Значение роман римский в православной энциклопедии древо. Именные иконы Происхождение имени Роман
Общие положения
По характеру изобретения и развлекательному замыслу Макробий (somn. 2,8) относит Петрония и Апулея с их argumenta fictis amatorum casibus referta,
"сюжетами, которые наполнены вымышленными приключениями влюбленных",
к той же категории, что и комедии Менандра. Теории романа в собственном смысле слова в античности не существует. Само это понятие восходит к Средним векам и означает (во Франции) длинное прозаическое или стихотворное повествование, написанное на романском народном языке. Классическая филология использует термин для обозначения достаточно длинного вымышленного повествования в прозе.
Целесообразно провести различие между романом в узком и широком смысле слова. В первом случае имеются в виду - серьезные любовные романы (мы знаем о них по многочисленным греческим текстам), и скорее шуточные формы, сохранившиеся преимущественно на латинском языке. У обоих типов есть определенные общие черты (см. разд. Литературная техника
).
В более широком смысле к жанру относятся: роман с описанием путешествия , биографический роман , часто с увещевательной тенденцией , напр., как зерцало государей, мифологический роман , который трудно отделить от исторического ; роман об Александре в особой степени сочетает черты романа о путешествии с биографией и зерцалом государей. Наконец, роман может стать оболочкой для просветительской демифологизации или утопического проекта . С другой стороны, есть развлекательная литература религиозного направления, напр., служащая религии Изиды (Апулей) или христианства , и частично эти жанры сближаются с биографией и романом о путешествии.
В типах, которые относятся к роману в более широком смысле слова, литературные формы не столь отчетливы, как в любовном и плутовском романе.
Мениппова сатира имеет точки соприкосновения с Сатириконом
Петрония в его прозиметрической форме. Однако вообще у менипповой сатиры есть строгая философская позиция; ее сатирическая направленность гораздо отчетливее, чем, скажем, в романе Петрония.
Роман обладает также способностью впитывать в себя малые формы: напр., анекдоты, басни, сказки, новеллы.
Греческий фон
Греческий любовный роман родствен с новой комедией не только по материалу, он возникает в аналогичной общественной среде: в эпоху эллинизма изменившиеся политические обстоятельства стимулируют интерес к частной жизни. Для представленного в Риме двумя значимыми произведениями типа комического романа предварительной ступенью послужил, вероятно, греческий роман об Иолае. Проблема источника романа об осле будет рассмотрена в главе об Апулее. В остальном для латинской литературы значимы традиции мифологического романа, любовного (Historia Apollonii regis Tyri
), агиографического и романа об Александре.
Римское развитие
Сатирикон
Петрония и Метаморфозы
Апулея для нас - вершины античного романа. Видные предшественники - Сизенна со своими Милетскими рассказами
и Варрон с Менипповыми сатирами, однако у Варрона не было единого действия. Латинский роман не только включен в общеантичную жанровую традицию: его развитие обладает и специфическими чертами, свойственными римской литературе. Кроме того, его ярчайшие представители в каждом случае отражают духовный и общественный климат эпохи.
Характерно, что в то же самое время, когда эпос в творчестве Лукана достиг предела своей патетики и начал отчаиваться в своей задаче изображения осмысленности природного и историко-политического космоса, роман - менее притязательный жанр повествовательной литературы - переживает взлет: это свидетельство утонченности общества, которое воспринимает как серьезную проблему упадок аристократии, школы, образования и торжество разбогатевших вольноотпущенников, но достаточно внутренне независимо, чтобы вволю над этим посмеяться.
Иные, но не менее значимые условия развития складываются для латинского романа во II в.: после гибели политического эпоса при Домициане и постепенного смещения центра тяжести из Рима на окраину Империи в то время, когда варвары начинают все чувствительнее нарушать всеобщий мир и Марк Аврелий - последний усыновленный преемник среди римских императоров - еще раз обретает поддержку в стоицизме, прежде чем ratio
окончательно уступит religio
, многие читатели воспринимают роман Апулея по форме и содержанию как сообразный эпохе: это многосторонний и почти не поддающийся систематизации опыт одиночки в калейдоскопически меняющемся, непредсказуемом мире, свободно самоопределяющийся в религиозно-философских рамках, где никоим образом нельзя вести речь о непритязательности, но направлена она уже не на государство и общество, а на индивидуальность - в рамках, которые своей платоновской тенденцией указывают путь в будущее.
Литературная техника
В романе сочетаются разнообразные технические приемы: они черпаются из эпоса, историографии, новеллы, сказки, декламации, драмы. Любовный роман подчас обозначается как δρᾶμα, σύνταγμα δραματιϰόν , fabula
или mimus
. Как и в комедии, здесь в центре - двое влюбленных, и действие разыгрывается в "мещанском" окружении; предпочтительное для античной теории комического сочетание с действительностью справедливо для романа еще меньше, чем для комедии, поскольку действие часто "романично", т. е. оно представляет собой нагромождение сенсационных событий, не вовсе немыслимых, но в таком количестве невероятных.
Серьезный греческий любовный роман имеет типичные черты, которые - частично в измененной форме - сохраняют свое значение и для римского романа, скорее юмористически-ироничного: двух влюбленных, безупречно верных и чистых, разлучают враждебные обстоятельства (часто - гнев божества): морская буря, кораблекрушение, плен, продажа в рабство, угроза потерять невинность, предотвращенная в последний момент, близкая гибель - вплоть до мнимой смерти - относятся к числу наиболее характерных ситуаций. Конец произведения - счастливое воссоединение любящих.
Повествовательная техника следует историографическим образцам . Если любящие в разлуке, две сюжетные линии развиваются параллельно. Вставками служат новеллы и экскурсы. Рассказ от первого лица и многослойность вставок - технические приемы, более свойственные эпосу, чем историографии, - встречаются в романе в более позднюю эпоху, особенно у римлян, для которых вообще Одиссея сохраняет значение важного литературного образца.
Отдельный эпизод напоминает трагедию и комедию: диалоги заменяют сообщение, монологи - психологический анализ. Нередко встречаются типичные сцены из драмы - напр., диалогическая экспозиция, сцена обмана, заседание суда, узнавание.
Несомненно, технический арсенал комического романа во многих пунктах - тот же самый: есть и разгневанное божество, и типичные дорожные и морские приключения, и показательные драматические сцены.
Правда, не следует упускать из виду и весомые различия, которые не дают полностью свести латинский роман к любовному греческому. Идеалистический любовный роман, напр., вследствие особенного подчеркивания мотива верности разлученных влюбленных практически не допускает сексуальных сцен, которые, со своей стороны, относятся к непременным признакам комического романа; и вызывает сомнения вопрос, можно ли понимать любовь Энколпия и Гитона, как в первую очередь, пародию на романную любовную интригу. Прежде всего следует отметить, что пародия на тот или иной литературный жанр не является основным мотивом создания произведений на латинском языке. Близость к греческой традиции в духе Романа об Иолае
показывает, что у комического романа уже есть своя собственная традиция.
Язык и стиль
Язык и стиль обоих сохранившихся крупных латинских романов совершенно различен. У Петрония много языковых уровней - поэзия, стилистически утонченная проза рассказа от первого лица, вульгарный жаргон вольноотпущенников; у Апулея доминирующий тип - отточенная проза с гомеотелевтами, как и подобает писать в эпоху Второй софистики. Менее точная и трезвая, чем язык Петрония, его латынь отличается подчеркнутой отделкой и игровым характером. Зато ее внутреннее единство выше, чем у Петрония: Апулей, конечно, часто склоняется к поэтичности, но никогда не занимается стихотворством; иногда дает себя знать повседневный язык, однако автор избегает веризма речи вольноотпущенников Петрония.
В позднейшем развитии можно констатировать упрощение языка, причем иногда он приближается к вульгарному, качественно отличающемуся от искусного петрониева изображения простонародной латыни в том отношении, что карикатура выходит ненамеренной.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Петроний представляет свое произведение как novae simplicitatis opus ("произведение неслыханного простодушия", 132). Прежде всего это относится к содержанию, однако у принципа называния вещей своими именами есть не только моральная, но и стилистическая сторона. Этот тезис конвергирует с grandis et pudica oratio,
"высокой и целомудренной речью"
(2), о которой мечтает у Петрония опустившийся ритор Агамемнон.
Естественно, поэтические примеры, которые приводит Петроний, вложены в уста субъекту далеко не безупречной нравственности, однако в них не следует искать образчики плохой литературы. Ученые прежних времен метко назвали Петрония auctorpurissimae impuritatis,
"писателем чистейшей нечистоты".
Его латынь во всех случаях полностью приспосабливается к своему предмету.
Если он заставляет своих героев спорить об упадке красноречия или за недостатком целомудрия в поступках восхвалять целомудренные речи, то Апулей открыто делает удовольствие читателя литературной программой и признает собственное творчество - в сознательном самоуничижении - fabula Milesiaca
, "милетским рассказом", то есть развлекательной литературой. Сравнительно с языковым уровнем литературная программа у Петрония заходит скорее слишком высоко, а у Апулея опускается чересчур низко: вначале нельзя догадаться, что у истории осла есть более возвышенный смысл.
Образ мыслей II
Спорят, служило ли произведение Петрония чисто развлекательным целям или предназначалось для чтения как сатира. Вероятно, здесь сама антитеза - ложная. Анализ словаря в сопоставлении с содержанием показывает, что Петроний критикует бессмысленную мультипликацию безгранично доступных удовольствий и, не подымая морализирующего перста, косвенно дает понять, что он - если и не в моральной области, то в области хорошего вкуса - знает о преимуществах мудрого самоограничения. Тем не менее нельзя делать из Петрония эпикурейского или даже стоического доктринера, хотя он, без сомнения, знаком с учениями и той, и другой школы. В крайнем случае можно назвать его особенно рафинированным сатириком, который никогда не расстраивает читателя, давая понять свои намерения.
У Апулея аналогичная проблема стоит иначе: в корпусе романа так много беззаботно-развлекательного, что многие читатели воспринимают религиозный финал как насильственно привязанный и невероятный. Терпеливая и филигранная исследовательская работа, правда, выявила внутренние линии между основным повествовательным планом и концовкой и - кроме того - тематическую конвергенцию целого и его частей, включая эпизоды. Здесь тоже нет места для или-или. Дело в том, что "автобиографический" роман также приближается к рассказу о философском или религиозном обращении и становится важным предварительным этапом христианской автобиографии. Несмотря на это, роман Апулея - в высшей степени приятное чтение. Резкая грань между "серьезной" и "развлекательной" литературой оказывается вновь и вновь невозможной. Лучшее в обоих романах обязано своим существованием не жанру, а личности авторов.
Справедливо, что Петроний и Апулей - каждый в духе своего времени - придают роману новую ориентацию: Петроний - критическую, Апулей - религиозно-философскую. Таким образом косвенно преодолевается несколько тривиальное мировоззрение идеалистического любовного романа , частично развеиванием иллюзий, частично содержательным углублением. Однако пародийный аспект этого рода литературы не следует считать главным намерением римских авторов; это побочный результат, возникающий наряду с первичным, проистекающим из намерений автора, а их диктует личность и эпоха.
Антоний Диоген, I-II вв. по Р. Х.; Лукиан, Правдивые истории (пародия). Драматическое сочинение (прим, перев.).
Ср., напр., K. Plepelits во введении к его переводу Харитона, Stuttgart 1976, 10 сл.
N. Holzberg 1986 подчеркивает компенсаторную функцию идеалистического романа в эпоху эллинизма (напр., 39). R. Merkelbach 1962 устанавливает, по–видимому, слишком шаблонную связь с мистериями; нет никакого сомнения в том, что творческим стимулом римского романа стало секуляризованное стремление к счастью и избавлению.
Имена: происхождение и формы
Роман
- (от латинского) римлянин. Производные
: Романка, Ромаха, Ромаша, Романя, Рома, Ромася, Ромуля.
Справочник русских имен
Римлянин
(с латинского). Надежны. Приобретая идеал, настойчиво идут к нему, и в том ультимативны. Убежденные. Удивляющие. Обстоятельства мало влияют на них вплоть до того, что бывают своими среди чужих. Любят сладко поесть и хорошо выпить. У женщин - в цене.
Тайна имени oculus.ru
Роман
- римлянин (латинское). Роман Самосатский
, мученик, 11 февраля (29 января). Роман, князь угличский, строитель храмов и богаделен в суровые времена монгольского ига, 16 (3) февраля. Святому Роману молятся о разрешении бесплодия и бесчадия. Рома с детства серьезный и обстоятельный, очень любознательный, ответ на его "почему" одним словом ребенка не удовлетворит, родителям придется отвечать подробно. Он горд и упрям, но не следует силой ломать его сопротивление, лучше действовать убеждением. Маленький Рома очень обаятельный, просто хорошенький. Мама и бабушка его обожают. Поэтому, едва повзрослев, он особенно при посторонних, ведет себя резко и даже, грубо, боится показаться маменьким сынком. Проблемы с Романом возникают и в школе: невыученые уроки, драки, разбитые стекла, прогулы сыпятся почти каждый день. Роман изображает из себя крутого парня. Ему нравятся жесткие виды спорта: борьба, каратэ, бокс. Не следует поощрять эти увлечения, у него и так сильная воля и склонность к риску, жестокости. Так, он никогда не забывает нанесенных ему обид, внутренне удовлетворен, когда узнает о несчастьях или неприятностях у этих людей. Как личность Роман наиболее ярко раскрывается к 30 годам. Это волевой и трудолюбивый человек, самостоятельный, не поддающийся чужому влиянию. Самоуверен. Согласится на работу, если она хорошо оплачивается. Считает, что его знания и деловые качества должны быть вознаграждены. Он, действительно, полностью отдается делу, собран, терпелив. Он может быть политическим деятелем, искуснейшим разведчиком, работать в органах правопорядка. Роман имеет склонность и к искусству, особенно к театру. У него замечательная интуиция, высокоразвитый интеллект. Сразу всего этого не разглядеть, Роман очень скрытный. Внешне он спокоен и кажется безразличным ко всему происходящему, но глубоко в душе спрятана страстная натура. Его реакция на событие, непосредственно его затронувшее, помешавшее его планам, похожа на внезапно вспыхнувший злобный вулкан, приводящий в ужас окружающих. Роман сумеет довести до конца любое начатое дело. Он удивительным образом сможет убедить нужного человека в том, что ему необходимо. Роман страстный изобретательный любовник. Секс для него - великолепный театр, огромнейшая ценность в жизни. Эмоциональная связь с одной из партнерш не исключает возможности заниматься другими. Роман стремится быть свободным и не собирается связывать себя моральными нормами. Девушки сходят по нему с ума, потому что с ним весело, он добрый и щедрый. Роман долго не может найти свою единственную, но и женившись, он не будет верным мужем. Жене придется терпеливо ждать, пока он остепенится. В семье Роман - лидер. Он помогает в домашних делах, не скуп, любящий своих детей отец. Если брак не распадется в первые годы, со временем он будет крепнуть. Роман будет счастлив в браке с Адой, Анной, Валентиной, Еленой, Клавдией, Любовью, Майей, Марией, Мартой, Софьей. Отчество
: Романович. Романовна. Роман Иванович Клейн (1858-1924) - один из самых своеобразных русских зодчих рубежа XIX-XX веков. Современников поражала широта и разнообразие его архитектурных интересов, за четверть века он выполнил сотни проектов, возвел более сорока фундаментальных сооружений, различных по назначению и художественным решениям. Но главным делом жизни Клейна стал Музей изящных искусств в Москве, принесший ему звание академика архитектуры и широкую известность. Путь Клейна к вершинам архитектурного мастерства лежал через годы напряженного труда. Он родился в семье московского купца, его мать была образованный и музыкально одаренный человек, она нередко приглашала в дом художников и студентов консерватории, многие из которых стали впоследствии знамениты. На одном из таких вечеров десятилетний Роман познакомился с архитектором Вивьеном. Общительный француз возил мальчика на строительство зданий, объяснял принципы их возведения, делился с ним как со взрослым своими архитектурными замыслами, показывал чертежи. Именно с тех пор у Романа и появилось страстное желание стать зодчим. Вопреки воле отца, который намеревался передать сыну свое дело, и желанию матери, видевшей его скрипачем, он решительно заявил, что будет только архитектором, и сделал все, чтобы эта мечта сбылась. В 1892 году Роман Клейн участвовал в конкурсе, объявленном Московской городской думой, застройки Красной площади. Его проект торговых рядов получил вторую премию. (Первую получил проект академика А.М. Померанцева - ныне ГУМа). К молодому архитектору обратились частные заказчики. На их средства он возвел на Красной площади так называемые Средние ряды - магазин для оптовой торговли. Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий. В 1896 году на Мясницкой улице появилось необычное здание - знаменитый "китайский домик". Здесь до сих пор находится популярный у москвичей и гостей столицы магазин "Чай-кофе". Фасады и интерьеры его по настоянию заказчика, крупного чаеторговца Перлова, стилизованы Клейном под древнекитайскую пагоду. И хотя сам архитектор позднее критически оценивал свою работу, считал ее аляповатой и надуманной, "чайный домик" сыграл немаловажную роль в формировании творческих принципов архитектора. Китайские мотивы удачно выявляли назначение сооружения. И в дальнейшем Клейн старался выразить в декоре здания его функцию, которая в представлении образованного человека связывалась с тем или иным историческим стилем. В 1898 году Роман Клейн победил на конкурсе проектов Музея изящных искусств, объявленном Московским университетом. Классический стиль. Мотивы архитектуры Акрополя в Афинах, наиболее соответствовали назначению сооружения, в котором намечалось разместить уникальные коллекции. Пытаясь придать исторический облик экспозиционным залам, он спроектировал греческий и итальянские дворики, египетский и белый парадный залы. Таким образом фасады и интерьеры здания сами превратились в экспонаты. Четко разработанный план, высокие технические достоинства отличали зрительный зал крупнейшего московского синематографа - "Колизея" на Чистых прудах (сейчас театр "Современник"). Зодчий создал изящную полуротонду, которая удачно скрывала истинные габариты постройки и в то же время выглядела органичной в историческом окружении старой улицы. Самое смелое и новаторское здание Романа Ивановича Клейна - Торговый дом товарищества "Мюр и Мери-лиз", ныне известный как магазин ЦУМ. Здание возведено на железном каркасе. Архитектор одним из первых в России применил прогрессивную металлическую конструкцию, изобретенную американскими инженерами. В оформлении фасадов легкого и необычайно по тогдашним меркам сооружения Клейн сумел удачно соотнести значительное по площади остекление с каменной облицовкой простенков. Высокая культура большого мастера, тонкий вкус в архитектуре не изменяли Роману Клейну на протяжении всей творческой карьеры.
Раньше и сейчас имя достаточно популярное.
Зодиак имени
: Водолей.
Планета
: Сатурн.
Цвет имени
: лиловый.
Камень-талисман
: аметист.
Благоприятное растение
: тополь, фиалка.
Покровитель имени
: бабочка-парусник.
Счастливый день
: суббота.
Счастливое время года
: зима.
Основные черты
: воля, страстность.ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Роман страстотерпец
, 15 (2) мая.
Роман Олегович
, рязанский князь, мученик, 1 августа (19 июля).
Роман Римский
, мученик, 23 (10) августа.
Роман Антиохийский (Сирийский)
, отшельник, чудотворец, творивший чудеса исцеления, 10 декабря (27 ноября).
Роман Константинопольский
, 14 (1) октября. Сладкопевец, творец канонов, диакон, получивший в дар от Богородицы умение слагать церковные гимны и песни.
Роман Кесарийский
, Антиохийский, священномученик, диакон, 1 декабря (18 ноября).НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
Роман кажет зиму нам: коли на мученика Романа день теплый, то и зима будет теплая.
Ко дню Романа рыбы хоронятся в зимовальных ямах и омутах, готовясь к зимнему сну.ИМЯ И ХАРАКТЕР
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане. Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана. Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.
Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом. Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".
После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову. Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: "Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец". Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.
Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.
День памяти установлен Православной Церковью 27 ноября/10 декабря. Преподобный Роман подвизался в одиночестве на Сильпийской горе, что находилась к востоку от Антиохии. Сейчас гора называется Начар Даг. Проводил время в посте и молитве, под власяницей носил тяжелые вериги. За свою святую жизнь был награжден Господом даром прозорливости и исцелений. По его молитве многие женщины обрели счастье материнства. Прожил долгую жизнь и мирно отошел к Господу. Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, священномученик
Роман Самосатский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 29 января/11 февраля. Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон, творец кондаков
День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября. Преподобный Роман, Сладкопевец жил в конце V - начале VI веков. Грек по происхождению, он родился в Сирии. Завершив обучение, стал диаконом, а спустя некоторое время переехал в Константинополь и устроился клириком при патриаршем храме. Патриарх Евфимий вскоре приблизил Романа к себе, полюбив юношу за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Роман старательно помогал при богослужении, хотя особым голосом и слухом не обладал. Приближение к патриарху вызвало зависть в окружении Романа, и его товарищи сыграли с ним злую шутку. Во время предрождественского богослужения, на котором присутствовал император со всей семьей, службу вел сам патриарх, а храм был заполнен прихожанами, преподобного Романа вытолкнули на амвон (специальное возвышение, для чтения Священного Писания, произнесения проповедей, пения). Оказавшись в центре внимания, он был вынужден петь, его никчемное пение привело в недоумение всех присутствующих, а самого Романа ввергло в глубокий стыд. Придя домой, преподобный Роман упал на колени перед иконой Богородицы и со слезами молился всю ночь. И Богородица услышала его молитвы. Явившись преподобному Роману, Божия Матерь подала ему свиток, который велела съесть. Сразу же после исполнения повеления Роману был дарован красивейший мелодичный голос, да к тому же еще и поэтический дар. Впечатленный всем произошедшим он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». На следующий день преподобный Роман сам настоял на том, чтобы ему разрешили петь. И во время всенощной под Рождество Христово так чудесно спел написанный им гимн, что все вокруг прослезились от восторга, а люди назвали его «Сладкопевцем». С этого момента преподобный Роман украшал своим пением и вдохновенной молитвой каждое богослужение. Согласно преданию, преподобный Роман Сладкопевец написал за свою жизнь более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. Роман Угличский, князь Святой благоверный князь Роман - сын князя Владимира Угличского, родился в 1235 году. С детских лет Роман отличался благочестием, соблюдал посты, молился, читал Священные книги, посещал храмы, был послушен родителям. После смерти отца и старшего брата принял на себя управление княжеством. С мудростью и любовью управлял он княжеством, и оно в период его правления расцвело и укрепилось. Много времени князь Роман выделял на богоугодные дела: строил больницы, богодельни, странноприимные дома, возводил и украшал храмы. Особо заботился о сиротах и вдовах. Любил посещать келии подвижников, беседовал с ними о Господе и подвигах во имя Его. После смерти жены в 1280 году всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Основал город Романов. В 1985 году, незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, созвал к себе всех бояр и завещал им жить в мире и любви друг к другу. |