Десятословие и естественный нравственный закон. Нравственное законы поведения людей — это объективные законы природы Нравственные законы жизни для всех людей

Тема: О нравственном законе.

Что бы человек смог достигнуть конечной цели, он должен находиться в правильном отношении к своему назначению. В свою очередь порядок не мыслим без закона. Следовательно, в нравственной области имеет место закон, который дает указания, как человек должен жить, что бы достигнуть своего назначения. Всякий настоящий закон должен обладать двумя свойствами:

1) Всеобщностью

2) Необходимостью.

И нравственный закон обладает этими свойствами.

Он является всеобщим, так как тот же самый закон, который слышит в своей совести, и слышат и все остальные люди.

Нравственный закон необходим, так как представляет собой обязательное непременное требование по отношению к человеку, который хочет достигнуть своей цели. Нет другого пути кроме пути исполнения закона.

В этом смысле нравственный закон не отличается от физического закона.

Физический закон он безусловный, тогда как нравственный обусловленный выбором человека. Но выбор человека не отменяет действия нравственного закона (если человек выбирает путь беззакония). Он состоит из двух составляющих:

1) Естественный (присущ с рождения. Совесть) ап. Павел говорит об этом законе.

2) Откровенный сверхъестественный закон.

Естественный нравственный закон.

По учению святого апостола Павла « Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них в сердцах написано, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» Рим.2гл.14 – 15стих.

можно выделить:

1) Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием людей.

2) закон разума это закон ориентирующий знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязующую силу.

3) Все люди ответственные за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущие возмездия.

Святой Афанасий Великий говорит об оправдании древних праведников через естественный закон, а свят. Григорий Богослов пишет: «Бог дал нам пророков прежде всякого закона, и даже прежде них дал не писанный, естественный закон, следящий за исполнением того что следовало бы исполнять».

Святоотеческая традиция рассматривает естественный нравственный закон как универсальную основу нравственной жизни человека и общества. Содержание естественного закона совпадает с основными понятиями сознания каждого народа.

Свят. Игнатий Брянчанинов «совесть это чувство духа человеческого, тонкое светлое отличающее добро от зла».

Само слово совесть происходит от слова ведать, то есть совединие. Самоназвание совести говорит о том, что в ней есть элемент познания, которое соотносится с нашим чувством и влияет на нашу волю, совесть « некий голос» возникающий из сочетания всех трех способностей человека ум, воля, чувства.


Функции совести.

Законодатель:

Искаженное состояние:

1) Не ведущая

2) Колеблющая

3) погрешающая

Показывает нравственные законы, по которых необходимо действовать человеку, что требует от него воля Божья. Если она не ведает воли Божьей то, следовательно, она колеблется, и под влиянием эгоизма совесть погрешает.

Свидетель, Судья:

одобряет или осуждает (свойство достоинство)

Искаженное состояние:

1) немощная

2) не сознательная

3) ожесточенная

Сознает, как человек обошелся с предписанным ею законом, определяет прав человек или виноват. У грешника происходит постоянное расхищение ума, и он не способен замечать внутренних расположений, сопровождающих совершение поступка.

Мздовоздаятель:

Награждает или наказывает (свойство свобода)

Искаженное состояние:

1) Мнительное

2) Усыпленное

3) Лицемерное

4) Сожжённое

Воздаяние за грехи: скорбь, туга, досада, уныние, укоры совести.

Награждает: мир душевный, спокойствие внутренне, доброе расположение.

Духовное сердце это и есть наш внутренний человек, по мнению святых отцов.

Совесть человека очищает только кровь Христова по ап.Павлу. В не церкви вне таинств человек не может восстановить свою совесть.

Совесть есть отдельная сила человеческого духа.

Так как совесть ест естественный голос, слышимый в самой природе человека то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души, в зависимости от её нравственного развития (образование, образа жизни, духовного развития).

Совесть так глубоко внедрена в природу человека, что ни кто не может освободиться от ее действий.

Тема: Откровенный нравственный закон, ветхозаветный и евангельский.

Потребность в откровенном законе (ОЗ) обнаружилась в особенности после грехопадения. Когда притупилось и извратилось нравственное чувство и сознание апостол Павел говорит что: «закон дан по причине преступлений» (Гал.3:19)

Три функции преступления:

1) Для уяснения людям воли Божьей

2) Для раскрытия им своего собственного испорченного состояния. Ап. Павел называет закон «Дето водителем ко Христу»

3) Воспитательное значение. Закон должен дисциплинировать человека.

И В.З и Н.З это закон Любви.

Закон В. Заветный. Содержание ВЗ закона объемлет всю жизнь человека и все его отношения, предписания этого закона простирается до самых мелких деталей и направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни. Этого требовало воспитательная задача, что бы через внешние действия привести человека к внутреннему деланию, по этому, закон выражен в основном в форме запрещения. Вследствие преобладания юридического характера, этот закон не отличается строго от обрядового и гражданского. Апостол Павел называет ВЗ закон законом рабства Гал.5:1. И Павел говорит что ВЗ неспособен дать новое сердце человеку и спасти его, также не могли искупить грехов и приносимые жертвы, ап.Павел в евр.(10:4) «ибо не возможно, что бы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».

Но при этом ап.Павел говорит что закон свят и его заповеди тоже святы, праведны и благи (Рим.7:12) « Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». За строгостью закона открывается благость и милость Божья. Через закон Бог ведет человека к благодати и избавлению. Весь обрядовый Моисеев закон, хотя сильно держал в оковах человека своей чувственной стороной, но имел символическое значение, то есть посредством видимых предметов хотел выявить невидимое и духовное.

Евангельский нравственный закон.

В тетради смотреть.

Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793).

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» . Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т. п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон – это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т. е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив как высший ее закон.

Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственному судилищу». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как благоволение, определяя «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.

Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.

Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».

О нравственном законе. Свойства нравственного закона

Свободная воля есть один элемент или одна часть нравственности. Второй элемент, или вторая часть, столь же существенная, есть закон нравственности. Чтобы человек мог достигнуть конечной цели, или своего назначения, он должен находиться в правильном отношении к своему назначению, в надлежащем порядке. Порядок немыслим без закона. Следовательно, в нравственной области должен иметь место закон, который дает указания, как человек должен жить, чтобы достигнуть своего назначения.

Всякий настоящий закон должен обладать двумя свойствами: всеобщностью и необходимостью. И нравственный закон обладает этими свойствами. Он всеобщ, так как тот самый закон, который я слышу в своей совести, слышат в себе и все другие люди, вырабатывая на основании слышимого положительные письменные записи. Он необходим, так как представляет собой непременное требование по отношению к человеку, хотящему достигнуть своей цели: нет другого пути к этой цели, кроме пути исполнения закона. В этом смысле нравственный закон не отличается от физического.

Но есть и различие между ними. Насчет необходимости закона скажем, что она возможна двоякая: безусловная и обусловленная. Безусловная необходимость господствует в физической природе; здесь закон непосредственно переходит в действие. В нравственной же области необходимый закон обусловлен признанием его со стороны свободной человеческой воли. Но это не значит, что в случае его отрицания волей человека закон разрушается в своем объективном значении. Нет, не достигая своего подтверждения со стороны человека положительным образом, он достигает его отрицательным образом. Он воздействует на человека, навлекая на него те пагубные последствия, которые неразлучны с уклонением предмета от закона своего существа, т. е. саморазложение, самоуничтожение, продолжающиеся до тех пор, пока человек снова не подчинится неизбежной для него необходимости закона. «Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас», – свидетельствует пророк (Ис. 1, 20).

Обусловленная необходимость закона называется обязательством. Обязательство есть подчинение без принуждения. А та сила, которая обязывает и повелевает, называется авторитетом, или властью, по выражению Священного Писания. Авторитет, как и обязательство, совмещает в себе свободу и необходимость: где повеления исполняются с помощью принуждения или насилия (деспотизм) или где недостает могущества воздействовать на не исполняющих повеления, там отсутствует истинный авторитет.

Насчет всеобщего нравственного закона заметим, что, хотя все люди одинаково подчиняются и исполняют один и тот же нравственный закон, между исполнением закона и действиями различных людей есть разница. Она зависит частью от их индивидуальности, от особенностей их личности, от различия нравственной способности применять общие требования закона к частным случаям, а также от различия в задачах, поставленных Богом разным людям. Нравственный деятель не относится к нравственному закону так же непосредственно, как копия относится к оригиналу. Если, например, апостол Павел внушает римлянам испытывать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная (гл. 12, 2), то он имеет в виду побудить их к испытанию и познанию не только общих требований, которые ко всем одинаково относятся и которые были известны римлянам, но и тех, которые были поставлены волей Божией именно им, именно в том положении, в котором они находились, и при тех духовных дарах, которыми они обладали. И в нравственной области «один Господь, но различны дары». Самая великая нравственная мудрость состоит не в том, чтобы только знать общие предписания закона и заповедей, а в том, чтобы понимать и уметь их применять в жизненных обстоятельствах.

Чтобы показать на библейских примерах различия нравственной жизни в силу индивидуальных различий, достаточно указать на Исава и Иакова, Марфу и Марию, Апостолов Петра и Павла. Для доказательства неустранимости из нравственной жизни индивидуального элемента можно указать на супружескую любовь – это основание всякого нравственного общества. Любовь, и в частности супружеская, заповедана нам законом, но он не может указать человеку на предмет его супружеской любви. Это уже личный выбор самого человека, но закон применим в любом случае. Это же можно сказать и о всяком нравственном действии, хотя в других случаях индивидуальный элемент не настолько очевиден. Так, например, закон заповедует нам жертвовать собой ради других, ради общества. Но он не определяет всех частных случаев и обстоятельств этой жертвенности. Она зависит от личности каждого человека: один жертвует собой как воин, другой – как врач, третий – как пастырь Церкви, четвертый – как ученый, пятый – как друг и т. д. В этом пожертвовании одни отдают свою жизнь, другие борются за справедливость. Каждый действует сообразно своему индивидуальному положению в нравственном мире и сообразно своей личной инициативе. Но эти положения не надо понимать как противоречие общему нравственному закону. Противоречие, конечно, возможно, но тогда мы совращаемся с нравственного пути. Пока же стоим на правильной точке зрения, не за пределами закона, не в противоречии ему, а в недрах самого закона, каждый из нас вносит нечто от себя. Каждый обязан производить нечто от себя и толковать нравственный закон в частных и непредвиденных случаях и искать средства для применения закона в каждом отдельном случае.

На основании отличия необходимости и общности нравственного закона от необходимости и общности закона физического мы получаем ясное понятие о долге и его отношении к закону. Что такое долг, или обязанность? Долг есть признание известной личностью среди известных обстоятельств обязанности исполнения предписаний закона. Закон относится ко всем людям, и все одинаково подчинены высшей авторитетной силе. А долг, или обязанность, относится к определенному лицу, к индивидуальной личности. Закон мы исполняем, выполняя долг. Потому-то говорят: «Мой долг, я исполняю свою обязанность», но не говорят: «Мой закон, я исполняю свой закон».

Нравоучители эмпирического направления полагают, что нравственный закон образовался из человеческого опыта. Идея обязанности, по их мнению, – идея не априорная, а апостериорная, т. е. она не есть идея первоначальная и принадлежащая человеческой природе.

Она образовалась с течением времени, порождена цивилизацией и передается от поколения к поколению. Она основана лишь на привычке и традициях. Образовалась она, как любая мораль, из пользы и симпатии, т. е. из невольных влечений людей к выгодной жизни и к сочувствию подобным себе. Но против этой теории говорят всеобщность идеи обязанности и невозможность для людей ее устранить. Если бы мы открыли, что идея обязанности не имеет для нас существенного значения и не связана с нашей природой, то мы могли бы освободить себя от нее, однако мы никогда не в состоянии этого сделать. Наследственная передача понятий добра и зла может объяснить только навык к повиновению, но никак не необходимость этого. Человеческий разум не тот авторитет, который мог бы императивно приказать и настоять на непременном исполнении закона.

Таким авторитетом может быть только святая и всемогущая воля Божия. Поэтому последнее основание идеи обязательства есть воля Божия. Един Законодатель и Судия (Иак. 4, 12), говорит Апостол Иаков. Бог творит все, что хочет (Пс. 113, 11). Это есть воля Божия, эте есть заповедь Его, так благоугодно Богу, – часто читаем в Священном Писании. Апостол Павел увещает христиан познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). В воле Божией лежит последнее основание и всех человеческих законодательств, и всякого авторитета: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Еще Гераклит заметил, что «все человеческие законы заимствуют свое питание из Божественного закона». Таким образом, повинуясь или не повинуясь человеческому авторитету, повинуются или не повинуются Богу. Противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13, 2).

Их также легко найти в работах по эволюционной этике, науке, созданная усилиями последователей Дарвина: этологами, биологами, палеонтологами, антропологами, химиками, генетиками и даже математиками. И, хотя, сами ученые, находясь в плену вековых традиций, отдающих право устанавливать нравственные законы или религии, или общественному мнению, еще не готовы признать это, я берусь утверждать: Нравственные законы поведения людей — это объективные законы природы, следствие эволюционного развития человека. И ни законодательные органы, ни общественное мнение, ни религия не могут их изменить. Их можно только изучать и правильно им следовать, и от того, насколько точно им следуют разные группы людей, настолько выше их шанс выживания в процессе эволюции.

На заре цивилизации для выживания предку человека нужна была СИЛА, затем, когда человек выпрямился и взял в руки дубинку, ему понадобился УМ, а когда появилось много умных и с дубинками, человеку для выживания понадобилась МОРАЛЬ. Нравственные законы являются продуктом противодействия двух сил: эгоизма - любви к себе и своим близким, и парохиализма - враждебности к чужакам. Взаимодействие этих двух противоположностей породили и альтруизм, и золотое правило нравственности, и, в более общем случае, кооперацию и конкуренцию. Три основные составляющие нравственного поведения людей:


    Любовь к себе и своим близким


    Кооперация и конкуренция


    Ненависть к врагам


В зависимости от веса каждой из составляющих в общепринятых нравственных нормах, можно выделить несколько современных цивилизационных критериев.


    Иудейский — на мой взгляд, наиболее полно содержащий все три нравственных критерия. Очень высокая цена собственной жизни и жизни своих соотечественников, с амая главная ценность ЖИЗНЬ своих близких , высокая степень кооперации и конкуренции, непримиримость к врагам, угрожающим жизни своих соотечественников.



    Христианский — очень близкий к иудейскому, но с небольшим перекосом в сторону излишней толерантности под воздействием ложного принципа любви к врагу.



    Исламско-православный. Православие - хоть и носит на себе внешние атрибуты христианства, но к христианству не имеет никакого отношения, примерно как ЛДПР не имеет никакого отношения ни к либерализму, ни демократии. Только название и лживое поведение. По всем общеустоявшимся нравственным критериям православие очень близко к исламу — очень низкая оценка собственной жизни и жизни своих близких. Отсутствие конкуренции: запрет инакомыслия и иноверия. Низкая кооперация с соседями, как правило, враждуют даже с представителями своей цивилизации. Самая главная ценность СМЕРТЬ врага, любой ценой, даже ценой собственной жизни и жизни своих близких .


Примеры приводить не буду. Все их знают, могут примерить.

Перекос равновесия нравственных составляющих в общепринятых нормах поведения чреват утратой шансов в эволюционной борьбе. Так христианский мир, в силу своей излишней толерантности, подвержен опасности чрезмерной исламизации, но остается надеяться, что здравый смысл и понимание законов природы, помогут ему справиться с этой напастью. Радикальный ислам принципиально склонен к самоуничтожению за счет пренебрежения к собственным жизням, и пока развивается только за счет природных богатств, которыми аллах их действительно не обидел, и за счет своей плодовитости. Как сказал Арафат: « Матка арабской женщины — мое самое сильное оружие». А у православия нет и такого оружия.

Думаю, не надо приводить таблицы и графики, чтобы доказать, представители каких цивилизаций добиваются б о льших успехов в жизни, науке и экономике.

Конечно, трудно представить, что сложившиеся веками культурно-социальные традиции могут измениться, но понимание законов природы возможно хоть как-то поспособствует увеличению числа тех, для кого главная ценность ЖИЗНЬ СВОИХ, а не СМЕРТЬ ЧУЖИХ.
Именно по этому критерию, мне кажется, сейчас проходит и граница раздела российского общества:. Между меньшинством, которому ближе иудохристианские нравственные ценности, и большинством, разделяющим исламско-православные.

Мне бы очень хотелось, чтобы мысль о том, что Нравственные законы поведения людей — это объективные законы природы, как можно быстрее стала достоянием большинства. Так будет, я в этом не сомневаюсь.
Но пока мой голос тих и тонок. Поэтому, прошу всех, кто хоть в какой-то мере согласен с этим, распространяйте эту мысль дальше.

Существует такое понятие, как федеральный и конституционный закон, то есть, нормы права, которые курируют наше существование в правовом государстве. Также существует понятие – нравственный закон, который представляет собой сбор моральных принципов в обществе. Нарушение нравственного закона не карается по законам федерального значения, тем не менее, сам по себе нравственный закон считается основополагающей нормального современного общества.

Что собой представляет нравственный закон?

  1. Нравственность – понятие нашего общества, определяющее моральные принципы поведения каждого индивидуума в отдельности;
  2. Существует в нашей стране законодательство, которое определяет аспекты защиты нравственных прав, посредство административных штрафов;
  3. Нравственный закон представляет собой своеобразную совокупность норм и стандартов, на которых базируется нормальное поведение человека в обществе;
  4. Сознание и мышление человека должно быть направлено на повышение нравственности, что станет неоспоримой основой весьма существенного снижения преступности в стране.
В принципе, нравственность – понятие частное. Тем не менее, есть такое понятие, как защита нравственных прав. Например, проституция в нашей стране запрещена, и это считается отсутствие нравственности, работать в данной сфере деятельности. Если сутенеры, которые используют девушек для таких занятий, несут уголовную ответственность, то девушки, избравшие себе такой путь заработка, получают исключительно административные замечания и штрафы.

Нравственный закон общества

Можно привести самый банальный пример нравственности – поведение людей в общественном транспорте. Нередко, по селекционеру нас просят уступать места людям пожилого возраста. Тем не менее, это не правило, и никто не может вас заставить сделать такой поступок. Но закон нравственности и совесть говорит о том, что когда в автобус заходит пожилой человек, ему нужно уступить место. То есть, как вы видите, нравственный закон сочетает в себе общественное мнение и порицание, общественные правила, негласного значения, а также индивидуальное предпочтение, своеобразную частность принятия решений.

Значение нравственного закона в любом обществе имеет очень важное значение. В принципе, наше современное время показывает, что нередко нравственные законы отображаются в федеральных, которые считаются обязательными к исполнению всеми инстанциями и гражданами. Но, к сожалению, не все законы нравственности можно узаконить с юридической точки зрения. И тут встает вопрос образования. Ведь, только правильное образование и воспитание позволяют закон нравственности вселить в каждого человека нашего государства. То есть, воспитание своеобразной морали, жизненных ценностей – один из немаловажных аспектов развития государства и общества.


Вопрос весьма сложный. Законодательная база нашей страны весьма значительна. Конституция РФ – как основной закон, кодексы, федеральные законы, которых более 5 тыс., а также...


Норма права – это формально определенное правило поведения, которое в принципе, гарантируется государством. Данное понятие отображает в себе уровень свободы каждого гражданина и...


Top