роль «двойников» раскольникова в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание

Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить хочу", — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: "Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство "по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека".

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит "раз навсегда".

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление

Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников – идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня – путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль – не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры – она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек – не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие – нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва – «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» - с другой.

Здесь искали:

  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Это синтез социально-психологического и социально-философского романа, где автор с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.
Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросивший учебу в университете, не будучи способным ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии платить, что лишает его нормального питания, поскольку изначально студент находился на пансионе у владелицы дома.
Тяжелые условия существования толкают его на убийство с целью ограбления старухи-процентщицы, у которой он, как и многие другие студенты, закладывал ценные вещи. К несчастью для Раскольникова, он убивает и сводную сестру старухи Лизавету как случайного свидетеля, которая, по слухам, была беременна.
Но автор сосредоточивает внимание не на распутывании криминальной интриги, которая имеет место в романе, а на исследовании причин, побудивших его героя к преступлению. Страшная бедность, желание поправить свое положение и предотвратить брак своей сестры с отвратительным Лужиным, то есть недовольство жизнью, - не единственная и не основная причина, толкнувшая Раскольникова на убийство. Незадолго до описываемых событий он опубликовал статью, в которой излагал свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель дум, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - спрашивает Раскольников, желая понять, к какой категории людей, по его собственной градации, он относится.
Преступная теория новоявленного кандидата в Наполеоны наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в пользу Раскольникова. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до его совершения, оказываются слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки (Sic! К сведению литературоведов!).
Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик.
Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей.
Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести.
Это усиливает его одиночество, причем Достоевский наглядно показывает, что изгнание из человеческой среды может привести к гибели человека. Например, Свидригайлов, у которого, по его словам, «много общего» с Раскольниковым, оставшись один и потеряв последнюю надежду на взаимность Авдотьи Романовны, которую он искренне любит, кончает жизнь самоубийством.
Раскольников не приходит к подобному концу, поскольку он окружен любящими и ценящими его людьми (мать, сестра, Разумихин и, в первую очередь, Соня Мармеладова). «Я себя убил, а не старушонку», - признается Раскольников. Достоевский показывает, что преступление против законов Божьих и человеческих ничем не может быть оправдано и неминуемо влечет за собой наказания, страшнейшими из которых являются муки собственной совести и страх перед законом, перед справедливостью.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.
Даже на каторге Раскольников не смирялся и отказывался признать свою вину. Но преодоление внутренних барьеров, создающих ошибочные иллюзии, «разрыв собственной замкнутости, начало новой жизни возможно». Так в тексте оригинала. К этому приведет уже существующая любовь - любовь героя.

(349 слов)

Цель оправдывает средства? Таким вопросом задаются многие люди в различных ситуациях. Особенно, когда вынуждены совершать нелицеприятные поступки ради воплощения своего замысла. Цель может быть благородной, но останется ли нравственность нетронутой с использованием антигуманных средств? Социально-философский роман «Преступление и наказание», вмиг завоевавший внимание публики, поднимает этот актуальный вопрос и заставляет читателей рассуждать на данную тему.

Главный герой одержим собственной теорией о «тварях дрожащих и право имеющих». Сможет ли Раскольников стать «необыкновенным» человеком, которому позволено убивать во имя благой цели и не страдать от мук совести – именно на этот вопрос он пытается ответить сам себе, для чего сознательно идет на убийство. Родион хочет помочь бедным и устранить существующую несправедливость. Оправдываясь такой благородной целью, он вспоминает Наполеона, виновного в смерти миллионов, которому, тем не менее, ставят памятники. Вдохновленный своей миссией теоретик убивает богатую старуху-процентщицу и, уже в состоянии аффекта, ее беременную сестру Лизавету. Он понимает, что мучается от содеянного им преступления, и игнорировать чувство вины не получается. Он заболел, чуть не сходит с ума, ему снятся страшные сны, и больше всего он боится, что о его поступке станет известно. Самое страшное наказание для Раскольникова – не каторга, а муки совести: «Я себя убил, а не старуху». Персонаж выбирает убийство, ограбление, признание людей материалом, сам же от этого страдает и избавляется от украденных денег, с помощью которых хотел помочь бедным.

Другой пример: любимая героиня Достоевского в том же произведении Соня Мармеладова, тихая и беззащитная девушка, таящая в себе безмерную любовь к людям, в особенности — своим близким. Семья Мармеладовых живет в нищете: отец Сони пьет, мачеха Катерина Ивановна тяжело больна, троих детей нужно кормить. Соня живет «по желтому билету» для заработка денег. Ее цель благородна, ведь девушка пытается помочь не себе, а дорогим людям, однако ей слишком тяжело оставаться в такой грязи. Соне удается сохранить в себе чистоту и нравственность, но Раскольников подмечает, что она тоже грешница, только ее грех в том, что она напрасно себя предала и умертвила.

Таким образом, оба персонажа выбрали гуманное намерение, но антигуманные средства для его достижения. Весь роман опровергает теорию Раскольникова и показывает, как трудно приходилось Соне Мармеладовой. Достоевский подчеркивает свою позицию: никакая цель не может оправдать бесчеловечные средства.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Прежде чем говорить о персонаже его характеристике и образе, необходимо разобраться в каком произведении он фигурирует, и кто собственно, стал автором данного произведения.

Раскольников - главное действующее лицо одного из лучших романов российского классика Федора Достоевского - «Преступление и наказание», который оказал также влияние на мировую литературу. «Преступление и наказание» вышло в мир в 1866 году.

Роман сразу же заметили в Российской империи - он вызвал волну возмущенных, а также восхищенных отзывов. О работе Достоевского почти сразу узнали за границей, в следствие чего, роман был переведен на множество языков, включая английский, французский и немецкий.

Роман был не один раз экранизирован, а идеи, которые заложил Достоевский в дальнейшем использовались многими мировыми классиками.

Образ Раскольникова

Достоевский не тянет с описанием ключевого персонажа своего романа - Родиона Раскольникова и описывает его прямо с первой главы. Автор показывает главного героя молодым человеком, который находится далеко не в самом лучшем физическом состоянии - его вид вполне можно назвать болезненным.

Долгие годы Родион замкнут от остального мира, он мрачен и постоянно летает в собственных мыслях. Ранее Раскольников был студентом престижного университета, где обучался на довольно солидную должность - на юриста. Но парень забрасывает учебу, после чего его исключают из учебного заведения.

Раскольников не слишком привередлив и живет в очень скудной небольшой комнатке, где совершенно нет ни единого предмета, который бы создавал уют в его жилище. Однако причиной этому также послужила его бедность, на что также намекает и уже давно изношенная одежда. У Родиона уже давно закончились денежные средства, дабы оплачивать себе квартиру и учебу. Однако при всем этом, Раскольников был хорош собой - достаточно высокий и в хорошей физической форме, имел темные волосы и приятное лицо.

Характеристика Раскольникова: его идеи, преступление и наказание

Героя очень унижало то, что его материальное состояние оставляло желать лучшего. Сам герой, находясь в подавленном состоянии, задумывает совершить преступление - убить старуху и тем самым проверить, сможет ли он начать новую жизнь и сделать пользу обществу. У героя зарождается идея, что некоторые люди - действительно великие, имеют право совершать убийство, ведь именно они являются двигателем прогресса. Себя же он считает именно таким человек и его сильно угнетает то, что великий человек сейчас живет в нищете.

Раскольников считал себя человеком «право имеющим», а вот все остальные люди вокруг - только мясо или средство достижения целей. Убийство, считает он, позволит раскрыть ему самого себя, проверить его теорию и показать, способен ли он на большее - полностью изменить свою жизнь. Еще больше Раскольникова раздражает то, что он ведь далеко не глупый человек, а напротив - достаточно умный и имеет ряд важных способностей, которыми обладает каждый успешный предприниматель. И именно его крайне бедное состояние и положение в обществе не дают возможности реализовать эти способности.

Однако на деле все выходит совершенно иначе. Кроме того, что Раскольников убивает жадную старуху, от его рук погибает совершенно ни в чем не виноватая женщина. Из-за своей ошибки главный герой не может совершить задуманное - он не пользуется награбленным и полностью уходит в себя. Ему очень страшно и противно от того, что он совершил. При этом, его пугает не само убийство, а лишь то, что его идея не подтвердилась. Сам же он говорит, что он убил не старуху - он убил самого себя.

После того, как Раскольников убил человека, посчитал, что более не заслуживает общаться с людьми. Полностью запираясь в себе, Раскольников находиться на грани сумасшествия и совершенно не принимает помощь его родных и близких. Друг героя пытается хоть как-то поднять настроение юноши, но тот не идет на контакт. Раскольников считает, что он не заслуживает любви людей и понимает, зачем они ухаживают за ним. Преступник жаждет того, чтобы его никто не любил, и он в ответ также бы не испытывал чувства.

После преступления Раскольников серьезно меняется, если отношения с близкими он избегает, то уже на отношения с незнакомцами идет без каких-либо сомнений, а также помогает им. К примеру, помогает семье Мармеладова. В это время продолжается расследование по убийству, совершенному Раскольниковым. Умный следователь Петрович продолжает искать убийцу, и Раскольников крайне надеется, что не попадется под подозрение. Кроме того, герой пытается не только не попадаться на глаза следователю, но и всячески запутывает следствие своими действиями.

Раскольников меняется после того, как знакомиться с молодой девушкой Соней Мармеладовой, которая, как и главный герой находилась в тот момент в крайне бедном состоянии. Дабы помочь семье Соня работает проституткой и имеет желтый билет - документ, позволяющий девушке официально зарабатывать себе на жизнь. Соне всего лишь восемнадцать лет, она верит в добро и в Бога. Ее семье не хватает денег даже на еду, все заработанные средства отдает на питание, практически не оставляя себе ни гроша. Раскольникову не сильно нравится, что она жертвует всем - своей судьбой и своим телом, ради того, чтобы помочь остальным. Сначала личность Сони вызывает у Раскольникова негодование, но совсем скоро молодой герой влюбляется в девушку. Раскольников рассказывает ей о том, что совершил убийство. Соня просит его раскаяться в содеянном преступлении - и перед Богом, и перед законом. Однако Раскольников не слишком разделяет её убеждения, но, все же, любовь к девушке заставляет Раскольникова покаяться перед Богом о содеянном, после чего приходит в полицию и признается.

Дальше каторга, где обретает Бога. Для него началась новая жизнь, в которой он начал видеть не только плохое, но и хорошее. Именно любовь к Соне заставила его задуматься о том, что все его идея насчет разных типов людей, один из которых «право имеющие», а остальные лишь расходные материал, совершенно не имеет смысла. Теория Раскольникова была совершенно бесчеловечной, ведь никто и ни при каких побуждениях не может распоряжаться жизнью человека. Такие поступки нарушают все законы нравственности и христианства.

В конце концов, теория Раскольникова терпит крах, потому что герой и сам начинает понимать, что она лишена всякого смысла. Если раньше Раскольников считал, что человек - это тварь дрожащая, то после осознания понимает, что каждый человек заслуживает право на жизнь и на право выбирать свою судьбу. В конце концов, Раскольников осознает, что добро - это основа жизни и делать людям добро, гораздо приятнее, нежели жить только в собственных интересах, плюя на судьбы окружающих людей.

Выводы

Раскольников стал заложником своего положения в обществе. Будучи достаточно умным, способным и образованным человеком, он не имел возможностей и средств нормально жить. Сильно расстроенный своим положением, Раскольников не видит иного способа, как заработать себе на жизнь за счет других людей, которых он считает лишь «мясом», материалом, которым можно воспользоваться ради достижения своих целей. Единственное, что заставляет Раскольникова вновь поверить в добро и забыть о своих безумных идеях - это ни что иное как любовь к девушке. Именно Соня Мармеладова показала герою, что творить добро гораздо лучше, нежели причинять боль. Под ее воздействием Раскольников начинает верить в Бога и раскаивается в своих грехах. Кроме того, герой самостоятельно сдается полиции и начинает новую жизнь.


Top