Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Учет доходных операций по новым правилам Применение счета 209.34

Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру Опубликовано: 29.01.2015 00:00

Источник: Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"

Согласно поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее - Приказ № 89н) в Инструкцию №  157н, скорректирован порядок применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». В статье рассмотрим, для отражения каких операций предназначен данный счет с учетом внесенных изменений, а также приведем корреспонденцию счетов с использованием указанного счета и проиллюстрируем ее на конкретных примерах.

Общие положения о применении счета 209 00

Согласно новой редакции п. 220 Инструкции № 157н счет 209 00 называется «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». Ранее он назывался «Расчеты по ущербу имуществу».

Предназначение данного счета значительно расширилось. Теперь счет 209 00 предназначен не только для учета по суммам выявленных недостач, хищений иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в законодательством РФ порядке, но и для учета:

  • сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • сумм излишне произведенных выплат;
  • сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении случаев;
  • сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Еще одним новшеством в применении счета 209 00 является то, что отражаемый на нем размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н ).

Напомним, что до внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, которой признавалась сумма денежных средств, получаемая в результате продажи обозначенных активов.

Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Стоит также отметить введение в п. 220 Инструкции № 157н положений, связанных с особенностями учета расчетов по ущербу в валюте:

  1. Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
  2. Переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте.
  3. Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на результат текущего финансового года от переоценки активов.

Аналитические счета

Пункт 221 Инструкции № 157н , определяющий порядок применения аналитических счетов, открываемых к счету 209 00 , полностью обновлен.

Согласно данному пункту к имеющимся аналитическим счетам добавились новые. Сравним перечень аналитических счетов в соответствии со старой и новой редакциями п. 221 Инструкции № 157н .

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно старой редакции п. 221 Инструкции №
157н

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно новой редакции п. 221 Инструкции №
157н

Счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат»

Счет 209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

Счет 209 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»

Счет 209 71 «Расчеты по ущербу основным средствам»

Счет 209 72 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»

Счет 209 73 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»

Счет 209 74 «Расчеты по ущербу материальным запасам»

Счет 209 80 «Расчеты по прочему ущербу»

Счет 209 80 «Расчеты по иным доходам»

Счет 209 81 «Расчеты по недостачам денежных средств»

Счет 209 82 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»

Счет 209 83 «Расчеты по иным доходам»

Добавленные аналитические счета применяются для отражения следующих операций:

а) на счете 209 30 учитываются:

  • суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
  • прочие суммы ущерба, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения;

б) на счете 209 40 учитываются:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством;
  • суммы неустойки, предусмотренные договорами;
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;

в) на счете 209 83 учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на соответствующих аналитических счетах счета 205 00 «Расчеты по доходам».

Аналитический учет по счету 209 00 ведется в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), по виду имущества и (или) суммам ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н ).

Корреспонденция счетов

Рассмотренные выше общие положения применения счета 209 00 приведены в Инструкции № 157н, которая определяет единый порядок организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях. При этом корреспонденция счетов с использованием данного счета в Инструкции № 157н отсутствует.

Правила оформления бухгалтерских записей с применением счета 209 00 содержатся в инструкциях № 162н ,174н ,183н , которые разработаны для определенного типа учреждений (казенных, бюджетных и автономных соответственно). Приведем в таблице корреспонденцию счетов с использованием счета 209 00 на основании положений указанных инструкций с учетом предполагаемых изменений (соответствующие проекты приказов размещены на сайте Минфина).

Операции по увеличению расчетов по ущербу (недостачам) оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(п. 86 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 109 Инструкции № 174н)

Автономное учреждение

(п. 112 Инструкции № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба,
нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовым активом

2 209 71 560 - 2 209 74 560

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств

Суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках контрактов (договоров), по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения контрактов (договоров), иных соглашений, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

Суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

Суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска

Суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

Суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством

Суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанной на забалансовый учет*

*
Указанная проводка отражается с одновременным списанием восстановленной задолженности с забалансового счета 04

Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(п. 86 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 110 Инструкции

174н)

Автономное учреждение

(п. 113 Инструкции

183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов*

Суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительным взысканием, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным*

Уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю контракта (договора) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

*Указанные проводки записываются с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По результатам проведенной в бюджетном учреждении спорта ревизии кассы обнаружена недостача денежных средств в сумме 170 руб. в рамках деятельности по оказанию услуг при выполнении государственного задания. Кассир внес недостающие средства в кассу учреждения.

В автономном учреждении спорта увольняется работник по собственному желанию. За последний рабочий год, который он отработал не полностью, ему был предоставлен основной ежегодный отпуск в полном объеме. При увольнении он обязан вернуть часть выплаченных ему отпускных за неотработанные дни отпуска. Сумма задолженности перед учреждением составляет 3 000 руб. По заявлению работника указанная сумма задолженности удерживается из его заработной платы, выплачиваемой при окончательном расчете с ним. Данный сотрудник был занят в рамках приносящей доход деятельности. Сумма окончательного расчета составила 15 000 руб. Величина удерживаемого НДФЛ - 1 950 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность работника перед учреждением

Начислена сумма удержаний в размере задолженности перед учреждением

Начислена заработная плата сотруднику при окончательном расчете

Начислен НДФЛ

Погашена задолженность работника перед учреждением путем удержания ее суммы из заработной платы

Выдана заработная плата увольняемому сотруднику за вычетом сумм удержаний (15 000 - 1 950 - 3 000) руб.

Исходя из этого учреждениям уже сейчас необходимо проанализировать задолженность, числящуюся на соответствующих аналитических счетах счета 209 00 и счета 205 00 , с целью перевода ее на новые аналитические счета 209 00 к концу года.

Порядок такого перевода законодателями не установлен. Однако, по мнению автора, в ближайшее время должны быть разработаны и направлены для работы переходные таблицы, необходимые для внедрения на практике изменений, внесенных в Инструкцию № 157н.

Вопрос аудитору

От чего зависит применение счетов 205 00 и 209 00, например, при возмещении коммунальных расходов вне рамок договора аренды?

Основным критерием при выборе счета (205 00 или 209 00) является регулярность получения дохода. Если учреждение получает доход на постоянной основе, используется счет 205 00, если это разовые платежи - счет 209 00.

Подобное разделение доходов обусловлено требованиями п. 5 ст. 50 ГК РФ . Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено ведение деятельности, приносящей доход (кроме казенного и частного учреждений), должна иметь достаточное для осуществления этой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, определенного для обществ с ограниченной ответственностью.

Счет 205 00 как раз предназначен для обобщения информации о доходах, которые учреждение получает от деятельности, приносящей доход, предусмотренной уставом.

Таким образом, по общему правилу доходы, связанные с ведением основных уставных видов деятельности, ради которых создано учреждение, а также доходы в рамках заключенных договоров отражаются с использованием счета 205 00.

Если же доходы возникают по разовым операциям, применяется счет 209 00. Как правило, поступление доходов, которые учитываются на счете 209 00, учреждение не может спланировать заранее. Примером могут служить доходы от реализации имущества, доходы в виде страхового возмещения (в т.ч. по ОСАГО), доходы от компенсации затрат и т.п.

Доходы учреждения от возмещения затрат по оплате коммунальных услуг в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или безвозмездного пользования отражаются по подстатье 135 "Доходы по условным арендным платежам" КОСГУ. Расчеты с арендатором (ссудополучателем) отражаются с применением счета 205 35, поскольку речь идет о регулярных поступлениях в рамках арендных отношений. Условные арендные платежи можно рассматривать как переменную часть арендной платы.

Компенсация затрат учреждения вне рамок договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования отражается по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (письмо Минфина России от 06.04.2018 № 02-05-10/22911). Эти поступления возникают не в рамках деятельности, ради которой создано учреждение, скорее они обусловлены сложившимися обстоятельствами, поэтому в такой ситуации применяется счет 209 34.

С 01.01.2018 операции с доходами государственных (муниципальных) учреждений следует отражать в соответствии с положениями обновленных инструкций № 157н, № 162н, № 174н и № 183н. Напомним, что изменение инструкций последовало за принятием ряда федеральных стандартов бухучета, разработанных для госсектора, а также утверждением поправок, внесенных в Указания № 65н. Рассмотрим основные нюансы учета поступлений по новым правилам.

Вкратце о новшествах

В связи с детализацией статей 120, 130, 140, 170, 180 КОСГУ отдельными подстатьями план счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений дополнен новыми аналитическими счетами к синтетическим счетам:

    020500000 «Расчеты по доходам»;

    0 209 00000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;

    040110000 «Доходы текущего финансового года»;

    040140000 «Доходы будущих периодов».

Также введены счета, предназначенные для отражения бухгалтерских записей по ошибкам с доходными операциями прошлых лет, корректирующих финансовый результат, формируемый в прошлых годах (п. 298 Инструкции № 157н):

    040118000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» – в части ошибок, допущенных в году, предшествующем году их исправления;

    040119000 «Доходы прошлых финансовых лет» – в части ошибок, не подлежащих отражению на счете 040118000.

От редакции: подробнее о порядке применения счетов 040118000 и 040119000 читайте в следующих выпусках журнала.

Доходные операции и их учет

Организация учета доходов.

Государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход (при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах), только если она соответствует целям, ради которых созданы эти учреждения, и служит их достижению (ст. 298 ГК РФ).

При этом следует знать, что доходы от такой деятельности, полученные бюджетными и автономными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение, а доходы казенных учреждений должны быть направлены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК РФ).

Зачислены доходы будущих периодов в доход текущего отчетного периода

* В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции отражаются с указанием в 24 – 26-м разрядах номеров счетов нулей (за исключением счетов 040110 ххх, 040140 ххх).

** Данные корреспонденции счетов отражаются в учете казенных учреждений.

Ситуации из практики

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций с доходами.

Пример 1.

Государственное бюджетное учреждение культуры в декабре 2017 года заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания в сумме 12000000руб. В январе 2018 года эта сумма поступила на лицевой счет учреждения.

Исходя из Указаний № 65н доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (ранее применялась статья 130 КОСГУ).

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н отражаются следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение госзадания до наступления даты предоставления субсидии на основании соглашения

Межотчетный период (01.01.2018)

Отражен перенос остатка по счету в связи с изменением рабочего плана счетов и порядка применения КОСГУ

Январь 2018 года

Поступили денежные средства в сумме субсидии на выполнение госзадания

4 201 11 510

Признаны доходы текущего отчетного года за счет ранее начисленных доходов будущих периодов по субсидии на госзадание

Пример 2.

Дом культуры, являющийся автономным учреждением, сдает торговой организации в аренду помещение. Первоначальная стоимость помещения (прописана в акте о приеме-передаче объекта) равна 350 000 руб. В договоре аренды предусмотрены следующие условия: срок аренды – два года, ежемесячная арендная плата – 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.), за арендатором закреплена обязанность по возмещению расходов на электроэнергию согласно фактическим показаниям счетчика. За текущий месяц сумма возмещаемых арендатором расходов составила 2 500 руб. Арендные платежи и средства в возмещение расходов на электроэнергию поступают на лицевой счет учреждения.

В рассматриваемой ситуации объект учета относится к операционной аренде (см. СГС «Аренда»). На основании Указаний № 65н:

    доходы от арендных платежей, являющихся платой за использование арендованного имущества (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, отражаются по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ;

    доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде согласно договору аренды, в том числе доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, отражаются по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Что касается операций автономных учреждений по начислению НДС и налога на прибыль организаций, то они отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в зависимости от решения учреждения, принятого в рамках его учетной политики.

Операции по арендным отношениям согласно Инструкции № 183н отражаются в учете арендодателя следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача здания в аренду

Забалансовый счет 25*

Начислены доходы от арендных платежей за весь период пользования имуществом (24 мес. x 17 700руб.)

Признаны доходы текущего года в размере ежемесячного арендного платежа

Начислен НДС

Начислены доходы от возмещения арендатором расходов на электроэнергию

Поступили на лицевой счет учреждения суммы:

– арендного платежа

2 201 11 000
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 121)

– возмещения расходов на электроэнергию

2 201 11 000
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 135)

Уплачен НДС в бюджет

2 201 11 000
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 131)

* На основании п. 381 Инструкции № 157н.

** Исходим из того, что учетной политикой учреждения предусмотрено применение в целях начисления НДС подстатьи 131 КОСГУ.

Пример 3.

Театр (бюджетное учреждение) заключил контракт на поставку светотехнического оборудования. Поставка оборудования произведена с нарушением установленного срока. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 4500руб. Сумма неустойки перечислена поставщиком в добровольном порядке на лицевой счет учреждения.

Согласно Указаниям № 65н доходы бюджетного учреждения в виде неустойки (пени) за нарушение условий контракта относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 174н данные операции следует отразить такими корреспонденциями счетов:

Пример 4.

В результате ДТП автомобилю, принадлежащему казенному учреждению культуры, причинен ущерб. Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО в размере 50000руб. перечислена страховщиком напрямую в доход бюджета. Учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет.

В силу Указаний № 65н полученное страховое возмещение по договору ОСАГО относится на подстатью 143 «Страховые возмещения» КОСГУ.

В бюджетном учете в соответствии с Инструкцией № 162н отражены следующие записи:

* Полученная казенным учреждением сумма страхового возмещения подлежит включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209).

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД С ПРИКАЗОМ № 209Н

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было.

Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений

Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом — семерых

На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее — Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
— от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
— от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
— от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
— от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
— от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
— от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
— от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н, достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Единый план

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ


СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам. На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам.

Счет 20 «Производственные запасы»

На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

5.4. Учет расчетов по недостачам и хищениям.

На бюджетных предприятиях ведется учет выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию и списанию в установленном порядке.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

После установления недостач и хищений материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы относятся на виновных лиц и уточняются в соответствии с исполнительным листом.

Бухгалтерский учет расчетов по недостачам ведется на одноименном счете 0 209 00 000.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостач.

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам»

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы

В кассе организации обнаружена недостача по подложным документам. Для выявления причин и виновных была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности. При установлении факта хищения денежных средств и виновных лиц дело было передано в суд, который вынес решение взыскать с виновных сумму ущерба. Казалось бы, все ясно. Однако если учесть, что сам факт хищения выявлен в одном отчетном периоде, следствие велось не один год и обязанность погашения суммы ущерба возложена на службу судебных приставов, то возникает множество вопросов. Как оформить операции по перечислению судебными органами задолженности по недостачам на лицевой счет учреждения, чтобы закрыть задолженность по счету 209 00 000? На какой лицевой счет судебные органы должны перечислить погашенную виновным лицом задолженность (бюджетный или по платным услугам)? Какие нужно оформить документы, и как следует отразить данные операции? Ответы на эти и другие вопросы — в настоящей статье.

Об учете недостач и хищений

В соответствии с п. 159 Инструкции N 25н <1> учет расчетов по недостачам ведется на синтетическом счете 209 00 000 "Расчеты по недостачам".

Счет 209.30

На данном счете отражается задолженность по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, по рыночной стоимости. Недостача денежных средств отражается по номинальной стоимости. Учет расчетов по недостачам детализируется в разрезе аналитических счетов. Для учета недостач и хищений финансовых активов применяется счет 209 05 000 "Расчеты по недостачам финансовых активов".
———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации <2> определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
<2> Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 "Расчеты по недостачам" представляется неоправданным. В данном случае считаем целесообразным применение счета 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия". Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.
Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Отражение недостачи (хищения)

Отметим, ввиду того что правоохранительными органами выявлен подлог документов, в бухгалтерском учете должны быть сделаны исправительные записи методом "красное сторно", по которым прежде эти документы были приняты к учету. Далее по сумме выявленного хищения производятся записи:
Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытие из кассы" и одновременно на эту же сумму;
Дебет счета 1 209 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов"
Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов".
Затем, по мнению автора, в связи с тем, что судом было принято решение о принудительном взыскании суммы причиненного ущерба через службу судебных приставов, нужно закрыть счет 209 00 000 "Расчеты по недостачам" и открыть новый счет 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия" (аналитический счет "Служба судебных приставов"), по которому в соответствии с решением суда будет отражено погашение суммы ущерба путем принудительного изъятия.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу. К ним, в частности, относится совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть выполнено без личного участия должника. Поскольку служба судебных приставов наделена правом осуществлять погашение суммы причиненного ущерба от лица должника, перенос суммы дебиторской задолженности на вышеуказанный счет является вполне обоснованным.
При этом необходимо сделать следующую запись (п. 161 Инструкции N 25н):
— закрытие суммы недостачи по старому должнику ввиду взыскания денежных средств через службу судебных приставов:
Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит счета 1 209 05 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов" и одновременно;
— отражение в учете суммы недостачи, которая будет возмещаться судебными приставами:
Дебет счета 1 205 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

Погашение недостачи (хищения)

Сумма, поступившая в возмещение причиненного учреждению ущерба на лицевой счет учреждения от службы судебных приставов и подтвержденная выпиской органа Федерального казначейства, будет отражена следующим образом (п. 140 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 210 02 600 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от реализации финансовых активов"
Кредит счета 1 205 04 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов".
Бюджетное учреждение обязано перечислить суммы, поступившие в погашение хищения, в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Поэтому необходимо отразить начисление задолженности по прочим платежам в бюджет на сумму перечисления (п. 187 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия"
Кредит счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" <3>.
———————————
<3> Счет 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" (в части доходов бюджетов) используется только учреждением, наделенным в установленном порядке правом администратора поступлений в бюджеты, поэтому операции по перечислению денежных сумм в бюджет целесообразно оформить через счет 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

После принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют бюджетному учреждению выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную на основе платежного поручения. На основании выписки делается запись о подтверждении факта уплаты суммы хищения в бюджет (п. 203 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 303 05 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам".

Завершающие операции по закрытию счетов

При завершении финансового года счета 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" закрываются на счет 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. п. 168, 203 Инструкции N 25н).

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

Аналогично оформляются суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением, согласно законодательству Российской Федерации, предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания.

А вот возмещение причиненного учреждению ущерба отражают по кредиту счета 209 00 000 и дебету счета 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба виновными лицами в натуральной форме, учитываются по кредиту счета 209 00 000 и дебету счета 401 10 172 .

Недостача связана с пересортицей или убылью

В некоторых случаях в виде исключения допускается взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

Поэтому если в ходе инвентаризации одновременно обнаружены и излишки, и недостача ценностей, то нужно проверить, возможно ли в данном конкретном случае проведение зачета излишков недостачами.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть осуществлен за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Окончательное решение о зачете принимает руководитель учреждения.

Если провести зачет по пересортице невозможно или если, например, излишков не выявлено, а обнаружена только недостача, инвентаризационная комиссия проводит проверку на наличие естественной убыли.

Нормы естественной убыли разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с требованиями приказа этого ведомства от 31 марта 2003 г. № 95 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли». Так, например, при инвентаризации продуктов питания применяются нормы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 сентября 2007 г. № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания».

Обратите внимание: применять нормы естественной убыли возможно только в том случае, если в ходе инвентаризации фактически обнаруживается недостача.

Сумма недостачи в пределах и сверх норм естественной убыли должна быть отражена в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Ее форма приведена в приказе Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и методических указаний по их применению».

Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример

В ходе инвентаризации в учебном заведении обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. – в пределах норм естественной убыли, 750 руб. – сверх норм естественной убыли). Рыночная стоимость тех продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, составила 770 руб. Эта сумма взыскивается с материально ответственного лица.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны материальные запасы в пределах норм естественной убыли 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
1 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания – иного движимого имущества учреждения» 50
Списаны материальные запасы сверх норм естественной убыли 1 401 10 172
1 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания – иного движимого имущества учреждения»
750
Начислена задолженность по вы– явленным недостачам за счет вино– вных лиц 1 209 74 560
«Увеличение деби– торской задолжен– ности по ущербу материальных за– пасов»
1 401 10 17
«Доходы от операций с активами»
770

Таким образом, сумма, которую относят на виновное лицо, определяется по рыночной стоимости за вычетом недостачи в пределах норм естественной убыли.

Методы взыскания ущерба

Если виновный работник согласен добровольно возместить ущерб или если сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, допустимо произвести взыскание не обращаясь в суд. Основанием может служить приказ или распоряжение руководителя учреждения. В других случаях взыскание производится через суд. При этом допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа (по соглашению сторон). В рассматриваемом случае работник представляет письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Если человек увольняется до выполнения своего обязательства по добровольному возмещению ущерба и при этом отказывается в дальнейшем возместить указанный ущерб, то непогашенная задолженность также взыскивается в судебном порядке.

Процедура взыскания с виновного лица суммы недостачи на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения устанавливается внутренними документами бюджетного учреждения или главного распорядителя (распорядителя).

Метод определения текущей рыночной стоимости на день обнаружения ущерба должен быть прописан локальными нормативными актами государственного (муниципального) учреждения.

Пример нормативного акта – распоряжение Правления ПФР от 27 декабря 2007 г. № 273р «Об утверждении Методических рекомендаций по бюджетному учету». Этим документом предусмотрено, что текущая рыночная стоимость имущества определяется по данным средств массовой информации (из интернета, газет, рекламных каталогов), органов статистики, организаций – изготовителей.

Документы, которые являются обоснованием выбранной рыночной стоимости, должны быть приложены к первичным документам.

Пример

Воспользуемся условиями примера 1. Но предположим, что виновное лицо внесло сумму недостачи продуктов питания по рыночной стоимости 770 руб.

Итак, если конкретный виновник недостачи установлен, надо не только списать недостачу, но и отразить взыскание ущерба. Проводки будут такими:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма возмещения материального ущерба, поступившая в кассу (по рыночной стоимости) 1 201 ЗД 510 «Поступления средств в кассу учреждения» 1 209 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов» 770
Восстановлены кассовые расходы на бюджетную деятельность 1 201 34 610 «Выбытия средств из кассы учреждения» 770
Перечислена в доход бюджета сумма в возмещение материального ущерба (в разрезе видов КОСГУ, по которым была выявлена недостача) 1 210 02 440 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» 1 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» 770

Бывает, виновное лицо вносит в доход бюджета по безналичному расчету сумму недостачи на основании уведомления о перечислении.

Пример

В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. – в пределах норм естественной убыли, 750 руб. – сверх норм естественной убыли).

Рыночная стоимость данных продуктов, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, составляет сумму 770 руб.

Для погашения недостачи виновное лицо внесло сумму напрямую в доход бюджета. В этом случае в учете данная операция будет отражена следующим образом:

Рассмотрим еще одну ситуацию на примере.

Пример

В ходе инвентаризации на складе школы выявлена недостача активов на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. – в пределах норм естественной убыли, 750 руб. – сверх норм естественной убыли). Часть недостачи списана как потери в рамках естественной убыли (исходя из их рыночной стоимости – 770 руб.). Остальную недостачу работник, который был призан виновным, согласился погасить сам. Было решено удерживать суммы из его зарплаты. В бухучете записано:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено удержание из заработной платы работника сумм, начисленных в возмещение причиненного материального ущерба 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
1 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
770
Зачтена в счет погашения задолженности виновного лица сумма произведенных удержаний из заработной платы 1 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
1 209 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»
770
Перечислены в доход бюджета суммы, удержанные из заработной платы работника, в возмещение материального ущерба 1 210 02 440
«Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов»
1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
770

Обратите внимание: Трудовой кодекс РФ допускает и такой вариант, что работник по согласованию с работодателем передает в погашение недостачи не деньги, а иное имущество. В этом случае нужно оприходовать имущество, полученное от виновного лица, и одновременно списать погашенную им задолженность (операция в Инструкции по применению Единого плана счетов не прописана. Однако определены проводки по принятию к учету активов, поступивших в натуральной форме, при возмещении ущерба).

Суммы возмещения ущерба в натуральной форме отражаются по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».


Top