Шинель – анализ произведения. Повесть Гоголя «Шинель» и ее значение для русской литературы Сообщение шинель гоголь

План

1. Введение

2.История создания

3.Смысл названия

4.Род и жанр

5.Тема

6.Проблематика

7.Герои

8.Сюжет и композиция

Н. В. Гоголь является основателем критического реализма в русской литературе. Его "Петербургские повести " оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть "Шинель ", в которой остро поставлена проблема "маленького человека". В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю был рассказан забавный случай о бедном чиновнике, который очень долго экономил на всем и сумел скопить деньги на покупку дорогого ружья. Отправившись с драгоценным оружием на охоту, чиновник по неосторожности утопил его. Потрясение от потери было настолько велико, что чиновник слег с горячкой. Обеспокоенные друзья сложились и купили бедняге новое ружье. Чиновник оправился, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом случае. Гоголю не было смешно. Он очень тонко почувствовал страдания "маленького человека" и, как уверяет Анненков, задумал повесть "Шинель". Другим источником повести стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге мелкий чиновник Гоголь сам целую зиму проходил в летней шинели.

Смысл названия Шинель лежит в основе всей повести. Фактически это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Утрата шинели в конечном счете привела к его смерти. Идея о возвращении шинели даже смогла фантастическим образом воскресить Акакия Акакиевича в облике призрака чиновника.

Род и жанр . Повесть.

Основная тема произведения - униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это - тяжелый крест, который были вынуждены нести многие поколения жителей столицы. Характерно замечание автора в начале повести. При рождении Акакий сделала такое лицо, "как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник". Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание - переписывать бумаги. Больше он ничего не умеет, да и не хочет. Покупка новой шинели стала для чиновника первой настоящей целью в жизни. Это приобретение буквально окрылило его, дало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и утрата шинели вдребезги разбили новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение возросло многократно при попытках добиться возвращения шинели. Апогеем стал разговор со "значительным лицом", после которого чиновник слег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько незначительным "существом" (даже не человеком!), что о его смерти узнали в департаменте лишь на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя никакого следа. Никто не помянул его добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича стало недолгое обладание шинелью.

Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно изменяет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалование, вынужден ограничивать себя во всем. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных запросов. Акакий Акакиевич - главный объект для шуток своих сослуживцев. Он настолько привык, что воспринимает это как должное и даже не пытается дать отпор. Единственная защита чиновника состоит в жалостливой фразе: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Так говорит человек, которому уже более пятидесяти лет. Годы бездумного переписывания бумаг оказали серьезное воздействие на умственные способности Акакия Акакиевича. Он уже не способен к какой-либо другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом состоит вся трагедия повести. Еще одна проблема заключена в образе "значительного лица". Это человек, недавно получивший повышение. Он еще только осваивается со своим новым положением, но делает это быстро и решительно. Основной метод - усилить свою "значительность". В принципе, это хороший и добрый человек, но в силу установившихся в обществе убеждений он стремится к максимальной беспричинной строгости. "Разнос" Акакия Акакиевича был вызван желанием показать приятелю свою "значительность".

Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.

Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничив себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу не дает результатов. Акакий Акакиевич по совету направляется к "значительному лицу", где получает "распекание". У чиновника начинается горячка, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающий с прохожих шинели. Нападению подвергается и "значительное лицо", узнающее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.

Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно делает из человека забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу очень мало нужно для счастья, но при этом даже выговор вышестоящего чиновника может его убить.

Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!»

Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.

Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление». Чиновник стал гораздо реже говорить своим подчиненным «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?». Если же он и произносил такие слова, то после того, как выслушает человека, стоящего перед ним.

Гоголь в своей повести показывает всю бесчеловечность человеческого общества. Он призывает взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. Конфликт между «маленьким человеком» и обществом приводит к восстанию безропотных и смиренных, пусть и после смерти.

Таким образом, в «Шинели» Гоголь обращается к новому для него типу героя – «маленькому человеку». Автор стремится показать все тяготы жизни простого человека, который нигде и ни в ком не может найти поддержки. Он даже не может ответить обидчикам, поскольку слишком слаб. В реальном мире не может все измениться и восторжествовать справедливость, поэтому Гоголь вводит в повествование фантастику.

Значение образа шинели в одноименной повести Н.В. Гоголя

В «Шинели» развернулся общественно-нравственный мотив других, более ранних повестей Гоголя. Он заключается в мысли о богатствах человеческого духа, не уничтоженных, а лишь глубоко спрятавшихся в самой глубине существования людишек, искаженных дурным обществом. Гоголь руководствовался мыслью о том, что эти ценности духа, забитые пошлостью, могут, а следовательно, и должны воскреснуть и расцвести, пусть в каких-то неопределенных обстоятельствах. Эта тема в «Шинели» выразилась особенно остро.



Основным образом повести Н.В. Гоголя является фигура униженного, обделенного радостями жизни Акакия Акакиевича Башмачкина. В раскрытии характера этого героя важную функцию выполняет образ шинели. Шинель - это не просто предмет. Это цель, ради которой Башмачкин готов на самоограничение, на урезание средств, и без того очень ограниченных. И получение от Петровича новой шинели – праздник для него, «торжественнейший день».

Покупку шинели предваряет описание жизни Акакия Акакиевича. Здесь показана трагедия «маленького человека» в условиях большого города. В повести изображена его борьба за существование, лишения, невозможность удовлетворить потребности жизни, в число которых входит приобретение новой шинели. Рутинная работа Башмачкина в департаменте не может обеспечить самого малого и необходимого. Поэтому шинель олицетворяет для этого героя то, к чему он стремится. Но, кроме того, она показывает, как немного надо этому человеку.

Гоголь изображает в своей повести, как самая скромная, самая ничтожная улыбка судьбы приводит к тому, что в полуживом Акакии Акакиевиче начинает шевелиться и пробуждаться человеческое. У него еще нет шинели, а есть только мечта о ней. Но в Башмачкине уже что-то изменилось, потому что перед ним, впереди, какое-то событие. Притом, это событие, несущее радость. В кои то веки что-то происходит для него, тогда как годами этот герой существовал не для себя, а для лишенного смысла труда, поглощавшего его бытие. Ради шинели Башмачкин идет на жертвы. Акакию Акакиевичу не так трудно их нести, потому что он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Очень любопытно, что у этого героя обнаруживается идея, да еще и вечная! Гоголь замечает: «С этих пор как будто бы он женился…». И далее автор описывает состояние Башмачкина: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник».



Смелость мысли обновляющегося Акакия Акакиевича не идет далее куницы на воротник; но это не вызывает смех. Куница недоступна средствам Акакия Акакиевича; мечтать о ней – это значит мечтать о чем-то свойственном «значительным лицам», с которыми ранее Акакию Акакиевичу и в голову не приходило равнять себя. Но обращает на себя внимание совсем другое. Всего лишь мечты о несчастной шинелишке на коленкоровой подкладке так разительно изменили Акакия Акакиевича. Что же было бы с ним и со всеми забитыми, униженными и опустошенными, если бы им дали существование, достойное человека, дали цель, размах, мечту?

Наконец шинель готова, и Акакий Акакиевич шагнул еще на шаг вперед по пути воскресения в нем человека. Пусть «куницы не купил, потому что была точно дорога, а вместо ее выбрали кошку лучшую, какая только нашлась в лавке». Все же событие совершилось. И в Акакии Акакиевиче мы видим опять новое: он «даже засмеялся», сравнивая старый капот с новой шинелью, «пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели». И эмоции, и веселье, и сибаритство, и жизнь без писанья бумаг – всего этого не было ранее у Акакия Акакиевича. В душе этого героя зашевелились даже кое-какие игривые идеи: по дороге в гости он увидел в окне магазина игривую картину, «покачнул головой и усмехнулся». А на обратном пути, выпив в гостях шампанского, Акакий Акакиевич «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».

Конечно, Акакий Акакиевич остается при всем этом Акакием Акакиевичем, и вспышки чего-то нового глохнут в нем. Но они есть, и именно они приведут к развязке повести. Переломный момент мы видим тогда, когда Акакий Акакиевич ограблен, унижен, уничтожен. Более того, он – на краю гроба, в бреду. И вот тут-то оказывается, что в этом героишке таились действительно неожиданные вещи. Он знает, кто его убийца, и от его робкой покорности мало что осталось. Смерть освобождает в Башмачкине человека.

Акакий Акакиевич, всю жизнь испытавший страх и умерший более всего от страха, внушенного ему значительным лицом, теперь, после смерти, сам стал внушать страх другим. Он пугает множество людей, в том числе и носителей шинелей на бобрах, енотовых и медвежьих шуб, то есть именно значительных лиц. Все возмущение этого героя против той жизни, которой он жил, проявилось после его смерти. И ключевым здесь является образ шинели, приобретение которой позволило увидеть в Башмачкине человеческое начало. Шинель явилась поводом к тому, чтобы проявился весь протест маленького человека против существующего порядка жизни. Можно сказать, что в повести есть жизнь до покупки шинели и после нее. В повести шинель имеет огромное значение. Она олицетворяет, с одной стороны, предмет материально необходимый и, с другой, предмет, позволяющий возродить к жизни убитого действительностью человека.

Замысел повести «Шинель» возник у Н. В. Гоголя под влиянием рассказанной ему реальной истории. Один бедный чиновник долгое время копил деньги на очень дорогое ружье. Купив его и отправившись на охоту, чиновник не заметил, как бесценная покупка соскользнула с лодки в реку. Потрясение от потери было настолько сильным, что незадачливый охотник серьезно заболел. Здоровье чиновника пошло на поправку, лишь после того как друзья скинулись и купили ему точно такое же ружье.

К этому забавному происшествию Гоголь отнесся очень серьезно. О тяжелой жизни бедных чиновников ему было известно не понаслышке. В первые годы службы в Петербурге писатель сам «отхватал всю зиму в летней шинели».

Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.

Смысл названия

Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.

Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.

Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.

Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.

Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.

Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.

Блаженство Акакия Акакиевича продолжалось недолго. Подвергнувшись ночному нападению и лишившись осуществленной мечты, он впал в отчаяние. Хлопоты по розыску преступника не помогали. Единственным средством оставалась помощь одного «значительного лица». Однако резкий прием, оказанный Башмачкину у генерала, убил в нем последнюю надежду. «Надлежащее распеканье» привело к горячке и скорой смерти.

Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.

Проблематика

Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.

Бюрократическая система порождает бездушное отношение к людям. Яркий пример — «значительное лицо». Этому человеку «сострадание было… не чуждо», но занимаемая должность убивает в нем лучшие чувства. Узнав о смерти бедного просителя, генерал испытывает раскаяние, но оно быстро проходит. Финал повести с появлением привидения чиновника подчеркивает, что в реальной жизни смерть Акакия Акакиевича никак бы не повлияла на сложившийся порядок.

Композиция

Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.

Чему учит автор

Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.

Стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести "Шинель" Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание повести "Шинель" .

Повесть "Шинель" - это повествование об одном "маленьком человеке" по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести "Шинель".

Главный герой "Шинель"

Итак, главный герой Акакий Башмачкин был "маленьким человеком". Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: "Пожалуйста, оставьте меня в покое". Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно?

Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: "Зачем так?". Делая анализ этой стороны "Шинели", становится видна проблема социальной напряженности.

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы. Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

Анализ повести "Шинель" Гоголя включает в себя важный вывод: когда смысл жизни человека в работе - это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли.

Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало. Смыслом жизни этого чиновника, который был "маленьким человеком", и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать - аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась.

Другие детали анализа повести "Шинель"

У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима - подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника.

Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один - приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) - восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни. Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот "маленький человек" идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь... Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель. Гоголь пытается побудить читателя подумать, что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Выводы

Мы вкратце неполностью рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести "Шинель". Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели.

Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок.

Здесь во время анализа видна цель Гоголя - показать суровую правду того времени. "Маленьким людям" суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь.

Вы прочитали краткий анализ повести "Шинель" Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.

Основным героем произведения Николая Гоголя является Акакий Башмачников, который в гоголевской повести унижен, у него нет никаких радостей в жизни. В раскрытии образа Акакия Акакиевич важную роль играет шинель, которая в сюжете является не просто вещью или каким-то предметом. Шинель у главного героя - это его цель, ради которой он готов на многое. Например, на то, чтобы ограничивать себя во всем, урезать в каких-либо средствах. И когда он получает от портного Петровича новую и необычную для него шинель, которая была сшита по его же заказу, то в простой и безрадостной жизни персонажа наступает лучший, счастливый и торжественный день.

Приобретение вот такой простой новой на все деньги героя сшитой шинели для него становится новым смыслом жизни. А описание того, как он смотрит на нее, бережно и аккуратно берет в руки, как бы предваряет описание и всей его жизни. Трагедия одного «маленького человека» показана автором в условиях крупного города, который просто давит на него. В своей небольшой по объему повести Николай Гоголь показывает, как его герой пытается бороться. Он борется, прежде всего, за свое существование, но ему приходится терпеть лишения, неудовлетворенность жизни, так как ему очень хочется иметь новую шинель.

Целыми днями в своем департаменте гоголевский герой Башмачников работает с утра до ночи, но не может себе ничего позволить. Поэтому-то шинель, которую он шьет у портного для себя, оказывается его самой главной жизненной целью. Но эта цель Акакия Акакиевича еще и показывает то, что человеку бывает для счастья нужно совсем немного.

Эта шинель дает Акакию Башмачникову силу к жизни, желание справляться со всеми трудностями. В нем начинает пробуждаться эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает понемногу оживать. И хотя пока у него еще нет шинели, но вот эта мечта о ней пробуждает в нем желание жить. Казалось, что все теперь изменилось в жизни персонажа Акакия Башмачникова, что впереди его ждало что-то совершенно новое и неизведанное, то, что должно было принести ему огромнейшую радость. Впервые за много лет его всего существования, за которые он ничего не получал для себя, он сможет быть награжденным за все свои труды и старания. Ради новой шинели, которая ему просто была необходима, основной гоголевский персонаж готов пойти на любые жертвы.

Но герою совсем не трудно жертвовать собой, своей жизнью, потому что его поддерживала к жизни его духовное сознание, которое все время нашептывал о новой шинели. Интересно, как эта идея зарождается в голове у главного героя, и постепенно меняет его. У Акакия Башмачникова вдруг появляется характер, он сам стал общительнее и немного живее, а в поступках его пропадала нерешительность и сомнение. Он постоянно думал о своей шинели, как она будет выглядеть, какой у нее будет воротник. И порой в его голове рождались самые смелые мысли.

Но мечтать о кунице на шинельный воротник для Акакия Акакиевича было, конечно же, шагом решительным, потому что на нее у него не хватило бы средств, даже если бы он ничего не покупал и ни за что не платил всю свою жизнь. Удивительно, что даже мечты о простенькой, но новой шинели так резко могут поменять человека. Иногда герой даже представлял себя, чуть ли не значительным лицом, думая о том, как будет выглядеть его шинель.

И вот наступает торжественный и радостный день для Акакия Акакиевича, когда шинель уже полностью готова. Когда он обедал, то тоже впервые в жизни засмеялся, когда сравнивал старую свою шинель с той, которая теперь была пошита для него. И впервые он дома не стал работать, а немного полежал на кровати. Такого ранее никогда с ним не случалось. Он пошел в гости, чего ранее никогда не делал, а когда проходил мимо стеклянной витрины, то увидел веселую картину и даже улыбнулся этому. В гостях он решился, чтобы выпить немного шампанского. А на обратном пути даже поспешил за какой-то дамой, но потом решил оставить эту игру.

Переломный момент наступает тогда, когда он уже лишился своей шинели и это приводит к тому, что он не только чувствует себя ограбленным, но и уничтоженным и униженным. Он начинает бредить, заболевает. Смерть освобождает главного героя от страданий и унижений. Всю свою жизнь гоголевский герой боялся. Но после смерти он сам стал наводить страх и ужас на других. Особенно не давал он проходу на мосту тем, что носил шинели, и совсем неважно было, из чего была она сшита, ведь его интересовали лица важные и значительные, перед которыми он дрожал при жизни.

Все его возмущение против той жизни, которую он провел, теперь после его смерти явно проявилось, и он стал странным призраком, который не давал спокойно ходить или проезжать по мосту. И ключевым предметом в этом становится образ шинели, которая помогла читателю в герое рассмотреть что-то живое и человеческое. Шинель - это протест «маленького человека» против такого устройства общества, который существует. Жизнь персонажа есть только в тот момент, пока ему шьют шинель и когда она оказывается у него в руках. Поэтому шинель имеет огромнейшее значение в повести Николая Гоголя. Это и материальные ценности, которые мог достигнуть главный герой, и предмет, который помогает ему жить, взглянуть на жизнь вокруг другими словами.


Top