Инстаграм елены сотниковой. Интервью: Елена Сотникова, главный редактор Elle Russia

Елена Викторовна Сотникова не любит шумихи вокруг своего имени и не раздает интервью. По словам актрисы, она родилась не в том веке – комфортней было бы в XIX. Ей претят невоспитанность, бесчестные люди у власти, незащищенность граждан. Мелькание на телеэкране, суета с имиджем и известностью – не ее путь.

Отмежеваться от мишуры, спрятаться в ином мире, пусть и вымышленном, помогает театр. Если бы не актерство, Елена Сотникова выбрала бы профессию психолога или литератора. Но стала артисткой, чему бесконечно рады поклонники таланта.

Детство и юность

Актриса – коренная москвичка. Родилась в апреле 1961 года в знаменитом 25-ом роддоме. Детство и юность прошли на Ленинградском проспекте, рядом со станцией метро «Аэропорт».

Детство запомнилось Елене Сотниковой отголосками атмосферы аристократизма, остатки которой девочка видела на старых московских улицах, в зеленых дворах домов сталинской застройки. На лавочках сидели интеллигентные бабушки в кружевах, по улицам ходили знаменитые писатели, артисты и художники.


В школе с Леной учились дети , режиссера . Мечта стать артисткой родилась тоже в школе, хотя родители Сотниковой к артистической богеме отношения не имели. Мама – учительница, отец – летчик. Их романтическое знакомство произошло тоже в школе: Виктор Сотников пришел познакомиться с учительницей младшей сестры, твердившей брату, что он непременно должен жениться на ее учительнице.

Они столкнулись в дверях школы. У молодой учительницы рассыпались тетрадки, красавец-летчик помог собрать. Руку и сердце авиатор предложил через 3 дня. Елена Сотникова выросла в атмосфере любви и постоянного ожидания папы, каждый приезд которого домой был праздником. К актерству Лена готовилась с детства. Девочка посещала секцию фигурного катания, участвовала в школьной самодеятельности, записалась в драмкружок при Дворце пионеров.


Первые аплодисменты услышала на стадионе ЦСК, когда с цветами выехала на лед, чтобы поздравить именитых фигуристов и… упала. Зрители, чтобы поддержать девочку, захлопали в ладоши. Елена вдруг почувствовала, что ей безумно нравится быть на публике.

Дебют в кино состоялся в 1976 году, когда Елена Сотникова училась в 8 классе. Молодой режиссер подбирал артистов для дебютного фильма – школьной мелодрамы «Розыгрыш». Лена пришла на пробы и ее утвердили на эпизодическую роль – школьницы.

На съемочной площадке картины юная Елена Сотникова с замиранием сердца наблюдала игру звезд советского кинематографа , . В фильме появились , и начинающий . После выхода ленты Елена Сотникова утвердилась в желании связать биографию со сценой. Иных вариантов не рассматривала.


Первая роль на сцене сыграна в Театре юных москвичей на Ленинских горках. Театральный педагог Елена Галкина доверила девочке образ Лиды в спектакле по рассказу «Дом с мезонином».

После окончания школы Елена Сотникова, преодолев огромный конкурс, с первой попытки поступила в Щукинское училище и попала на курс Людмилы Ставской. Так начался роман с Арбатом, ведь «Щука» и будущее место работы – театр Вахтангова – располагаются на знаменитой улице. «Щуку» Сотникова окончила с красным дипломом и в том же 1982 году попала в труппу Вахтанговского театра.

Театр

На сцене театра, ставшего родным, Елену Сотникову ввели в спектакль через 2 недели. Молодая актриса получила роль в постановке «Леший», где блистали вахтанговские мэтры , и . Атмосфера театра, по словам актрисы «домашняя», пришлась Елене Сотниковой по душе. С 1982-го артистка ни разу не задумалась о смене подмостков, хотя выступать в других театрах приходилось.


В Вахтанговском театре на момент прихода Сотниковой руководил Евгений Рубенович Симонов, собравший под свое крыло талантливых актеров. Кроме вышеперечисленных, в его труппу входили , . Вскоре Елена Сотникова вошла в число ведущих артистов театра. Ее задействовали во всех репертуарных и аншлаговых постановках.

Удачей актриса называет встречу и сотрудничество с талантливым режиссером , которого называет своим учителем. В постановке «Государь ты наш, Батюшка» Петр Наумович доверил актрисе роль . Затем были работы в спектаклях мэтра «Без вины виноватые» (Отрадина), «Пиковая дама» (княжна Полина), «Чудо святого Антония» (мадмуазель Ортанс).

Фильмы

Карьера в кино у Елены Сотниковой тоже сложилась, хотя снималась актриса не так уж много. На последнем курсе «Щуки» она сыграла эпизодическую роль в кинохите «Любимая женщина механика Гаврилова». Сотниковой досталась роль невесты, которую крадут.


В том же 1982 году зрители увидели начинающую актрису в роли покрупнее: Сотникова сыграла Конни, сестру Маргарет, в драме Леонида Пчелкина «Кража» по повести . В образе главной героини – Маргарет – появилась , а ее отца сыграл . Кроме них, в картине играли и другие звезды – и .

В 1990-х артистка появилась в картинах «Только не уходи», «Способ убийства» и «Без вины виноватые». В мелодраме «Только не уходи» Елена Сотникова сыграла главную героиню – Ольгу Земцову, очаровательную женщину, успешную во всем. Но жизнь наносит Ольге неожиданный удар: у нее диагностируют СПИД. Режиссером мелодрамы стал , он же сыграл главного героя.


Сотникова совмещала работу на съемочной площадке и театральной сцене. Играя в кино, она была задействована в постановке «Каменный гость» на Малой Бронной, которую ставил . В это же время Елену Викторовну пригласили в Театр им. , где предложили роль в спектакле «Закон вечности».

Елена Сотникова – актриса разноплановая. Ей под силу трагические и глубокие роли (королева Элинор в спектакле «Лев зимой», Генриетта в «Трех возрастах Казановы»), но органична артистка и в образе сплетницы Фарпухиной в лирическом фарсе «Дядюшкин сон».


Друзья и коллеги артистки поражаются ее энергии и трудолюбию. Работая в театре и снимаясь в кино, Елена Сотникова успевает писать сценарии для капустников в Доме Актера, участвовать в концертах в «Русских домах» в Берлине, Вене и Праге, писать стихи и озвучивать радиопостановки.

Личная жизнь

О личной жизни артистки информации нет: она не рассказывает о семье. Неизвестно, есть ли у Сотниковой муж и дети. Фотографий с семьей не найти.


Известно, что актриса все свободное время и деньги тратит на путешествия: объездила Америку и Европу. Секрет неувядающей красоты охотно открывает: в жизни Елены Сотниковой нет зависти и суеты, она правильно питается, не ест мяса, не забывает о гимнастике и бывает в бассейне.

Елена Сотникова сейчас

На сцене театра актриса задействована в спектаклях «Дядюшкин сон», «Игры одиноких», «Последние луны» и « », которые идут на вахтанговских подмостках в наши дни.


Поклонники артистки с удовольствием приходят на поэтические вечера в Арт-Кафе, где Елена Сотникова услаждает слух филигранным сочетанием поэзии, музыки и красоты. В аристократическом спокойствии актрисы таится непреодолимое притяжение.

Сотникова – член совета Дома Актера, участница актерского «Женского батальона» театра Вахтангова. Общается с , и .

Фильмография

  • 1976 - «Розыгрыш»
  • 1981 - «Кража»
  • 1981 - «Любимая женщина механика Гаврилова»
  • 1984 - «Манька»
  • 1984 - «Через все годы»
  • 1989 - «Призываюсь весной»
  • 1992 - «Только не уходи»
  • 1993 - «Способ убийства»
  • 1994 - «Без вины виноватые»
  • 2000 - «Дядюшкин сон»
  • 2014 - «Последние луны»

Спектакли

  • «Леший»
  • «Анна Каренина»
  • «Три возраста Казановы»
  • «Мария Тюдор»
  • «Маленькие трагедии»
  • «Зойкина квартира»
  • «Государь ты наш, батюшка…»
  • «Лев зимой»
  • «Сирано де Бержерак»
  • «Царская охота»
  • «Чулимск прошлым летом»
  • «Глубокое синее море»
  • «Последние луны»
  • «Игры одиноких»

За 20 лет работы в журнале ELLE я выработала правила идеального гардероба, которые, надеюсь, помогут вам облегчить процесс выбора одежды на любой случай и решить проблему совместимости вещей. В этот список я включила также несколько косметических позиций (например, красную помаду), немного бижутерии и аксессуаров. И помните, что простота – основа элегантности. Вперед!

1. Платье-чехол черного цвета, или, как его еще называют, маленькое черное платье. Оно может быть как отдельным предметом одежды, так и основой сразу нескольких образов. Его можно дополнить крупными серьгами или колье, вечерним клатчем и туфлями-лодочками для классического вечернего образа. Это легко. Главное – выбрать длину и крой, которые подходят именно вам.

2. Классические черные брюки с высокой талией. Предлагаю отложить подальше все брюки и джинсы с заниженной талией, если только вам не 16 лет, вы не весите 40 кг и не собираетесь демонстрировать голый живот. А вы, скорее всего, не собираетесь.

3. Несколько идеальных белых рубашек. Желательно, чтобы какие-то из них надо было заправлять в брюки/джинсы, а какие-то – носить навыпуск. Бывают разные ситуации.

4. Джинсы светло-голубого, классического синего и темно-синего цветов (осторожнее с последними: как правило, краска на них бывает нестойкой, и это относится не только к демократичным брендам). Пусть в гардеробе будут узкие джинсы, прямые и расклешенные. Помним о высокой талии.

5. Туфли-лодочки. Как ни странно, их можно иметь всего в двух цветах – черном и светло-бежевом (nude), чтобы решить любую задачу.

6. Вещь красного цвета. Подберите свой оттенок красного и купите одну простую вещь такого цвета. Это могут быть блуза, платье простого кроя или даже брючный костюм. Как говорила Коко Шанель, «не знаешь, в чем выйти, – надень красное». См. пункт 5: с красным цветом идеально сочетаются бежевые лодочки.

7. Красная помада. Если вы уже знаете свой оттенок красного, купите соответствующую помаду. Красный идет всем, важно только выбрать свой оттенок.

8. Тренч классического кроя, черный или бежевый. Высший шик – надеть легкий тренч на голое тело (точнее, на нижнее белье) и дополнить плотными черными колготками и лодочками на высоком каблуке. Крупная бижутерия в уши – вы неотразимы.

9. Вместительная сумка строгих линий для офиса. Желательно черная.

10. Вечерние клатчи. Покупайте то, что понравится. Если клатч яркий, на нем есть стразы и вышивка, воспринимайте его как украшение, сочетайте с простыми формами и не переусердствуйте с бижутерией.

11. Вечернее платье. Хотя бы одно. Постарайтесь найти наиболее нейтральный вариант, чтобы при помощи разных дополнений каждый раз выглядеть по-разному. Черное кружево в стиле Моники Беллуччи идет многим. Внимание на фигуру! Подбирайте варианты, которые подчеркивают ваши достоинства и маскируют недостатки. И тут я снова о лодочках цвета nude – идеально!

12. Офисный костюм для соблюдения официального дресс-кода. Носим с белой рубашкой или легкой шелковой майкой в тон. Можно обойтись покупкой строгого жакета, если есть подходящие черные брюки или юбка.

13. Юбка. Кстати, о юбке. «Карандаш», годе, макси, миди – не буду рекомендовать ни форму, ни длину. Это должны сделать вы сами, исходя из особенностей вашей фигуры.

14. Кожаная куртка-косуха. Сегодня ее можно носить даже поверх вечернего платья. Французы это любят.

15. Тельняшка. Это мое любимое. Надеваем под строгий жакет, кожаную куртку, тренч; комбинируем с джинсами или широкими черными брюками.

16. Кроссовки, кеды, лоферы на умеренной платформе. Это не для занятий спортом, это почти для любого образа. Сегодня такая мода.

17. Длинные серьги, массивное колье, крупный браслет. Помним правило двух ювелирных вещей в одном образе. Не носим комплекты из трех предметов – устарело.

18. Черные полуботинки на высоком каблуке. Заменяют туфли под брюки (подчеркиваю – под брюки, юбки здесь ни при чем!).

19. Пара ярких блуз любимых цветов. Розовую блузу носим с черным низом и сочетаем с красной помадой – высший шик!

20. Черная водолазка. Ив-Сен Лоран говорил: «Элегантная женщина – это та, на которой черная юбка-карандаш и черная водолазка и которая идет под руку с мужчиной, который в нее влюблен».

Имя Елены Сотниковой уже 21 год связано с французским глянцем Elle. Она стояла у истоков российского издания и творила его историю, которая скоро станет легендой.

Биография

Лена родилась в Москве в 1967 году в самой обычной семье. Ее мама работала педиатром, отец – инженером. Очень строгие родители всегда контролировали дочь и требовали от Лены большего. Поэтому школу она окончила с золотой медалью. Она вспоминает, что училась очень хорошо и прилежно и никогда не прогуливала.

После школы поступила на переводчика в Институт иностранных языков, который успешно закончила. После университета пару месяцев проработала в общеобразовательной школе учителем, но быстро поняла, что это нее, и ушла оттуда.

Еще во время учебы она успела выйти замуж за сокурсника. Именно он стал проводником в мир глянца.

Ее приход в журнал начался со случая. Ее муж работал в новостном агентстве Reuters. И во время его болезни она пришла временно заменить его на должности переводчика. Она сразу понравилась руководству, и Лену пригласили на должность журналиста по экономическим вопросам. Она занималась цветными металлами и другими тенденциями мировой экономики. Это ничего общего с глянцем не имело.

Начало карьеры в Elle

До 1995 года в России сформировалась потребность в новом продукте, который показал бы людям как надо одеваться, куда ходить и как жить. И французский журнал в поиске главного редактора обошел все российские издания. По словам Елены, она была готова уйти с «Рейтерс» и, сославшись на болезнь, уехала в Париж на собеседование.

Несмотря на то, что опыта в глянце у Елены абсолютно не было и про моду она знала не так много, но ее работодателям импонировала ее строгость и приличный опыт в журналистике.

Поначалу приходилось учиться и работать в этой сфере с нуля. Также искать новые лица – фотографов, стилистов и визажистов. Эта гламурная машина начала свою работу под руководством Елены и очень скоро получила признание в России.

Елена понимала, что журнал должен быть близким в первую очередь русскому читателю, поэтому использование материалов французского Elle было не всегда уместно.

Через 10 лет работы главным редактором тираж журнала сильно вырос, он стал брендом, который диктовал стиль успешным и сильным россиянам.

Marie Claire

В 1995 году Елена попала в зону комфорта. Она вспоминает, что расслабилась и потеряла способность творческого переосмысления. Ее французское руководство приняло решение уволить ее безвозвратно. Но Виктор Шкулев вовремя вступился за Елену и понимал, что ее потенциал еще пригодится компании.

И ей поручили реанимировать Marie Claire – журнал, который в те годы переживал не самые лучшие времена. И за четыре года Елена не только вдохнула в него новую жизнь, но и изменилась сама. Она похудела, перестала пить много шампанского за ужином. Об этом периоде своей жизни Елена вспоминает, как о выходе из зоны комфорта.

Возврат в Elle

Увидев успех Marie Claire, руководство компании поняло, что Елену срочно надо возвращать обратно. В 2009 году начался новый этап в ее жизни. Во-первых, кризис требовал срочных изменений с курса журнала, а команда, которая пришла после Сотниковой, не могла справиться с новой ситуацией.

Сотникова много изменила. Все обложки они начали делать без привлечения своих французских коллег. И качество, и количество отечественного материала стало превышать общую долю на страницах глянца.

Елена является участником многих фешн-проектов в России, ее личность является авторитетом стильной и модной жизни.

В 2016 году Елена родила ребенка и ушла из журнала. Ушла с блеском на подъеме глянца. Хоть ее уход был вынужден, но сама Сотникова оговорилась, что хочет посвятить себя семье и воспитанию ребенка.

Семья и личная жизнь

Сотникова не слишком распространяется о своей жизни, но ее близкие работают в том же издательстве. Дочь от первого брака Мария ведет рубрику о стиле.

Между ее первым и последним мужем было еще два официальных мужа. Но о них ничего не известно.

В 2011 году четвертым мужем Елены стал Алексей Дорожкин, который является главным редактором Elle Decoration. Ее избранник младше на 10 лет. Но несмотря на это, у пары полное взаимопонимание. В 2015 году Елена родила сына, рождение которого стало для Алексея настоящим подарком.

Елена любит читать, прекрасно играет на фортепиано и очень хорошо выглядит, несмотря на свой возраст. Сотникова не скрывает, что несколько лет назад делала блефаропластику лица. Но секрет хорошей внешности не только в пластике, но и в здоровом образе жизни.
Интересно и то, что в последнее время Елена открыла для себя живопись.

Социальные сети

Несмотря на это, у нее есть личная страница в Фейсбук - https://www.facebook.com/pg/SotnikovaElena/about/. Здесь Елена до конца 2016 года вела электронный дневник.

Такая же ситуация и с Твиттером - https://twitter.com/yelenasotnikova.

Инстаграм Лены - https://www.instagram.com/elenasotnikovastyle/. По фотографиям в этой социальной сети можно сказать, что у женщины сформировался прекрасный вкус. Она не стесняется своих фотографий, а ее картины нравятся многим. Здесь за ней следят 35 тыс. подписчиков.

К сожалению, личные страницы в Одноклассниках и ВКонтакте нам найти не удалось.

Елена Сотникова стала главным редактором легендарного Elle в России в 27 лет и смогла свое детище «вырастить» до 20 лет и пустить в «большое плавание». Она всегда стремилась делать любую работу лучше и лучше, чтобы быть отличницей в работе, семье и жизни.

Журналист Дата рождения 22 августа (Лев) 1967 (51) Место рождения Москва Instagram @elenasotnikovastyle

Елена Сотникова - бывший главный редактор модного журнала Elle, значимая фигура в мире глянца и модной индустрии, редакционный директор медиахолдинга Hearst Shkulev Media. Елена - выпускница Московского государственного лингвистического университета. Сотникова сыграла значительную роль в продвижении журнала Elle - под ее руководством тираж значительно увеличился и даже обогнал Vogue.

Биография Елены Сотниковой

Елена родилась и выросла в Москве. Отличалась большим рвением к учебе, окончила школу с золотой медалью. Ее мать работала в сфере медицины, а отец был инженером.

После выпуска поступила в Московский ИнЯз им. Мориса Тореза, некоторое время после выпуска трудилась преподавателем иностранных языков в общеобразовательной школе. Потом работала в информационном агентстве «Рейтер» на должности переводчика. Затем ее повысили до корреспондента по экономическим вопросам.

В 1995 г. девушке предложили стать главным редактором журнала Elle. У Елены Сотниковой на тот момент не было опыта работы в мире моды, но работодатели сделали ставку на ее профессиональные качества и знание иностранных языков.

Сотникова занимала свою должность до 2005 г. Ее сменила Ирина Михайловская, а Елена перевелась в журнал Marie Claire, работе в котором отдала 4 года. Она смогла вывести Marie Claire на новый уровень, поскольку журнал был близок к закрытию. Сотникова говорит, что вложила в этот проект немало сил и энергии.

За это время популярность Elle значительно упала. Новая команда не смогла поддерживать тиражи на прежнем уровне, в журнале значительно увеличилось количество рекламы. Елене сделали предложение вернуться на прежнюю должность. После четырехлетнего перерыва в работе с Elle Сотникова сумела объективно оценить слабые стороны журнала и собрала новую команду профессионалов. В настоящее время журнал читает более 2 млн. человек.

В интервью для прессы Елена подчеркивает, что издание является в первую очередь коммерческим проектом и должно приносить прибыль. Поэтому необходимо выпускать в печать такие материалы, которые будут наиболее интересны читателям.

Также Сотникова участвовала в съемках фильма "Дизайн по русски".

Личная жизнь Елены Сотниковой

Елена была замужем 4 раза, ее первый муж работал переводчиком. Она познакомилась в университете. У пары родилась дочь, девочку назвали Мария.

После расставания Сотникова еще два раза выходила замуж, браки были неудачными.

Позже она познакомилась с Алексеем Дорожкиным, который также является сотрудником Elle. Между ними разгорелся служебный роман, и в 2011 г. состоялась свадьба. Вскоре Елена родила сына. Супруг младше Сотниковой почти на 10 лет. Также у Елены есть внук.

Последние новости о Елене Сотниковой

В 2016 г. Елена оставила пост главного редактора, чтобы посвятить себя уходу за ребенком. Несмотря на это, она не отказывается от общения с прессой, дает интервью, в которых рассказывает о своем отношении к миру глянца.

Сотникова посещает модные показы и ведет страницу в соцсети Instagram.

Алексей Дорожкин (главный редактор ELLE Decoration) с женой Еленой Сотниковой (экс-главный редактор ELLE)

В гостиной нашей московской квартиры мы проводим все свободное время. Утро начинается с завтрака в «кафе» - так называется уголок с круглым столом и псевдоампирными креслами, которые я вынес из гостиницы «Украина», когда в ней началась реконструкция. В этой комнате чудесным образом получилось несколько совершенно отдельных зон - что называется, по интересам: есть даже «кабинет» и «концертный зал». И все это благодаря тому, что нам удалось справиться с единственным, но очень большим недостатком помещения: ровно пополам его делила несущая балка. Под ней мы разместили два симметричных двусторонних шкафа, которые позволили четко спланировать пространство. Со стороны столовой, где мы часто собираемся с друзьями, в шкафы поместилась вся посуда, со стороны гостиной - книги и журналы, которых у нас предостаточно. Моя жена Елена Сотникова экс-главный редактор - самого большого модного журнала ELLE . Но помимо этого она еще и прекрасная пианистка, так что в гостиной нашлось место и роялю. Наверное, по одному из моих писем редактора вы помните историю его появления. Этот «господин» потребовал немного изменить интерьер, который с его воцарением стал вдруг слишком серьезным. Так появились прозрачные стулья Kartell, новые люстры в стиле ар-деко и современный ковер. Остальные предметы обстановки с гордостью выдержали такое соседство, а недавно к нашему «старообрядческому дедушке» приехала очень симпатичная «внучка», чей портрет мы и повесили в «кафе».

На фото: в столовой вокруг винтажного стола 1950-х годов из гостиницы «Украина» - стулья Louis Ghost, Kartell. Современное «венецианское» зеркало куплено в салоне «Кутузовский 4». Бра 1930-х годов куплены на блошином рынке в Брюсселе. Люстра, Humprecht, Preciosa. У окна - бюро XIX века и кресло из гостиницы «Украина».

На фото: на бюро - семейные фотографии и скульптура «Медузы», купленная в Париже. Над ними - портрет русского купца XIX века.

На фото: столик для завтраков и кресла 1950-х годов из гостиницы «Украина». Фигурки медведей - ЛФЗ, сервиз для завтраков - KPM. Шторы - Hour Glass, Jim Thompson.

На фото: со стороны столовой в двусторонних шкафах хранится посуда. Над комодом Ghost Buster, Kartell - пастельный портрет неизвестной, подарок друзей.

На фото: фрагмент комода в гостиной, скульптура «Футболисты», Lladro, рельеф работы Анны Боковой.

На фото: в центре над комодом Roche Bobois - винтажное панно с французскими панорамными обоями 1840-х годов, купленное на блошином рынке в Париже. По сторонам - парные русские книжные шкафы того же времени. На консоли - скульптура «Футболисты», Lladro и рельеф работы Анны Боковой. Журнальный столик куплен в магазине Leform. На стене - винтажные бра из Московского метро. Ковер, The Rug Company. Люстра, Humprecht, Preciosa.

На фото: гостиная разделена встроенными шкафами на две части - собственно гостиную с роялем и столовую. Со стороны гостиной в шкафах хранятся книги, со стороны столовой - посуда Диван, Flexform. Люстры, Humprecht, Preciosa на 6 и 12 рожков.


Top