Анна Ахматова. История одной из крупнейших русских поэтов ХХ века

1. Известно, что А.А. Ахматова – это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

А. Анна Версилова

Б. Анна Снегина

В. Анна Суворина

Г. Анна Горенко

2. Какой известный поэт был мужем А. Ахматовой?

А. Блок
М. Шолохов
Н. Гумилев О. Мандельштам

3. Как назывался первый опубликованный сборник стихов А. Ахматовой?

Четки
Вечер Подорожник
Anno Domini

4. В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство А. А. Ахматовой (в молодости)?

футуризм

акмеизм

имажинизм

символизм

5. Укажите первый опубликованный сборник стихов А.А. Ахматовой.

«Лирический пантеон»

«Чётки»

«Вечер»

«Белая стая»

6. Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений.

любовь

строительство нового общества

к ритика буржуазной морали

природа

7. В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

«Вечер»,

«Четки»,

«Подорожник»,

«Белая стая»

8. Лирика А.А. Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Какие поэтические средства помогают автору передать внутреннее состояние героев?

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

символ

портрет

предметно-бытовая деталь

пейзаж

9. Лирическая героиня А. Ахматовой:

Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.

Боец- революционер.

Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы .

10. В какие годы создавалась поэма А.А. Ахматовой «Реквием»?

1917-1930 гг

1935-1940 гг

1959-1961гг

1938-1958 гг

11. Сколько стихотворений вошло в состав поэмы "Реквием"?

15

12. В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А. А. Ахматова?

народу-победителю

народному страданию

себе

новой власти

13. Укажите, какое библейское имя фигурирует в "Реквиеме".

Магдалина

Иосиф

Иов

Суламифь

14. Укажите последний прижизненный сборник стихов А.А. Ахматовой.

«Anno Domini»

«Подорожник»

«Бег времени»

«Тростник».

15. В стихотворении «Мне голос был»(1917) А. Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной .

Как поэт, понявший и принявший революцию.

16. У А. Ахматовой есть сборник стихов «Anno Domini», что в переводе означает «Лето Господне». У кого из русских писателей есть произведение с таким же названием?

Н. Гумилева
И. Шмелева А. Блока
А. Твардовского

17. Какую поэму А. Ахматова писала 22 года?

«Реквием»
« Поэма без героя» «Бег времени»

Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко; 11 июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Судьба поэта была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (ее муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилев расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник ее жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилев провел в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери заключенных «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие ее произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. Ее имя еще при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Биография
Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи о русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
Семья. Детство. Учеба . Анна Ахматова родилась 23 июня 1889 года, в Большом Фонтане, близ Одессы. Ее предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату. Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Николаем Степановичем Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах Анна Андреевна училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).
Гумилев . Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-1916 жила у него в Царском Селе); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с Амедео Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев. В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Казимировича Шилейко (настоящее имя Вольдемар).

Первые публикации Анны Ахматовой. Первые сборники
. Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна сделала попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 послала стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдала стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их опубликовали. По возвращении Гумилева из африканской поездки Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Под знаком растущей столичной славы протекала жизнь Ахматовой в 1913 году: Анна выступала перед многолюдной аудиторией на Высших женских курсах, ее портреты писали художники, к ней обращались стихотворные послания поэты. Возникли новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 вышел второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова написала поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
«Белая стая» . С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничила свою публичную жизнь. В это время она страдала от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Жан Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической». Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Андревна ввела в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод Владимиру Владимировичу Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные годы . Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой были отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвратилась к активной деятельности — участвовала в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публиковалась в периодике. В том же году вышли два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединила свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным.
Годы молчания. «Реквием» . В 1924 году новые стихи Ахматовой были опубликованы в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя был наложен негласный запрет. В печати появлялись только переводы, а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 были арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождили. В 1937 НКВД приготовило материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестовали сына Анны Андреевны. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который поэтесса два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предложили Анне ряд публикаций. Вышел ее сборник «Из шести книг», включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергся идеологическому разносу и изъят из библиотек.
Война. Эвакуация . В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова написала плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Написала много стихов, работала над «Поэмой без героя» (1940-1965) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х годов.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года . В 1945-1946 Анна Андреевна навлекла на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка Исайя Берлина. Кремлевские власти сделали ее наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы жизни . В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 был издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней ей позволили принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Творческая деятельность

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем. У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему.
Анна Андреева Горенко родилась 11 июня 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора. Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы. Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний - когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом. С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи. Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи. Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.
Первый стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки - Ахматова. Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество - родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем - в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева. Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги. Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник - «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность - сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим - в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой - Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

Последний опубликованный сборник
Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.
Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.
В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 - «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета. Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.
Основные достижения Ахматовой
1912 - сборник стихов «Вечер»
1914—1923 - серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.
1917 - сборник «Белая стая».
1922 - сборник «Anno Domini MCMXXI».
1935-1940 - написание поэмы «Реквием»; первая публикация - 1963, Телль-Авив.
1940 - сборник «Из шести книг».
1961 - сборник избранных стихотворений, 1909—1960.
1965 - последний прижизненный сборник, «Бег времени».
Интересные факты из жизни Ахматовой
На протяжении всей жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.
В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.
После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А это вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».
Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Праздник в семье отставного инженера российского флота Горенко и, как впоследствии оказалось, всей русской поэзии пришёлся на 11 (23) июня 1889 года, когда у потомственного дворянина родилась дочь Анна.

Мать будущей поэтессы И.Э. Стогова являлась дальней родственницей Анны Буниной, позже Горенко Анна Андреевна возьмёт себе псевдоним Анна Ахматова. Как считала поэтесса, по материнской линии, её предком был хан Золотой Орды Ахмат, оставим это на усмотрение Анны.

Юность

Многие ошибочно называют место рождения поэтессы Одессу, это не совсем верно, так как она родилась на станции Большой Фонтан, недалеко от Одессы-мамы. Впрочем, место рождения не сыграло значимой роли в судьбе Анны, так как уже через год после её рождения семья переезжает в Царское Село, где юная поэтесса поступает в Мариинскую гимназию. Жизнь в Царском Селе оставила вечный след в душе Ахматовой, этому месту посвящено немало произведений.

Когда Анне было 17 лет, в 1905 году, родители разводятся, и мать с дочерью переезжают в Евпаторию, где Ахматова-Горенко оканчивает Киево-Фундуклеевскую гимназию (1907) и юридическое отделение женских курсов. Юриспруденция никак не привлекала Анну в будущем, по её личному уверению, от того обучения она почерпнула только один плюс – выучила латынь. Впоследствии латынь поможет поэтессе выучить итальянский язык. В тяжёлый период жизни Ахматовой приходилось зарабатывать переводами – это помогало свести концы с концами.

Замужество и первый сборник

1910 год стал во многом судьбоносным в судьбе Ахматовой, ведь именно в этом году она венчается с Николаем Гумилёвым, с которым была знакома до этого 7 лет. Кстати, Гумилёв оказался не только мужем Анны, но и её первым издателем, правда, это произошло ежё до венчания, в 1907 году. В эти годы Гумилёв издавал в Париже журнал «Сириус», на его страницах и было опубликовано стихотворение «На руке много блестящих колец».

Медовый месяц в Париже – что может быть лучше для начала долгой и счастливой жизни, к сожалению, выполнить его Ахматовой удалось только по части первой, счастье вскоре стало обходить Анну стороной.

Возвращаясь к биографии, отметим ещё одну роль, которую сыграл Гумилёв в становлении Анны Ахматовой как поэтессы. Он не только ввёл Анну в литературный мир Петербурга, но и помог в издании в 1912 году первого сборника поэтессы под названием «Вечер». Из известных стихотворений сборника отметим "Сероглазого короля ", в целом первая официальная проба пера не вывела Ахматову на пьедестал русских поэтов. Год издания первого сборника стал и годом рождения Льва Гумилёва – единственного сына Николая и Анны. Отзывы о первом сборнике стихов положительные, а некоторая критика от Блока это скорее плюс, ибо великий русский поэт бездарность не захотел бы даже критиковать.

Достоверных данных о верности Гумилёва нет, да они и не нужны, но у многих критиков того века вызвала интерес часть «Вечеров» под названием «Обман». Это казалось нелогичным для молодой и, как казалось, счастливой в браке поэтессы, тем более что она отрицала символизм. Оставим это.

Второй муж Ахматовой Шилейко, третий Пунин, который также погиб в лагере, а до этого подвергался аресту три раза, так что судьба не была милосердна к поэтессе и по линии замужеств. Более того, сын Лев провёл в лагерях более 10 лет, подвергаясь аресту и ссылке дважды.

Признание

Следующий важный этап биографии поэтессы – это 1914 год и выход сборника «Чётки», который переиздавался 9 раз в следующие 9 лет. Заметим, что выход сборника происходит во время Первой мировой войны, когда интерес к поэзии падал. Любовная лирика Ахматовой с тонкой примесью мистицизма нашла своего читателя, и именно этот сборник принёс Анне первое настоящее признание как поэтессы с большой буквы. Если «Вечера» читали всё больше гимназистки, то «Чётки» захватывают многих.

В отличие от большинства представителей литературы, Ахматова во время Первой мировой войны не испытывает патриотического экстаза. В стихах это времени проскальзывает боль, что не всем нравится. Это одна из причин провала сборника «Белая стая», который вышел в 1917 году накануне судьбоносных для России событий. Революция больно ударила по душе поэтессы, но на эти годы приходится и её личная драма – развод с Гумилёвым в 1918 году, хотя брак и трещал по швам ещё со времён сборника «Вечер». Позднее Гумилёв был арестован по подозрению в участии в «Таганцевском заговоре» и расстрелян в 1921 году.

Сложно судить об истинных причинах развода, точнее разлада в семье, ибо он случился ранее, но Ахматова никогда не говорила о Гумилёве плохо, даже в стихотворении «В том доме было очень страшно жить» , которое увидело свет в 1921 году, чувствуется нежность к Николаю.

Годы после первой мировой омрачились борьбой с туберкулёзом, она долго боролась с болезнью, но победила её.

30-40-ые годы

Жизнь продолжалась и следующий удар Ахматовой судьба наносит поэтессе в 1924 году, когда её перестают печатать. Вплоть до 40-го года не выходит ни одно издание со стихами Ахматовой, и поэтесса ищет себя на новом поприще – она занимается изучением творчества Пушкина и переводами, зарабатывая ими на жизнь после исключения из Союза писателей. Чёрные 30-ые годы проходит под знаком страха неизбежного ареста, но его нет, несмотря на то, что многих коллег и друзей Анны отправили в ГУЛАГ и это был лучший вариант. Говорят, Сталин неплохо отзывался об Анне, настолько неплохо, что это оградило её от ареста, но не настолько хорошо, чтобы дать поэтессе возможность нормально писать.

Арестован сын Лев, пропал Мандельштам и другие поэты, но судьба сберегла Ахматову в эту лихую годину. Поэма «Реквием» пишется поэтессой с 35 по 43 год, она является одновременно реквиемом по себе и завещанием для потомков. Поэма полна скорби и боли, поэтому для понимания творчества поэтессы её просто необходимо читать и перечитывать.

Война

Во время Великой Отечественной войны Ахматова продолжает писать, не склоняя голову перед властью, но преклоняясь перед защитниками Родины. Лучше всего об этом свидетельствуют строки, написанные в 1042 году во время блокады Ленинграда:

И ленинградцы идут сквозь дым рядами – живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Забвение, воскрешение и смерть

Последнее крупное произведение Ахматовой «Поэма без героя» пишется и правится с 1940 по 1965 год, в неё поэтесса вторично (после Реквиема) прощается с друзьями и эпохой. После войны и до момента смерти поэтесса не обласкана милостями властьдержащих, про неё словно забыли и она сама начинает забывать о себе, посвящая стихам всё меньше и меньше времени.

Восстановление в Союзе писателей в 1951 году уже мало значит для поэтессы, возможно, Анну Андреевну Ахматову больше порадовал домик в Комарово, который выделили ей в 1955 году. Там она нашла своё уединение, и ограничила круг общения. После 51 года Ахматову начинают снова печатать в СССР, но очень выборочно

Поэтессу в 1962 году выдвигают на Нобелевскую премию, но она проходит мимо, хотя это и факт международного признания. В 1964 году Ахматова получает литературную премию в Риме, а в 1965 стала доктором литературы в Оксфордском университете.

Скончалась Анна Ахматова в кардиологическом санатории Домодедова, куда поэтессу перевезли после инфаркта. Анна чувствовала приближение смерти, так по приезде в санаторий, она с сожалением сказала «Жаль, что здесь нет Библии».

Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко; 11 июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Судьба поэта была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (ее муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилев расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник ее жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилев провел в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери заключенных «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие ее произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. Ее имя еще при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Биография
Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи о русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
Семья. Детство. Учеба . Анна Ахматова родилась 23 июня 1889 года, в Большом Фонтане, близ Одессы. Ее предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату. Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Николаем Степановичем Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах Анна Андреевна училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).
Гумилев . Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-1916 жила у него в Царском Селе); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с Амедео Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев. В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Казимировича Шилейко (настоящее имя Вольдемар).

Первые публикации Анны Ахматовой. Первые сборники . Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна сделала попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 послала стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдала стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их опубликовали. По возвращении Гумилева из африканской поездки Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Под знаком растущей столичной славы протекала жизнь Ахматовой в 1913 году: Анна выступала перед многолюдной аудиторией на Высших женских курсах, ее портреты писали художники, к ней обращались стихотворные послания поэты. Возникли новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 вышел второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова написала поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
«Белая стая» . С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничила свою публичную жизнь. В это время она страдала от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Жан Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической». Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Андревна ввела в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод Владимиру Владимировичу Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные годы . Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой были отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвратилась к активной деятельности — участвовала в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публиковалась в периодике. В том же году вышли два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединила свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным.
Годы молчания. «Реквием» . В 1924 году новые стихи Ахматовой были опубликованы в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя был наложен негласный запрет. В печати появлялись только переводы, а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 были арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождили. В 1937 НКВД приготовило материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестовали сына Анны Андреевны. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который поэтесса два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предложили Анне ряд публикаций. Вышел ее сборник «Из шести книг», включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергся идеологическому разносу и изъят из библиотек.
Война. Эвакуация . В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова написала плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Написала много стихов, работала над «Поэмой без героя» (1940-1965) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х годов.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года . В 1945-1946 Анна Андреевна навлекла на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка Исайя Берлина. Кремлевские власти сделали ее наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы жизни . В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 был издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней ей позволили принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Творческая деятельность

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем. У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему.
Анна Андреева Горенко родилась 11 июня 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора. Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы. Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний - когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом. С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи. Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи. Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.
Первый стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки - Ахматова. Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество - родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем - в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева. Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги. Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник - «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность - сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим - в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой - Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

Последний опубликованный сборник
Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.
Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.
В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 - «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета. Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.
Основные достижения Ахматовой
1912 - сборник стихов «Вечер»
1914—1923 - серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.
1917 - сборник «Белая стая».
1922 - сборник «Anno Domini MCMXXI».
1935-1940 - написание поэмы «Реквием»; первая публикация - 1963, Телль-Авив.
1940 - сборник «Из шести книг».
1961 - сборник избранных стихотворений, 1909—1960.
1965 - последний прижизненный сборник, «Бег времени».
Интересные факты из жизни Ахматовой
На протяжении всей жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.
В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.
После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А это вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».
Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Кетова Александра. 10 класс

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МАОУ «Технологический лицей»

Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы

Выполнила Кетова Александра,

ученица 10А класса

Научный руководитель –

Микушева Т.А.,

учитель русского языка и литературы

Сыктывкар 2016

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I……………………………………………………………………….4

Глава II………………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………..32

Введение

В последнее время интерес к Серебряному веку значительно возрос, ведь долгие годы российский читатель не имел возможности в полной мере изучать творчество многих великих поэтов: Гумилева и Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. Особенно привлекает творчество Анны Андреевны Ахматовой. В 2012 году исполнилось 100 лет со дня выхода ее первого поэтического сборника «Четки». С этого времени в русской поэзии появилось новое великое имя. Ранние стихи Ахматовой отражают глубокий внутренний мир и индивидуальность поэтессы. Многие исследователи называют первые сборники Анны Андреевны лирическим дневником. В основе ранней лирики Ахматовой лежит акмеизм- литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Главным критерием акмеизма стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха.

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Для достижения цели нужно было выполнить следующие задачи:

  • изучить биографию поэтессы;
  • ознакомиться с историей создания сборников («Вечер» и «Четки»);
  • рассмотреть темы стихотворений;
  • проанализировать приемы и средства в стихотворениях.

В работе выдвинута следующая гипотеза: Анна Ахматова использует многие поэтические приемы и средства для создания особой интимности и камерности стихотворений, то есть для создания лирического дневника.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, интерпретация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I

1.1.Биография

Анна Андреевна Ахматова - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева, многие ее стихотворения посвящены ему. Поэтесса самого начала семейной жизни отстаивала духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые их публикуют. Когда Гумилев возвращается из африканской поездки (март 1911),Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение мужа своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. В 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. В то же время ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех.

Поэтессу признали отечественным классиком еще в 1920-х годах, однако она была подвергнута репрессиям и травлей как при жизни, так и более двух десятилетий после ее смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой - поэме «Реквием».

Перейдем к истории создания первых сборников поэтессы.

1.2.Сборник «Вечер»

Первая книга Анны Ахматовой «Вечер», содержащая 40 стихотворений, вышла в самом начале марта 1912 года, в Петербурге, в акмеистском издательстве «Цех поэтов». Чтобы издать 300 экземпляров, глава издательства, поэт и критик (и муж поэтессы) Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей.

Случилось непредвиденное: "Вечер", сделался главным событием сезона. Сборник никому еще вчера неизвестной Ахматовой вызвал восторг у читателей настолько, что все было раскуплено. Люди заинтересовались биографией автора. В общем, налицо были все признаки успеха.

Вечер - время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек. Таким образом, название ассоциируется с концом жизни перед вечной ночью. В сборнике «Вечер» Ахматова вспоминает детство, сравнивает пережитое с настоящим.

1.3.Сборник «Четки»

Рассмотрим второй сборник Анны Андреевны. Он тоже имел необыкновенный успех. Выход «Четок» в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным на всю Россию. Первое издание вышло тиражом – 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были одобрительными.

«Четки» – интимные переживания героини. Четки - это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии. Оба сборника носят интимный характер.

1.4.Работа с терминами

На протяжении всей своей жизни Анна Андреевна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы.

Для анализа стихотворений в сборниках Ахматовой необходимо рассмотреть такой жанр литературы, как дневник.

Дневник - совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» - параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Обратимся к дневнику как литературной форме. Он представляет из себя литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её.

Особенность дневника как литературного жанра:

  • предельная искренность;
  • достоверность, выражение своих чувств, как правило без оглядки на чьё-либо мнение;
  • хронологическая последовательность изображения событий;
  • отображение бытовых деталей, мира вещей.

Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности

Для анализа стихов Ахматовой необходимо еще обратиться к таким понятиям теории литературы, как характер, интимность, деталь.

Характер - художественный образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

Интимность - близость, задушевность, сокровенность, исповедальность, личность, дружественность, закадычность (Словарь русских синонимов)

Деталь.

Художественная деталь (фр. detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.

Рассмотрим приемы создания лирического дневника в сборниках Ахматовой во второй главе.

ГЛАВА II

Сборники «Вечер» и «Чётки» отличаются особой интимностью и камерностью, что позволило нам назвать их лирическим дневником. Мы рассмотрим следующие средства его создания: предельная искренность; достоверность, выражение своих чувств; хронологическая последовательность изображения событий; отображение бытовых деталей, мира вещей.

1.Предельная искренность.

В своих произведениях поэтесса откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую пропитаны криком ее души, в них прослеживается состояние автора.

2.Достоверность, выражение своих чувств.

Настроение лирической героини выражено через глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.

Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу ,

А сердце - пополам…

Странно вспомнить : душа тосковала ,

Задыхалась в предсмертном бреду.

А теперь я игрушечной стала ,

Как мой розовый друг какаду.

Задыхаясь, я крикнула : «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь , я умру ».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: « Не стой на ветру».

Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула : этот

Может меня приручить .

Наклонился - он что-то скажет ...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Хочешь знать , как всё это было ? -

Три в столовой пробило ,

И, прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила :

«Это всё... Ах, нет, я забыла ,

Я люблю вас, я вас любила

Ещё тогда!» -

«Да».

Молюсь, задыхалась, крикнула, отхлынула, любила - все эти глаголы рассказывают о внутренних переживаниях поэтессы, передают ее боль и страдания, радость и волнение, тоску и смятение.

3. Хронология

Биографические события

Стихотворения

Год

Училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов

Молюсь оконному лучу

1909

Вышла замуж за Николая Степановича Гумелева и жила с ним в Царском селе

Первое возвращение

1910

Первые публикации под именем «Анна Ахматова»

Любовь покоряет обманно

1911

Путешествовала с мужем по Парижу и Италии

  • Помолись нищей, потерянной
  • Мне с тобою пьяным весело

1910-1912

Вышел первый сборник стихов «Вечер» и родился сын Лев Николаевич Гумелев

Сегодня мне письма не принесли

1912

Личная драма поэтессы и поэта(Н.С.Гумелева)

  • Все мы бражники здесь, блудницы
  • Покорно мне воображенье
  • Столько просьб у любимой всегда

1913

Фактически распался брак с Гумелевым; вышел сборник «Чётки»

  • Я не любви твой прошу
  • В последний раз мы встретились тогда
  • Все как раньше: в окна столовой

1914

Переживания о пошатнувшемся браке

Будешь жить, не зная лиха

1915

4. Детали и мир вещей.

Особенностью лирики Ахматовой являются то, что поэтесса обычные вещи, предметы быта превращала в предмет поэзии.

Предмет

Отрывок из стихотворения

Значение

Вывод

Малина

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

любовь, защита, верность

Гумелеву было не по душе жить в любви и гармонии.

Перчатка

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца

Ахматова переживала эмоциональное потрясение

Вуаль

Сжала руки под тёмной вуалью...

Символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению

Поэтесса выбиралась из тьмы к свету

Трубка

Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушёл

Символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений

Муж забирает земные наслаждения с собой, оставляя героиню одну

Юбка

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней

Символ женственности

Анна Андреевна старается быть женственнее и элегантнее, пытаясь сохранить отношения с мужем

Вывод: ранние сборники стихотворений «Вечер» и «Четки» Анны Ахматовой действительно являются личным дневником поэтессы, отображающим события ее жизни, личные переживания и мир вещей, в окружении которых она находилась.

Заключение

Судьба Анны Ахматовой была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет. Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

В своих самых ранних произведениях поэтесса была откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую становятся криком ее души, в них прослеживается состояние автора. Настроение лирической героини помогают выразить глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.

Мы установили хронологическую последовательность в сборниках. Ахматова делает обычные вещи, бытовые детали предметом высокой поэзии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что первые сборники Анны Ахматовой действительно являются ее лирическим дневником, т.к. соответствуют таким критериям как предельная искренность, достоверность выражения своих чувств, хронологическая последовательность, отображение бытовых деталей, мира вещей.

Библиографический список

1. А.А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000

2. История русской литературы ХХ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х томах. – М.: Мнемозина, 2013

3. http://litved.rsu.ru;

4. http://uchitel-slovesnosti.ru;

5. http://referatwork.ru

6. http://literatura5.narod.ru

7. http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/

8. http://anna.ahmatova.com


Top