Урок домик с красной крышей. «Описание по картине А

А. А. Рылов – известный художник кон­ца XIX – начала XX в., автор картин “Осен­ний пейзаж”, “Зеленый шум”, “Ленин в Раз­ливе” и др. С самых ранних лет художник был связан с родной природой.
Картина “Домик с красной крышей” на­писана в 1933 году в Подмосковье. Однажды летним утром на дачном поезде он отправился на станцию Крюково к старым знакомым. Там домик с красной крышей, окруженный ябло­нями и старыми березами, утопал в зелени на берегу прудика с белыми цветами водяных лилий. Водоем этот представлял собой целое царство с многочисленным и разнообразным населением: зеленые лягушки грелись на сол­нышке, черные улитки нежились и ласкались друг к другу, пиявки у берега зарывались в ил. Над самой водой легкие стрекозы пор­хали, шелестя крылышками. Перед домом – луг. Там паслись козы, ходил большой белый петух с курами, крестьянин косил траву. Художник с наслаждением писал этюды, не выходя с красками и мольбертом за преде­лы дачи. Он находил разные композиции: од­но и то же место в зависимости от времени дня, освещения и угла зрения представлялось по-разному. В результате родилась замечатель­ная картина “Домик с красной крышей”. На ней – непритязательный среднерусский пей­заж, от которого веет спокойствием, нежнос­тью и теплом.

Сочинение по литературе на тему: Описание по картине А. А. Рылова “Домик с красной крышей”

Другие сочинения:

  1. Картина Рылова “Домик с красной крышей” вызывает чувство покоя и умиротворения. От нее становится хорошо, спокойно – и хочется перешагнуть края этой картины, чтобы насладиться ароматом свежескошенной травы. На переднем плане картины мы видим поле со скошенной травой. Ее сушит Read More ......
  2. Передо мной репродукция пейзажа А. А. Рылова “Полевая рябинка”,написанная им в 1922году, также как и картинамы “Островок”, “Березовая роща”, “ДОМИК С КРАСНОЙ КРЫШЕЙ” и другие. Знойный полдень. Лето в разгаре. На переднем плане густые заросли скромных, но ярких полевых цветов:желто-красные Read More ......
  3. Летом каждый человек устает от духоты города – и хочется просто окунуться в разноцветье трав и полевых цветов. Многие люди стремятся вырваться на простор, которого так часто не хватает в стенах душных каменных джунглей. Если у вас не получилось насладиться Read More ......
  4. На картине Рылова “Полевая рябинка” мы знакомимся с идеалистичным миром живой природы, где есть место только прекрасному и доброму. На картине изображена река, которая спряталась в густых зарослях травы. Луговые травы поражают разноцветьем. Даже не верится, что такое могла создать Read More ......
  5. Аркадий Рылов – это имя связывают с эпохой становления нового искусства в живописи советского периода. По мнению исследователей, именно его произведения являются первыми значительными творениями живописи того времени. Высоко оценивают критики картину А. Рылова “В голубом просторе”. Она написана в Read More ......
  6. Творчество художника П. П. Кончаловского вос­певает красоту окружающего мира. Живописец обладал талантом передать явления природы так, что человек, глядящий на его картины, невольно задумывался о своем неумение рассмотреть красо­ту в обычных вещах. Основными жанрами твор­чества Кончаловского была пейзажная живопись, потрет Read More ......
  7. И. И. Шишкина называли “лесным бо­гатырем”, “царем леса”. Его, действительно, можно назвать “служителем культа дерева”. Художник видел в лесу бесконечное разнооб­разие форм, воплощение бессмертия природы, выражение чувства родины. Огромное впечатление произвела на меня картина И. И. Шишкина “Утро в сосновом Read More ......
  8. Передо мной картина известного русского художника-пейзажиста Н. П. Крымова “Зимний вечер”. На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. На переднем плане пейзажа Read More ......
Описание по картине А. А. Рылова “Домик с красной крышей”

На даче знакомых, в подмосковной деревне Крюково художник увидел пейзаж, который так понравился ему, что он сделал множество эскизов и набросков, стремясь запечатлеть мир и покой, царивший в этом уголке Подмосковья.

Среднерусский пейзаж. К нему охотно обращались художники, составившие славу русского искусства - Шишкин, Грабарь, и многие другие.
В 1933 году к этому пейзажу обратился и художник Рылов А.А. На даче знакомых, в подмосковной деревне Крюково художник увидел картину, которая так понравилась ему, что он сделал множество эскизов и набросков, стремясь запечатлеть мир и покой, царивший в этом уголке Подмосковья. Конечно, он и думать не мог, что пройдет ещё всего девять лет и железный каток войны пройдет по этим местам, уничтожая и людей и домики, независимо от цвета крыши. Уцелел ли он, этот восхитивший художника домик? Остались ли величественные березы, мачтовые сосны и ели? Мы этого не знаем. Но на картине будет вечно девушка собирать скошенную траву, вечно будут летние облака оттенять синее, видимо июльское лето, все так же выситься сосны и ели, все так же будет стоять символ России - береза.
Художник выбрал для показа очень выигрышный сюжет.
Дом с красной крышей составляет основу композиции. Перед домом разбит палисадник с цветами, а юная девушка деревянными граблями ворошит скошенную траву. Пес заинтересованно смотрит куда-то вдаль, туда, где встает смешанный лес. Возможно где-то там, за пределами картины это будет дремучий лес, но мы видим только несколько деревьев и цветущие кусты, на его опушке. Что это за кусты - расстояние не позволяет нам определить их вид, но что то в форме кистей говорит что это обыкновенная бирючина, которую и сегодня охотно сажают вблизи от дома, ради белых кистей цветов с медвяным запахом.
Центральное место в картине принадлежит березе. Два её ствола высятся, еле умещаясь в рамках картины, а перед ними расположено какое-то дерево, возможно фруктовое.
За ним виднеется тропинка, уходящая вглубь леса, по которой так приятно пройтись летним вечером.
Одноэтажный домик с красной крышей весь утопает в зелени небольших деревьев, а за ним видны развесистые кроны больших деревьев. Видно, что дом был поставлен с любовью к природе, все вокруг него ухожено и цветет. Только несколько желтых листьев на березе напоминает нам о грядущей осени, когда эта же береза вспыхнет золотыми листьями и настанет грибная пора.
Весь пейзаж дышит покоем и спокойствием. Жалко, что в Подмосковье мало осталось таких замечательных мест.

Рылов Аркадий Александрович - замечательный русский советский художник. Его картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, вызывая чувство безотчетной радости.

Жизнь художника

Рылов Аркадий Александрович родился в 1870 году в селе Истобенск Орловского уезда Это происходило в пути по дороге в Вятку, куда направлялись его родители. Воспитывался будущий художник отчимом-нотариусом, который работал в Вятке, так как родной отец страдал психическим расстройством. Небольшой тихий городок и природа вокруг него вызывали у ребенка поэтические чувства, которые просили запечатлеть их в красках.

Окончив гимназию, в 18 лет он поехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, где проучился три года. Одновременно Рылов Аркадий Александрович занимался в Рисовальной школе при обществе поощрения художников. Ему, видимо, хотелось стремительно постигнуть все технические возможности, которые помогут ему раскрыться как живописцу. Но студента неожиданно призывают в армию. После службы в ней Рылова принимают в Он же мечтает учиться у гениального новатора-экспериментатора А. Куинджи, чье имя тогда гремело и в России, и за рубежом. Его «Лунная ночь на Днепре» (1880) произвела фурор у публики и вызвала неоднозначные высказывания у собратьев по цеху. В 1894 году Рылов Аркадий Александрович начинает заниматься в мастерской Архипа Ивановича, который был замечательным педагогом. На собственные деньги (на свою семью он тратил очень мало) А. Куинджи возил свих учеников в Крым и за границу, выплачивал стипендии неимущим (помня собственное бедственное начало учебы). Что дало обучение в этой мастерской Рылову? Он учился создавать романтические целостные образы, обращая внимание на эффекты освещения, и старался как можно больше работать на пленэре, так Архип Иванович считал, что природа и есть самый главный учитель.

В 1897 году была окончена учеба в Академии, и Рылов получил звание художника. Затем Аркадий Александрович совершил поездку за границу, побывав в Германии, Франции и Австрии. Начало нового века он встречает оформившимся художником-пейзажистом. Под Вяткой и Петербургом он пишет массу этюдов и два года посвящает работе над картиной «Зеленый шум» (1904).

Пейзажная стихия

На эту работу молодого, но уже опытного мастера сейчас можно полюбоваться в Русском музее.

На первом плане зеленый пригорок, спускающийся к петляющей невероятной синей речке. На нем трепещут под сильными порывами ветра зеленые кроны белых берез, старых и молодых. Над ними по голубому небу бегут кучевые белые, с голубыми тенями облака. Насыщены цветовые сочетания колорита. Лишь старая с толстым стволом сосна стоит устойчиво, придавая композиции уравновешенность. В просвете между деревьями - необъятная даль. Этим достигается динамичность решения пространства. На реке можно заметить три белых треугольника. Это челны рыбаков? К зрителю приходит радость сопричастности к отрытому для него живописцем пейзажу, и он видит прекрасные моменты жизни.

Дальнейшая работа

Обратив внимание на педагогические таланты Рылова, его пригласили вести класс анималистики (1902 - 1918) в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Так сочетал работу живописца и педагога Рылов Аркадий Александрович, биография которого нами излагается. В нем живописец устроил настоящий живой уголок, где жили белки, обезьянка, зайцы, птицы. Там было даже два муравейника. Разве это не интересно? Прекрасный автопортрет с белкой уже был помещен в начале статьи, а сейчас хочется взглянуть на его лесной пейзаж.

«Лесные обитатели» (1910)

В глуши лесного уголка, где никого не бывает, кроме беззвучно и недвижимо сидящего художника, весело резвятся белки, перепрыгивая с ветку на ветку. Что-то привлекло внимание любопытного зверька, который находится в углу слева. Он весь вытянулся, замер на мгновение и внимательно присматривается.

Еще несколько секунд, и белочка вновь начнет перебегать по пушистым лапам старых елей. Если проследить за направлением ее взгляда и мысленно провести прямую, то мы увидим белогрудого с черными крылышками дятла, который упорно трудится, доставая из-под коры личинок на стволе дерева, которое стоит на мшистом ковре. Треугольную композицию создает вторая белочка, сидящая на ветках вверху. Колорит полотна предельно насыщен всеми оттенками зеленого и контрастными ему рыжими летними шкурками веселых зверьков.

После революции

Художник поддержал власть Советов и состоял в художественном объединении АХРР, участвовал в выставках революционных художников. В память об А. Куинджи было создано общество, в котором Рылов был не только учредителем, но и председателем. Звание заслуженного деятеля искусств РСФСР живописец получил в 1935 году. Признанный властью и народом, Рылов Аркадий Александрович, краткая биография которого в нашей статье подходит к концу, скончался в Ленинграде в 1939 году.

«Полевая рябинка»

Так Аркадий Александрович назвал скромный пейзаж, написанный в 1922 году.

Диагональ задает тихая ультрамариновая чистейшая речушка. Слева выглядывают тоненькие ажурные ветки березки. На первом плане - лужайка, поросшая желтой пижмой с темно-зелеными листьями и плотными зонтиками белых, пахнущих медом, цветов. Тихий речной уголок нашел Рылов Аркадий Александрович. «Полевая рябинка» стала песнью миру, наступившему после войн, сотрясавших страну. Здесь не ступала нога человека. Высокая густая трава не примята, тихо стоят кустики вдоль крутых берегов речки, за которой вновь, как это любит художник, отрываются необъятные русские просторные и свободные дали, где дышится глубоко и спокойно. Горизонт закрывает еле видимая полоска синевато-зеленого леса. На поле за речкой в кучку сбились выросшие на вырубке деревья. Рядом стоит скирда. Там прошел первый покос. Над классическим композиционным треугольником, который образует речка и дальнее поле, застыли в безветренном небе пушистые белые облака, сквозь которые кое-где проглядывает лазурь. Это любимый среднерусский пейзаж, который мил сердцу и душе. Эмоциональное воздействие его велико. Он усиливает любовь к такой простой родной природе и в целом к своей малой родине. Показывает потаенные уголки Рылов Аркадий Александрович. «Полевая рябинка» - сочинение, которое учат писать в школе, потом, с возрастом приведет к собственному видению неброской красоты русского раздолья.

«Домик с красной крышей» (1933)

Доминантой пейзажа стали две огромные до небес березы, стоящие ровно в центре картины, и величественное, занимающее две трети полотна летнее синее небо с белоснежными облаками.

С ними рядом, не пытаясь соперничать, слева выглядывает уголок хвойного леса. Поражает обилие всех оттенков зеленого, которые нашел художник на своей палитре в этот знойный летний денек: зеленовато-желтая окраска скошенного луга, темно-зеленый лес, радостная свежая зелень берез, светло-зелёная - кустиков и плодовых деревьев у подножия леса и закрывающих уютный домик на другой стороне полотна. Великолепную песню макушке лета спел Аркадий Александрович Рылов. Домик с красной крышей, с белыми трубами ивыбеленными стенами, возбуждает воображение: кто создал эту красоту и кому посчастливилось жить в нем. Одного персонажа, чарующую женщину в белом платье, которая неспешно убирает сено, мы видим. Радость - вот определение, которое приносят все картины, которые написал Рылов Аркадий Александрович, живописец-пейзажист.

Самая знаменитая картина

Картина «В голубом просторе» (1918) очаровывает и околдовывает раз и навсегда. Стая лебедей в небе, синее море с парусником зовут за собой в романтические дали.

Художник писал ее в холодном сером Петрограде, где не было даже дров, чтобы обогреть комнату. Но картина полна яркого света, восторга, ликования. У зрителя она вызывает легкую эйфорию, переходящую в изумление перед мастерством автора.

«Зеленое кружево» (1928)

Нежно-зеленая полянка в весеннем лесу слегка приоткрывается зрителю живописцем.

Слева ее ограничивает густой лес, а для нас она проглядывает сквозь ажурные, хрупкие, изящные кустики, покрытые белесоватой зеленью. Нет резких контрастов в сочетании цвета. Их соотношения плавны и естественны. Воздушность, которая пронизывает изображение, ласкает взгляд и заставляет задуматься, как можно сохранить столь прекрасное место нетронутым и девственным. Хочется уберечь его от грубых прикосновений человека и с замиранием сердца без конца любоваться великолепием природы, с таким мастерством перенесенной на полотно.

В сказке - «Глушь» (1920)

Сейчас многогранный талант живописца привел нас к колдовскому лесному озеру.

Его темные, зеленые воды, окруженные по берегу таинственным лесом, где водятся лешие, где живет ведун, не пугают, но завораживают. Аркадий Александрович Рылов и сам - маг и чародей, раз нашел это потаенное ото всех место. Озеро, занимающее треть картины, вплотную подходит к раме, а у противоположного берега оно поросло осокой и мхом. Видны оголенные корни и остатки белеющих стволов, упавших в черные воды. Не покидает чувство ожидания, что кто-то сейчас должен выйти к воде и сесть, задумавшись в печали. Виртуозно, как и во всех своих пейзажах, пользуется зеленым цветом, собирая все его оттенки на полотне, художник. Картина ведет в древнюю Русь, где всегда было место волхву и чудодею, который может спасти от горя и печали своим могущественным знанием. Произведение будит фантазию, которая исчезла в суете городской жизни.

Аркадий Александрович Рылов оставил нам бесценное наследство - свою душу, овеществленную в полотнах.

Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича, который подарил миру картину под названием «Домик с красной крышей».

На полотне, вдали за высокими стройными русскими красавицами березками виднеется старый домик, крыша которого переливается сочным вишневым оттенком, а стены выполнены в светлых тонах. Также на крыше виднеются белоснежные, словно снег дымоходы. Сама крыша является центральным элементом картины, она выделяется на фоне знойного солнечного полдня и зелени еще не совсем высохшей травы и листвы.

Домик окружен разнообразной зеленью: деревьями и кустарниками, полевыми цветами и высокой травой, которая ложилась, прикрывая землю от легких взмахов косы. Трава начинает приобретать желтый оттенок, похоже на то, что в этой местности давно не было освежающего летнего дождя. Перед нами растелился широкий луг, который покрыт, свежей скошенной травой, ее запах я ощущаю прямо сейчас. Наполняюсь энергией того солнечного летнего денька.

Похоже на то, что неподалеку от домика раскинулся могучий лес с высокими темно – зелеными елями и соснами, которые чаруют окружающих своими ароматами. Автор изобразил их наполненными зеленью и возвышающимися до самых облаков, от них как - будто веет прохладой, как раз, то, что нужно в жаркий летний день. Под покровом лесного богатства можно найти для себя уютное местечко для отдыха, после плодотворного рабочего дня на лугу.

На картине небо изображено по особенному, облака «ложатся» на крышу дома как бы укрывая его от невзгод. А когда, поднимаешь голову кверху, широкое бескрайнее небо поглощает в воспоминания о прошлом и навеивает прекрасные чувства душевного равновесия и вдохновения. Вероятно, этим и был вдохновлен автор картины.

Рядом с девушкой в белоснежном наряде и русыми волосами, которая собирает скошенную траву на лугу около дома, находится ее верный друг - собака. Она внимательно наблюдает за всеми движениями хозяйки и верно ждет пока та, закончит работу и пойдет с ней к дому. Меня всегда удивляло, насколько собаки верны своим хозяевам, они очень многое понимают и даже умеют обижаться, а находится в ожидании, они могут часами.

Описание картины

Эта картина мне очень нравится, так как на ней всё красиво. Такое отличное ощущение весны-лета, столько простора: синего неба, свежей зелени. И если б не название, то мне кажется, что домик можно было б и не заметить. (Хотя, конечно, он занимает достаточное пространство.)

На переднем плане женщина и, по-моему, собака. Женщина в светлой легкой одежде. Мне кажется, что в картине не очень жарко, а просто приятно и тепло. У героини в руках какой-то деревянный «инвентарь» сельский… Что ли грабли? Она работает. А собака смотрит на что-то или кого-то впереди. Возможно, там кто-то пришел, а собака пока не понимает – бросаться ли навстречу радостно или лаять злобно. Симпатичный пёс, кстати. Наверное, скоро приедут гости в деревню на лето, поэтому хозяйка убирает, а пес ждёт.

Над работницей три дерева. Одно – что-то типа яблони, такое невысокое и раскидистое. Выше – две березы, как близняшки. Они раза в три выше этого садового дерева.

Справа ещё начинается лесок с елками и какими-то лиственными деревьями. (Не знаю, но тут ведь сочинение не по ботанике.) Такое красивое тут небо с большими белыми облаками. Я б хотела оказаться в этой картине. Пусть это меня ждёт собачка, но она, конечно, меня не обидит, а будет радостно прыгать около меня. Я б могли и женщине помочь с тем, что она делает… А после мы бы попили чаю во дворе – на веранде. Поставили б самовар, она б угостила меня пирогом. Детские мечты, но так устаешь от этой учёбы…

Интересно, почему у дома такая крыша – красная. Это нарядно и заметно. Наверняка, люди так и называли этот дом, забывая о номере и улице. Крыша – главное отличие. Но, кстати, это до сам по себе симпатичный – чистенький, светлый, с трубой белой. Окошки такие приветливые.

Мне кажется, что дом этот (с хозяйкой и псом) всё-таки ждёт гостей. Наверняка, хозяйка уже всё сделала, вот уже вышла убрать на улицу, но надеется увидеть, когда покажутся гости. Я бы хотела, чтоб меня летом ждали в таком доме. Хотя бы даже просто на часок – чаю попить.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Хлебникова в повести Поединок Куприна
  • Анализ рассказа Платонова Разноцветная бабочка

    В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку

  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди Пушкин (описание)

    На картине «Осенние дожди. Пушкин» известного русского живописца Попкова Виктора Ефимовича неповторимый пейзаж русской земли, которая готовится отдать свои яркие краски под покров долгого зимнего сна

  • Сочинение Современная молодежь

    Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила

  • Образ и тема дома в романе Тихий Дон Шолохова

    Данное произведение поднимает тему жизни русского народа, который оказался на грани до и после. Все жители городов и станиц оказались на границе, которая разделяет Российскую Империю и новое социалистическое общество.

Картина известного художника конца XIX - начала XX века А.А. Рылова «Домик с красной крышей» в полной мере отражает его мировоззрение и художественное восприятие окружающего мира, которое он стремился запечатлеть на своих картинах. Считая себя учеником и последователем Куинджи, художник отображал на полотнах привязанность к романтически навеянным и лирически осмысленным целостным образам, которые в то же время играли гармоничную роль в сюжетах его произведений.

Написанная в Подмосковье в 1933 году, картина «Домик с красной крышей» колоритно

Сочетает в себе насыщенность цветовых решений и динамичность пространства пейзажа, тем самым передавая национально-романтический по настроению и обобщенный по восприятию образ «родимой стороны».
Выбрав уютный уголок русской природы, Рылов с необыкновенной точностью изобразил атмосферу знойного летнего дня в сельской местности среднерусской полосы в обычный будний день.

Однако от всей этой «обычности» веет таким теплом, умиротворенностью, спокойствием и нежностью, что у зрителя возникает желание стать частью этого маленького незамысловатого мирка, в котором умещается и домик с красной крышей, и свежескошенная трава, и бездонное небо над головой.

На переднем плане картины мы видим раскинувшийся луг со свежескошенной травой. Знойный полдень в разгар лета уже подсушил ее, и девушка в простых светлых одеяниях, характерных для сельской местности в эту пору, собирает ее граблями. Рядом резвиться игривый козленок. Девушка занята простым, обыденным сельским трудом, но эта мастерски изображенная композиция имеет приобщающее к природе значение, возвращает зрителя к истокам с их естественной простотой и безыскусностью.

На заднем плане, утопая в яркой, сочной зелени, окруженный старыми яблонями и берёзами, притаился небольшой дом. Контраст светлых стен и красной крыши с побеленными известью печными трубами делает домик похожим на огромный красный гриб, уютно устроившийся посреди лесной поляны. Это ощущение усиливает и дополняет изображение в правой части полотна расположенного неподалеку соснового бора, манящего к себе прохладой, покоем и загадочностью. Довершает эту сельскую идиллию огромное, бесконечной глубины пространство бескрайнего синего неба с пенящимися купами белоснежных облаков. Такое небо в средней полосе России бывает только в середине лета, в очень хорошую погоду и при отсутствии ветра.

При взгляде на картину сочетание ярких красок, бликов и оттенков изумрудно-зеленого, спокойного красного, светло-желтого, кипенно-белого цветов, приправленных лазурной синью, создают позитивное, оптимистическое настроение и воспоминания о милом сердцу уголке Родины, где всегда можно найти покой и уют, отдохнуть от вечной суеты современности и шума урбанизации. И такой уголок есть у каждого, поэтому картина находит отклик и хорошие оценки не только у художественных критиков, но и у простых зрителей.


Top