Капитанская дочка: характеристики героев с цитатами. Герои «Капитанской дочки Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

Повествует о событиях второй половины XVIII века. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Данное историческое событие называют одним из масштабнейших и кровопролитнейших народных войн. В «Капитанской дочке» Пушкин наглядно демонстрирует читателю, сколько страданий приносит «бессмысленный и беспощадный русский бунт» не только «врагам народа» - дворянам, но и самим бунтовщикам. В произведении раскрываются истории героев таким образом, что мы можем им сопереживать, изучая новые стороны этого конфликта. Предлагаем вам список главных героев «Капитанской дочки» с харктеристиками.

Петр Гринев - главный герой, от лица которого ведется повествование. Сын богатого помещика. С самого рождения готовился к военной службе в Петербурге, но, к своему разочарованию, в 16 лет был отправлен отцом в Оренбург, в Белгородскую крепость. Здесь начинается его новая жизнь, наполненная значимыми встречами, пугающими событиями и утратами.

Человек добрый и умеющий помогать. Эта черта характера раскрывается в эпизоде с заячьим тулупом, который он дарит . Гринев становится хорошо исполняет свой военный долг (командиры хвалят его за заслуги), увлекается поэзией, и легко сходится с людьми.

Маша Миронова - персонаж заглавный. Это и есть та самая капитанская дочка, 18-ти лет от роду. В нее влюбляется Гринев по приезду в крепость, она же отвечает ему взаимностью. , в отличие от Петра, несостоятельная дворянка, «девка без приданого». Одевается «просто и мило». Гринев отмечает наличие у нее ангельского голоска. Она умна, добра и обладает завидным мужеством (эпизод с прошением у Екатерины). Крестьянский бунт отнимает у нее родителей - Пугачев убивает их во время захвата крепости.

Емельян Пугачев - реальная историческая личность, донской казак, главный зачинщик бунта. В романе он представлен одновременно и как кровавый разбойник, беспощадный злодей и мошенник, и как смекалистый, умный, свободолюбивый человек. Его отношение к жизни представлено в эпизоде с орлом и вороном: «чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». В конце романа его казнят.

Алексей Швабрин - второстепенный персонаж. Молодой человек из состоятельной семьи. В начале романа сходится с Гриневым, последний считает его своим другом. Разжалованный гвардеец, за убийство сослуживца оказался переведен в Белгородскую крепость. В ходе действия романа сходится с Пугачевым, предав тем самым русскую армию, а в конце становится арестантом. привлекает Гринева своим умом, но отталкивает тягой к клевете и злобным насмешкам.

Швабрин - персонаж больше отрицательный, чем положительный. В его характере больше дурного: он наделен бесстыдством и жестокостью. Он зол, самовлюблен и подл: «…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж <…> Он обходится со мною очень жестоко…» (слова Маши).

Архип Савельев (Савельич) - слуга Петра Гринева, отправленный вместе со своим барином в Белгородскую крепость. Этот старик верой и правдой служит Гриневым уже много лет. Он типичный крепостной, добрый, привыкший слушаться приказаний и подчиняться хозяевам. пытается учить Петра жизни, иногда спорит с ним, но всегда прощает.

Основываясь на характеристику основных персонажей романа, можно составить более менее полное представление о Крестьянской войне. Безусловно, все это авторская интерпретация, а не документальная хроника, поэтому слепо верить в правдивость нельзя. Но созданная Пушкиным атмосфера, переданное настроение эпохи и человеческие чувства справедливы и верны. Возможно, прочитав «Капитанскую дочку», читателям будет проще понять мотивы действий крестьян, организовавших столь беспощадную войну.

Петр Андреевич Гринёв – центральный персонаж повести «Капитанская дочка». Вся жизнь Гринёва – образец поведения молодого человека, рано задумавшегося о своем предназначении, чести, достоинстве, верности слову. Уроки жизни, которые получил сын Андрея Петровича, с точки зрения современного читателя, очень жестоки и тяжелы. На самом деле, юный Гринёв был подготовлен к тому, чтобы выдержать испытание на прочность, подтвердить право называться офицером, мужчиной.

С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек. Он давал барчуку свободу, и тот рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Таким образом, становление личности Петра Гринёва проходило под воздействием всех этих факторов в совокупности.

Для понимания образа героя необходимо тщательно исследовать все этапы его биографии.
Существует, как минимум, четыре поворотных момента, когда Петру необходимо было принять решение, сдать своеобразный экзамен. Первый ключевой эпизод – проигрыш партии в биллиард ротмистру Зурову. Вполне возможно, что гуляка Зуров простил бы неразумного дитятю, опасно заигравшегося. Уповая на это, добряк Савельич слезно молит молодого барина не возмещать ущерба. Но Гринёву-мужчине поблажки не нужны. Он совершает свой первый серьезный поступок: «Долг обязан быть уплачен!»

Второй ключевой момент – беседа со Швабриным, из уст которого прозвучали оскорбления в адрес целомудренной девушки. Оставить такой поступок без внимания – не по-мужски. Гринёв вступается за честь Маши, в результате получает тяжелое проникающее ранение плеча. Страницы, где приводится описание Гринёва, поправляющегося после тяжелой болезни, поистине трогательны.

Третий важный момент: вызволение невесты из заточения. Никто не собирался освобождать Белогорскую крепость, занятую бунтовщиками, но для Петра Гринёва заслонов нет. Он по-хорошему горяч и безрассуден.

Наконец, четвертый эпизод. Подследственного Гринёва грозят отправить на вечное поселение в Сибирь, если он не сумеет оправдаться. Помогал бунтовщикам? Шпионил в пользу Пугачева?

Для чего встречался с атаманом разбойников? Петр отказывается защищаться, так как не хочет порочить, «полоскать» имя невесты. Он согласен пойти на каторгу, но дочь капитана Миронова, сложившего голову за Отечество, останется чиста перед людьми. Пересудов он не потерпит.

Самоотречение во имя любви, во имя высшей справедливости ведет молодого дворянина дорогой правды и навсегда отводит от кривой дорожки бесчестия и забвения. Недаром образ Гринёва в повести Капитанская дочка считается одним из самых выразительных в русской художественной литературе. Он способен и в 21-м веке волновать читателей и будить в душах добрый отклик.

«Капитанская дочка» исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки»

Описание главных героев «Капитанской дочки» поможет понять их характер, причины поступков.

Образ Петра Гринёва «Капитанская дочка»

Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит - мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей
Его отец не может реализовать себя. Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек.
В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую. Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно.
После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым. Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

Образ Алексея Швабрина «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести.
Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).
Герой очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Алесей в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Алексея, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. То есть в своей подлости этот герой доходит до конца.

Образ Маши Мироновой «Капитанская дочка»

Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Образ Пугачева «Капитанская дочка»

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

Показав различные мировоззрения , принадлежащих к разным поколениям, имеющих различное положение в обществе, автор указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься no-разному, в соответствии с эпохой, определенной исторической обстановкой, но при этом главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.

Главный герой повести, молодой дворянин, возлюбленный Маши. Пётр жил в поместье своего отца и получил обычное домашнее воспитание. Его воспитывал сначала стремянной Савельич, а потом недолго француз Бопре. Свободное время Пётр проводил с дворовыми мальчишками. Пётр почитал родителей и уважал их желания. Когда отец решил отправить его на службу в Оренбург, Пётр не посмел ослушаться, хотя ему очень хотелось проходить службу в Петербурге. Перед дорогой отец наказал Петру служить верно и помнить пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду".

Главная героиня повести. Ей восемнадцать лет, она живёт в Белогорской крепости, где её отец капитан Миронов, служит комендантом. Она скромная и искренняя, своей простотой смогла покорить сердце Петра Гринёва. У Маши не было приданного, поэтому её мать решила, что ей нужно выйти замуж за первого, кто позовёт, лишь бы не остаться в девках.

Один из главных героев повести, молодой аристократ, офицер, который попал в Белогорскую крепость за то, что на дуэли убил своего соперника. В повести он показан как низкий, циничный и высокомерный человек. Ко всем жителям крепости он относился с презрением, считая себя лучше всех. Ему очень нравилась дочка капитана Миронова, но он называл Машу дурочкой и распускал о ней сплетни.

Один из главных героев повести, слуга и учитель Петра Гринёва, был приставлен к мальчику, как только тому исполнилось 5 лет. Савельич был обыкновенным крепостным, ухаживал за лошадью Гринёва-старшего, помогал ему на охоте с собаками, но главным его качеством оказалось, что он ведёт трезвый образ жизни, поэтому его и перевели воспитателем к Петру.

Второстепенный персонаж, представлен как отрицательный герой. Пугачёв - донской казак, родился в Зимовейской станице, служил в царской армии. Однажды его по болезни отпустили домой в отпуск, обратно он не захотел возвращаться и стал беглым казаком.

Иван Кузмич

Второстепенный персонаж, комендант Белогорской крепости, отец Маши Мироновой. Был добрый человек, но крайне плохо руководил крепостью. Был повешен Пугачёвым за отказ присягнуть ему на верность.

Василиса Егоровна

Второстепенный персонаж, комендантша, жена капитана Миронова и мать Маши Мироновой. Была убита по приказу Пугачёва.

Иван Игнатьич

Второстепенный персонаж, поручик в Белогорской крепости, свой человек в семье Мироновых. Был повешен Пугачёвым за отказ присягнуть ему.

Иван Иванович Зурин

Второстепенный персонаж, ротмистр в одном гусарском полку. Научил Пётра Гринёва играть в бильярд, при этом выиграв у него 100 рублей. В конце повести судьба снова их свела, когда Гринёв вывозил Машу из захваченной крепости. Зурин стал его командиром, а после поимки Пугачёва был вынужден по приказу отправить Гринёва в Казань для следствия.

Князь Б

Второстепенный персонаж, знакомый отца Петра Гринёва, руководил Семеновским полком в Петербурге. Именно он сообщил о решении императрицы заменить смертную казнь для Гринёва на ссылку.

Екатерина II

Второстепенный персонаж, российская императрица. Маша Миронова случайно с ней знакомится в саду и рассказывает ей про своего жениха Петра Гринёва. Узнав правду, Екатерина решается помиловать его.

Андрей Карлович Р

Второстепенный персонаж, генерал, немец, старинный товарищ и друг отца Гринёва. Направил Гринёва служить в Белогорскую крепость.

Палашка

Второстепенный персонаж, служанка у Мироновых в крепости.

Акулина Памфиловна

Второстепенный персонаж, попадья в Белогорской крепости. Прятала Машу Миронову после захвата крепости Пугачёвым.

Отец Герасим

К главе I

  1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи Васильевны, Савельича, Бопре, Палашки.
  2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринёва и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  3. Каков, но вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чём его основной смысл?

К главе II

  1. Гринёв мог встретиться с Пугачёвым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит вследствие разразившегося бурана. В чём его символический смысл?
  2. Зачитайте строчки, в которых даётся портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.
  3. Как характеризует Петра Гринёва решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринёв не послушал Савельича и настоял на своём решении?
  4. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передаёт его отношение к происходящему?
  5. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринёва «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?

К главе III

  1. Каково первое впечатление Гринёва от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу?
  2. Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером?
  3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены.
  4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова.
  5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным?

К главе IV

  1. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», - пишет в начале главы Пётр Гринёв. Почему изменилось настроение героя?
  2. Расскажите о занятиях Гринёва в крепости.
  3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос.
  4. В чём причина поединка и кто его инициатор?
  5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе?

К главе V

  1. Определите значение слова «цирюльник».
  2. Назовите эпитеты, характеризующие чувство Маши Мироновой и Петра Гринёва. Какие ещё средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви персонажей?
  3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринёва о его дуэли?
  4. Как вы думаете, почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
  5. Как характеризует Машу её реакция на письмо родителей Петра Гринёва?
  6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

К главе VI

  1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI - «Пугачёвщина»?
  2. Насколько точна характеристика Пугачёва, данная в секретном предписании начальства?
  3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорской крепости. Составьте тезисный план ответа.
  4. Какой эпизод главы произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему?

К главе VII

  1. Составьте сложный план главы «Приступ».
  2. Как ведут себя капитан Гринёв, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрип накануне решающего события и в момент штурма крепости?
  3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачёвцев после взятия крепости.
  4. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрипа на сторону Пугачёва. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману.
  5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ.

К главе VIII

  1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах... Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но всё же не мог не трепетать, воображая опасность её положения».

    Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации?

  2. Каково ваше отношение к поведению Гринёва после захвата крепости?
  3. Подробно перескажите эпизод «Гринёв у Пугачёва и пугачёвцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринёва?

К главе IX

  1. Чем могло грозить Гринёву поручение Пугачёва?
  2. Почему Гринёва испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости?
  3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос.

К главе X

  1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва?
  2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
  3. «Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряет суждение Гринёва: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринёва? Почему?
  4. На основании письма Маши Мироновой к Гринёву охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие её чувства, надежду.

К главе XI

  1. Как вы оцениваете решение Гринёва ехать в крепость ради спасения любимой девушки?
  2. Гринёв вспоминает: «...общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало моё воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачёва.
  3. Как характеризует Пугачёва его отношение к известию о поступке Швабрина?
  4. Перечитайте диалог Пугачёва и Гринёва, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачёва?
  5. В чём смысл калмыцкой сказки? Какова её роль в романе?

К главе XII

  1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачёва, Швабрина и Гринёва в начале главы.
  2. Какие качества личности Пугачёва проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гринёву?
  3. Желая спасти Машу, Гринёв обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринёва) выступает «мужицкий царь» Пугачёв. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин?

К главе XIII

  1. Можно ли считать решение Гринёва отправить в деревню Машу в сопровождении Савсльича единственно верным? Обоснуйте своё мнение.
  2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации?
  3. С каким чувством думает Гринёв о Пугачёве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы.
  4. Закономерен ли арест Гринёва? Вы ожидали такое развитие сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события.

К главе XIV

  1. Гринёв «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным». Как вы относитесь к его решению?
  2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану.
  3. Кто явился причиной новой неприятности Гринёва? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным?
  4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чём вы видите причину такого его поведения?
  5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого - это жест отчаяния, последняя надежда или что-то ещё? Дайте развёрнутый ответ.
  6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель?
  7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринёва?
  8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринёва?

Top