Аргументы проблемы благодарности из художественной литературы и кинематогрофа. Егэ русский язык

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? (2)Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность. (3)Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. (4)Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все сделанное им. (5)Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. (6)Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. (7)Весь мир был полем его деятельности.(8) Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. (9)Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего. (10) Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни - это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли. (11)Вторая половина его жизни была тесно связана с Индией, и его заслуженно называли мастером гор. (12)Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования. (13)Мы знаем много примеров, когда художники достигали величия, но очень мало можно найти примеров, когда великий художник оказывался еще более великим как человек. (14)Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. (15)Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения, великим источником счастья. (16)…В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своем пути в жизни может встретить мудрого старца. (17)Старца, который и его направил бы на правильный, скорейший, кратчайший путь и, может быть, устранил бы те трудности, которые перед ним будет ставить жизнь. (18)В лице моего отца я встретил этого мудрого старца. (19)Он был для меня не только отцом и учителем, он был кем-то гораздо большим. (20)А именно - наставником жизни. (21)Через него и через мою матушку я научился ценить те прекрасные страницы, которые раскрывает перед нами жизнь. (22)В этом именно наставник играет такую первенствующую роль. (23)Николай Константинович был именно тем мудрым наставником, с которым меня связывало не только ближайшее родство, но именно тождество мысли, потому что я полностью разделял не только его мысли, но и образ жизни.

Ответ:

В предложенном тексте С.Н.Рерих затрагивает проблему взаимоотношения отцов и детей. Данная проблема взаимоотношений родителей и детей, проблема сыновней благодарности много раз поднималась в русской литературе, но нигде я не читала такого возвышенного слова, ни в каком другом произведении не встречала таких сердечных слов любви и благодарности, как в тексте С.Н. Рериха, посвященного его отцу. К большому сожалению, в наше время нередки случаи, когда родители и дети – это два совершенно разных государства, между которыми нет ни одной связующей «ниточки». Это очень печально, когда таких близких людей разделяет пропасть непонимания и неприятия.

Образы отца и матери стали для С.Н.Рериха «источником величайшего вдохновения, великим источником счастья». С позицией автора невозможно не согласиться. Это великое счастье – разделять со своими родителями не только общее пространство в доме, но и мысли, интересы и идеи.

Из художественных произведений, отражающих проблему благородного отношения к родителям, меня, прежде всего, привлекает «Семейная хроника» С.Т.Аксакова. Эта книга посвящена воспитанию, семейным ценностям. Сколько любви, преданности и уважения к своим близким нужно пронести через свою жизнь, чтобы написать подобное произведение. Помимо светлой стороны этой проблемы, есть весьма неутешительная, темная сторона. Она заключается в проблеме непонимания между родителями и детьми.

В качестве примера можно привести героев произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» – Фамусова и его дочь Софью. Фамусов, конечно, очень любит свою дочь и желает ей счастья. Но счастье герой понимает по-своему: счастье для него – деньги. Фамусов приучает Софью к мысли о выгоде и этим совершает огромную ошибку, лишая свою дочь возможности выбора и обретения настоящего счастья.

Вывод напрашивается такой: чтобы дети вырастали благородными, необходима особая семейная атмосфера добра, уважения, взаимопонимания; тогда возникнет «именно тождество мысли». Чем больше духовные семейные связи, тем больше уверенности в том, что дети вырастут достойными людьми и будут любить и почитать своих родителей также сильно, как это делал замечательный художник и автор данного текста – Святослав Николаевич Рерих.


Почему нам так дороги близкие люди? Почему их поддержка так значима для нас? Что заставляет нас чувствовать благодарность к ним? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И.Пирогова.

В тексте автор рассматривает несколько проблем, я хочу остановиться на проблеме значимости поддержки близких людей. Автор ощущает себя в долгу перед людьми, которые оказали ему в разные периоды жизни «истинное благодеяние». Он сожалеет, что судьба не дала возможности многих из них отблагодарить. «Самый священный долг» - «долг благодарности моей матери и старшим сёстрам». Во время учёбы «эти три женщины содержали меня своими трудами».

«Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, как много делают для нас близкие.

Я согласна с позицией автора. В трудную минуту мы рассчитываем на помощь близких. И чаще всего её получаем. Их поддержка для нас имеет огромное значение. В художественной литературе мы встречаем много примеров, когда близкие люди совершенно бескорыстно, любя, помогают друг другу. И эта поддержка бесценна. Попробую это доказать.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов попадает в беду. Он проигрывает Долохову 43 тысячи рублей, огромное состояние. Ему стыдно. Он знает, что финансовые дела семьи расстроены. А тут ещё его долг. Но, ему не к кому больше обратиться, кроме отца. Он идёт к графу Ростову и рассказывает ему всё. Отец, конечно, поражён этой новостью, уж очень велика сумма для их семьи. Но он берёт себя в руки, принимая решение перевезти семью в деревню, чтобы сократить расходы и выплатить карточный долг сына. Честь сына спасена. А что стало бы с Николаем, если бы отец не помог ему? Такая помощь бесценна.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в семье Раскольниковых тёплые, нежные, доверительные отношения. С Родионом случилась беда. Он закрылся от мира в маленькой комнатушке, похожей на гроб, запутался в своей теории. Бедствует. Кто помогает ему? Мать и сестра, сами нуждаясь, присылают ему деньги. Когда Дуня вместе с Разумихиным, его другом, узнают о преступлении, которое совершил Раскольников, они не отворачиваются от него. Помогают, пока идёт суд, через Соню поддерживают связь с ним на каторге. И ждут их возвращения, чтобы жить и работать вместе, чтобы помочь Раскольникову начать новую жизнь. Такая поддержка значима для героя, они и Соня помогают обрести Раскольникову надежду на будущее. Что может быть ценнее?

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: нет ничего важнее в жизни, чем умение поддержать близкого тебе человека, протянуть ему руку помощи. В этой поддержке нуждаются все. Давайте ценить её. Она бесценна.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Текст. По З.И. Трипольской
(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги. (2)Она показывает мне фотографии: путешествия, друзья, дети, племянники. (3)«А вот, - она протягивает мне какую-то папку, - моя гордость». (4)Я перебираю стопку коротких писем, приглядываюсь к ним, вижу, что это благодарственные письма-ответы: моя подруга регулярно жертвует небольшие суммы - от десяти до двадцати долларов - в поддержку местной библиотеки, приюта для животных, картинной галереи, средней школы. (5)Суммы малые, необременительные, но ни один доллар не остается незамеченным. (б)Ответы приходят незамедлительно, причем это всегда теплые, добрые письма, буквально светящиеся благодарностью: мы получили Ваш дар, мы его заметили, он очень важен для нас! (7)Очень! (8)Спасибо! (9)Конечно, моя подруга отправляет деньги вовсе не ради «спасибо», но всякий такой отклик ее окрыляет, стимулирует к дальнейшим маленьким «подвигам». (Ю)Иными словами, человек, имея общественное одобрение и ободрение, совершенствуется, приобретает навык доброделания; при этом даже его человеческие недостатки смягчаются.
(И)Разумеется, наши российские проблемы отличаются жесткостью: деньги, как правило, нужны для спасения тяжелобольных людей. (12)Денег нужно много. (13)Денег не хватает. (14)Люди жертвуют. (15)Однако если ваше пожертвование не исчисляется уж очень крупной суммой, никакого ответа от благотворительной организации, которой вы передали вспоможение нуждающемуся, не ждите. (16)Да и писать такие письма у нас, скорее всего, некому. (17)Слишком много проблем, причем тяжелых; значит, если можете, делитесь! (18)Вот и весь сказ.
(19)Между тем заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного. (20)Ничего неестественного нет в том, что жертвователю хочется знать, достигла ли его помощь адресата, пришлась ли впору...
(21)3десь речь идет о воспитании культуры общения. (22)У нас ведь не только благотворительность еще слаба, но и культура благодарения не развита. (23)А ведь как рождается круговая порука добра, о которой писала одна безвестная монахиня Новодевичьего монастыря, чьи стихи Марина Цветаева считала «выше самой поэзии»? (24)Такая порука - это всегда взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность. (25)Умение заметить и отметить чье-то доброе дело - это солидарность, позволяющая расцвести лучшим человеческим качествам. (26)Привычка откликаться не только на большой, но и на малый вклад в чью-то судьбу - проявление дорогого стоящей «простоты души», открытости. (27)Это послание, которое можно трактовать, например, так: «Мы теперь нечужие люди, мы - братья, сестры, мы едины».
(28)Смею предположить, что такая привычка - это еще и выход из внутреннего рабства, преодоление комплекса неполноценности. (29)Человек, открытый контактам, общению с миром, вряд ли способен рассуждать следующим образом: «Я беден - он богат, поэтому пусть раскошеливается, и не за что мне тут его благодарить, унижаться...» (ЗО)Так может сказать раб, свободный же человек всегда будет чувствовать себя равным тому, кто его поддержал, и потому будет искренне и чистосердечно признателен. (31)Итак, учиться. (32)Учиться общению. (ЗЗ)Учиться благотворить и благо-даритъ.
(По З.И. Трипольской)

Сочинение
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему благодарности. З.И. Трипольская задается вопросом: нужно ли благодарить за проявленную благотворительность? Как должен вести себя получивший благодеяние?
Автор текста рассказывает, как важно человеку, совершающему пожертвования в поддержку библиотеки, музея или приюта для животных, получить ответное письмо с благодарностью. З.И. Трипольская считает, «что заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного». Она видит в такой внимательности проявление культуры общения, стимулирующей «круговую поруку добра» и помогающей людям почувствовать свое единство.
Авторское послание данного текста заключается в призыве быть открытыми в общении, быть благодарными и щедрыми.
Безусловно, автор прав: быть достойным человеком - это не только творить хорошие дела, но и видеть их у окружающих, уметь быть благодарным.
Подтвердим сказанное примерами из литературных произведений.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев был благодарен Гриневу за оказанное благодеяние - подаренный ему заячий тулупчик. Он спас Петра Гринева от виселицы и таким образом проявил свое великодушие. Мы видим, что Пугачев, будучи разбойником и убийцей, - личность неоднозначная, способная на благородный поступок. Впоследствии «герой» - Петр Гринев (по замыслу Пушкина) напишет свои записки и увековечит в них образ Пугачева.
Благодарным был пан Тыбурцый - герой повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот человек обладал достоинством и гордостью, несмотря на свою нищету. Эти качества сближают его с судьей и его сыном Васей, принимавшим участие в судьбе умирающей Маруси. Пан Тыбур-цый приходит в дом к судье, подает ему руку и благодарит за доброту его сына. Так люди разных социальных слоев соединяются в любви и понимании главных основ жизни.
В заключение подчеркнем важную мысль: стремясь к совершенству, мы должны не только творить достойные дела, но и благодарить тех, кто их совершает.


Почему мы, так часто принимая помощь от близких людей, не благодарим их за это? Что мешает нам выразить им благодарность? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И. Пирогова.

В своём тексте автор поднимает проблему благодарности близким людям. Он рассказывает нам о людях, которые оказали ему в жизни бесценную поддержку. А вот отблагодарить он их не смог по разным обстоятельствам. Что называется, остался должен. Самый священный долг «был долг благодарности моей матери и старшим сёстрам».

Когда он учился после смерти отца, эти три женщины содержали его. «Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, почему нам так трудно быть благодарными.

Позиция автора понятна: мы чувствуем благодарность к близким людям, ощущаем себя в долгу перед ними за их поддержку нас в трудные минуты. Но мы не умеем своевременно благодарить, о чём сожалеем потом всю жизнь. Быть истинно благодарными очень трудно.

Я разделяю точку зрения автора. Очень часто поддержку близких людей, особенно в юные годы, мы воспринимаем, как что-то само собою разумеющееся. И только с годами понимаем, насколько она была для нас бесценна. Мы понимаем, что не всем так везёт с близкими. Некоторые не получают этой поддержки. Когда приходит мудрость, бывает, что благодарить уже некого. Вот и накапливаются долги, от которых тяжело на сердце. В художественной литературе мы часто встречаем примеры как благодарности близким, так и неблагодарности. Попробую привести примеры.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» необъяснимую неблагодарность проявляет дочь Настя к собственной матери, Катерине Петровне. Дочь живёт в Ленинграде и уже три года не навещает мать. Она находит себе различные оправдания: работа, погода, ещё успею. Настя, получив телеграмму, где узнаёт, что Катерина Петровна тяжелобольная, гонит от себя мысли о матери. Но всё, даже статуя Гоголя, напоминают ей о её неправильном отношении к близкому человеку, которая так много дала ей в жизни, которая любит её и ждёт. Настя приедет к матери, но будет уже слишком поздно. Она поймёт, что потеряла единственного близкого и родного человека, но будет уже слишком поздно. Откуда такая неблагодарность к самому близкому человеку, маме? Непонятно. Но с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше. Долг, который уже некому оплатить.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» тёплые, доверительные отношения связывают Наташу Ростову с матерью графиней Ростовой. Когда заболеет Наташа после неудавшейся попытки сбежать с Анатолем Курагиным, мать не будет отходить от неё, делая всё, чтобы помочь дочери оправиться от болезни, снова вернуться к жизни. И это не месяц, не два, а целый год. Когда горе ударит по матери, любимого сына Петю убьют в первом же бою, уже Наташа не отойдёт от матери. Теперь она вместе с матерью переживает это тяжёлое горе для их семьи, она постепенно возвращает графиню, которой не хотелось больше жить, к жизни. Это и есть настоящая благодарность. Отблагодарить за добро добром.

Таким образом, мы видим, как значима и бесценна для нас поддержка близких людей. Как нужна она нам в трудные минуты жизни. Нужно благодарить близких за это. Словом, добром. Нужно обязательно быть благодарными, чтобы не сожалеть о неоплаченных долгах всю жизнь.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Top