ученых эти произведения коллективного народного творчества и по сей день являются источником познания эволюции психологии человека. Кроме того, они являются неиссякаемым для художников, поэтов и музыкантов. В частности, многими живописцами эпохи Возрождения были написаны полотна на тему мифа, в котором Персей убивает горгону Медузу.

Мифы: начало начал

Согласно мифам Древней Греции, сначала во Вселенной существовал только Скотос, который олицетворял Мглу. Затем из нее возник Хаос. Объединившись, они породили Ночь, Мрак и Любовь (Никту, Эреба и Эроса).

Эти главные боги стали родителями Земли и Неба (Геи и Урана), а также божеств, олицетворяющих стихии, гекатонхейр, титанов и титанид. К последним относились Рея и Кронос, от которых произошли олимпийские боги. Последние стали главными героями древнегреческих мифов и дали обширное потомство, в том числе полубогов и полубогинь, в которых божественная природа сочеталась с человеческой.

Олимп

Древние греки верили, что их главные божества живут на самой высокой горе страны, вершина которой всегда окутана облаками. Реальный Олимп расположен на северо-востоке современной Греции, а в древности по хребту этого горного массива проходила граница с Македонией. Там обитали:

  • верховный бог Зевс — владыка неба, молний и грома - и его супруга Гера, покровительствующая браку и семейной любви;
  • повелитель царства мертвых Аид;
  • богиня земледелия и плодородия Деметра;
  • повелитель моря Посейдон;
  • богиня домашнего очага Гестия.

Затем породил 4 сыновей и 3 дочерей, пополнивших сонм олимпийских богов. Ими стали Афина, Арес, Персефона, Афродита, Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида и Дионис.

Полубоги

Олимпийцы, а крайне редко и олимпийки, не гнушались вступать в любовную связь со смертными. Именно от такой любви произошли полубоги Ахилл, Геракл, Ясон, Гектор, Пелоп, Тесей, Орфей, Беллерофонт, Одиссей, Фороней, Эней и Персей. Последний стал тем, кто убил горгону Медузу и освободил прекрасную Андромеду. Все полубоги были героями, обладающими сверхъестественными способностями, которые они нередко использовали, приходя на помощь другим людям. При этом, в отличие от своих отцов, они были смертными.

От кого произошел Персей — герой, убивший Медузу-горгону

Помните, как в сказке о царе Салтане царицу с младенцем сажают в засмоленную бочку и бросают в пучину вод? Так вот этот сюжет Пушкин позаимствовал из мифа о герое Персее. Считалось, что отцом юноши был сам Зевс, который проник в башню к дочери царя Аргоса Акрисия Данае в виде золотого дождя. Деду Персея когда-то предсказали смерть от руки внука, поэтому он, не задумываясь, избавился от царевны и ее новорожденного сына, поместив их в ящик и бросив в море на милость Посейдона.

Медуза-горгона

Эта дева-чудовище, превращающая все живое взглядом в камень, была одной из трех горгон — дочерей морских божеств Форкя и Кето. Она отличалась необыкновенной красотой, поэтому в нее влюбился Посейдон. Он выбрал для утех тем самым осквернив святилище. Гневу мстительной богини не было предела, и она превратила Медузу в чудовище. Несчастная дева возненавидела весь мир и перебралась на одинокий остров, где поджидала путников, которых превращала в каменные статуи. Ее сестры последовали за ней и сами превратились в ужасных монстров. Однако они не обладали ее страшной силой.

Схватка с Горгоной

Согласно мифу, Персей воспитывался в доме Диктиса. Его брат влюбился в мать героя, Данаю, и решил избавиться от ее сына. Он отправил юношу за однако Афина стала покровительствовать Персею, а Гермес и Аид подарили ему крылатые сандалии, серп и шлем-невидимку.

По совету небожителей юноша сначала посетил трех сестер Грай, у которых на троих был один глаз. Персей его выкрал и вернул только после того, как они указали ему дорогу к острову горгоны. Прибыв к жилищу Медузы, юноша вступил в схватку, во время которой смотрел не на нее, а на отражение в зеркальном щите. Ему удалось отрубить голову чудищу адамантовым серпом, и по совету Афины он спрятал ее в сумке. Сестры Медузы захотели отомстить герою, но он использовал шапочку-невидимку, благодаря которой смог скрыться с острова незамеченным.

После этого все в Элладе узнали, кто убил горгону Медузу. Персей прославился как герой, а Афина наконец утолила свою месть. Она сообщила полубогу, что у него в руках мощное оружие, так как отрубленная голова способна ожить и заставить окаменеть все живое, на что она посмотрит. Однако богиня предупредила, что использовать силу Медузы можно будет лишь раз, так как затем она окаменеет.

Андромеда

В те времена в городе Йоппа (Эфиопия) правили царь Кефей и его супруга, царица Кассиопея. У них была дочь Андромеда, затмевающая своей красотой морских дев нерид. Движимые завистью, они обратились за помощью к Посейдону, и тот наслал на город жестокое чудовище, а также приказал оракулу объявить, что Йоппа будет спасена, только если Андромеда будет принесена в жертву Бог морей не мог предполагать, что тот, кто убил горгону Медузу, придет на помощь несчастной деве. Однако все обернулось не так, как задумали нериды.

Кого убил Персей головой Медузы-горгоны

По пути на остров Сериф герой оказался в окрестностях Йоппы. Проходя вдоль берега, он увидел привязанную к утесу прекрасную Андромеду. Девушка оказалась там, так как горожане вынудили царя отдать свое дитя чудищу. Они надеялись, что, растерзав Андромеду, монстр вернется в морскую пучину и больше не будет беспокоить жителей Йоппы. Они и не подозревали, что рядом окажется тот, кто убил горгону Медузу.

Персей влюбился в Андромеду с первого взгляда и обещал ее спасти, если она выйдет за него замуж. Девушка обещала, и герой сразил чудовище взглядом Медузы. Таким образом Персей утратил возможность управлять всем миром, держа смертных в страхе перед силой горгоны. Зато он завоевал любовь Андромеды.

Дальнейшая судьба

Тот, кто добыл голову Медузы-горгоны и убил был полубогом, а значит, смертным. Совершив свой подвиг, он отправился в Сериф и узнал, что его мать подверглась преследованиям. Это вызвало его гнев, и он расправился с царем Полидектом и его приближенными. Затем герой построил город Микены, где царствовал вместе с Андромедой, родившей ему дочь и шестерых сыновей.

Однажды Персей вместе с Данаей решил посетить деда. Акрисий помнил о предсказании и отказался принять дочь и внука. Прошло еще несколько лет и однажды в гостях герою предложили метнуть диск. Он не отказался, однако произошло непредвиденное и снаряд убил одного из собравшихся зрителей. Как оказалось, это был Акрисий, который так и не смог обмануть судьбу.

В конце жизни Персей долго воевал с царем Аргоса Претом и сразил его в жестокой схватке. Когда сын убитого правителя Мегапенф подрос, он уговорил героя обменяться с ним царствами, а затем убил его во время поединка. Так закончил свою жизнь Персей — сын Зевса, которого эллины прославляли как основателя одного из самых могущественных и богатых полисов Древнего мира.

Теперь вы знаете, какой герой убил Медузу-горгону, а также знакомы с основными героями древнегреческих мифов.

Если тщательно изучить мифы и сказания древних греков, то становится ясно, что существовало несколько горгон, но, спустя тысячелетия, по памяти мы можем воспроизвести имя только одой из них - Медузы.

Медуза горгона. Миф о происхождении

Самые первые упоминания в литературе о змееголовых существах относятся к восьмому веку до нашей эры. В «Одиссее» Гомер пишет о Медузе - чудовище из подземного царства, а в «Теогонии» Гесиод рассказывает уже о трех горгонах-сестрах. Вообще, существует несколько вариантов того, как появились горгоны и кем они были изначально.

Первая версия появления, которой придерживался Еврипид, - титаническая. В ней говорится о том, что матерью горгон была Гея - богиня земли и прародительница титанов. Если это так, то горгона Медуза и ее сестры могли изначально быть чудищами.

Вторую версию можно назвать «посейдонической». Ее излагает в своих «Метаморфозах» Овидий.

Давным-давно, в незапамятные времена, у Форкиса, который в был богом бурного моря, и его сестры Кето, морского чудовища, похожего на дракона, родились три дочери - прекрасные водные девы. Они получили такие имена: Сфено (переводится с древне-греческого как «могучая»), Эвриала («далеко прыгающая») и Медуза («стражница», «повелительница»).

Самой красивой из сестер была Медуза горгона. Она настолько очаровала своей красотой бога Посейдона, что он насильно овладел Медузой в храме, посвященном рассвирепела, узнав об осквернении своего святилища, и превратила морскую деву в горгону - чудовище, покрытое толстой чешуей, с развевающимися на голове вместо волос гидрами и змеями, с торчащими из пасти Сфено и Эвриала решили разделить судьбу сестры и тоже стали чудовищами. А возможно, дело вовсе и не в храме, просто могущественная Афина завидовала прекрасной внешности Медузы и приревновала к ней морского бога.

Медуза горгона - единственная из сестер была смертной, и только она могла своим взглядом превращать людей в каменные статуи. Согласно некоторым другим мифам все три горгоны обладали жутким даром обращать в камень людей и животных, а также замораживать воду. Когда молодой Персей случайно обронил фразу, что он может убить горгону Медузу, Афина поймала его на слове. Она научила героя, как победить горгону и не превратиться в камень, и вручила юноше свой щит, отполированный как зеркало. Герой выполнил свое обещание и принес богине а также вернул щит, на котором отпечаталось изображение горгоны.

Считали, что Медуза горгона, а точнее ее отрубленная голова - это отличный охранный артефакт, оберегающий от зла и «дурного глаза». Так появились и распространились амулеты-горгонейоны.

Изображения Медузы наносили на оружие, доспехи, медальоны, монеты и не только в Греции, но и в Древнем Риме, Византии и Скифии. Сперва горгону рисовали жутко страшной, как настоящее чудовище, но со временем Медузу стали изображать как красивую, хотя и наводящую ужас женщину с извивающимися змеями на голове.

Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини - прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.

Голова Медузы

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) - драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию . Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду , царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта , поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко .

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю , мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины» ) - в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Интерпретации

Согласно рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды, водила ливийцев на войну, но ночью была изменнически убита. Карфагенский писатель Прокл называет её дикой женщиной из Ливийской пустыни . По другому истолкованию, была гетерой, влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние .

Животное горгона из Ливии описал Александр Миндский .

Античные источники

В искусстве

Изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона.

Отдельная иконография - изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалась в декоративный мотив - горгонейон .

В скифском искусстве - заклинательная чаша-омфалос IV в. до н. э. из Куль-Обы (Керчь) с 24 головами.

Верования и амулеты

Горгонейон - маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси.

В русской средневековой культуре

В славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию . Волхв, которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения . В романе «Александрия » головой овладевает Александр Македонский .

Голова горгоны Медузы как эмблема

В западноевропейской живописи и скульптуре

В западноевропейской литературе

В культуре

  • Das Medusenhaupt - работа Зигмунда Фрейда , анализ мифа с точки зрения психоанализа.
  • Медуза Горгона является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче .
  • В честь Медузы Горгоны назван астероид 149 Медуза , открытый в 1875 году.
  • В репертуаре группы Княzz есть песня с одноимённым названием.
  • Истории Медузы посвящена песня Stare из одноимённого альбома группы Gorky Park
  • В современной литературе Медуза Горгона представлена в книжной серии «Таня Гроттер » в роли Медузии Горгоновой - доцента, заместителя главы Тибидохса, преподавателя нежитеведения.
  • В визуальной новелле Fate/stay night Медуза участвует как Слуга класса Райдер (всадник). Её образ немного отличается от оригинального тем, что у неё нет волос-змей, но её способность обращать все живое в камень своим взглядом оказывается реальной. В битвах, она сражается верхом на белом пегасе по имени Беллерофонт.

Горгона в кино и мультипликации

Перси Джексон и похититель молний

Также эта получеловек-полузмея, на голове у которой вместо волос извивающиеся змеи , встречается в фильме «Перси Джексон и похититель молний » (), роль исполнила актриса Ума Турман .

Битва титанов

Злобное существо наполовину человек - наполовину змея, у которой на голове вместо волос кишат змеи , появляется в фильме «Битва титанов » (), роль играла топ-модель Наталья Водянова . В оригинальном фильме использовалась кукла.

Персей (мультфильм)

В советском мультфильме 1973 года Горгона предстаёт обольстительной крылатой нимфой с огромными сверкающими и непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своих жертв.

Доктор Кто

В британском научно-фантастическом сериале Медуза Горгона появилась как вымышленное создание, ожившее в Земле Фантастики. Её появление произошло во 2 серии 6 сезона «Вор разума » (1969), где её сыграла Сью Палфорд.

Школа Монстров (мультфильм)

Упоминается, как мать Дьюса Горгона.

Напишите отзыв о статье "Горгона Медуза"

Примечания

Литература

  • // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 51-58.

См. также

  • Горгоны - древнегреческие чудовища, сестры Медузы
  • Медузы - обитатели моря получили своё название в честь горгоны с шевелящимися щупальцами.
  • Василиск - другое чудовище с волшебным взглядом
  • Остров Горгона - колумбийский остров, названный так в честь большого количества ядовитых змей.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ». Галерея

Отрывок, характеризующий Горгона Медуза

Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.

.
.
Горгоны - согласно греческой мифологии «Вместо волос у горгон - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» - так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э).

Горгоны - чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта . Горгоны - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Горгоны обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами . Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Горгону Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Горгонах отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено, Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь Медуза смертна.
В одном из позднейшем мифе о происхождении горгон сказано следующее.
"В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины . Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею , сыну Зевса . Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи. Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (


Top