Звуки шарманки на что похоже. Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка

Романова Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»

О КОМПОЗИЦИОННОМ DIMINUENDO В ПЬЕСЕ ЧАЙКОВСКОГО «ШАРМАНЩИК ПОЕТ»

Аннотация

В процессе рассмотрения пьесы Чайковского к её композиции применены традиционные критерии отечественной теории простых форм с одной стороны и некоторые критерии теории смешанных форм с другой. Показано взаимодействие структурно-композиционного, мотивно-интонационного, гармонического, фактурного и динамического аспектов развития, подтверждена существенная роль композиционных особенностей в воплощении музыкального образа пьесы. Результаты могут быть использованы в практике преподавания анализа музыкальных произведений при реализации основных образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: простая двухчастная форма, контрастно-составная форма, запев, припев, форма второго плана.

Romanova E.V.

PhD in Arts, Federal State Institution of Higher Education

«Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory»

ABOUT COMPOSITE DIMINUENDO IN TCHAIKOVSKY’S PLAY “THE ORGAN-GRINDER SINGS”

Abstract

In the course of consideration of the play of Tchaikovsky traditional criteria of the domestic theory of simple forms on the one hand and some criteria of the theory of the mixed forms with another are applied to her composition. Interaction of structural and composite, motivno-intonational, harmonious, impressive and dynamic aspects of development is shown, the essential role of composite features in the embodiment of a musical image of the play is confirmed. Results can be used in practice of teaching the analysis of pieces of music at implementation of the main educational programs of the higher education.

Keywords: simple binary form, contrast and compound form, having started singing, a refrain, a form of the second plan.

Понятие формы второго плана преимущественно применяется при композиционном анализе сочинений, основанных на разновидностях вариационных форм, а также форм, определяемых обычно как смешанные. Вместе с тем анализ композиционного подтекста миниатюры зачастую выявляет такую степень индивидуализации претворения принципов той или иной простой формы, которая позволяет говорить и о скрытом действии формы второго плана. Установление этой формы, как правило, способствует уточнению результатов анализа музыкального материала не столько в структурном, сколько в содержательном аспекте. В качестве одного из ярких примеров обратимся к композиции пьесы «Шарманщик поёт» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Эта пьеса (наряду со многими другими миниатюрами сборника) представляет собой музыкальную зарисовку с натуры, воплощая тем самым идею «виртуального» путешествия. В ней, как и в «Неаполитанской песенке», Чайковский воспользовался напевом, услышанным в Венеции от уличных исполнителей. В рамках контрастно-составной простой двухчастной формы эта пьеса словно рисует сценку встречи с шарманщиком, передавая некоторые её нюансы и подробности.

Соотношение частей в пьесе подобно соотношению запева и припева в куплете и соответствует одному из типовых вариантов построения двухчастной формы. Экспозиционный раздел (такты 1-16 пьесы, пример 1) представляет собой квадратный период повторного строения и обладает при этом целым рядом выразительных особенностей. Наиболее яркой из них является ненормативное согласование кадансов, обусловленное совершающимся в конце первого предложения отклонением в тональность второй ступени – серединный каданс тем самым оказывается на субдоминантовой функции. Романсово-песенная жанровая природа этой мажорной темы, в целом весьма непритязательной, но вместе с тем не лишённой некоторой утончённости, выразительно оттенена отклонением в минор, что усиливает впечатление одухотворённого, открытого и непосредственного высказывания, начало которого словно отмечено эмоциональным выплеском. Тем самым первая часть композиции звучит особенно рельефно и выпукло.

Другими особенностями начального периода, вызванными упомянутым выше ладотональным отклонением, становятся начало второго предложения на другой высоте (мелодия на секунду выше) и на другой гармонической функции (II65). Они придают высказыванию динамичность, а периоду – большую слитность, основанную на функциональной разнородности предложений (первое – экспозиционное и развивающее, второе – развивающее и заключительное).

Рис. 1 – начальный экспозиционный период

Вторая часть пьесы тоже представляет собой период, но организованный (в ладотональном и функциональном аспектах) гораздо более традиционно, благодаря чему он вполне естественно воспринимается как припев. Этот квадратный период повторного строения (такты 17-32 пьесы, пример 2) отличается от нормативного лишь серединным кадансом на тонике. Благодаря отсутствию отклонений, строго соблюдаемой тонико-доминантовой функционально-гармонической схеме (без применения аккордов субдоминантовой функции), точной повторности предложений вторая часть пьесы звучит эмоциональным спадом – на смену «чувствительному романсовому откровению» приходит более спокойная и умиротворённая, подытоживающая интонация, отчётливо проступающая за повторяющимися фразами, подобными ласковому, мягкому прощанию.

Отметим некоторые весьма индивидуализированные особенности тематического материала второй части, существенно влияющие на восприятие формы пьесы в целом.

Во-первых, точную повторность предложений нарушает динамика: p – в первом предложении и pp – во втором. Идея diminuendo тем самым находит, прямое, непосредственное выражение, очевидно, способствующее эффекту пространственного удаления, воплощаемого в пьесе: наигрыш шарманщика становится всё менее и менее явственно слышен, менее различим – то ли слушатель миновал исполнителя, то ли наоборот.

Во-вторых, весьма яркой особенностью второй части является намеченный в мелодии диалог коротких мотивов (временами вызывающий ассоциации с приёмом скрытого двухголосия): в этом диалоге, с одной стороны, проявляется принцип рассеивания, снижения рельефности и характерности тематизма, а с другой – отражается идея регистровой переклички, характерная для заключительных разделов музыкальной формы, основанных на эффекте спада, торможения.

Наконец, определяющим признаком второй части становится выдержанный на всём её протяжении органный пункт на тонической квинте. Его применение явно акцентирует заключительную композиционную функцию в звучании второй части, что позволяет определить её не столько как контрастную, сколько как вторую часть типа коды.

Заметим также, что верхний тон квинты фигурирован – непрерывное чередование звуков d e подобно вибрации, создающей звукографический эффект нечёткости, размытости контуров и ещё более усиливающей упомянутый выше эффект пространственного удаления.

Существенным штрихом, подчёркивающим «нисходящую» композиционную направленность второй части и пьесы в целом, является применённое Чайковским в последнем такте (т. 32, пример 2) так называемое выписанное замедление: в этот момент прекращается ранее неизменно соблюдавшаяся в силу комплементарного ритма сквозная пульсация восьмыми. Сохранившиеся в среднем пласте фактуры синкопированные терции сопровождения пульсируют тем самым в два раза медленнее, что и создаёт эффект замедления без применения соответствующих словесных ремарок (ritardando , ritenuto и т.п.).

Рис. 2 – контрастная вторая часть (вторая часть типа коды).

Форма пьесы в целом может быть определена, таким образом, как простая двухчастная контрастно-составная с отчётливым проявлением на втором плане признаков простой двухчастной формы со второй частью типа коды. При этом индивидуальной её особенностью становится постепенно кристаллизующаяся идея diminuendo , поддержанного ритмо-динамическими средствами: окрашенному в субъективно-лирические тона, эмоционально яркому материалу начального периода противопоставлен более нейтральный, объективный и менее индивидуализированный, воплощающий эмоциональный спад материал второй части (снижением рельефности, яркости и индивидуальной характерности материала объясняется композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением), выписанное в последнем такте замедление и убывающая динамическая нюансировка подчёркивают эффект угасания. Именно эта особенность способствует яркости воплощения основного образа пьесы, связанного с постепенным ускользанием из виду, словно растворением в пространстве её главного персонажа и со своеобразным исчезновением-истаиванием звуковых следов его присутствия.

Вспоминается название «О чужих странах и людях», данное Шуманом одной из пьес, вошедших в его «Детские сцены».

«В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится» .

В классификации Ю.Н. Тюлина подобные формы предлагается выражать схемой А+B в силу тематической самостоятельности второй части и наличию в ней новых интонационных элементов .

При этом возникает точная повторность предложений, в силу которой период приобретает сходство со строфической структурой.

Композиционное родство рассматриваемой двухчастной формы с формой периода с дополнением позволяет говорить о явлении, родственном нисходящей композиционной модуляции в классификации В. Бобровского .

Аналогичное композиционное нисхождение (применение второй части типа коды) встречаем также в пьесе из «Детского альбома» «В церкви». Также отметим некоторые композиционные аналогии рассматриваемой пьесы с пьесой «Утренняя молитва»: обе они завершаются разделом, отчётливо выполняющим заключительную композиционную функцию, но при этом «Утренняя молитва» по форме представляет скорее период с дополнением.

Список литературы / References

  1. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978. – 332 с.
  2. Тюлин Ю. Музыкальная форма / Ю. Тюлин, Т. Бершадская, И. Пустыльник и др.; общая ред. проф. Ю.Н. Тюлина. – изд 2-е, испр. и доп. – М.: Музыка, 1974. – 361 с.
  3. П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк: переписка, 1876-1890: в 4 т. Т. 1. 1876-1877/ сост., научн.-текстолог. ред., комментарии П.Е. Вайдман. – Челябинск: MPI, 2007. – 704 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bobrovskij V. Funkcional’nye osnovy muzykal’noj formy. . – M.: Muzyka, 1978. – 332 p.
  2. Tjulin Ju. Muzykal’naja forma / Ju. Tjulin, T. Bershadskaja, I. Pustyl’nik and others;general edited by Yu. N. Tyulin. – 2nd edition, corrected and top. – M.: Muzyka, 1974. – 361 p.
  3. I. Chajkovskij – N.F. fon Mekk: perepiska, 1876-1890: v 4 t. T. 1. 1876-1877 . / drawing up., scientific and textual edition, comments P.E. Vaydman. – Cheljabinsk: MPI, 2007. – 704 p.

Шарманка

Многие из нас в детстве с увлечением читали произведение замечательного французского писателя Г. Мало «Без семьи». История, которая наверняка никого не могла оставить равнодушным. В этом трогательном повествовании героям, находящимся в нелегких жизненных ситуациях, помогал выживать один интересный предмет, механический музыкальный инструмент – шарманка. Чтобы играть на ней, не нужно было учиться и даже знать нот, крути ручку - мелодия звучит.

В настоящее время шарманка - это уже диковина. Мы слушаем музыку с цифровых носителей, которым предшествовали проигрыватели и магнитофоны, а еще раньше - граммофоны и патефоны. Прародительницей всей этой техники и являлась шарманка, в прежние времена бывшая настолько популярной, что многие великие поэты посвящали ей свои стихи.

Звук шарманки создается с помощью труб, размещающихся в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм.

Фото :

Интересные факты

  • В каждой стране шарманка имеет свое название. В Германии - Leierkasten, в Англии - Barrel organ, во Франции - orgue de barbarie, в Испании – organillo, а Италии – organistro, в Болгарии – латерна, в Венгрии – kintorna.
  • Французский «король-солнце» Людовик XIV первым из монархов оценил шарманку и ввел моду на инструмент.
  • Многие великие русские поэты, среди которых А. Вертинский, А. Фет, П. Антокольский О. Мандельштам, И. Анненский, Л. Семенов, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Окуджава, посвящали шарманке свои стихи.


  • Музыкальный инструмент шарманка очень часто встречается в детской литературе, например в сказках Х.К. Андерсена «Свинопас», К. Коллоди «Пиноккио», А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», в произведениях А. Куприна «Белый пудель». О.Ф. Уолтон «Старая шарманка Кристи», Г. Мало «Без семьи».
  • Во всем мире к инструменту относятся с большим почтением. Во многих европейских странах, таких как Швейцария, Франция, Финляндия, Венгрия, Эстония, Германия, Чехия регулярно проходят международные фестивали шарманщиков. Наиболее массовое празднество, которое собирает не одну сотню исполнителей, проводится ежегодно обычно в июле в Берлине, столице Германии. Впечатляющее шествие шарманщиков одетых в старинные костюмы, проходит по знаменитому бульвару Курфюрстендамм привлекает внимание и вызывает живой интерес не только жителей столицы, но и гостей города.
  • В Бразилии под звуки шарманки даже танцевали танго.
  • В Дании до сих пор считается, если шарманщика пригласить на свадьбу, то молодожены всю жизнь будут счастливы.
  • В столице Австрии Вене звук шарманки всегда можно услышать на площади Святого Стефана около главного городского собора.
  • В Праге шарманщиков всегда можно встретить у главных исторических достопримечательностей города - Карлова моста и Староместской площади.
  • В Австралии ежегодно проводятся много самых разнообразных, иногда весьма эксцентричных и чудаковатых парадов и фестивалей. Они, как правило, яркие и интересные нередко сопровождаются звуками шарманок.
  • Памятники шарманке и шарманщикам можно встретить в разных городах по всему миру: Москве (Россия), Санкт - Петербурге (Россия), Киеве (Украина), Гомеле (Белоруссия), Берлине (Германия), Ньюпорт (США).
  • В русском языке бытует выражение «завести шарманку», означает надоедливо говорить об одном и том же.
  • В настоящее время шарманка пользуется большой популярностью в виде детской игрушки, развивающей мышцы и пальчиковую моторику ребенка, а также имеющий успокоительный эффект.
  • Шарманкой радиолюбителями называется радиопередающее устройство собственного изготовления.

Конструкция


Конструкция шарманки не так проста, как может показаться. Она состоит из рукоятки, которая называется воротом, меховой камеры, штырька, звукового валика, шпилек, рычагов, тростей, клапанов и труб.
Рукоятка шарманки заставляет двигаться штырек и звуковой валик. При помощи штырька воздух закачивается в меховую камеру, находящуюся в нижней части инструмента. На звуковом валике находятся шпильки, при соприкосновении с которыми рычаги поднимаются и опускаются. Рычаги в свой черед заставляют двигаться трости, открывающие и закрывающие клапаны, контролирующие воздушный поток в трубы, воспроизводящие звук.

История

Шарманка в свое время была настолько популярна, что несколько государств Европы: Франция, Голландия, Швейцария и Италия до сих пор спорят и ищут доказательства того, в какой стране шарманка впервые появилась на свет. Однако история инструмента теряется в древних веках. О применении кулачковых устройств, которые служат для образования звука в шарманке, было известно еще с античных времен. Уже тогда их использовали в конструкциях различного рода развлекательных механизмах. Например, в Древней Греции были театры, представляющие самодвижущиеся фигурки, которые назывались андроидами и передвигались под сопровождение звуков, извлекаемых механическим способом. А известный китайский философ Конфуций, живший в VI столетии до нашей эры, целую неделю, не прерываясь, слушал звучание мелодий, извлекаемых из устройства, называемого «ребрами тигра» и состоящего из пластин, издающих звуки разной высоты. Возможно, этот музыкальный механизм и был прародителем шарманки. И даже пневматический орган, изобретенный в III веке до рождества Христова знаменитым древнегреческим изобретателем Ктезибием, имел косвенное отношение к появлению шарманки.

В эпоху Возрождения механизмы для извлечения звука продолжали совершенствоваться и для утехи знати уже создавались механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии: шарманки, музыкальные шкатулки и табакерки.

Первым инструментом, сохранившимся и дошедшим до нас, был примитивный экземпляр, созданный во Франции в XVII веке. Он мог воспроизводить только одну мелодию и служил для обучения певчих птичек, поэтому и назывался «птичьим органчиком». Шарманку очень быстро взяли на вооружение бродячие артисты, ведь на ней можно было исполнять мелодии даже не зная ни одной ноты, просто нужно было крутить ручку инструмента. Например, жители Савойи, области, находящейся на юго–востоке Франции у подножья Альп, в голодные времена отпускали детей самостоятельно зарабатывать на пропитание. Дети, путешествуя по большим городам, под звуки шарманки с участием их четвероногих питомцем – сурков, устраивали различные уличные представления. Под впечатлением одного из таких выступлений появилась знаменитая во всем мире песня «Сурок» на стихи знаменитого немецкого поэта И.В. Гете и музыку Л.В. Бетховена .

Инструмент, очень полюбившийся народу, постоянно эволюционировал. Мастера из разных стран постоянно усовершенствовали его. Итальянец Д. Барбьери, француз Ж. Вакансон и швейцарец А. Фавр – это механики и изобретатели, которые внесли в конструкцию шарманки очень значительные изменения. Инструмент стал маленьким механическим органом без клавиатуры – ящиком, в котором рядами располагались звуковые трубки, мех и валик с небольшими выступами - шпильками. На шарманке можно было уже исполнять не одну мелодию как раньше, а шесть или восемь и даже больше, так как валик можно было снимать самостоятельно, тем самым изменять репертуар инструмента. Сфера применения шарманки значительно расширилась. Например, в английских церквях её использовали для озвучивания гимнов и псалмов.

В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.

Благодаря шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.

Шарманка, будучи очень востребованной, постоянно модифицировалась. На рубеже 19 и 20-х веков было создано несколько разных типов инструмента. Валики были заменены лентами с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному звуку. Это значительно увеличивало возможности инструмента и записи на нем не только популярных песен и танцев, но даже отрывков из опер. Такие инструменты получили название аристоны. Уже в таком в таком виде шарманки просуществовали до 30-х годов прошлого столетия, а после появления более совершенных средств воспроизведения звуков: патефонов, граммофонов, электропроигрывателей, магнитофонов, были совсем вытеснены и ушли в прошлое.

В нынешнее время шарманка является диковинкой, которую чаще можно увидеть в музее, чем услышать ее звучание на улице. Правда, жители Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и некоторых других городов мира все еще помнят о ней, ведь там по-прежнему можно встретить одиноко играющих шарманщиков. И отдавая дань шарманке, которая прошла испытания временем, постоянно устраиваются различные праздники и фестивали с участием старинного инструмента, сегодня значительно усовершенствованного.

Видео: слушать шарманку

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИГРУШКИ

Шарманка

Дмитрий Шостакович. Шарманка;
Пётр Ильич Чайковский. Шарманщик поёт.

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей определять характер музыки (весёлый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звукам шарманки).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, вы уже немного знакомы с творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вспомните, какое произведение Д. Шостаковича вы слушали (исполняет фрагмент).

Д е т и. «Марш».

П е д а г о г. Какой характер этого марша? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Шутливый, весёлый, озорной.

П е д а г о г. Почему вы так определили характер этой музыки?

Д е т и. Марш звучит отрывисто, высоко, тихо, с акцентами, как будто шагают игрушечные солдатики.

П е д а г о г. Сегодня вы услышите другую пьесу Д. Шостаковича - «Шарманка». Кто знает, что такое шарманка?

Д е т и. Это музыкальный инструмент.

П е д а г о г. Правильно, это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь. Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик...» Папа Карло, который сделал из полена Буратино, был шарманщиком. Вы видели шарманщиков и в фильмах. Кто не помнит, как она выглядит, посмотрите на её изображение (показывает картинку). Но бывали и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии. Послушайте пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она (исполняет пьесу).

Д е т и. Весёлую, шутливую, задорную, забавную.

П е д а г о г. Правильно, музыка беззаботная, игривая, танцевальная. Она напоминает развесёлую, озорную частушку. Как в этой пьесе Д. Шостакович изобразил шарманку? В ней что-нибудь повторяется? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)

Д е т и. Да, повторяются одни и те же звуки.

П е д а г о г. Аккомпанемент в пьесе звучит без изменений от начала до конца (исполняет фрагмент аккомпанемента). Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

2-е занятие

Программное содержание . Различать форму музыкального произведения, характер отдельных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику, регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (чёткая, отрывистая полька).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю вам отрывок из пьесы, которую вы уже слушали. Вспомните её название и автора (исполняет фрагмент).

Д е т и. «Шарманка» Д. Шостаковича.

П е д а г о г. Какая музыка по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная.

П е д а г о г. А какой танец играет шарманка?

Д е т и. Польку.

П е д а г о г. Правильно. Почему вы определили, что это полька?

Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, подрыгивающая, весёлая.

П е д а г о г. Правильно. Ритм чёткий, танцевальный. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно. Я сыграю начало пьесы, а вы отметьте хлопками акценты (исполняет первое проведение темы, дети выполняют задание). А как звучит мелодия второй раз? (Исполняет первую вариацию - 11-18-йтакты.)

Д е т и. Тихо, отрывисто, легко.

П е д а г о г. Правильно, мелодия звучит легко, вкрадчиво, но прерывается озорными, задиристыми акцентами (исполняет фрагмент). Отметьте их хлопками (исполняет повторно, дети выполняют задание). Мелодия и дальше изменяется, а аккомпанемент всё время повторяется (исполняет пьесу до конца). Первые два раза мелодия звучала по-разному – сначала достаточно громко, бодро, задорно, а потом тихо, робко, но всё равно с шутливыми, острыми акцентами. Как мелодия звучит дальше? (Исполняет вторую половину пьесы, начиная с 19-го такта.)

Д е т и. Сначала плавно, высоко, тихо, певуче, потом громко, весело, звонко.

П е д а г о г. В начале и конце мелодия звучит ярко (исполняет первое и последнее проведение темы), а в середине два раза тихо, но по-разному. Послушайте, какой характер темы во второй и третий раз (исполняет эти вариации).

Д е т и. Второй раз - отрывистый, лёгкий, задорный, а третий - плавный, нежный.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно. Несмотря на то, что последний раз мелодия звучала плавно, нежно, она всё равно не потеряла шутливого, задорного, озорного оттенка. Каждый раз начинается ласково, а заканчивается коротким, отрывистым звуком (исполняет 19-26-й такты). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

3-е занятие

Программное содержание . Закреплять умение детей различать вступление и заключение, части пьесы в связи со сменой характера музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на этих инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, попробуйте узнать, что я вам играю (исполняет заключение).

Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича. Окончание пьесы.

П е д а г о г. Скажите, есть ли в пьесе вступление и заключение (исполняет её целиком).

Д е т и. Есть.

П е д а г о г. Как звучит вступление? (Исполняет его.)

Д е т и. Слышны повторяющиеся звуки шарманки.

П е д а г о г. А заключение? (Исполняет его.)

Д е т и. Сначала плавно, тихо, а потом громко, весело.

П е д а г о г. И в конце пьесы музыка звучит шутливо, забавно. Начинается ласково, лукаво и вдруг прерывается громким аккордом, заканчивающим пьесу. Заключение похоже на плавное проведение мелодии, звучащей в высоком регистре (исполняет фрагмент). Мы говорили, что мелодия повторяется в пьесе по-разному. Она варьируется. Как она звучит в первый и последний раз? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Звонко, задорно, с ударениями.

П е д а г о г. Мы с вами отмечали акценты хлопками, а сегодня используем для этого бубен. Он подчеркнёт ударения и придаст звучанию звонкость. Давайте отметим акценты в музыке сначала хлопками, а потом ударами по бубнам (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сравните эту часть пьесы с последней (четвёртой). В ней так же много акцентов, как в первой, или нет? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Нет.

П е д а г о г. Сколько акцентов в этой мелодии? (Исполняет четвёртую часть.)

Д е т и. Два.

П е д а г о г. Давайте отметим их хлопками (исполняет вариацию, дети выполняют задание). А теперь будем ударять по бубну во время акцентов (два раза); это придаст музыке звонкость, яркость. Давайте эту часть исполним вместе (играет её вместе с детьми). А теперь подумаем, какие инструменты можно использовать во втором и третьем проведении мелодии (исполняет их). Как звучит музыка?

Д е т и. Тихо, нежно. Во второй части отрывисто, а в третьей плавно.

П е д а г о г. Музыка во второй части звучит тихо, прозрачно, легко. Можно использовать нежные колокольчики, а акценты по-прежнему будут подчёркивать бубны. Отметьте хлопками акценты в этой части пьесы (исполняет второе проведение темы, дети выполняют задание). Теперь давайте сыграем эту часть и на колокольчиках, и на бубнах (исполняет её повторно вместе с детьми). А в плавной части, когда музыка звучит очень высоко, какой инструмент можно использовать? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Треугольник.

П е д а г о г. Правильно. В этой части нет акцентов, а треугольник подчеркнет высокое, звонкое звучание музыки. Давайте исполним пьесу целиком (делит детей на группы, раздаёт музыкальные инструменты, исполняет пьесу вместе с ними).

4-е занятие

Программное содержание . Закреплять умение детей оркестровать музыку. Различать эмоционально-образное содержание пьес с одинаковым названием.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, давайте сегодня сыграем пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» более уверенно, выразительно. Акценты в музыке будут отмечать бубны. Нежное, прозрачное и отрывистое звучание мелодии передадут колокольчики, а плавное - треугольник. Какие инструменты можно использовать в заключении? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Треугольник, а в конце бубен.

П е д а г о г. Правильно. Когда мелодия звучит нежно, плавно, будет играть треугольник. А на заключительный аккорд - весело, задорно все инструменты (исполняет заключение вместе с детьми). А теперь исполним всю пьесу (играют её). Какая у нас получилась задорная, озорная музыка, как весело наигрывает шарманка!

А сейчас я исполню вам другую пьесу с похожим названием «Шарманщик поёт». Её написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте пьесу и скажите, какие чувства, настроения передаёт музыка (исполняет её).

Д е т и. Музыка грустная, печальная.

П е д а г о г. Правильно, эта шарманка играет жалобную, певучую, грустную мелодию в отличие от знакомой нам пьесы. А как в новом произведении передается монотонное звучание шарманки? Есть ли повторяющиеся звуки, которые напоминают её игру? (Исполняет вторую часть.)

Д е т и. Есть. Звуки повторяются.

П е д а г о г. Пьеса состоит из двух частей. Я вам сыграла вторую часть. В ней особенно слышны повторяющиеся звуки шарманки. Музыка звучит заунывно, жалобно. Несмотря на то что в обеих пьесах передано подражание звукам старинного музыкального инструмента - шарманки, какие различные чувства, настроения выражены в них! Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).

5-е занятие

Программное содержание . Передавать характер музыки в движении, определять различный характер танцевальности контрастных пьес (полька, вальс).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте две знакомые вам пьесы и назовите их (исполняет произведения).

Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поёт» П. Чайковского.

П е д а г о г. Почему пьеса П. Чайковского называется «Шарманщик поёт»?

Д е т и. Она звучит как песня - плавно, напевно.

П е д а г о г. Правильно, в музыке П. Чайковского чувствуется песенность мелодии, плавность, неторопливость. А есть ли в этой музыке черты танца? (Исполняет начало пьесы.)

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Правильно, шарманка в пьесе П. Чайковского наигрывает монотонный, жалобный вальс. А в пьесе Д. Шостаковича, какой танец играет шарманка? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Польку.

П е д а г о г. В пьесе Д. Шостаковича звучит озорная частушка, которую можно исполнить вместе с танцем - лёгкой, задорной полькой. Давайте попробуем передать в движении различный характер этих пьес, используя элементы танцев – польки и вальса (вызывает детей группами, исполняет пьесы, обсуждает удачно найденные движения).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Шарманщик поет. Детский альбом, mp3;
Шостакович. Шарманка (три варианта исполнения: фортепиано, симф. оркестр, песня), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновска

Методическая разработка

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ № 8

Чевачина Галина Александровна

201 6 г.

Аннотация

В работе представлена история создания самого известного и популярного сочинения для детей в тесной взаимосвязи с биографией композитора. В основной части работы даётся образная характеристика пьес и методические рекомендации преподавателям в работе над произведениями. .

1.Вступление……………………………………………..………….………….2-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-20

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Литература………………………………………………………………….20-21

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

I . Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др.), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

    Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

    проанализировать актуальность появления сборника;

    раскрыть образную характеристику пьес альбома;

II . Основная часть

    «Утреннее размышление»

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва», напоминает сарабанду – строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая.

Светлое и серьёзное настроение как бы предупреждает, что рассказ о детях будет идти всерьёзном тоне. Пьеса написана в тональности соль-мажор. Характер спокойный, вдумчивый, фактура с элементами полифонии, форма расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом.

    «Зимнее утро»

В пьесе запечатлена картина снежного, морозного зимнего утра и в то же время передаётся психологическое настроение ребёнка. Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

В начале пьесы последовательность из ниспадающих секунд в быстром темпе создаёт ощущение оживлённости, суеты только что начавшегося дня. А в середине ритмическая перегруппировка, звучание интервала увеличенной секунды и смена восходящего направления движения на ниспадающее создают впечатление жалобной интонации ребёнка. В репризе активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Фактура пьесы аккордовая. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая: берётся на первую долю, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

    «Мама»

В самом названии заключается смысл произведения, который подчёркивает авторская ремарка – «С большим чувством и нежностью». Поёт ласковая, нежная, светлая мелодия, поёт и вся фактура с «мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с лёгким объединяющим движением кисти на каждые три ноты).

В середине пьесы набегает «теневое облачко», появляются мелодические подголоски. Важно хорошо слышать мелодическую линию баса. Его необходимо учить отдельно и легато.

    «Игра в лошадки»

Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом. Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Ученик может себя представить действующим лицом, скачущим на палочке или игрушечной лошадке. Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро.

Пьеса написана в простой трёхчастной форм в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Р.Шумана «Смелый наездник».

С начала до конца пьеса написана в четырёхголосном квартетном аккордовом складе. Ученику нужно помочь добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог должен проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля.

Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками.

При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

В средней части пьесы (с 25-го такта) ясно ощущается смена лада (сначала си-минор, а затем всё повторяется в ми-миноре). В аккордовой фактуре появляются подголоски. После набежавшей тени особенно светло и напористо в репризе звучит Ре мажор.

    «Марш деревянных солдатиков»

Эта пьеса представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Поэтому главные трудности в этой пьесе – ритмические. Всю пьесу надо играть предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Сначала важно поучить пьесу в медленном темпе крепкими пальцами. Важно добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка, обратить внимание на аппликатуру.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии.

    «Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.

«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять. И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

7.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

    «Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.

При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

    «Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль брать короткую, на счёт «раз».

    «Мазурка»

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

    «Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки».Это образец русскойнародной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется сдвух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

    «Мужик на гармонике играет»

Пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь никакого нет.

По форме это тема вариациями. Завершается миниатюра многократным повторением основной своей гармонии – доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

13. «Камаринская»

Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса.

«Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером.

«Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком».

Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику.

Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

14. «Полька»

Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши».

15. «Итальянская песенка»

Написана в тональности Ре-мажор. Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом (лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется.Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

16. «Старинная французская песенка»

Это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далёком былом.

Пьеса написана в трёхчастной форме, в соль миноре. Мелодия в первой части должна звучать глубоко, протяжно. В левой руке два голоса.

Средняя часть начинается затаённо, на «виолончельном» стаккато аккомпанемента и затем быстро приходит к кульминации. В мелодии, несмотря на короткие лиги, необходимо стараться избегать дробления. Аккомпанемент лучше исполнять лёгкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto и цезуру, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

17. «Немецкая песенка»

«Немецкая песенка» - весёлая, с «подпрыгивающей мелодией». В основу её положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

С учениками полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.Запаздывающую педаль брать на счёт «раз». «Немецкая песенка» написана в трёхчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»

«Неаполитанская песенка» насыщена суетливым оживлением итальянских площадей. Должна исполняться легко, точно соблюдая все штрихи.

Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, – две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

19. «Нянина сказка»

Среди ярких впечатлений детства, запечатлённых Чайковским, можно отметить образы народных сказок. Дело происходит поздним вечером. Пора уложить ребёнка в постель и «постращать». Вот тут и звучат оригинальные пьески: «Нянина сказка» и «Баба-яга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского.

В этой пьесе можно представить себе няню-старушку, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи

(например, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

Самобытный образ няниных сказок открывает новую страницу в романтике «детской», совсем иную, нежели у Мусоргского, и по экспрессии и по форме. В «Няниной сказке» необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке.

Пьеса написана в трёхчастной форме.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» - две симфонические мимолётности среди наглядных картин детского мира и лирических образов «Детского альбома».

20. «Баба-Яга»

Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно разбивающиеся об аккорды sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление создаётся в «Избушке на курьих ножках» Мусоргского неуклонным возвращением к звуку «соль»).

Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И Чайковский, как и Мусоргский, для характеристики Бабы-Яги применял тритон.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато» придаёт характеристику музыки зловещую причудливость.

21. «Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в жанре романсовой лирики. Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень приятное, тогда и сны будут сниться приятные. «Сладкая грёза» написана в трёхчастной форме.

Чтобы игра ребёнка не была статичной и монотонной, нужно научить его разбирать построение мелодической линии, ощущать взаимные тяготения звуков внутри фраз. Работая с учеником над мелодией 1-ой части, нужно объяснить ему характер основной интонации пьесы (первый двутакт), выражающей нежное душевное стремление. Показать устремлённость мелодии к звуку «ми», а потом лёгкий спад к половинной ноте «ля». Дальше работать над развитием мелодической линии. Все динамические оттенки Чайковский расставил сам: звук постепенно нарастает к 6-му такту каждого из двух предложений, а главная кульминация всего периода – во втором предложении (14-ый такт). Кульминацию нужно играть не только более ярким звуком, но и шире, как бы несколько расставив звуки. Ученику нужно объяснить смысл некоторых фраз, чтобы он уловил изменения основной интонации, которая то становится настойчивой и энергичной, то - несколько грустной.

Главная кульминация «Сладкой грёзы» находится во втором построении средней части. В средней части пьесы мелодия переходит в нижний «виолончельный» регистр, а потому должна звучать особенно насыщенно. Затем (в тактах 22 – 24, 31 – 32) мелодию ведут два голоса: «скрипичный» верхний и «виолончельный» нижний. Главная кульминация средней части способствует большей рельефности звучания репризы.

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать очень мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая легато ведёт нижний голос, а правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Педаль надо брать на каждую ноту мелодии, она служит средством окраски.

«Сладкая грёза» является превосходным материалом для овладения легато.

22. «Песня жаворонка»

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц.

Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано.

Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.

23. «Шарманщик поёт»

П.И.Чайковский, вспоминая полюбившуюся ему Италию с её шарманками и уличными певцами, написал пьесу «Шарманщик поёт», которая вошла в «Детский альбом». Эта пьеса написана на мелодию одной из песенок, напетую маленькой итальянской девочкой.

«Шарманщик поёт» – это музыкальная картинка, где странствующий музыкант с шарманкой и обезьянкой поёт свои песни, путешествуя по свету, а для композитора – это он сам, путешествующий в своих творениях по всему миру.

Пьеса написана в простой двухчастной форме В ритме вальса, как и «Итальянская песенка». Мелодия светлая, льётся спокойно, неторопливо. Чтобы ученик играл начальную мелодическую линию без разрыва и толчков, ему нужно показать подъём звуковой волны к ноте «ми».

Во второй части усложняется фактура. Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное движение четвертей (это напоминает равномерное движение руки шарманщика). С учеником нужно больше поработать над выразительностью мелодии и тихим звучанием аккомпанемента, не заглушающим мелодию.

24. «Хор»

«Детский альбом» Чайковского начинается «Утренним размышлением» и завершается пьесой «Хорал» (в первой редакции обе пьесы имели другие названия – «Утренняя молитва» и «В церкви»). Музыка «Утреннего размышления» исполнена светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. «Хорал» звучит более сосредоточенно, сурово, печально.

Обе пьесы имеют много общего: спокойный, вдумчивый характер, фактуру с элементами полифонии, форму расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте. Сближает их и родство тональностей (Соль-мажор и ми-минор). В «Хорале» Чайковский обращается к канону вечернего богослужения. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Чайковский обращается к детям с надеждой, что любые трудности в жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей – пьеса «Мама», обращению к искусству – «Вальс», в единении с народом – «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве – «Песня жаворонка».

Пьеса написана в двухчастной форме. Характер первой части по земному сосредоточенно углублённый. Аккордовая фактура. Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.

Во второй части аккорды написаны в высоком регистре, а басы на тоническом органном пункте (звук «соль») звучат более напряжен (символизирует неумолимо уходящее время).

Музыка этой пьесы напоминает церковный канон «Господи, помилуй…» Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

III . Заключение.

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.

IV . Литература

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М,: Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

Сегодня мы продолжим тему интересных музыкальных инструментов (вспомните занятие №014 " "). Папа Карло из сказки "Буратино" был шарманщиком! Будем слушать с детьми "Шарманщик поет" Петра Чайковского и "Шарманка" Дмитрия Шостаковича. Крутите ручку воображаемой шарманки, рисуйте звуки шарманки и фантазируйте, творите и погружайтесь в прекрасный мир классической музыки.

Шарманка! Шарманка! Шарманщик! Смотрите! Он крутит ручку и звучит музыка, вот чудо, вот чудо! Вспомним сказку "Золотой ключик ". Кем работал Папа Карло, который сделал из полена Буратино? Он был шарманщиком.

Шарманка - это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Шарманка может исполнять одну или несколько мелодий. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.

"...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые..." (Л.Михеева).

"Шарманщик поет" Петр Ильич Чайковский (пьеса из "Детского альбома") - Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы "Шарманщик поет" взят итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка. Музыка напоминает вальс. Музыка печальная, грустная. Шарманка играет жалобно, певуче, грустно.

"Шарманка" Дмитрий Дмитриевич Шостакович - беззаботная, игривая, веселая, шутливая, задорная, забавная, бодрая музыка, похожая на танец польку. Повторяются одни и те же звуки, имитируя кручение ручки шарманки, однообразно и монотонно.

Ход нашего занятия:

  1. Расскажите своими словами, что такое шарманка , покажите как шарманщик крутит шарманку, в какие времена шарманка использовалась и для чего. Покажите иллюстрации шарманки, шарманщиков. Ключевое здесь - своими словами! Не нужно зачитывать определения из словарей. Прочитайте стихотворение, цитату, но основной текст, пожалуйста, расскажите своими словами.
  2. Послушайте "Шарманщик поет" Петра Чайковского . Напомните детям, что эта пьеска из "Детского альбома", с которым вы уже успели познакомиться на прошлых занятиях. Старайтесь подобрать как можно больше прилагательных для описания музыки, характера и настроения.
  3. Послушайте "Шарманка" Дмитрия Шостаковича . Это новый для нас композитор. Спросите деток о настроении музыки. Сравните с "Шарманщик поет", обсудите в чем различия и почему.
  4. Потанцуйте под музыку , подвигайтесь под "Шарманщик поет" и "Шарманка". Двигайтесь произвольно. Крутите шарманку, танцуйте на улицах города, мечтайте у окошка по заунывную песню шарманщика.
  5. Рисуйте карандашами, красками, мелками, ручкой, фломастерами. Чем пожелают ваши маленькие слушатели. Обсудите нарисованные образы, ещё раз описывая музыку. Спросите какое произведение понравилось больше и почему, какое хотелось бы послушать ещё разок.

Афанасий Афанасьевич Фет

Шарманщик

К окну я в потёмках приник -
Ну, право, нельзя неуместней:
Опять в переулке старик
С своей неотвязною песней!

Те звуки свистят и поют
Нескладно-тоскливо-неловки...
Встают предо мною, встают
За рамой две светлых головки.

Над ними поверхность стекла
При месяце ярко-кристальна.
Одна так резво-весела,
Другая так томно-печальна.

И - старая песня! - с тоской
Мы прошлое нежно лелеем,
И жаль мне и той и другой,
И рад я сердечно обеим.

Меж них в промежутке видна
Ещё голова молодая, -
И всё он хорош, как одна,
И всё он грустит, как другая.

Он предан навеки одной
И грусти терзаем приманкой...
Уйдешь ли ты, гаер седой,
С твоей неотвязной шарманкой?..

Скачайте музыку и иллюстрации к занятию классической музыкой с детьми "Под дубом - 365" в нашей группе Вконтакте по ссылке -


Top