«Смерть», анализ рассказа Тургенева. Руси православный дух Чему учит произведение записки охотника тургенева

Писалась книга в течение трех с половиной лет за границей, во Франции. Позже в "Литературных и житейских воспоминаниях" автор признавался, что он, не создал бы "Записок охотника", если б остался в России. Он не то что писать — жить не мог, находясь рядом со своим "врагом", которым было крепостное право и с которым еще в молодые годы дал клятву "бороться до конца".

Таким образом, отъезд Тургенева, помимо прочих причин, наглядно продемонстрировал верность писателя своим убеждениям.

Однако, как совершенно справедливо пишет Б. Зайцев, "Записки охотника" — это "поэзия, а не политика". Тем более что сам Тургенев не принимал патриотическое словоблудия. Он был по сути своей поразительно русским человеком, глубоко понимающим Россию, чувствующим ее очарование и красоту.

Мир, погруженный в голубую безбрежность и земное безмолвие деревенской России, — таким представлялся образ родины художественному воображению писателя. Особенно явственно это просматривается в рассказе Касьяна о Красивой Мечи, об оставленных им родных местах.

Открывшаяся нашим глазам зелено-голубая ширь и высь, вбирающая и отражающая естественное величие земли и неба, — все то, что называли мы природой, — одушевленная людьми, подобными тургеневским Стёпушкам, Сучкам, Ермолаям, Касьянам, Филофсям, Калинычам — и есть явленный в "Записках охотника" образ родины, созерцаемой их автором из своего отдаления с непреходящей любовью и обожанием.

Воплощенный в тургеневском цикле образ Родины открыл и русской, и мировой литературе художника, наделенного редким духом воображения, почерпнутого из долгого, тесного контакта природы и человека. Самое чарующее в Тургеневе — это когда он самые простые состояния природы окутывает дымкой поэзии. В "Записках охотника" "лепечут" и "запотевают" листья, "шушукается" тростник, "звенит крыльями" птица, в тумане "нежится" дерево, тихо мигает, "как бережно несомая свечка ", звезда, русская летняя ночь полна "томительного запаха ", а утро "шорохов и шелестов ", облака напоминают "опустившиеся паруса " и падает под топором кудрявое дерево, словно человек, "кланяясь и расширяя руки ".

Поэтическое вдохновение автора "Записок охотника ", почерпнутое в природе, питает тургеневский утонченный эстетизм, сближающий его с пластичностью и метафорической изысканностью литературы серебряного века. Многое в воссозданном Тургеневым зелено-голубом мире рождало чувство восторга, красоты и веры в гармонию человеческого мироздания.

Одним из оснований этой веры для самого Тургенева являлось ощущение полной слитности простого человека, крестьянина с природой, взаиморастворенности их жизней. Таков Фома Бирюк, о котором можно сказать, что он не просто лесник, а дух леса.

О тургеневском же Касьяне будет верным заметить, что этот "странный старичок" был самый настоящий лесной Хозяин — Леший, принявшийся морочить охотника, уводить от него дичь. И ведет он себя в лесу, как в родном доме, по-свойски: ходил "проворно", "передразнивал, перекликался" с птицами. Не преминул появиться в чаще леса и один из "лешачат", личиком своим поразительно схожий с лицом Хозяина: девочка Аннушка с кузовком грибов в руке.

Взаимосвязь человека и природного мира у Тургенева может быть и глубоко психологической. Так связаны между собой образ угасающего, переходящего в ночь вечера и судьба Арины в рассказе "Ермолай и Мельничиха", женщины с "большими и грустными " глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.

Однако какой бы драматичной ни казалась человеческая судьба, какой бы многослойной и сложной она ни была, Тургенев тем не менее стремится показать, что мироздание устроено все-таки прекрасно. Основанием этой мысли в "Записках охотника" является утверждение жизни всеобщей — "крепкой, мудрой, счастливой жизни природы", ее естественного хода.

Героев "Записок охотника" объединяет общее жизнечувствование — жить всем существом в каждой данной минуте, отдаться стихийному течению жизни, подчиниться тем неизменным условиям, "которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву" (Толстой). Это обусловливает в них необыкновенную цельность духа, которой лишен, по Тургеневу, человек, выпавший из природы. Таковым сознавал он себя самого и людей своего сословия и видел духовное здоровье русской нации в ее приобщении к народному мирочувствованию, которое, считал писатель, поможет преодолеть страдания, ощущение человеком своего одиночества, слабости, осознание им собственного ничтожества, страха перед природной вечностью.

Духовную опору для современного человека Тургенев видел прежде всего в таких близких народу понятиях, как терпение, смирение, кротость, умение страдать — без слез и жалоб переносить свою тяжкую долю, понятиях, тесно связанных с православной верой и в первую очередь с образом Христа. Так, Лукерья ("Живые мощи ") наделена абсолютной цельностью духа, питаемой религиозной верой. Обреченная на неподвижность, она находит силы переносить свою беду в смирении и в безграничном терпении.

Цельность духа героев "Записок охотника ", какими бы они ни были разными: будь то практичный Хорь или мечтательный Калиныч, жалкий Стёпушка и загадочный Касьян, живучий как трава в поле Ермолай и суровый, исполненный долга Бирюк — делает их равными, всех одинаково гармоничными.

Вместе с тем в центре внимания писателя оказалась и социальная сторона жизни крестьянства России и русского общества в целом. "Записки охотника" были прямой и честной прозой, наполненной отголосками и свидетельствами нужды и бедствия народа.

Но главной мыслью Тургенева было то, что крестьянин не является хозяином своей судьбы. Тем самым он выносил приговор своему "врагу " — жестокой, унижающей человека крепостнической действительности.

Нестерпимой болью за попранное достоинство, погубленную жизнь пронизан рассказ "Ермолай и Мельничиха ". Жестокий произвол хозяйки крепостной Арины (в ней угадывалась Варвара Петровна), отказывающей принадлежащим ей рабам в личном счастье, обрекает ее не только па публичный позор, несвершение любви, разлуку с возлюбленным, потерю ребенка, но и на тихое угасание жизни в этой немногословной, грустной, красивой женщине.

Другой герой Тургенева — Стёпушка ("Малиновая вода ") попросту вычеркнут из жизни: "никто не знал о его существовании". В отличие от Стёпушки, дворовый Сучок ("Льгов ") не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Правда, как после выясняется, в реке господской "и рыбы-то нету ". Тургенев рассказывает не только об обессмысленной жизни героя, но, как и в случае с Ариной, о жизни, загубленной по произволу хозяйки.

Нищенской, полной страданий жизнью живет Фома-богатырь. Крепостничество обрекло его и на судьбу "волка-отшельника ", "душегубца ", "кровопийца ", "зверя ", люто ненавидимого крестьянами, разоренными до крайности, пухнувшими с голодухи. И оно же обрекает Бирюка намучительный разлад с самим собой, невыносимые душевные метания. Сознающий горькую долю крестьян, он тем не менее ревностно служит своему делу.

Тургенев предположил и возможный исход судьбы Бирюка. В "Бежином луге" мальчик Павлуша рассказывает о том, как "в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, и теперь слышно, как его душа жалобится". Не об этой ли участи говорит Фоме пойманный им крестьянин: "Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать!".

Так в "Записках охотника" возникает "хоровая судьба" народа, воспетая Яковом Турком, отправившая многих крестьян, подобно Касьяну с Красивой Мечи, по миру бродить, правду искать, да мечтать о благословенных землях, где живет "человек в довольстве и справедливости". А пока не найдены "теплые моря" с птицей Гамаюн, крестьянин вынужден существовать с полутыкиными и пеночкиными, под безжалостной властью "крепи", не имея права на достойную жизнь.

Но Тургеневу, несмотря на всепроникающий характер крепостничества, судьба народа представлялась исполненной высокого смысла. Убежденный в том, что в русском человеке таится зародыш будущих великих дел, он развивал в "Записках охотника" аналогичную своим настроениям мысль В. Белинского о народе — почве, хранящей жизненные соки развития.

Анализ цикла рассказов И.С. Тургенева "Записки охотника"

В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии литературы и искусства, но и всего общественного сознания. К числу таких книг принадлежат и «Записки охотника» И.С.Тургенева.

В этом сборнике рассказов объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» не столько раскры­вает тему книги, сколько маскирует ее: он просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил - и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас, в этом очерке, как-то связано с тем, что он рассказывал раньше. А Тургенев этого не забывает: сравнивая, сопоставляя, систематизируя, он разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осме­лился говорить вслух только Гоголь. Именно в этом основ­ное различие охотника-рассказчика от автора.

В «Записках» Тургенев часто прибегает к приему сопо­ставления времен - старого и нового. Авторская оценка старого ясна - это был век дворянского разгула, мотовства, разврата и наглого самоуправства. А о дворянстве нового века автор размышляет на страницах этой книги.

Созданная Тургеневым картина дворянских нравов неизбежно ставит перед читателями вопрос: как все-таки могут люди, получившие какое-то образование, пользо­ваться своими бесчеловечными правами, жить в этой от­равленной атмосфере тирании и рабства? Убежденный реалист, Тургенев хорошо знал, какова сила приверженнос­ти к удобствам и комфорту, какую власть имеют над человеком самые обыкновенные привычки и как тесно связан каждый человек со своей средой. Но он знал, что разные люди относятся к жизни по-разному и что жизнен­ная позиция человека зависит и от свойств его натуры.

Если присмотреться ко всем этим благоденствующим представителям дворянства - Полутыкиным, Пеночкиным, Королевым, Стегуновым, Хвалынским, Штоппелям, Зверьковым, сановникам, князьям и графам, то нельзя не заметить одной общей их черты: все это посредственности, люди с жалким умом и хилыми чувствами. Ничтожные люди, они способны ценить в других только грубую силу, в чем бы она ни проявлялась - в чиновничьем произволе или в причудах богатства, в капризах, наглости или в хитросплетениях подлости. Все, что выходило за границу их ползучего разумения, они преследуют.

Аркадий Павлович Пеночкин пользуется в дворянском обществе уважением: «Дамы от него без ума и в особеннос­ти хвалят его манеры». И Петр Петрович Каратаев, пока он «куражился» и проматывал свое имение, если уж и не числился в уважаемых членах местного дворянства, то и не привлекал его осуждающего внимания. Но стоило ему влюбиться в крепостную девушку Матрену, как все немед­ленно изменилось. «Заспанная и злобная скука праздного барства» показала себя! Госпожа Марья Ильинична, узнав, что Каратаев хочет купить у нее Матрену, потому что любит ее, не упустила случая потешить свою тиранскую душонку: «Мне не угодно; не угодно, да и все тут». Искреннее чувство, да еще к холопке - этого она простить не могла. Общество ее одобрило, а Каратаева осудило и в конце концов выбросило из своих рядов.

Но картины внутридворянских отношений при всей их выразительности играли в «Записках охотника» все-таки подчиненную роль: они нужны были постольку, поскольку помогали исследовать главную вину дворянства - вину перед народом.

Белинский объяснял успех «Хоря и Калиныча» (пер­вого из опубликованных рассказов) тем, что в этом очерке Тургенев «зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил. Хорь, с его практическим смыс­лом и практической натурою, с его грубым, но крепким и ясным умом... - тип русского мужика, умевшего создать себе значащее положение при обстоятельствах весьма не­благоприятных».

Стоило более или менее внимательно присмотреться к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении и настоль­ко стало быть, бессмысленны и лживы разговоры о дворянской опеке над мужиком. Хорь относится к Полутыкину с едва скрытым презрением, потому что «насквозь видел» его, то есть понимал, какой никчемен, а не потому, что тот носил европейское платье и держал «французскую» кухню. Страха перед иноземным Хорь не испытывал ника­кого.

Выразителен итог наблюдений Тургенева над личнос­тью Хоря: «Из наших разговоров я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, - убеж­денье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Рус­ский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошед­шим и смело глядит вперед. Что хорошо, то ему и нравится, что разумно, того ему и подавай, а откуда оно идет, - ему все равно».

Вывод напрашивается сам собою: единственно, в какой помощи действительно нуждались умные и практич­ные Хори, - это в освобождении от Полутыкиных, то есть в освобождении от крепостной зависимости. Потому-то Белинский и обращал на этот очерк особое внимание.

Тургенев исследовал растлевающее влияние помещи­чьей власти на все стороны жизни. Особое внимание он уделял тому, что крепостничество буквально уродовало отношение мужика к труду.

Жизнь рядом с помещиком порождала в крепостных не только чувство тупой покорности. Из поколения в поколение в барине привыкли видеть человека особой судьбы и даже породы, его жизнь считали чем-то вроде воплощенного идеала. Это неизменно возбуждало чувство преклонения перед господами. Сильнее оно давало себя знать в среде дворовых людей; именно в ней чаще всего встречались лакеи - не только по должности. Такие, например, как камердинер Виктор из рассказа «Свидание». В нем воплотилась сама душа лакейства.

То, как накалена атмосфера в деревне, наглядно пока­зано в рассказе «Бирюк». Доведенный до крайности мужик-порубщик перешел от жалобных просьб к открыто­му неистовому возмущению как-то внезапно; ни охотник, ни Бирюк ничего подобного не ожидали. И все-таки самое неожиданное было в том, что Бирюк отпустил порубщика и, главное, как он его отпустил. Сделал он это вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Многое передумал Фома Бирюк, слушая жалобы и укоризны пойманного им мужика; не показалась ли ему постыдной его верность своему барину, который мужиков ест поедом; не подумал ли он теперь, что и жена-то его сбежала с мещанином, бросив своих детей, потому что тошен ей был выдаваемый ему за бирючью верность «господский хлеб»? Вероятнее всего, Бирюк опять примется усердно выслеживать поруб­щиков; но может случиться и так, что эти его догадки не забудутся, и тогда уже нельзя будет поручиться не только за сохранность лесных угодий помещика, но и за его жизнь.

«Записки охотника» убеждали читателя в необходи­мости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России. Тургенев всю свою жизнь твердо держался того убеждения, что вопросы обществен­ного бытия, даже самые сложные, могут быть решены только по законам разума, являющегося венцом современ­ной цивилизации.

Неисчерпаемые сокровища народного духа обнаружи­вались в поэтической одаренности русских людей. И чтобы составить себе представление об этом достоинстве народ­ного характера, не нужно было искать особо выдающихся людей: в той или иной степени оно было присуще подав­ляющему большинству крестьян - от мала до велика.

Сознание закрепощенного крестьянства, его мораль были полны противоречий и контрастов. Мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покор­ность, бунтарство и лакейство, житейская сметливость и полная безынициативность, душевная одаренность и рав­нодушие к собственной судьбе - все эти свойства сущест­вовали бок о бок, часто переходя одно в другое. По словам самого Тургенева, это была «великая общественная драма», и без понимания того, что эта драма есть, нельзя было понять и самой России. Он не просто начал разработку этой темы. На многие десятилетия вперед он дал меру ее сложности, определил составляющие ее противоречия. К этой великой книге можно бы взять в качестве эпиграфа знаменитые строчки Некрасова:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь! -

если бы они не были написаны четверть века спустя после выхода в свет «Записок охотника».

«Малиновая вода» - известный рассказ, включенный в сборник «Записки охотника». Именно в этом произведении успешно объединены идеи из очерков «Степушка», «Туман». Рассказ раскрывает особенности жизни сельского населения, представители которого стремятся к улучшению быта и укреплению экономики своей страны, но в то же время занимаются решением достаточно простых бытовых вопросов.

Основа сюжета рассказа «Малиновая вода»

Главный герой рассказа – Михайло Савельев, известный как Туман. Михайло Савельев – это вольноотпущенный графа Петра Ильича, который раньше работал дворецким. Сейчас бывшему дворецкому уже 70 лет. Туман почитает покойного барина, на которого усердно работал.

Степушка – это бедный безродный человек, у которого нет и дома, но он также сохранил глубокое почтение к барину.

Михайло и Степушка с особенной охотой рассказывают о своем барине:

Угощение предлагал из Парижа;

Держал музыкальный коллектив и капельмейстера;

Старался проявлять особенный подход к приему каждого гостя.


Вспоминают главные герои любвеобильность графа. То как жили при нём метрессы, происходившие из низкого сословия. Особо запомнившуюся Акулину - девку простую и злющую.

К сожалению, конец счастливой и размеренной жизни наступил после того, как барин разорился и уехал в Питер искать места. Планам не суждено было сбыться, причем барин скончался в обычном гостиничном номере.

Знакомые писателя Ивана Тургенева и провинциальное окружение отмечали, что образ графа из рассказа «Малиновая вода» оказался особенным. Читатели находили черты характера о богачах и самодурах, среди которых выделился Василий Иванович Протасов. На самом деле были существенные основания находить черты Протасова в барине из «Малиновой воды». Усадьбы обоих именовались Троицким, причем протасовская усадьба находилась рядом с устьем реки Иста, где стекал родник Малиновая вода. Именно соответствие названия сразу же вызывают ассоциации. К тому же Тургенев зачастую охотился рядом с рекой Иста, поэтому жизненный опыт впоследствии мог найти выражение в одном из самых известных рассказов, который был представлен под загадочным названием «Малиновая вода», обладающим взаимосвязью со знакомыми поэту краями и их географическими наименованиями.

Других причин для появления легенд о Петре Ильиче, который похож на Василия Протасова, оказалось достаточно. Судьба героя произведения напоминает жизнь Протасова, который умер в 1807 году и не мог быть знакомым для Ивана Тургенева. Однако многие жители губернии рассказывали об особенных выходках барина. Тургенев познакомился с многочисленными родственниками Протасова, поэтому мог составить правильное мнение и успешно его изложить в ярком рассказе.

Сюжет рассказа

Основная тема рассказа – взаимоотношения крестьянского населения и помещиков, раскрытие нецелесообразности крепостного права.

В самом начале рассказа история ведется с участием графа Петра Ильича, который обладал особенным характером:

Самодурство и неспособность признать явный недостаток;

Страстное почтение псовой охоты;

Стремление к проведению банкетов, на которые приглашались даже женщины из нижних слоев общества;

Частые организации фейерверков.



Конечно, Михайло и Степушка почитали своего барина, который старался предоставлять подарки и возможность присутствия на музыкальных вечерах своим людям. Однако эти подачки не позволяли рассчитывать на уверенность в завтрашнем дне, не могли дать уверенности в материальном благополучии, поэтому раскрытие крепостного права все-таки происходит с негативных граней.

Культурный горизонт Петра Ильича ограничивается выписыванием парижского одеколона, который вызывал восхищение у Михайла и Степушки. Одновременно с этим выписывание одеколона из Парижа, столицы Франции, является проявлением невысокого культурного развития, а обычной расточительности.

Петр Ильич проявлял расточительность и безразличие к трагическим судьбам крестьянского населения. Можно сказать, что он становится жертвой собственного невежества. Его кончина в обычном гостиничном номере – пик проявления негатива, созданного на основе эгоизма графов и полной безразличности к крепостному праву.

Фамильными качествами в родне Петра Ильича являются бездеятельность и самодурство. Этим черты характера были переданы сыну Петра Ильича. Молодой барин проявляет жестокое отношение к своим крепостным. Это показано на примере с крестьянином Власом. Бедный человек, Влас просит уменьшить оброк, объясняя своё положение безысходностью, но сталкивается с удивительной жестокостью.

Одновременно с этим ведется рассказ относительно жизни вольноотпущенного Михайла Савельева (Тумана). Этот герой, который прежде был дворецким у барина, изображается человеком с высоким ростом. Степушка, еще один главный персонаж, описан, как худенький, тощий. Развитие истории подтвердило, что Тургенев старался по-особенному представить главных героев:

Высокий Михайло всегда стойко переносит жизненные трудности и проявляет силу характера;

Низкий Степушка прогибается под испытаниями.


Рассказ подтверждает, что Тургенев по-особенному жалеет Михайло и Степушку, но при этом не понимает, почему они ничего не предпринимают для улучшения своей жизни.

Рассказ «Малиновая вода» подчеркивает, насколько жестоким может быть крепостное право. Различные судьбы героев, которые зачастую оказываются трагическими, объясняются самодурством и отсутствием умения услышать ближнего человека.

Особенности сборника «Записки охотника» и рассказа «Малиновая вода»

Иван Сергеевич Тургенев обладал особенным художественным мироощущением, которое развивалось на основе школы немецкой классической философии. Именно эта школа была пройдена во время получения высшего образования в университете Берлина.

Россия по-особенному отзывалась на философскую мысль Западной Европы. Как удалось отметить, бремя сложностей реализации мечтаний людей было впитано по-особенному.

Иван Тургенев и его друзья в Берлине посещали кружок Станкевича. Русские традиции оповещают, что юные писатели рассказывали о преимуществах народного представительства в государстве. При этом было отмечено, что многие русские люди по-прежнему остаются крепостными, и они не в состоянии пользоваться государственными, общечеловеческими правами. В связи с этим делался особенный акцент на необходимость избавления обычных людей от крепостной зависимости и дальнейшего умственного развития.

В январе 1847 года в журнале «Современник» появился очерк «Хорь и Калиныч», который успел завоевать положительные отклики у читателей. Именно в этом очерке Тургенев представил главные силы русской нации: практичность и стремление к поэзии, духовное развитие, понимание ценности свободы. Другие рассказы, напечатанные в журнале «Современник», оказались поистине достойными литературными произведениями. К тому же в 1852 году сборник «Записки охотника» впервые вышел отдельным изданием и получил вторую жизнь для себя.

Рассказ «Малиновая вода» соответствует другим произведениям, включенным в сборник «Записки охотника». Предусматривается использование литературных образов провинциальной России, причем Тургенев раскрывает кулисы и позволяет понять, какой может быть реальная жизнь многих людей. Вчитываясь в рассказ «Малиновая вода», можно понять, что крепостнический уклад жизни является несообразным и нелепым, так как он предусматривает ущемление прав многих крестьян.

Художественная ценность рассказа «Малиновая вода»

Рассказ «Малиновая вода», как уже было отмечено, соответствует основным принципам тургеневской композиции и сборника «Записки охотника».

Основные грани были проявлены в следующих характерных чертах рассказа:

Утонченная передача прекрасных мгновений жизни;

Освобождение от личного и эгоистичного;

Соответствие укладу жизни определенной эпохи и даже опережение;

Проявление беспристрастной и неэгоистической любви к жизни, глубокой веры в лучшее будущее;

Проявление силы русского национального характера;

Нецелесообразность доверия к эмоциональным порывам и бурным страстям, необходимость мудрого спокойствия и сдержанного проявления физических и духовных сил.


«Малиновая вода» - это еще одно подтверждение того, что Иван Сергеевич Тургенев считал, трагическими обстоятельства жизни, в которых находится простой народ. Он показал проблему крепостничества со всех сторон. Не только нежелание господ слышать своих крепостных, но и незрелости русского народа, полное непонимание ситуации.

А сильная Россия может быть создана только благодаря честным, сильным и просвещенным людям.

«Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсянников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж, зарисовки русской природы. Рассказы («Мой сосед Радилов», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.) построены на определенном, иногда очень сложном сюжете. Весь цикл рассказан охотником, который повествует о своих наблюдениях, встречах, приключениях.

В 40-50-е годы XIX века И. С. Тургенев создал ряд небольших по объему прозаических произведений, объединенных в один сборник под названием «Записки охотника». В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира. Этот цикл сразу принес автору известность. Во всех рассказах присутствует один и тот же главный герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время своих походов. Причем Тургенев наделил его наблюдательностью и вниманием, что помогает рассказчику точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их читателю.

Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева конкретны и овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием.

Чтобы определить, какую роль играет каждый эпизод с описанием природы для всего сборника, для начала уясним, что же такое природа в широком, общепринятом смысле.

Свободная энциклопедия дает такое определение природы. Природа - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

В. И. Даль понимает это понятие как «естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю… Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопоставлено искусству, делу рук человеческих.».

В философском словаре есть следующее определение природы. Природа - в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная. 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; ""вторая природа"" - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия.

Как видим, все определения уточняют, что природа - все то, что не создано человеком. Для Тургенева же природа - главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные осины», «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы», да необозримая степь - это главные стихии, определяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей тональности цикла. Подлинным спасением для людей оказывается природа. Если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе, «fur sich», как он сам шутливо говорит, прощаясь с читателем. У Тургенева природа - это вместилище всего и всех. При этом, все описания природы делятся на две группы: внешние проявления природы (объекты ландшафта, животные, погода и природные стихии) и скрытые, или неявные (деятельность человека, связанная с природой, влияние природы на быт и жизнедеятельность крестьянина).

Эту книгу вполне модно было назвать книгой о природе и о человеке в природе. Даже если герои не соотносятся с природой, все равно повествование о них не обходится без хотя бы мимоходом упомянутых пейзажей. Неслучайно поэтому сборник заканчивается поэтическим гимном природе «Лес и степь». Несомненно, главным эстетическим звеном всех новелл является рассказчик, «странный человек». А главное в нем - образ дан вне общественной цивилизации, как человек природы, неразрывно связанный с нею. Его душа, его духовный мир заполнены природой. И через эту природно-эстетическую призму и преломляются все истории, о которых он повествует. Тургенев «приходил к признанию включенности человеческой личности в общий поток мировой жизни, к признанию единства человека и природы».

Такое единство «странного охотника» с природой, такое эстетическое единство «Записок охотника» через многочисленные пейзажи напоминает учение Жан-Жака Руссо о «естественном человеке». Тургенев, вслед за Руссо, утверждает, что природа создала всех людей равными и только общественные институты создают проблему социального неравенства. Общественная несвобода искажает естественную, природную сущность человека, нравственно калечит его. Драма человека в том, по Тургеневу, что он выпал из природного единства. Тургенев рассматривает проблему «естественного человека» в философском, общечеловеческом нравственном аспекте. Выпадение из природного единства человека делает его либо нравственно уродливым, либо совершенно несчастным. И Тургенев в «Записках охотника» пытается показать, как нравственно красив «естественный человек», связанный с природой.

В качестве «материала» для лингвистического анализа в нашей работе мы выбрали сборник рассказов «Записки охотника» И. Тургенева. Данный сборник мы исследуем с позиции композиции художественного текста.

Рассказы Тургенева практически все содержат в себе прямую речь и диалоги. Особым исключением является рассказ «Лес и степь», в котором автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи (кавычки), диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.

Весь сборник Тургенева - это субъективное повествование, так как есть прямая авторская оценка событий, действующих лиц, повествующий автор судит только о том, что известно ему; широко употребление слов с основным эмоционально-оценочным значением типа «люблю», «хороший человек»: «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком» («Хорь и Калиныч»).

Субъективное повествование высказывает прямо авторскую точку зрения, которая часто является полемичной по отношению к точке зрения читателя. В этом смысле Тургенев не заставляет читателя думать так же, как и он; его ненавязчивое повествование дает возможность читателю самому дать оценку описываемому лицу или событиям.

В сборнике рассказов И. Тургенева наблюдается синтез всех трех типов речи: «В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться» («Малиновая вода»); «Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам» («Касьян с Красивой Мечи»); «Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fьr sich, как говаривали в старину; по, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату...» («Лес и степь»).

3 рассказа сборника («Мой сосед Радилов», «Бежин луг», «Свидание») начинаются с описания природы. Здесь формируется стилистическая доминанта художественного текста, представляется время и место действия.

Все рассказы сборника Тургенева озаглавлены. Их можно разделить на две группы. В первую группу входят рассказы, имеющие в совеем заглавии имя (или имена собственные). Это могут быть имена, фамилии, клички людей, географические объекты (названия деревень и городов). В эту группу входят 15 рассказов: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсянников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Лебедянь». «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Петр Петрович Каратаев», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова». Из названия становится ясно, где будет происходить событие или о ком пойдет речь в рассказе. Вторую группу составляют рассказы, имеющие в своем заглавии имена нарицательные: «Уездный лекарь», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Смерть», «Певцы», «Свидание», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь». Несмотря на то, что в этих заглавиях нет прямого отношения к лицу или месту действия, все же не трудно догадаться, о чем пойдет речь в рассказе. Являясь в лингвистическом аспекте словом, словосочетанием или предложением, заглавие отвечает на один из актуальных вопросов художественного текста. Кто? Что? «Петр Петрович Каратаев», «Смерть»; Где? «Лебедянь», «Бежин луг», «Контора»; Что происходит? «Свидание», «Стучит» и т.д.

Тургенев в своем сборнике практически не использует эпиграфы. Исключением разве можно считать рассказы «Живые мощи» и «Лес и степь». По эпиграфам сразу можно понять, о ком или о чем пойдет речь:

Край родной долготерпенья -

Край ты русского народа!

Ф. Тютчев. («Живые мощи»).

И понемногу начало назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад,

Где липы так огромны, так тенисты,

И ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой...

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами.

И падает тяжелый желтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч;

Там хорошо

(Из поэмы, преданной сожжению) («Лес и степь»).

Весь сборник рассказов И. Тургенева можно представить в таблице, где наглядно видно, сколько слов в отдельно взятом рассказе и в каждом из эпизодов. Для удобства мы разделили в каждом рассказе эпизоды с описанием природы и без описания. Из таблицы понятно, сколько эпизодов и каков их размер.

лингвистический анализ рассказ тургенев

Таблица 1 - Количество слов в эпизодах

ОБЩЕЕ КОЛ-ВО СЛОВ

С ОПИСАНИЕМ ПРИРОДЫ

БЕЗ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

ХОРЬ И КАЛИНЫЧ

1. 73 СЛОВА

ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬНИЧИХА

МАЛИНОВАЯ ВОДА

УЕЗДНЫЙ ЛЕКАРЬ

МОЙ СОСЕД РАДИЛОВ

ОДНОДВОРЕЦ ОВСЯННИКОВ

БЕЖИН ЛУГ

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

БУРМИСТР

ДВА ПОМЕЩИКА

ЛЕБЕДЯНЬ

Т.Б. И ЕЕ ПЛЕМЯННИК

П.П.КАРАТАЕВ

СВИДАНИЕ

ГАМЛЕТ ЩИГРОВ.УЕЗДА

ЧЕРТОПХАНОВ И НЕДОПЮСКИН

КОНЕЦ ЧЕРТОПХАНОВА

ЖИВЫЕ МОЩИ

ЛЕС И СТЕПЬ

Но по этой таблице невозможно определить, где располагаются эпизоды с описанием природы. Для этого служит линейная модель художественного текста - отрезок прямой линии, разделенный на пропорции с обозначенными сильными позициями. Для каждого рассказа текста существует своя линейная модель [Корбут - 33; 76] (Приложение 1.).

Путем математических вычислений мы можем найти координату для любого эпизода. Результат этих вычислений представим в таблице (в электронном виде), где каждый эпизод отдельно пронумерован и имеет две величины - начало и конец, обозначенные единицами. Остальные координаты, не относящиеся к данному эпизоду с описанием природы, обозначены нулями.

Социально-психологические произведения занимают одно из самых важных мест в русской литературе, поскольку благодаря такого рода произведениям читатель может не только поразмышлять о своем месте в жизни, истории, подумать о том, в чем смысл существования, но и получить сильнейшее побуждение бороться, проявлять героизм, побеждать.

Делая анализ цикла "Записки охотника" Тургенева, мы убедимся, что этот художественный труд как раз относится к ряду упомянутых выше произведений. Однако анализ цикла мы начнем с того, что познакомимся с детством и семьей автора, потому что такие детали помогут нам понять, что побудило его приступить к написанию этого замечательного сборника.

Коротко о семье Тургенева и его детстве

Итак, как мы отметили, очень важно сначала разобраться, каких взглядов на жизнь придерживался автор и на чем строилось его мышление. Только после этого стоит читать сам сборник и, тем более, анализировать его.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами. Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери. Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах. К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным.

Этот исторический фон очень помогает более точно сделать анализ цикла "Записки охотника", поскольку мы понимаем, что любовь к русским литературным трудам была привита юному Ивану Сергеевичу именно Варварой Петровной, которая помогла полюбить сыну таких писателей, как: Гоголь , Пушкин , Лермонтов , Жуковский и Карамзин.

Крепостное право в "Записках охотника"

Кроме матери, большое влияние на становление будущего писателя оказал его камердинер, который был крепостным. Надо сказать, что в общем тема крестьян весьма интересовала Ивана Сергеевича. Многое он увидел своими глазами, многое передумал. Крепостные постоянно были навиду у ребенка, и живя деревенской жизнью, Тургенев наблюдал за порабощением простого народа, за издевательствами и тяжелой жизнью обычных тружеников и земледельцев.

Когда Тургенев вырос, он постоянно находился в разъездах по стране, продолжал наблюдать за тем, как живут и работают крепостные. И это ключевая деталь в анализе цикла "Записки охотника", ведь благодаря этим факторам Тургенев решил написать сборник рассказов, о котором мы сейчас говорим.

Почему Тургенев назвал цикл именно так?

Надо сказать, что сам автор был страстным охотником. Порой Тургенев по многу дней был увлечен своим любимым делом, и многие километры с ружьем в руках и охотничьей сумкой за спиной он гонялся с дичью. А сколько раз обхожены им Тульская, Орловская, Тамбовская, Калужская и Карская губернии! Что дали ему эти походы и путешествия? Безусловно, автор "Записок охотника" свел знакомство со многими людьми, большая часть из которых была самыми простыми крестьянами. Они делились с ним своими впечатлениями, рассказывали о родных краях, что-то советовали.

Мы сейчас проводим анализ цикла "Записки охотника", поэтому говорим о том, что легло в основу его содержания. Да, Тургенев без стеснения общался с простым людом, с бедняками и простыми земледельцами. Он смотрел на них не как на рабов, а как на таких же людей. Он не разделял их по положению, и хотел, чтобы общество было именно таким.

Так и родился цикл "Записки охотника", куда вошли рассказы Тургенева о том, что ему удалось увидеть и услышать. Но самое главное, идея единства народа и желание уравнять людей в обществе по социальному признаку четко прослеживаются в нити повествования. Обратите внимание, например, на то, кто автором был выбран в качестве прототипа главного персонажа. Это спутник по охоте - простой крестьянин Афанасий.

Важные детали анализа "Записки охотника"

Год выпуска "Записок охотника", как самостоятельного художественного произведения - 1852. В состав сборника вошло двадцать пять рассказов, некоторые из которых можно назвать очерками. И в каждом из них развиваются новые события, в каждом свои герои. Но красной нитью через все повествования проходит тема русской природы - как сильно нужно любить её и тех людей, которые живут на этой земле.

Цикл отличается поразительным самобытным авторским стилем. Все описано простым и лаконичным языком. Тургенев практически не дает своей оценки тому, что происходит, не драматизирует события и опускает лирику. Дух сборника - истинный реализм, а о трагедии крепостных Тургенев пишет особенно, и не укроется от читателя, как больно смотреть на страдания простого народа автору. Он превозносит и глубоко уважает простого русского крестьянина с благородной душой и высокой моралью.

Благодаря тому, что мы провели анализ цикла "Записки охотника", вы можете лучше понять суть произведения, замысел автора и его главную тему. Надеемся, статья оказалась для вас полезной. Читайте также


Top