Врубель к ночи. Михаил Врубель

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина...

Глубокое постижение керамики как материала, обладающего своими собственными художественными возможностями, приводит его к ряду открытий, имеющих выдающееся значение. По словам специалиста в области декоративно-прикладного искусства Александра Салтыкова, Врубель создал культуру сказочной восстановительной майолики в скульптуре и культуру монументальной керамической живописи в архитектуре. Глина, обогащенная окисями металлов, при обжиге уподоблялась драгоценному камню блеском и переливами, глубиной и прозрачностью цвета – в этом суть открытия Врубеля. Фантастическая игра лилового и фисташкового цвета, сияние золота усложняют пластику скульптуры, наделяют её собственной таинственной жизнью в духе символизма. (Снегурочка и Садко)

Вслед за Виктором Васнецовым Врубель избирает темами своих произведений русские сказки.

"Пан"(1899)

Низкий, над самым горизонтом стоящий полумесяц с его неясными очертаниями, каким он действительно бывает только в летний период, прячась за кустами и случайно показываясь где-нибудь из-за большого пня или кочки – одно из "открытий" Врубеля.

Только после появления "Пана" мы стали замечать в полумесяце его тяжелую рыхлую фактуру и то, что он не дает никакого света, тяготеет к земле, меланхолически стремясь скрыться за горизонт. В таких болотистых местах по вечерам человеком овладевает беспричинная тоска, и душу полнит приток той безысходной грусти, которая сквозит в выцветших старческих остекленевших глазах Пана… Он сидит, согнувшись, около кривой березки, и все тело его срослось с землей, слилось с влажным воздухом, и нет никакой возможности мыслить ни Пана отдельно от этих топких болотистых мест, ни слепого косматого полумесяца без козлоногого старого фавна.

Фактура его сильного тела сливается в одно органическое целое с землей, травами, воздухом и водой. Здесь и изобразительно-поэтическое олицетворение образа эллинской мифологии и его необычайная русификация. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Он никогда не сидел на зноем выжженных холмах Аттики, и его не мог видеть ни один из жителей Аркадии или Арголиды. Мшистая фактура его тела приспособлена к влажным низинам, звуки его цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и теми шорохами, что наполняют северный вечер. Его многие встречали в перелесках, принимая за сучковатый вековой пень, его мохнатая шкура мелькала тусклым цветом серебра меж стволов отдаленных берез, обрывки его звуков слышались, как какие-то неясные и странные голоса в сумерках надвигающейся ночи.

Знаменитый "Пан" был куплен всего за двести рублей - цена ужина в столичном ресторане, а немного позже некий предприимчивый владелец предложил его Третьяковской галерее за пять тысяч!

"Царевна-Лебедь"(1900)

Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). "Царевна-Лебедь" - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником. Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. "Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.

Тайные чары все же покоренного злого колдовства.

Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.

Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!

"Царевна-Лебедь". В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.

Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.

Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Художник пленил нас магией своей волшебной музы.

"К ночи"(1900)

Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине "К ночи", созданной в 1900 году. Надо было обладать поистине феноменальной зрительной памятью, чтобы запечатлеть сложнейшую гамму задуманного полотна. Приближается ночь. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер.

Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь - все будто несет следы ушедшего солнца. Отчизна пращуров.

Бродят лошади на фоне сумрачного неба, бескрайние дали тают во мгле, царит атмосфера первозданности, природы.

И как воплощение ее души - не то сказочный пастух, не то бородатый леший с огромной гривой волос, с могучим, словно кованным из меди, торсом.

Еле мерцает серп молодого месяца, гулкая тишина объемлет степные просторы, только храп коней да печальный крик ночной птицы нарушают безмолвие сумерек...

"К ночи" мифологические темы неотделимы от поэзии родной природы. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом.

Картина "К ночи" - симфония тревоги, той тревоги, которую Врубель подмечал не однажды, выражая её в глазах Анны Карениной, богоматери из "Надгробного плача", Демона, Валькирии, пророка и в автопортретах. И так же, как в "Пане" грусть, так в картине к "К ночи" тревога объективизирована в художественный образ и при всей исключительной оригинальности трактовки поднята над утлой ладьей личных переживаний. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. "Чистый" пейзаж отсутствует у художника, он всегда наполнен у него живым присутствием человека.

Совершенно исключительна по живописной мягкости и технической простоте фактура "К ночи". Картина написана жидким слоем краски на крупном зернистом холсте, благодаря чему достигнуто ощущение бархатистой поверхности, как бы ковра. Такая обработка органически вяжется с живописными качествами произведения. "К ночи" в творчестве мастера – одно из живописнейших полотен. Пластик формы, колорист, завороженный музыкой цветовых сочетаний, в полотне “К ночи” Врубель и декоративен по пятнам, и четок по рисунку.

Тема Демона

Особое место в творчестве художника занимает образ Демона, навеянный лермонтовской поэзией.

Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации именно в этой теме. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени. Фигура юного титана с мощным торсом и печальным темным лицом помещена в подобие фантастического изменчивого пейзажа. Мазки, нанесённые мастером, уплощены, декоративны, уподобляют полотно цветной мозаике или витражу, составленному из прозрачных сияющих смальт. Они лишены покоя, обладают собственной энергией. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Прозрачные кристаллы складываются в небывалые купы цветов, а те, в свою очередь, напоминают по контурам мощные крылья прекрасного существа. Величавая фигура Демона возникает среди вспышек и мерцаний света, словно в брожении и бурлении остывающей магмы. В выражении лица Демона – тоскливый вопрос, в жесте заломленных рук – сила и бессилие, его фигура самим построением композиции уподоблена сжатой пружине, обладающей огромной потенциальной силой, не находящей выхода.

Мозаичная система письма в соединении с широким четким мазком стала характерной особенностью художника.

Нечеловеческие, не дружные с естеством земным образы манили и терзали Врубеля, и язык красок, которым он воплощал эти образы, - сверкание волшебных минералов, переливы огненной стихии, затвердевшей в драгоценном камне.

Михаил Врубель. Картина «К ночи»

В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Необходимо обладать уникальной зрительной памятью, чтобы смочь запечатлеть сложнейшую гамму полотна.

На сгущающуюся ночь дует прохладой от темных просторов Скифской степи, но одинокая фигура, кони и земля будто пронизаны жаром уходящего дня. На рыжем коне как будто следы ушедшего за горизонт солнца. На фоне сумрачного неба, в бескрайних далях бродят лошади, царит атмосфера нетронутости природы. Воссоединением души и природы, как бы выступает сказочный пастух, который похож на бородатого лешего. Его торс могуч, словно выкован из меди. В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы. Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. Приглушенные ржаво-красные оттенки вырисовываются в силуэтах коней, в полунагой смуглой фигуре пастуха, в зарослях чертополохов. Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. Человеческий образ, изображенный на фоне пейзажа, сливается с ним, как бы выходя из его недр. Во всех картинах Врубеля природа одухотворена, а люди сотворены из одинакового с ней вещества. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов. Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди. Чертополох в картине наоборот очеловечен, красные его факелы, как бы оживают, шепчутся и являются одушевленными. Не мыслят друг без друга на картине ландшафт и фигура, они могут перевоплощаться друг в друга. Царящая в сказках стихия превращений естественно для Врубеля, потому что в его творчестве нет перегородок между живым и неживым, между человеком и животным, единая общность во всем. Между тем, Врубель был чрезвычайно наблюдательным, на этой основе и появлялась фантастическая мистика природы. Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. Он имел способность всматриваться, удерживая в зрительной памяти все подробности увиденного. В дальнейшем при работе подключалась фантазия, которая отсеивала все ненужное и преображала сюжет. Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день.

Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Надо было обладать поистине феноменальной зрительной памятью, чтобы запечатлеть сложнейшую гамму задуманного полотна. Приближается ночь. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер.
Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца. Отчизна пращуров. Бродят лошади на фоне сумрачного неба, бескрайние дали тают во мгле, царит атмосфера первозданности, природы. И как воплощение ее души — не то сказочный пастух, не то бородатый леший с огромной гривой волос, с могучим, словно кованным из меди, торсом. Еле мерцает серп молодого месяца, гулкая тишина объемлет степные просторы, только храп коней да печальный крик ночной птицы нарушают безмолвие сумерек…

Глухие ржаво-красные тона, темные силуэты коней, заросли чертополохов и смуглый полунагой пастух-цыган, у которого в жестких черных волосах виднеются рога. Но не рога пастуха сообщают этим произведениям очарование сказки - сама их живописная концепция фантастична, само соотношение фигур и пейзажа. Образ человеческий предстает не на фоне пейзажа, а как бы выходит из его недр и составляет с ним нечто единое.
Природа на картинах Врубеля так же одухотворена, как люди, а люди сотворены из того же вещества, что и природа, даже неорганическая. Кисть Врубеля редко придает человеческим телам и лицам мягкость и эластичность кожных покровов, под которыми струится теплая кровь. Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. Посмотрите на спину пастуха в ночном - она словно слиток меди. Если человеческие существа уподобляются растениям и минералам, то минералы и растения несут в себе нечто человеческое. Чертополохи в картине «К ночи» - живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся одушевленными детьми земли.

Здесь фигура и ландшафт составляют единство, друг без друга не мыслятся. И могут друг в друга превращаться. Стихия превращений, царящая в сказках, для картин Врубеля естественна, потому что в его живописи сняты перегородки между царствами природы, между живым и неживым, между человеком и лесными тварями, стихиями и всем, что наполняет землю, воды и небо. Единая, общая жизнь во всем.
Врубель был феноменальным наблюдателем реальности, на этой основе произрастает его фантастика; можно сказать, что это фантастика самой природы. Однако он никогда не писал свои картины прямо с натуры и редко делал к ним подготовительные натурные этюды. Но он постоянно и неутомимо всматривался. Его зрительная память удерживала увиденное во всех подробностях, а фантазия довершала работу, отсеивая и преображая. Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где
проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат - и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба. Художник Ковальский однажды спросил у Врубеля, как это ему удается писать по впечатлению, так хорошо помня формы и цвета? Врубель ответил: «Если бы вы знали, сколько я работал с натуры! Потом это легко запоминается и легко исполняется».


Top